Еврейские шляпы – Дело в шляпе — STMEGI
Дело в шляпе — STMEGI
Для еврея заповедь покрывать голову – священна, хотя такого требования, кроме особых случаев, нет ни в Писании, ни в Талмуде.
Традиция покрывать голову существует у еврейского народа с самой глубокой древности. Наиболее вероятной причиной этого стало приспособление к условиям климата. Постепенно следование этому обычаю переросло в обязательное правило, признак верности еврейской традиции – как знак смирения перед Б-гом у мужчин и проявление скромности в присутствии мужчин у женщин.
Приобретя свою историю, еврейские головные уборы могут многое поведать о своих владельцах – их происхождении, социальном статусе, принадлежности к тем или иным общинам.
Черное и белое надевать
Традиционный головной убор для религиозных евреев называют еще ермолкой, что происходит от словосочетания йерей малка – «боящиеся Царя». По другой версии это слово происходит от тюркского ямурлук – дождевой плащ с капюшоном.
Существует большое разнообразие видов кип, которые могут отличаться размером, цветом и материалом. Евреи ашкенази предпочитают черно-белые кипы, сефарды – маленькие вязаные, с вышивкой в качестве украшения. Участники движения «Хабад» предпочитают шестиклинные кипы черного цвета.
Некоторые религиозные евреи убеждены, что в Судный день (Йом-Кипур), в день памяти умерших (йорцайт) и другие подобные дни обязательно носить только кипу темных расцветок. Есть и обратный вариант – многие верующие израильтяне предпочитают повседневно носить черную кипу, а по субботам и праздникам менять ее на белую.
Ношение кипы свидетельствует о принадлежности к народу, выполняющему заповеди Всевышнего. Даже мальчик моложе 13 лет, на котором еще не лежит обязанность выполнять заповеди, носит кипу – приучать к этому положено с самого раннего возраста.
Как у деда
Многие ультраортодоксы полагают, что покрывать голову только кипой – недостаточно благочестиво. И требуют, чтобы во время молитвы поверх кипы был надет дополнительный головной убор – это вполне может быть талит или, к примеру, кепка старого европейского покроя, какую носят обычно старые хасиды из России и Польши. Называется она каскет или кашкет, или дашек (в переводе с идиша – козырек). Зачастую она указывает на консерватизм того, кто ее носит, особо ревностное отношение ее хозяина к сохранению того фасона одежды, которого придерживались его дед и отец, и сочетается, как правило, с таким же, слегка устаревшим, фасоном одежды.
От кнейча до гамбурга
В основном евреи предпочитают надевать поверх кипы черную шляпу. По уверенью торговцев шляпами, существует 34 основных типа этого головного убора, по форме и фактуре которого можно узнать о хозяине куда больше, чем, скажем, из его удостоверения личности. Так, простой литвак или любавичский хасид носит шляпу кнейч со сравнительно широкими полями и продольным заломом. Иногда такие шляпы могут в незначительной мере «модифицироваться» – некоторые представители движения «Хабад» делают на ней второй, уже поперечный залом, несколько менее заметный, чем продольный. При этом шляпа при ношении сдвигается на лоб, как это делал Любавичский Ребе.
Литвак, занимающий высокое положение в общине, сменит кнейч на шикарную и дорогую шляпу гамбург – не только без заломов, но и без вмятин от пальцев на куполе и утрированно отогнутых вверх полях. Человек, надевший гамбург, получает, как правило, самые почетные вызовы к чтению Торы, поэтому шляпу этого фасона принято называть еще мафтир-hитл.
Многие хасиды носят в будни самую простую из шляп – капелюш, похожую на кнейч, но без заломов тульи и изгибов полей. И кнейч, и капелюш, и большинство из гамбургов сделаны из твердого фетра. Другие виды шляп сделаны из велюра (похожего на бархат или даже короткошерстный черный мех) – например, самет – один из самых дорогих и роскошных фасонов. Обладатель самета – почти наверняка венгерский хасид: Вижницкий или Белзский. Одежда у них неотличима, а вот по шляпе можно определить, кто из них кто – у Вижинцера черная лента шлайф завязана справа, у Белзера – слева.
