Как правильно строить свою речь – 5 советов, как научиться красиво говорить

Содержание

Как научиться красиво говорить и мыслить нестандартно: грамотная речь

Как научиться красиво говорить? Каждому хочется свободно доносить свои мысли, достойно выглядеть в глазах собеседника, завоевывать к себе интерес, пользоваться успехом.

А что для вас — красивая и грамотная речь:

  • возможность озвучивать красивые мысли, передавать свое возвышенное настроение;
  • умение влиять на людей, управлять их поступками;
  • качество человека с высокой самооценкой;
  • одно из условий становления в профессии? —

давайте поговорим на эту тему.

Какая она — красивая и грамотная речь?

Говорить красиво и грамотно — это искусство.

Как правильно строить свою речь – 5 советов, как научиться красиво говорить
Когда хорошо поставленная речь:

  • льется легко, не спотыкаясь и не спеша;
  • не пестрит словами-паразитами;
  • воодушевлена и эмоционально окрашена;
  • сопровождается умеренной мимикой и жестикуляцией;
  • содержательна и грамотно выстроена,

можно говорить об искусстве красноречия.

А знаете почему? Потому что красивой и правильной речью обладает не каждый, а только энергичный, уверенный в себе, образованный человек. Это его энергия посредством слова течет к слушателю и воздействует на него. По-разному, конечно.

Когда говорит гармоничный человек, его речь завораживает, проникает в самые тайные уголки души, наполняет теплом, вызывает доверие и симпатию, мотивирует к развитию и самосовершенствованию. Хочется слушать и воплощать в жизнь свои самые смелые мечты.

И напротив, речь искусного оратора может содержать призыв, например, к военным действиям. История знает немало таких примеров. И чем более такая речь эмоциональна, тем больший успех будет иметь.


Ну что, хотите сделать свою речь красивой?

Постановка речи для умения говорить красиво

Как правильно строить свою речь – 5 советов, как научиться красиво говорить

Техника красивой и грамотной речи включает в себя такие обязательные элементы, как:

  • Дикция. Отчетливое произношение звуков дает возможность четко выговаривать слова и быть понятым слушателем.
  • Громкость голоса. Умение менять силу своего голоса, не кричать, не говорить сипло или визгливо для того, чтобы быть услышанным — это значит, правильно разговаривать и уважать слушателя.
  • Темп речи. Навык говорить быстро или медленно, не тараторя и не тормозя, помогает донести до собеседника смысл сказанного вами.
  • Тембр голоса. Приятное звучание, не слишком высокое или низкое, лучшим образом сказывается на восприятии и информации, и вас как личности.
  • Интонация. С нею ваша речь не звучит монотонно, а слушатель не устает и не теряет интерес.
  • Грамотность. Правильно ли произносятся слова, ставится ударение, строятся словосочетания и предложения напрямую связано с понятиями “правильно говорить”и “грамотно разговаривать”.
  • Чистота. Отсутствие слов-паразитов: короче, типа, как бы, ну, это самое, в общем, собственно говоря, в принципе, допустим, кстати, кажется, вообще, на самом деле, не изменяет смысл сказанного, но делает вашу речь намного приятней слуху.
  • Словарный запас. Чем он богаче, тем выразительней звучит ваша речь.
  • Точность. Когда используются слова, наилучшим образом выражающие вашу мысль, а сама речь структурирована, вас поймут быстрее, чем когда на слушателя льется вода.
  • Выразительность. Речь, богатая синонимами, метафорами, образными выражениями и другими языковыми средствами, производит впечатление и запоминается надолго.
  • Мимика и жестикуляция. Правильно говорить слова — этого мало. Куда деть руки? А лицо? Спокойные движения руками и живое лицо передадут ваше доброжелательное внутреннее состояние, и слушатель это оценит!

