Первые фразы – . .

первые слова и фразы малыша


На втором году жизни происходит бурное речевое развитие ребенка. Адекватные реакции на словесные сигналы возникают у малыша к 10-12 месяцам. В возрасте 9-18 месяцев он произносит первые слова. К 2 годам карапуз уже умеет составлять простые фразы из двух слов. Подобно взрослым, осваивающим иностранный язык, годовалые крохи гораздо больше понимают, чем могут словесно выразить. Мама и папа должны помогать своему чаду в освоении речи. Это важно и для общего развития малыша, и для налаживания взаимопонимания между ним и близкими людьми.

Развитие речи у детей: первые слова

Развитие речи у детей: первые слова


Если до года деятельность малыша сводилась к эмоциональному общению с мамой, то после года в его жизни наступает новый период: активное передвижение в пространстве, манипуляции с предметами, приобретение некоторой степени автономии. В предметной деятельности возникает смысловое обозначение вещей и действий. Интересно, что одни малыши предпочитают слова, обозначающие людей и предметы — существительные, другим больше нравятся глаголы — описание действий: дай, уйди, хочу.


В 1-2 года дети любят указывать пальчиком на какой-либо предмет со звуком «ы?». Считается, что это незавершенное хватательное движение: кроха протягивает ручку, стремясь схватить удаленный объект. Родители обычно интерпретируют этот жест, как вопрос «что это?» и принимаются объяснять, как предмет называется и для чего он нужен. И это правильное поведение. Видя указующий жест, нельзя одергивать малыша. Нужно воспринимать это как приглашение к разговору: чем чаще родитель будет рассказывать своему ребенку про всё, что он видит вокруг, тем быстрее пополниться его пока еще пассивный словарный запас.


Комментарии по поводу заинтересовавших ребенка предметов рекомендуется подкреплять тактильными ощущениями. Пусть ребенок прикоснется к дереву или цветку, с которыми его только что «познакомили». У него лучше отложиться в памяти название часиков, расчески или чашки, если он подержит их в руках. С ребенком нужно не стесняться все время разговаривать не только дома, но и на улице. Необходимо не просто называть предметы, а объединять их с прилагательными и глаголами: «красное вкусное яблоко», «папа пьет молоко», «возьми желтую шапочку», «у девочки красивое синее платье». Обсуждать можно как реальные вещи, так и их изображения на картинках — годовалый малыш уже в состоянии соотнести образ с предметом.


В начале второго года развития детям свойственно связывать слово с конкретным объектом: если говориться «кукла», то имеется в виду только эта кукла, а не какая-нибудь другая. Но к концу второго года жизни малыши постепенно приучаются обобщать, то есть обозначать одним словом группу схожих предметов: кукла — это уже не только эта кукла, но и любая другая. Способность к обобщению формируется быстрее, если ребенку не просто показывают предметы, а учат действовать этими предметами и одновременно проговаривают, какие действия выполняются: «Миша надевает шапку», «Дима гладит кошку», «Ирочка ест кашу». К ребенку нужно чаще обращаться с просьбами: «принеси книгу», «дай мне книгу», «найди картинку в книге», «положи машинку на стол», «возьми куклу» и т. д.

Речевое развитие ребенка: первые фразы и развитие мелкой моторики

Речевое развитие ребенка: первые фразы и развитие мелкой моторики


Первые полноценные фразы могут прозвучать уже в полтора года. Обычно это повелительные или вопросительные предложения: «мама, пить!», «папа, дай!», «киса где?», «мама, иди». К двум годам малыш начинает склонять существительные по падежам. После произнесения первых предложений речевое развитие ребенка протекает очень интенсивно: с каждым днем фраз становится все больше. Здесь важно показать ребенку, что его речь понятна. Если малыш плохо выговорил слова, их нужно сразу же «перевести»: повторить за ним, произнося правильно.


Усвоить множество новых слов помогают сюжетные игры. Игрушки могут выполнять разнообразные действия: ходить, гулять, прыгать, спать, есть. Руководя куклой (зверюшкой, машинкой) или наблюдая, как это делает ребенок, нужно обязательно комментировать: «зайка поел», «кукла Настя одевается», «машинка едет». Разыгрывая сценки с игрушками, можно петь песенки, читать стишки и потешки. Стишками-приговорками (потешками) рекомендуется сопровождать любой режимный процесс: умывание, одевание, купание и т. д. Например, когда ребенок кушает, можно приговаривать так:

  • Это — ложка,
  • Это — чашка.
  • В чашке — гречневая кашка.
  • Ложка в чашке побывала —
  • Кашки гречневой не стало!


Полноценному речевому развитию ребенка способствует выполнение упражнений, в которых отрабатываются мелкие движения рук. Давно замечено, что развитие мелкой моторики ускоряет освоение речевых навыков. Чтобы детские пальчики стали ловкими, можно использовать такие игры:

  • Взять несколько небольших пластиковых банок, внутрь положить игрушки и закрыть крышки. Ребенок должен отвинтить крышки и достать игрушки.
  • Научить малыша цеплять яркие прищепки на край банки или коробки, а потом забрасывать прищепки в эту же банку.
  • Прятать маленькие игрушки в емкостях с крупами или горохом, а затем разыскивать их там на ощупь.


Для развития мелкой моторики можно дать малышу листы бумаги, чтобы он их комкал и рвал. Подойдет и поверхность, усыпанная мукой, — на ней можно пальчиками рисовать узоры. Если снабдить ребенка множеством коробочек с крышками, он будет с удовольствием снимать крышки и прятать там свои кубики, прищепки, игрушки.

Почему малыш не говорит?

Почему малыш не говорит?


Дети могут поздно начать разговаривать по нескольким причинам: генетическая предрасположенность, плохое развитие двигательных способностей (мелкая моторика), дефицит вербального общения с родителями. Тормозят развитие речевых навыков родовые травмы, негативные воздействия во время внутриутробного периода, перенесенные серьезные болезни.


