Что делает депутат – «Кто такой депутат?» – Яндекс.Знатоки
Депутат — Википедия. Что такое Депутат
Депута́т (от лат. deputatus — посланный) — лицо, выбранное гражданами в органы власти (часто в законодательную/представительную власть). Депутатом можно стать при выборах по партийным спискам или выборах из списка кандидатов в округах по территориям. Задачей депутата, как правило, является представление интересов избирателей во властных структурах, защита их прав, закреплённых в Конституции и законах.
Почти во всех странах, получая статус депутата, выбранное лицо приобретает неприкосновенность (то есть право на защиту от уголовного или административного преследования в виде усложнённого порядка привлечения к ответственности).
Правовое положение парламентария определяется Конституциями, законами, регламентами, правовыми обычаями. Депутат считается представителем всего народа, а не только того избирательного округа, от которого он избран.
В большинстве стран депутаты имеют свободный мандат, однако в некоторых странах (обычно стоящих на пути построения социализма)
В части стран этим понятием обозначают лишь законодателей, работающих в центральном парламенте.
Депутаты парламента в странах мира
Общее
Здесь приведены факты, распространяющиеся на все страны.
- Депутатские привилегии
- парламентский индемнитет — запрещение преследования депутата за все действия, совершенные им при исполнении депутатских обязанностей: речь в парламенте, голосование, участие в комиссиях и т. д. Никто не может привлечь депутата к ответственности за эти действия даже после истечения депутатских полномочий.
- парламентский иммунитет
- Специальные права
- право на вознаграждение и возмещение служебных расходов
- пенсионные льготы
- право на участие в деятельности парламента
- право депутатского запроса
- право на внеочередной приём у должностных лиц
- право законодательной инициативы
- и др.
- Обязанности
- посещать все заседания парламента
- соблюдать парламентскую дисциплину
- работать в составе комитетов и комиссий
- и др.
- Запреты
- участие в сделках с государственным имуществом
- участие в руководстве юридических лиц
- заниматься иной оплачиваемой деятельностью
- и др.
Беларусь
Великобритания
Казахстан
Порядок избрания депутата в высший орган представительной власти Республики Казахстан — Парламент, а также в местные органы власти (маслихаты), их права и обязанности определяются конституционными законами Республики Казахстан. Избрание депутата Мажилиса — нижней палаты Парламента, осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Избрание депутата Сената — верхней палаты Парламента, осуществляется на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. При этом их очередные выборы проводятся не позднее, чем за 2 месяца до окончания срока их полномочий. Семь депутатов Сената назначаются Президентом Республики на срок полномочий Сената. Срок полномочий депутата Сената — 6 лет, а депутата Мажилиса — 5 лет. Депутат парламента не может быть одновременно членом обеих Палат. Внеочередные выборы депутата Парламента проводятся в течение двух месяцев с момента досрочного прекращения полномочий депутата. Парламента. Депутат Сената может быть гражданин Республики Казахстан, состоящий в гражданстве не менее 5 лет, достигший 30 лет, имеющий высшее образование и стаж работы не менее 5 лет, постоянно проживающий на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее 3 лет. Депутатом Мажилиса можеть быть гражданин Республики, достигший 25 лет. Полномочия депутата начинаются с момента регистрации Центральной избирательной комиссией в качестве члена Парламента. На совместном заседании Палат Парламента депутат приносит присягу народу Казахстана, в которой торжественно клянётся исполнять почетную обязанность депутата на пути укрепления единства и независимости Казахстана. Голосование в Парламенте осуществляется депутатом только лично. Депутат имеет право голоса при вынесении решений по рассматриваемым вопросам на каждом заседании Парламента
Депутат Парламента не вправе быть депутатом другого представительного органа; занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности; осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой opгпнизации. В случае нарушения этого правила полномочия депутата прекращаются. Депутату Парламента в течение срока своих полномочий гарантируется неприкосновенность: он но может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечён к уголовной ответственности без согласия соответствующей Палаты, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. Полномочия депутата Парламента прекращаются в случаях подачи в отставку, признания депутата недееспособным, роспуска Парламента и иных, предусмотренных Конституцией случаях. Депутат Парламента лишается своего мандата при вступлении в силу обвинительного приговора суда в отношении него, его выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан
Россия — депутаты парламента
Статус депутата в России определяется Конституцией Российской Федерации, а именно ст. 97, ст. 98, Федеральными Конституционными законами, а также ФЗ от 8 мая 1994 г «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы».
- Статья 97
- 1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
- 2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
- 3. Депутаты Государственной думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности[2].
- Статья 98
- 1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
- 2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания[3].
Принципы депутатства
- парламентарии рассматриваются как представители всего народа;
- никто не может давать парламентарию обязывающих наказов;
- отзыв парламентария избирателями невозможен.
Досрочное прекращение полномочий депутата
- письменное заявление о сложении полномочий;
- избрание депутатом иного законодательного органа;
- утрата гражданства РФ либо приобретение гражданства иного государства;
- вступление в силу обвинительного приговора суда;
- ограничение дееспособности;
- признание депутата безвестно отсутствующим либо объявление его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу.
Формы деятельности депутата
- участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной думы;
- участие в работе комитетов и комиссий палат;
- участие в выполнении поручений Совета Федерации, Государственной думы и их органов;
- участие в парламентских слушаниях;
- внесение законопроектов в Государственную думу;
- внесение парламентского запроса;
- работа с избирателями;
- обращение с вопросами к членам Правительства РФ;
- обращение к соответствующим должностным лицам и органам с требованием принять меры по пресечению нарушения соответствующих прав, свобод и законных интересов граждан.
