Киргизский головной убор – как правильно носить традиционный головной убор

Национальная киргизская одежда: Женский традиционный костюм » FOTO.KG

Колпак — этот старинный киргизский головной убор до сих пор очень популярен в республике.
В XIX веке производство колпаков было женским делом, а продавали их мужчины. Для изготовления колпака заказчик сдавал целое руно молодого ягнёнка и руно брали в качестве оплаты.
Колпаки шили из четырёх клиньев, расширяющихся книзу. По бокам клинья не сшивали, что позволяет поднимать или опускать поля, защищая глаза от яркого солнца. Верх украшали кисточкой. Киргизские колпаки были разнообразны в покрое. Колпаки знати были с высокой тульей, поля колпака подшивали чёрным бархатом. Бедные киргизы свои головные уборы оторачивали сатином, а детские колпаки украшали красным бархатом или красной материей.
Разновидность колпака — ай колпай — была без разрезных полей. Войлочный колпак носят и другие народы Средней Азии. Появление его в Средней Азии относится к XIII веку.

Малахай — особый вид головного убора, отличительная особенность которого — длинный, спускающийся на спину назатыльник, соединённый с удлинёнными наушниками. Его изготовляли из меха лисы, реже из меха молодого барана или оленя, а верх покрывали тканью. Малахаем называли также широкий кафтан без пояса.

Тебетей — распространённый зимний головной убор, непременная часть мужского киргизского национального костюма. Он имеет плоскую четырёхклинную тулью и шьют его, как правило, из бархата или сукна, отделывают чаще всего лисьим мехом или куницей, а в районах Тянь-Шаня — мехом чёрного барашка.
Кызыл тебетей — красная шапка. Её надевали на голову при возведении на ханство.
В прошлом существовал обычай: если гонца посылал важный начальник, то его "визитной карточкой" был предъявленный гонцом тебетей этого начальника.

Чапан — мужская и женская длинная одежда типа халата. Без чапана выходить из дома считалось неприличным. Шьют чапан на вате или на верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой. В старину подкладку делали из маты — дешёвой белой или набивной хлопчатобумажной ткани. Сверху чапан покрывали бархатом, сукном, вельветом. В настоящее время чапаны носят лишь пожилые люди. Существует несколько вариантов этой одежды, вызванных этническими различиями: найгут чапан — широкий туникообразный халат, рукава с ластовицей, вшитые под прямым углом; каптама чапан — покрой свободный, рукава вшивные с округлой проймой и чапан прямой узкий, с боковыми разрезами. Подол и рукава обычно обшиваются шнуром.

Кементай — широкий войлочный халат. Этот одежда главным образом скотоводов: она защищает от холода и дождя. В прошлом белый богато отделанный кементай носили зажиточные киргизы.

Белдемчи — часть женского киргизского национального костюма в виде распашной юбки на широком поясе. Такие юбки издревле носили во многих азиатских странах. Одежда в виде распашной юбки известна также на Украине, в Молдавии и в Прибалтике.
В Киргизии женщины начинали носить белдемчи поверх платья или халата после рождения первого ребёнка. В условиях кочевой жизни такая одежда не стесняла движений и защищала от холода.

Известно несколько видов белдемчи: распашная юбка — сильно сосборенная, сшитая из трёх-четырёх скошенных кусков чёрного бархата. Её края сходились спереди. Юбку украшали шелковой вышивкой.
Другой вид — юбка без сборок из цветного бархата или из ярких полушёлковых тканей. Спереди полы юбки не сходились на 15 сантиметров. Края обшивали полосками меха выдры, куницы, мерлушки. Встречались юбки, сделанные из овчины.

Элечек — женский головной убор в виде тюрбана. В полном виде он состоит из трёх частей: на голову надевалась шапочка с накосником, поверх неё небольшой прямоугольный кусок ткани, закрывающий шею и сшитый под подбородком; поверх всего — чалма из белой материи.

У разных родоплеменных групп Киргизии женская чалма имела различные формы — от простой накрутки до сложных сооружений, слегка напоминающих русскую рогатую кику.