Плуш – более дешевая разновидность самета, является традиционной шляпой для потомственных евреев Йерушалми. Ее еще называют флиикер-телер» (c идиша –летающая тарелка). Как ни называй, а вместить в нее голову обычного размера нелегко – поля-то широкие, но высота тульи всего десять сантиметров.
Лохматые-косматые
Штраймлом называют, как правило, меховую шапку, которую надевают только женатые хасиды (исключение составляют только несколько десятков потомственных семей в Йерушалаиме) и исключительно в особо торжественных обстоятельствах – в Шаббат, йом тов, на свадьбе, встречаясь с ребе. Прежде бедные, как правило, носили штраймл из необработанных хвостов и даже из простого овечьего меха, кто побогаче – лисий штраймл, состоятельные – из соболя. Сегодня цена ее может достигать нескольких тысяч долларов.
В далеком прошлом штраймл – это польская шляхетская лисья шапка, которая была в моде совсем не только среди евреев на момент зарождения хасидизма. По одной версии штраймл был включен как обязательный элемент внешнего вида хасида, чтобы предотвратить изменения в традиционном укладе жизни евреев во всем, включая одежду. По другой – во времена изгнания евреев из Испании их хотели унизить, заставляя носить на голове мех «нечистого животного» – хвост лисы, чтобы отличать евреев от других народов. Но евреи превратили этот «знак позора» в «знак отличия».
Штраймл штраймлу рознь – это, скорее, общее собирательное название, поскольку всего их насчитывается более двух десятков типов. Обычно это черная бархатная черная кипа, обшитая по краям черными или коричневыми лисьими или соболиными хвостами – последние считаются наиболее дорогими. Собственно штраймлом часто называют низкую и широкую шляпу, имеющую строго правильную цилиндрическую форму. Кроме этого, они бывают низкими и широкими нестрогой формы, которые носят венгерские, галицийские и румынские хасиды, лохматыми-косматыми – это так называемые украинские чернобыли, а так же – высоченными черными цилиндрическими шапками польских хасидов, которые называются сподиками.
Существуют особые фасоны штраймла, которые носят не целые общины, а только их главы, рабеим. К этой группе можно отнести собл или цойбл – высокая шапка из соболиного меха, колпик – нечто среднее между сподиком и штраймлом (такую шапку носил шестой Любавичский Ребе). Главы разных хасидских дворов Ружинской династии носят обычный штраймл, но ермолка, вшитая в него, не куполообразная, а конусообразная, остроконечная, высокая.
stmegi.com
Традиционные головные уборы евреев: интересные факты
Многие из нас ясно представляют себе, о чем идет речь, когда упоминается головной убор, который носят ортодоксальные евреи. Однако на вопрос «как называется головной убор евреев» правильно ответит не всякий. Предлагаем вместе разобраться в этом вопросе и узнать побольше об этом древнем народе и его традициях.
Головной убор евреев: название
Традиционный головной убор мужчин-евреев носит название «ермолка» или «кипа». Считается, что свое название эта маленькая круглая шапочка получила от словосочетания «боящиеся царя», что на иврите звучит как «йерей малка».
Головные уборы евреев: интересные факты
Ношение кипы связано с почтением к Богу, которое мужчины-иудеи выражали, покрывая голову шапочкой. Некоторые евреи стали носить ермолку постоянно, демонстрируя окружающим, что все их поступки направлены на служение Всевышнему.
Знающему человеку очень легко определить конфессиональную принадлежность иудея по его кипе. Так, если мужчина носит вязаную ермолку, то он является религиозным сионистом, кожаную черную – американским неоортодоксом, большую белую – последователем рабби Нахмана и так далее.
Большинство ультраортодоксов уверены, что покрывать голову только ермолкой недостаточно благочестиво. В связи с этим они настаивают на необходимости надевать дополнительный головной убор во время молитвы.
Очень маленькая кипа, которую иногда сложно заметить в густых волосах её носителя, называется кипат-груш. Зачастую ношение подобной ермолки говорит о том, что мужчина планирует насовсем снять её, но пока стесняется это сделать.
