Почему человек выбирает ту или иную профессию – Факторы выбора

Содержание

Факторы выбора

И только 41% из опрошенных выбирали профессию или учебное заведение, руководствуясь собственными интересами.      

Проанализировав  ведущие интересы и ценности, известный американский психолог А.Маслоу разработал общую систему основных потребностей человека:

1.      Мотив заработка. Люди с таким ведущим мотивом готовы пойти на риск, пренебречь стабильностью ради высокого заработка, готовы работать при минимальном общении, не стремятся к престижу и признанию и не рассматривают творчество и содержание труда как важный стимул в работе.

2.      Мотив стабильности. Эти люди готовы пренебречь другими мотивами ради постоянной работы и гарантии пусть и не самого высокого заработка.

3.      Мотив общения.

Для людей с таким ведущим мотивом главное коллектив, отношения с коллегами, стремление принадлежать к какой-либо социальной группе. В большинстве случаев это профессия типа Человек человек. Человек работает на данной работе потому, что его окружают интересные люди, хороший дружный коллектив, общение приносит ему радость.

4.      Мотив карьеры, признания, уважения. В этом случае основным мотивом является стремление получить признание за свой труд. С одной стороны уважение среди коллег, руководства, а с другой желание иметь престижную работу, профессию, которая была бы престижной среди знакомых и друзей.

5.      Мотив самореализации через профессиональную деятельность. Человек стремится стать классным специалистом, творить, достичь высокого профессионального уровня. Это связано с оплатой труда, уважением, признанием на работе, но, кроме этого, высокий профессионализм дает удовлетворение человеку от самой трудовой деятельности.

Иногда мы обманываем себя, считая, что для меня важнее, конечно, мотив самореализации или мотив общения. И, чтобы не ошибиться и  узнать, что для тебя важнее, можно ответить на вопросы теста Трудовой мотивационный профиль, который позволяет выявить иерархию мотивов в трудовой деятельности.

gov.cap.ru

Выявляем личностные качества кандидата проективными методиками

О чем говорится в этой статье: как правильно формулировать и задавать вопросы в зависимости от того, какое качество кандидата надо проверить, как замерить уровень мотивации и самооценки, готовности подчиняться, как интерпретировать ответы кандидата и сделать правильные выводы.

Изюминки материала: проективные тесты на выявление уровня самооценки – «Несуществующее животное» и тест Люшера, возможный перечень вопросов, таблица, в которой показано, как интерпретировать ответы соискателя на вопросы проективного интервью.

Не проводите проективное интервью с кандидатами на управленческие позиции, с HR-ами и тренерами

Они сразу поймут, что вы от них хотите, и дадут социально-ориентированный ответ. Ведь даже кандидаты, никогда ранее не связанные с HR-сферой, прежде чем идти на собеседование, читают статьи о том, как их проходить. А потому могут знать суть и цели проективного интервью, и подготовиться к нему. Честности и открытости уже не будет. Поэтому используйте проективное интервью для подбора сотрудников на начальные позиции или на должности специалистов и экспертов. Претендентов на управленческие позиции лучше проверять по компетенциям.

Казалось бы, какие могут быть сложности с проективным интервью?! Задавай себе отвлеченные вопросы кандидату, не предполагающие, что он должен рассказывать именно о себе и своем личном опыте, и слушай, фиксируй ответы. Например, можно спросить: «Почему хорошие специалисты уходят из компаний?» или «Что обычно мешает хорошим людям построить карьеру?». Соискатель начнет рассуждать об этом, полагая, что говорит о том, как может быть вообще, а не с ним. На самом же деле он раскрывает информацию о себе, своих принципах и ценностях, что вам и нужно. Остается лишь успевать записывать ответы.

Но это еще не все. Предстоит самое главное – правильно интерпретировать ответы и корректно оценить личностные качества кандидата, спрогнозировать, как он будет работать в компании. Вот с этим не всегда все так легко, как хотелось бы. Надо правильно истолковать ответы и оценить человека.

Что говорит кандидат, когда начинает отвечать на вопрос? Это самое важное!

Важно обращать внимание именно на это. Скорее всего, то, о чем говорит кандидат, отвечая на вопрос, наиболее важно для него. Скажем, на вопрос «Почему люди уходят из компании?» кандидат отвечает «Потому что их недооценивают и мало платят, либо ограничивают в действиях». Следовательно, для него первостепенное значение имеют материальные стимулы. Но выводы позволяйте делать только после того, как они проанализируют все, что сказал кандидат, в совокупности.

Определитесь, что именно нужно оценить (к примеру, самостоятельность и ответственность, открытость новому) и подберите тип вопросов, которые помогут это сделать. Заранее сформулируйте вопросы и сразу пометьте, на выяснение какого качества направлен тот или иной вопрос. Скажем, уровня мотивации к работе, развитости коммуникативных навыков, степени консерватизма или способности действовать самостоятельно (см. таблицу 3).

Внимание!Правильных и неправильных ответов на проективные вопросы не существует. Есть только такие, которые соответствуют ценностям компании, ее корпоративной культуре и те, которые не совпадают с представлением фирмы о нормах поведения и ценностях. Не нужно задавать прямые вопросы – кандидат, скорее всего, слукавит или не ответит. А через косвенные вопросы можно узнать гораздо больше.

Проективное интервью не должно подменять стандартное собеседование. В ходе проективного интервью вы выявляете личные качества и убеждения кандидата. Но вам же необходимо проверить и то, какими профессиональными компетенциями он обладает. Поэтому необходимо провести и обычное структурированное интервью. В какой последовательности? Лучше сначала организовать интервью по проективным технологиям. Ведь разговор на абстрактные темы расслабляет человека, настраивает его на позитивный лад, создает атмосферу непринужденного общения. Соискатель более расположен к откровенной беседе и отвечает правдиво. Поэтому обсудив увлечения и хобби, переходите к классическому интервью.

Чтобы оценить мотивацию соискателя, побудите его объяснять поведение других людей

Лучше задавать кандидатам такие вопросы: «Что, по-вашему, заставляет людей работать?», «Почему некоторые сотрудники работают с удовольствием?», «Почему человек выбирает профессию, а через несколько лет переучивается и ищет работу в другой сфере?», «Что может побудить сотрудника уволиться?». Если же нужно оценить честность и ответственность соискателя, предложите спрашивать следующее: «Почему в некоторых организациях люди воруют или подрабатывают, скрывая это от работодателя?», «Почему, когда руководитель в отпуске, сотрудники работают как обычно?», «Как вы думаете, почему люди не возвращают кредит, полученный в банке?».

Совет

Следите, чтобы менеджеры по подбору не задавали слишком широкие и обтекаемые вопросы. Например: «Что такое нравственные ценности, по-вашему?» или «В чем смысл жизни?». На такие вопросы и ответы будут, скорее всего, слишком общими и совсем уж отвлеченными. Сделать по ним какие-либо корректные выводы о мотивации соискателя невозможно.

Как оценивать ответы: Нужно помнить, что нельзя слишком прямолинейно интерпретировать их. Пусть учитывают все, даже то, что, казалось бы, менее важно. Если на вопрос «Что обычно мотивирует сотрудников?» кандидат отвечает «Похвала», это вовсе не значит, что для него не важны деньги, и ему можно предлагать низкую зарплату. А если кандидат сказал, что самый лучший стимул к работе деньги, это не значит, что его не нужно хвалить, достаточно назначить высокую зарплату (подробно о том, как правильно интерпретировать ответы соискателей, см. в таблице 1). Кроме того, задавая вопрос, рекрутер должен помнить, с какой целью он это делает. Скажем, если вопрос направлен на выявление мотивации, то в ответе нужно искать мотивы соискателя.

Пример

Вопрос: Какую работу люди выполняют охотнее?

Ответ (вариант 1): Интересную, не рутинную.

Оценка: Соискатель скорее склонен к частой смене деятельности, быстро устает от однообразной работы. Будет терять интерес к повторяющимся задачам.

Ответ (вариант 2): Ту, за которую хорошо платят.

Оценка: Проявляется сильная мотивация на деньги, но при этом низкая мотивация профессионального развития и роста.

Ответ (вариант 3): Если она не заставляет людей перерабатывать, задерживаться на работе и при этом не оплачивается.

