Головные уборы женские русские народные: Купить народные головные уборы

Содержание

Русские народные головные уборы — это… Что такое Русские народные головные уборы?

Русские народные головные уборы, как в любой традиционной культуре, имели четкую дифференциацию. Некоторые его формы отмирали с течением времени, другие сохранились до ХХ века.

Женский головной убор

Наиболее роскошным являлся женский головной убор. По его деталям часто можно было узнать, откуда владелица, ее возраст, семейное и классовое положение.

В первую, очередь, четко различался девичий и женский («бабий») головной убор. Незамужние носили более скромные уборы; также для девичьего убора была характерна открытая макушка и волосы на виду (пример — обруч, повязка), в то время, как замужние прятали волосы целиком.

Женский головной убор всегда сочетался с прической. Девушки носили 1 косу, а замужние крестьянки — плели 2, оборачивая их вокруг головы или укладывание в пучок.

Надевание какого-либо головного убора впервые часто сопровождалось определенными обрядами.

Список

А

  • Асечка — мужской головной убор из меха соболя. Круглый, плотно примыкавший к голове, с небольшим околышем, без ушей. (XVIII-нач. XX вв., Западная Сибирь)
    [1]
    .

Б

  • Банты, махры — девичий головной убор на лоб, полоса шелка или позумента, завязанной бантами, в складку. На затылке завязывалась тесемкой. К краю пришивалась бахрома из гаруса-махры или перья селезня, на складки пришивались блестки, пуговицы. Ленты спускались до середины лопаток (Рязанская, Тульская, Калужская губерния). Под тем же названием — шелковая или кумачовая лента, прикалывавшаяся или пришивавшаяся к головным уборам[2].
  • Барлова — мужской головной убор из «барловых шкур» (осенних шкур домашних и диких коз, сохатых, волков). Круглая шапка с невысоким околышем без ушей. (Енисейская губерния, с 18 века)[2].
  • Бархатка — женский головной убор типа кокошника из красного штофа или бархата на холщовой или ситцевой подкладке. Жесткая шапочка с круглым верхом и зауженным к затылку околышем. (Архангельская, Вологодская губ.)
    [2]
  • Бархатник — женский головной убор типа кокошника цилиндрической формы, имел плоский овальный или круглый верх. Шился из парчи и бархата на твердой основе с подкладкой из холста, ситца. Спереди украшался полосой позумента, сзади к нижней кромке крепились ленты, 4 кисти из шелка или гаруса под названием «батоги», около висков закреплялись шерстяные помпоны. Надевался поверх сборника — шапочки из тонкой ткани[2].
  • Безумент — яркий шелковый платок, сложенный по диагонали широкой ленты. Им «окручивали» невесту после венца перед свадебным обедом. Укладывали вокруг повойника. (19-20 век, Енисейская губ.)[2].
  • Башлык
  • Боровая — праздничная зимняя круглая шапка из сукна с широким околышем из бобра (Енисейская губ., с 18 века)[2].
  • Борушка, морхатка, моршень, сборник — головной убор замужних женщин, относящийся к типу кокошников-сборников
    [2]
    .
  • Бочка — головной убор просватанной девушки, обруч из бересты или проклеенного картона, обтянутый позументом, внутри — набойкой или ситцем (Пермская губ.)[2]
  • Бриль — мужской головной убор, соломенная шляпа с низкой плоской тульей и прямыми широкими полями (Курская губ., 19 в.)[2]
  • Бурк — мужской головной убор из меха лисицы, круглый, с небольшим околышем, плотно обле­ гавший голову, без ушей (Тобольская губ., с 18 века).

В

  • Валенка, ермолка, еломок — мужской головной убор из валяной овечьей шерсти в форме усеченого конуса[3]
  • Венок[3] — девичий головной убор по принципу обруча, мог украшаться не только живыми, но и искусственными цветами.
  • Венчик, венец[3], увясло — девичий головной убор, узкая полоска металла или материи, охватывающий голову и скреплявшийся на затылке, которым придерживались распущенные волосы или коса
  • Верхуша — женский головной убор типа кички[3]
  • Волосник — сетка для волос с околышем из золотных или вышитых золотом материй.
  • Воля — шелковая лента, вплетавшаяся в девичью косу, обрядово расплеталась при свадьбе[3]
  • Вывод — головной убор замужних женщин[3]

Г

  • Галстинка — девичий головной убор, платок, сложенный в виде повязки[4].
  • Голова — женский головной убор типа кокошника, состоял из кокошника, налобни­ка, позатыльника, платка[4].
  • Головное — женский головной убор[4].
  • Головной — женский головной убор типа кокошника[4].
  • Головодец — см. коруна[4]
  • Гречишник, гречневик, гречник, гречушник — мужской головной убор для весны, лета, осени из коричневой вяленой овечьей шерсти в форме высого цилиндра
    [4]
    .

Д

  • Девичья краса — праздничный девичий головной убор в виде украшеной ленты[5].
  • Долгуша, пыжик — мужской головной убор из меха оленя или тюленя, круглая шапочка с длинными наушниками (Архангельская, Вологодская, Пермская губ., Зап. Сибирь). Носилась вместе с малицей[5].
  • Дымка, дынка — часть головного убора невесты, фата[5].

З

  • Здоровканье — головной убор типа сборника[6]
  • Золотнуха — девичий головной убор в виде полосы позумента[6]
  • Зундвест, зундвст, зюндвест, зюндвст, зюдвес — мужской головной убор из парусины, пропитанной олифой (рыбаки Белого моря)[6]
  • Зырянка — мужская шапка из сукна с четырехугольным дном[6].

К

  • Кабардинка — мужской головной убор в виде круглой суконной шапочки с узкой меховой опуш­кой
    [7]
    .
  • Каблучок
  • Каптур — женская уличная меховая шапка, круглая, с лопастями, закрывавшими затылок и щеки
  • Кардонка — девичий головной убор, обруч из картона, обтянутый тканью (Тобольская губ.)[7]
  • Картуз, фуражка
    • Картуз норвежский — с двумя козырьками, спереди и сзади[7]
  • Катанушка — мужская шляпа из валяной шерсти (Енисейская губ.)[7]
  • Кика, кичка — наиболее распространенный повседневный головной убор. (Ее элементы — чело, рясы, задок).
    • Головка — кика новгородская
  • Кищонка — девичий и женский сложносоставный головной убор (Воронежская губерния)[7]
  • Клеёнка — девичий головной убор[7]
  • Кокошник
    • Златоглав — однорогий (одногребенной, одногребенчатый)
    • Шеломок — двурогий (двугребенной, двухгребенчатый) «Златоглав»
  • Кокуль — девичий и женский головной убор для зимы из меха в виде капора (р. Анадырь)[8].
  • Колпак — древнейший вид убора, носился всеми[8]
  • Колпачок, кружочек — головной убор просватанных девушек и молодых женщин[8]
  • Комок — головной убор замужних женщин, платок, сложенный на угол (Вологодская губ.)[8].
  • Конура — головной убор просватанных девушек, богато украшенный обруч[8]
  • Коруна, головодец — девичий головной убор, богато и сложно украшенный венчик
  • Косицы — часть головного убора молодой девушки или женщины, пучки из перьев селезня или черного конского волоса из гривы, пришитые к красной тесемке.[8]
  • Косник, накосник — девичий головной убор, вплетенная в косу золотная нить, либо треугольная привеска, богато украшенная.
  • Косынка
  • Косыня[8]
  • Косяк[8]
  • Котелка[8]
  • Краган — мужской головной убор из сукна домашней выработки в виде капюшона (Тобольская губерния)[9].
  • Красот, красота — головной убор невесты в виде обруча из бересты или картона, обтянутый тканью[9]
  • Красота, красотина — девичий головной убор в виде суживающейся к концам полосы ткани[9]
  • Крашеные перья, крючки, пучки — головной убор просватанной девушки и молодой женщины[9].
  • Кружок — головной убор девушек и замужних женщин[9].
  • Кубашка — зимняя мужская шапка из серой овчины, круглая, плотно облегавшая голову (Псковская губ.)[9]