Если ребенок в возрасте от 1 года до 2 лет не заговорил, но при этом активно лепечет, жестикулирует, эмоционально реагирует на слова взрослых, то, вероятно, беспокоиться не стоит — кроха скоро заговорит. Хуже, если ребенок играет в однообразные игры, совершает стереотипные движения, не считывает эмоции родителей, не всегда реагирует на звук своего имени и обращенные к нему вопросы — все это является поводом обратиться к специалистам.

medaboutme.ru

Первая фраза. Азбука литературного творчества, или От пробы пера до мастера Cлова

Из работы М.Веллера «Технология рассказа»:

«Первая фраза. Эта проблема заслуживает самостоятельного исследования. Вопрос «Как начать?» довлеет над автором постоянно. Важность первой фразы отмечена многими и давно. Первая фраза — это камертон, задающий звучание всей вещи.

Иногда первая фраза просто хороша сама по себе и долго живет в памяти писателя невостребованной: ее не к чему приспособить. Постепенно звучание ее расширяется, она обрастает дополнительным смыслом, возникает паутина ассоциаций, из которых постепенно прорисовывается контур рассказа, созвучного этой фразе. В такой ситуации первую фразу можно уподобить паровозу, вытягивающему из темного тоннеля поезд рассказа. (Подобный вариант создания рассказа родствен рождению стихов, методу поэтическому, эмоционально-ассоциативному, когда один оборот, одна строка вызывает за собой к жизни последующие строфы.)

Бывает наоборот: рассказ в общем готов, но без хорошей первой фразы ему не хватает определенности, энергичности, — поезду не хватает того самого паровоза. Иногда подолгу, мучительно, порой безуспешно ищет автор эту сакраментальную фразу.

Есть старый рецепт: из уже готового рассказа вообще выбросить начало, первый абзац или даже страницу-две — тогда фраза, оказывающаяся первой, уже несет в себе общую тональность и энергию рассказа, поскольку к этому месту автор уже «расписался», стиль рассказа обрел определенность. Пожалуй, это годится для большинства рассказов — но только не для тех, где звучание слова, отточенность языка имеют большое значение. В настоящей короткой прозе каждое слово и каждый знак должны стоять на единственно возможном месте.

А порой у писателя имеется в загашнике запас хороших фраз, годящихся для зачинов, и он «прицепляет» к уже готовому рассказу подходящее начало. Пусть даже оно грубовато стыкуется с последующим материалом рассказа — читатель этого не заметит и примет как должное: если фраза хороша, смачна, соответствует общему духу рассказа, можно не слишком заботиться о тщательной шлифовке швов и стыков текста: резкий мазок в живописи предпочтительнее гладенького размазывания красок.

Основные типы первых фраз можно, пожалуй, перечислить:

а) Экспозиционная. Первой же фразой автор старается ввести читателя в курс дела как можно полнее: называется и характеризуется герой, указывается место и время действия, так что сразу становится понятно, о чем пойдет речь. Например: «На исходе холодного сентября начальник геодезической партии Иван Петров ожидал в таймырской тундре вертолет, который должен был вывести их на материк». Это сразу настраивает на обстоятельное, объективное повествование. Начало обстоятельное, вразумительное, богатое информацией и бедное эмоциями, интонационно нейтральное. Это самый простой, азбучный ход, к которому охотно прибегают начинающие авторы.

б) Пейзажная. Описывается место действия, обычно с привнесением настроения. Также удобное начало: та печка, от которой легко танцевать в любую нужную сторону. Пейзаж может быть мрачным или светлым, городским или «природным». Обычно последующие фразы и абзацы соединяются с ним по принципу внутреннего созвучия, но возможен и принцип контраста: яркий луг — мрачное действие и т. п.

в) Автобиографическая. Когда рассказ ведется от первого лица, просто напрашивается начало вроде: «Тогда-то я был там-то и делал то-то». «Однажды, возвращаясь домой, я увидел, как по лестнице поднимали рояль». Дальше можно познакомиться с владельцем рояля, а можно вспоминать, как в армии сержант заставил музыкантов тащить рояль на шестой этаж, или как рассказчик был на фортепианном концерте, или как в детстве его заставляли учиться музыке и т. п. Первый вариант — «однажды со мною случилось то-то» — пожалуй, наипростейший из всех существующих: так часто пишут графоманы, тут большого ума не требуется. Хотя все зависит от того, что же будет дальше…

г) Биографическая. Без особых ухищрений начинают с описания прошлого или настоящего главного героя. Вариант усложнен, если начинают с биографии второстепенного героя. («Роберт Кон был когда-то чемпионом Принстонского колледжа в среднем весе». — Хемингуэй.) Вариант еще более усложнен, если герой вообще не имеет отношения к действию, а связь здесь — ассоциативная, или для контраста, или для достижения юмористического эффекта.

д) Характеристика. Первой же фразой характеризуется герой, как правило — центральный. («Я человек больной. Я злой человек…» — Достоевский.) Иногда, подбираясь к главному исподволь, автор начинает с характеристики второстепенного героя. Такой зачин сразу дает причинную, психологическую мотивировку будущих действий.

е) Сентенция. Выгодна тем, что дает и мысль, и настроение, и предупреждение о необходимости читать внимательно: может быть актуальной или вечной, веселой или печальной, нарочито-наивной или скорбной. «Беды, как известно, идут полосой». Опасность тут в том, что легко впасть в напыщенность и банальность, показаться претенциозным.

ж) Портрет. Один из традиционных и испытанных видов зачина. Обычно, опять же, относится к главному герою, но не обязательно. Может быть стилистически разнообразным: серьезным, сатирическим, фантастическим, юмористическим и т. д.