Оценка: Явно выражена личная проблема в ответе. Нежелание брать больше ответственности, выполнять больше работы. Нет интереса к решению сложных профессиональных вопросов.

Нацелен кандидат на процесс или на результат? Чтобы выяснить, поговорите на нерабочие темы

Например, можно обрисовать какую-либо банальную бытовую ситуацию, а затем спросит у соискателя, как он поступает в подобных ситуациях. От кейс-интервью этот метод отличается тем, что соискателю задаются короткие вопросы, а не предлагается описать случай из жизни в форме рассказа на нескольких листах.

Пример

Вопрос: Представьте, что впереди у вас отпуск. Как вы хотите его провести?

Ответ (Вариант 1): Я хочу купаться, лежать на пляже, ездить по стране и осматривать достопримечательности, наслаждаться солнцем, морем, воздухом. Главное, получать положительные эмоции и яркие впечатления, релаксировать и отдыхать. На работе так сильно устаешь, что только в поездке можно отдохнуть.

Ответ (вариант 2): Я хочу отдохнуть так, чтобы набраться сил, снять усталость. Главное, чтобы остались хорошие яркие впечатления. Обязательно запечатлею каждый момент на фото, чтобы память о поездке осталась надолго.

Оценка ответов: В первом ответе соискатель нацелен на процесс, так как не говорит о стремлении достичь каких-то конкретных результатов. Во втором варианте наоборот, кандидат мыслит категориями результата, для него важно, что он получит в итоге.

Способен ли кандидат самостоятельно принимать решения?

Оценить это можно, задавая, к примеру, такие вопросы: «Кем вы хотели стать, когда заканчивали школу?», «Что больше всего повлияло на выбор профессии?», «Кто посоветовал вам поступать на экономический факультет?».

Обратите внимание: задавая вопросы о детстве и юности,  нужно научиться корректно переносить ответы о прошлом (например, о детстве) в современность. Иначе говоря, понимать, что означают эти ответы сейчас. Пример такого толкования см. в таблице 2.

Таблица 2. Пример интерпретации ответов кандидата на вопросы о детстве и юности (фрагмент)

ВопросОтветИнтерпретация
Кем вы хотели стать, когда заканчивали девятый класс?Экономистом международного уровняСфера интересов – точные науки. Соискатель логично объясняет связь между родом занятий и увлечением в детстве, что говорит об устойчивости желаний и целей.
Почему?Всегда хорошо удавалась математика в школе. Казалось, что экономика наиболее близка моему увлечению цифрами и вообще профессия считалась престижной.
Вы считаете, что достигли детской мечты?ДаВидна целеустремленность, так как реализовал мечту – направление деятельности, выбранное в детстве.
Что в вашем детстве больше всего повлияло на выбор профессии?Я всегда хорошо учился и четко знал, чего хочу. Во время учебы в школе последние два года ходил на дополнительные курсы по математике.Демонстрирует самостоятельность в принятии решений. Не ссылается на мнение родителей, их рекомендации, не подчеркивает их влияние. Установка на автономность.

Насколько прогрессивен или консервативен кандидат? Попросите кандидата достроить фразы

Менеджер по подбору начинает предложение и, не договорив его до конца, останавливается, якобы задумавшись, и жестом или мимикой ненавязчиво предлагает соискателю закончить фразу. Например, такую фразу: «прогрессивные люди всегда выбирают…». В данном случае важно даже не то, что ответит соискатель, а то, ответит ли он что-либо вообще. Не исключен вариант, что человек просто промолчит. Это, как раз, и будет сигналом того, что передовые технологии – не его конек.

Пример

Соискатель на должность в Министерстве иностранных дел проходил собеседование с заместителем директора одного из департаментов. Когда кандидат ответил на основные вопросы и ему дали понять, что шанс у него есть, замдиректора решил рассказать случай из своей практики. «Я – советник посольства одной из арабских стран. Очередной рабочий день. Обычный жаркий полдень, обычная рутина, запах кофе, полусонные сотрудники. Я в своем кабинете, готовлю ноту, и вдруг телефонный звонок: местное информационное агентство настоятельно предлагает мне вместо посла, который болеет, провести ранее запланированную, а потом отмененную пресс-конференцию. Я, конечно…». Тут замдиректора внезапно прерывается и говорит собеседнику. «Что вы скажете? «Не соглашаюсь»?». Соискатель немного замешкался, но все же ответил: «Нет, вы не совсем правильно прочитали мои мысли, я думал, что вы, конечно, пообещали перезвонить им позже, после консультаций с послом». Этот кандидат прошел собеседование успешно.

Нужно, чтобы рекрутеры заранее готовили незаконченные фразы для кандидатов. Лишь на первый взгляд может показаться, что прием с незаконченными фразами (которые должен завершить соискатель) – чистая импровизация. Будто бы таких фраз менеджер по подбору сможет спонтанно выдать сколько угодно. Но практика показывает, что это заблуждение! В нужный момент менеджер теряется, и не может составить даже самые простые, казалось бы, фразы. Поэтому важно заранее придумать ряд незаконченных предложений, которые можно пускать в ход для проверки того или иного кандидата, например: «Если бы ваш друг занимал руководящий пост, то….», «Лучше всего настоящие профессионалы работают с…». В некоторых компаниях поступают немного по-другому: пишут незаконченные фразы на листе бумаги и просят соискателей дописать их.

Оцениваем самооценку и способность подчиняться необычно – с помощью проективных тестов

Лучше берите готовые опробованные тесты, чтобы не пришлось приглашать психолога для интерпретации ответов (к готовым тестам прилагаются варианты интерпретации). К примеру, тест «Несуществующее животное»:  нужно попросить претендента на должность изобразить такое животное. По сути, претендент изобразит себя, свой образ. Чтобы сделать нужные выводы, рекрутер анализирует положение рисунка на листе, его динамику. Например, если рисунок расположен в верхней части листа, то человек характеризуется высокой самооценкой, неудовлетворенностью своим положением в социуме. Если рисунок – в нижней части листа, то характеристика имеет обратные показатели: неудовлетворенность собой, низкая самооценка, подавленность. Справа – акцент на будущем, подчеркивание мужских черт характера, стремление к контролю над ситуацией. Однако, если рисунок расположен крайне справа – это может означать склонность к неподчинению, непредсказуемость, чрезмерную конфликтность. Если несуществующее животное изображено слева на листе, то для соискателя характерны: акцент на прошлом, выраженное чувство вины, застенчивость.

Пример

Компания-разработчик оборудования объявила о наборе сотрудников для нового проекта. Главный критерий – умение работать в команде. Так как простым интервью сложно выявить склонность человека к коллективному труду, всем предлагали пройти проективный тест – нарисовать несуществующее животное. Один из соискателей нарисовал чертика с парными частями тела: две головы, два хвоста, четыре руки. При этом он расположил рисунок в левом верхнем углу. Это означает, что соискатель думает, что никакой настоящий союз с другими людьми невозможен. Неудовлетворенность делает его повышенно чувствительным. Следовательно, он нуждается в подбадривании и поощрении, эгоцентричен и поэтому обидчив. Такому типу людей сложно зависеть от работы других, обиды и недовольства не дадут работать ему в команде. Сделали вывод, что для коллективной работы такой соискатель не подходит.

Еще один вариант проективного теста – тест Люшера (швейцарского психолога), раскрывающий стимулы человека (что им движет, чем он руководствуется). Нужно подготовить восемь квадратов, окрашенных в разные цвета. Пусть во время собеседования он выложит квадраты перед соискателем, чтобы тот выбрал один – наиболее приятный для себя. Процедура повторяется, и в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности: от наиболее предпочитаемого к наименее. Каждому цвету, по мнению Макса Люшера, соответствует свой набор потребностей человека (как толковать цвета см. ниже). Зная, какие потребности, судя по выбранным квадратам, доминируют у кандидата, менеджер по подбору поймет, в каких стимулах нуждается человек, а главное – применяются ли они в компании, и сможет ли человек в ней работать.