Л

  • Латушка
     — головной убор мужчин и замужних женщин[10]
  • Ленда, риска бездонная — девичий головной убор, сетка из жемчуга или бисера, низанных на конский волос (Тверская губ.).[10]
  • Ленка — девичий головной убор из полосы шелковой ткани или позумента, проклеенной с картоном, украшенной спереди бисером, блестками (Тамбовская губ.)[10].
  • Лента — девичий головной убор, обвивала лоб[10]
  • Лентка — девичий головной убор в виде полосы кумача[10]

М

  • Маковочки — головной убор замужних женщин, относящийся к типу повойников[11].
  • Малахай — мужской головной убор, использовавшийся в некоторых районах России и как женский, из овчины, телячьей, оленьей шкуры, меха лисицы, бобра, барсука, волка, а также из сукна, верверета. Шапка с четырехугольным, реже остроконечным верхом из сукна, с четырьмя клапанами[11].
  • Малоголовка
     — головной убор замужних женщин в виде шелковой косынки (Вологодская губ.)[11]
  • Мартушка — головной убор замужних женщин, представлявший собой платок, сложенный по диагонали (Курская губ.)[11]
  • Махрёнка — головной убор замужних женщин, относящийся к типу кичкообразных. (Калужская и Тульская губ).[11]
  • Мезенка — девичья или женская шапка из меха в виде капора, завязывавшегося под подбородком лентами (Архангельская губ.)[11].
  • Моршень — головной убор замужних женщин[11].
  • Моховик — головной убор замужней женщины типа кичкообразных головных уборов[11].

Н

О

П

  • Папаха — встречается у казаков[14]
    • Кубанка — низкая папаха
  • Пелена — платок[14]
  • Пеленка — платочек[14]
  • Перевязка — девичий головной убор из полоски тяжелой ткани (парчи, вышивки) с завязанными концами, либо из свернутого платка со свисающими концами
    [14]
    .
  • Перевязник[14]
  • Перевязочка (р. Онега)[14]
  • Перевязь (р. Олонецкая губ.)[14]
  • Платок, плат[14]
  • Повило[15]
  • Плачея — убор просватанных девушек
  • Повойник, повой[15], подбрусник — легкая нижняя либо непарадная шапочка из мягкой ткани, под которую убирались волосы.
  • Повязка[15]
  • Подбирушка (Олонецкая губ., южные территории)[15]
  • Подвязальник (Тобольская губ.)[15]
  • Позатыльник — подготовительный элемент головного убора из бисера или из ткани, подвязывался сзади на затылок под любые кичкообразные головные уборы.
  • Подзаушник — украшение в виде кистей (Рязанская губ.)[15]
  • Подпластик, павлины, платок на грамотке, подпластник — девичий головной убор, со­ стоявший из поднизи, платка и «чехров»[15].
  • Подубурусник[15]
  • Позявник (Орловская губ.)[15]
  • Покрытка (Курская губ.)[15]
  • Полотенце[15]
  • Полуголовка (Вологодская губ.)[15]
  • Похватка (Калужская, Рязанская и Тульская губ.)[16]
  • Поцепошник[16]
  • Почелок, подчелок[16]
  • Пошиши[16]
  • Привеска[16]
  • Платок (накинут на кокошник)

С

  • Сборник
  • Сорока
    • Золотоломка — богато вышитая свадебная сорока

Т

У

  • Убрус, шлык — полотенчатый, богато вышитый головной убор, закалывавшийся специальными булавками
  • Убрус (поверх кокошника)

Ф

  • Фата — платок

Ш

  • Шапка горлатная — высокая боярская меховая шапка
  • Шапка-ушанка
  • Шапка женская — обычно меховая, с тряпичным верхом
    • Шапка столбунец — высокая, напоминающая мужскую горлатную, но с сужением кверху и дополнительной меховую опушкой на затылке.
  • Шляпка — проникла поздно

Ч

  • Чело, челка — девичий головной убор, обивающая лоб лента, украшенная шитьем, жемчугом

Примечания

Литература

Ccылки

Народные головные уборы (97 фото)

Головной убор «коруна»


Головной убор «коруна»


Традиционный русский кокошник


Вологодский кокошник


Кика Кичка


Венец головной убор


Мордовский кокошник


Красавица в кокошнике


Боярский кокошник


Мордовский кокошник


Кичка головной убор


Кичка сорока и повойник


Сорока, Кичка, кокошник


Кокошник с цветами


Кокошник Княжна


Кокошник сорока повойник


Кичка сорока кокошник повойник


Кокошник Калинка


Россия кокошник Ольга


Голубой кокошник Ярославна


Головные уборы русского севера


Кокошник головной убор


Кокошник «Пелагея», красный


Кокошник «Анна», красный


Костромской кокошник


Старославянские головные уборы


Традиционный русский головной убор


Русские народные девушки


Девичий головной убор


Кокошник «Валенсия»


Ольга Пашкина кокошники


Русский народный головной убор кокошник


Кокошник старинный


Казачий головной убор женский


Русская красавица в кокошнике


Головной убор русской красавицы


Кокошник «Елена» (красный)


Кокошник в русском народном стиле


Корона кокошник


Славянские головные уборы женские


Русские красавицы в национальных костюмах


Агнешка Осипа польский художник


Галина Сергеевна в кокошнике


Русский народный костюм корона


Славянский кокошник


Костюм русской красавицы


Кокошник сорока повойник


Кокошник «Императрица» 4299836


Русская корона кокошник


Русские народные кокошники женские


Головные уборы княжны Мэри летний


Анна Павлова в кокошнике


Русская девушка в kokoshnik. Русская, kokoshnik.


Очелья Озджан


Кокошник головной убор


Сорока, Кичка, кокошник


Кокошник русский народный


Головной убор сорока кика


Русский народный костюм Орловской губернии


Османова Мария


Костюм русской красавицы


Кокошник с бусинами


Русский костюм женский


Кокошник головной убор


Повязка на голову русская народная


Кокошник русский народный


Кокошник красный


Головной убор повязка


Кичка сорока и повойник


Боярский кокошник


Повойник головной убор древней Руси


Головной убор русский народный дети


Очелье древняя Русь


Кокошник «Яна Снежная»


Костюм русской красавицы


Кокошник головной убор


Царевна Несмеяна в короне


Кокошник русский народный


Вологодский кокошник


Маргарита Семенякина кокошник


Кичка сорока и повойник


Головной убор


Кокошник хозяйки медной горы


Кокошники и повойники


Национальные Свадебные головные уборы


Костромской кокошник


Русский головной убор женский Уральский


Кокошник русский народный


Головные уборы русского народного костюма


Мордовский кокошник


Кичка головной убор


Кокошник царевны Несмеяны


Кокошник венец коруна


Карельский кокошник


Кокошник зеленый


Батик кокошник «Царевна»


Архангельский кокошник

Женский русский народный костюм — Щи.ру

Русские национальные костюмы незамужних девушек и замужних женщин сочетают в себе гармоничное сочетание нескольких предметов одежды, выполненных в едином стиле. Благодаря использованию различных техник вышивки и материалов в нём отображено богатство культуры России, красота её природы и глубина художественных связей. 

По утверждению учёных традиционный русский костюм начал складываться в XII веке, когда чаще всего для пошива использовали шерсть простого переплетения и домотканый холст. Но уже с XIX века их шили из шелков, ситца, атласа, кумача и цветного кашемира. Большой популярностью пользовалась парча, украшенная различными растительными орнаментами. Народный женский костюм отличался многослойностью, яркостью и богатой отделкой. 

