Природа радуги. Элементарные физические законы
Учёный Бекон хотел объяснить происхождение радуги с помощью доводов логики и разума. Он изумлял свою аудиторию, набирая в рот воду, а затем, выпрыскивая её дугой в луч солнечного света, в результате чего получались цвета, которые можно было видеть на небе.
Математические законы в контексте религии
Роджера Бекона осенило, что Божья чудесная радуга должна подчиняться тем же математическим законам отражения, которые открыл Альхазен. Это было опасное занятие, ведь математические законы рассматривались в контексте религии. Бекон переходил все границы. Он объяснял чудо естественными причинами. Для Бекона это было религиозным самоубийством.
«За то, что ты отрицаешь возможность существования чуда и утверждаешь, что происходящее является результатом произвола природы, ты будешь препровождён отсюда в место заключения», — Бекон был арестован и заточён в одну из парижских тюрем.
Он провёл в своём узилище более двух десятков лет, занимаясь наукой и писательской деятельностью. Роджер Бекон умер спустя два года после своего освобождения, но, несмотря на все усилия церкви предать забвению труд учёного, его наследие продолжало жить.
Он не только описал такое явление как природа радуги, как результат преломления и отражения света в капельках воды, но и применил стеклянные линзы в качестве способа улучшения зрения. Со временем о Беконе стали вспоминать, как о враче Мирабилисе, удивительном наставнике.
Такие религиозные мыслители, как Бекон, толкали церковь в бездну кризиса, которую она сама себе предуготовила. Католическая церковь переживала кризис, миллионы верующих становились богоотступниками, протестуя против власти Папы.
И ставкой в этой яростной борьбе был расчёт времени прихода Пасхи. Для католической церкви контроль над ежегодно проводимыми религиозными обрядами был важнейшим наглядным проявлением её власти, её законности, её боговдохновенности.
Свет – как технический приём для контроля и проявления власти
В этой обстановке свет оказывался техническим приёмом, позволявшим церкви решать свои проблемы, устанавливая порядок в морально павшем, распущенном, хаотическом мире. Для христианской церкви календарный год выстраивался вокруг самого важного из христианских праздников — Пасхи.
Для верующих Пасха олицетворяла собой тот удивительный момент, когда мир погружался в темноту после смерти Сына Бога, и снова озарялся светом после его чудесного воскрешения. Сейчас церковью предписано отмечать Пасху в первое воскресение после первого весеннего полнолуния.
В католической церкви царил хаос, она была не в силах предсказать момент наступления Пасхи. Без точной системы исчисления равноденствия на будущую весну, Пасха отмечалась на несколько недель позже. Это неумение точно предсказать приход Пасхи становилось очевидным доказательством слабости церкви.