Как называется одежда арабов – «Какая одежда у арабов считается традиционной?» – Яндекс.Знатоки

обзор разных видов одежды в странах ислама

Летом этого года в Москве прошло несколько показов в рамках Modest Fashion Week. Эта неделя благопристойной (или скромной) моды объединила модельеров разных национальностей и религиозных конфессий, которые предложили свое видение образа современной женщины. Это хороший повод поговорить о влияние религии на моду и моды на религию. Этот разговор начнется с обзора традиционной мусульманской одежды.

В арабском мире женщины в общественных местах вносят разные виды закрытой одежды. В зависимости от страны и региона, крупного города или провинции предписания могут трактоваться по-разному и быть более или менее строгими.

Как называется одежда арабов – «Какая одежда у арабов считается традиционной?» – Яндекс.Знатоки

Так, в либеральных мусульманских странах, и в особенности в больших городах, часто достаточно свободно повязанного головного платка, который подбирается по цвету и узору. Одновременно от женщин ожидают, что одежда не будет слишком облегающей.

Во многих странах, например на Аравийском полуострове, на улицах можно увидеть самые разнообразные одеяния, скрывающие женские фигуры. Самые строгие правила действуют в Афганистане и в отдельных частях Пакистана. Здесь женщины должны полностью скрывать себя под буркой, которая не даёт увидеть даже глаза.

Мусульманские теологи упорно дискутируют о том, действительно ли Коран предписывает скрывать лицо или же лишь требует благопристойную одежду, которая обозначит женщин «как правоверных и избавит от посягательств». Вот некоторые виды традиционной одежды, которые носят в мусульманском мире.

Скромная одежда и накидки для женщин

Шейла. Шейла — это длинный шарф прямоугольной формы разных цветов, открывающий лицо полностью. Шарф оборачивают вокруг головы в свободном стиле и спереди перекидывают один конец через плечо. Такой шарф черного цвета часто можно встретить в странах Персидского залива.

Как называется одежда арабов – «Какая одежда у арабов считается традиционной?» – Яндекс.Знатоки Как называется одежда арабов – «Какая одежда у арабов считается традиционной?» – Яндекс.Знатоки

Аль-амира. В отличии от хиджаба аль-амира, состоит из двух кусков. Один из них вплотную прилегает к голове, другой свободно надевается сверху, оставляя лицо незащищенным. Этот головной убор напоминает короткую накидку с головным убором. Креативность исключена: здесь нечего накидывать или драпировать. Аль-амира распространена в Тунисе, Египте, Турции и Ираке. Поскольку допустимы разные цвета, это дает возможность варьировать дизайн наряда.

Как называется одежда арабов – «Какая одежда у арабов считается традиционной?» – Яндекс.Знатоки Как называется одежда арабов – «Какая одежда у арабов считается традиционной?» – Яндекс.Знатоки Как называется одежда арабов – «Какая одежда у арабов считается традиционной?» – Яндекс.Знатоки Как называется одежда арабов – «Какая одежда у арабов считается традиционной?» – Яндекс.Знатоки

Химар. Это накидка, доходящая до талии и скрывающая всю верхнюю часть тела за исключением лица. В тех случаях, когда нужно скрыть и лицо, химар комбинируют с никабом. Химар также может иметь разные цвета и рисунки. Это одеяние длиннее, чем аль-амира; поскольку химар свободно ниспадает от верхней части туловища до пола, область плеч почти не угадывается. Здесь женщины тоже могут выбирать цветные варианты.

Как называется одежда арабов – «Какая одежда у арабов считается традиционной?» – Яндекс.Знатоки Как называется одежда арабов – «Какая одежда у арабов считается традиционной?» – Яндекс.Знатоки

Хиджаб. Хиджаб — это платок,на голову, который также относится к «нестрогим» мусульманским убранствам, но в отличие от шейлы он плотно запахивается на шее и скрывает всю верхнюю часть туловища, кроме лица и декольте. Хиджаб — это самый распространенный вид скрывающей женской одежды, его носят во всём мусульманском мире, и в Тунисе, и в Саудовской Аравии. Хиджабы разных оттенков и фасонов открывают мусульманкам свободу для модного комбинирования. Покрой хиджаба также может быть таким, что его можно драпировать, как никаб — оставляя открытыми только глаза.

Как называется одежда арабов – «Какая одежда у арабов считается традиционной?» – Яндекс.Знатоки Как называется одежда арабов – «Какая одежда у арабов считается традиционной?» – Яндекс.Знатоки Как называется одежда арабов – «Какая одежда у арабов считается традиционной?» – Яндекс.Знатоки Как называется одежда арабов – «Какая одежда у арабов считается традиционной?» – Яндекс.Знатоки Как называется одежда арабов – «Какая одежда у арабов считается традиционной?» – Яндекс.Знатоки Как называется одежда арабов – «Какая одежда у арабов считается традиционной?» – Яндекс.Знатоки Как называется одежда арабов – «Какая одежда у арабов считается традиционной?» – Яндекс.Знатоки

Чадра. Чадра появилась в Иране после исламской революции, когда женщинам была предписана закрытая одежда. Этот вид покрывала распространён здесь, как и во всём исламском мире, например, в Пакистане или Египте, а также на Аравийском полуострове — в Саудовской Аравии, Катаре, ОАЭ, Иордании, Ираке и Бахрейне.

Это длинное полотно, которое доходит до пола и скрывает всё тело сверху донизу. Силуэт фигуры при этом практически не виден, лицо обычно остается открытым. В чадру вшивается полотнище ткани, удерживающее её на макушке и надежно скрывающее линию роста волос. В переводе слово «чадра» означает «шатёр». Она не закрепляется на одежде, женщины обычно спереди придерживают ее изнутри. Иногда под чадру надевают еще одно полотно меньшего размера.

Дупатта. В Южной Азии популярна дупатта — это длинный шарфик, который драпируют вокруг макушки и плеч в свободном стиле. Его носят с длинными юбками или платьями.

Лайк!Дизлайк!
100%0%
5/51

mirledi24.ru

Традиционная арабская одежда.

safia7 — 16.11.2010 — Косметичка
Только, если у вас есть время!