Основные детали русского народного костюма красен девиц:

Кокошник. Женский головной убор русского костюма

Разнообразие женских головных уборов было ещё одной отличительной чертой традиционного убранства. Именно с его помощью ансамбль смотрелся завершённым и гармоничным. 

Замужние женщины и незамужние девушки носили разные головные уборы. Между собой они отличались не только кроем, но также наличием разного количества декоративных элементов и вышивки. Кроме этого незамужняя девушка могла оставить часть волос открытыми, что было запрещено замужним женщинам.


Русский народный платок

Платок был неотъемлемой деталью народного костюма замужней женщины. Именно его надевали поверх кики, которую носили лишь по большим праздникам. Первыми стали носить тканные платки, под которыми носили тёплые шапочки. Пуховые изделия дарили на свадьбу, поскольку после венчания для женщины было огромным позором выйти на улицу с непокрытой головой.


Русская народная женская рубаха

Это основа традиционного наряда. Хлопковые и льняные, а также более дорогие шелковые обеспечивали комфорт во время выполнения повседневной работы.

Мастерицы украшали их различной вышивкой, лентами, тесьмой, блёстками, аппликацией. Часто вся нагрудная часть была расшита красивой вышивкой, узоры и цветовая гамма которой отличались в разных губерниях.


Русский народный сарафан

Русские красавицы носили сарафаны прямого кроя, а также распашные и глухие модели. Чаще всего встречались изделия зелёного, красного и тёмно-синего цветов. Также девушки имели свадебные и праздничные сарафаны, для пошива которых использовались шелк или парча.


Русские народные женские сапожки

Туфли без каблука из цветной кожи женщины носили в праздничные дни. Повседневной обувью были сапоги и башмаки, для пошива которых использовали не только натуральную кожу, но также бархат и парчу. С конца XVI века в моду вошла обувь на каблуках.

Русский народный головной убор — 99 фото

Архангельский кокошник


Костромской кокошник


Кокошник девичий


Аргунов женщина в кокошнике


Повойник головной убор


Кокошников Михаил


Кокошник «Валенсия» 4299830


Костюм русской красавицы


Кокошник Ярославна


Кокошник Московской губернии


Головной убор «коруна»


Очелье головной убор Славянский стиль


Кичка сорока кокошник повойник


Кокошник Княжна


Сорока, Кичка, кокошник


Головной убор русской красавицы


Традиционный русский кокошник


Марина Рябинкина


Кокошник жемчужный


Наталия Тихомирова кокошник


Кокошник головной убор


Национальные Свадебные головные уборы


Девушка в кокошнике


Русские народные кокошники женские


Русская девушка в kokoshnik. Русская, kokoshnik.


Традиционный русский головной убор


Девичий головной убор


Повойник (очипок).


Боярский кокошник


Боярский кокошник


Головные уборы в русском стиле


Головной убор


Рита Флорес кокошник


Мордовский кокошник


Рита Флорес кокошник


Русский головной убор женский


Белорусский национальный головной убор


Женщина в русском народном костюме


Девичья повязка


Сорока, Кичка, кокошник


Русский национальный костюм


Боярыня Морозова кокошник


Кика Кичка головной убор


Русский народный костюм корона


Украинка в национальном костюме


Андрей Алексеевич Шишкин картины кокошник


Головной убор


Головной убор


Донская казачка головной убор


Повойник, Кичка, кокошник


Фотошоп девушек в кокошниках


Вологодский кокошник


Кичка головной убор


Кокошник русский народный


Кокошник головной убор


Маргарита Семенякина кокошник


Кокошник «Яна Снежная»


Белорусский национальный головной убор женский


Светлана Лемешко кокошник


Кокошник Морозко


Кокошник «Елена» (красный)


Народные головные уборы мордвы


Русский кокошник


Наряд русской красавицы


Кокошник мастер класс для детей


Кокошник головной убор


Русский кокошник


Кокошник кика сорока Кича поворник


Батик кокошник Забавушка


Костюм русской красавицы


Головной убор повязка


Татьяна Домбровская кокошники


Уральский национальный кокошник


Кирилл Минцев кокошники


Кокошник детский


Национальные головные уборы народов Поволжья


Головной убор поневного комплекса


Кокошник русский народный


Народные головные уборы женские


Кокошник царевны


Украшения мордовских женщин


Сокоешник это


Девичий головной убор


Кокошник «Анна», красный


Костюм русской красавицы


Анна Павлова в кокошнике


Кокошник Боярыня


Кокошник головной убор


Русский кокошник


Кокошник головной убор


Царевна Несмеяна в короне


Сорока повойник


Мордовский кокошник


Славянские головные уборы женские


Вологодский кокошник


Вологодский кокошник


Кокошник детский


Кокошник «Елена» (зеленый)


Плачея головной убор

Русские головные уборы женские своими руками

По мнению некоторых историков, идея кокошника была привезена византийскими купцами. Как бы там ни было, он считается традиционным русским головным убором. Замужние женщины на Руси с непокрытой головой не ходили. “Опростоволоситься” считалось и грехом, и позором. А кокошник считался привилегией незамужних девушек. При этом волосы частично открыты — для молодых девушек это было допустимо. Праздничный кокошник поражал своей нарядностью и красотой. Его расшивали жемчугом, украшали, насколько хватало фантазии. По этой причине большой и широкий головной убор был доступен только девицам из состоятельных семей. В статье рассмотрим, как изготовить русские головные уборы женские своими руками.

к содержанию ↑

Технология выполнения

По своей форме головной убор напоминает веер:

  • Изготавливают самодельный кокошник из тонкого картона или с применением ленты из металла.
  • Основу делают из различных видов текстиля — холста, кумача, парчи или бархата.
  • Верхняя часть украшается так, как подсказывает фантазия мастерицы. Искусственный и натуральный речной жемчуг, стеклярус, бусы, парча, бисер, цветы — этот список можно продолжать и дальше.
  • С обеих сторон пришиваются ленты, которые нужны для того, чтобы надежно зафиксировать готовое изделие.

Важно! Есть кокошники с плетеным украшением, закрывающим весь лоб. Иногда изделие выполняют так, что полупрозрачная ткань полностью прикрывает волосы сзади.

Рассмотрим 2 техники изготовления: простую и несколько более сложную.

к содержанию ↑

Вариант 1

Этот вариант изготовления русского головного убора связан со сборкой изделия из картона:

  • Выполните выкройку. Это совсем несложно, даже если у вас нет и намека на художественные способности.
  • Используя полученное лекало, перенесите контур на картон. Это — основа гребня. Далее полученный каркас будет использоваться как выкройка для изготовления из ткани передней и задней части головного убора. Из тканей лучше всего использовать атлас, парчу или сатин.

Важно! Вырезая детали из текстиля, обязательно учтите припуски на швы (1-2 см).

  • Предположим, вы хотите декорировать готовое изделие текстилем. Вырежьте из ткани цветы, звезды, геометрические фигуры.
  • Наклейте полученный декор на дублерин — для дополнительной жесткости.
  • Сшейте вместе переднюю и заднюю половины чехла, вырезанные из ткани. Материал перегибайте при этом внутрь. Оставьте нижний край не прошитым, чтобы можно было вывернуть изделие и надеть на каркас.
  • Наденьте чехол, сшитый из материи, на каркас из картона. Зашейте нижнюю часть. Можно выполнить это вручную.
  • С двух сторон пришейте резинки или ленты, которые будут удерживать на голове всю конструкцию.
  • Прикрепите декор. Украшают кокошник по направлению от краев к центру.

Важно! Не переусердствуйте с украшениями. Картон — не слишком прочный материал, поэтому большую тяжесть он вряд ли выдержит.

