Имеет право быть избранным депутатом – Кто может быть избранным депутатом Государственной Думы

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные принципы проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

 

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — депутаты Государственной Думы) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

 

Статья 2. Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы

 

1. Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), настоящего Федерального закона, других федеральных законов.

2. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

 

Статья 3. Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации

 

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) избирается 450 депутатов.

2. Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (далее — федеральные списки кандидатов).

 

Статья 4. Федеральный избирательный округ

 

Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы, включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

 

Статья 5. Избирательные права граждан Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы

 

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы, участвовать в выдвижении федеральных списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, может быть избран депутатом Государственной Думы.

3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации избирательными правами на выборах депутатов Государственной Думы. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать гражданину Российской Федерации содействие в реализации его избирательных прав.

4. Не имеет права избирать и быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

4.1. Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

(часть четвертая.1 введена Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ)

4.2. Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации:

1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

3) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах депутатов Государственной Думы состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

4) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий пяти лет до дня голосования.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 196-ФЗ)

(часть четвертая.2 введена Федеральным законом от 26.04.2007 N 64-ФЗ)

5. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов Государственной Думы, если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока.

 

Статья 6. Назначение выборов депутатов Государственной Думы

 

1. Проведение выборов депутатов Государственной Думы в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, является обязательным.

2. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

3. Если Президент Российской Федерации не назначит выборы депутатов Государственной Думы в срок, установленный частью 2 настоящей статьи, выборы назначаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и проводятся в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного частью 2 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.

4. При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Президент Российской Федерации одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

5. Если Президент Российской Федерации, распустив Государственную Думу, не назначит досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва, выборы назначаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и проводятся в последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении досрочных выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного частью 4 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении досрочных выборов.

6. В случаях, предусмотренных частями 3 — 5 настоящей статьи, сроки осуществления избирательных действий, установленные настоящим Федеральным законом, сокращаются на четверть. При этом сроки в днях умножаются на три четвертых и округляются в сторону ближайшего целого числа; если после умножения получается число, дробная часть которого составляет половину целого числа, то оно округляется в большую сторону.

7. Если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы депутатов Государственной Думы, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или с нерабочим праздничным днем, или с днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на следующее воскресенье.

 

Статья 7. Право выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы

 

1. Кандидаты в депутаты Государственной Думы (далее — кандидаты) выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.

2. Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях» (далее — Федеральный закон «О политических партиях») право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов (далее — политические партии).

3. Политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии.

 

Статья 8. Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы избирательными комиссиями

 

1. Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы, обеспечение реализации и защита избирательных прав граждан, а также контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. При подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, а также граждан не допускается.

3. Нормативные акты и другие решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также решения иных избирательных комиссий, принятые ими в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, органов местного самоуправления, кандидатов, политических партий и иных общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.

4. При подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (далее — ГАС «Выборы»). Порядок использования ГАС «Выборы» определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 года N 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» (далее — Федеральный закон «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»).

 

Статья 9. Гласность при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы

 

1. Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы осуществляются открыто и гласно. Государство обеспечивает информирование избирателей о порядке и сроках подготовки и проведения выборов, ходе избирательной кампании, об итогах голосования и о результатах выборов.

2. Нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, касающиеся подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы, обеспечения избирательных прав граждан, официально опубликовываются в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях. Другие решения названных органов, решения иных избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в указанных периодических печатных изданиях либо доводятся до всеобщего сведения иным путем. Нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, касающиеся подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы, размещаются на ее сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») в течение пяти дней со дня принятия.

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

 

Статья 10. Право на предвыборную агитацию

 

1. Граждане Российской Федерации, политические партии и иные общественные объединения вправе проводить предвыборную агитацию в допускаемых законом формах и законными методами.

2. Под предвыборной агитацией в настоящем Федеральном законе понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей голосовать за федеральный список кандидатов или против него, за кандидата (кандидатов), включенного (включенных) в указанный список, или против него (них).

(в ред. Федерального закона от 12.07.2006 N 107-ФЗ)

3. Государство гарантирует гражданам Российской Федерации, политическим партиям и иным общественным объединениям свободу проведения предвыборной агитации в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

4. Политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.

 

Статья 11. Финансирование выборов депутатов Государственной Думы

 

1. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

2. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, региональное отделение политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, вправе по решению уполномоченного уставом политической партии руководящего органа политической партии создать избирательный фонд для финансирования избирательной кампании политической партии.

 

Статья 12. Участие в выборах депутатов Государственной Думы иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений

 

1. Осуществление иностранными гражданами, лицами без гражданства, иностранными организациями, международными организациями и международными общественными движениями деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы, выдвижению, регистрации и избранию того или иного федерального списка кандидатов, не допускается.

2. Порядок участия иностранных (международных) наблюдателей в наблюдении за подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы устанавливается международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

www.cikrf.ru

Ст. 97 Конституции РФ с Комментариями. Последняя редакция с изменениями на 2019 год

Последняя редакция Статьи 97 Конституции РФ гласит:

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Комментарий к Ст. 97 КРФ

1. Часть 1 комментируемой статьи определяет круг лиц, обладающих пассивным избирательным правом на выборах в Государственную Думу, т.е. лиц, из числа которых могут избираться депутаты Государственной Думы и которые, будучи избраны, могут состоять ее членами.