Национальная одежда с удовольствием носится жителями Аравийского полуострова. Она практична, самобытна, многообразна, иногда просто роскошна, наиболее приспособлена к здешнему климату, является попыткой сохранить свои традиции и представляет яркий пример противодействия космополитическому обезличиванию, принесённому сюда тотальной глобализацией, разгромно победившей здесь во всех иных отраслях и сферах жизнедеятельности! Кроме того , одежда соответствует, конечно, требованиям религии. Первоначально арабская одежда должна была служить защитой от солнца, песка, а потом эти практичные функции совпали с традицией ислама и стали символом образа жизни религиозного человека. Традиционная одежда скрывает тело почти полностью, оставляя открытыми лишь лицо, кисти рук и стопы.

Большинство мужчин носят традиционную одежду, которая представляет со­бой длинную рубаху, называемую в ОАЭ дишдаша, а чаще всего джалабия (в магазинах только так и называют, кстати). В чистом виде это туника с длинными рукавами, без швов, застёжек и воротника, доходящая до лодыжек. Тем не менее она имеет сужающуюся форму и подчёркивает фигуру. Чаще всего она белого цвета, но в всё чаще встречается также синяя, лавандовая, "цвета опавшей листвы", чёрная и коричневая джалабии. В Эмиратах предпочитают длинную белую дишдашу с манжетами (часто на запонках), нагрудным кармашком и воротничком стойкой (эти детали - результат влияния европейской моды). Традиционный же покрой галабеи: без манжет, кармашка и воротничка. Вне зависимости от фасона одно будет неизменным - это всегда сияющая белизной и чистотой, выглаженная, без единой складочки, приятно пахнущая даже на длительном расстоянии рубаха, свидетельствующая о стремлении к необычайной чистоплотности и создающая впечатление свежести и ухоженности. А просто чисто, как говорится в рекламе. Арабы переодеваются по два раза в день. Говоря "арабы" я подразумеваю исключительно местных, про палестинских, ливанских, марокканских и иных мавританских я не сведениями не располагаю! (Сразу и строго предупреждаю выпады про грязнуль и прочее, шучу, но серьёзно!)

В 1914 году английский разведчик Томас Эдуард Лоуренс, известный как Лоуренс Аравийский, (на картинке, конечно, Питер О*Тул в этой роли, не могу удержаться от того, чтобы не запостить

yablor.ru

Ателье "LuiZa" - Арабская национальная одежда

 

   

 

Мудрая практичность, самобытность, многообразие, роскошь — лишь самые общие признаки национальной одежды арабов.

Большинство жителей Аравийского полуострова до сих пор носят национальные костюмы и лишь за рубежом надевают европейское платье.

Традиционная одежда скрывает тело почти полностью, оставляя открытыми лишь лицо, кисти рук и стопы. Хотя первоначальное назначение одежды состояло в защите от солнца, пыли и песка, эти чисто практические аспекты стали традицией ислама, и сейчас полностью закрытая фигура мужчины или женщины является своеобразным символом образа жизни, освящаемого религией. В прошлом многие женщины носили искусно сделанные лицевые маски и головные платки. И хотя теперь эти одеяния выглядят гораздо проще, важность головного убора остаётся прежней, он — неотъемлемая часть традиционного аравийского одеяния как для женщин, так и для мужчин.

Платья аравийских женщин почти полностью скрывают фигуру. Их великолепные модели весьма элегантны. Платья, которые носили в прошлом горожанки и жительницы пустыни, представляют собой яркое и незабываемое зрелище. На них шли превосходные цветные хлопковые и шерстяные ткани с красочной аппликацией из шёлка, атласа или шифона, богато расшитые яркими розовыми, оранжевыми и зелёными геометрическими орнаментами. Впоследствии этот яркий наряд обогатился многочисленными колокольчиками из серебра, которые носили на запястьях, а также бирюзовыми, серебряными или золотыми пуговицами. Так же красив мужской костюм. В большей части моделей существуют лишь небольшие различия в традиционной одежде мужчин и женщин. И те, и другие носят многослойную одежду, основой которой является нижняя рубашка. Верхняя накидка, как и другая одежда, меняет своё название в зависимости от района, но образец остаётся единым. Наиболее явно мужская и женская одежды различались по цвету.

Основой традиционного аравийского костюма служит кафтан. В чистом виде это туника с длинными рукавами, без швов, застёжек и воротника, доходящая до лодыжек. Тем не менее она имеет сужающуюся форму и подчёркивает фигуру. Цвет ткани и вышивка вносят изменения в этот вид одежды. Кроме того, различия кафтанов достигались посредством модификации его частей. В наше время обычная одежда ("соуб"), в которой я привык видеть саудовских арабов, это простая белая рубаха с клиньями с каждой стороны и потайными вертикальными прорезными карманами.

Для всех арабов одежда имеет большое значение. С ранних лет арабские девочки учатся шить одежду и в соответствии с обычаем помогают готовить своё приданное. Во время праздников мужчины традиционно раздают набор тканей своим жёнам, близким и слугам. Арабы испытывают огромное удовольствие, приобретая новую одежду. Возможно, этот душевный подъём есть отражение той радости, когда в древние времена долго ожидаемый караван верблюдов наконец прибывал к месту назначения и привозил издалека необыкновенные ткани.

Всемирно известный арабский головной убор — платок, опоясанный жгутом, — в наше время фактически сохранился в первозданном виде. Это обусловливается его практичностью применительно к условиям Аравии. Голова и шея защищены от жгучего солнца, а складки платка поглощают горячий воздух и тем самым осуществляют изоляцию, позволяя сохранять влагу и выносить высокую температуру. Этот платок, называемый "шаль" или "ихрам", представляет собой достаточно большой кусок ткани, который позволяет свободно обмотать его вокруг лица или завернуть в тюрбан, когда-то очень популярный в Аравии. Квадратный кусок ихрама обычно складывают по диагонали, чтобы сформировать треугольник, равные стороны которого спадают на плечи.