Головные уборы евреев всегда находятся, что называется, под рукой у их хозяев. Так, религиозные иудеи всегда носят кипу на голове, светские же люди кладут свою ермолку в карман, бардачок автомобиля или сумку, так как они не нуждаются в ней в повседневной жизни.
Существует категория евреев, относящих себя к атеистам. Они не носят кипу и утверждают, что головным убором для них служит небосвод.
Особое место в иудейской культуре занимают вязаные головные уборы евреев. Согласно романтической легенде, их придумали девушки, состоявшие в членах религиозных молодежных движений. Они вязали ермолки молодым людям, к которым испытывали симпатию. К слову, вязание кип и по сей день является, пожалуй, любимым вариантом женского рукоделия. Вы можете встретить евреек, вяжущих ермолки, практически повсюду: в общественном транспорте, в очереди к врачу или на скамейке в городском парке.
В синагогах израильской армии имеются специальные ермолки защитного цвета. Также периодически звучат призывы обязать всех религиозных солдат носить такие кипы.
Традиционные головные уборы евреев сегодня имеют право носить не только мужчины, но и женщины. Но в этом случае представительница пола, надевшая ермолку, уже не считается ортодоксальной еврейкой. Её относят к реформистскому или консервативному направлению.
В последнее время в магазинах Израиля всё чаще можно встретить забавные детские кипы, которые с трудом можно связать с религиозными традициями, так как они большей частью украшены разноцветными рисунками и изображениями популярных мультипликационных героев: Микки Мауса, Спанч Боба и прочих.
fb.ru
Почему религиозные евреи носят особенную одежду . Чёрт побери
Ортодоксальный еврей должен ежедневно соблюдать минимум 613 правил «Пятикнижия». Согласно им, кошерной бывает не только еда, но и одежда. Блогер Сергей Анашкевич решил разобраться, как именно одеваются религиозные евреи, и почему у них такая одежда.
Если вы думает, что они все одинаково черно-белые, то очень ошибаетесь. Оказывается, только черных шляп существует 34 вида, каждый из которых несет информацию о своем хозяине. Знающие люди по цвету чулок, материалу лапсердака и форме головного убора могут точно указать: это йерушалми, это хасид такого-то адмора, это бахур, а этот уже женился.
— Ребе, разве Авраам ходил в черном сюртуке?
— Я не знаю, – ответил ребе, – ходил ли Авраам в шелковом халате и штраймле. Но я точно знаю, как он выбирал одежду. Смотрел, как одеты неевреи, — и одевался иначе.
Уже в библейское время евреи одевались иначе, чем другие народы, и, по мнению еврейских мудрецов, народ Израиля удостоился выхода из Египта благодаря тому, что не изменил своей одежде. Еврейский народ с тех времен рассеялся по всему миру. Но только религиозные его представители, встретившись, смогут узнать в друг друге собрата по крови по характерному виду черной одежды.
По мнению самих ортодоксов: «Одежда не столько скрывает, сколько обнажает сущность человека. Написано: «Будь скромен перед Всевышним». Мы предпочитаем темные костюмы, потому что они скромны, праздничны и опрятны. Именно поэтому «в моде» ортодоксального еврейства — белые рубашки. Именно поэтому богобоязненные евреи никогда не позволят себе выйти на улицу в сандалиях на босу ногу».
Существует базовая одежда – галахическая, которую надевает любой еврей, соблюдающий заповеди. Эта одежда предусматривает покрытие головы и цицит с 4 краями. Обязательным элементом является четырехугольная накидка (пончо) с отверстием для головы и четырьмя кистями по краям. Сама накидка, называемая талит кaтaн (или арбеканфес), может быть скрыта под одеждой, а может носиться поверх рубашки, но кисти всегда выправлены поверх брюк. Ее изготавливают из белой шерсти с черными полосами или без них. Углы укреплены накладками из простой ткани или шелка, через отверстия в углах продеты нити цицис – кисти, заповеданные Торой.