Посмотрите, как об осени пишет классик русской литературы:

Красиво? Попробуйте воспроизвести этот отрывок, отчетливо выговаривая слова, мягко, не слишком громко, соблюдая интонацию и сопровождая все это плавными движениями рук. А теперь, когда образ оратора вами создан, можно приступать к делу:)

Как правильно строить свою речь – 5 советов, как научиться красиво говорить

Итак, если вы все еще хотите научиться красиво выражать свои мысли и правильно говорить, давайте работать:)

Как научиться красиво говорить и излагать свои мысли?

Учимся говорить правильно, даже зная, что развитие красноречия — процесс продолжительный. И если вы настроены решительно, вот несколько проверенных способов этому научиться:

1. Работайте над дикцией.

Научиться четко и внятно говорить помогут артикуляционная гимнастика, массаж языка, проговаривание скороговорок и другие упражнения для развития речи у взрослых.

2. Практикуйтесь и овладевайте навыками регулировать силу голоса, его тембр, темп речи и интонацию.

Для этого не обойтись без “самопрослушивания”. Сделайте аудио- или видеозапись со своим участием в уроке “Говори правильно!” и послушайте, как у вас получается прочесть отрывок из любого литературного произведения. Оцените услышанное на предмет правильности речи. Попросите дать оценку своих близких, не забудьте поблагодарить их за конструктивную критику:)

Чтобы поставить речь и научиться хорошо говорить поможет дыхательная практика. Размеренное дыхание сделает уверенным голос, мягким тембр, спокойной речь и живой интонацию.

3. Позаботьтесь о том, чтобы говорить грамотно.

Сейчас речь вот об этом: приоткрытая настежь дверь, оплачивайте за проезд, в полуторастах километрах — так не надо.

Как правильно научиться говорить грамотно? Для начала можно вспомнить базовые школьные знания по русскому языку. Это поможет тем, кто хочет научиться грамотно разговаривать на нем.

Старайтесь правильно общаться с людьми, подбирая грамотные слова для общения.

Художественная литература, театры, выставки, общение с образованными людьми — повышение своего культурного уровня поможет развивать речь и научиться говорить красиво.

4. Увеличивайте словарный запас.

Для того, чтобы пополнить свой словарный запас и правильно поставить свою речь, читайте вслух художественную литературу — так лучше запоминается. Находите интересные выражения, добавляйте их в свой обиход. Обращайте внимание на то, как правильно произносить слова.

Записывайте отдельные понравившиеся отрывки. Подбирайте синонимы к знакомым словам, а за смыслом новых обращайтесь к толковому словарю. Это необходимо для того, чтобы научиться красноречиво говорить.

Слова-паразиты сами собой исчезнут за ненадобностью заполнять паузы в поисках нужного слова.

5. Будьте внутренне собранными и одновременно свободными и раскованными.

Это даст возможность не потерять нить повествования, донести смысл речи до слушателя и в то же время сделать ее яркой и живой.

Чтобы обладать этими качествами, нужны уверенность в себе и позитивный настрой.

Чтобы научиться правильно формулировать свои мысли, красиво и грамотно излагать их, развивайте свой творческий потенциал. Это позволит мыслить нестандартно, развивать креативное мышление, выражать свои мысли оригинально и нескучно.

Говорить грамотно, красиво, уверенно, живо, нестандартно, попадая “в самую точку”, без пауз, заполненных словами-паразитами, общаясь при этом со слушателем и языком жестов тоже — вот к чему надо стремиться. У вас получится!

Как правильно строить свою речь – 5 советов, как научиться красиво говорить

То, что хочется сказать в заключение

Ваше желание развивать свою речь и говорить красиво похвально, но не забывайте, что главное — это посыл. Какую энергию будет нести ваша красивая и грамотная речь? Пусть она будет творческой и созидающей.

kakgovorit.ru

Как построить речь для выступления правильно. Секреты

Фишки и секреты — как построить речь для выступления

Как построить речь для выступления правильно? Делюсь своими секретами...

Построение твоей речи для публичного выступления имеет некоторое созвучие со строительством дома:
Что нам стоит дом построить —
Нарисуем — будем жить...

или
Что нам стоит речь построить —
Взяли тему — и в народ...