Когда-то размеры платка были больше, чем сейчас. Из него можно было соорудить очень большой тюрбан. В старые времена мужской головной платок из муслина был вышит и носился в виде тюрбана поверх белой вязаной тюбетейки. Иногда он имел почти белый цвет, но обычным оттенком считался бледно-жёлтый.

В прошлом эти платки применялись только по назначению. В 1914 году английский разведчик Томас Эдуард Лоуренс, известный как Лоуренс Аравийский, отметил, что арабы, проживающие в Хиджазе, иногда используют свои головные платки как подушки и мешки. Другой англичанин, полковник Диксон, работавший в Кувейте, заметил, что бедуин, идущий в бой, почти полностью закрывал лицо платком, завязывая на макушке его концы и оставляя открытыми только глаза, с тем чтобы быть неузнаваемым. Кроме того, такой способ ношения платка предотвращал попадание песка в рот.

Мужской платок удерживает "игаль", головной обруч — обычно двойное нитяное кольцо, обмотанное чёрной козьей или овечьей шерстью. Обруч иногда отделан двумя маленькими кистями, которые обычно спускаются на затылок.

Традиционный головной убор жителя Аравии состоит из трёх частей. О двух я уже рассказал. Последним элементом является тюбетейка ("куфийя" или "тааджийя"), которую носят под платком. Иногда тюбетейку не покрывают платком и тогда она становится "молитвенной шапочкой". Мусульмане обязательно закрывают голову во время молитвы. Фактически же это — "потовые шапочки". Их первоначальная цель состояла в том, чтобы предотвратить загрязнение платка. В прошлом тюбетейки делались из хлопка и легко стирались. Иногда их украшали весьма причудливыми вышивками белым шёлком и золотой нитью.

Ихрам и игаль носят преимущественно жители городов и кочевники. У крестьян же и рыбаков некоторых районов Аравии распространены шляпы из пальмовых листьев. Это прежде всего рыбаки побережья Красного моря. От места к месту меняется фасон таких шляп, и знаток по нему может определить место проживания владельца того или иного головного убора.

В прошлом и теперь арабская верхняя одежда считается неполной, если она не имеет верхней накидки, известной в Аравии как "бишт" или "мишлах". Она похожа на то, что носят аравийские женщины поверх платья, но отличается тканью, цветом, украшением и, конечно, тем, как её носят: женщины драпируются в "абаю" от макушки головы, а мужчины носят бишт на плечах. В настоящее время кромка мужского плаща украшается золотой или серебряной тесьмой, оканчивающейся шнурками с кистями. Золотой сутаж проложен по плечам и по краям рукавов. Материал для бишта разнообразен — от верблюжьей шерсти до синтетики. Цвета также могут быть разными, но в основном это чёрный, коричневый, бежевый, кремовый.

Большинство моделей верхней мужской арабской одежды спереди почти полностью открыты. Вероятно, это обусловлено тем, что традиционно араб не только должен иметь при себе оружие, но и оно должно быть на виду. Во всяком случае, это — неотъемлемая часть арабского костюма. Арабское оружие обычно богато украшено и состоит из кинжала с ножнами, больше известного как "джамбия" или "ханжар", и меча в ножнах — "сейф". Когда-то жители города Мекки носили маленький кинжал в ножнах, называемый "сикеена" (буквально "нож"), а мужчины арабских племён — кинжал, нож, меч и даже пику. Впоследствии пику заменило ружьё.

В давние времена кинжалы и мечи изготовлялись на полуострове повсеместно. Старые летописи упоминают арабские племена из Наджрана и Йемена, оружие которых славилось хорошими лезвиями. Там же говорится о том, что несколько городов Омана были известны не только изготовлением, но и отличной отделкой оружия. В прошлом большое количество мечей ввозилось из Дамаска, Басры и Индии, но работы по их украшению выполнялись мусульманскими специалистами-ремесленниками. В наше время большинство мечей, которые носят на полуострове, доставлены из Индии, но они не имеют украшений; местные ремесленники украсили их в соответствии со своими обычаями. Много опытных ювелиров, специалистов по отделке оружия, проживают на острове Бахрейн.

В наше время в городах оружие дополняет костюм только во время различных церемоний. Соуб (белая рубаха) нынче не имеет пояса, поскольку его первоначально носили для того, чтобы держать нож. Со времени появления огнестрельного оружия начали носить перекрещивающийся патронташ с поясом. Этот патронташ тоже стал частью традиционного мужского костюма, который надевают при исполнении церемониального военного танца ("арда") и в других особых случаях.

Производство поясов для мечей и патронташей — хорошо развитое на полуострове ремесло. Часто при их изготовлении применяются золотые и серебряные металлические нити, в основном импортируемые из Сирии.

Пояс, то есть "хизам", является важной частью традиционной одежды. Пояса не только держали оружие — в них также прятали деньги и другие предметы. В прошлом хизам изготовлялся из различных материалов. Некоторые путешественники считали, что мужчины западно-аравийских племён носили "хаггу" — "опоясывающую тесьму из кожаных кос". Кроме того, такие пояса надевали под соуб, чтобы поддерживать спину при езде верхом на верблюде на большие расстояния. С запада и юго-запада пришли и плетёные пояса для мужчин, покрытые блестящим серебром.

Традиционно в Аравии мужчины носят палки: горожане в Хиджазе — украшенные палки, называемые "шун"; бедуины — палки для управления верблюдами, сделанные обычно из тростника и известные как "аса", "мишааб" и "баакура". Обычно у кочевников была при себе кожаная сумка — "мизуда". Так же называются сумки из шерсти. Мизуда красочно украшена бусинами, кистями, аппликацией и может содержать всё что угодно — от Корана до небольшого количества кофейных зёрен, фиников или денег.

Из всех частей одежды арабской женщины следует выделить головной убор. Это самая характерная особенность традиционного женского наряда. Европейские путешественники, появившиеся в исламских странах в XVII веке, в своих описаниях часто упоминают вуаль. Традиция носить вуаль идёт от ассирийцев и датируется XV веком до нашей эры. Тоже древним считается обычай ходить с покрытой головой. На Ближнем Востоке долгое время это было для женщин знаком скромности. Считалось, что добродетельная женщина должна носить вуаль и платок. Так или иначе, в пустыне без солнцезащитных очков эти вуали и платки были необходимы. Непереносимый блеск песка может нанести вред глазам и даже вызвать слепоту, а долгое воздействие солнечных лучей — повредить кожу лица. Солнце отрицательно влияет также на волосы, а песок может вызвать раздражение кожи головы.