Схема. Интерпретация цветов по методу Люшера

  1. Синий цвет – потребность в глубокой привязанности, как инструмент достижения внешней защиты, эмоционального комфорта, покоя.
  2. Зеленый – потребность в отстаивании собственной позиции, оборонительность, агрессивность защитного характера.
  3. Красный – потребность в достижении, обладании, лидировании, наступательная агрессивность «завоевателя «, целенаправленность.
  4. Желтый – потребность в эмоциональной вовлеченности и защищенности в социальном плане. Яркость переживаний и общение – как необходимый процесс.
  5. Фиолетовый – потребность в уходе от реальной действительности, иррациональность притязаний, нереальные требования к жизни, субъективизм, индивидуализм, эмоциональная незрелость.
  6. Коричневый – потребность в снижении тревоги, стремление к психологическому и физическому комфорту.
  7. Черный – потребность в независимости через протест, негативизм по отношению к любым авторитетам, давлению извне.
  8. Серый – потребность в успокоении, отдыхе; пассивность.

Таблица 3. Проективные вопросы для оценки соискателя на должность руководителя отдела по организации мероприятий

Проективные вопросыОцениваемый фактор
Что стимулирует людей работать наиболее эффективно?Мотивация
Что нравится людям в работе?Мотивация
Почему человек выбирает ту или иную профессию?Мотивация
Что может побудить человека уволиться?Мотивация
Какой коллектив является наиболее комфортным для людей?Коммуникабельность
Какие качества характера наиболее значимы для успешного общения с людьми?Коммуникабельность
Зачем люди стремятся сделать карьеру?Мотивация
В каких ситуациях оправдана ложь?Честность
Как вы думаете, почему люди возвращают взятый в банке кредит?Честность
Опишите самый типичный конфликт в коллективе, в чем его причины?Конфликтность
Из-за чего чаще всего случаются конфликты с клиентом?Конфликтность
Какой клиент является наиболее проблемным для компании?Клиентоориентированность
Клиент заказал организацию конференции. Сотрудник принялся за работу, составил график проведения, подготовил сформированное предложение, согласовали с клиентом, но через несколько дней он отказался и ушел в другое агентство. Предположите, с чем это может быть связано?Клиентоориентированность
Руководитель в отпуске, а люди работают как обычно. С чем, как вы считаете, это связано?Лояльность
Каких людей более охотно берут на работу на хорошие должности?Карьеризм
Почему одни люди добиваются успеха, а другие терпят неудачу в жизни?Карьеризм
Каким должен быть хороший коллега?Коммуникабельность
Когда сотрудник выходит на работу в первый день, что он должен делать?Адаптация, самостоятельность
Если руководитель поручает организовать рекламную компанию новому сотруднику, который мало в этом понимает, что, по-Вашему, должен делать сотрудник?Адаптация, самостоятельность

http://www.hr-director.ru

 

Комментарии экспертов:

 Я не люблю использовать проективные методики, если честно. В случаях с «подготовленной» аудиторией (психологи, например), это точно не работает. Не стоит перебарщивать с репетицией своих навыков оценщика методики «Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное» и т.д.  И здесь вопрос не только в предоставлении социально-ориентированных ответов, но и в раздражении, которое может возникать у кандидатов, когда они не понимают, зачем все это нужно, и когда результаты такого тестирования не имеют профессиональной обратной связи. А методика Люшера, например, может отражать сиюминутные состояния кандидата и не заслуживает быть основой для интерпретаций характера.

Проективные вопросы, как часть стандартного интервью, — хороший инструмент увидеть то, что кандидат говорит и делает неосознанно. Особенно последнее. Наблюдая за кандидатом при ответах на такие вопросы, можно анализировать невербальные проявления, согласуется ли словесный смысл и положение тела, рук, выражение лица, манипуляции с предметами и т.д. Очень диагностично. Это, наряду с анализом риторики,  дает представление о ценностных установка человека и личных качествах. Но требует определенного уровня профессиональной подготовки. И искреннего интереса к человеку напротивJ

Яна Шевченко,

HR-менеджер

представительства UPECO в Украине

 

Статья автора дает прекрасный обзор эффективных методик для проведения собеседований. Все эти  примеры часто используются в работе HR-а и помогают наиболее точно оценить кандидата. Главное – помнить, что выбор той или иной стратегии интервью зависит от сферы деятельности компании и специфики вакантной должности.

Есть вопросы, на которые сложно дать развернутые ответы аналитику, но в то же время, они покажутся очень легкими для менеджера по работе с клиентами. В первом случае, у кандидата преобладает математическое мышление, он больше ориентирован на работу с цифрами, нежели на общение с людьми. Зачастую, таким людям сложно выражать свои мысли и рассказывать о фактах с личной жизни. Они более закрыты, но это не мешает им быть прекрасными специалистами в своем направлении. Менеджеры по продажам – это люди с хорошими коммуникативным навыками. Им легко говорить на любые темы, они открыты к любым вопросам и всегда готовы дать на них развернутый ответ. Нужно помнить, что для оценки одного и того же качества у экстраверта и интроверта необходимо использовать разные по структуре типы вопросов.

Не последнюю роль играют интонация, эмоции, мимика и жесты. Очень часто ответы  кандидата не совпадают с его жестами. Пример: на собеседовании спрашивают, остались ли у соискателя хорошие отношения с бывшим работодателем? Он отвечает: «Конечно, мы поддерживаем отношения, общаемся в социальных сетях, обмениваемся теплыми поздравлениями на праздники», — но при этом потирает нервно руки и кивает головой вправо и влево, что означает «нет». В этом случае стоит задать еще несколько вопросов, чтобы понять, почему жесты не совпадают с речью. Возможно, он просто нервничал, а может, просто хотел произвести хорошие впечатления, боясь при этом сказать правду.

Еще одним немаловажным фактом является интонация в голосе. Если кандидат говорит: «Я очень заинтересован работой в вашей компании, я готов расширять свою экспертизу, готов к любым переработкам», — но это он произносит монотонно, без выраженных эмоций, как будто сейчас уснет, то о какой заинтересованности и развитии можно говорить?

Перед выбором методики для собеседования, нужно обращать внимание на образование кандидата. Если он заканчивал факультет психологии, то явно хорошо разбирается во всех проективных методиках. Ответы будут очень аккуратными и шаблонными. Также обратите внимание на курсы, тренинги и мастер-классы, на которые ходил кандидат. У него может не быть психологического образования, но это не мешало ему получать сертификаты по курсам НЛП, Гештальтпсихологии и т.д.

Хобби. Это еще одна подсказка нам. Сейчас стало очень модным читать книги по психологии. Эти материалы доступны в любой форме. Поинтересуйтесь у соискателя, какие книги он читает, почему выбрал именно эти, что из прочитанного может посоветовать вам и почему. Так вы сможете понять, насколько глубоко его интересует данная тема, что он вынес для себя и применяет в жизни.

И последнее — настроение и физическое состояние человека. Они могут искажать результаты ответов. Мы всегда должны, нет, просто обязаны сделать максимально комфортные условия для кандидата. Если мы видим, что он пришел в плохом настроении (это может не быть связано с рабочими моментами), постарайтесь выровнять его эмоциональный фон. Вы можете рассказать легкую шутку, интересную новость, провести мини-экскурсию по офису. Это поможет его отвлечь и настроить на нужный нам лад. Также можно предложить такие приятности, как кофе, чай и сладенькое, еще никто не отменял.

Все эти маленькие моменты совсем не сложно учесть. Но с их помощью мы получим максимально достоверную для нас картину и остановим свой выбор действительно на «нашем» кандидате!

 Алена Дураева

HR Business Partner,

компания «Max logistic»

 

Во многом согласна с автором статьи, однако хочу предостеречь коллег от чрезмерного увлечения тестами.  Проективные тесты большое подспорье в нашей работе, но иногда за использованием таких инструментов рекрутеры пытаются скрыть свою некомпетентность в вопросе оценки, невозможность самостоятельно сделать выводы, основываясь на своем опыте и интуиции.

Кроме того, большинство тестов отражает состояние психики в данный конкретный момент и может быть обусловлено внешними факторами (как правило, собеседование – это стресс для кандидата). Тест «Несуществующее животное» проводила в своем коллективе. 100% коллег нарисовали своих животных в центре листа. Анализ самих изображений тоже не однозначен, т.к. тест проводился в очень сложный для нашей страны период и практически на всех изображениях были элементы страха и агрессии/защиты.