Гарантии
Гарантии депутатам Государственной думы и членам Совета федерации:
- неприкосновенность личности
- социальное обеспечение
- материально-финансовое обеспечение
- свидетельский иммунитет
- гарантии, обеспечивающие непосредственную работу парламентария
- различные льготы (например, бесплатный проезд в поездах РЖД в вагонах всех категорий без ограничения количества поездок[4])
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы без согласия соответствующей палаты Федерального собрания не могут быть привлечены к уголовной ответственности или административной ответственности, не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу, кроме случаев задержания на месте совершения преступления. Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению генерального прокурора соответствующей палате Федерального собрания в порядке, предусмотренном в регламенте соответствующей палаты. Отказ соответствующей палаты дать согласие на лишение неприкосновенности депутата Государственной думы или члена Совета Федерации является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу и по делу об административном правонарушении.
Депутаты призваны способствовать соблюдению прав и законных интересов своих избирателей. Полномочия депутатов и позитивная практика их реализации показывает степень эффективности деятельности самих депутатов [5].
Россия — депутаты в региональных парламентах
Существуют и парламенты субъектов Российской Федерации — законодательные (представительные) органы власти в субъектах страны, решающие проблемы соответствующего субъекта. В них тоже избираются депутаты.
Число депутатов органа государственной власти субъекта России устанавливается конституцией (уставом) субъекта[6]. Срок полномочий депутатов регионального парламента одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может превышать пять лет. Так, в 84 парламентах субъектов России срок полномочий депутатов составляет 5 лет, а в парламенте Ненецкого автономного округа — 4 года.
Депутаты органа власти в субъекте России, как и в Государственной думе, выдвигаются и избираются в парламент как от политических объединений, так и самовыдвижением.
Максимальный состав парламента — 110 депутатов (в Государственном собрании Башкортостана), минимальный — 15 депутатов (в Думе Чукотского автономного округа). Численность избирателей не всегда влияет на депутатский состав парламента, например, в парламенте Татарстана при ~3 млн избирателей в республике распределяется 100 мандатов, а в Москве при ~7,5 млн избирателей в парламент региона избирается 45 депутатов.
Адекватная численность депутатского корпуса — один из залогов независимости и дееспособности парламента. Как правило более малочисленный парламент легче поддается давлению и манипулированию.
Украина
Единственным органом законодательной власти на Украине является парламент — Верховная Рада Украины. Конституционный состав Верховной рады — 450 народных депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет (ст.76 Конституции Украины).
Народным депутатом Украины может быть избран гражданин Украины, достигший на день выборов двадцати одного года, имеющий право голоса и проживающий на Украине в течение последних пяти лет.
Не может быть избран в Верховную Раду Украины гражданин, имеющий судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке[7].
Согласно ст. 78 Конституции Украины, народные депутаты Украины осуществляют свои полномочия на постоянной основе.
Народные депутаты Украины не могут иметь другого представительского мандата, быть на государственной службе, занимать другие оплачиваемые должности, заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности), входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия или организации, имеющей целью получения прибыли.
Требования относительно несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности устанавливаются законом.
В случае возникновения обстоятельств, нарушающих требования относительно несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности, народный депутат Украины в двадцатидневный срок со дня возникновения таких обстоятельств прекращает такую деятельность или подает личное заявление о сложении полномочий народного депутата Украины.
Перед вступлением в должность народные депутаты Украины приносят перед Верховной Радой Украины присягу.
Народным депутатам Украины гарантируется депутатская неприкосновенность (ст.80 Конституции Украины).
Согласно ст. 86, народный депутат Украины имеет право на сессии Верховной Рады Украины обратиться с запросом в органы Верховной Рады Украины, в Кабинет Министров Украины, к руководителям других органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также к руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Украины, независимо от их подчинения и форм собственности.
Руководители органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций обязаны сообщить народного депутата Украины о результатах рассмотрения его запроса.
Депутаты органов местного самоуправления
В состав сельского, поселкового, городского, районного, областного совета входят депутаты, которые избираются жителями села, поселка, города, района, области на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования. Срок полномочий сельского, поселкового, городского, районного, областного совета, депутаты которого избраны на очередных выборах, составляет пять лет. Прекращение полномочий сельского, поселкового, городского, районного, областного совета влечет прекращения полномочий депутатов соответствующего совета (ст. 141 Конституции Украины).
Франция
Во Франции действует двухпалатный парламент.
Сенат является верхней палатой парламента Франции. Согласно ст. 24 Конституции Франции Сенат избирается всеобщим непрямым голосованием и должен обеспечивать представительство в парламенте местных территориальных общин Франции. В нынешний состав Сената входит 348 сенаторов. Сенаторы должны быть не моложе 24 лет и избираются сроком на 6 лет.
Национальное собрание или Национальная ассамблея состоит из 577 депутатов, избираемых на 5 лет в ходе прямых всеобщих выборов, проходящих в два тура.
Таиланд
Парламент Таиланда — двухпалатное Национальное собрание, состоит из Сената на 150 мест и Палаты представителей на 480 мест. Членов обеих палат избирает народ Таиланда, за исключением 50 % Верхней палаты (Сената): они назначаются монархом. Нижняя палата (Палата представителей) избирается на 4 года по смешанной системе на многопартийной основе, Сенат — на 6 лет[8].