Если в кисти есть две (или одна) нити синего цвета, то, скорее всего, перед вами радзинский или ижбицкий хасид. Секрет изготовления тхэйлет – синей краски, получаемой из моллюска хилозон, был утрачен почти 2000 лет назад и заново открыт в конце прошлого века рабби Гершон-Ханохом из Радзина. Однако его рецепт большинство раввинов не признали. У сефардов и многих хасидов на каждом углу талит кaтaн не одно, а два отверстия. Кроме того, на некоторых кистях кроме четырех (двойных) обязательных узлов можно увидеть от 13 до 40 мелких узелков на витках нити. По этому признаку тоже можно различить членов разных общин.
Традиционная еврейская мужская одежда – это фрак или сюртук. Фрак не имеет карманов и застегивается справа налево, как и вся традиционная еврейская мужская одежда (по нееврейским стандартам «по-женски»), имеет глубокий разрез и две пуговицы сзади (там, где хлястик).
Халаты – как правило, одежда для особых случаев: праздничный шелковый, расшитый черным по черному узором, тиш-халат для праздничных обедов, ешиве-халат из самой дешевой ткани без подкладки – для занятий в ешиве или койлеле. В Шаббат и Йом Тов многие хасиды надевают особый черный атласный плащ – бекече. И капота, и сюртук, и халат хасида должны быть перетянуты поясом, сплетенным из черной шелковой нити или ткани.
Литваки в будни могут носить пиджаки. Хасиды носят капоты (рэкл), в которых тоже естественно есть отличия. Например, лацканы – заостренные или закругленные, или вместо обычных трех пуговиц – шесть (два ряда по три), так бывает у сатмарских хасидов. Кроме капотов есть еще бекечи (бекеши), жугшцы (джубе). И все это строго черного цвета.
Брюки могут быть или обычные черные, или до колена – еалб-гойэн. Короткие брюки носят венгерские хасиды, они завязывают штанину шнурком под коленом и надевают черные гольфы – зокн. В некоторых общинах в праздники или Шаббат принято менять черные гольфы на белые. Гэрские хасиды заправляют обычные брюки в гольфы. Это называется “казацкие” гольфы (козак-зокн).
Одежду нечерного цвета носят, главным образом, хасиды Реб Ареле и некоторая часть бресловских и других хасидов, жителей квартала Мео Шеорим. В будни они выглядят так: плуш (летающая тарелка) на голове, под ней — вайсе ярмулке — белая вязаная кипа с кисточкой в центре купола. Белая рубаха, шерстяной талит кaтaн, жилет и кафтан из особой ткани (кафтн).
Ткань кафтна — белая или серебряная с черными или темно-синими полосами. Производят эту ткань только в Сирии и контрабандой доставляют в Восточный Йерушалаим. В Шаббат летающую тарелку сменит чернобыльский или обычный штраймл, а вместо кафтна с серебряным фоном хасид наденет золотой. Поверх кафтана иногда (а в Шаббат и праздник — обязательно) накинута коричневая атласная бекеша с расшитым воротником.
Вернемся к шляпам. Поверх кипы (ярмолки) еврей почти всегда надевает шляпу или шапку. В редких случаях это может быть кепка старого европейского покроя, такую носят обычно старые хасиды из России и Польши – каскет (кашкет или дашек). Отдаленно похожие на каскет серые шестиклинные кепки носят дети и подростки в семьях литваков. В будние дни большинство традиционных евреев носят черную шляпу. По уверениям торговцев шляпами, их существует 34 основных типа, каждый из которых свидетельствует о происхождении, общинной принадлежности и даже социальном статусе хозяина.
Традиционная шляпа потомственных евреев Йерушалми – плуш. Ее еще называют флиикер-теллер – по-простому летающая тарелка или супер. Она имеет широкие поля, но низкую тулью — всего 10 см.
Другие виды шляп сделаны из велюра (скорее похожего на бархат или даже короткошерстный черный мех), по твердости не уступающего десятимиллиметровой фанере. Среди этих шляп можно выделить самет, один из самых дорогих и роскошных фасонов, ее обладатель наверняка венгерский хасид.
Простой литвак или любавичский хасид носят шляпу кнейч с продольным заломом. Литвак, занимающий высокое положение в общине, сменит кнейч на дорогой гамбург (или мафтир-гитл) – без заломов и вмятин. Многие хасиды носят в будни самую простую из шляп — капелюш, похожую на кнейч, но без заломов тульи и изгибов полей. Все они сделаны из твердого фетра.