В Киргизии чалма получила большое распространение.
Её называли калёк, но у южных и северных киргизов — элечек. Это же название бытовало и у некоторых групп казахов. В первый раз элечек надевали молодой, отправляя в дом мужа, тем самым подчёркивая переход её в другую возрастную группу. В свадебном пожелании молодухе говорилось: "Пусть твой белый элечек не спадает с твоей головы". Это было пожелание долгого семейного счастья.
Элечек носили зимой и летом, без него не было принято выходить из юрты даже за водой.

www.foto.kg

#Кыргызский национальный головной убор Элечек!

#Кыргызский национальный головной убор Элечек!

Элечек — женский головной убор в виде тюрбана. В полном виде он состоит из трёх частей: на голову надевалась шапочка с накосником, поверх неё небольшой прямоугольный кусок ткани, закрывающий шею и сшитый под подбородком; поверх всего — чалма из белой материи. У разных родоплеменных групп Кыргызии женская чалма имела различные формы — от простой накрутки до сложных сооружений, слегка напоминающих русскую рогатую кику. В Кыргызии чалма получила большое распространение.

Её называли калёк, но у южных и северных киргизов — элечек. Это же название бытовало и у некоторых групп казахов. В первый раз элечек надевали молодой, отправляя в дом мужа, тем самым подчёркивая переход её в другую возрастную группу. В свадебном пожелании молодухе говорилось: "Пусть твой белый элечек не спадает с твоей головы". Это было пожелание долгого семейного счастья.
Элечек носили зимой и летом, без него не было принято выходить из юрты даже за водой.

В северной Кыргызии головной убор женщины состоял из небольшой, облегающей голову шапочки с полосой, спускавшейся на спину, и повязанного поверх нее тюрбана. На тюрбан шла тонкая белая ткань или кисея. В зависимости от формы тюрбана, а также украшений шапочки различались четыре типа женского головного убора.

Иссык-кульские, чуйские и тянь-шаньские кыргызки ткань для тюрбана наматывали спиралью, образуя идущие кверху от головы ровные выступы; сам тюрбан имел цилиндрическою форму, конец его заворачивали на левую сторону.

В долине Таласа и в районах северной части современной Ошской области, которые были населены родоплеменными группами саруу, кытай, кутчу, джетиген и багыш, носили тюрбан круглой или овальной формы; он был очень широким в верхней части (без отворота) и имел сравнительно небольшой налобный выступ.

В восточных районах современной Ошской области, а также у кыргызок из племен мундуз и басыз тюрбан имел большие размеры и сильно нависающий над лбом выступ. Шапочку, имевшую шлемовидную форму, искусно расшивали цветным шелком очень тонким швом; вышивали части, прилегающие ко лбу и щекам, и полосу, спускающуюся на спину. К шапочке прикрепляли очень длинные, спускавшиеся на грудь подвески из снизок кораллов, скрепленных серебряными пластинками.

В юго-западных районах Ошской области, где жили группы под названием ичкилик, тюрбан имел более округлую форму и был довольно высоким, шапочка же была аналогична предыдущей. Иногда на тюрбан накидывали нарядный платок, угол которого, спадавший на спину, украшали вышивкой и бахромой.

Тюрбан украшали по-разному: вышитыми полосками, перекрещивающимися спереди, шелковой тесьмой, серебряными украшениями, кораллами, монетами, жемчугом.

В Прииссыккулье, в Чуйской долине элечек уже очень редко можно встретить на старухе или пожилой женщине, на Тянь-Шане он встречается несколько чаще. В Таласской же долине старинный головной убор — илеки распространен значительно шире, его можно увидеть и на женщинах среднего возраста. К югу этот головной убор встречается реже, а в южной части Ошской области он совершенно вышел из употребления. У кыргызов, живущих в Джиргаталъском районе Таджикистана, старинный головной убор сохранился только как свадебный наряд.

Не будь жадным, не скрывай знания, поделись с друзьями!

tuz.kz

10 национальных головных уборов - Symeon Metafrast (Logofet) — ЖЖ

Ковбойская шляпа, США

Сегодня это в первую очередь символ, отличительный знак, способный многое сказать о человеке. Ковбой Мальборо, Крокодил Данди, молодой Клинт Иствуд — обладатели широкополых американских шляп немногословны, прямолинейны и сказочно круты. Американцы называют ее шляпой Стетсона — по имени человека, который в конце XIX века организовал соответствующее фабричное производство. Делают ее обычно из фетра или кожи, иногда из соломы. Увидеть настоящих ковбоев в таких головных уборах можно на юго-западе США. Исполнители музыки кантри в Америке тоже одевают эти шляпы. Однако в больших городах к ним относятся иронично, как ко всему провинциальному.