Депутаты в других сферах
В настоящее время для сближения населения и властей производятся различные мероприятия. К примеру, уже с детского возраста знакомят школьников с избирательным правом не только на уроках, но и на других мероприятиях: создаются районные и городские Думы школьников, в которые входят кандидаты от школ и районов[источник не указан 2684 дня]. Данные представители детского населения тесно взаимодействуют с органами местного самоуправления и могут влиять на различные нововведения и изменения. Данный проект оправдан, так как любой человек, участвующий в этой деятельности, получает опыт управления, согласования важных решений, а также хорошие коммуникативные навыки[источник не указан 2049 дней].
Примечания
Ссылки
wiki.sc
Депутат это что такое Депутат: определение — Право.НЭС
Депутат
лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в орган местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
Федеральный закон от 19.09.97 N 124-ФЗ, ст.2
Оцените определение:
Источник: Словарь юридических понятий
Депутат
выборный полномочный представитель народа в высших и местных органах власти. Правовое положение депутата определяется Конституцией и законами о статусе депутатов. В них устанавливается порядок избрания, полномочия, подотчетность и ответственность перед избирателями. Депутат имеет депутатское удостоверение и нагрудный знак.
Оцените определение:
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях учебное пособие
Депутат
член представительного органа муниципального образования, избранный населением. Он представляет в представительном органе избирателей своего избирательного округа в том случае, если речь идет о представительном органе поселения, городского округа, внутригородского муниципального образования города федерального значения либо того поселения, представителем которого является в представительном органе муниципального района.
Оцените определение:
Источник: Большой юридический словарь
ДЕПУТАТ
лат. deputatus — посланный) — лицо, избранное в законодательный или иной представительный орган государства или местного самоуправления, представитель (в этом органе) определенной части населения — избирателей своего округа или всей нации. Работает на профессиональной (в большинстве демократических государств) или непрофессиональной основе, т.е. не порывая с основной деятельностью (обычно в социалистических странах). Статус Д. устанавливается конституцией и специальными законами.
Оцените определение:
Источник: Большой юридический словарь
ДЕПУТАТ
лат. deputatus — посланный)- полномочный представитель населения в законодательных или иных представительных органах государства или местного самоуправления, лицо, избранное в законодательный или иной представительный орган государства или местного самоуправления. Статус Д.
устанавливается конституцией и специальными законами. Д. наделен значительными полномочиями. Руководствуется общегосударственными и местными интересами, выполняет наказы избирателей (если существует институт наказов избирателей), имеет право запроса во все государственные и общественное органы, предприятия, учреждения, организации. В большинстве демокр
determiner.ru
ДЕПУТАТ — это… Что такое ДЕПУТАТ?
лицо, избранное населением в состав представительного органа государственной власти или местного самоуправления и призванное участвовать в осуществлении полномочий данного органа, а также представлять интересы своих избирателей, всего народа.
Д. может быть избран либо от территориального избирательного округа либо по списку избирательного объединения. Д. может быть гражданин данного государства в возрасте, обычно, 18 лет для местных представительных органов, 21 года и более — для парламента государства, представительного органа субъекта федерации.
Значительная часть деятельности Д. осуществляется в представительном органе, в состав которого он избран. Д. участвует в сессиях (заседаниях) представительного органа, имеет право вносить вопросы на его рассмотрение, проекты решений, участвовать в обсуждении вопросов, обладает правом решающего голоса и т. д. Д. может входить в состав комитетов, комиссий и других подразделений, образуемых представительным органом. Кроме того, часть своих задач в представительном органе Д. осуществляет индивидуально: готовит проекты документов, работает с ними, принимает избирателей и представителей различных органов и объединений, участвует в парламентских слушаниях и др. Д. может также входить в депутатские объединения — фракции или депутатские группы, если их образование признано целесообразным в данном представительном органе. На заседании представительного органа Д. имеет право запроса (см.: запрос депутатский) и индивидуального депутатского обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, к предприятиям, учреждениям и организациям по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью.Д. обязан поддерживать связь с избирателями. Он принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей, рассматривает поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному разрешению содержащихся в них вопросов; ведет прием граждан;
изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в компетентные государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения. Д. информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации. Д. взаимодействует с политическими партиями, иными общественными объединениями, государственными органами и органами местного самоуправления.
В зависимости от принятой в государстве или на соответствующем уровне представительных органов модели, существуют так называемые императивный и сводный мандаты Д.
При императивном мандате Д. связан волей и поручениями своих избирателей: а) при избрании он получает от них наказы — поручения общественно значимого характера; б) в ходе работы он обязан не только информировать избирателей, но и регулярно отчитываться перед ними как о своей деятельности, так и деятельности представительного органа, в который избран, его комитетов и комиссий, в которых состоит, о выполнении наказов избирателей; в) избиратели могут отозвать Д., не оправдавшего их доверия или совершившего поступки, порочащие звание Д. В Российской Федерации в настоящее время наказов избирателей и отчетов депутатов на федеральном уровне не существует. Что касается отзыва, он не применяется к депутатам Государственной Думы (ГД), многих представительных органов субъектов РФ; однако в некоторых субъектах, а также на уровне местного самоуправления право отзыва депутатов избирателями нередко закрепляется.
При свободном мандате Д. считается представителем в соответствующем представительном органе не конкретных избирателей, а народа страны, населения территории в целом. Он не связан поручениями (наказами) избирателей, не обязан отчитываться перед ними (хотя и информирует их о своей деятельности), а полномочия депутата не могут быть прекращены по решению избирателей досрочно путем отзыва.