Но самый «яркий» и выделяющийся из всех головной убор – штраймл. Это самая натуральная меховая шапка. Надевают ее только хасиды и только в Шаббат, йом тов, на свадьбе или для встречи с ребе. Причем их больше двух десятков типов.
Обычно, это черная бархатная кипа, отороченная лисьими или соболиными хвостами. Широкие и низкие, правильной цилиндрической формы собственно и есть «штраймл», низкие и широкие нестрогой формы, лохматые-косматые называются «чернобль», а высоченная черная меховая циллиндрическая шапка – «сподик».
Цена штреймла может достигать несколько тысяч долларов. История штраймла началась много лет тому назад, когда неевреи приказали евреям одной из общин носить на голове хвост животного. Предназначение этого приказа заключалось в унижении и предании позору еврея. У евреев не было выбора, и они брали хвосты животных и делали из них шляпы.
Простой штраймл носят венгерские, галицийские и румынские хасиды, мохнатый чернобль – украинские, а сподик – польские хасиды. Существуют особые фасоны штраймл, которые носят не целые общины, а только их главы, рабеим. К этой группе можно отнести собл или цойбл — высокий штраймл из соболиного меха, колпик — нечто среднее между сподиком и штраймл.
Штраймл носят только женатые мужчины. Исключение составляют только несколько десятков потомственных семей в Йерушалаиме. В этих семьях мальчик впервые надевает штраймл в день совершеннолетия, бар мицвы – в тринадцать лет.
В 2010 году Памела Андерсон, защитница животных и фотомодель, написал письмо депутатам Кнессета в надежде уговорить их ввести запретить продажу натуральных мехов, а ортодоксов отказаться от ношения этих штраймлов.
chert-poberi.ru
Национальный костюм евреев: фото, описание
Кто сможет назвать основную примету, чем отличаются от других народов евреи? Национальный костюм. Описание его и будет представлено вашему вниманию в статье, так как именно одежда всегда выделяет еврея из толпы.
Евреи – народ западносемитской группы, родственный арабам и амхарцам (эфиопам). Да, как это ни покажется странным, вечно воюющие и недолюбливающие друг друга арабы и евреи – близкие родственники, примерно как русские с поляками.
Однако религия, культура в целом и одежда в частности у этих народов совсем не похожи. Традиционная одежда евреев весьма колоритная и выделяет представителей этой нации из толпы. Людям современным и далёким от религии – а манера евреев одеваться целиком основана на религиозных представлениях – она может показаться нелепой и какой-то старомодной, «анахроничной». Как выглядит национальный костюм евреев? Черные сюртуки, шляпы, пояса – эти предметы еврейского костюма стали «визитной карточкой» настоящего иудея. Чуть менее известна ермолка – круглая шапочка. Однако это далеко не все детали еврейского гардероба. Как выглядит национальный костюм евреев? Фото в статье демонстрирует нам образ настоящего еврея, одетого по всем правилам его народа.
Еврейская идеология в одежде
Национальные костюмы народов евреев уходят своими корнями в глубокую древность. На протяжении веков они постоянно менялись, и причина тому – желание евреев замаскироваться (ведь во многих странах им было запрещено жить вообще или позволялось селиться в строго отведенных местах) или ассимилироваться. Последняя тенденция появилась в начале XІX века: образованные представители еврейского народа решили поменять свой традиционный наряд на европейскую одежду; они стали одеваться по моде тех времён – так в еврейский обиход вошли те самые длинные чёрные сюртуки и шляпы. Позднее данный стиль «законсервировался» и стал одним из вариантов «традиционного еврейского» одеяния, в то время как во всём остальном мире он вышел из моды.
Но в этом преображении есть определённый смысл – национальный, идеологический и даже религиозный. Его принцип отражён в расхожем анекдоте. Якобы в начале XІX века один из таких образованных евреев подошёл к раввину, вроде бы хранителю древнего благочестия, и, решив его «подколоть», спросил: «Ребе, а во что одевался праотец наш Авраам?». Раввин невозмутимо ответил: «Сын мой, я не знаю, во что одевался Авраам – в шёлковый халат или штраймлу; но я точно знаю, как он выбирал себе одежду: он смотрел, как одеваются не евреи, и одевался иначе».