  • Если вы владеете техникой бисероплетения, украсьте лобную часть тонкой сеточкой из бисера.
к содержанию ↑

Вариант 2

Это — техника изготовления русского женского головного убора своими руками на каркасе из металла.

Итак, вам понадобятся:

  • Стальная 3-миллиметровая проволока.
  • Толстый картон.
  • Плоскогубцы.
  • Парча.
  • Ленты.
  • Декор.

Последовательность действий такая:

  1. Изготовьте из проволоки обод. Чтобы изделие получилось красивым, нужно, чтобы форма была выдержана идеально.
  2. Вырежьте из картона основу. Это — та часть изделия, которая прилегает к голове.
  3. Выкроите из ткани 2 детали основы. Нужно сделать это заранее, поскольку, когда основа будет пришита к ободку из металла, вряд ли удастся сделать точные выкройки.
  4. Пришейте основу из картона к металлическому ободку. Шаг стежка составляет 5 мм. Более частые стежки делать не нужно, поскольку картон попросту разорвется.
  5. По такому же принципу выполните верхнюю часть головного убора (гребень). После того, как все выполнено, пришейте его к проволочной основе.
  6. Сшейте все детали из ткани в единое целое. Аккуратно наденьте на основу.
  7. Пришейте нижнюю основу, а затем — ленточки.
  8. Последний этап — украшение уже готового изделия. Русский народный головной убор для девочки своими руками можно украсить так, как подскажет ваша фантазия.
к содержанию ↑

Видеоматериал

Вот так просто вы сможете создать оригинальный и милый кокошник для себя или своей дочки для тематического праздника. Ничего сложного в этом нет — попробуйте, и убедитесь.

Поделиться в соц. сетях:

Презентация по ИЗО 5 класс «Женские головные уборы на Руси»

Текст этой презентации

Слайд 1

Учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ №26 г.Сургут Гумерова Вера Александровна
Женские головные уборы на Руси

Слайд 2

В старину на Руси девушки и женщины любили роскошные наряды не меньше, чем сегодня. Особое внимание уделялось головным уборам. Их делали их лучших тканей, украшали серебряным и золотым шитьём, пайетками, бисером и жемчугом.
Названия девичьих головных уборов очень разнообразны: лента, венец, венчик, повязка, почёлок, коруна, головодец, тканка  и другие. Материал, который шел в дело разный: ленты, кусок парчи или ткани, сложенный в виде ленты платок, прямоугольник из березовой или липовой коры с завязками венок из живых или искусственных цветов. Особенно торжественный, праздничный головной убор – коруна. Делали ее на каркасе из металлической проволоки.

Слайд 3

В русском народном костюме особое место занимал женский головной убор. Глядя на него можно было определить, из какой местности его владелица, сколько ей лет, её общественное и семейное положение. 

Слайд 4

Традиционно форма русского народного головного убора сочеталась с причёской. Девушки заплетали косу, а их головной убор чаще всего выглядел как перевязка или обруч с открытой макушкой. 

Слайд 5

Кичка – часть кичкообразного головного убора на твёрдой основе. Кички отличались разнообразием фасонов. Они были рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала – фантазийность решений были безгранична 

Слайд 6

Сорока – так называлась верхняя украшенная головного убора. Она изготавливалась из ткани и натягивалась на кичку.  

Слайд 7

Кокошник в отличие от сороки был только праздничным головным убором, в том числе и свадебным. В северных губерниях его часто украшали жемчугом. Если кичку носили крестьянки, то купчихи и мещанки одевали на голову кокошник. 

Слайд 8

Головные уборы женщин на Руси были разными у замужних и незамужних
Переходя из одного социального состояния в другое, становясь мужней женой, женщина меняла головной убор. В словаре Даля об этом написано:  “На парне да на мужике все та же шапка; а девка простоволоса, женка покрыта”. Как уже говорилось выше, замужние женщины заплетали две косы и укладывали их на голову, одевая сверху такой головной убор, чтоб скрыть под ним все волосы. Женский головной убор был сложной, можно сказать, многослойной конструкцией. Популярнейший на Руси  «модный журнал» «Домострой» рекомендовал молодой жене носить кику, под ней повойник (подубрусник) с подзатыльником и волосник.

Слайд 9

Слайд 10

Список использованных источников
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%83%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B
http://www.kulturologia.ru/blogs/240415/24247/
http://www.karakyli-shop.ru/blog/8/

«Живая нить народного костюма. Женской головки убор»

Виртуальное занятие в клубе «Берегиня»

Любой народный костюм – это исторически сложившаяся символическая система, в которой каждый предмет имеет свое значение и несет определенную смысловую нагрузку. Головной убор издавна считался неотъемлемой частью русского национального костюма и имел символическое значение. Для наших предков головной убор, как и весь народный костюм, был «говорящим». Женский головной убор служил как бы визитной карточкой, по нему можно было узнать, кто его владелица, откуда она, ее возраст, семейное положение (женщина, вдова или девушка), социальную принадлежность. По головному убору просто можно было отличить девушек на выданье от замужних женщин. По богатству отделки головного убора и материала, из которого он был сделан, можно было судить и о достатке хозяйки. Головной убор выступал как зрительное и логичное завершение женского народного костюма. В дореволюционной России видов традиционного головного убора – прежде всего женского – было около полусотни, и разнообразие причудливых фасонов, форм, материалов и украшений составляет одну из самых интересных страниц истории отечественного костюма.


Говоря о головных уборах, следует начать с того, что под ними скрыто, с традиционной русской женской прически. Единственной русской прической незамужних барышень была одна коса. Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, в 13-16 лет. Даже старым девам не разрешалось носить другую прическу. Они тоже плели косу, но могли покрывать голову платком. Молодые же девушки с удовольствием украшали себя, вплетая в косу ленты. Лента в косе – знак того, что девушка на выданье. В наряде замужней русской женщины головной убор играл самую важную роль, так как по понятиям того времени женщина не должна была показываться с открытыми волосами. Даже родственники не составляли исключения. Считалось, что женские волосы обладают колдовской силой, что выставленные напоказ волосы замужней женщины могут притянуть горе не только к ней, но и ко всем окружающим. Головной убор являлся символом добропорядочности: «опростоволоситься», остаться с непокрытой головой, было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы убор. Это было самым тяжелым оскорблением. Обычай соблюдался так строго, что в Новгороде некоторые женщины стали брить волосы, однако против этого восстала церковь, и бритье вышло из употребления. Обычай строго соблюдался даже в начале XIX веке. Замужние женщины носили обязательно две косы. Этому придавали магический охранный смысл. По легенде, правая коса предназначалась Богу, левая – дьяволу, и от того, кто перетянет, зависело, попадет женщина в рай или в ад. Две косы – пара, чтобы не овдоветь, одной не остаться. Заплетенные таким образом волосы укладывали на голове, а затем покрывали одним из женских головных уборов так, чтоб даже прядка не выбивалась. Распущенные же волосы и для девушек, и для женщин возможны были только в ситуациях, которые считались «пограничными» между миром реальным и потустороннем – во время гаданий или занятий «магией», в родах, на похоронах родителей, в ходе свадебных обрядов.

Русские головные уборы наиболее ярко отражали возрастные и социальные особенности владелицы. Возрастные различия отмечались в головных уборах, начиная с детства. Девочки носили в косе гарус или косник (накосник) – вплетенные в косу золотые нити, ленты, завершающиеся треугольными подвесами.