Здесь, как и при строительстве дома, необходим крепкий и глубокий фундамент, иначе она, речь, может рассыпаться, как карточный домик. Фундаментом выступают твои знания, а цементом — твои навыки ораторского искусства, твоя мимика, жестикуляция, поза, движение по залу или сцене.

4-е Секрета Взаимоотношений Оратор/Слушатели:

1. Представь себе, что ты – отличный оратор, но темой, которую должен раскрыть в своём выступлении, абсолютно не владеешь. Это всё равно, как бы меня вывели на сцену рассказать о влиянии магнитного поля Земли на размножение кроликов в землях Новой Зеландии. Каким бы я не была супер-пупер продвинутым оратором, ничего полезного от меня публика не услышит – у меня нет знаний по данному вопросу.

2. Второй случай – ты отлично знаешь все нюансы размножения этих самых новозеландских кроликов под влиянием магнитного поля, ибо ты сам участвуешь в этом процессе …. Но у тебя нет навыков выступления, ты не умеешь донести информацию слушателям. И они не смогут узнать о твоей компетенции – ты не оратор и не можешь раскрыть эту тему.

3. Ты – отлично владеешь навыками выступления перед публикой, ты – профессионал в своей, заявленной для выступления, теме, но в зале собралась не целевая аудитория, которую твои кролики не интересуют вообще. Как слушатели встретят твоё выступление? В лучшем случае – безучастно….

4. Следующий пример: ты – отличный оратор, ты – профессионал в выбранной теме и в зале сидит твоя целевая аудитория, которая ждёт – не дождётся, пока ты ей раскроешь свои секреты в разведении кроликов в перечисленных выше условиях. И только в этом примере совпадает всё, что необходимо, чтобы ты хорошо выступил и публика тебя отлично приняла. И только в этом примере — твой дом построения речи будет крепким и долговечным…

Итог: Ещё до того, как ты выберешь тему выступления, продумай эти 4 пункта.

— Степень твоей компетенции в выбранной теме. Помни слова Сократа: если у тебя в сердце нет того, что на языке, то тебе никто не поверит.
— Твой уровень профессионализма как оратора – только каждодневные тренировки превращают любителя в профессионала.

— Кто твоя целевая аудитория для заявленной темы.
— Насколько интересна твоя тема для целевой аудитории или чем ты можешь привлечь и удержать её внимание. Всегда работай в зоне интересов аудитории.

Секретный Рецепт Приготовления Речи

Каждая хозяйка знает, как испечь слоёный пирог: приготовить три слоя (можно больше) и перемазать их кремом или ещё чем-нибудь.
Точно такой же принцип приготовления твоей речи: печём три слоя (вступление, основная часть и заключение) и перемазываем их взбитым интересом, помадкой из внимания, добавляя цукаты юмора и изюм эмоциональной открытости.

Как видишь – слои разные. Рассмотрим рецепт приготовления каждого из них.

Слой №1. Вступление.

1. Вступление, как и заключение, желательно тщательно продумать до мельчайших деталей. От первого впечатления, которое ты произведёшь на публику, зависит, будет ли публика тебя внимательно слушать или продолжит заниматься другими своими делами. Вызвал ты в неё интерес и доверие или – нет.

2. Самое главное – завоевать внимание публики. Ты вышел перед аудиторией, не спрятался за трибуну, а стал так, что тебя все видят из зала и держишь паузу. При этом спокойно, но требовательно, смотришь в зал, постепенно осматривая всё пространство и всех сидящих людей. И только когда наступит ПОЛНАЯ тишина – ты улыбаешься аудитории, и проговариваешь свою первую фразу.

Подчёркиваю – не говори до тех пор, пока все не закроют рты, не перестанут шуршать и шептаться. Только тогда ты открываешь свой рот….

3. Придумай интригующее начало. Не стоит начинать с обыкновенных фраз: «Сегодня я Вам расскажу то-то и то-то». Лучше всего начать с вопроса к аудитории – это привлечёт её внимание. Лично я люблю провокационные вопросы:

«Скажите, как вам удалось покинуть уютное домашнее кресло у телевизора и прийти в этот зал слушать абсолютно неизвестного вам человека?! Что заставило вас это сделать?»