Первое требование, которое Конституция предъявляет к таким лицам, — это наличие у них российского гражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) избираться в Государственную Думу и быть ее членами не могут. Прекращение у депутата гражданства Российской Федерации влечет погашение его депутатского мандата и открытие в Государственной Думе вакансии. В то же время Конституция не предусматривает никаких последствий для депутатского мандата, которые бы вытекали из наличия, появления или обнаружения у депутата иного гражданства или иных гражданств. Конституция не возражает против того, чтобы лицо, у которого кроме российского гражданства имеется иное гражданство или иные гражданства, могло быть избрано в Государственную Думу и оставаться в ее составе. Однако действующий избирательный закон, регулирующий выборы в Государственную Думу, стоит на иной позиции (об этом см. ниже).

Второе конституционное требование — достижение установленного возраста. Возрастной ценз для депутатов Государственной Думы составляет 21 год. Из текста Конституции можно сделать вывод, что этот возраст должен быть достигнут не позднее дня голосования, ибо именно в этот день лицо, согласно комментируемой части, может быть избрано депутатом. В ст. 60 Конституции сказано, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, однако в комментируемой части установлена норма, специальная по отношению к общей норме ст. 60, а потому имеющая преимущество.

Третье требование — наличие активного избирательного права. В самой Конституции оно целостным образом не сформулировано. В ч. 1 и 2 ст. 32 сказано лишь, что граждане имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Согласно ч. 3 этой статьи, не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Нельзя не обратить внимания на неудачное выражение «право быть избранным», ибо такого права на самом деле нет, поскольку нет обязанности у избирателей избрать определенное лицо; правильнее было бы сказать о праве избираться, т.е. баллотироваться на выборах.

Возрастной ценз для активного избирательного права Конституцией не установлен и может быть лишь выведен из ст. 60, согласно которой гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. На этой позиции стоит и Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 1919; с изм.), который установил в ч. 1 ст. 5, что гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы. Он, кроме того, имеет право участвовать в выдвижении федеральных списков кандидатов, в предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном федеральными законами. Надо признать в то же время, что возможности реализации этих прав в результате происшедших в последнее время изменений в законодательстве, сократились, поскольку основная тенденция этих изменений — обеспечение преимуществ для крупных партий, прежде всего для «Единой России».

Согласно ч. 3 ст. 5, гражданин РФ, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов за пределами ее территории, обладает равными с иными российскими гражданами правами на выборах депутатов Государственной Думы, а российские дипломатические представительства и консульские учреждения обязаны оказывать ему содействие в реализации его избирательных прав. И эта норма стала уже во многом декларативной. Дело в том, что 25 июля 2006 г. ФЗ N 128-ФЗ в излагаемую статью включил ч. 4.1, согласно которой не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание этого гражданина на территории иностранного государства (см. комм. к ч. 2 ст. 96). Запрет избрания в Государственную Думу российских граждан, не состоящих в иностранном гражданстве, но имеющих право постоянно проживать за границей, никакой основы в Конституции не имеет. Под этот запрет могут, в частности, подпасть бизнесмены, научные работники, работающие за границей по контракту, студенты и аспиранты зарубежных вузов и другие граждане, чья лояльность России не опорочена. Ведь, согласно ч. 2 ст. 19 Конституции, государство гарантирует гражданам равенство прав и свобод независимо, среди прочего, от места жительства.

Конституция не определяет, может ли выдвигаться и регистрироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы лицо, которое в начале избирательной кампании не отвечает какому-либо из указанных в комментируемой части требований, но в день голосования будет этому требованию отвечать. Думается, на этот вопрос следует ответить утвердительно, в случае если соответствие требованиям в день голосования гарантировано, ибо в комментируемой статье речь идет о требованиях не к кандидату в депутаты, а к депутату Государственной Думы. Соответственно часть 2 ст. 5 упомянутого ФЗ о выборах депутатов Государственной Думы установила, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года на день голосования.

По ч. 4 указанной статьи не имеет права избирать и быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Сравнение с текстом ч. 3 ст. 32 Конституции показывает, что формулировка ФЗ несколько шире — добавлены слова «участвовать в осуществлении других избирательных действий». Это добавление обусловлено нахождением лица в месте лишения свободы и выглядит поэтому в какой-то мере логично, однако конституционное право лица оно несколько сужает: такое лицо все же могло бы участвовать в осуществлении некоторых избирательных действий, например в даче подписи в пользу какого-либо федерального списка кандидатов.

ФЗ пошел, однако, еще дальше в ограничении гарантированного Конституцией пассивного избирательного права граждан. Это можно сказать о ч. 5 указанной статьи, предусматривающей, что гражданин РФ, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов Государственной Думы, если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока (см. комм. к ч. 2 ст. 96). Логика этой нормы понятна, однако конституционная база отсутствует, и поэтому юридически правильное решение проблемы заключается просто в невключении на практике таких граждан в федеральные списки кандидатов, тогда как самой нормы не должно быть в избирательном законодательстве.

2. Комментируемая часть запрещает одновременное нахождение лица в составе обеих палат Федерального Собрания. Это естественно вытекает из смысла двухпалатной структуры парламента, предполагающего в качестве общего правила раздельную работу палат и определенное уравновешивание полномочий одной палаты полномочиями другой (см. комм. к ст. 102, 103, 105 (ч. 3-5), 106, 107 (ч. 3), 108 (ч. 2)). Отсюда следует, что в случае, когда член одной палаты избран или по какому-либо законному основанию вошел в состав другой, его полномочия в первой палате прекращаются, если он не отказался от мандата в другой палате. Каждый депутат Государственной Думы независимо от того, баллотировался он в общефедеральной части федерального списка кандидатов или в региональной группе, представляет весь российский народ. Это прямо вытекает из положений ч. 2 ст. 1 ФЗ от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3466; с изм.), который конкретизирует конституционные положения, не выходя за их рамки.