Эти пластины были достаточно жесткие и украшались очень богато вышивкой, бисером, золотными кружевами. А девочки из боярских семей носили косники с жемчугом и драгоценными камнями. Девушки, достигшие зрелости, украшали косу лентой. В северных губерниях девушки во время свадьбы, на гуляниях и на вечеринках всегда ходили в старинном наряде: шелковых штофных шубейках или полушубках и юбке, что составляло так называемую пару, и в повязках – головном уборе, украшенном вышивкой жемчугом, рубленым перламутром, бисером, цветными стеклами, ювелирными вставками, золотным шитьём и кружевами, позументом, блёстками. Этнограф П.С. Ефименко пишет: «… невесты обязаны быть в повязке и паре, так что у которой нет её, та занимает её на стороне. Этот наряд, то есть пару и повязку, каждая выходящая замуж девушка передает после свадьбы своей следующей за нею по летам сестре, и уже последняя сестра берёт его себе в виде приданого». Формы головных уборов были весьма разнообразны даже в соседних районах. При всем разнообразии названий головных уборов русских девушек, они были очень похожи друг на друга. И в основе лежал один, древнейший девичий головной убор – венок из цветов или других растений. В своей основе этот головной убор представлял более или менее широкую повязку, завязывающуюся сзади. Макушка и спадающая на спину коса оставались непокрытыми. Названия девичьих головных уборов очень разнообразны: лента, венец, венчик, повязка, почёлок, коруна, головодец, тканка и другие. Девичью косу и лоб обычно обвивала лента или повязка.

Головные повязки девушек-невест вообще являли собой маленькие короны. Делались они как из домотканых, так и из покупных заморских товаров, таких как парча и позумент, штофная ткань, из полос кумача с богатым шитьем золотой нитью. Были они широкими, на плотной основе. Иногда декорировались спускавшейся на лоб поднизью или ряской из речного жемчуга, рубленого перламутра, бисера. В более ранних головных уборах идею связи неба и земли несли рясны ( жемчухные или бисерные подвески, которые крепятся к головному убору и располагаются с двух сторон – слева и справа), заканчивающиеся колтами (височными подвесками в форме слегка выпуклых круглых пластин или звезд). Они символизировали дождевые струи, падающие с неба на землю и оплодотворяющие её. Форма девичьего убора – круг или полукруг, различной вышины – в зависимости от материала. Часто на голову девушки надевали венец – обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой золотой тканью. 

Венец имел несколько форм. Главное их различие заключалось в том, что одни были сплошными, твердыми, а другие – прорезными, гибкими. Твердые венцы в виде подковы обрамляли лицо, подобно нимбу. Венец мог иметь зубцы – треугольные или четырехугольные. Венец, у которого была приподнята передняя часть, назывался очельем. Как правило, все они украшались вышивкой жемчугом или белым бисером. 

Плачея – промежуточный между девичьим и женским головными уборами. Его надевали просватанные девушки перед свадьбой. Самым торжественным из всех девичьих уборов была коруна – твердый венец в виде хора (выпуклого обруча) с прорезным узором.


По своей форме коруна – сложный головной убор, состоящий из органично связанных между собой обода и венка. К твердому ободу, сделанному из проклеенной слоями бумаги, иногда на каркасе из проволоки, и обтянутому хлопчатобумажной тканью или набойкой, прикреплялся венок (венец) – декоративно насыщенная прорезная полоса с волнистыми краями. В северных губерниях такой венец делали с зубьями-«городками», и он действительно напоминал корону. Коруна была исключительно ритуальным убором, который невеста носит перед венчанием. Такие головные уборы должны были демонстрировать потенциальным женихам благосостояние семьи невесты и способствовать удачному замужеству. Долгое время существовал обычай венчать невест в жемчужных венцах, но так как, в связи с уменьшением количества речного жемчуга в реках к ХVIII веку, они редко у кого были, их брали напрокат за плату. Переходя из одного социального состояния в другое, выйдя замуж, девушка меняла свой девичий головной убор на головной убор замужней женщины, который она должна была носить, не снимая, всегда и везде, даже в собственном доме.

Замужняя женщина носила головной убор, символически связанный с небом – об этом убедительно говорят «птичьи» названия: сорока, кокошник (происходит от кокошка, курица) и украшения в виде солнца и птиц, а также рясны. символизирующие дождь. Самым распространенным головным убором была сорока – ее носили женщины на юге России вплоть до начала ХХ в. 

Простая сорока состояла из очелья (передняя часть), крыльев (боковая часть) и хвоста (задняя часть). Встречаются так же сороки, состоящие только из двух частей: очелья и хвоста или очелья и крыльев. Этот головной убор изготавливался из шелка, кумача, бархата на холщевой основе и украшался вышивкой, бисером, золотым шитьем. В некоторых областях этот женский головной убор доходил до 20 элементов и требовал при одевании много времени и кропотливости. Сорока зачастую была самой дорогой частью всего гардероба. Богатую сороку-золотоломку молодухам позволяли носить по праздникам, первые два-три года после замужества. Именно высокая стоимость сыграла с сорокой злую шутку – до наших дней они почти не сохранились. Скупая эту в прямом и переносном смысле золотую одежду, ее уничтожали, выплавляя драгоценные металлы. Для южных губерний России (Воронежской, Курской, Калужской, Рязанской, Тульской, Орловской, Тамбовской, частично Смоленской) был характерен убор – сорока, украшенный птичьими перьями и бисером. Известно, что птицу сороку вешали в конюшнях для оберега. Вполне вероятно, этот головной убор служил подобным оберегом от домового. В разных уголках России один и тот же головной убор назывался по-разному. Поэтому сегодня специалисты не могут окончательно договориться, что считать кикой, а что – сорокой. Путаница в терминах, помноженная на великое разнообразие русских головных уборов, привела к тому, что в литературе под сорокой часто имеется в виду одна из деталей кики и, наоборот, под кикой понимается составная часть сороки. В ряде регионов примерно с XVII века сорока существовала как самостоятельный сложный убор замужней женщины.

Шапочку, полностью покрывающую волосы с выдающимися вперед двумя выступами («рогами»), называли кикой или кичкой.

Форму рогов придавали с помощью вставок из твердых материалов, например, бересты или стеганного материала. Рога, по вере наших предков, обладали большой оберегающей силой. Также рога в славянской мифологии обозначали плодородие и продолжение рода, поэтому носить их могла лишь «мужатая баба». Женщина, особенно недавно вышедшая замуж и имеющая маленьких детей, должна была иметь силы и средства защитить их и себя от злых людей и нечистых духов. Для этого и рога. В большинстве регионов право носить рогатую кику женщина получала после рождения первого ребенка. Надевали кику и в будни, и в праздники. Чтобы удерживать массивный убор (рога могли достигать 20–30 сантиметров в высоту), женщине приходилось высоко поднимать голову. Так и появилось слово «кичиться» – ходить, задрав нос. Кика изготавливалась из разного материала, в зависимости от сословной принадлежности и достатка. Женщина старела, и рога у кики становились ниже, а часто и совсем исчезали (безрогая кика). 

До появления ребенка женщина носила яркую кичку, а в пожилом возрасте с простейшим орнаментом. С языческой атрибутикой активно боролось духовенство: женщинам запрещалось посещать церковь в рогатых киках. К началу XIX века этот убор практически исчез из обихода, однако в Рязанской губернии его носили вплоть до ХХ века. Сохранилась даже частушка: Рязанские рога Не кину никогда. Буду есть одну мякину, А рогов своих не кину!

В будни волосы от «дурного глаза» и от «позора» прятали в маленькую шапочку повойник

Повойник (подубрусник) – старинный головной убор замужних женщин, он полностью закрывал волосы. Повойник представляет из себя полотняную шапочку с твердым очельем. Вместе с повойником носили повязанный сзади платок – подзатыльник. Обычно повойник и подзатыльник изготавливали из одинаковой ткани. Повойник и подзатыльник – нижние женские русские головные уборы. Поверх всего этого надевали волосник.