з) Деталь. Первая фраза — словно взгляд через увеличительное стекло на какой-то один предмет, одну черту — будь то обгорелое дерево, или какой-то звук, или злые глаза чьи-то, или денежная купюра и т. д. Деталь такая обычно броская, резкая, примечательная — хотя и здесь может быть наоборот, автор специально подчеркивает заурядность, обыденность того, что описывает. Деталь, выпяченная в первой фразе, приобретает символическое значение, ассоциативно переносимое на дальнейшее повествование.

и) Действие. Автор берет быка за рога, отбрасывая всяческие предисловия и начиная прямо с какого-то момента происходящих событий. «Сидоров осторожно закрыл дверь и с чемоданом в руке спустился по лестнице». Плюс в том, что на первых порах читатель гарантирован от скуки: рассказ динамичен. Трудность в том, что обстановку, обстоятельства и проч. автор теперь должен давать через детали, штрихи, отдельные фразы. Это позволяет сделать рассказ более емким, лаконичным, придать изображаемому зримость и глубину: текст несет в себе опорные точки, по которым каждый читатель чуть по-своему видит происходящее. Поскольку обстановка вначале еще не ясна, то первая фраза действует несколько интригующе, обещает и дальше динамичность, вызывает желание узнать, в чем же дело. Чтобы не обмануть интерес читателя и выдержать весь рассказ на уровне хорошего начала, требуется несомненный профессионализм.

к) Концентрат действия. Выражается простым нераспространенным предложением: подлежащее плюс сказуемое, два слова, никаких подробностей. Предмет действия может быть главный и второстепенный. Главный — «Самолет взлетел», «Траулер тонул», «Николаев упал». Предполагает в последующих фразах напряженность интонации, лаконичность, динамизм, логическое развертывание действия. Второстепенный — «Падал снег», «Солнце село», «Мороз крепчал». Последний зачин высмеян сто лет назад Чеховым в «Ионыче» как отчаянный штамп, и однако, как заметил Вамбери, «старые истины самые верные — они испытаны временем». Начинающий писатель должен знать штампы, чтобы избегать их; настоящий писатель не должен бояться ничего. Штамп-то он штамп, а действует эффективно. Разумеется, все средства художественного языка по мере развития и распространения их употребления теряют свою свежесть, стираются, пользоваться ими становится как бы неприличным: «Это плохо, потому что банально». Но есть тот уровень языка, который не может стать банальным: краткая передача информации.

л) Сильное действие. Предыдущий вариант, но распространенный дополнением и обстоятельством. Излюбленный зачин короля нашей коммерческой беллетристики Валентина Пикуля: «Лошади рушили фургоны в воду», «Ветер рвал плащи с генералов». Штамп, отшлифованный до блеска. Безошибочно выигрышное начало. Слияние элементов действия, пейзажа, экспозиции, поданное с предельной экспрессией. (Ах, и Пушкин любил начинать так: «Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова». — «Пиковая дама».)

м) Эмоциональная фраза. Может выражаться восклицанием, междометиями, отдельными словами или одним повторяемым словом, чьей-то репликой. «Ox… Как же теперь…», «Ура! Отлично!», «Ну же ты и осел…», «Теперь он не выкрутится?» — и т. п. Предваряет эмоционально сходную сцену или же продолжается объяснением того, с чем связаны и кем по какому поводу высказаны данные эмоции».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Когда малыш начинает говорить первые слова: агу, мама. В каком возрасте у ребенка появляются первые фразы

Первые слова ребенка – всегда большая радость для родителей. Многие мамы с нетерпением ждут этого важного события, и если их годовалый ребенок не говорит «мама», бьют тревогу и бегут к специалистам, выясняя, во сколько дети начинают говорить первые слова. Врачи и логопеды успокаивают родителей, объясняя, что речь развивается постепенно и первые слова появляются тогда, когда ребенок к этому готов.

Первые слова малыша – важная веха его речевого развития. Время появления первых слов зависит от того, как шло развитие речи на предыдущих этапах.

Как развивается речь

1 месяц

Младенец общается с взрослыми при помощи крика. Таким образом, он может сообщить маме о своих потребностях. К концу первого месяца жизни кроха начинает прислушиваться к окружающим звукам и реагировать на обращенную к нему речь. Малыш издает гласные звуки и их сочетания: а-а, о-о, у-у, я-я, у-а, а-у.

2-3 месяца

Появляется «комплекс оживления», который выражается в том, что при виде лица мамы, ребенок начинает агукать: а-а-а, а-а-ги, а-га, а-гу, улыбаться и активно двигать ножками и ручками. В этом возрасте звуки, издаваемые малышом, имеют эмоциональную окраску. Мама младенца обычно понимает, что означает каждый звук: я рад тебя видеть, я хочу кушать, пора сменить пеленку, мне скучно.

3-5 месяцев

Младенец активно ищет контакта с взрослыми взглядом, гулением, улыбкой. Гуление – это способность крохи произносить различные звуки и их сочетания в разном порядке: «га», «гу», «аги», «агу». Ребенок овладевает согласными «г», «к», «х», чуть позже «б», «п».

6 месяцев

Появляется первый лепет. От гуления он отличается повторением слогов. В хорошем настроении малыш может подолгу тянуть звуки «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «па-па-па». Формируется пассивный словарный запас малыша – он начинает понимать речь взрослых. Если спросить ребенка: где папа? Он повернет голову в его сторону и посмотрит на него.

В 6 месяцев ребенок начинает лепетать. Лепетные слова похожи на настоящие, но являются только звукоподражанием: ма-ма, ба-ба. Осознанные слова в речи ребенка появляются позже.

7 месяцев

Младенец откликается на свое имя, научается изменять громкость и тембр своего голоса. Любит протяжно тянуть звуки, чередуя то высокие ноты, то низкие. Лепечет то громко, то тихо.

8 месяцев

Активно формируется пассивный запас, начинает формироваться активный словарный запас. Кроха понимает обращенные к нему фразы: возьми кошечку, дай собачку. Пытается подражать звукам. Как собачка говорит? «гав-гав», а кошка «мяу-мяу».