В Российской Федерации в настоящее время свободный мандат существует в наиболее четком виде для Д. ГД: они не получают наказов избирателей, не отчитываются перед ними (вместо этого практикуется информирование избирателей), не могут быть отозваны голосованием избирателей. Некоторые политические партии при подготовке проекта закона о статусе Д. ГД настаивали на том, чтобы полномочия Д., избранного в ГД по спискам политических партий и движений, досрочно прекращались по решению руководства этих общественных объединений, если Д. утратил доверие партии, движения, вышел из них и т. п. Однако это предложение не прошло.
У Д. многих законодательных собраний субъектов РФ — также свободный мандат. Однако у Д. ряда законодательных собраний субъектов, а также у Д. представительных органов местного самоуправления мандат имеет элемент императивности: они могут быть отозваны досрочно голосованием избирателей, если не оправдали их доверия либо совершили неблаговидные поступки.
Д. обладает депутатской неприкосновенностью (депутатским иммунитетом), не может нести ответственность за свои высказывания, связанные с выполнением депутатских полномочий (см.: депутатский индемнитет). Законодательство может предусматривать несовместимость мандата Д. с какой-либо иной должностью: например, запрет для Д. ГД находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (ст.97 Конституции РФ).Д. имеет определенные материальные гарантии своего статуса: право на возмещение расходов, связанных с выполнением обязанностей Д.; на освобождение от основной работы на период выполнения депутатских функций с сохранением рабочего места, на возвращение на прежнее место работы, если Д. выполнял свои полномочия в представительном органе на постоянной освобожденной основе, на зачет соответствующего времени в общий и непрерывный трудовой стаж; на бесплатный проезд на общественном транспорте (кроме такси) на территории представительного органа и др.
Должностные лица и иные работники несут ответственность за невыполнение законных требований Д., неправомерное воздействие на Д., посягательство на честь и достоинство Д., нарушение неприкосновенности Д.
Д. имеет удостоверение и нагрудный знак, образцы которых утверждаются законом или решением соответствующего представительного органа. (С. А.)
Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма. С.А. Авакьян. 2001.
constitutional_law.academic.ru
Депутат — это… Что такое Депутат?
Депута́т (от лат. deputatus — посланный) — лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную/представительную власть). Депутатом можно стать при выборах по партийным спискам или выборах из списка кандидатов в округах по территориям. Задачей депутата, в общем случае, является представление интересов граждан-избирателей во властных структурах, защита их прав, закрепленных в Конституции и законах.
Почти во всех странах, получая статус депутата, выбранное лицо приобретает неприкосновенность (т.е. право на защиту от уголовного или административного преследования в виде усложнённого порядка привлечения к ответственности) с тем, чтобы снизить депутатские риски.
В части стран этим понятием обозначают лишь законодателей, работающих в (центральном) парламенте.
Депутаты в других сферах
В настоящее время для сближения населения и властей производятся различные мероприятия. К примеру, уже с детского возраста знакомят школьников с избирательным правом не только на уроках, но и на других мероприятиях: создаются Районные и Городские Думы школьников, в которые входят кандидаты от школ и районов[источник не указан 561 день]. Данные представители детского населения тесно взаимодействуют с органами местного самоуправления и могут влиять на различные нововведения и изменения. Данный проект оправдан, так как любой человек, участвующий в этой деятельности, получает опыт управления, согласования важных решений, а также хорошие коммуникативные навыки
Парламентарий
Правовой статус парламентария — это совокупность прав и обязанностей парламентария (депутатa).
Украина
В 2010 г на Украине было избрано 225 тысяч депутатов местных советов всех уровней.Результати виборів депутатів Верховної Ради АРК, обласних, районних, міських, районних у містах, селищних, сільських рад в 2010 г.
Всего на Украине действуют 24 областных советов, 178 городских, 488 районных, 278 городов районного значения, 783 поселковых и 10278 сельских советов, Верховный Совет Автономной Республики Крым.
Все депутаты местных советов (225 тысяч граждан) участвуют в работе советов на общественных началах, не получая оплаты за свой труд и не обладая привилегией депутатской неприкосновенности.
Депутатов Украинского парламента (Верховной Рады) — 450. Депутатской неприкосновенностью обладают только депутаты Верховной Рады, и только они из всех депутатов Украины получают зарплату за свою работу.
Статус народных депутатов, депутатов местных советов и депутатов АРК определяется:
1. Конституцией Украины;
2. Законом Украины «Про статус народного депутата України «;
3. Законом Украины «Про Автономну Республіку Крим»;
4. Законом Украины «Про статус депутатів місцевих рад»;
5. Другими законами Украины.
Россия
Статус депутата определяется Конституцией Российской Федерации, а именно ст. 97, ст. 98, Федеральными Конституционными законами, а также ФЗ от 8 мая 1994 г «О статусе члена Совета федерации и статусе депутата Государственной Думы»
- Статья 97
- 1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
- 2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
- 3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.[1]
- Статья 98
- 1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
- 2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.[2]
Принцип свободы мандата
- парламентарии рассматриваются как представители всего народа;
- никто не может давать парламентарию обязывающих наказов;
- отзыв парламентария избирателями не возможен.
Досрочное прекращение полномочий депутата
- письменное заявление о сложении полномочий;
- избрание депутатом иного законодательного органа;
- утрата гражданства РФ либо приобретение гражданства иного государства;
- вступление в силу обвинительного приговора суда;
- ограничение дееспособности.