С этим связано и запрещение депутату Государственной Думы Федерального Собрания совмещать свой мандат с другими представительными мандатами, управомочивающими на участие в осуществлении как государственной власти, так и местного самоуправления. Ведь если такое совмещение будет иметь место, депутат Государственной Думы, весьма вероятно, выступит в качестве законного лоббиста регионального или местного интереса в ущерб интересу общероссийскому. Конечно, такое бывает и при отсутствии совмещения мандатов, однако допустимость их совмещения означала бы определенную легитимность предпочтения депутатом Государственной Думы регионального или местного интереса. Во всяком случае, законодатель в упомянутом ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а особенно в ФЗ от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» (СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950; с изм.) стремится сосредоточить деятельность депутата Государственной Думы именно на общегосударственных интересах, о чем ярко свидетельствуют законодательные изменения последнего времени, обеспечивающие за общероссийскими политическими партиями (фактически за их руководством) монополию на представительство народа в Государственной Думе и исключившие допуск к этому представительству беспартийного большинства народа, а также не признающие статуса политических партий за региональными и местными политическими объединениями (см. комм. к ст. 13).

Согласно ст. 85 ФЗ от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государаственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Центральная избирательная комиссия РФ после подписания протокола о результатах выборов депутатов Государственной Думы незамедлительно направляет извещение об этом кандидатам, избранным депутатами. Избранный кандидат обязан в пятидневный срок со дня получения извещения представить в ЦИК копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата Государственной Думы, либо копию документа, удостоверяющего, что им в трехдневный срок со дня получения извещения было подано заявление об освобождении от таких обязанностей (см. также ниже комм. к ч. 3). Если он не выполнит данное требование, то исключается из федерального списка кандидатов, а его депутатский мандат передается Центральной избирательной комиссией кандидату из того же федерального списка в порядке, предусмотренном данным ФЗ. По выполнении этого требования и после официального опубликования результатов выборов ЦИК регистрирует депутата и выдает ему удостоверение об избрании.

Соответственно и ФЗ от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3336; с изм.) предусматривает в ч. 2 ст. 8, что избранный (назначенный) член Совета Федерации в пятидневный срок со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) направляет в Совет Федерации копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федерации, либо копию документа, удостоверяющего, что им в трехдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.

В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 6 ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» член Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, являющиеся на день начала срока соответствующих полномочий военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, работниками органов прокуратуры, органов налоговой полиции и таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, приостанавливают на весь срок указанных полномочий службу в перечисленных органах и учреждениях. Срок приостановления службы в указанных органах и учреждениях засчитывается в выслугу лет служащих или работников этих органов и учреждений. В течение данного срока выплата денежного довольствия (денежного содержания) и иных средств, предусмотренных федеральным законодательством для служащих и работников указанных органов и учреждений, а также присвоение очередных специальных званий и классных чинов не производятся. В течение этого срока член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе уволиться со службы в указанных органах и учреждениях по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.

Если первое предложение ч. 2 комментируемой статьи относится к членам обеих палат Федерального Собрания, то второе предложение касается только депутатов Государственной Думы. Однако ФЗ о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы уравнял положения о несовместимости функций для членов обеих палат. Согласно п. «а» ч. 2 ст. 6 этого ФЗ, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не вправе быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления. В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 4 данного ФЗ в случае избрания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления его полномочия прекращаются.

3. Только к депутатам Государственной Думы относится конституционное требование работать на постоянной профессиональной основе, содержащееся в первом предложении комментируемой части. Законодательная деятельность, предполагающая основательное изучение социальных проблем, скрупулезную работу над формулировками текстов законов, участие в обсуждении их во фракциях или депутатских группах, в комитетах и на пленарных заседаниях Государственной Думы, контрольная деятельность парламента, обсуждение проблем текущей политики, которые тоже требуют подготовки, контакты с избирателями, с государственными органами и учреждениями, с общественностью — все это неизбежно поглощает рабочее время депутата и практически почти не оставляет ему возможности для каких-либо иных занятий (разумеется, если депутат относится к своим обязанностям добросовестно).

В связи с этим вызывает известное недоумение тот факт, что Конституция не предъявляет аналогичного требования членам Совета Федерации, компетенция которого почти столь же значительна, что и компетенция Государственной Думы, и работа в котором, следовательно, также не может не требовать больших временных затрат. Впрочем, на членов Совета Федерации с 2001 г. распространяется, согласно действующей редакции ч. 1 ст. 6 ФЗ о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы, обязанность осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

Второе предложение ч. 3 запрещает депутатам Государственной Думы находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Такой запрет обусловлен прежде всего объемом работы, который, как показано выше, следует из депутатского мандата.

Но дело не только в этом. При осуществлении своего мандата депутат должен быть свободен от влияния государственных органов и учреждений, должностных лиц, прежде всего исполнительной власти. Недопустимость службы депутата в органах или аппарате исполнительной и судебной власти вытекает из сформулированного в ст. 10 Конституции принципа разделения властей. Кроме того, государственная служба по определению предполагает, что государственные служащие действуют в составе иерархически организованных структур и состоят в отношениях руководства и подчинения (это относится и к службе в аппарате самого парламента). Следовательно, находясь на государственной службе, депутат неизбежно попадает в подчинение к вышестоящим должностным лицам, которые тем самым получают определенную возможность влиять на деятельность депутата по осуществлению им своего мандата.