Волосник – женский русский народный головной убор, который состоял из нескольких деталей. Волосник был не обязательной частью костюма, носили его только знатные и богатые женщины. Он представлял из себя сетку с околышком из вышитой золотом ткани. Волосник надевали вместе с верхними головными уборами – кикой, сорокой, убрусом. Таким образом, женский головной убор был сложной, многослойной конструкции, как советовал «Домострой». Сочетание множества составляющих было самой характерной чертой любого праздничного убора. Один из таких уборов описывает М. Е. Шереметьева: «Головной убор состоял из 8-9 частей: повойника, кички, сороки, позатыльня с увязками, косиц, махров и бантов. На две косы, положенные кругом головы, сперва надевался повойник, поверх него накладывалась двурогая кичка, она делалась из просмоленного и простеганного холста. Рога ее остриями повернуты не назад, как в другой, более новой разновидности южновеликорусской кички, а торчат кверху. Сзади приделывали четырехугольный кусок холста, которым покрывали макушку головы». Чаще всего в таком сложном ансамбле значительной деталью – по размеру, а следовательно, и по плоскости, занятой орнаментом, – был позатылень: он спускался на шею, на плечи, на спину, часто покрывал лопатки. В своей конструкции позатылень имел достаточно крепкое основание из поперечной тесьмы или сложенной полоски ткани.

Поверх обычно надевали платок, сложенный в виде треугольника, так называемый убрус.

Убрус – это, наверно, самый древний женский головной убор. Он представляет собой платок или прямоугольное полотнище длиной 2 м и шириной 40-50см. Убрус имеет и другие названия: полотенце, ширинка, фата, наметка, шлык. Один концом убрус повязывали на голову, полотнище скалывали под подбородком брошью или булавкой. Второй конец свободно лежал на плече. Его украшали вышивкой, золотым шитьем. Поверх убруса одевали ювелирные украшения. Постепенно убрус изменил свою форму и стал треугольным, похожим на современный платок Убрус был полотняный, а у знатных женщин – шелковый. Два конца его, свисавшие на грудь, были богато вышиты. Убрус мог быть не только белого, но и красного цвета.

Кокошник – возможно, это самый знаменитый русский головной убор. Но в том виде, в каком он известен нам теперь по костюму Снегурочки, он не существовал. Ведь кокошник Снегурочки – это девичий головной убор – с открытой косой и теменем.

А кокошник был предметом гардероба замужней женщины. Он представляет собой начельник (полукруг с лицевой стороны) и волосник или донцо (шапочка сзади). Основа кокошника делалась из проклеенного или простеганного холста или картона. Сверху основа обтягивалась тканью и украшалась вышивкой, фольгой, бисером, драгоценными камнями, цветами, жемчугом. Часто вышивкой покрывалась и затылочная часть кокошника. Сзади кокошник завязывался лентами. По краям кокошника могли быть жемчужные нити – рясны, а спереди сетка из жемчуга – поднизь. Сверху кокошника часто надевали платки из шелка или шерсти и закалывали их под подбородком. Так же сверху кокошника могли прикреплять покрывало из кисеи, которое спускали сзади на спину. Кокошник относился к праздничному убранству женщины, в будни ограничивались более простыми головными уборами. Кокошник, расшитый жемчугом, надевали на свадьбу. Да и в целом, кокошник был скорее головным убором знатных и богатых людей.

Формы кокошников, как и обычай закрывать волосы замужним женщинам, очень древние. Возможно, они были заимствованы с ореолов, которые окружали головы святых на иконах. В XVII в. из культурных центров – Москвы и Ярославля – они распространились по России. Бытовавшие во всех северорусских и центральных регионах, а также на территории Сибири и русского Поволжья, они обладали ярко выраженными местными чертами, которые проявлялись в цветовой гамме, покрое, характере украшений. «Кокошник, цельный твердый головной убор, включавшийся в костюм с сарафаном, был различен в разных районах: в Торопецком уезде Псковской губернии – это головной убор с конусообразным верхом – “рогом”, украшенный по очелью “шишками”, в Тверской губернии – высокая шапка с плоским верхом, небольшими наушниками и поднизью, спускавшейся на лоб, в Костромской – головной убор с высоким треугольной формы очельем, украшенным золотой вышивкой, бисером, жемчугом и т. п.»



Характерно, что форма кокошника в виде месяца или солнца, связанная со световой семантикой, завершала ансамбль костюма точно так же, как световые символы увенчивали дом. Особенной красотой отличались головные уборы севера: высокие, расшитые узорами, напоминающими морозные, они искрились, как снег. В центральных и южных губерниях носили уборы поменьше, богато расшитые яркими многоцветными узорами и украшенные у висков белыми пушками. Головной убор выполнял в ансамбле женского праздничного костюма не только особую декоративную, но и символическую задачу: орнаментация головных уборов представляла из себя магические символы. Не случайно со многими головными уборами напрямую связывали сведения об их магической силе. Например, в этнографических описях 1890-х гг. зафиксирован обычай: во время сватовства при отъезде из дома в карман жениху клали повойник для облегчения сговора с семьей невесты. Цветовая гамма головных уборов соответствовала их магической роли оберега. Орнаментальные композиции, украшавшие головные уборы – крестообразные фигуры, зигзаг, треугольники, ромбы, звезды, – общеизвестны как символы жизненной силы и плодородия. Интересно по поводу происхождения этих узоров в России писал Ф. Буслаев: «Узоры на головных уборах ХVIII-ХIХ вв. ведут свое начало из глубокой старины. Внешние формы христианского искусства и культуры уже при самых зачатках нового христианского мира были заимствованы от классических народов, от греков и римлян, а они в свою очередь многое когда-то взяли из предшествовавшей им культуры ранних народностей востока». В узорах, украшавших праздничные головные уборы, прослеживались самые древние общечеловеческие религиозные символы. Стихия воздуха представлялась, например, через образ птицы, стихия земли символизировалась растениями, животными, небесное пространство – змеями, а стихия воды – рыбами. Декоративное оформление головного убора участвовало в организации того образа, который «перекликался» с обрядовым значением убора. Любой декор, и прежде всего орнаментальный, всегда следовал пропорциям костюма, создавая тем самым особый композиционно-пластический строй. Узоры, изображаемые на девичьих головных уборах, несли в себе символику плодородия (растительные мотивы, птиц, и т.п.) Эти узоры сохранялись на девичьих уборах вплоть до начала XX века. Это были, например, стилизованные женские полуфигуры в виде пятилепестковых цветков, похожих на солнце. Из этого следовало, что девица достигла возраста, символизирующего детородный период. У головного убора подчёлок, который девицы надевали на время девичника на свадьбе, очелье в центре украшено кругом с расходящимися лучами, то есть на первом плане очелья – солнце. На боковых лентах круглые розетки с лучами, выполненные мелким прозрачным бисером, жемчугом «вышивкой по бели», и украшены металлическими блёстками и стеклянными бусинами. Центральная лента, расположенная со стороны спины, украшена стилизованным узором из сложных геометрических двенадцати фигур в кругах – календарь культа Пятницы-Макоши. На девичьей повязке жемчугом вышиты пять розеток с узорами снежинок, нижнюю часть повязки украшает поднизь из жемчуга, напоминающая струи воды. Дождь, снег связаны с небесной сферой, как и солнце. Подобные изображения имеются только на повязках Архангельской губернии, где холодных снежных месяцев больше, чем в центральных и южных регионах России и указывают на почитание как солнца, так и воды. Геометризованные человеческие фигурки с поднятыми руками осмысляются как изображение «девы», а с опущенными руками «богини-матери». Подобные изображения женского божества в двух образах были широко распространены в древности. В славянских землях издавна существовал культ рожаниц. Рожаницы были неразрывными спутницами верховного бога славян Рода – творца Вселенной, бога неба, природы и жизни, представления о котором тесно связаны со светом, огнём и красным цветом. Солнце было в самом близком родстве с богом Родом. В образном представлении народа оно связывалось с плодородием и чаще всего известно в женском облике. Когда солнце в узорах приняло человеческий облик, на голове у него стали изображать лучистый солнечный диск с крестом или заменяющий его ромб. И эта «лучистость» головы женского божества стала одной из самых характерных черт декора. Изображения персонажа богини-матери, богини-девы не всегда одинаковы. Но в любом случае голова несет на себе солярную символику, причем у «девы» – это чаще всего лучистый диск, а у «матери» – завершение в виде двух загнутых лучей-рогов. Рогатость – устойчивая черта в вышивке и присуща только женским персонажам. Она является ещё и одним из определяющих признаков женских изображений. С упрочением христианства происходил постепенный длительный процесс отмирания языческих культов небесных сил, забвение их идеограмм, утрата функций магических оберегов. Постепенно первоначальный смысл древних символов был забыт, хотя они дошли в народном искусстве до наших дней, передаваясь по традиции от поколения к поколению, в том числе и в головных уборах. Женский головной убор представляет собой цельную космологическую систему, олицетворяет взаимосвязь с Мирозданием, способствует усилению мощи и защиты от тёмных сил.