9 – 10 месяцев

Ребенок осваивает новые звуки, хорошо владеет жестами: кивает головой в знак согласия и машет, если чего-то не хочет. Показывает пальчиком на предмет, который его заинтересовал. Хорошо произносит слоги: «ла-ла-ла», «та-та-та», проговаривает до 10 односложных звукоподражаний: «ляля», «ко-ко», «баба», «гав».

11-12 месяцев

Время, когда ребенок начинает говорить мама, и другие простые лепетные слова: папа, баба, деда. Обычно к концу первого года жизни в активный словарный запас малыша составляет около 10 слов. Он хорошо понимает обращенную к нему речь, может показать части тела и лица, знакомые предметы, животных на картинках.

1 год 3 месяца

Активный словарный запас составляет до 15 слов. Расширяется пассивный словарный запас ребенка – способность ребенка понимать обращенную к нему речь. Малыш может выполнить односложную инструкцию: принеси мячик.

1 год 6 месяцев

Полтора года – это время когда ребенок начинает говорить до 20 слов. Обычно первые слова малыша это: мама, папа, баба, названия знакомых игрушек, животных, обозначение знакомых процессов. Кроха уже способен выполнять двусложную инструкцию: возьми куклу и дай ее мне.

В полтора года ребенок активно усваивает новые слова и сознательно произносит их. Знает предметы и явления, способен их систематизировать.

Как научить ребенка говорить мама

Первое слово мама ребенок сказал еще в возрасте 7 месяцев. Однако это слово не было еще осознанным, а было просто звукоподражание. Как же научить ребенка говорить мама осознанно?

Для этого старайтесь проговаривать малышу свои действия:

– мама пришла

–  мама варит супчик

–  сейчас мама оденет Сережу

Играйте с крохой в прятки: прикройте лицо ладонями и спросите малыша:

– где мама?

Затем откройте лицо:

–  вот мама!

Точно также можно научить ребенка говорить папа:

– Сережа, кто это пришел с работы? Папа!

Сейчас папа с Сережей будут кушать.

– Папа, Сережа, садитесь за стол!

Чтобы научить малыша осознанно говорить “мама” и “папа”, чаще называйте друг друга в третьем лице: папа пришёл! Мама сварила кашу!

Если ребенок начинает говорить мама и папа в контексте, можно отметить, что он овладел осознанной речью.

Первые фразы

Появление первых фраз, как и первое слово малыша, с нетерпением ждут все родители. Появление первых фраз в речи, говорит о том, что речь малыша развивается в правильном направлении.

Итак, когда ребенок начинает говорить предложениями? В норме это происходит в возрасте около полтора лет.

1 год 6 месяцев

Малыш уже может строить фразы из 2 слов: мишка бах (мишка упал). В речи появляются первые глаголы. Правда кроха еще может неправильно пользоваться родами существительных и местоимениями. Для малыша этого возраста вполне нормальным будет такое строение предложений: «Сережа кушает» (вместо: «я кушаю»), «Зайчик серая (вместо: «зайчик серый»).

2 года

В возрасте 2 лет ребенок произносит около 50 слов. Малыш понимает речь взрослых, умеет составлять фразы, состоящие из 2-3 слов: я пошел гулять, я хочу играть. Кроха знает короткие стишки, потешки и рассказывает их наизусть.

В 2 года ребенок понимает речь взрослых, умеет говорить простые предложения, выполнять двойную инструкцию взрослых: возьми уточку и дай мне.

Почему ребенок долго не говорит

Для позднего развития речи существует множество причин. Если ребёнок отстает в речевом развитии, чаще всего он подвержен влиянию не одного, а сразу нескольких негативных факторов.

  1. Медицинские проблемы: аномалии внутриутробного развития, родовые травмы, генетические отклонения, проблемы со слухом, врожденные аномалии развития артикуляционного аппарата.
  2. Тяжелые речевые расстройства: моторная и сенсорная алалия, дизартрия, афазия.
  3. Психологические проблемы: сильный стресс, отсутствие эмоционального контакта с родителями.
  4. Индивидуальные особенности: темперамент и пол. Спокойные флегматичные дети начинают разговаривать позднее, чем эмоциональные и подвижные. Специалисты отмечают, что мальчики начинают говорить немного позже девочек (разница составляет около 2 месяцев).
  5. Двуязычие окружения: когда ребенок постоянно слышит речь на двух языках.
  6. Недостаток свежих впечатлений: однообразная окружающая среда.

Когда следует беспокоиться

В рамках норм речевого развития ребенок начинает говорить слова примерно в возрасте 1 года, предложения – в возрасте 1,5 – 2 лет.

Однако, речевые отклонения можно заметить еще на ранних этапах развития. Родителей должны насторожить следующие признаки нарушений:

  • Если младенец в первые месяцы жизни не кричит.
  • Если у младенца 4-5 месяцев отсутствует гуление, малыш эмоционально не реагирует на появление мамы (улыбкой, оживлением).
  • Если малыш не прислушивается к звукам и не пытается найти взглядом предмет, который называет мама.
  • Если в 7 месяцев малыш не узнает голоса близких людей.
  • Если в 9 месяцев отсутствует лепет, малыш не пытается повторять звуки и слоги.
  • Если малыш в 1 год не говорит ни одного слова, не понимает обращенную к нему речь.
  • Если ребенок в полтора года не произносит упрощенных слов, не реагирует на просьбы и замечания.
  • Если 1 год и 9 месяцев речь совершенно неразличима.
  • Если в 2 года ребенок не разговаривает и  не может выполнить двусложную инструкцию.

Как помочь ребенку начать говорить

Если есть подозрения, что у малыша есть речевые нарушения, родителям важно своевременно выявить их начать лечение.

Что предпринять:

  1. Проверить слух. Для этого малыша нужно показать отоларингологу.
  2. Проверить, насколько развиты высшие психические функции. Для этого малыша нужно показать детскому неврологу.
  3. Получить консультацию сурдолога, логопеда и детского психолога.