Формы деятельности депутата
- участие в заседаниях Совета федерации и Государственной думы;
- участие в работе комитетов и комиссий палат;
- участие в выполнении поручений Совета федерации, Государственной думы и их органов;
- участие в парламентских слушаниях;
- внесение законопроектов в Государственную думу;
- внесение парламентского запроса;
- работа с избирателями;
- обращение с вопросами к членам Правительства РФ;
- обращение к соответствующим должностным лицам и органам с требованием принять меры по пресечению нарушения соответствующих прав, свобод и законных интересов граждан.
Гарантии
Гарантии депутатам Государственной думы и членам Совета федерации:
- неприкосновенность личности;
- социальное обеспечение;
- материально-финансовое обеспечение;
- свидетельский иммунитет
- гарантии, обеспечивающие непосредственную работу парламентария.
Члены Совета федерации и депутаты Государственной думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть привлечены к уголовной ответственности или административной ответственности, не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу, кроме случаев задержания на месте совершения преступления. Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора соответствующей палате Федерального Собрания в порядке, предусмотренном в регламенте соответствующей палаты. Отказ соответствующей палаты дать согласие на лишение неприкосновенности депутата Государственной думы или члена Совета федерации является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу и по делу об административном правонарушении.
В зарубежных странах
Правовое положение парламентария в зарубежных странах определяется Конституциями, законами, регламентами, правовыми обычаями. Депутат считается представителем всего народа, а не только того избирательного округа от которого он избран.
В большинстве зарубежных стран депутаты имеют свободный мандат, однако в некоторых странах (обычно стоящих на пути построения социализма) депутаты обладают императивным мандатом. Это означает что депутат представляет избирателей своего округа. Избиратели могут давать депутатам обязательные наказы. В случае невыполнения этих наказов может последовать отзыв депутата.
Депутат провозглашается абсолютно независимым, однако это не так, потому что обычно депутат связан партийной дисциплиной. Более того в парламенте существуют фракции, которые также имеют свою особую дисциплину. Так же имеет место такое явление, как лоббизм
Депутатские привилегии
- парламентский иммунитет — запрещение преследования депутата за все действия, совершенные им при исполнении депутатских обязанностей: речь в парламенте, голосование, участие в комиссиях и т. д. Никто не может привлечь депутата к ответственности за эти действия даже после истечения депутатских полномочий.
- парламентский иммунитет
Специальные права
- право на вознаграждение и возмещение служебных расходов
- пенсионные льготы
- право на участие в деятельности парламента
- право депутатского запроса
- право на внеочередной прием у должностных лиц
- право законодательной инициативы
- и др.
Обязанности
- посещать все заседания парламента
- соблюдать парламентскую дисциплину
- работать в составе комитетов и комиссий
- и др.
Запреты
- участие в сделках с государственным имуществом
- участие в руководстве юридических лиц
- заниматься иной оплачиваемой деятельностью
- и др.
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
Неприкосновенность депутата: что это такое?
Согласно основному закону нашего государства, депутаты ГД и члены СФ неприкосновенны. Наличие указанного статуса позволяет оградить данных лиц от привлечения к гражданскому или уголовному преследованию. Тем не менее, депутаты не освобождаются от ответственности в случае совершения преступных деяний. Они пользуются неприкосновенностью в течение всего срока осуществления своих полномочий. Подробнее обо всем этом будет рассказано в настоящей статье.
Определение

Что представляет собой неприкосновенность депутатов? Таким вопросом чаще всего задаются простые граждане нашего государства, которые предполагают, что данных должностных лиц нельзя привлечь к ответственности за совершение преступных деяний. Но, тем не менее, указанный термин имеет немного иное значение.
Неприкосновенность депутатов означает, что данных должностных лиц невозможно привлечь к гражданской и уголовной ответственности, а также применить к ним наиболее суровые меры административного наказания (назначаются судом), без согласия на это представительного органа, в который они избраны. Таков порядок.
Необходимо также обратить внимание на то, что служители народа обладают неприкосновенностью лишь до того момента, пока не закончится срок действия их полномочий. Об этом нужно обязательно помнить.

Ошибочное мнение
Многие служители народа не так давно стали говорить о том, что понятие неприкосновенности депутатов никак не связано с их профессиональной деятельностью. Так вот, здесь последние сильно заблуждаются. Кроме того, в феврале 1996 года Конституционный суд указал на то, что депутатская неприкосновенность служит гарантией статуса депутата. А нормы закона, которые гласят об обратном, не соответствуют Конституции. Таким образом, невозможно отделить неприкосновенность депутата от его профессиональной деятельности.
Для чего требуется неприкосновенность?

Многие граждане достаточно часто задаются вопросом о том, зачем служителям народа необходима неприкосновенность? Депутаты, по мнению большинства, итак имеют достаточно большие привилегии. На это можно сказать, что не стоит забывать о том, что служители народа — это публичные люди, которые всегда на виду у всех. Кроме того, они выражают свое мнение, позицию по решению определенных вопросов, и поэтому неприкосновенность является для них определенной защитой от репрессивных мер со стороны органов исполнительной власти и частных лиц.
Где закреплено?

В статье 98 Конституции указано, что обладают неприкосновенностью депутаты Государственной Думы и члены СФ. Последние наделены особым статусом в связи с тем, что осуществляют определенные государственные функции. Народные избранники наделены неприкосновенностью в течение всего срока исполнения своих полномочий. Депутатов невозможно привлечь за высказанное мнение и позицию, за исключением тех случаев, когда они публично распространяют клевету.