Действительно, испокон веков евреи стремились отличаться от всех остальных народов и делали это с бóльшим фанатизмом, чем все остальные восточные народы. Языческую религию евреев до сих пор упорно отказываются именовать «язычеством» (хотя, если строго по науке, настоящим «язычеством» можно признать разве что еврейскую веру, поскольку она практически не претерпевала смешения с инородными культами).
Еврейская музыка, кулинария, поведение, одежда – всё это должно быть всегда не похожим на окружающее, но как именно это должно выглядеть, дело десятое. Даже кашрут – список кулинарных (и не только) догматов – многие ортодоксальные евреи толкуют только так: «Кашрут был введён для того, чтобы отличить еврея от не еврея». Точно так же с обрезанием…
Поэтому нет ничего удивительного в том, что западноевропейский костюм начала позапрошлого века сегодня официально считается традиционной еврейской одеждой. Национальный костюм евреев в России может показаться чем-то странным и необычным, но это традиции другого народа, которые нужно уважать.
Ермолка
Это та самая круглая шапочка. Евреи из бывшего СССР привыкли считать, что её название образовано от русского имени Ермолай. Но когда они приезжают в Израиль, местные жители им объясняют, что шапочка так называется от выражения «йерэ малка» — «боящийся владыки». То есть ношение ермолки, по идее, означает, что её владелец глубоко и свято верит в Бога.
Как выбрать ермолку?
Выбор ермолки – задача не такая простая, как кажется непосвящённым. В израильских магазинах они продаются как обычные шапки – на полках разложены ермолки самых разных размеров, материалов, цветов и фасонов. Однако какую именно выберет покупатель – зависит от особенностей его вероисповедания и душевного настроя. Например, хасиды не признают бархатные и вязаные ермолки. Религиозный еврей приобретает шапочку того фасона, которую носят в его общине. Это тоже отражение принципов иудаизма: сторонним наблюдателям он кажется монолитным, единообразным культом, но на самом деле он разделён на десятки течений, различающихся догматами, правилами, одеждой и т. д. Отношения между многими течениями далеко не дружеские.
Накидка
Национальный костюм евреев включает в себя накидку. По-еврейски она называется «талит катан» или «арбеканфес». Как и ермолка, это тоже обязательный атрибут еврейского костюма. Он представляет собой кусок четырёхугольной материи с отверстием для головы и четырьмя кисточками (цицит) по краям. Накидка может носиться под одеждой или надеваться сверху, как рубаха, но кисти всегда расположены поверх брюк. Каждая кисть имеет восемь нитей. Здесь тоже есть элементы, характерные для тех или иных течений иудаизма.
Самая интересная и даже таинственная часть – одна (их может быть и две) нить в кисти, окрашенная в синий цвет. Она означает, что владелец этой накидки – Радзинский или Ижбицкий хасид. Относительно происхождения таких нитей есть легенда. Считается, что синяя краска – «тхэйлет» – присутствовала на еврейской одежде в древние времена, но две тысячи лет назад рецепт её приготовления был утрачен. В конце ХІХ века хасидский раввин Гершон-Ханох получил тхэйлет заново, но его рецепт не был признан большинством представителей еврейской общественности как «та самая» краска. Поэтому этот тхэйлет остался принадлежностью лишь указанных иудейских течений.
На самом деле попытки восстановить древний рецепт и получить тхэйлет предполагались многими западными и еврейскими учёными, начиная со Средневековья. Свой вклад в это дело внесли и археологи, исследовавшие остатки древних фабрик, и современные химики.
Цицит, согласно религиозным канонам, должны носить все мужчины, достигшие 13-летнего возраста. Это означает наступление совершеннолетия (бар-мицва). Ношение кистей свидетельствует, что мальчик уже способен отвечать за свои поступки и участвовать в делах взрослых, в том числе читать и обсуждать Тору в синагоге.