Я внимательно слушаю один — два ответа и плавно перехожу к комплименту: «Я восхищаюсь Вами: только такие целенаправленные люди и достигают успеха в любом начинании! Давайте поприветствуем друг друга громкими аплодисментами!»
Таким способом ты убил несколько зайцев:

— легко поймал лучики внимания аудитории;

— разговорил зал, а значит, установил контакт;
— сделал комплимент слушателям;
— показал, что ты умеешь руководить залом и мягко заставил выполнить твои требования (аплодировать).

4. Если ты боишься, что тебе никто не ответит – начни своё выступление с цитаты известного человека. Например: « Суворов говорил: тяжело в ученье – легко в бою! И поэтому объявляю наше сегодняшнее ученье открытым!»

Как вариант, можно начать рассказом из личного опыта, но лёгким и коротким.

5. Оговори временные рамки мероприятия. Если оно длинное и с разными выступающими ораторами – лучше раздать при входе расписание всех выступлений и время перерывов.

6. Обязательно проговори цель твоего выступления и что полезного из него получат слушатели. Другими словами – чем ты будешь их сегодня кормить и потчевать. Если у тебя несколько целей в рамках одной темы – скармливай их по очереди.
Обязательно раздели явные цели – ты их проговоришь публике, и скрытые цели – ты их проговоришь только себе. Пример скрытой цели: улучшить качество пауз во время выступления.

7. Помни, что только голодная публика может проглотить всё подряд, а требовательная захочет запить пищу компотом эмоций. Поэтому – приготовься к эмоциональному стриптизу – открывайся перед публикой, делись собой, своим отношением к ней и тому, о чём ты говоришь, кому ты говоришь и как ты говоришь. Делись своими эмоциями – они имеют намного большее влияние, чем слова!

Слой №2. Основная часть.

1. Главное – не переусердствуй с количеством тем, которые ты хочешь вывалить на головы слушателей. Пусть меньше, но, лучше, качественнее!

Ведь если ты печёшь настоящий слой пирога, ты же не бросаешь в него всё, что есть в доме: от мёда до красной икры. Ты делаешь слой с одним главным ингредиентом, например, орехами и 2-3 дополнительными (изюм, ваниль, цукаты). Так же и при выступлении – в основной части ты раскрываешь главную, ключевую мысль и несколько – дополнительных (2-3).

2. Не забудь вставить соответствующую теме, короткую историю. Этим ты добиваешься принятия изложенных в истории фактов теми, кто – не согласен с твоей точкой зрения.

3. Продумай, как лучше — в логическом порядке, расположить модули, которые раскрывают тему.

4. Используй схемы, картинки, графики и диаграммы, как техническое дополнение к своему выступлению. Подавай их через слайды на экран. Обязательно сделай надпись под каждым слайдом, но не зачитывай её вслух.

5. При переходе от одного модуля к другому, используй паузы, тем самым привлекая внимание зала. Научись соответствующим тоном подчёркивать самое важное предложение или мысль. Только – не слишком сурово, слушатель может испугаться….

6. Сделай себе карточку с тезисами и время от времени в неё подглядывай. Также – следи за временем. Регламент никто не отменял, да и ты сам в начале выступления его оговорил. Будь добр – придерживайся!

7. Именно в этой части выступления важно время от времени тормошить слушателя неожиданным высказыванием или смешным предложением – внимание через каждые 15 минут слабеет и твоё задание – опять его поймать.

8. Уверенность в себе – это твой взгляд в зал, твоя ровная осанка с чуть поднятыми и отведёнными назад плечами, твои свободные жесты и передвижение по сцене. Это размеренный темп речи и умение в любой момент переключить внимание слушателя на то, что в данный момент тебе необходимо показать или сказать.

9. Будь внимателен к залу. Будь приятен залу. Люби своих слушателей и дай им возможность это прочувствовать. Полюби вопросы – это значит, что тебя слышали, а не только слушали.