Бучма Зоя
руководитель проектов по персоналу
АСК «ИНГО Украина»

prohr.rabota.ua

почему люди выбирают неправильные профессии

2 мотива при выборе профессии

В целом людей можно разделить на две группы. Одна выбирает сферу деятельности, исходя из своих собственных интересов. Этих людей что-то зажигает в определённой профессии. Например, химиков с детства могут завораживать реакции разных элементов, зоологов — животные и т.д.

Вторая группа принимает решение на основе убеждений родителей или общественных представлений о престижности работы. Например, «девочке надо поступить на технический факультет, чтобы удачно выйти замуж», «надо работать стоматологом, это всегда тебя прокормит» и прочие стереотипы. К этой же группе относятся и те, кто продолжает семейное дело.

Как правильно выбирать

Независимо от того, какую профессию человек выбирает, ему важно понять свои мотивы. Для этого нужно, во-первых, вспомнить, что ему в детстве было интересно и нравилось больше всего. Во-вторых, соотнести, как его желание пойти в эту профессию связано с детскими мечтами, а также с детскими травмами. Можно выделить несколько потребностей, которые присущи каждому, но в разной степени:

— интерес к своей профессии;
— власть;
— признание;
— творчество;
— деньги.

Важно, какая из них лидирует. Идеальным выбором можно назвать ситуацию, когда вы идёте в профессию из интереса, своей любознательности, любопытства к определённой сфере и желания творить. Именно эта потребность и обеспечивает стабильное развитие в дальнейшем. Она истинная.

Если занятие выбирается по душе, это не значит, что человек не столкнётся с проблемами. У него могут быть трудности с самореализацией, с тем, чтобы зарабатывать на этом деньги. Ему может быть тяжело пробиться в своей области. Но ему легче прикладывать много сил и упорства, потому что он занимается делом, которое любит. Его профессиональный путь более стабилен.

Остальные потребности (порадовать родителей, выбрать стабильную профессию и т.д.) — компенсаторные, призванные помочь справиться с травмами. И они — бомба замедленного действия.

Например, если вы одержимы идеей зарабатывать много денег, потому что у ваших родителей их совсем не было, то достигнув результата, вы в итоге вы начнёте компенсировать нехватку интереса другими вещами. Алкоголем, например, или превратным времяпрепровождением. Через некоторое время этот ресурс закончится, и вы придёте в упадок. Или начнёте постоянно менять род деятельности.

У тех, кто выбирает профессию по настоянию родителей, через некоторое время обычно наступает разочарование.

Поэтому даже если вы выбрали профессию не по душе, важно, чтобы у вас было в жизни любимое занятие — хобби, где бы вы могли реализовать себя как творческая личность.

https://www.sravni.ru/text/2017/10/19/lichnyj-opyt-kak-ja-brosila-rabotu-v-ofise-moskva-siti-chtoby-stat-kapitanom-jakhty/

Что о вас говорит ваша профессия

Выбор специальности может многое сказать о мотивах человека.

1. Экономика

Выбор по призванию: очевидно, что экономические специальности выбирают люди аналитического склада мышления, которые привыкли всё контролировать и подвергать сомнению. С ними легко очертить границы, понятно, чего от них можно ожидать и как с ними взаимодействовать.

Скрытые мотивы: в этом случае цель — спрятать чувства и эмоции за цифрами. Такие люди полагаются больше на логику, нежели на чувства. Поэтому у них есть проблемы выстраивания близких отношений с людьми. Они строятся через аргументацию, точки соприкосновения, основанные на железных аргументах. Это то, что им понятно.

2. Юриспруденция

Выбор по призванию: часто эту сферу выбирают те, у кого в семье или среди родственников есть судьи и адвокаты. Но если взять среднестатистического представителя, то это такой исследователь. Возможно, он склонен к гиперконтролю. Сильные стороны — это логика, мышление, слабые стороны — опять же чувственная сфера.

Скрытые мотивы: избегание собственных эмоций, необходимости контактировать со своими желаниями, выстраивать близкие отношения. Людям проще ориентироваться на какие-то нормы и правила, нежели на свои потребности или потребности других людей.

Но если разделить юристов по профилям, то у каждого могут быть свои мотивы. Например, вы можете стремиться стать судьёй, потому что он для вас является образом сильного человека. И таким образом, контролируя жизни других людей, вы хотите получить контроль и над своей жизнью.

3. Здравоохранение

Выбор по призванию: врачи обычно заражены идеей спасать человечество. Это люди, которым интересно, как устроен человек. Исследовать это — их главная мотивация.

В основном у них страдает логическая часть, способность достигать целей и результатов, но они эрудированны, очень развиты эмоционально. Хотя по прошествии времени медики, конечно, становятся чёрствыми. По-другому просто невозможно выжить в этой профессии. Если человек регулярно сталкивается с болью, то он не может постоянно чувствовать эмпатию к пациенту. Тогда он просто сойдёт с ума. Естественно, что он притупляет свои ощущения.

Скрытые мотивы: необходимость переживать определённые кризисы, чтобы снимать напряжение. Особенно явно это выражено у реаниматологов. В то время как рентгенологи, наоборот, идут в эту профессию за какой-то стабильностью, спокойствием, степенностью.

Патологоанатомом может стать человек, которому трудно даются контакты с людьми и работа там, где требуется общение. Один мой знакомый из этой сферы открыто заявляет, что самый лучший человек — это мёртвый человек, с ним спокойно работать. В то же время я знаю судмедэксперта, который изначально с помощью такой работы хотел преодолеть тревогу перед операциями, во время которых плохо себя чувствовал. Но в итоге так и остался в этой области.

4. Менеджмент

Выбор по призванию: в идеале в эту профессию приходят лидеры. Люди, которым интересно двигаться вперёд. У них есть идея, и они воплощают её при помощи других. Зрелые руководители выстраивают с подчинёнными и партнёрами отношения в форме контрактов, когда каждый получает то, что он хочет.

Скрытые мотивы: погоня за модой. Есть люди, которые идут в эту сферу, потому что это престижно. Считается, что человек, который управляет другими людьми, может достичь в жизни большего. Если при этом человек ещё и выбирает авторитарный стиль управления, то, скорее всего, имеет место травмирующий детский опыт. Возможно, родители обращались с ним авторитарно, и он взял для себя за основу эту модель. А может быть, его родители, наоборот, были слишком мягкими. Он не ощущал в них опоры и поддержки, поэтому интуитивно выбирает противоположный стиль.

5. Педагогика

Выбор по призванию: чтобы связать с чужими детьми свою жизнь, учить их, воспитывать, контактировать с ними постоянно, нужны какие-то существенные основания. Чаще всего это любовь к детям.

Скрытые мотивы: попытка получить какой-то правильный родительский опыт, в котором они нуждались в детстве. Здесь мы имеем дело с проекцией. Глядя на других детей, человек контактирует с самим собой, со своим внутренним ребёнком и с тем опытом, который он получил сам. Часто эти люди не реализованы в других сферах жизни — в финансах, например, или в семейном плане.

6. Лингвистика и иностранные языки

Выбор по призванию: эта профессия для любознательных и творческих личностей. Им хочется узнать культуру других людей, как устроен их мир. И им нравятся языки.

Скрытые мотивы: бегство от реальности. Есть люди, которые идут в профессию, потому что их не устраивает текущий образ жизни. Есть скрытая надежда, что если они выучат иностранный язык, то жизнь изменится, они смогут куда-то переехать. Или станут другими, не такими, как все.

7. Информатика и вычислительная техника

Выбор по призванию: большая ценность для них — это внутренний мир и выстраивание в нём определённых последовательностей.

Скрытые мотивы: избегание людей. Как правило, это люди очень закрытого плана. Многие из них не имеют семей. Им не нравится открытое общение с большим количеством людей. Для них гораздо комфортнее находиться дома или в закрытом помещении.

8. Международные отношения

Выбор по призванию: коммуникации, желание общаться с людьми, желание узнавать их, налаживать мосты и договариваться.

Скрытые мотивы: это престижно, модно, дорогостояще, а значит — хорошо оплачивается. Люди из этой сферы могут иметь давние проблемы с диалогом. Например, в детстве человеку нужно было предпринять массу ухищрений, чтобы родители его услышали и сделали то, о чём он просит. С годами это стало его сильной стороной. И теперь он с успехом применяет свой навык в работе.