Шеш, Тунис

Кусок хлопчатобумажной ткани длиной до 12 метров, обмотанный вокруг головы, — атрибут кочевников-туарегов. Они не имеют практически никакого имущества, за исключением необходимых для выживания в пустыне вещей, поэтому их головной убор — вещь многофункциональная. Днем шеш служит защитой от солнца и песчаных бурь, ночью — постелью, а после смерти владельца становится его саваном.

Канотье, Италия

Небольшая соломенная шляпа с узкими полями стала непременным атрибутом гондольеров. Венецианские гребцы, как правило, украшают свой головной убор красными или черными лентами. Само название «канотье» с французского языка переводится как «гребец». В XIX веке мужчины во Франции надевали такие шляпы на лодочную прогулку. А в начале XX века они стали популярны среди женщин — эту моду ввела Коко Шанель. Точно не известно, когда именно канотье вошло в обмундирование гондольеров, но сегодня оно такой же неотъемлемый символ города, как и гондолы. Кстати, канотье можно привезти из Венеции в качестве сувенира — в простеньком варианте оно стоит всего пять евро.

Вязаная шапка, Перу

Шапки, стилизованные под перуанские, появились в Европе несколько лет назад. Сегодня за 10–15 евро их можно купить здесь практически в любом магазине головных уборов. Однако по дизайну они ни в какое сравнение не идут с пестрой и даже кричащей расцветкой вязаных колпаков, которые носят настоящие индейцы Перу. Ярко-розовый, красный, зеленый, желтый, синий, черный — каких только красок не намешано в каждой шапке! Самое удивительное, что на фоне буйства местной природы смотрится это вполне гармонично. Большой плюс индейских головных уборов — натуральность. Вяжут их из альпаки, мягкой и хорошо сохраняющей тепло.

Куфия, ОАЭ

Арабский мужской головной убор у нас прозвали арафаткой благодаря палестинскому лидеру Ясиру Арафату, в конце 80-х годов примелькавшемуся на экранах. Черно-белый платок был его непременным атрибутом. На самом деле для каждого региона характерна своя расцветка куфии. В странах Персидского залива и на востоке Ирака традиционной считается белая, в Сирии, Палестине и Ливане — черно-белая, в Иордании, Египте и других странах красно-белая. Кроме того, в разных государствах, даже если там распространены арафатки одинакового цвета, рисунок и способ их повязывания различаются. Именно поэтому по куфии мусульмане безошибочно определяют происхождение человека, который ее носит.

Шляпа-котелок, Боливия

Котелки — традиционный головной убор чолит — боливийских индианок. Они до сих пор щеголяют в таких шляпах по улицам. Чолиты, пожалуй, самые любопытные в плане внешнего вида жители Боливии. Многослойные пышные юбки чуть длиннее колена, неизменные черные косы, шляпы-котелки, вместо сумки нечто вроде цветастой простыни за спиной — в общем, красота неописуемая!

Колпак, Киргизия

Старинный киргизский головной убор из войлока до сих пор очень популярен в республике. Традиционно он состоит из четырех клиньев, которые сшивают друг с другом, оставляя по бокам небольшие разрезы, благодаря чему у готового колпака можно поднимать или опускать поля. Сверху его обычно украшают кисточкой, а снизу оторачивают тканью. В таком колпаке не бывает ни холодно, ни жарко — он обеспечивает постоянную комфортную температуру и именно поэтому сейчас популярен среди любителей сауны.

Сомбреро, Мексика

В переводе с испанского слово «сомбреро» значит просто «шляпа». Сделанная из соломы, с огромными полями, она была призвана обеспечивать как можно более широкую тень, что очень важно под палящим мексиканским солнца. К сожалению, сейчас встретить на улицах здешних городов человека в сомбреро практически невозможно. Их чаще носят члены фольклорных музыкальных коллективов для создания сценического образа.