10. Не тяни кота за хвост! Если есть возможность чётко и кратко изложить свою мысль – сделай это! Люди устают от большого количества ненужных слов. Слушатели – это не мельница, на которую надо лить воду.

11. Время от времени обращайся к слушателям с вопросами:

— А Вы как считаете?
— Вы согласны со мной?
— Как меня слышно на задних рядах?
— У кого есть вопросы?
— Кто понял, подымите, пожалуйста, руки! — и первым подымаешь свою...
— У кого есть вопросы по теме?

Слой №3. Заключение.

1. Заключение играет такую же огромную роль в твоей речи, как и вступление. Раскрыв тему в основной части, ты в заключении подводишь итог того, что раскрыл в своей речи.

2. Ты перечисляешь по пунктам, чем полезным ты сегодня поделился со слушателями. Ещё раз проговариваешь, почему этот материал может быть им полезен и где они могут применить то, что узнали от тебя. Я считаю этот пункт очень важным!

3. Закончи своё выступление краткой историей или смешным предложением. Сделай комплимент аудитории за то, что она была во время твоего выступления внимательна и тепло тебя приняла.

4. Если есть возможность по теме выступления – сделай призыв к действию. Например, у меня по данной теме можно сделать следующий призыв:

Помните – ораторами не рождаются, ими – становятся! Практика, практика и ещё раз практика! Владеющий речью, владеет людьми! Желаю Вам как можно чаще выступать! Постоянно улучшайте свой навык привлечения и удержания внимания слушателей!

5. Постарайтесь не употреблять слов, что Вы на этом закончили своё выступление. Призыв к действию сам по себе об этом говорит. Бывают выступления, когда призыв не уместен – предложите слушателям просто поблагодарить друг друга аплодисментами.

А какой твой рецепт приготовления речи? Поделись своими фишками, как построить речь для выступления, а я и читатели будем тебе благодарны за открытость!

Если тебе понравилась статья и ты хочешь получать новые интересные и актуальные материалы в шутливом стиле о серьёзных вещах — предлагаю  заполнить форму подписки на обновление моего блога:

Сегодня в комментариях мне оставили ссылку на рассказ Ираклия Андроникова «Первый раз на эстраде», и поскольку там одна сплошная простыня, я не уверенна, что люди это творение дочитают до конца.
Поэтому я даю возможность почитать отрывок, где начальник описывает своё видение всего того, что произошло на сцене... Я читала — и рыдала!!! Вот этот кусок текста:

Если ты действительно ничего не помнишь, — позволь напомнить тебе некоторые эпизоды. В тот момент, когда инспектор подвел тебя к контрабасам, ты внезапно брыкнул его, а потом выбросил ножку вперед, как в балете, и кокетливо подбоченился. После этого потрепал контрабасиста по загривку — дескать: «Не бойсь, свой идет!»- и въехал локтем в физиономию виолончелиста. Желая показать, что получил известное воспитание, повернулся и крикнул: «Пардон!» И зацепился за скрипичный смычок. Тут произошел эпизод, который, как говорится, надо было «снять на кино».

Ты отнимал смычок, а скрипач не давал смычок. Но ты сумел его вырвать, показал залу, что ты, дескать, сильнее любого скрипача в оркестре, отдал смычок, но при этом стряхнул ноты с пюпитра. И по узенькой тропинке между виолончелей и скрипок, по которой нужно было пройти, прижав рукой полу пиджака, чтобы не зацепляться, ты пошел какой-то развязной, меленькой и гаденькой походочкой.

А когда добрался до дирижерского пульта, стал засучивать, штаны, словно лез в холодную воду. Наконец взгромоздился на подставку, тупо осмотрел зал, ухмыльнулся нахально и, покрутив головой, сказал: «Ну и ну!» После чего поворотился к залу спиной и стал переворачивать листы дирижерской партитуры так, что некоторые подумали, что ты продирижируешь симфонией, а Гаук скажет о ней заключительное слово.