Если после обследования специалистов не были выявлены какие-то серьезные отклонения, родителям стоит лишь обеспечить нормальную условия для активного развития речи ребенка.

Что в этом может помочь:

А ваш малыш уже говорит первые слова? Поделитесь в комментариях!

orechi.ru

Первые фразы

Во второй половине второго года жизни ребенка происходит много важных событий. Одним из них является то, что малыш научается связывать два слова в фразу. «Мама, ди!» (иди) — сказала в 1 год 6 месяцев Ляля И.; «Мама, дай!» — совершенно четко произнесла в 1 год 6 месяцев Ира П.; первая фраза Игорька К. в 1 год 8 месяцев была: «Баба, катяй!» (качай).

Соединение двух слов в фразу — очень большое усложнение в деятельности мозга: на каждое слово («мама», «иди», «дай» и т. д.) была уже выработана система условных связей, а теперь происходит объединение таких систем в более сложные — это более высокий уровень деятельности мозга, которую физиологи называют синтезом.

У девочек соединение слов в фразы происходит несколько раньше, у мальчиков — на два-три месяца позже, но ход процесса совершенно одинаков. Как в усвоении первых слов, так и в их объединении в фразы очень большую роль играют потребности, желания ребенка. Он зовет мать, просит еду или какой-то привлекающий его предмет, т. е. формирование первых фраз имеет ярко выраженную эмоциональную основу.

Несколько позже, обычно в 2 года — в 2 года 3 месяца, появляются фразы с отрицательным значением. Мариша К. в 2 года сказала: «Ам-ам не!» — отстраняя при этом от себя тарелку с кашей. Сережа П. в 2 года 2 месяца отказывался пить рыбий жир: «Котю не! Котю не!» (не хочу). До двух лет отказ есть, принимать лекарство, что-то делать осуществляется только с помощью жестов, но после двух лет к отрицательным реакциям, выражаемым жестами, присоединяется и слово.

На третьем году жизни у ребенка появляются и фразы из трех слов, которые тоже носят по преимуществу характер просьб, требований, зова. «Таня дай ням!» — просит Танечка Т. 2 лет 3 месяцев. «Витя хотет гуя» (Витя хочет гулять), — заявил Витя О. в этом же возрасте.

Наряду с фразами, выражающими потребности, в это же время у ребенка появляются фразы, отражающие какие-то наблюдения, соображения. «А тюлётьки сасём мокие» (а чулочки совсем мокрые), — констатирует факт Мариша К. в 2 года 2 месяца. Сережа Б. в 2 года 3 месяца наблюдал, как двое малышей ходили по луже, и оценил их поведение: «Нехаёсие детки!» (нехорошие детки).

Раз начавшись, процесс объединения слов в фразы развивается далее очень бурно. Почти каждый день можно услышать от ребенка все новые и новые фразы. Однако родители и персонал детского учреждения должны помнить, что ребенок постоянно нуждается во внимании: если вы ответите ему, скажете несколько слов и т. д., то малыш будет охотно говорить. Если же он не получает ответа или ответы ваши односложные, неэмоциональные, то интерес к речевой деятельности теряется, и ребенок умолкает.

Еще одно важное событие в развитии речи детей происходит в этот же период: дети открывают, что все вокруг имеет свое название, имя — каждый, каждый предмет! Ребенок с жадностью спрашивает: «Что это?»- и узнает, что это — собака, это — троллейбус, это — водосточная труба и т. д. и т. д.

Наблюдая детей первых лет жизни, вы можете убедиться в том, какая у них жажда узнавать новые и новые названия для каждого предмета. Они так хотят знать больше названий -вы только скажите им! Именно это и обеспечивает развитие у маленьких детей все более и более высоких степеней обобщения при помощи слов.
Но и это скоро перестает удовлетворять малышей: вот бежит собака, а как ее зовут? А вон идут девочки — как их зовут? Иначе говоря, от общих понятий — собака, девочка, птица ребенок переходит к конкретизации, уточнению своих знаний. Еще И. М. Сеченов подчеркивал, что чем больше «отдельностей» представляет мир для ребенка, тем глубже и шире его знания.

На третьем году жизни наряду с вопросом: «Что это?» то и дело ребенок спрашивает: «Как его зовут?» Это относится к человеку, который прошел мимо, к воробью, который купается в луже, к коту, сидящему на чьем-то окне.

Мариша К. в 2 года 2 месяца ехала в трамвае с бабушкой и все время задавала вопрос: «Как зяют?» (как зовут?) — показывая то на кого-то из пассажиров, то на прохожих на улице. Увидев селедку, торчавшую из сумки стоявшей рядом женщины, Мариша и про нее спросила: «Как зяют сеёдку?»

Обратите внимание, что уже в этот период происходит связывание слов в определенном, стереотипном порядке — в том, какой подсказывается взрослыми в их речи. Уже эти первые двух-трехсловесные предложения маленьких детей есть обучение речевым шаблонам на практике.

Дети очень точно воспроизводят не только структуру фраз, которые они слышат от взрослых, но и особенности артикуляции, грамматические особенности речи.

Ирочка Р. с годовалого возраста находилась в основном на попечении няни, которая говорила очень неправильно. В 2 года 2 месяца от девочки можно было услышать: «Я хожу ножкам (вместо «ножками»), «Хочу к мамы» (вместо «к маме»), «На ручки к папы» и т. п. Толик Н. 3 лет на вопрос, чем его кормит мама, ответил: «Булкам, колбаскам», — мальчик тоже большую часть времени проводит с няней, которая говорит неправильно. Игорь К. в 2 года приехал на дачу, где дети хозяев называли родителей «папаня» и «маманя» — через некоторое время мальчик стал тоже называть так своих родителей.