9. Реклама и связи с общественностью

Выбор по призванию: менять мир. Им интересно смотреть, как реклама действует, хочется создавать масштабные мероприятия, проводить конференции. Они хотят драйва. Обычно это люди с активной жизненной позицией. Для них реклама — это возможность дать потребителям что-то новое.

Скрытые мотивы: есть доля любви к манипуляциям. Ведь в рекламе для получения результата нужно уметь воздействовать на потребителя. В зависимости от наличия детских травматических эпизодов представитель этой профессии может подавать рекламу агрессивным образом. Воздействовать на аудиторию с помощью разных, не всегда экологичных механизмов.

Список популярных направлений подготовки составлялся на основе ежегодного мониторинга ВШЭ качества приёма в вузы. Учитывалось количество поступивших на платной основе в 2017 году.

Автор: психотерапевт Антон Дёмин, источник фото – shutterstock.com

www.sravni.ru

Открытое коррекционно-развивающее занятие В мире профессий (9 класс)

Коррекционно – развивающее занятие « В мире профессий».

Цели:

Обучающая – формирование знаний по профессиям с целью профориентационной работы и подготовка учащихся к самостоятельной жизни

Коррекционно – развивающая – коррекция эмоционально – волевой сферы детей, развитие общей и мелкой моторики, выразительное рассказывание стихов

Воспитательная-воспитывать интерес к профессиям: повар, маляр, шофёр, швея, столяр, слесарь, желание трудиться по этим специальностям.

Подготовка-оформлена выставка детских работ по теме.

Оборудование и материалы: компьютер, экран, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, видеоурок «Ты и твоя будующая професия», «Калейдоскоп профессий».

План занятия.

1.Организационный момент

2.Вводная часть:

Беседа. Наше занятие называется «В мире профессий». Человек часто в своей жизни сталкивается с проблемой выбора. Выбор профессии – одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу.

3.Основная часть.

Что же такое профессия? Ответы детей. (Профессия — это работа, для которой человеку нужны знания).

Слово «профессия» латинское, оно переводится как «объявлять своим делом», «говорить публично». Профессия означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и является источником существования.

-А почему люди выбирают ту или иную профессию? (чтобы трудиться, зарабатывать деньги)

— Для каждого человека в жизни очень важно правильно выбрать профессию. Тогда человек работает с удовольствием и доставляет радость себе и окружающим людям. Но при любом выборе профессии знайте, что все они важны и нужны.

Воспитатель: Сегодня мы с вами не только познакомимся с профессиями, но и постараемся узнать и выявить ваши склонности к тем или иным профессиям. Но для начала проведем игровую разминку в виде игры.

Игра “Угадай профессию”

(О каких профессиях идет речь?)

Куй железо, пока горячо. (Кузнец).

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак).

Не игла шьет, а руки. (Портной, швея).

Не взявшись, за топор, избы не срубишь. (Плотник).

Кто пахать не лениться, у того и хлеб родится. (Пахарь).

Не надевай хомут с хвоста, не начинай дела с конца. (Конюх).

Алфавит.

-А много ли вы знаете профессий? Попробуйте в течение 5 минут написать как можно больше профессий. (Учащиеся пишут, результаты оглашаются)

Игра “Кто это?” (закончи фразу)

Трактор водит — …(тракторист)

Электричку – (машинист)

Стены выкрасил – (маляр)

Доску выстругал – (плотник)

В доме свет провел – (электрик)

В шахте трудится – (шахтёр)

В жаркой кузнице – (кузнец)

Кто все знает – молодец!

Играя, мы освежили свою память и вспомнили много разных профессий и специальностей. Чтобы выбрать профессию, нужно узнать, какие профессии существуют.

Видеофильм. «Все профессии нужны, все професси важны».

А теперь внимание! Люди, каких профессий работают в нашей школе-интернате?

(Учитель, воспитатель, библиотекарь, врач, медсестра, бухгалтер, сторож, техничка, няня, электрик, сантехник, дворник, повар)

Как вы думаете, а сможете ли вы сейчас устроиться на работу? Почему? (Ответы ребят).

Нет, сначала нужно закончить учиться в школе, затем получить знания по выбранной профессии, а потом только можно устроиться на работу.

Сначала нужно приобрести профессию. Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость, да и дело будет спориться.

Так что же такое профессия? Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки?

Воспитатель: Выбор профессии зависит от интересов человека. Кто – то ясно и четко видит свое будущее уже в детстве. Например: Кристина мечтает стать ветеренаром лечить животных и шить красивую одежду, Ваня хочет строить дома, чтобы люди жили в тепле и красоте, Артём не мыслит себя без отверток, гаек, механизмов, Юра мечтает перевозить грузы и людей, Дима мечтает работать в магазине, продавать людям товар.

В процессе выбора нам помогают родные, друзья, справочники.

Видео. Калейдоскоп профессий

Куда нужно обращаться по трудуустойству на работу? (в центр занятости)

Скажите, ребята, а директор профессия? (Нет, должность. На неё выбирают по ряду качеств таких как умение общаться с людьми,)

Воспитатель: Чтобы закрепить знания о различных профессиях, я предлагаю вам отгадать загадки.

Он бревно отешет ловко,

Стены сделает, навес.

У него смолой спецовка,

Как сосновый пахнет лес /плотник/

Кто в дни болезни всех полезней

И лечит нас от всех болезней?/доктор/

На пастбище ведет он рано

Стада коров, овец, баранов /пастух/

Ночью, в полдень, на рассвете

Службу он несёт в секрете,

На тропе, на берегу,

Преграждая путь врагу/пограничник/

Кто учит детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать?/учитель/

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?/повар/

Белые волосы, брови, ресницы.

Утром встаёт он раньше, чем птицы /пекарь/

С хоботом, но не слон,

С ластами, но не лягушка /водолаз/

Наведёт стеклянный глаз,

Щёлкнет раз — и помним вас /фотограф/

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской,

У него в руке ведро,

Сам раскрашен он пестро /маляр/

Задымила наша печь,

Пироги не хочет печь.

Мастер тут пришел умелый,

Повязал он фартук белый.

Кирпичи поправил в кладке

И намазал глиной щель…

Печь у нас теперь в порядке,

Не дымит она теперь /печник/

Работник этот хоть куда!

Сопровождает поезда /проводник/

С огнём бороться мы должны,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Ответь скорее, кто же мы?/пожарник/

Я на свете всех нужней,

У меня сто малышей /воспитатель/

Он не летчик, не пилот,

Он ведёт не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это?/космонавт/

Есть у Андрюши старший брат –

Отличной выправки солдат.

Несет он службу, но притом

Вооружен водой, багром.

Он на посту в мороз и в зной.

Скажите, кто же он такой?/пожарник/

В жёлтом море корабль плывёт.

Кто корабль по морю ведёт?/комбайнер/

Средь облаков, на высоте,

Мы дружно строим новый дом,

Чтобы в тепле и красоте

Счастливо жили люди в нем /строители/

Сценка.

В кафе входит клиент. Оглядывается, присаживается за стол. Подходит официант и подаёт меню. Клиент смотрит в меню и выбирает.

-Чего жилаете?

— Первое.

_Супчик?

-СупчиК.

-Горяченький?

-Горячинький.

-С курицей?

-С курицей!

-Нету.

-Как нету?

— Ели, ели да весь съели.

-Ну тогда дайте мне второе!

-Картошечку?

-Картошечку!

-Горяченькую?

-Горяченькую!

— С котлеткой?

-С колеткой!

— С подливкой?

— С подливкой!

— Нету!

-Как нету? (Раздражённо).

— Ели, ели, да всё съели.

— Ну тогда дайте мне кампот.

— Кампотик?

-Кампотик!

-С яблоками?

-С яблоками!

-Сладкий?

-Сладкий!

-Нету.

-Как нету? (возмущённо).

-Пили, пили, да всё выпили.

-Тогда дайте мне жалобную книгу!

-Жалобную книгу?

=Да!

Маленькую?

-Маленькую.

-Синенькую?

-Синенькую!

-Толстенькую?

-Толстенькую.

-Нету!

-Как нету?

-Писали, писали, да всё списали.

-Ну тогда, извольте мне пригласить директора.

-Директора?

-Да!