Тэм-о-шентер (тэмми), Шотландия

Объемный шерстяной берет с помпоном или пером шотландцы носят, слегка сдвинув на бок. Сейчас в основном встречаются клетчатые тэмми, сочетающиеся с килтом, однако традиционный цвет этого головного убора — темно-синий, неслучайно в старину его называли «блюбоннет». Современное имя тэм-о-шентер получил в честь главного героя известного стихотворения английского поэта Роберта Бернса, повествующего о приключениях подвыпившего шотландца, разумеется, носившего именно такой берет.

Тростниковая шляпа-конус, Вьетнам

Этот универсальный головной убор защищает от солнца и дождя. Благодаря форме шляпы и натуральному материалу, из которого она изготовлена, в ней не бывает жарко, широкие поля укрывают от обжигающих лучей не только лицо, но и плечи. В то же время тростник не промокает даже под тропическими ливнями, которые во Вьетнаме не редкость, — капли стекают по конусу, как по зонту. Такая шляпа незаменима для людей, которые много времени проводят на улице, именно поэтому она прочно укоренилась в обиходе вьетнамских крестьян и торговцев.

limonada-net.livejournal.com

Головной убор по Киргизский - Русский-Киргизский Словарь

ru Если крещеная сестра проводит такое изучение в присутствии крещеного брата, она должна надеть головной убор».

jw2019ky Андыктан изилдөөнү эже-карындаш менен барган чөмүлгөн ага-ини эмес, чөмүлгөн эже-карындаш алып бара турган болсо, ал башына бир нерсе кийип же салынып алышы зарыл».

ru 18 На головах у них должны быть льняные головные уборы+, а на бёдрах — льняные штаны+.

jw2019ky 18 Зыгырдан баш кийим+, зыгырдан чолок шым кийсин+.

ru 10 На седьмой день, когда сердце царя развеселилось от вина+, он велел Мегума́ну, Би́зфе, Харбо́не+, Би́гфе, Ава́гфе, Зефа́ру и Карка́су — семи придворным, служившим+ перед лицом царя Ахашверо́ша,— 11 привести царицу Вашти́ в царском головном уборе, чтобы показать народам и князьям её красоту, ведь она была очень красива+.

jw2019ky 10 Жетинчи күнү Акашберош падыша шарап ичип+, көңүлү көтөрүлгөндө өзүнө кызмат кылган жети ак сарай кызматчысына+: Мехуман, Биста, Харбон+, Бикта, Абахта, Зетар жана Каркастарга 11 Башти канышанын сулуулугун төрөлөр менен элге көрсөтүш үчүн башына таажысын кийгизип алып келүүнү буйрук кылды. Анткени каныша абдан сулуу эле+.

ru 23 Ваши головные уборы останутся у вас на головах, а ваши сандалии — на ваших ногах.

jw2019ky 23 Баш кийимиңер башыңарда, сандалыңар бутуңарда болот.

ru Когда она будет проводить занятия с классом, она должна надевать головной убор (1 Кор.

jw2019ky Сабак берип атканда ал баш кийим кийүүгө тийиш (1 Кор.

ru 40 И для сыновей Ааро́на тоже сделай длинные рубашки+, пояса и головные уборы+ для славы и красоты+.

jw2019ky 40 Арундун уулдарына да даңк үчүн, кооздук үчүн+ узун көйнөк+, кур, баш кийим току+.

ru Повяжи головной убор+ и обуй ноги в сандалии+.

jw2019ky Баш кийимиңди орон+, сандалыңды бутуңа кий+.

ru Также это сравнение показывает, насколько напрасно было то, что египетские фараоны носили головной убор с изображением священной змеи, чтобы снискать покровительство богини-змеи Уаджет.

jw2019ky Бул салыштыруу Мисир фараонунун, Уажет аттуу жылан-кудайдын колдоосуна ээ болуш үчүн, ыйык жыландын бейнеси делген башкийимин кийүүнүн пайдасыз экенин да көрсөтөт.

ru Он возложил ей на голову царский головной убор и сделал ее царицей вместо Вашти» (Эсфирь 2:17).

jw2019ky Ал аны башка кыздарга караганда көбүрөөк жакшы көрүп, ага көбүрөөк мээримдүүлүк көрсөттү.