Наконец, тебе подсказали из оркестра, что недурно было бы повернуться к залу лицом. Но ты не хотел поворачиваться, а препирался с оркестрантами и при этом чистил ботинки о штаны — правый ботинок о левую ногу — и при этом говорил оркестрантам: «Все это мое дело — не ваше, когда захочу, тогда и повернусь». Наконец, ты повернулся. Но... лучше бы ты не поворачивался! Здесь вид твой стал окончательно гнусен и вовсе отвратителен. Ты покраснел, двумя трудовыми движениями скинул капли со лба в первый ряд и, всплеснув своими коротенькими ручками, закричал: «О господи!»

И тут твоя левая нога стала выделывать какое-то непонятное движение. Ты стал ею трясти, вертеть, сучить, натирал сукно дирижерской подставки, подскакивал и плясал на самом краю этого крохотного пространства... Потом переменил ногу и откаблучил в обратном направлении, чем вызвал первую бурную реакцию зала. При этом ты корчился, пятился, скалился, кланялся... Публика вытягивала шеи, не в силах постигнуть, как тебе удалось удержаться на этой ограниченной территории. Но тут ты стал размахивать правой рукой.

Размахивал, размахивал и много в том преуспел! Через некоторое время публика с замиранием сердца следила за твоей рукой, как за полетом под куполом цирка. Наиболее слабонервные зажмуривались: казалось, что рука твоя оторвется и полетит в зал. Когда же ты вдоволь насладился страданиями толпы, то завел руку за спину и очень ловко поймал себя кистью правой руки за локоть левой и притом рванул ее с такой силой, что над притихшим залом послышался хруст костей, и можно было подумать, что очень старый медведь жрет очень старого и, следовательно, очень вонючего козла.

Наконец ты решил, что пришла пора и поговорить! Прежде всего ты стал кому-то лихо подмигивать в зал, намекая всем, что у тебя имеются с кем-то интимные отношения. Затем ты отворил рот и закричал: «Танеев родился от отца и матери!» Помолчал и прибавил: «Но это условно!» Потом сделал новое заявление: «Настоящими родителями Танеева являются Чайковский и Бетховен». Помолчал и добавил: «Это я говорю в переносном смысле». Потом, ты сказал: «Танеев родился в тысяча восемьсот пятьдесят шестом году, следовательно, не мог родиться ни в пятьдесят восьмом, ни и пятьдесят девятом, ни в шестидесятом. Ни в шестьдесят первом...» И так ты дошел до семьдесят четвертого года. Но ты ничего не сказал про пятьдесят седьмой год. И можно было подумать, что замечательный композитор рождался два года подряд и это был какой-то особый клинический случай...

Наконец ты сказал: «К сожалению, Сергея Ивановича сегодня нету среди нас. И он не состоит членом Союза композиторов». И ты сделал при этом какое-то непонятное движение рукой так, что все обернулись к входным дверям, полагая, что перетрусивший Танеев ходил и фойе выпить стакан ситро и уже возвращается. Никто не понял, что ты говоришь о покойном классике русской музыки. Но тут ты заговорил о его творчестве. «Танеев не кастрюли паял, — сказал ты, — а создавал творения. И вот его лучшее детище, которое вы сейчас услышите».

И ты несколько раз долбанул по лысине концертмейстера виолончелей, почтенного Илью Осиповича, так, что все и подумали, что это — любимое детище великого музыканта, впрочем, незаконное и посему носящее совершенно другую фамилию. Никто не понял, что ты говоришь о симфонии. Тогда ты решил уточнить и крикнул: «Сегодня мы играем Первую симфонию до-минор, це-моль! Первую, потому что у него были и другие, хотя Первую он написал сперва... Це-моль — это до-минор, а до-минор — це-моль. Это я говорю, чтобы перевести вам с латыни на латинский язык». Потом помолчал и крикнул: «Ах, что это, что это я болтаю? Как бы меня не выгнали!..» Тут публике стало дурно одновременно от радости и конфуза. При этом ты продолжал подскакивать.