-Низенького?

-Низенького.

-Толстенького?

-Толстенького.

-Лысенького?

-Лысенького.

— В шляпе?

-В шляпе.

-Нету.

-Как нету? (возмущённо)

-Ел, ел, да и лопнул!

Клиент встаёт. Очень зло говорит:

-Так что у вас есть?

-Я и моя столовая. При этом разводит своими руками показвая свою столовую.

Физкультурная пауза.

Мы в профессии играли

Вмиг мы лётчиками стали

В самолёте полетали

И шофёрами вдруг стали

Руль теперь в руках у нас

Быстро едет дружный класс

А теперь на стройке мы

Кладём ровно кирпичи

Раз кирпич, и два, и три

Строим дом мы, посмотри

Вот закончена игра,

Вновь за парты нам пора.

Воспитатель: Вы прекрасно знаете, что каждый человек должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле.

Задание «Собери пословицу». На полосках бумаги написаны пословицы, разрезаны пополам и перепутаны. Нужно правильно собрать пословицы: «Без дела жить, только небо коптить», «Кто рано встает, тому бог подает», «Глаза страшатся, а руки делают».

Педагог: Любое дело подвластно тому, кто не боится труда.

Работа с раздаточным материалом “Смысловые ниточки”.

Собрать пословицу и объяснить смысл:

Маленькое дело … (руки делают)

Глаза страшатся, а …(лучше большого безделья)

Терпенье и труд (не знают скуки)

Умелые руки …(все перетрут)

Скороговорка: пекарь пёк калачи в печи.

Далее детям предлагается угадать профессию по предметам труда.

Загадки:

Замечательный дружок:

Деревянная ручища,

Да железный обушок,

Да каленый гребешок.

Он у плотника в почете,

Каждый день с ним на работе (топор)

Наша тетушка игла строчку по полю вела:

Строчка в строчку, строчка в строчку,

Будет платье вашей дочке (швейная машина)

Древесину ест едок –

Сто зубов в один рядок (пила)

Железная нитка ныряет,

Хвост на волне оставляет (игла с ниткой)

Маленькая головка на пальце сидит,

Десятками глаз во все стороны глядит (наперсток)

infourok.ru

Человек выбирает профессию

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Курсовая работа на тему: «Человек выбирает профессию»

Выполнил Сеньшов И.А.

Студент 41 группы,

специальность физика-информатика проверил Сухов И.Н.

МОСКВА, 2008 ГОД

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.. 3

Родительская семья и выбор профессии. 5

Общеобразовательная школа и выбор профессии. 11

Набор профессий, вакансии. Выбор и отбор. Сознательный личный выбор 20

Заключение.. 28

Список литературы… 30

Профессиональное самоопределение молодежи — сложный, многофакторный и многоаспектный процесс. Разными сторонами этого процесса занимаются многие науки. Вопросам выбора профессии, профессиональной ориентации, начала трудовой жизни, жизненных путей молодежи посвящены многие научные исследования последних лет, научные статьи и книги. В этом реферате я стремился дать популярное изложение основных вопросов выбора профессии с социально-демографической точки зрения. Основное внимание уделено соотношению потребностей народного хозяйства в работниках разных профессий и профессиональных склонностей молодежи. Специально рассмотрены роль семьи и школы как главных «агентов» социализации и профессиональной ориентации подрастающего поколения, а также демографические аспекты выбора профессии.

Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте. Он имеет громадное значение для самого человека и важен для общества. Выбор профессии — это, по существу, выбор жизненного пути, если хотите, выбор судьбы. Работа — главное содержание человеческой жизни. От этой области в большой степени зависят удовлетворенность человека своей судьбой и самим собой, его счастье.

Удачный выбор профессии — это моральная удовлетворенность, высокая самооценка; это и высокая производительность труда, высокое качество продукции, максимальная «отдача». Выбор профессии — та точка, где сходятся интересы личности и общества, где возможно и необходимо гармоничное сочетание личных и общих интересов.

Не подчинение личного общему и не пренебрежение общественными интересами во имя личного, а именно сочетание этих интересов во имя общего блага — вот генеральный путь решения сложных проблем профессионального выбора.

В условиях развитого социализма и научно-технической революции для советской молодежи складывались объективно все более благоприятные предпосылки выбора профессии и жизненного пути в соответствии с призванием, склонностями, способностями личности. У нас давно ликвидирована классовая предопределенность профессиональных судеб, постоянно расширяется «веер» профессиональных выборов, увеличивается реальная свобода выбора занятий. К расширению свободы выбора ведут успехи социального развития, рост благосостояния народа, образования и культуры, сдвиги в отраслевой и профессиональной структуре народного хозяйства, особенно быстрые в условиях научно-технической революции.

Правильный выбор профессий — важное условие повышения производительности общественного труда, что особенно важно в условиях сокращения возможностей экстенсивного развития народного хозяйства. С другой стороны, повышается степень удовлетворенности работой и жизнью вообще, уменьшается возможность разочарований, связанных с первыми самостоятельными шагами. Удачный выбор профессии человеком — одно из решающих условий всестороннего развития личности, что имеет громадное значение для общества в целом, в том числе и экономическое: труд высоко и многосторонне развитого человека производительнее и качественнее, чем малоразвитого. Понятно, что общественное поведение высокоразвитой личности ценнее, чем малоразвитой. Все это создает объективные предпосылки для общего повышения качества жизни, сокращения разного рода асоциальных и антисоциальных явлений (пьянство, хулиганство, аморализм).

Итак, правильный выбор профессии — один из краеугольных камней личного человеческого счастья, без которого не может быть и счастья общего.

В мире профессионального разделения труда много сложных, малоисследованных и не всегда широко осознанных проблем.

В антагонистических общественных формациях судьба детей определяется главным образом социальным положением родителей. Хотя во всех развитых капиталистических странах существует заметная социальная мобильность, т.е. переход из одних социальных слоев в другие, размеры продвижения «вверх» обычно незначительны. Это хорошо видно по составу студентов. Так, относительные шансы поступления в вуз для молодых людей — представителей привилегированных и непривилегированных слоев в 60-е годы составляли: в Англии-4: 1, во Франции и Японии — 30: 1, в ФРГ — 48: 1, в Испании — 87: 1, в Португалии — 129: 1.

Для нашей страны характерна очень высокая социальная мобильность. Советский рабочий класс интенсивно пополняется выходцами из крестьян, интеллигенция — детьми рабочих и крестьян. Известно, что слой интеллигенции в дореволюционном населении Российской империи был очень невелик. В 1913 году высшее образование имело всего 136 тысяч человек. В начале же 1979 года в народном хозяйстве страны было занято 11,1 миллиона специалистов с высшим образованием. Так что практически почти вся советская интеллигенция вышла из рабочих и крестьян.

При всем том социальное положение родителей сказывается, разумеется, на социальном и профессиональном положении детей. В какой мере?

В кругах интеллигенции образованность весьма ценится. Дети из семей интеллигенции также ориентированы на образование. Между тем некоторая часть молодежи не стремится получить общее среднее и вообще среднее образование, учится лишь по обязанности, что, как хорошо известно, создает в средней школе определенные проблемы. По-видимому, отрицательная установка по отношению к образованию формируется у некоторой части подростков и под влиянием семьи.

Заметим, что выделить «чистое» влияние семьи на жизненные установки и систему ценностей детей едва ли возможно, ибо нынешний подросток находится в поле многообразных влияний: школы, сверстников, средств массовой информации. Тем не менее семья остается в подавляющем большинстве случаев главным «агентом» первичной социализации человека, т.е. процесса усвоения им основных норм и правил человеческого общежития, передачи обычаев, навыков, традиций.

Профессиональное самоопределение происходит на основе социальных позиций личности, профессиональная ориентированность молодого человека основывается на его социальной ориентированности. В основе отношения к тем или иным профессиям лежит отношение к наиболее общим социальным ценностям, в частности к труду вообще, труду физическому и умственному, жизни в городе и деревне, знаниям, социальному статусу и т.д. И если, скажем, деревенская девочка к 15 годам твердо решила, что жить она будет только в городе, а работа у нее должна быть обязательно легкая и чистая, то все усилия школы и общественности ориентировать ее на профессию, скажем, доярки в 16-17 лет, перед окончанием школы, будут тщетными. А основные жизненные установки молодых людей, как мы уже сказали, вырабатывает прежде всего семья.