Нужно также отметить, что народные избранники региональных законодательных собраний пользуются неприкосновенностью в течение всего срока исполнения своих полномочий.
Что предусмотрено?

Итак, в чем же все-таки заключается основное предназначение депутатской неприкосновенности депутата? Как указано в основном законе государства, последние не могут быть задержаны и арестованы. Сотрудники правоохранительных органов не могут обыскивать депутатов (исключение здесь составляют случаи, когда лицо было задержано на месте осуществления преступного деяния), иначе должностные лица нарушат действующий закон.
Невозможно провести личный досмотр депутата, за исключением тех случаев, когда по закону это необходимо сделать для обеспечения безопасности других людей. Сотрудники правоохранительных органов не могут допросить депутата без согласия на это ГД. Таков порядок.
Кроме того, депутаты ГД и члены Совета Федерации могут отказаться от дачи показаний, если сведения стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий.
Неприкосновенность распространяется на дома и служебные кабинеты данных лиц, а также на багаж, транспорт, документы, средства связи и переписку.
Важно
В том случае, если депутат ГД оказался причастным к совершенному преступлению или административному правонарушению, то следователь обязан в течение трех дней сообщить об этом Генпрокурору. Об этом гласит законодательство.
Если же содеянное связано со служебной деятельностью последнего, то Генпрокурор обязан в течение недели обратиться в ГД с требованием о лишении неприкосновенности депутата Государственной Думы. В противном случае данное должностное лицо останется безнаказанным.
Интересное

Вопрос о лишении неприкосновенности депутата ставится перед соответствующей палатой Федерального Собрания по представлению Генеральной прокуратуры. Решение должно быть принято в течение трех дней. Затем ГД или Совет Федерации оповещают Генпрокурора о принятом решении.
На заседании вправе присутствовать депутат, которого хотят лишить неприкосновенности. Хотя, в ряде случаев такие вопросы решаются и без участия последнего.
Если отказано
Для лишения депутата неприкосновенности нужны очень серьезные и весомые аргументы. Кроме того, Государственная Дума не всегда готова пойти на то, чтобы освободить одного из народных избранников от такой важной гарантии.
Тем не менее, вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается соответствующей палатой Федерального собрания в установленные законом сроки. Если ответ ГД будет отрицательным, то это исключает возможность осуществления производства по уголовному или административному делу.
Общая характеристика
Многие народные избранники пользуются своей депутатской неприкосновенностью. Ведь без согласия того представительного органа, в котором осуществляет государственную деятельность должностное лицо, его не смогут привлечь к ответственности за осуществление противоправных деяний.
Необходимо также сказать о том, что после направления в ГД или СФ представления Генпрокуратуры с требованием о лишении депутата его особого статуса, соответствующая палата Федерального Собрания может потребовать дополнительные документы на народного избранника. Ведь, по закону, это право представительного органа, в который избран депутат.
Заблуждение
Депутатская неприкосновенность является главной гарантией статуса данного должностного лица.
Очень часто в средствах массовой информации говорят о том, что народных избранников нельзя привлечь к юридической ответственности, потому что они имеют неприкосновенность и освобождаются от всяческого наказания за содеянное. Так вот это явное заблуждение. Хоть депутаты и являются публичными людьми и обладают неприкосновенностью, тем не менее, по согласию ГД, они могут навсегда лишиться данного статуса. Об этом нужно обязательно знать.
Кроме того, депутатская неприкосновенность напрямую зависит от деятельности народного избранника. Например, если срок его полномочий закончился, то и данного статуса последнего не будет.
Необходимо также указать на то, что правоохранительные органы не смогут передать дело на рассмотрение в судебную инстанцию, пока депутат не лишится своей неприкосновенности. Если этого не произойдет, то дело будет прекращено. Возобновить его можно только если откроются новые обстоятельства.
Итог
Итак, депутаты ГД и члены СФ обладают депутатской неприкосновенностью. Соответственно, последних нельзя задерживать и арестовывать. Обыскать депутата можно только в том случае, если он был застигнут правоохранителями на месте осуществления преступного деяния.
Тем не менее, проблема неприкосновенности народных избранников становится все более актуальной, потому что данные должностные лица представляют интересы простых людей. По этой причине депутаты должны быть защищены законом от неоправданного преследования, так как они обязаны выражать свою позицию, мнение по решающимся вопросам.
Тем не менее, многие из народных избранников пользуются своим особым статусом. Большинство депутатов предполагает, что они будут неприкосновенны даже после того, как срок их полномочий закончится. А это не так. Ведь неприкосновенность должна рассматриваться только как особая гарантия статуса депутата. Лишить ее может только ГД или Совет Федерации. Но для этого необходимо представление Генпрокурора. Вопрос о лишении народного избранника неприкосновенности решается в трехдневный срок. О принятом решении необходимо сообщить в Генпрокуратуру.
fb.ru
Главная задача депутата
Мы избираем наших депутатов не только для того, чтобы они принимали законы, но и для помощи в защите наших прав и интересов, установленных этими законами. Именно с обращения к своему депутату стоит начать решение проблемы, если вы считаете, что без помощи власти уже не разобраться. Традиционно члены фракции «Единая Россия» Законодательного Собрания Пермского края проводят встречи с избирателями не только в личных депутатских приемных, но и в Региональной общественной приемной председателя партии «Единая Россия» в Пермском крае. Здесь сложился и работает эффективный механизм сотрудничества партии и депутатов, который позволяет решать множество проблем жителей.