У крестьянок традиционным головным убором, после кичек и кокошников, являются платки и шали (полушалки). 

Платком (древнерусская платъ) называется кусок ткани, обычно квадратной формы. В конце XIX века платки в качестве головного убора широко были распространены в России. В разное время года их носили девушки и молодые женщины. Платки придавали женскому костюму особую красочность и своеобразие. Сначала платки повязывали поверх головного убора (обычно кички), позже их стали носить самостоятельно, по-разному повязывая на голове. Девушки завязывали платок под подбородком, а иногда «по-бабьи» — концами назад (так носили платок и замужние женщины). Мода носить платки, завязав узел под подбородком, пришла в Россию из Германии в ХVШ-XIX вв., а образ русской женщины – «Алёнушки в платочке», завязанном таким образом, -сформировался уже в XX веке.

Встречались различные платки: холщовые с тканым узором по краям, обшитые кумачом и бархатом из шерсти; из набивного ситца, цветного шелка. По старинному поверью свадебный платок обладал особой магической силой. Он состоял из двух цветов – красного и белого. Красный цвет – цвет мужчины, белый – цвет женщины, их сочетание означало брак. В разные времена популярностью пользуются косынки или косые платки, т.е. платки треугольной формы, обычно разрезные (полный платок режется с угла на угол пополам), широко распространившиеся в XIX веке. В русском языке даже существовал глагол, описывающий процесс создания такого платка – «косынить» платки, т.е. резать пополам, на косынки. Косынки изготавливались из хлопчатобумажной или шелковой ткани, были пуховые косынки. В некоторых регионах России, в частности в Рязанской губернии, женщины в особо горестные дни – дни похорон и поминаний – покрывали головы белыми косынками, которые получили название тужильных (от славянского слова «тужить» – горевать, кручиниться).

Своеобразным символом русской культуры является оренбургский пуховый платок. До сих пор восхищают белые ажурные «паутинки», которые умещаются в скорлупе гусиного яйца и проходят через обручальное кольцо. Первые упоминания о них появились ещё в конце XVII века, когда русские, закрепившись на Урале, начали торговые отношения с местным населением. Суровый местный климат заставил переселенцев использовать одежду, связанную из козьего пуха. Художественные приёмы вязания складывались веками. Особую известность промысел вязания из козьего пуха получил после всемирной выставки в 1862 году, когда в Лондоне в «хрустальном дворце» среди многих сотен экспонатов впервые были представлены оренбургские пуховые платки.

Термин «шаль», обозначающий большой вязаный или тканый платок, разного вида и размера, часто с красочным цветным узором, известен в России с конца XVIII века. Особое распространение на Руси это слово получает после 1820 года, когда появилось стихотворение А.С. Пушкина «Черная шаль»: Гляжу, как безумный, на черную шаль, И хладную душу терзает печаль… Из египетского похода Наполеон привез в подарок Жозефине шаль индийской работы изумительной красоты, и этим ввел в Европе моду на шали, сначала во Франции, потом в Германии. А оттуда через Саксонию они попали на русские фабрики и здесь прочно утвердились под названием «саксонский товар». Шаль стала традиционной формой русского женского головного убора. По шали легко определялось не только социальное, но и семейное положение. Шаль могла «рассказать» и о родном крае женщины. Суровый климат и величественная красота Севера отражались в белой ткани, вышитой на концах серебряными нитями. Яркие распустившиеся цветы, густая трава и молодые веточки изображались на шалях теплого южного края России. Шали украшались разными способами: их вышивали вручную, вязали на спицах, ткали на ручном станке. Рукотворные шали были трудоемкими по изготовлению и украшению, именно поэтому каждая из них неповторима своей красотой и расцветкой. Всемирной популярностью стали пользоваться павловские шали и платки с «плавающими цветами», получившие свое название по городу, в котором они до сих пор производятся – Павловский Посад, и стали неподвластными времени образцами народного рукоделия.

Наши русские головные уборы – бесконечный кладезь вдохновения для творчества. Иногда думаешь, как жалко, что ушла из нашей жизни эта красота. И увидеть ее можно только на картинах русских художников, да, может быть, в театре. Но вдруг в современной толпе видишь юную девушку в вязаной шапочке, и вдруг понимаешь, да это же просто пра-прабабушкин кокошник, только на современный манер. Ведь правда, похоже? 





Использованная литература: Русский народный костюм. – Государственный исторический музей. М., Сов. Россия, 1989. Кислуха Л.Ф. Народный костюм Русского Севера XIX- начала XX века в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» // Л.Ф. Кислуха. М. : Северный паломник, 2006. Лотман Ю.М. Лекции по структурной поэтике // Ю.М. Лотман. М. : Гнозис,1994. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX — начала ХХ веков/Г.С. Маслова. – М. : Наука, 1984. Бушухина И.В. Оренбургский пуховый платок: книга-альбом. – Оренбург: Оренбургское книжное изд-во, 2007. Т. 1. Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма // М.Н. Мерцалова – М.: Мол. гвардия, 1988. Брюханова Ю. зав.сектором отраслевой литературы Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина

Санкционная политика — наши внутренние правила

Эта политика является частью наших Условий использования. Используя любой из наших Сервисов, вы соглашаетесь с этой политикой и нашими Условиями использования.

Как глобальная компания, базирующаяся в США и осуществляющая деятельность в других странах, Etsy должна соблюдать экономические санкции и торговые ограничения, включая, помимо прочего, те, которые введены Управлением по контролю за иностранными активами («OFAC») Департамента США. казначейства. Это означает, что Etsy или любое другое лицо, использующее наши Сервисы, не может участвовать в транзакциях, в которых участвуют определенные люди, места или предметы, происходящие из определенных мест, как это определено такими агентствами, как OFAC, в дополнение к торговым ограничениям, налагаемым соответствующими законами и правилами.

Эта политика распространяется на всех, кто пользуется нашими Услугами, независимо от их местонахождения. Ознакомление с этими ограничениями зависит от вас.