В прошлом изготовлялись замысловатые и дорогие вуали и платки. Сейчас они гораздо проще. В настоящее время на всём Аравийском полуострове женский головной убор состоит из двух, иногда из трёх частей. Раньше он видоизменялся от провинции к провинции, а порой — и внутри её в соответствии с обычаями племён. Существовало также различие головных уборов, носимых горожанками, сельскими женщинами и бедуинками, проживавшими на территории данного региона. Сейчас эти различия очень поверхностны.

Головной убор в прошлом иногда представлял собой простое приспособление из мягких тканей. Впоследствии он включал плотную маску с прорезями для глаз — "бурга", замысловато выполненную на тканевой основе из кусочков кожи, серебряных монет, амулетов, жемчуга, бус, раковин и даже маленьких белых пуговиц. Некоторые маски изготавливались из кожи и раскрашивались в яркие цвета. Большинство из них отделывалось свисающими кистями. По длине маски, элементам украшения и материалам, применяемым для её изготовления, можно было определить происхождение её носительницы.

Тот же Диксон, автор книг "Арабы пустыни" и "Кувейт и его соседи", пишет, что, за исключением женщин северо-аравийского племени шаммар и некоторых племён Хиджаза, все бедуинки к югу от линии, проведённой через Аравию от порта Акаба до Кувейта, носят бургу; проживающие к северу от этой линии — просто тонкую чёрную вуаль ("милфа"), закрывающую только нижнюю часть лица.

В отличие от жёсткой бурги, имеющей прорези для глаз, есть мягкие вуали, закрывающие глаза. Традиционно маска-бурга была принадлежностью бедуинок и сельских жительниц Аравии, но не горожанок: они носили вуаль. Такая вуаль, наиболее близко напоминающая бургу, обычно называется "вуаль Мекки", поскольку похожа на ту, что носили мекканки в давние времена. Как правило, её делают из расшитого лёгкого белого газа, жёстко накрахмаленного. Фасон её уникален: вуаль часто достигает пола. Некоторые вуали были расшиты серебряными нитями и жемчугом. Их, конечно, носили женщины богатые, и притом в торжественных случаях.

Очень сложные маски носят бедуинки и женщины сельских районов Западной Аравии. Порой для изготовления, а главным образом для отделки одной такой маски женщина затрачивает шесть месяцев. Большинство же масок имеет подвески из кистей, которые делаются из материалов, купленных на рынке.

О благосостоянии арабской женщины часто можно судить по её маске. Некоторые женщины пришивают на неё серебряные или золотые монеты — как правило старинные, имеющие высокую ценность. В большинстве районов Саудовской Аравии белые перламутровые рубашечные пуговицы и металлические галуны уже заменили серебряные амулеты и монеты на масках.

Сейчас, когда девушка выходит замуж и покидает свой дом, она оставляет там и свои маски. Вместо этого она надевает простую чёрную вуаль ("тараха"), поскольку она всё ещё хочет сохранить скромный вид на людях. Бугра носится всё реже и реже, а предпочтение отдаётся более удобным "тараха", "маханна" или "шайла". Самые дорогие из них отделаны серебряной нитью. Теперь некоторые из них изготавливают не только из хлопчатобумажного газа, но и из синтетических тканей.

В больших городах сегодня арабские женщины любят носить украшения для волос. На второй вечер свадьбы одной из принцесс королевской семьи Саудовской Аравии, как сообщает уже упоминавшаяся Хизер Росс в своей книге "Искусство арабского костюма", каждая женщина, чья голова была непокрытой, имела в волосах какую-нибудь декоративную булавку, цепочку или пряжку. У наиболее элегантных женщин в волосы были вплетены нитки жемчуга, блестящие броши или изящные шпильки.

На западе Аравийского полуострова, от Хиджаза на севере до Йемена на юге, нельзя назвать необычным появление женщины в шляпе из пальмовых листьев. Красивые фасоны можно видеть в различных областях, где плетение шляп из пальмы стало ремеслом. Обычно эти шляпы надевают поверх прямоугольных хлопчатобумажных головных платков. Крестьянки южных областей носят соломенные шляпы с широкими полями с исключительно высокой тульей. По виду они очень напоминают мексиканские.

Верхнюю чёрную абаю — повсеместно известное женское арабское одеяние — надевают на голову. Абая используется как верхняя накидка, и у многих европейцев создалось впечатление, что женщины в Аравии всегда носят чёрное. Однако аравийские женщины любят живые сочные цвета и для своих платьев выбирают яркие ткани вместо блёклых. Чёрную абаю надевают только при выходе на улицу. Её цвет, по мнению Хизер Росс, идеален потому, что "подходит ко всему".

Задолго до ислама на Ближнем Востоке был обычай носить верхнюю накидку при выходе из дому на улицу, и эта древняя традиция дожила до наших дней. Арабские женщины заворачиваются в абаю, чтобы скрыть красивые наряды, продемонстрировать свою скромность, и иногда случайно на рынке можно увидеть женщину, которая придерживает зубами край накидки в то время как берёт на руки ребёнка или достаёт кошелёк.

Существуют и другие различия в плащах для мужчин и для женщин. Абая для женщины сейчас не имеет других цветов, кроме чёрного — цвета, который был предложен и утверждён исламом как надёжная маскировка для привлекательного женского платья. Напомним, что обычной краской на Ближнем Востоке в прошлом был индиго. Бедные бедуины могли позволить себе погрузить ткань в краску только один раз, и поэтому, высохнув, она становилась голубого цвета; те же, кто был побогаче, проделывали это до трёх раз, получая лучший цвет — сине-чёрный. Вполне вероятно, что сегодняшний чёрный цвет идёт от предпочтения в прошлом тёмной окраски.