Другая оплачиваемая деятельность возбраняется депутатам по тем же причинам. Речь может идти при этом о работе в государственных учреждениях, в аппарате общественных объединений, в публичных и частных хозяйственных формированиях разного рода, причем не только в качестве наемного работника, но и в качестве собственника, партнера и т.п. Очевидно, что оплачиваемая деятельность охватывает и индивидуальную трудовую (хозяйственную, коммерческую) деятельность. Получение депутатом дохода от какой-либо подобной структуры может привести к тому, что он начнет отстаивать в Государственной Думе частные интересы такой структуры, даже если это наносит ущерб интересам общенациональным, государственным.

Оплата деятельности депутата может при этом выразиться не только в форме заработной платы, жалованья, гонорара и т.п., но и в таких доходах, как специально увеличенный процент на банковский вклад, специально повышенный размер дивиденда на акции и т.п. Все это недопустимо. Очевидно, что в ряде случаев сложение обязанностей, несовместимых с мандатом, означает и отказ, хотя бы временный, от соответствующих прав, в том числе отказ от права лично управлять своим капиталом; управление должно быть передано другому лицу (поверенному, банку и т.п.).

Из изложенных выше правил Конституция делает исключение: депутату разрешается преподавательская, научная и иная творческая деятельность. Это не значит, что депутат может занимать административные должности в соответствующих учреждениях и общественных объединениях: ректором или проректором университета, оплачиваемым председателем союза композиторов и т.п. он быть не вправе. Весьма сомнительно его право занимать соответствующие должности даже на общественных началах, поскольку и в этом случае осуществляются властные функции. Но заведовать кафедрой, сектором, отделом НИИ, руководить факультетом он может, если оплата такого руководства представляет собой лишь процентную надбавку к оплате основной творческой деятельности. Но это не может не считаться работой по совместительству либо на других условиях частичной занятости. Вправе он и получать гонорар за свою творческую деятельность, однако размер этого гонорара не должен превышать обычного.

В отношении членов Совета Федерации аналогичных ограничений в Конституции не установлено. Однако упомянутая часть 2 ст. 6 ФЗ о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы запрещает члену Совета Федерации, как и депутату Государственной Думы:

— замещать иную государственную должность РФ, государственную должность субъекта Федерации, государственную должность государственной службы или муниципальную должность муниципальной службы;

— находиться на государственной или муниципальной службе;

— заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

— состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации.

В случае же нарушения этих запретов полномочия члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы прекращаются (п. «а»-«в» ч. 1 ст. 4 данного ФЗ).

К сожалению, в законодательстве отсутствует специальное регулирование механизма ответственности членов Федерального Собрания за нарушение вышеуказанных запретов.

constitutionrf.ru

Разъяснение ЦИК России о действующих нормах по ограничению права быть избранными лиц, имевших судимость

15.11.2017

15 ноября 2017 года состоялось очередное заседание Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, открывая которое Председатель ЦИК России Элла Памфилова, в связи с поступающими обращениями, дала подробные разъяснения по поводу существующих норм ограничения права осужденных лиц быть избранными в органы государственной власти.

«До официального старта президентской кампании осталось больше месяца. Несмотря на это предвыборная лихорадка набирает обороты, и в ЦИК России увеличилось число обращений граждан, которые были осуждены, в том числе за тяжкие и особо тяжкие преступления, но которые тем не менее желают выдвигаться кандидатами на пост Президента России, – сказала Элла Памфилова. – Они просят нас дать разъяснения. Естественно, в каждом конкретном случае мы индивидуально, исходя из конкретной ситуации, всем заявителям ответим. Но поскольку и средства массовой информации, и даже некоторые политкомментаторы подчас некорректно интерпретируют ситуацию, я еще раз хотела бы вернуться к этой теме и дать подробные разъяснения».

Кто не может избираться

Элла Памфилова: «После вступления в силу Федерального закона от 2 мая 2012 года № 40-ФЗ, в котором было определено, что лица, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, лишены права когда-либо быть избранными на какую-либо выборную должность в органах государственной власти и местного самоуправления, возникло множество вопросов, на которые обратил внимание Конституционный Суд Российской Федерации».

В результате своим Постановлением от 10 октября 2013 года суд счел эти ограничения, предусматривающие фактически пожизненный запрет баллотироваться, чрезмерными. Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации установил, что государство вправе вводить запрет на осуществление права быть избранным за пределами отбытого срока наказания; устанавливать к лицам, имевшим судимость, ограничения на определенный срок (с учетом степени опасности совершенного преступления) занимать публичные должности. В первую очередь – в органах государственной власти, в том числе формируемых на основе выборности.

«Еще раз отмечу: ограничения могут быть, государство вправе их накладывать, исходя из тех или иных оснований, но они не должны быть бессрочными. Такие выводы были сделаны Конституционным Судом на основе требований международных правовых норм, ратифицированных Российской Федерацией, – отметила Элла Памфилова. – В частности, Конвенции ООН против коррупции и против транснациональной организованной преступности, а также Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию».

Как сообщила Председатель ЦИК России, подобные выводы содержатся и в пяти решениях Европейского Суда по правам человека, принятых по аналогичным искам граждан Бельгии, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Австрии, Литвы, Италии и проанализированных Конституционным Судом Российской Федерации.

«Есть основания полагать, что Европейский Суд по правам человека не будет применять двойные стандарты и может принять аналогичные решения и по обращениям из России».

Элла Памфилова напомнила, что на основе упомянутого Постановления Конституционного Суда Российской Федерации и согласно его рекомендациям был принят Федеральный закон от 21 февраля 2014 года № 19-ФЗ, который действует и сегодня.

В соответствии с ним не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

- осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

- осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, – до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;

- осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, – до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;

- осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

- подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

- статьей 20.3 КОАП РФ «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами» и статьей 20.29 КОАП РФ «Производство и распространение экстремистских материалов».