В курсе проблем, в центре событий
Важным направлением депутатской работы было и остается общение с избирателями и личное участие в жизни своего округа. Депутатский прием – это не только возможность решить проблему, которая волнует конкретного человека, но и залог эффективной законотворческой деятельности народного избранника: общение с избирателями помогает понять, как работают те или иные законы на практике. «Связка «депутат-избиратель» должна работать постоянно, – говорит спикер Законодательного Собрания края, член фракции «Единая Россия» Валерий Сухих. – Для депутата нет ничего более полезного, чем общение с избирателями. Оно позволяет быть в курсе всех проблем. Не отрываться от народа, быть вместе с теми, кто за тебя голосовал. Первоначально базой являются наказы от населения, которые были получены в ходе предвыборной кампании. Но затем должен существовать механизм обратной связи. Таким механизмом выступают общественные приемные, где каждый гражданин может обратиться к своему депутату с просьбой, запросом или инициативой. В 2017 году было открыто рекордное количество общественных приемных депутатов Законодательного Собрания края, и они – востребованы жителями. Конечно, каждый приходит на прием со своей конкретной проблемой, но депутат видит ситуацию в комплексе и делает вывод, какие темы, какие направления вызывают наибольшие вопросы у населения. Много обращений – значит, есть проблема, нужны изменения. Так мы получаем максимально актуальную базу для законотворческой деятельности».
Партийная приемная: «Единая Россия» на связи
Обращение в региональную приемную председателя партии «Единая Россия» в Пермском крае – самый простой и удобный способ решить тот или иной вопрос, получить необходимую консультацию и помощь, поделиться своими идеями и инициативами. В общественной приемной внедряют разные формы работы с населением, чтобы возможность обратиться в партию или к своему депутату со своим вопросом была у каждого. Активно используются современные средства связи: работает колл-центр, жители отдаленных районов могут обратиться вопросами направить обращение через Интернет, в том числе, через социальные сети и по скайпу. С этого года приемная запустила еще и Интернет-консультации на тему ЖКХ и по правовым вопросам.
Например, жительница многоквартирного дома из Октябрьского района обсудила свою проблему с депутатом, не выходя из дома – по скайпу. Женщина посетовала, что в доме давно пора чинить крышу, а управляющая компания бездействует. Депутат предложил районной администрации, совместно с управляющей компанией провести рабочее совещание по ремонту дома, пригласив на него жильцов, и взял вопрос на контроль. Другой вопрос касался организации автобусного маршрута до райцентра. Депутат попросил руководство района совместно с транспортниками составить оптимальный вариант движения автобусов. И таких примеров множество. «В этом и есть суть работы общественной приемной. Мы стараемся сделать всё возможное, чтобы помочь каждому», – говорит руководитель региональной общественной приемной председателя партии «Единая Россия», депутат Законодательного Собрания края Александр Бойченко.
Главный аргумент «ЗА»
Недовольны работой управляющей компании – хозяйство приходит в упадок, счета растут, а решения проблем не предвидится? Не дают ребенку путевку в ясли? Необходимо заасфальтировать дорожки во дворе, а вы не знаете, куда обратиться? Хотите узнать, как принять участие в программе по благоустройству и построить во дворе детскую площадку? Вопросов и житейских проблем всегда хватает. И парламентарии единодушны во мнении: именно избиратель дает депутату возможность направить свои силы, знания и опыт на улучшение качества жизни людей. «Чем отличается депутат от чиновника? Чиновник – это человек, которого назначают на занимаемую должность для решения определенных задач, и он подотчетен своему начальнику. Что касается нас, депутатов, – мы иногда шутим, что у нас нет работодателя. Но у депутата есть избиратель, а это еще важнее», – говорит депутат ЗС Елена Зырянова. Как депутату ей приходиться решать самые разные проблемы. Например, недавно с вопросом о строительстве дороги к новому микрорайону обратилась жительница поселка Гайны. «Дома построили, а к ним ни подойти, ни подъехать, в том числе и автомобилям экстренных служб. Очень неудобно!», – сетует жительница. Елена Зырянова прояснила вопрос: дорога будет построена– средства на это муниципалитет получит из регионального дорожного фонда. «Стараюсь уделить внимание каждому заявителю, оказать правовую поддержку, проконсультировать. Нет задачи «для галочки» принять как можно больше людей – мне действительно хочется детально разобраться в каждой проблеме», — отметила Елена Зырянова.
Механизм взаимодействия различных уровней и структур власти в интересах жителей в Пермском крае создан и достаточно эффективно работает. Люди видят, что обращения и в региональную общественную приемную, и к конкретному депутату лично дают результат, поэтому при возникновении вопросов и проблем приходят снова. Это дорогого стоит, поскольку свидетельствует о доверии. «Мои избиратели живут в территориях отдаленных, сельских. Это Берёзовский, Кишертский, Октябрьский и Суксунский районы. В каждом их этих районов есть мои депутатские приемные. Я регулярно провожу личные выездные приемы, а к моим помощникам на местах жители могут обратиться 24 часа в сутки. Кроме того, я регулярно веду прием в Региональной общественной приемной председателя партии «Единая Россия», – рассказывает депутат ЗС Ирина Корюкина. – Конечно, приемы и в территориях, и в региональной общественной приемной дают многое. Максимально «приближают к жизни», позволяют услышать и осознать наиболее острые ситуации. Допустим, в плане здравоохранения становится ясно, как обстоят дела с очередями в поликлиниках, с доступностью медицинского обслуживания. Вопросы, поставленные людьми, стремимся решать, стараемся чем-то помочь и больницам. А если требуется – ставим на место руководителей учреждений здравоохранения». Не дают положенную по закону путевку в санаторий? Необходимо попасть на консультацию к доктору, а «бирочек» нет? Тема здравоохранения волнует многих, и к Ирине Петровне как к депутату и ректору Пермского медицинского университета подобные вопросы поступают часто. «Бывают вопросы по пенсионному и соцобеспечению, по работе жилищно-коммунальных служб и районных автопарков, по детским садам и множество других, – говорит Ирина Корюкина. – Я считаю, надо всегда индивидуально подходить к каждому случаю, смотреть, что можно сделать в конкретной ситуации».