Когда-то многие горожанки отделывали чёрную абаю золотым шнуром. Сейчас её обычно украшают только чёрным шнуром по подолу и вдоль плечевых швов. Украшением женской одежды часто является сутаж чёрного цвета и иногда чёрное кружево. Качество ткани сильно варьируется, и один из самых дорогих шелков имеет марку ведущего дома моделей в Париже.

Незамужние девушки вместо абаи носят большие шали — "шмаада". Если во время помолвки невеста драпируется в шмааду, то по крайней мере в течение недели после свадьбы она носит чёрную шаль, называемую "махабди". Обычно через неделю после свадьбы молодожёны переезжают в свой новый дом. В этот день невесту нужно вести, поскольку, как и за день до свадьбы, она полностью закутана в шаршаф. Шаршаф также надевают во время молитвы.

С запада Аравийского полуострова пришёл обычай украшать головные шарфы замысловатыми геометрическими узорами из аппликаций, белых перламутровых пуговиц, раковин каури, серебра и иногда белого стекляруса. Порой в качестве украшения используется мягкая кожа, отделанная серебром. Особое предпочтение отдаётся такому украшению, как кисти.

На всём полуострове аравийские женщины любят наряжаться. Обычное явление среди племён — получение невестой по крайней мере пяти платьев в качестве части приданного: она должна начать свою новую жизнь хорошо одетой. Предполагается, что полученной в приданное одежды хватит по крайней мере на год. У горожанки платьев гораздо больше.

Большинство женских платьев — длинные, до щиколоток; они не имеют пояса. Некоторые из них специально шьются с более длинной спинкой, чтобы она тянулась в виде шлейфа. Королевская одежда была длиннее, чтобы обозначить статус. Бедуинские платья бывают на целый метр длиннее, чем рост его носителя, и тогда подвязываются поясом.

Любовь аравийской женщины к тому или иному цвету выражается в её выборе ткани на платье. Тёмные цвета носят все, но в основном их предпочитают пожилые. Большинство женщин любят ткани с контрастными цветными мотивами, особенно если это нарядное платье. Часто такое платье отделывается люрексом, металлическими нитями, бусами и блёстками. Традиционный цвет для свадебного платья — светло-вишнёвый. "Омаса" — особо украшенное платье вишнёво-красного цвета с индийской золотой вышивкой и блёстками на корсаже и рукавах.

Вышивка бедуинок, выполняемая вручную, весьма многоцветна. Однако качество её с годами ухудшается. Раньше она указывала на принадлежность к исламу, племени, роду, а сейчас старинные образцы стали редкими и малоизвестными. Тем не менее традиционный аравийский костюм представляет собой подлинное произведение искусства, которым не устают любоваться как местные арабы, так и иностранцы.

Текст: Олег Герасимов "Аравийский наряд", газета «Татарский мир» №11 (2003)

 

www.luiza-m.narod.ru

Что такое паранджа? Женская верхняя одежда в мусульманских странах :: SYL.ru

Мусульманской религией арабским женщинам предписано скрывать все тело, за исключением кистей рук и лица. В зависимости от региона и сложившейся историко-культурной традиции существуют разные виды хиджаба (идеологически правильного наряда). Это всевозможные вариации чадры, никаба, химара и т. п.

Виды женской верхней одежды в странах ислама

Хиджабом арабы называют любую одежду женщины, соответствующую правилам шариата. В переводе можно назвать его завесой либо покрывалом. В западном обществе упоминают хиджаб, говоря о традиционном головном платке исламской женщины.

Что такое абайя? Так называют арабское платье традиционного покроя, длинное и свободное, которое носят без пояса. Надевают его женщины, отправляясь в общественное место. В отдельных арабских странах носить абайю обязательно для мусульманской женщины.

На голове мусульманки носят накидку, именуемую химаром. Она может иметь разную длину, фасон, по-разному выглядеть. В Европе мусульманские женщины носят химар в виде головного платка как самую "щадящую" форму хиджаба.

Слово "чадра" слышали, скорее всего, все. Но не каждый представляет себе как конкретно она выглядит. В данном случае речь идет о легком покрывале черного, синего либо белого цвета, закрывающем фигуру полностью вместе с головой. Порой верхняя часть дополняется небольшим куском легкой ткани, задача которого - закрыть женское лицо. Чадра относится к традиционному иранскому варианту одежды исламских женщин.

Как называется одежда арабов – «Какая одежда у арабов считается традиционной?» – Яндекс.Знатоки

А что такое никаб? Термин этот произошел от арабского слова "маска". Так именуют головной убор, за которым лицо и волосы женщины скрываются полностью (за исключением узкой прорези для глаз). Цвет он обычно имеет черный, порой дополняется неким подобием вуали. Как и хиджаб, данный элемент одежды существует в огромном числе вариантов и сочетаний с прочими элементами костюма.

Буркой именуется покрывало, которым тело укутывается полностью вместе с головой. У бурки имеется прорезь для глаз, затянутая сеткой. Чаще всего она бывает голубого цвета, шьется из недорогого материала и почти всегда является обязательной для большинства афганских и пакистанских женщин. Бурка, паранджа, никаб, абайя - все это отдельные элементы хиджаба.

Аль-амирой именуют химар в его современной версии. Это небольшая хлопчатобумажная шапочка, поверх которой повязывается шарф, порой он заменяется трубой из той же ткани.

Другой длинный шарф прямоугольной формы, который принято оборачивать вокруг головы, именуются шейлой. Его концы прячутся либо свободно свисают вдоль плеч. Шейлу можно рассматривать как один из самых демократичных вариантов химара.

Помимо верхней женской одежды, существует и купальный костюм, фасон которого не противоречит требованиям шариата. Именуется он буркини. Крой его чем-то напоминает пижаму. Все тело им надежно укрыто за исключением ладоней, стоп и лица. Для головы в составе данного купальника предусмотрен плотно облегающий капюшон. Буркини может существовать и в другом варианте - для спортивных занятий.