«Каскет» и шляпа
Национальный костюм евреев обязательно включает в себя головной убор. Носить ермолку обязан каждый религиозный еврей. Однако обычно она скрыта под вторым головным убором. Это может быть шапка, шляпа или «каскет» (он же «дашек») – кепка старого фасона. Последний особенно популярен среди российских и польских евреев, в том числе хасидов.
Но наиболее известна традиционная чёрная шляпа. Её евреи носят в будние дни. Не стоит думать, что все шляпы одинаковые: по её внешнему виду о личности её обладателя можно рассказать даже больше, чем по паспорту. Размер шляпы, её положение на голове, характер залома и другие элементы свидетельствуют о том, к какому течению иудаизма принадлежит владелец шляпы и даже какой имеет социальный статус.
Штраймбл
Штраймбл – это третий тип головного убора, который входит в национальный костюм евреев. Но он распространён только у хасидов. Штраймбл – цилиндрическая меховая шапка. Их тоже есть более двух десятков типов. При этом выделяются три большие группы: собственно штраймбл – широкий и низкий, правильной формы; чернобыль – просто низкий, более свободной формы; и сподик – очень высокая меховая шапка. Штраймбл хасиды надевают только в торжественных случаях – в шабат, на свадьбу и другие праздники, во время визита к раввину. Существуют и виды штраймбла, которые носят только главы общин.
Галстук и борода
Существуют элементы одежды, которые признают лишь некоторые еврейские общины. Один из них – галстук. Он является прерогативой лишь литваков. А вот хасиды галстуки люто ненавидят; это они объясняют тем, что первым действием в завязывании галстука является завязывание узла, имеющего форму креста. Всё, что связано с крестом, ревностному иудею полагается ненавидеть.
Другая часть «одежды» – борода. Одни евреи ходят чисто выбритыми, другие аккуратно подстригают бороду, а вот хасиды вообще не признают какое-либо видоизменение бороды, поэтому она у них самая густая и чёрная среди всех евреев.
Фрак
Что еще может входить в национальный костюм евреев? В некоторых общинах (например, у литваков) сохранился и такой, старомодный по европейским понятиям, элемент гардероба, как фрак. Он тоже чёрный, длинный и не имеет карманов. Интересно, что пуговицы на фраке (и на любой мужской одежде еврея) застёгиваются так, чтобы правая пола прикрывала левую – то есть, с точки зрения не еврея, «по-женски». Фрак евреи надевают, как правило, во время праздника.
Как выглядит национальный костюм евреев? Фото в статье ярко демонстрируют нам колоритный и необычный для простого европейца стиль одежды. Многим это может показаться странным, но этим евреи и особенны. Они тверды в своих взглядах и верны своим обычаям. А эти черты не помешали бы каждому народу!
fb.ru
Тренд сезона по-еврейски — Booknik.ru
The New York Times сообщает, что черная широкополая шляпа, какую обычно носят хасиды, входит в моду у нью-йоркских хипстеров. И носить они ее предпочитают с джинсами-скинни и сникерсами.
Например, рэпер Теофилус Лондон (Theophilus London) признается, что приобрел себе вышеупомянутый супермодный головной убор в еврейском магазине.На самом деле одежда и головные уборы религиозных евреев — тема совершенно неисчерпаемая. Рассказывать об этом можно очень долго, а черпать модные идеи — вообще бесконечно.
Букник по случаю разыскал интересную статью и предлагает модникам с ней ознакомиться. Оказывается, у каждой еврейской шляпы есть свое название. И забудьте про борсалино: такую шляпу носили итальянские мафиози, а честные хасиды — никогда.
…В будние дни большинство харедим носят черную шляпу. По ее форме и фактуре часто можно узнать о хозяине куда больше, чем из его удостоверения личности. Существует 34 (!) типа шляп, каждый из которых свидетельствует о происхождении, общинной принадлежности и даже социальном статусе хозяина. Литваки или любавичские хасиды носят шляпу кнейч с продольным заломом. Особо ревностные хабадники делают на шляпе второй, поперечный залом и сдвигают ее на лоб. Литвак, который занял более высокое положение в общине, сменит кнейч на шикарную шляпу гамбург— не только без заломов, но и без вмятин от пальцев на куполе и отогнутых вверх полях.