В случаях, подобных таким, необходимо поправлять ребенка, стараться давать ему образцы правильной речи и вызывать его на повторение их. При этом не нужно смеяться над ребенком или упрекать его в том, что он говорит неправильно; надо спокойно поправить его и постараться добиться повторения (хорошо, если многократного) в ситуации игры. Например, предложить ребенку бежать от стола к маме, потом к папе, сидящим в стороне от стола, и при этом говорить: «А ну-ка, беги к маме! А теперь беги к папе! Куда ты бежишь?»- заставляя ребенка повторить: «К маме! К папе!»

После нескольких таких игр малыш обычно усваивает правильные грамматические формы и даже пытается поправлять тех, кто их искажает. Няня Игоря К. (3 года 6 месяцев) говорила: «калидор», «транвай», «мы попивши чаю» и т. п. Мальчик начал повторять вслед за няней такие слова и выражения, но родители каждый вечер играли с ним, выправляя их; через некоторое время Игорь не только стал говорить правильно сам, но и начал поправлять няню: «Не транвай, а трамммвай! Скажи — трамммвай!» и т. д.

Совершенно так же, как при усвоении отдельных слов, при связывании слов в фразы могут получиться неправильные «соединения», которые закрепляются. Рома X. часто слышал разговоры по телефону, и слова «алло, слушаю» соединились у него очень прочно. В возрасте около 3 лет мальчик стал часто употреблять эти слова в разговоре, например: «Аллослушай, мама, где мячик?», «Аллослушай, баба, что я тебе скажу!» Как-то мама обратилась к нему: «Ты слышишь, что я тебе говорю?» Рома ответил: «Конечно, аллослышу».

Несмотря на то что артикуляция многих звуков представляет еще для ребенка трудности, построение фраз у него становится все сложнее. Интересно, что дети не только быстрее усваивают слова и фразы, выражающие их потребности, желания, но и артикуляция, интонационный рисунок этих фраз совершенствуются гораздо быстрее, чем тех слов и фраз, которые индифферентны для них.

Венгерский психолог Ю. Кадар изучала развитие артикуляции, интонаций в фразах вопросительных, повелительных, повествовательных, просительных и т. д. у детей первых лет жизни; одновременно у них регистрировались двигательные реакции, дыхание. Оказалось, что те фразы, которые были, как говорит Ю. Кадар, «эмоционально насыщенными», сопровождались сильными изменениями дыхательных и двигательных реакций, формирование артикуляторных механизмов, интонаций шло гораздо быстрее. Какие же фразы являются «эмоционально насыщенными»? Те, которые содержат просьбу, требование! Фразы повествовательные появляются позже, и их артикуляция, интонационные характеристики долго остаются на более низком уровне развития. Эти факты показывают, насколько тесно развитие речи связано с развитием всей нервной деятельности ребенка, разных ее уровней.

Источник: книга М. Кольцовой «Ребенок учится говорить»

По материалам сайта: http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_04o.shtml

www.u4eba.info

«директ». Жизнь, полная женщин. Учебник по соблазнению

Конструирование первой фразы: «директ»

Рано или поздно ты столкнешься со следующей ситуацией: ты куда-то спешишь, например на очень важную встречу, а по пути видишь такую девушку, что… если бы не встреча, точно подошел бы – и плевать на все. А так ты торопишься, поэтому обидно, конечно, но пусть живет.

Знакомо? Сейчас я поделюсь с тобой способом знакомства, который нужно применять в подобных случаях. Сразу предупрежу о его преимуществах и недостатках.

Плюсы:

• чтобы завязать знакомство, тебе понадобится буквально полторы-две минуты;

• у тебя есть четкая пошаговая инструкция.

Минусы:

• этот способ знакомства не столь эффективен, как легенда или импровизация;

• успех сильно зависит от твоего внешнего вида и невербалики.

Каковы твои действия? Ты должен подойти к девушке и рассказать все ту же легенду – объяснить, что ты тут делаешь, почему подошел и чего хочешь. Только в этот раз надо говорить кратко (ты же торопишься) и предлагать пообщаться не прямо сейчас, а на днях, для чего требуется обменяться контактами.

На то, чтобы произнести: «Привет, я сейчас бегу, тороплюсь на встречу. Увидел тебя – ты мне очень понравилась. Я очень хочу с тобой пообщаться, но прямо сейчас, к сожалению, не могу. Давай обменяемся контактами, я тебе обязательно позвоню и приглашу на чашку вкусного какао. Тебя как, кстати, зовут?» – уйдет 15–20 секунд. Потом немедленно проси номер телефона. И тут есть крайне важный нюанс. Если она дает телефон, записывай и беги на встречу. Если не дает, начинает отмазываться – не надо ее уговаривать. Твой лимит на подход – всего полторы-две минуты. Да – значит, да, нет – значит, нет. Ты попытался, ты сделал лучшее из того, что мог в сложившихся условиях.

Мы еще поговорим об обработке возражений, о женских проверках при знакомстве, а также о том, как эти проверки и возражения преодолевать. Однако в данной ситуации ты можешь лишь один раз максимально искренне сказать: «Я все понимаю, я тут нарисовался весь такой и сразу прошу твой телефон. Будь я на твоем месте, я бы уже давно себя послал. Но пойми, ты мне действительно понравилась, а сейчас я на самом деле спешу и у меня только одна возможность: договориться с тобой встретиться на днях. Давай все-таки обменяемся контактами». И все.

«Директ» хорошо работает, если ты правда спешишь и тебе на самом деле понравилась девушка. Наверное, потому, что в таком случае ты предельно честно описываешь происходящее и ведешь себя естественно. И, поверь мне, уж лучше подойти к девушке и получить отказ, чем упустить ее и несколько дней сожалеть: «Ах, какая была девушка! И почему я к ней не подошел?»