В данных случаях граждане не имеют права быть избранными, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Элла Памфилова напомнила, что тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы. Что касается особо тяжких преступлений, то наказание за них составляет свыше десяти лет лишения свободы.

«Законодатель обязал кандидатов в своих заявлениях о согласии баллотироваться указывать сведения о когда-либо полученных судимостях при наличии , – сказала Председатель ЦИК России. – А если судимость снята или погашена, необходимо представить сведения о дате снятия или погашения судимости. За три с половиной года действия этой нормы, – продолжила Элла Памфилова, – около 250 кандидатов не были допущены на выборы разных уровней, так как на день голосования не прошло 10 или 15 лет с момента снятия или погашения тяжких или особо тяжких судимостей соответственно. Или имелись судебные решения по их экстремистской деятельности».

Как сообщила Элла Памфилова, среди этих 250 человек есть представители всех парламентских и ряда крупных непарламентских партий. При этом некоторые кандидаты, получившие отказ в регистрации в связи с отсутствием у них пассивного избирательного права, обжаловали отказы в суды различных инстанций. И везде получали отказ. Ни разу эти решения не были подвергнуты сомнению.

По словам Председателя ЦИК России, среди таковых есть кандидаты, которых неоднократно избирали на выборные должности до принятия вышеуказанной правовой нормы. Однако после ее вступления в силу они потеряли возможность баллотироваться в течение 10-15 лет после снятия или погашения судимости по тяжким или особо тяжким преступлениям.

Несколько актуальных примеров

Председатель ЦИК России привела несколько примеров, иллюстрирующих данные разъяснения.

***

Кандидат П. на выборах депутатов одного из городских округов Свердловской области 10 сентября 2017 года в своем заявлении о согласии баллотироваться указал, что его судимость была погашена 27 декабря 2014 года. Ранее он был осужден по части 3 статьи 159 УК РФ «Мошенничество» и части 3 статьи 30 УК РФ «Приготовление к преступлению и покушение на преступление».

Территориальная избирательная комиссия отказала кандидату в регистрации в связи с отсутствием у него пассивного избирательного права, так как с момента погашения судимости по тяжкому преступлению, предусмотренному частью 3 статьи 159 УК РФ, прошло менее трех лет из установленных десяти лет ограничения на право избираться в органы государственной власти и местного самоуправления.

***

Кандидат К. в своем заявлении о согласии баллотироваться на выборах в один из городских советов депутатов Новосибирской области 18 сентября 2016 года указал судимость по части 3 статьи 160 УК РФ «Присвоение или растрата». Статья тяжкая, предусматривает максимальное наказание в виде 6 лет лишения свободы.

Окружная избирательная комиссия, рассмотрев документы кандидата, отказала К. в регистрации, так как его судимость на основании статьи 86 УК РФ не была погашена и, следовательно, у кандидата отсутствовало пассивное избирательное право.

***

Кандидат в депутаты одного из муниципальных районов Забайкальского края на выборах 10 сентября 2017 года С. указал в заявлении о согласии баллотироваться свои судимости по части 3 статьи 159 УК РФ «Мошенничество» и части 3 статьи 160 «Присвоение или растрата». Приговор предусматривал 6 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 4 года. Судимость была снята постановлением районного суда 16 января 2017 года.

Однако кандидату было отказано в регистрации, так как не прошло 10 лет с момента снятия судимости. То есть данный кандидат может баллотироваться на выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления не раньше января 2027 года.

***

Кандидат З. был зарегистрирован кандидатом в депутаты одного из поселений Самарской области третьего созыва на выборах 13 сентября 2015 года.

В своем заявлении о согласии баллотироваться З. указал на снятие 17 сентября 2014 года с него судимостей, предусмотренных частью 1 статьи 30 УК РФ «Приготовление к преступлению и покушение на преступление» и подпунктом «б» части 3 статьи 158 УК РФ («Кража из нефтепровода, газопровода»).

Несмотря на то, что это тяжкое преступление (статья предусматривает максимальное наказание – 6 лет лишения свободы) и судимость не была погашена, территориальная избирательная комиссия зарегистрировала З. кандидатом в депутаты. Более того, кандидат З. был избран депутатом, получив по итогам выборов около двух третей голосов избирателей.

В районный суд был подан иск об отмене результатов выборов. И суд принял решение отменить результаты выборов, так как З. не мог быть зарегистрирован кандидатом в связи с отсутствием у него пассивного избирательного права. Решение суда вступило в законную силу.

***

Кандидат в депутаты Собрания депутатов одного из районов Чувашской Республики на выборах 10 сентября 2017 года С. указал в своем заявлении, что был осужден по части 1 статьи 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности».

Это преступление – небольшой тяжести. Судимость погашена. И вроде бы кандидат может баллотироваться. Однако было установлено, что кандидат привлекался к административной ответственности по статье 20.29 КОАП РФ «Производство и распространение экстремистских материалов» и срок, в течение которого С. считается подвергнутым административному наказанию, еще не истек. В связи с этим данному кандидату было отказано в регистрации.

***

Житель Брянской области (назовем его полностью) Казаков Сергей Викторович обратился в Конституционный Суд Российской Федерации, оспаривая конституционность запрета баллотироваться на выборах кандидатам до истечения 10-15 лет после снятия судимости за тяжкие или особо тяжкие преступления.

До обращения в Конституционный Суд Российской Федерации Казаков Сергей Викторович несколько раз не был зарегистрирован кандидатом в депутаты:

в 2014 году, баллотируясь от партии «ЯБЛОКО» в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва;

в 2015 году, баллотируясь в депутаты Совета народных депутатов поселка Любохна Дятьковского района Брянской области.