ru 13 Затем Моисей привёл сыновей Ааро́на+, надел на них длинные рубашки, опоясал их поясами+ и надел на них головные уборы+, как Иегова повелел Моисею.

jw2019ky 13 Андан соң Арундун уулдарын алып келип+, аларга узун көйнөктөрдү кийгизди да, белдерин кур менен курчап+, баштарына баш кийим+ кийгизди. Муса баарын Жахаба ага буйругандай кылды.

ru Учитывая это, ей, может быть, лучше оставаться в головном уборе на протяжении всей встречи.

jw2019ky Муну эске алганда, анын жыйналыштын башынан аягына чейин баш кийимчен болгону ыңгайлуу болоттур.

ru Ведь он одел меня в одежду спасения+, облёк меня в одеяние праведности+, как жениха, который, подобно священнику, надевает на себя головной убор+, и как невесту, которая надевает на себя украшения+.

jw2019ky Анткени ал мага куткарылуу кийимин+, адилдик чапанын кийгизди+, мени дин кызматчыга окшоп баш кийимин кийген+ күйөөдөй, жасалгаларын тагынган колуктудай жасантты+.

ru 21 Тогда их связали — в верхней и нижней одежде, головных уборах и другой одежде — и бросили в печь, раскалённую огнём.

jw2019ky 21 Аларды байлап, алоолонуп күйүп жаткан мешке үстүндөгү сырт кийими, ич кийими, баш кийими жана башка кийимдери менен ыргытышты.

ru 27 Они сделали для Ааро́на и его сыновей длинные рубашки из лучшего льна+ (это работа ткача, работающего на ткацком станке), 28 а также тюрбан+ из лучшего льна и нарядные головные уборы+ из лучшего льна, льняные штаны+ из лучшей кручёной льняной нити 29 и пояс+ из лучшей кручёной льняной нити, синей нити, пурпурной шерсти и ярко-красной пряжи (это работа ткача), как Иегова повелел Моисею.

jw2019ky 27 Анан жогорку сапаттагы зыгыр буласынан Арун менен анын уулдары үчүн узун көйнөктөрдү+, 28 ошондой эле жогорку сапаттагы зыгыр буласынан чалма+ менен кооз баш кийимдерди+, чыйратылган жогорку сапаттагы зыгыр буласынан чолок шымдарды+, 29 көк жиптен, кызгылт көк, ачык кызыл түстөгү жүндөн жана чыйратылган жогорку сапаттагы зыгыр буласынан кур токушту+. Баарын Жахаба Мусага буйругандай кылышты.

ru.glosbe.com

10 национальных головных уборов

Ковбойская шляпа, США

Сегодня это в первую очередь символ, отличительный знак, способный многое сказать о человеке. Ковбой Мальборо, Крокодил Данди, молодой Клинт Иствуд — обладатели широкополых американских шляп немногословны, прямолинейны и сказочно круты. Американцы называют ее шляпой Стетсона — по имени человека, который в конце XIX века организовал соответствующее фабричное производство. Делают ее обычно из фетра или кожи, иногда из соломы. Увидеть настоящих ковбоев в таких головных уборах можно на юго-западе США. Исполнители музыки кантри в Америке тоже одевают эти шляпы. Однако в больших городах к ним относятся иронично, как ко всему провинциальному.

Шеш, Тунис

Кусок хлопчатобумажной ткани длиной до 12 метров, обмотанный вокруг головы, — атрибут кочевников-туарегов. Они не имеют практически никакого имущества, за исключением необходимых для выживания в пустыне вещей, поэтому их головной убор — вещь многофункциональная. Днем шеш служит защитой от солнца и песчаных бурь, ночью — постелью, а после смерти владельца становится его саваном.

Канотье, Италия

Небольшая соломенная шляпа с узкими полями стала непременным атрибутом гондольеров. Венецианские гребцы, как правило, украшают свой головной убор красными или черными лентами. Само название «канотье» с французского языка переводится как «гребец». В XIX веке мужчины во Франции надевали такие шляпы на лодочную прогулку. А в начале XX века они стали популярны среди женщин — эту моду ввела Коко Шанель. Точно не известно, когда именно канотье вошло в обмундирование гондольеров, но сегодня оно такой же неотъемлемый символ города, как и гондолы. Кстати, канотье можно привезти из Венеции в качестве сувенира — в простеньком варианте оно стоит всего пять евро.