Например, эти ограничения обычно запрещают, но не ограничиваются транзакциями, включающими:

  1. Определенные географические области, такие как Крым, Куба, Иран, Северная Корея, Сирия, Россия, Беларусь, Донецкая Народная Республика («ДНР») и Луганская Народная Республика («ЛНР») области Украины, или любой отдельный или юридическое лицо, работающее или проживающее в этих местах;
  2. Физические или юридические лица, указанные в санкционных списках, таких как Список особо обозначенных граждан (SDN) OFAC или Список иностранных лиц, уклоняющихся от санкций (FSE);
  3. Граждане Кубы, независимо от местонахождения, если не установлено гражданство или постоянное место жительства за пределами Кубы; и
  4. Предметы, происходящие из регионов, включая Кубу, Северную Корею, Иран или Крым, за исключением информационных материалов, таких как публикации, фильмы, плакаты, грампластинки, фотографии, кассеты, компакт-диски и некоторые произведения искусства.
  5. Любые товары, услуги или технологии из ДНР и ЛНР, за исключением подходящих информационных материалов и сельскохозяйственных товаров, таких как продукты питания для людей, семена продовольственных культур или удобрения.
  6. Ввоз в США следующих товаров российского происхождения: рыбы, морепродуктов, непромышленных алмазов и любых других товаров, время от времени определяемых министром торговли США.
  7. Вывоз из США или лицом США предметов роскоши и других предметов, которые могут быть определены США.S. Министр торговли, любому лицу, находящемуся в России или Беларуси. Список и описание «предметов роскоши» можно найти в Приложении № 5 к Части 746 Федерального реестра.
  8. Товары, происходящие из-за пределов США, на которые распространяется действие Закона США о тарифах или связанных с ним законов, запрещающих использование принудительного труда.

Чтобы защитить наше сообщество и рынок, Etsy принимает меры для обеспечения соблюдения программ санкций. Например, Etsy запрещает участникам использовать свои учетные записи в определенных географических точках.Если у нас есть основания полагать, что вы используете свою учетную запись из санкционированного места, такого как любое из мест, перечисленных выше, или иным образом нарушаете какие-либо экономические санкции или торговые ограничения, мы можем приостановить или прекратить использование вами наших Услуг. Участникам, как правило, не разрешается размещать, покупать или продавать товары, происходящие из санкционированных районов. Сюда входят предметы, которые были выпущены до введения санкций, поскольку у нас нет возможности проверить, когда они были действительно удалены из места с ограниченным доступом. Etsy оставляет за собой право запросить у продавцов дополнительную информацию, раскрыть страну происхождения товара в списке или предпринять другие шаги для выполнения обязательств по соблюдению.Мы можем отключить списки или отменить транзакции, которые представляют риск нарушения этой политики.

В дополнение к соблюдению OFAC и применимых местных законов, члены Etsy должны знать, что в других странах могут быть свои собственные торговые ограничения и что некоторые товары могут быть запрещены к экспорту или импорту в соответствии с международными законами. Вам следует ознакомиться с законами любой юрисдикции, когда в сделке участвуют международные стороны.

Наконец, члены Etsy должны знать, что сторонние платежные системы, такие как PayPal, могут независимо контролировать транзакции на предмет соблюдения санкций и могут блокировать транзакции в рамках своих собственных программ соответствия.Etsy не имеет полномочий или контроля над независимым принятием решений этими поставщиками.

Экономические санкции и торговые ограничения, применимые к использованию вами Услуг, могут быть изменены, поэтому участникам следует регулярно проверять ресурсы по санкциям. Для получения юридической консультации обратитесь к квалифицированному специалисту.

Ресурсы: Министерство финансов США; Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США; Государственный департамент США; Европейская комиссия

Последнее обновление: 18 марта 2022 г.

Народный женский головной убор «Сорока» с тесьмой

Покупать в нашем интернет-магазине «Сударушка» легко!

Варианты оплаты

1.Оплата по счету

Вы можете оплатить свой заказ в любом удобном банке по счету, выставленному нами после оформления заказа на нашем сайте. Перевод денег займет 2-3 рабочих дня. При оплате банковским переводом дополнительная комиссия взимается банком. Ваш банк может предоставить вам дополнительную информацию о размере комиссии.

2. Оплата на почте (Почта России).

Вы можете оплатить заказ в ближайшем почтовом отделении почтовым переводом.Бланк почтового заказа со всеми данными вашего заказа будет выслан вам по электронной почте или по факсу.

3. Перевод на кредитную карту Сбербанка.

Самый простой вариант оплаты заказов – наличными через банкомат Сбербанка, это прямой перевод на банковскую карту.

4. Оплата кредитной картой.

Вы можете оплатить заказ банковской картой или через другие платежные системы. Платежи принимаются онлайн после подтверждения заказа.

5. Оплата Яндекс.Деньгами

Мы принимаем электронные платежи через Яндекс.Деньги. Для оплаты таким способом выберите способ оплаты Яндекс.Деньгами при оформлении заказа. После проверки заказа нашим менеджером вы получите ссылку на страницу оплаты.

Доставка товаров

Мы доставим товар в любую точку России или зарубежья. Вы можете выбрать оптимальный вариант доставки товара по стоимости и срокам самостоятельно, либо доверить это нашим специалистам.

Доставка по Кирову 200 руб. Также возможен самовывоз заказа в театральном магазине «Сударушка» по адресу: Стальной переулок, 3.

При расчете стоимости доставки помните, что отправка осуществляется из города Киров Кировской области. Здесь находится наше производство и головной офис. Стоимость доставки не входит в стоимость товара!

Варианты доставки

Мы сотрудничаем со следующими компаниями: EMS Почта России, Major Express, Деловые Линии (Деловые Линии), Желдорэкспедиция, ПЭК, Почта России, DHL.

1. Почта России Доставка

Доставка осуществляется в те места, куда нецелесообразно доставлять товар курьерскими службами. Доставка Почтой России обычно занимает минимум 7 дней в зависимости от удаленности получателя. Стоимость доставки рассчитывается индивидуально и зависит от вашего заказа и адреса доставки.

2. Доставка курьерской службой

Доставка осуществляется в любую точку мира и сразу передается заказчику.Сроки и стоимость доставки зависят от пункта назначения, веса и габаритов товара. Доставка может быть осуществлена ​​любой компанией, например: Служба Доставки «Экспресс-Курьер», Компания «Daymakes».

3. Доставка транспортной компанией

Товар доставляется во все крупные города России, либо до терминала транспортной компании, либо до подъезда покупателя, минимальная стоимость доставки 350 руб. Если товар тяжелый и крупногабаритный, цена рассчитывается исходя из веса и объема груза.Оплата доставки товара происходит непосредственно в терминале транспортной компании.

Если у Вас возникли вопросы, мы всегда рады ответить на них по телефону: +7-922-668-92-34-

или Павел +7 (8332) 40-53-40.

Традиционное платье

Платье крестьянки (понева и рубаха), конец 19-начало 20 века. Воронежская область, Россия. Частная коллекция Сьюзен Джонсон. Подробности смотрите в описании товара.

Платье крестьянки (сарафан и рубашка), начало-середина 19 века.Вологодская область, Россия; Рубашка: Бассейн Северной Двины, Сарафан: Тарнога. Частная коллекция Сьюзен Джонсон. Подробности смотрите в описании товара.

Русская традиционная одежда как специфическая форма начала складываться в IX веке. До начала 18 века крестьяне и бояре (дворяне) носили традиционные костюмы. В 1700 году царь Петр Великий, преклонявшийся перед всем западноевропейским, запретил носить традиционную одежду в городах. Именно русское крестьянство сохранило богатство и красоту традиционной русской одежды.

Есть два основных типа русской национальной одежды: сарафан и понева. Сарафан — это свободный длинный джемпер, который надевают поверх длинной льняной рубашки и подпоясывают. Необходимый элемент традиционной русской одежды, пояс часто носили под сарафаном. Сарафаны шили из домотканого полотна или недорогого набивного хлопка, произведенного на крупных текстильных фабриках Московской, Ивановской и Владимирской областей. Для особых случаев их могли делать из парчи и шелка и расшивать золотыми и серебряными нитями.

Сарафаны были широко распространены в северных губерниях Российской империи, таких как Вологодская, Архангельская, Псковская и Новгородская.