Социальная стратификация в советском обществе потеряла тот смысл, который она имеет в обществе буржуазном, где объективно выделяются социальный «верх» и «низ» и где успех в жизни связывается обычно с вертикальным социальным продвижением «вверх», а перемещение «вниз» столь же определенно означает жизненный неуспех, если не катастрофу.

Советское общество идет, как известно, к социальной однородности, к изживанию социально-классовых различий. Социальных «верхов» и «низов» в нашем обществе нет. Однако субъективно каждый человек одно социальное положение предпочитает другому. Существуют и определенные массовые предпочтения, в частности, того положения в обществе, для занятия которого обязательно или желательно высшее образование. Это хорошо видно и из приведенных выше таблиц оценки профессий выпускниками средних школ. Однако возможности достижения определенного положения у выходцев из разных семей пока различны, даже при единых установках, при желании достичь одного и того же. Так, в советских вузах широко представлены все слои советского общества, однако относительная частота поступления в вуз у детей, скажем, интеллигенции и колхозников существенно различна. Кроме того, дети интеллигенции и колхозников по-разному распределяются между вузами, факультетами, специальностями. Среди последних больше доля поступающих в сельскохозяйственные, инженерные, педагогические вузы; среди первых — на гуманитарные факультеты и на те, после окончания которых больше вероятность работы в науке.

По-видимому, возможности семьи в ориентировании детей на определенные профессии неуклонно снижаются. Постоянно и быстро усложняется профессиональное разделение труда. Современный труд организован таким образом, что в подавляющем большинстве случаев прямая передача родителями своим детям профессиональных знаний и умений невозможна. А ведь традиционно именно такая непосредственная передача была основой трудового воспитания, подготовки новых поколений к трудовой жизни. В семьях трудящихся ребенок воспитывался в атмосфере трудовых забот и интересов взрослых и постепенно втягивался в трудовую жизнь, сначала посильно помогая отцу и матери, старшим братьям и сестрам, затем по мере сил исполняя все более трудные физически и более сложные работы.

Это было возможно до тех пор, пока семья оставалась производственной ячейкой. Нынешняя семья перестала быть таковой. Городские мальчики и девочки нередко совершенно незнакомы с делом, которым занимаются их родители, многие дети никогда не видели своих родителей на рабочих местах.

mirznanii.com

Проективное интервью

Перед собеседованием вы, конечно же, тщательно готовились, составили четкий рассказ о своем опыте, образовании и личностных качествах. Но внезапно вам задают вопрос: «А как вы думаете, почему некоторые люди врут?» Такой поворот событий будет, по меньшей мере, неожиданным.

Итак, вопрос был задан. Действительно, почему же некоторые люди врут? Отвечать за всех вы не можете, но вы знаете, по какой причине могли бы соврать лично вы. Или, например, так. Менеджер по персоналу задает вам вопрос: «Как вы думаете, по какой причине одни люди становятся более успешными, а другие при тех же самых усилиях не добиваются никаких результатов и по 15 лет работают продавцами в ларьке у метро? И вы начинаете рассуждать… Слушая ваши рассуждения, HR осознает, как бы вы действовали в той или иной ситуации, так как вы, по большому счету, ведете беседу с самим собой, отвечая себе на вопросы: «Почему я могу быть неуспешным? Почему я могу уволиться из компании? Почему некоторые люди увольняются?» Через это отображается ваша система мотивации и многое другое.

Итак, проективное интервью основано на построении вопросов таким образом, что они предлагают кандидату оценить не себя, а людей вообще или какого-то персонажа. Мы склонны переносить свой жизненный опыт и представления на интерпретацию действий других людей, а также на вымышленные ситуации, персонажей и т.п.

О чем же именно пытается узнать тот, кто проводит собеседование, задавая такие хитрые вопросы?

● Мотивация: материальная и нематериальная;
● взаимоотношения: «руководитель – сотрудник»;
● ценности: честность, лояльность;
● взаимодействие с коллективом: особенности общения с людьми;
● поведение в конфликтах;
● взаимодействие с клиентами.

Хитрость проективного интервью в том, что вопросы задаются в достаточно быстром темпе, чтобы соискатель говорил первое, что придет ему в голову. А формулировка вопросов, касающаяся действий других людей, действует расслабляющее: кандидат уже не стремится понравиться HR-менеджеру и дает правдивые ответы, которые выдают его самого с головой. Исследователь может «обмануть» сознание респондента и таким образом выявить его скрытые мотивы, установки,  отношения, предпочтения, ценности.

Как «пережить» проективное интервью

Будьте внимательны: какие бы вопросы ни задавал HR, все они преследуют одну задачу – узнать о вас как можно больше.

Для начала вы должны узнать о таком понятии, как «локус контроля». Это степень независимости человека, его активности и самостоятельности. Локус контроля отображает уровень ответственности человека в достижении каких-либо своих конкретных целей, уровень восприятия своей ответственности за происходящие события и их последствия. При этом есть различие между внешним локусом и внутренним локусом. Внешний – это когда человек в большинстве сложившихся ситуаций винит далеко не себя, не свои действия и поступки. А уж если человек всегда и во всем считает виновным себя, то здесь локус контроля внутренний. Таким образом, внутренний локус сопутствует зрелым личностям, а вот внешний, наоборот, мешает процессу личностного созревания.

Поэтому, отвечая на следующие проективные вопросы…

● Случалось ли вам опаздывать?
● Бывало ли так, что вы не сдерживали свои обещания?
● Вы когда-нибудь говорили о других «за глаза»?
● Приходилось ли вам обманывать?
● Случалось ли вам допускать ошибки в работе?
● Бывает ли так, что вам не удается довести дело до конца?

…вы должны помнить, что зрелые личности принимают ответственность за свои поступки на себя, а не винят в неудачах окружающих.

Приведем пример проективного вопроса:
«Почему в одних организациях люди воруют, а в других – нет?»

Правильные варианты:

•    Потому что в одном случае люди работают на себя, они заинтересованы в успехе общего дела, есть команда, а в другом всего этого нет.
•    Это зависит от отбора людей: есть люди нечестные, а есть честные, их и надо брать на работу.

Неправильные  варианты:

•    Платить надо достаточно.
•    Где-то просто нечего украсть.

Также при проективном интервью вам могут показывать картинку, где, например, нарисован человек, вечером выходящий из офиса с толстым портфелем, поясняют, что это сотрудник компании и просят дать комментарии. Если вы скажете, что это, возможно, бухгалтер, который взял работу на дом, чтобы успеть подготовить вовремя квартальный отчет – отлично, в вас увидят ответственного и трудолюбивого человека. Если вы скажете, что это наверняка повар, который тащит домой ворованные продукты – сомнительно, вас могут заподозрить в личной нечестности.

Что обычно спрашивают, что это может означать:
 

Проективный вопросОцениваемый фактор
1.Что стимулируют людей работать наиболее эффективно?мотивация
2.Что нравится людям в работе?  мотивация
3.Почему человек выбирает ту или иную профессию?мотивация
4.Какой коллектив работает наиболее продуктивно?предпочтения по коллективу
5.Какие качества характера наиболее значимы?предпочтения по окружению
6.Зачем люди стремятся сделать карьеру?мотивация карьерного роста
7..В каких ситуациях оправдана ложь?допущение обмана
8.Как вы думаете, почему люди возвращают взятый в банке кредит?мотивы честности
9.За что оправданно уволить сотрудника сразу?ценности применительно к организации
10.Из-за чего чаще всего случаются конфликты с клиентом?«узкие места» в работе с клиентом

 

hr-portal.ru

Как правильно выбрать профессию по душе

От правильного выбора профессии зависит качество жизни, и вопрос не только в уровне оплаты труда — сложно ежедневно заниматься нелюбимым делом изо дня в день. Что нужно учесть при выборе профессии и как сориентироваться в море возможностей.

Почему человек выбирает ту или иную профессию – Факторы выбора

Какую профессию выбрать

«Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?», — пожалуй, этот вопрос входит в пятерку самых популярных вопросов, которые взрослые любят задавать совсем маленьким детям.