Не применяй этот способ, если ты не торопишься и у тебя имеется возможность пообщаться с девушкой. Но если уж воспользовался им, то сразу уходи, даже если времени хватает. Дело в том, что у «директа» есть еще одна особенность: по телефонам, которые ты получил таким методом, девушки вызваниваются хуже. Если же девушка заподозрит, что ты был с ней неискренен, то вероятность вызвонить ее станет минимальной.

Во время тренировок могут возникать смешные ситуации. Действительно, если ты пришел в торговый центр и поставил перед собой цель подойти к десяти девушкам, применив «директ», то будь уверен: какая-нибудь из них увидит, что ты знакомишься с другой девушкой через несколько минут после того, как сказал, что безумно спешишь. Тут ничего не сделать – издержки учебного процесса.

Напоследок дам рекомендацию: по телефонам, собранным методом «директа», нужно звонить как можно быстрее. Если обычно ты ждешь два-три дня перед звонком, то в данном случае звонить надо или в тот же день, или максимум на следующий. Иначе девушка тебя элементарно забудет: вы слишком мало времени пообщались.

Задание

Придумай и отрепетируй фразу для «директа». Ты должен произносить ее четко, без запинки, с отличной невербаликой.

* * *

Итак, мы с тобой разобрали три основных способа конструирования первой фразы. Это далеко не все: есть и такие варианты, как контекстуальное знакомство, знакомство с помощью комплиментов, обвинений или легких наездов. Можно знакомиться вообще без первой фразы – с помощью мимики и жестов. Но тебе эта информация пока не нужна. Более того, она способна навредить.

Если же ты хорошо освоил предложенные в книге методы и тебе их мало – причем не потому, что указанные способы не действуют, а потому, что хочется разнообразить свой арсенал, – ты всегда можешь найти соответствующую информацию на нашем сайте (www.pickup.ru) или форуме (http://forum.pickup.ru/). Продвинутым способам знакомства можно научиться также на пикап-тренинге, но не на базовом, а на мастерском. Впрочем, для начала тебе нужно отработать основные методы.

Повторюсь: не придавай первой фразе слишком большого значения, поскольку она нужна скорее тебе, а не девушке. Опыт показывает, что первая фраза может быть абсолютно любой.

Как-то раз при работе с индивидуальным клиентом тренер предложил ему подходить к девушкам с вот такой первой фразой: «Добрый день, меня зовут Таштынбех, я работаю тут недалеко на стройке. Меня отпустили всего на два часа, и мне очень хочется заняться с вами сексом». И представь себе, с ее помощью парень познакомился с очень хорошей девушкой. Тренер сам был, честно говоря, немного в шоке: уж очень ситуация выглядела неправдоподобной. Но ничего, девушке этот молодой человек понравился.

Главная задача первой фразы – ты должен знать, что будешь говорить, когда подойдешь к девушке. Не слушай, когда тебе советуют знакомиться без подготовки, мол, скажешь что-нибудь, ориентируясь по обстоятельствам. Если ты не знаешь, что говорить, то дополнительной порции страхов и зажатости не избежать.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Первые слова и фразы ребенка, развитие речи

Школа раннего развития – место, где подобные диалоги не редкость. И это естественно: каждое достижение обожаемого крохи – повод для восхищения и гордости, а если что-то идет не так, — для беспокойства. Чтобы причин для переживаний было меньше, нужно знать основные закономерности развития речи малышей. Прежде всего отметим, что девочки начинают говорить немного раньше мальчиков (поэтому пока у мамы Игорька нет повода для беспокойства). Как правило, первые «слова» у девочек появляются на 8-9 месяце, а у мальчиков – к году. Почему «слова» в кавычках? Потому, что это еще не слова, а слоги (да-да, па-па, ба-ба). Смысла в такой речи еще немного, но она ритмична и увлекательна для ребенка. Поддержите желание малыша познавать мир. Разговаривайте с ним обо всем, что делаете, называйте все, что малыш видит. Четко произносите слова, иначе ваша речь будет казаться крохе сплошным потоком, фоном. Кстати, именно поэтому нельзя заменять живое общение телевизором. В этот период еще можно называть машинку «би-би», а показывая на собачку, говорить «ав-ав». Главное впоследствии вовремя уйти от такого звукоподражательного языка.

Зачастую ребенок не начинает говорить потому, что в этом нет необходимости. Родители угадывают его желания без слов. К примеру, указал малыш на игрушку – мама тут же протягивает желаемое. Если все и так понятно, зачем же говорить?

И еще. Всем родителям хочется услышать заветное «ма-ма» и «па-па». Эти слова двухсложные, поэтому, как правило, появляются в лексиконе ребенка одними из первых. Но порой малыш говорит «ма-ма» каждому, кто оказывается в поле зрения. И происходит это не потому, что он не узнает маму, а потому, что не понимает смысл этого звукосочетания. В период от года до двух лет малыш произносит (ура!) первые настоящие слова, начинает использовать формы единственного и множественного числа. В речи карапуза появляются первые фразы. «Мама, дай», «мама, ди!» – восклицает кроха на радость родителям, которые стремятся ускорить процесс освоения новой лексики и уговаривают: «Скажи «киса», скажи «баба». Так делу не помочь: это ведь ребенок, а не попугай. Снова подчеркнем: проговаривайте все свои действия, откликайтесь, если малыш пытается повторить ваши слова. Вспомните веселые потешки и прибаутки. Они легкие, ритмичные и поэтому прекрасно подходят для детишек этого возраста.