Причина отказа – отсутствие у него пассивного избирательного права.

Кандидат в своем заявлении о согласии баллотироваться указывал свою судимость по части 3 статьи 290 УК РФ «Получение взятки» и по части 3 статьи 159 УК РФ «Мошенничество».

Так как преступления по вышеуказанным статьям являются тяжкими, то должно пройти 10 лет с момента снятия или погашения судимости, прежде чем кандидат может баллотироваться на выборные должности.

Приговор был вынесен 26 марта 2008 года, а 24 июня 2009 года судимость была снята, и Казаков был освобожден от наказания. Таким образом, Казаков Сергей Викторович может баллотироваться кандидатом на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, которые должны состояться не ранее 25 июня 2019 года.

Оспаривая данные ограничения, Казаков и обратился в Конституционный Суд Российской Федерации, который не нашел оснований для принятия его жалобы к рассмотрению. В своем Определении от 9 ноября 2017 года Конституционный Суд Российской Федерации указал, что ранее, 10 октября 2013 года, подтвердил конституционность установления ограничения пассивного избирательного права граждан, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, на определенный срок.

Также Конституционный Суд Российской Федерации в этом определении указал, что ограничение пассивного избирательного права не зависит от того, было ли наказание назначено условно или подлежало реальному отбыванию, поскольку само назначение наказания свидетельствует об особой общественной опасности совершения противоправного деяния.

«Примеров можно приводить много, они разные, – констатировала Председатель ЦИК России, – но общее для всех: кандидаты указывали в своих заявлениях о согласии баллотироваться сведения о судимостях по тяжким или особо тяжким статьям Уголовного Кодекса и (или) об их снятии или погашении. Избирательные комиссии устанавливали, что такая судимость либо не снята, либо с момента снятия не прошло 10–15 лет, и отказывали таким кандидатам в регистрации.

Любые утверждения о том, что в отношении того или иного претендента на участие в выборах был вынесен несправедливый приговор, или что это был политический заказ, или неправильно было возбуждено уголовное дело – к работе избирательных комиссий не имеют никакого отношения. У осужденных есть право и возможности добиваться пересмотра дел в соответствующих инстанциях.

Что касается избирательных комиссий, то они не вправе обсуждать, с чем был связан приговор, справедлив ли он и т.д. Это не наша функция и не наша компетенция. Наша задача – в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, с нормами закона, которые соответствуют Конституции России, действовать четко, внятно и понятно», – завершила свое выступление Элла Памфилова.

Поделиться в социальных сетях:

Возврат к списку

www.cikrf.ru

Ст. 97 Конституции РФ и Комментарий к ней с последними изменениями на 2019 год

Текст Ст. 97 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Комментарий к Ст. 97 Конституции Российской Федерации

1. Комментируемая статья называет три условия, выполнение которых необходимо для того, чтобы получить возможность осуществить свое право быть избранным депутатом Государственной Думы.

Депутатом может быть избран только гражданин Российской Федерации.

Гражданин РФ — это лицо, имеющее доказательство устойчивой правовой связи с Российской Федерацией (гражданство). Устойчивая связь лица и государства означает, что оно существует постоянно, правовая связь свидетельствует об обязательном законодательном закреплении определенных отношений человека и государства.

Гражданство служит тем юридическим основанием, в силу которого лицо обладает в полном объеме всеми правами и свободами, выполняет обязанности, установленные Конституцией РФ и другими законами, отвечает за их нарушение, а также пользуется защитой государства, где бы это лицо ни находилось, в том числе за пределами государства, гражданином которого оно является. Если человек является иностранцем или лицом без гражданства, то он пользуется почти всеми правами и свободами, исполняет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением тех, которые закреплены только за гражданами Российской Федерации: права создавать политические партии, избирать и быть избранным в органы государственной власти, состоять на государственной службе и т.д.

Ограничения в политической сфере не случайны. Дело в том, что, используя политические права, человек может непосредственно и наиболее эффективно воздействовать на политику государства, например, направлять ее в нужное иностранному государству русло. Нет сомнения в том, что предоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства права участвовать в управлении государством, формировать органы, определяющие государственную политику, или быть избранными в органы государственной власти, недопустимо.

Для реализации пассивного избирательного права (права быть избранным) в мировой практике, как правило, требуется преодоление повышенного по сравнению с совершеннолетием*(491) возрастного порога. Например, возраст для депутата нижней палаты парламента Республики Беларусь составляет 21 год*(492), Франции — 23 года*(493), депутата Меджлиса, халк векиллери Туркменистана — 25 лет*(494).

В Российской Федерации такой возраст установлен в 21 год. Данный возрастной ценз подтверждается не только мировым, но и отечественным опытом. В течение длительного времени действовал возрастной ценз: 21-23 года. В декабре 1919 г. возрастной ценз избирателей был установлен в 21 год. После Великой Отечественной войны он был повышен до 23 лет в Верховный Совет СССР*(495) и до 21 года в Верховный Совет РСФСР*(496). В 1977 г. возраст избрания депутатов в Верховный Совет СССР был снижен с 23 лет до 21 года*(497). Таким образом, с 1958 г. в РСФСР и с 1977 г. в СССР для пассивного избирательного права установлен возраст в 21 год.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Названный возрастной ценз определяется прежде всего психологическими и социальными показателями. Например, международными экспертами Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) подростковым возрастом считаются два чрезвычайно важных периода: пубертатный период (от 10 до 15 лет) и этап социального созревания (от 16 до 20 лет). В эти периоды завершается половое развитие до наступления половой зрелости, психологические детские процессы сменяются поведением, характерным для взрослых, происходит переход к социально-экономической независимости от взрослых*(498).