Я хотел выбежать на эстраду и воскликнуть: «Играйте аллегро виваче из „Лебединого озера“ — „Испанский танец“...» Это единственно могло оправдать твои странные телодвижения и жесты. Хотел еще крикнуть: «Наш лектор родом с Кавказа! Он страдает тропической лихорадкой — у него начался припадок. Он бредит и не правомочен делать те заявления, которые делает от нашего имени». Но в этот момент ты кончил и не дал мне сделать тебе публичный отвод...

Почему ты ничего не сказал мне? Не предупредил, что у тебя вместо языка какой-то обрубок? Что ты не можешь ни говорить, ни ходить, ни думать? Оказалось, что у тебя в башке торичеллиева пустота. Как при этом ты можешь рассказывать? Непостижимо! Ты страшно меня подвел. Не хочу иметь с тобой никакого дела! Я возмущен тобой!..

А в это время играли первую часть симфонии, которую я страшно любил. Потом вдруг слышу — снова появилась первая тема; она уже предвещает финал. Вот в зале зааплодировали, в гостиную вошел Гаук, очень довольный... Я стал озираться, чтобы куда-нибудь спрятаться. И не успел.

Комнату наполнили музыканты, стали спрашивать: «Что с вами было?» Я хотел отвечать, но Соллертинский шепнул: — Никогда не потакай праздному любопытству. От этих лиц ничего не зависит. Второе: наука еще не объяснила, что было с тобой. И в-третьих: мы еще не придумали, как сделать, чтобы тебя уволили по собственному желанию. Что было потом, помню неясно.

Знаю только, что возле меня сидит человек, которого до этого я видел, наверное, не больше двух раз, — известный ныне искусствовед Исаак Давидович Гликман, коего числю с тех пор среди своих лучших друзей. Он похлопывает меня по плечу, говорит, что не я один, но и филармония виновата. Надо было прослушать сперва, а не так выпускать человека. И он подмигивал Соллертинскому. И Соллертинский уже смеялся и, желая утешить меня, говорил:

— Не надо так расстраиваться. Конечно, теоретически можно допустить, что бывает и хуже. Но ты должен гордиться тем, что покуда гаже ничего еще не бывало. Зал, в котором концертировали Михаил Глинка и Петр Чайковский, Гектор Берлиоз и Франц Лист, — этот зал не помнит подобного представления. Мне жаль не тебя. Жаль Госцирк — их лучшая программа прошла у нас. Мы уже отправили им телеграмму с выражением нашего соболезнования. Кроме того, я жалею директора. Он до сих пор сидит в зале. Он не может войти сюда: он за себя не ручается. Поэтому очистим помещение, поедем ко мне и разопьем бутылочку кахетинского, которую я припас на случай твоего триумфа. Если б я знал, что сегодня произойдет событие историческое, я бы заготовил цистерну горячительного напитка. Но, прости, у меня не хватило воображения!..

Как правильно строить свою речь – 5 советов, как научиться красиво говорить
С уважением, Галина Нагорная.

<<<все статьи здесь>>>

Похожие статьи:

Генеральная Подготовка к Выступлению. 12 Секретов, Как Взять Под Контроль Страх Публичных Выступлений

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

myrassilka.ru

9 советов, как сделать свою речь более грамотной

Любое общение между людьми всегда основывается на словах. По тому, что и как вы говорите, о вас складывают впечатление окружающие: друзья, руководители, коллеги и даже продавец в продуктовом магазине.

Автор Редакция На чтение 4 мин. Просмотров 366 Опубликовано

Поэтому грамотная речь и умение контролировать ее – важнейший навык любого современного человека. В одной из прошлых статей я рассказывал про умение слушать и слышать, а сегодня приведу несколько простых советов о том, как сделать свою речь более грамотной.