Польские хасиды носят в будни самую простую из шляп — капелюш, похожую на кнейч, но без заломов тульи и изгибов полей. И кнейч, и капелюш, и большинство гамбургов делают из твердого фетра. Другие виды шляп сделаны из велюра, по твердости не уступающего сантиметровой фанере. Среди этих шляп примечателен самет, один из самых дорогих и роскошных фасонов. Обладатель самета — почти наверняка венгерский хасид.
Жалкой пародией на самет выглядит плуш — традиционная шляпа потомственных иерусалимцев. На профессиональном жаргоне она называется флинкер-теллер — летающая тарелка. Как ни называй, а вместить в нее голову обычного размера нелегко: поля-то широкие, но высота тульи — всего десять сантиметров…
Кстати, Букник хочет предложить модникам и модницам присмотреться к штраймлу: в сезон осень-зима 2011-2012 этот головной убор может пригодиться.
Еще о моде на Букнике:
Королева и Портной
booknik.ru
Еврейская шапочка: виды, особенности
У каждой народности и национальности свои традиции, культура и даже наряды. Например, многим известна еврейская шапочка. Как называется она, однако, знают далеко не все. А называют ее «кипа», что в переводе с иврита означает «купол».
Немного истории
Изначально иудеи покрывали головы только во время молитв, показывая тем самым уважение к Всевышнему. К тому же носить кипы должны были жрецы храмов. Однако со временем они стали почитаться и благочестивыми евреями. Кстати, название шапочки еврейской символизируют своеобразную наивысшую точку в рамках микрокосма.
Особенности еврейских головных уборов
Что касается кипы, то она либо шьется, либо вяжется и является небольшой круглой шапочкой, которая прикрывает макушку. Ее можно носить отдельно, а можно поддевать под верхнюю шляпу. Если кипа совсем неглубокая, ее крепят к волосам с помощью заколок. Эта еврейская шапочка должна носиться во время религиозных служб, правда, это не оговорено ни Торой, ни Талмудом, а потому является не законом, а, скорее, обычаем. Однако ортодоксальные иудеи предпочитают носить кипу всегда, и приучают к этому детей с 13 лет.
Как правило, еврейская шапочка кипа может многое рассказать о своем хозяине. Например, иудеи-ашкеназы носят убор, состоящий из четырех или шести клиньев черной ткани с белым подкладочным материалом. А религиозные сионисты предпочитают вязаные кипы голубого или белого цвета. В современном Израиле можно встретить и кипы большого размера, которые по окружности имеют выделяющуюся полоску. Это говорит о том, что носитель шляпы относит себя к сторонникам учения рава Авраама Ицхака Кука.
Еще одна популярная еврейская шапочка носит интересное название «штраймл». Это черная ермолка, сшитая из бархата и отороченная по краям хвостами соболя или лисы. В Израиле разновидностей этого головного убора насчитывается не один десяток. Согласно правилам, штраймлы должны носить женатые мужчины, но в некоторых семьях их надевают мальчики уже с 13 лет. Кстати, кипу полагается носить на макушке, но многие новички стараются пристроить ее поудобнее на затылке.
Еврейская шапочка, по местным обычаям, обязательно должна надеваться в важные, с точки зрения религиозных событий, дни, например, в Судный день или в день памяти умерших. Исторические факты говорят о том, что в СССР в кипе можно было появиться только в зоне еврейской общины, и даже был введен штраф за нарушение этого правила. И сегодня в некоторых странах иудеям рекомендуется не привлекать к себе внимание колоритными головными уборами, особенно там, где сильны антисемитские настроения.
Мало кто знает, но в России своеобразной разновидностью кипы была ермолка. Правда, она имела некоторые конструктивные отличия, но в общем и целом схожих элементов было намного больше. К популярным головным уборам Израиля можно отнести кнейч – это шляпа, имеющая широкие поля и продольный залом. Как правило, она шьется из черного фетра. Обычно эта разновидность шляп носится литовскими евреями. Польские иудеи предпочитают шляпу с необычным названием капелюш: она похожа на кнейч, но не имеет изгибов и заломов на тулье.
fb.ru
Добавить комментарий