В словаре В. Даля сказано, что лицо, не достигшее 21 года, считается несовершеннолетним*(499). В США совершеннолетие наступает также в 21 год. Именно с этим возрастом для лиц любого пола связано наступление всех показателей зрелости, куда входит зрелость физическая, определяемая физическим состоянием, психическая, говорящая об умении разумно руководить своими действиями и поступками, и, наконец, что не менее важно, так называемая социальная зрелость, позволяющая принимать самостоятельное участие в жизни общества.

К 21 году граждане заканчивают высшие образовательные учреждения. Это — немаловажный фактор при установлении нижней возрастной границы для возможности реализации права быть избранным, ведь высшее образование является завершающим штрихом формирования развитой и полноценной личности, имеющей собственные политические взгляды и способной принимать взвешенные решения.

В настоящее время высказываются предложения о сокращении возрастного ценза для депутатов Государственной Думы с 21 года до 18 лет.

Так, депутат Калининградской областной Думы В. Ежиков предложил уменьшить возраст пассивного избирательного права. По словам депутата, «омоложение российской законодательной политики, пошло бы только на пользу обществу и государственной власти. С 18 лет гражданин РФ в состоянии служить в армии и на флоте, создавать семью, избирать Президента России и депутатов Государственной Думы»*(500). Разработанный депутатом проект федерального закона «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» был единогласно одобрен комитетом областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению*(501).

Тем не менее с предложенным проектом не следует соглашаться, так как установление возрастного ценза именно с 21 года, при реализации гражданином пассивного избирательного права, обусловлено сложным и трудоемким характером деятельности депутата Государственной Думы. Человек в 18 лет, как было сказано ранее, находится на этапе социального и психического созревания, не имеет в большинстве случаев жизненного опыта, не успел получить высшего образования и вряд ли способен осуществлять представительскую демократическую функцию, не говоря уже о законотворческой.

Что касается установления более высокого возраста для избрания гражданина Российской Федерации в Государственную Думу, то необходимо помнить, что в Государственной Думе должно быть обеспечено широкое представительство различных социальных групп населения. Завышение возрастного ценза необоснованно сужает избирательский корпус.

Гражданин Российской Федерации должен иметь право участвовать в выборах, т.е. обладать активным избирательным правом.

В соответствии Конституцией РФ «не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда» (подробнее см. комментарий к ч. 3 ст. 32).

2. Конституцией установлено правило несовместимости депутатского мандата Государственной Думы с депутатскими мандатами всех иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Это правило направлено на обеспечение беспристрастности и независимости депутатов Государственной Думы при осуществлении ими функции народного представительства. Кроме того, это связано с непременным условием для депутата Государственной Думы сосредоточиться на выполнении в первую очередь своих весьма важных для жизни общества и государства обязанностей. Требование несовместимости должностей вытекает и из необходимости обеспечения независимости депутата в административном, материальном и дисциплинарном плане от каких-либо органов и должностных лиц, кроме соответствующей палаты Федерального Собрания, ее внутренних органов и должностных лиц. Именно это позволяет депутату в полной мере нести политическую и моральную ответственность перед своими избирателями и зависеть прежде всего от своей внутренней убежденности в том, что его действия соответствуют интересам страны и способствуют благу народа*(502).

3. Депутат Государственной Думы осуществляет свои полномочия на постоянной профессиональной основе. Этот принцип говорит лишь о том, что работа депутатов в парламенте является единственным видом их трудовой деятельности, они осуществляют свою деятельность профессионально, получая за эту работу ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты*(503).

Для депутатов Государственной Думы действует правило несовместимости нахождения на государственной службе Российской Федерации — государственной гражданской, военной, правоохранительной службе. Лица, занимавшие на ней любые посты, приостанавливают на весь срок действие депутатского мандата. По истечении срока депутатских полномочий депутатам, оставившим государственную службу, гарантируется возвращение на нее в соответствующих должности и звании. Так, например, согласно ч. 4 ст. 25 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов прокуратуры, органов налоговой полиции, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, избранные (назначенные) членами Совета Федерации, избранные депутатами Государственной Думы, по окончании срока их полномочий вправе продолжить военную службу (службу в указанных органах) или досрочно уволиться с военной службы (службы в указанных органах). По окончании срока полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы им предоставляется прежняя должность или с их согласия другая должность по прежнему либо с их согласия по иному месту службы».

Срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности и в выслугу лет. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии их поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения полномочий депутата Государственной Думы.

Депутаты Государственной Думы не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Помимо работы депутат обязан постоянно повышать свой профессиональный уровень, следить за политической, экономической и социальной ситуацией в стране и за рубежом, за внешнеполитической обстановкой. В таких условиях любая работа на стороне неизбежно и постоянно ставила бы депутата перед дилеммой выбора между личными делами и государственными, и нельзя дать никаких гарантий, что народный избранник в достаточном процентном отношении предпочел бы последнее.

Тем не менее периодически находятся те, кто не согласен с установленной законодательством запретом совмещения депутатской деятельности с иной деятельностью (за названными выше исключениями). Так, депутат Государственной Думы В.О. Семенов в 2001 г. внес на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона N 160594-3 «О внесении изменений в статьи 4 и 6 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» по вопросу предоставления возможности члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы заниматься предпринимательской деятельностью*(504).

Автор мотивировал свое предложение тем, что предпринимательская деятельность не оплачивается, может принести как прибыль, так и убытки, и в силу этого не может быть признана ограничением деятельности парламентариев по смыслу комментируемой статьи *(505).