В домашней библиотеке уже должны появиться красочные издания с крупными иллюстрациями. Лучше, если на каждой странице малыш увидит один яркий рисунок. А текст и вовсе пока не обязателен. Не забудьте, что малышу нужна аудитория. Если ребенок будет говорить «в никуда», если не обращать на него внимания, он, скорее всего, замолчит. А ведь порой родители отмахиваются от малыша. Они устают от потока однообразной речи: ребенок многократно повторяет одно и то же слово. Но ведь для малыша это веселая игра, помогающая в познании мира! Речь детишек, которым вскоре исполнится два года, становится все более понятной окружающим. Придя в очередной раз на детскую площадку или на занятия для малышей, вы убедитесь в этом. Именно в этот период кроха становится почемучкой. «Что это?» — звучит все чаще и чаще. Сейчас самое время проверить, понимает ли малыш значение слов. Если на предложение: «Идем спать», — он топает к кроватке, все идет как надо. Давно замечено, что слово будет ассоциироваться в сознании малыша с предметом, только если ребенок сможет производить с этим предметом какие-либо действия. К примеру, сначала малыш называл «ки» и кошку, и шапку, и шубку. Одевая сынишку, мама постоянно повторяла: «Это шапка. Сейчас мы наденем шапку. Сейчас завяжем. Это шубка. Дима наденет шубку. Мы застегнем шубку». Разумеется, когда малыш играл с кошкой, все действия тоже проговаривались: «Дима гладит кошку. Кошка играет. Кошка убежала». Не прошло и месяца, как ребенок стал называть «ки» только кошку, а для шубы и шапки появились другие обозначения.

Чтобы малыш радовал вас словами и фразами, необходимо стимулировать мелкую моторику. Причина этого кроется в строении мозга (области, отвечающие за эти процессы, находятся рядом). Поэтому создавайте вместе с юным художником пальчиковые картины, пусть он лепит, а также ищет в мисочке с крупой шарики и мелкие игрушки. На третьем году жизни ребенок продолжает радовать маму, но уже не только словами и короткими фразами, а небольшими рассказами. Это время осознания себя. Вместо «Маша идет гулять» ребенок говорит: «Я иду гулять». Разумеется, еще не все слова малыш произносит верно. Но вы должны говорить правильно. Ребенок подражает взрослым во всем. Он запоминает и воспроизводит не только слова, но и грамматические формы и особенности произношения. И впоследствии избавиться от неправильно усвоенного будет нелегко. Мозг малыша обрабатывает огромные объемы информации. Ребенок обнаруживает, что все можно назвать отдельным словом. Малыш постоянно спрашивает: «Что это?» — и получает все новые и новые ответы. Но юному первооткрывателю этого мало. И все чаще он интересуется, как зовут (мальчика, кошку, птичку и даже купленную мамой селедку(!)). Расширяйте кругозор вашего почемучки. Читайте книжки, которые содержат уже не только иллюстрации, но и короткие истории. Используйте также записи сказок. Если вас что-то беспокоит, обратитесь к специалисту. Логопед для детей не страшный доктор, а помощник, который даст совет и подберет упражнения, с помощью которых речь вашего малыша станет разнообразнее и ярче. ;

logopedplus.by

Когда ребенок начинает говорить первые фразы

С рождением крохи жизнь всей семьи меняется. Привычное и размеренное существование оборачивается погоней за всем, что может доставить малышу радость. Тем временем ребенок с каждым новым днем привносит в жизнь родителей новые эмоции. Первый осознанный взгляд, первая улыбка, ну и, конечно же, первые слова. И многие родители с ожиданием ждут когда же начнёт говорить.

Каждый родитель ждет от своего карапуза (тем более, если речь идет о желанном первенце) его первые слова. Разумеется, от едва появившегося на свет младенца нельзя услышать членораздельную речь, однако и в этом возрасте кроха может порадовать Вас своими умениями. Как правило, первые слова новорожденного – «уа», «ау», «ма» и т.д. Каждые родители пытаются узреть в них что-то особенное, однако осознанно произносить те или иные звуки малыш начинает гораздо позже.

Когда ребенок начинает говорить первые фразы

Для каждой семьи особенно волнительным моментом является время, когда кроха начинает говорить свои первые слова. Непроизвольные сочетания звуков малыш осваивает уже в 3-5 месяцев, начинает «агукать» и «гулить». Когда из этих звуков сложится членораздельное слово – зависит исключительно от самого ребенка. Некоторые уже в 7-8 месяцев могут позвать маму и папу, другие же молчат до полутора-двух лет, накапливая свой словарный запас. Так что требовать от крохи разговора в какой-то конкретный период не стоит.

Оптимальный возраст для первых слов – 8-10 месяцев

Как правило, к 10 месяцам ребенок уже может потребовать определенных вещей или действий на своем, понятном родителям языке. Это очень хорошо, когда в этом возрасте малыш пытается объясняться с мамой на «взрослом» языке, однако бывает, что карапуз наотрез отказывается произносить настоящие понятные слова, заменяя их альтернативным наречием собственного сочинения. Не расстраивайтесь, если Ваше чадо из таких детей. Помните, что все дети индивидуальны и требовать поведения как «под копирку» от них нельзя.

Помочь малышу развить речевые навыки можно с помощью постоянного разговора с ребенком. Не стесняйтесь общаться с Вашим трех-четырех месячным карапузом, пусть это и выглядит странно. Гуляете на улице – рассказывайте малышу обо всем, что видите. Рассматриваете игрушки – описывайте их особенности и цвет. Ведите себя так, как будто рядом с Вами вполне взрослый человечек, который все понимает, но сказать пока не может. По сути, оно так и есть. Малыш все запоминает и ближе к году начинает выдавать слова. В норме годовалый малыш должен произносить от 2-х до 10-ти слов. Однако есть дети, которые к этому возрасту имеют более широкий словарный запас.

Первые слова вскоре начинают объединяться в первые фразы. После года малыш начинает формировать словосочетания, например, «мама, дай!», «отдай мне», «это мое» и т.д. к полутора годам ребенок вполне может объяснить, что он хочет или что ему не нравиться.

Так что если Вы в нетерпении ждете, пока Ваш малютка разговориться, то забудьте о молчании в доме. Постоянные разговоры, обсуждения, обращения к малышу, чтение книг и пересказ сказок помогут малышу расширить свой словарный запас и научиться применять все новые фразы на практике.

puzenush.ru