«Мои земляки – жители Добрянского, Ильинского и части Пермского районов – доверили мне представлять их интересы, поэтому всегда руководствуюсь правилом: если принимаемое решение способствует улучшению ситуации в конкретных поселениях, дает новые возможности для их развития, для меня это главный аргумент «за», – говорит парламентарий Виктор Плюснин. – Телефоны мои и помощников есть в открытом доступе, в Добрянке постоянно действует депутатская общественная приемная. А также я регулярно лично провожу прием граждан в Региональной общественной приемной председателя партии «Единая Россия», да и современные технические средства помогают всегда быть на связи с избирателями. Я живу в Добрянке, в Пермь езжу на работу. Бывает, люди спрашивают: «Как найти вас в Перми, когда мы приедем?» Я отвечаю: «Приезжать не обязательно, если я житель города Добрянка, мы с вами всегда найдем возможность и время встретиться».
Обращения в депутатскую приемную могут быть абсолютно разными. Например, проблемы с вывозом мусора: контейнерную площадку во дворе по какой-то причине убрали, а специальные службы собирают мусор у домов не всегда. Жители просят навести порядок. Депутаты помогают в таких ситуациях «и словом и делом»: это и депутатский запрос в администрацию района, и информирование избирателей о том, что как раз сейчас депутаты занимаются разработкой единой системы вывоза и утилизации мусора в Пермском крае. Или еще один актуальный вопрос – расселение аварийного жилья. На этот раз в Региональную общественную приемную обратилась пермячка: дом, в котором она живет, признан аварийным, но власти не спешат называть точные сроки расселения жителей. Виктор Плюснин сделал депутатский запрос о сроках расселения дома в администрацию города Перми и обещал проинформировать жителей.
Обратиться может каждый
Число обращений жителей края в Региональную общественную приемную председателя партии «Единая Россия» в Пермском крае растет с каждым годом. За шесть месяцев 2018 года в адрес приемной поступило 2691 обращение – это на 17 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. За прошедшие полгода депутаты Законодательного Собрания провели в партийной приемной 65 приемов, на каждом из которых побывали десятки пермяков и жителей края. Обратиться в приемную и к своему депутату может каждый. Узнать о работе приемных своего депутата вы сможете на сайте Законодательного Собрания www.zsperm.ru, посмотреть график приемов депутатов можно также на официальном сайте Региональной общественной приемной председателя партии «Единая Россия» rop59.ru.
rop59.ru
депутат — это… Что такое депутат?
ДЕПУТАТ — (ново лат. deputatum, от deputare указывать, предназначать). 1) лицо, избираемое народом или сословием в качестве своего представителя на различных собраниях, для переговоров или общественных дел, член законодательного собрания, представитель. 2) … Словарь иностранных слов русского языка
депутат — См … Словарь синонимов
ДЕПУТАТ — (от позднелат. deputatus уполномоченный) лицо, избранное членом представительного органа власти. См. также Народный депутат, Неприкосновенность депутата … Большой Энциклопедический словарь
Депутат — в РФ лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в орган местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. См.… … Финансовый словарь
Депутат — (лат. deputatus посланный) лицо, избранное в законодательный или представительный орган государства или местного самоуправления, представитель определенной части населения (избирателей своего округа) или всей нации во властном органе. В… … Политология. Словарь.
Депутат — ■ Депутат вершина славы. ■ Метать громы и молнии против Палаты депутатов. ■ В Палате слишком много болтунов. ■ Депутаты ничего не делают … Лексикон прописных истин
депутат — депутат; сельсовет депутатани депутат сельсовета … Нанайско-русский словарь
ДЕПУТАТ — (лат. deputatus посланный) лицо, избранное в законодательный или иной представительный орган государства или местного самоуправления, представитель (в этом органе) определенной части населения избирателей своего округа или всей нации. Работает на … Юридический словарь
ДЕПУТАТ — (от позднелатинского deputatus уполномоченный), лицо, избранное членом представительного органа власти … Современная энциклопедия
ДЕПУТАТ — ДЕПУТАТ, депутата, муж. (лат. deputatus назначенный, посвященный). 1. Выборное лицо, уполномоченное каким нибудь коллективом для представительства или ведения порученного дела. Навстречу победителю вышли депутаты от города. 2. Член… … Толковый словарь Ушакова
ДЕПУТАТ — ДЕПУТАТ, а, муж. 1. Выборный представитель, член выборного государственного учреждения. Народный д. России. 2. Уполномоченное лицо, направленное куда н. для выполнения какого н. поручения. | жен. депутатка, и (разг.). | прил. депутатский, ая, ое … Толковый словарь Ожегова
dic.academic.ru
Добавить комментарий