В части 3 ст. 97 Конституции Российской Федерации говорится о недопустимости занятия депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Предпринимательская деятельность не является оплачиваемой. Легальная дефиниция понятия «предпринимательская деятельность» содержится в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации: «…предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». По смыслу трудового законодательства оплачиваемой деятельностью является деятельность работника, действующего на основании трудового договора. Очевидно, что предпринимательская деятельность не является оплачиваемой и в соответствии с трудовым законодательством*(506).

Доводы автора проекта о том, что предпринимательская деятельность не может считаться оплачиваемой ввиду того, что предприниматель не получает за нее заработную плату, на наш взгляд, несостоятельны. Оплата деятельности депутата, занимающегося предпринимательской деятельностью, может выражаться не только в заработной плате, выплате жалования или гонорара, но и в таких доходах, как специально увеличенный процент на банковский вклад или повышенный процент дивиденда на акции*(507).

Получение доходов от предпринимательской деятельности может привести к отстаиванию депутатом в Государственной Думе частных интересов, что нанесет ущерб государственным интересам, а это недопустимо.

konstrf.ru

Может ли главный врач стать депутатом??? Дайте пожалуйста ответ обоснованный, со ссылкой на закон.

Да, может! Кто может стать депутатом? Депутатом может быть избран дееспособный гражданин РФ, достигший на день голосования 21 года. Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин РФ: 1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление; 2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление; 3) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если голосование на выборах депутатов Государственной Думы состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию; 4) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий четырех лет до дня голосования. Гражданин РФ, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов Государственной Думы, если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока.

Любой гражданин Р. Ф. если не привлекался по серьезному и вырос из детского возраста, может стать депутатом

ЛЮБОЙ ДЕЕСПОСОБНЫЙ ГРАЖДАНИН!!! ЧТО ЗА БРЕД, ЩАС ВЫ СПРОСИЛИ ЧТО ТО ТИПА МОЖЕТ ЛИ УБОРЩИЦА СТАТЬ ДИРЕКТОРОМ!

конечно может. он уходит на выборную должность со своей. к тому же врач не является гос или муниципальным служащим. а в муниипалитете депутаты не на постоянной основе работают

Может. Не противоречит.

Может хоть сантехник…. При условии оооочень мохнатой руки ( связи короче нужны. Без них хоть нефтяником будь, но если связей нет — никакой закон не поможет)

Конечно может, если его выберет народ!

Поподробнее, какие противоречия вы нашли.

Конечно может. Та норма Конституции, на которую Вы ссылаетесь говорит о депутатах Государственной Думы РФ, кторые на время осуществления полномочий освобождаются от ранее занимаемых должностей. В отношении несвобождённых депутатов (иных уровней) каких-либо ограничений в данном случае нет.

Без Связей.. не пройдёт.. 101%..Знаю не понаслышке.. хм

А почему нет? Может!

У нас директор зоопарка — депутат. Имеет право.

Может главврач, как и санитарка, быть депутатом любого уровня. На каждый пук нет закона.

Не противоречит. Возможно

touch.otvet.mail.ru

Изменения в законодательные акты об избирательных правах — Российская газета

Принят Государственной Думой 21 октября 2009 года

Одобрен Советом Федерации 30 октября 2009 года

Статья 1

Статью 3 приложения к Федеральному закону от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст. 5497) изложить в следующей редакции:

«Статья 3. Избирательные права граждан

Право избирать депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления принадлежит гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему на территории соответствующего муниципального образования и достигшему на день выборов 18 лет.

Депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет. Выборным должностным лицом местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года.

Не имеют права избирать и быть избранными депутатами представительных органов местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Не имеют права быть избранными депутатами представительных органов местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления также граждане, указанные в пункте 32 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, могут быть избраны депутатами представительных органов местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, имеют право избирать депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, быть избранными депутатами указанных органов и выборными должностными лицами местного самоуправления, а также участвовать в иных избирательных действиях на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.».

Статья 2

Внести в статью 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 24, ст. 2253; 2004, N 35, ст. 3607; N 50, ст. 4950; 2005, N 30, ст. 3104; 2006, N 31, ст. 3427; N 50, ст. 5303; 2007, N 10, ст. 1151; N 31, ст. 4008; 2008, N 52, ст. 6236) следующие изменения:

1) первое предложение пункта 1 изложить в следующей редакции: «Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, — быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом местного самоуправления.»;

2) второе предложение пункта 8 изложить в следующей редакции: «Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления.».

Статья 3

Положения части второй статьи 3 приложения к Федеральному закону от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (в редакции настоящего Федерального закона), положения пунктов 1 и 8 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов в представительные органы муниципальных образований, назначенных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации

Д. Медведев

rg.ru

Основания ограничения пассивного избирательного права гражданина

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, — быть избранным выборным должностным лицом.

Выборным должностным лицом может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 21 год, обладающий пассивным избирательным правом.

В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства права граждан могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо.

Законодательством предусмотрены ограничения пассивного избирательного право, то есть права быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 32 Конституции Российской Федерации, не имеют права быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Кроме того, не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

— осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

— осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, — до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;

— осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, — до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;

— осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

— подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Если установлено, что гражданин при проведении предвыборной агитации нарушил требования закона, связанные с запретом призывать к совершению деяний, определяемых как экстремистская деятельность, либо побуждал к таким деяниям, обосновывал либо оправдывал экстремизм, проводил агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, то его пассивное избирательное право также ограничивается.

Также пассивное избирательное право граждан ограничивается при наличии у них гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

www.dvtp.ru