Ну а что такое паранджа? Это снабженный так называемыми ложными рукавами длинный и объемный халат. Точно так же паранджа закрывает тело полностью, имеет прорезь для глаз, которую принято закрывать чачваном - плотной сеткой прямоугольной формы. Название данной одежды происходит от персидского "фараджи".

Ее назначение

Почему носят паранджу? Изначальный смысл одежды, целиком скрывающей тело вместе с лицом, - в защите женщины от чужих взглядов и дурного глаза. Носили ее все - от мала до велика. И замужняя женщина, и девушка в парандже могли чувствовать себя под защитой, выходя из дома.

Жительницам Судана и Саудовской Аравии, нарушившим правило постоянного ношения хиджаба (вне зависимости от вероисповедания), грозило тюремное заключение. В Иране более лояльно относятся к появлению на людях с открытым лицом, но хиджаб все так же обязателен.

Как называется одежда арабов – «Какая одежда у арабов считается традиционной?» – Яндекс.Знатоки

Жительницам Объединенных Арабских Эмиратов также предписано соблюдать все традиционные нормы исламской религии. Впрочем, в последние годы страну наводнили туристки из западных стран в весьма откровенной одежде. Современная девушка в парандже - все более редкое явление даже на Востоке.

Как ни странно, в ряде стран хиджаб в некоторых случаях носить запрещается. Например, в Турции это относится к студенткам, школьницам и сотрудницам-госслужащим. Порой это вызывает возмущение со стороны арабских женщин, отстаивающих собственное право на культурную традицию ношения хиджаба.

Как возникла паранджа

Эта женская головная накидка всегда вызывала огромный интерес в мире. Несведущие европейцы и россияне норовят назвать паранджой любую накидку для головы, которая закрывает лицо исламской женщины. Но хиджаб и паранджа не одно и то же. Этнографами проводились исследования, связанные с историей возникновения разных деталей восточного костюма.

На рубеже XIX-XX веков среди населения Средней Азии паранджа была широко распространена. В двадцатые-тридцатые годы прошлого века советской властью в Средней Азии активно искоренялись пережитки ислама, и женская паранджа практически была выведена из употребления. Данный традиционный элемент костюма объявили символом восточного рабства.

Впоследствии паранджа получила исключительно церемониальную функцию. В ней появлялись невесты на свадьбах и отправлялись в дом супруга. Возможно, данная деталь костюма навсегда канула бы в прошлое. Но процесс отделения среднеазиатских республик с возвратом к нормам мусульманской религии дал толчок возвращению к жизни традиционных элементов одежды не только в качестве обрядового костюма, но и по прямому назначению. Женщины вновь стали скрывать фигуру и лицо, выходя за пределы дома.

Современные россияне в большинстве своем видели арабскую паранджу лишь в знаменитом фильме "Белое солнце пустыни". Каждый уверен, что знает, что это такое. Но правильное представление о данном наряде имеется лишь у единиц.

Головные накидки исламских женщин

Столь популярные в мусульманских странах покрывала, накидываемые женщинами на головы с целью скрыть полностью фигуру, имеют разное происхождение. Часть из них - потомки крупного платка (например, персидская чадра). Другие ведут свое происхождение от халата с накинутым на голову воротником.

Такой вид накидки для головы чаще всего встречался среди жительниц Средней Азии. То есть среднеазиатская паранджа порой выглядит совсем не так, как головная накидка женщины в другой восточной стране. В Персии чадру составляли два платка либо один большой. Но полностью скрыть женскую фигуру ими не удавалось, и чадра была дополнена специальными шароварами для улицы, которые дома надевать было не принято.

Как называется одежда арабов – «Какая одежда у арабов считается традиционной?» – Яндекс.Знатоки

Афганскую паранджу, по-другому именуемую чатри, составляет шапочка круглой формы, облегающая голову достаточно плотно, с пришитым в виде сборки большим платком полукруглой формы - этаким своеобразным плащом. Размеры его достаточны для того, чтобы женщина могла быть укутана с головы до пят. Чатри (или афганскую паранджу) дополняют уличные шаровары. В них принято заправлять платье.

Несмотря на различия во внешнем виде, между персидским и афганским видами паранджи имеется множество общих конструктивных особенностей. Одежда для улицы жительниц Средней Азии (например, узбечек и таджичек) отличается от них достаточно сильно. Связано это с тем, что в тех районах издавна велось орошаемое земледелие и была развита оседлая культура. В городах жительницы большей частью вели образ жизни затворниц.

Откуда она взялась

Истоком среднеазиатской паранджи стала распашная наплечная одежда, у которой появился ворот для ношения на голове. Халат, который принято накидывать на голову в Средней Азии, состоит из бесчисленного множества вариантов. Носили его то на голове, то, как обычно, на плечах с рукавами, то в виде паранджи, служившей исключительно накидкой.

Если халат накидывался на голову, но не надевался в рукава, форма его деформировалась. Рукава обычно откидывали назад. Они могли скрепляться за спиной либо просто сужаться.

Несмотря на все изменения, в покрое происходящих из халатов накидок легко угадываются контуры туникообразной распашной одежды со всеми присущими ей особенностями. В данном случае речь идет об узких длинных рукавах паранджи, сшитых из раскроенных поперек кусков ткани.

Аналогично обычному халату имеется воротник и в некоторых вариантах - вертикальные карманы в швах. Постепенно карманы превратились в декоративный элемент. Их начали пышно отделывать, сквозные отверстия в них могли использоваться для продевания рук.

Кто ее носил

Паранджу можно считать наиболее законченной и совершенной формой головной накидки. Особенное распространение получила она в Таджикистане и Узбекистане. Относится паранджа к типично городской разновидности. Ее невозможно было встретить в повседневном варианте на женщине из горного кишлака.

До того как из наплечной одежды сформировались накидки, женщины выходили из дома, набрасывая на голову обычный халат (собственный, сына либо мужа). Паранджа в классическом виде получила распространение ближе к концу XIX века. Постепенно она завоевала статус обязательной разновидности выходной женской одежды. В каждом районе сформировались традиционные ее черты, строго регламентированные местными культурными традициями.