1. Избавьтесь от слов-паразитов

“Ну это самое”, “как бы”, “типа”, “ну…”,  – от таких бессмысленных речевых оборотов нужно обязательно избавляться. Это пустые, сорные слова, которые не несут никакой полезной смысловой нагрузки. У человека могут быть проблемы с дикцией, и окружающие отнесутся с пониманием. Если же ваши фразы изобилуют вышеуказанными “словами-паразитами”, то с вами вряд ли захотят общаться еще раз. Постарайтесь выражаться грамотно и по делу.

2. Перестаньте материться

Нет, конечно же если ваши основные собеседники – это уличная гопота, то без мастерского жонглирования матерными словами не обойтись. Но при общении с нормальными людьми мат – это показатель низкого культурного уровня. Мало кому понравится общаться с человеком, который не может выразить свои эмоции грамотным русским языком.

3. Грубые жаргонизмы – ваш враг

Жаргонизмы и грамотная речь – это два почти несовместимых понятия. Почти – потому что жаргон бывает разный. Конечно, два системных администратора намного быстрее поймут друг друга, если будут использовать в своей речи “свитч”, а не “сетевой коммутатор”, но в остальных случаях вещи лучше называть своими именами. Особенно сильно раздражает полу-уголовный и “падонкаффский” сленг – это неприятно и неинтересно. Избавьте свою речь от этих вредных оборотов. Скажите как есть: “мы быстро добрались, т.к. нам повезло –  на светофорах горел зеленый сигнал”, вместо “епта, мы ща ваще прочухали досюда по зелененькой”.

4. Краткость – сестра таланта

Если вы можете выразить суть вашей мысли в двух предложениях, то совершенно незачем “растекаться ею по древу”. Грамотная речь предполагает умение изъясняться кратко и по делу. Но будьте аккуратны, когда ситуация требует детального уточнения, лучше потратить несколько минут на дополнительные объяснения, чем оказаться непонятым. Изучите также правила культурного общения.

5. Варьируйте свою речь в зависимости от ситуации

Вашему начальнику вряд ли понравится. если его будут очно называть “Витек”, да и друг, на обращение “Вячеслав Леонидович…”, услышанное от вас, в лучшем случае покрутит пальцем у виска. Научитесь говорить с собеседником на “одном языке”, и общение будет более продуктивным.

6. Перестаньте постоянно извиняться

У многих людей есть привычка строить свои фразы заранее извиняющимся тоном. Им кажется, что так они быстрее вызовут расположение к себе. Это не верно. Уверенная, прямолинейная (в умеренных, конечно, пределах) речь подействует на собеседника намного лучше, чем “Мне не очень удобно просить, но, может быть вы согласитесь…” и т.п. Будьте увереннее и напористей.

7. Следите за отдачей

Если ваша речь вызывает у собеседника явное отторжение, может стоит подумать, почему? Попытайтесь понять, что ему не нравится в говоре? То, как вы строите фразы. Или, может быть, тон голоса, или скорость речи, или слова-паразиты. Думайте, анализируйте свою речь, меняйте ее – это не так сложно. Нужно только захотеть.

8. Пополняйте свой словарный запас

Читайте больше литературы (“дамские детективы” и бесплатные анекдоты” не в счет) и старайтесь выявлять какие-либо интересные речевые обороты или фразы, запоминайте их. Возьмите также за правило хотя бы пару раз в неделю открывать орфографический словарь и находить там неизвестные вам или мало используемые слова. Но будьте аккуратны с этим советом – используйте новые фразы только в необходимом контексте. Когда человек на вопрос “что ты делаешь сегодня вечером?”, отвечает: “Занимаюсь сиестой”, – это выглядит как минимум глупо (для тех, кто не в курсе, сиеста – это послеобеденный отдых”).

9. Изучайте специализированную литературу

Если же вы хотите не просто повысить грамотность своей речи, а стать по-настоящему искусным оратором, то без хорошей, специализированной литературы не обойтись. Какой? Лично мне в этом плане очень нравятся материалы Радислава Гандапаса – без лишний воды и действительно по делу. Также могу порекомендовать книгу “Секреты стилистики” от авторов И.Голуб и Д.Розенталя.

www.cluber.com.ua