Вязаная шапка, Перу

Шапки, стилизованные под перуанские, появились в Европе несколько лет назад. Сегодня за 10–15 евро их можно купить здесь практически в любом магазине головных уборов. Однако по дизайну они ни в какое сравнение не идут с пестрой и даже кричащей расцветкой вязаных колпаков, которые носят настоящие индейцы Перу. Ярко-розовый, красный, зеленый, желтый, синий, черный — каких только красок не намешано в каждой шапке! Самое удивительное, что на фоне буйства местной природы смотрится это вполне гармонично. Большой плюс индейских головных уборов — натуральность. Вяжут их из альпаки, мягкой и хорошо сохраняющей тепло.

Куфия, ОАЭ

Арабский мужской головной убор у нас прозвали арафаткой благодаря палестинскому лидеру Ясиру Арафату, в конце 80-х годов примелькавшемуся на экранах. Черно-белый платок был его непременным атрибутом. На самом деле для каждого региона характерна своя расцветка куфии. В странах Персидского залива и на востоке Ирака традиционной считается белая, в Сирии, Палестине и Ливане — черно-белая, в Иордании, Египте и других странах красно-белая. Кроме того, в разных государствах, даже если там распространены арафатки одинакового цвета, рисунок и способ их повязывания различаются. Именно поэтому по куфии мусульмане безошибочно определяют происхождение человека, который ее носит.

Шляпа-котелок, Боливия

Котелки — традиционный головной убор чолит — боливийских индианок. Они до сих пор щеголяют в таких шляпах по улицам. Чолиты, пожалуй, самые любопытные в плане внешнего вида жители Боливии. Многослойные пышные юбки чуть длиннее колена, неизменные черные косы, шляпы-котелки, вместо сумки нечто вроде цветастой простыни за спиной — в общем, красота неописуемая!

Колпак, Киргизия

Старинный киргизский головной убор из войлока до сих пор очень популярен в республике. Традиционно он состоит из четырех клиньев, которые сшивают друг с другом, оставляя по бокам небольшие разрезы, благодаря чему у готового колпака можно поднимать или опускать поля. Сверху его обычно украшают кисточкой, а снизу оторачивают тканью. В таком колпаке не бывает ни холодно, ни жарко — он обеспечивает постоянную комфортную температуру и именно поэтому сейчас популярен среди любителей сауны.

Сомбреро, Мексика

В переводе с испанского слово «сомбреро» значит просто «шляпа». Сделанная из соломы, с огромными полями, она была призвана обеспечивать как можно более широкую тень, что очень важно под палящим мексиканским солнца. К сожалению, сейчас встретить на улицах здешних городов человека в сомбреро практически невозможно. Их чаще носят члены фольклорных музыкальных коллективов для создания сценического образа.

Тэм-о-шентер (тэмми), Шотландия

Объемный шерстяной берет с помпоном или пером шотландцы носят, слегка сдвинув на бок. Сейчас в основном встречаются клетчатые тэмми, сочетающиеся с килтом, однако традиционный цвет этого головного убора — темно-синий, неслучайно в старину его называли «блюбоннет». Современное имя тэм-о-шентер получил в честь главного героя известного стихотворения английского поэта Роберта Бернса, повествующего о приключениях подвыпившего шотландца, разумеется, носившего именно такой берет.

Тростниковая шляпа-конус, Вьетнам

Этот универсальный головной убор защищает от солнца и дождя. Благодаря форме шляпы и натуральному материалу, из которого она изготовлена, в ней не бывает жарко, широкие поля укрывают от обжигающих лучей не только лицо, но и плечи. В то же время тростник не промокает даже под тропическими ливнями, которые во Вьетнаме не редкость, — капли стекают по конусу, как по зонту. Такая шляпа незаменима для людей, которые много времени проводят на улице, именно поэтому она прочно укоренилась в обиходе вьетнамских крестьян и торговцев.

журнал Туризм и Отдых № 47

relax.wild-mistress.ru