Процесс появления и закрепления паранджи в повседневном костюме продолжался долго. Точную дату его начала установить невозможно, так как продолжался он параллельно в разных местностях и у 4 различных народов. Термин "фараджи", от которого произошло название паранджи, имеет арабское происхождение и на персидском языке обозначает "платье".

Как называется одежда арабов – «Какая одежда у арабов считается традиционной?» – Яндекс.Знатоки

Как выглядел фараджи

Первоначально речь шла о широкой верхней мужской одежде, имеющей чаще всего длинные рукава. Упоминания о закрывающем фигуру до пят халате с широкими рукавами, украшенном вышивкой и дорогими камнями, встречаются в источниках прошлых веков начиная с IX века. Возник фараджи в Египте, затем получил распространение в прочих восточных странах.

В Средневековье он служил одеждой ученых, а также духовенства и государственных чиновников. Носили фараджи и женщины, в частности жительницы Стамбула. А в XVI-XVIII веках его использовали как верхнюю одежду, дополняя платком или закрывающей лицо белой вуалью.

Позже термин "фараджи" можно было встретить в письменных источниках в значении парадного выходного халата. В феодальную эпоху он трансформировался, сохранив при этом свою древнюю основу. Длинные неудобные рукава превратились в декоративную деталь, а начиная с XVIII века полностью утратили практический смысл.

Назначение упомянутой одежды (паранджи) - скрывать женщину от посторонних взоров согласно нормам ислама - утвердилось в эпоху позднего феодализма.

О мужской и женской одежде

Почему же женщины набрасывали на голову именно мужской халат? Дело в том, что отдельной верхней одежды для них не существовало. Первоначальный крой халата был одинаков как для женщин, так и для мужчин. Согласно точке зрения отдельных исследователей, у кочевых народов одежда для лиц обоего пола была одинаковой. Разделение ее началось примерно в XII веке.

Не в каждой этнической группе среднеазиатских народов было принято носить паранджу. Часть из них - киргизы, туркмены, казахи, каракалпаки - не практиковали обычай женского затворничества и что такое паранджа не ведали. "Спецодежды" для закрывания женских лиц у них не существовало. В полном объеме данный обычай получил свое развитие лишь в городах и крупных селениях.

В сельской местности ношение паранджи было привилегией лишь женщин из наиболее зажиточных семей, и то в исключительных случаях.

В кочевых племенах головной убор женщины был более практичным. Чаще всего кочевники обязывали головы платками либо обычной тканью. От этих повязок произошли тюрбан и чалма.

Как называется одежда арабов – «Какая одежда у арабов считается традиционной?» – Яндекс.Знатоки

Как выглядит паранджа?

Как уже упоминалось, это очень широкий и длинный халат, имеющий такой же длины узкие ложные рукава, называемые "сочвок", которые принято было откидывать на спину и скреплять между собой тесемками. Накидывала женщина его на голову поверх платка либо тюбетейки (в зависимости от возраста). Лицо ее при этом было прикрыто прямоугольной сеткой из конского волоса черного цвета - своеобразной лицевой занавеской. Плотность его достаточна для того, чтобы лицо женщины оставалось скрытым, но одновременно она могла разглядеть окружающий ее мир.

Упоминание о том, что лицо восточной женщины закрыто паранджой, является не совсем точным. Назначение паранджи - скрывать женскую фигуру. Лицо же ее закрыто чачваном. Ошибка происходит из-за того, что далеким от тонкостей покроя костюма среднеазиатской женщины людям трудно уяснить, что такое паранджа, и разделить ее с чачваном. Они воспринимают все в виде единого целого. Порой чачван, то есть закрывающую лицо сетку, как раз именуют паранджой.

Покрой паранджи, несмотря на внешнюю непохожесть ее на прочие виды одежды, достаточно классический и на практике ничем не отличается от покроя обычного халата. Из прямого куска ткани шьются спинка и перед, на линии плеч к которому пришиваются рукава, ниже - боковины. Рукава традиционно для среднеазиатской одежды шьют из поперечных тканевых кусков, соединяемых по кромке.

Делать их принято очень узкими и длинными. При ношении они не используются, а, как уже упоминалось, закидываются за спину.

Особенности кроя

Обязательная принадлежность паранджи - воротник того же покроя, что и у халата. Также непременно присутствует подкладка, в нижней части - нарядная, из пестрой ткани. Чтобы рукава паранджи, в обиходе называемые хвостом, ровно лежали на спине, их принято было растягивать вдоль и скреплять между собой в нижней части. Место скрепления обшивалось украшениями из полосок галуна либо бархатом с шелковой бахромой и металлическими блестками. Порой туда вплетались бисеринки, иной раз украшения делались из шитых золотом розеток либо кусков парчи.

На уровне подбородка у паранджи имелись завязки либо застежки, цель которых - придержать паранджу на голове. Под подбородком имелась петля и пуговица для застежки. Появившиеся только в начале ХХ века пуговицы были либо перламутровыми, либо серебряными.

Паранджа богатой женщины украшалась нашитыми вдоль всего ворота плоскими серебристыми бляхами. Борта и полы ее обшивались тесьмой, тканой или вышитой крестом. В ряде районов паранджа имела декоративные карманы, обшитые нарядной тесьмой с узорами и кистями на концах.

Как называется одежда арабов – «Какая одежда у арабов считается традиционной?» – Яндекс.Знатоки

Как она создавалась

Такой вид одежды, как паранджа, не принято было шить в домашних условиях. Изготовляли их профессиональные швеи, работавшие по заказам. Данным промыслом традиционно занималась вся женская половина семьи - от матери до снох и дочерей.

Оплачивался такой труд хорошо. Сшитая паранджа, украшенная ручной гладью, требовала не менее двух месяцев упорного труда. Заказчицы благодарили мастериц и одаривали подношениями.

Для массовой продажи на базарах изделия шились не столь тщательно, с использованием порой машинной вышивки. Такую паранджу возможно было смастерить всего за несколько дней. В качестве подарков заказчицы приносили сладости, сухофрукты, лепешки, кисейные платки или отрезы тканей для платьев. В знак благодарности за пошив паранджи для невесты мастерицу обычно приглашали на свадьбу.

Первая паранджа шилась девочке по достижении девятилетнего возраста. При выдаче замуж также шилась одна или две. Если семья была очень богатой, в составе приданого могло быть до 4 единиц этого изделия, выполненных из самых дорогих материй - бархата или парчи. Обычно в течение жизни женщина изнашивала 2 или 3 паранджи.

Из чего ее шили

По мере развития торговли на пошив ее шли привозные ткани. Например, жительницы Ташкента или Ферганы щеголяли в паранджах из бархата или цветного плюша либо шелковых тканей, расшитых белой нитью. Шили их из шелка фабричного (привозного), а также кустарного (местного производства), атласа, парчи с тканым рисунком китайского происхождения.

Конечно же, носили не только черную паранджу. Цвета использовались самые разные - зеленый, фиолетовый, желтый. Украшать изделие кистями, вышивкой и цветной тесьмой обычай появился уже в ХХ веке. Шилась паранджа всегда вручную. Даже с появлением швейных машинок применяли их лишь для обработки ворота несколькими рядами декоративного канта.

В послереволюционные годы ношение паранджи постепенно кануло в прошлое. Порой надевали ее в день свадьбы при перевозке невесты в дом жениха. По окончании свадебной церемонии этот вид одежды бывал спрятан в сундук, где хранился вплоть до смерти обладательницы. На похоронах им покрывались носилки с телом покойницы.

В парандже не принято было входить в дом ни гостям, ни хозяевам. Нарушение гостями данного правила считалось серьезным оскорблением и расценивалось как пожелание смерти. В виде исключения допускалось входить в дом, не сняв паранджи, тем, кто приходил обмывать покойника. Войдя во двор, женщина-гостья снимала чачван и ожидала выхода хозяйки. Той положено было снять с пришедшей паранджу. Отказ хозяйки это сделать считался неуважением и приводил к большим обидам.

Как называется одежда арабов – «Какая одежда у арабов считается традиционной?» – Яндекс.Знатоки

Ритуалы ношения, снимания и надевания паранджи были строго зарегламентированы местным этикетом и всевозможными суевериями. О том, что такое паранджа и какие существуют тонкости обращения с ней, девочки знали с самого детства. Например, было принято выносить паранджу и чачван из дома на руках при выходе и во дворе набрасывать на голову. Чачван опускался на лицо только у ворот.

Согласно древним верованиям надевание паранджи в доме вело к навлечению неприятностей на его обитателей. По правилам этикета вошедшая во двор гостья сразу же скидывала чачван, но паранджу не снимала - это поручалось хозяйке. Также хозяйка либо ее дочь накидывали паранджу на уходящую женщину.

Новшества и изменения

Как и любая одежда, паранджа имела особенности, по которым можно было определить возраст и социальный статус хозяйки, отраженные в длине, расцветке и качестве ткани. Часть деталей носила магический смысл. Вышивки обычно отражали суть народных верований. Предназначение орнаментов было защищать от сглаза и дурных сил, отгонять злых духов.

В течение столетий покрой паранджи практически не изменился. Новшества коснулись лишь орнамента, а также длины. Первоначально паранджа доходила до щиколоток, но затем стала шиться более короткой - чуть ниже колен. Из-под края ее виднелось платье либо шаровары.

Укоротились и ложные рукава. Первоначально они почти волочились за своей хозяйкой по земле, затем стали доходить до уровня подола, потом стали еще короче.

В дореволюционные времена паранджу в обязательном порядке носили женщины любого возраста. Девочка считалась в исламе достигшей зрелости к 9 годам. Первые детские паранджи шились из недорогих тканей, так как носить их предстояло лишь несколько лет.

www.syl.ru

Почему традиционная одежда арабских женщин черного цвета

Арабский народ имеет очень долгую и древнюю историю. Люди, живущие в Саудовской Аравии, Египте, Иране, Пакистане и многих других странах, имеют глубокие убеждения, взгляды, верования, которые европейцам кажутся странными. В арабских сердцах и душах существуют твердые представления о мире и религии. Наравне с этим мусульманский народ имеет свои традиции, и одна из таких традиций заключается в том, что женщины обязаны носить одежду черного цвета.
Это глубокое заблуждение. Отнюдь не все из них одевались и одеваются в черный наряд. Почти все цвета являются допустимыми. Но есть некоторые оттенки, которые согласно Шариату носить женщинам-мусульманкам запрещено. Она может носить одежду любого цвета, но при условии того, что она не носит так называемый мужской цвет. Женщина также должна носить одежды, которые не привлекают взгляд сильного пола. Встречается много представительниц Арабской Республики, одетых в относительно пестрые цвета. Данная одежда характерна для сельских и бедуинских женщин. Голову они заматывают очень плотно, не слишком волнуясь о прическе. А вот городские дамы ввели в моду черный цвет. Они отказались от подобных ярких нарядов. Были и остаются популярными зеленые абаи (одежды арабских женщин). Эти вещи довольно гармонично смотрятся на них.
Что касательно арабской национальной одежды, то она должна скрывать женское тело полностью, за исключением кистей рук и стоп. Такой наряд имеет до сих пор практическое применение. В Арабских странах очень жаркий климат, поэтому роль данной одежды заключалась в защите от палящих солнечных лучей, а также защите от пыли и песка. Именно поэтому можно смело утверждать, что одежда арабских женщин имеет не только религиозный уклон, но и практический. Много лет назад мусульманки ставили на лице искусственно сделанные лицевые маски и платки. Несмотря на то что в настоящее время головные уборы выглядят гораздо проще, платок для арабских дам продолжает оставаться неотъемлемой частью гардероба. Мусульманская женщина обязана носить вуаль – это традиционная одежда, берущая начало со времен Ассирии. Обычаем всегда считалось хождение с покрытой головой. В арабских странах это расценивается как знак покорности. Женскому полу принято носить черную абаю. Данный вид одежды считался добродетелью.

Итак, как было сказано выше, черная женская одежда в арабских странах - глубокое заблуждение. Женщины могут одеваться весьма разнообразно и ярко. Просто условия жизни в данных широтах заставили женщин ходить именно так.

www.kakprosto.ru