Но вот благополучно миновали десять лет школьной жизни, неумолимо надвигается выпускной бал, а сакраментальное «Кем быть?» все сильнее тревожит душу и разум и подросшего ребенка, и его родителей. Вот тогда-то и возникает вопрос, какую профессию выбрать для себя и так, чтобы ещё не ошибиться с выбором.

Что нужно учесть при выборе профессии

Прежде всего, хорошенько обдумай, чего ты хочешь от профессии. В какой сфере деятельности тебе было бы интересно работать, какой образ жизни ты планируешь вести, насколько важна для тебя высокая заработная плата и многое, многое другое. И, конечно же, обязательно учти свои способности. Не стоит мечтать о карьере программиста, имея тройку по алгебре.

Еще одна полезная вещь – тесты на профориентацию. Что это такое? Как правило, это разнообразные утверждения, с которыми ты должен согласиться или не согласиться. В таких тестах есть вопросы по множеству предметов – физике, химии, астрономии, литературе и другим; кроме того, они помогут тебе оценить твои интересы и черты характера, а иногда и уровень интеллекта.

Тесты на профориентацию есть практически в любых популярных сборниках психологических тестов, так что ты вполне можешь пройти их дома самостоятельно, но все же лучше сделать это во время консультации с психологом. Он поможет тебе сделать наиболее верные выводы по полученным результатам теста и, в конечном итоге, определиться с выбором профессии.

Кроме того, неплохо бы проанализировать, какие профессии сейчас пользуются особенным спросом у работодателей, а на какие спрос вырастет лет через пять, когда ты закончишь учебу. В первом случае лучший помощник – газеты и сайты по трудоустройству, а во втором – прогнозы социологов, которые можно найти в интернете, и собственный здравый смысл.

Основные мотивы при выборе профессии

Прежде всего, давай разделим причины, побуждающие выбрать ту или иную профессию, на внешние и внутренние. Внешние причины связаны с влиянием окружающей среды: мнением родителей, друзей, сверстников, желанием добиться внешнего успеха или страхом осуждения. За внутренние причины отвечаешь ты сам – их определяют твои способности, склонности, привычки и характер, и только они.

Что же чаще всего заставляет сегодняшних молодых людей выбрать ту или иную профессию? Лидер списка мотивов — престиж профессии. Мотив, в принципе, неплохой, однако в нем самом кроется ловушка. В наши времена в фаворе разного рода экономические и юридические специальности.

Однако уже сейчас на рынке труда начинает ощущаться переизбыток тех же бухгалтеров, особенно не имеющих высшего образования. И что будет со спросом на юристов и экономистов в будущем – можно только предполагать. Вывод прост: при выборе профессии ее престиж не должен застить глаза; о нем нужно помнить, но опираться на него одного – вряд ли разумно.

Почетное второе место при выборе профессии занимает высокий заработок: кем бы ни работать, лишь бы хорошо получать. И идут едва окончившие школу девчонки танцовщицами в стрип-бары, а мальчишки едут на север разнорабочими.

Но едва ли такой мотив как высокий заработок заслуживает того, чтобы при выборе профессии опираться только на него. Почему? В норме рост заработной платы напрямую зависит от роста квалификации. Профессии же, где планка заработной платы поднята изначально высоко, как правило, роста квалификации не предусматривают.

Лет через пять доходы официантки и начинающего банковского служащего сравняются, пройдет еще несколько лет – и доход банковского служащего оставит заработок официантки далеко позади.

Интерес к содержанию самой профессии, то есть внутренняя причина ее выбора, находится лишь на третьем месте, а жаль. Тот, для кого работа будет в радость, становится просто любимым делом, и работать будет более продуктивно и постоянно самосовершенствоваться.

И как неразрывно связанное с его успешной работой, последует продвижение по службе и уважительное отношение со стороны коллег. Так, до фанатизма увлеченный программированием паренек становится, в конце концов, изобретателем собственного языка программирования и владельцем предприятия по разработке программного обеспечения. Ему остается жалеть лишь о том, что обязанности руководителя практически не оставляют времени на то, чтобы целиком отдаться любимому делу.

Условия труда тоже играют свою роль в выборе той или иной профессии. Впрочем, переменив место работы, иногда можно существенно изменить и условия труда, — некоторые профессии это позволяют. Например, геолог в полевой партии (палатки, тайга, постоянные командировки) и геолог на должности инженера-геолога на нефтедобывающем предприятии (город, офис, никаких командировок) – выпускники одного и того же геологического факультета.

Еще одна причина – доступность обучения. Одно дело – получать высшее образование в родном городе, где живешь, другое – ездить за тридевять земель. А если живешь в маленьком городке, где всех учебных заведений – одно ПТУ, переименованное в колледж? Нетрудно понять, что, ставя во главу угла доступность обучения, ты существенно ограничиваешь список профессий.

К сожалению, если говорить о доступности обучения в тех случаях, когда на бесплатной основе в ВУЗ поступить не удалось, то большое значение имеет высота оплаты за учебу. Конечно, и тут можно найти выход: взять кредит в банке, подрабатывать по вечерам, пойти на заочное отделение, где плата ниже, — но все-таки получить желанную специальность. Легко заметить, что многие мотивы выбора той или иной профессии, в конце концов, оборачиваются ошибками.

Самые распространенные ошибки при выборе профессии

Следование моде и предрассудкам. Во все времена одни профессии считались престижными, другие же большинство обывателей полагало, мягко говоря, недостойными. Есть, к примеру, такие люди – ассенизаторы. Кто хочет быть ассенизатором?

А между тем, обществу равно необходимы и экономисты, и сантехники, и медсестры, и адвокаты. Так что, на первое место ставь свои интересы и способности, и только потом — престижность профессии. Иначе выучишься, допустим, на бухгалтера, а удовлетворения работа по специальности приносить тебе не будет.

Кроме того, уважение равно вызывают и простой рабочий, и специалист с высшим образованием, если они оба – профессионалы в своем деле. У Михаила Веллера есть рассказ о человеке, который в детстве мечтал быть дворником. И что дальше? Закончил школу, поступил, как настаивали родители, в ВУЗ, всю жизнь тянул лямку на ничуть не интересующей его работе, и, лишь выйдя на пенсию, стал дворником – и обрел, наконец, счастье.

Не рекомендовали бы выбирать профессию под нажимом родителей или влиянием товарищей также. Можно лишь прислушаться к их мнению, ведь выбор профессии – твое личное дело, никто не проживет за тебя твою собственную жизнь. Представь, что ты пошел на экономический, потому что так хотела мама.

Прошел год, два или, что еще хуже, пять лет – и ты понял, как страстно ненавидишь все эти формулы и графики, а работа в офисе кажется тебе унылым просиживанием штанов. Понятно, что при таком отношении к учебе диплом тоже не блещет хорошими оценками, и о том, чтобы более-менее прилично устроиться по специальности не приходится даже мечтать. Не станет ли тогда жаль потраченных впустую лет?

Точно так же, если ты вслед за подругой мечтаешь поступить в медицинскую академию, задумайся, стоит ли грезить о карьере хирурга или стоматолога, если при виде малейшей царапины у тебя кружится голова.

Увлечение только внешней или частной стороной профессии, не понимание того, что еще тебе предстоит на той или иной работе. Например, вы видели, как балерина порхает по сцене, словно бабочка. Хочется ли, любуясь ею, задумываться о том, сколько лет тяжелейшего труда было положено на то, чтобы добиться такой легкости?

Незнание или недооценка некоторых своих физических особенностей и недостатков – одно из ложных направляющих при выборе профессии. С больным сердцем путь в летчики закрыт. Аллергикам противопоказаны профессии химика или парикмахера.

Неразумно мечтать о работе, способной ухудшить состояние твоего здоровья. Еще хуже, когда просто не знаешь заранее и даже не подозреваешь, что через какое-то время дадут о себе знать проблемы со здоровьем. В отдельных случаях здоровье становится непреодолимой преградой для получения той или иной работы.

В любом случае, не стоит относиться к выбору профессии, как к чему-то неизменному, что раз и навсегда определит твою судьбу. Впереди у тебя долгая жизнь, в которой наверняка найдется место и повышению квалификации, и освоению смежных специальностей, а то и радикальной перемене рода деятельности.

Мы подготовили специально для вас интересный тест, при помощи которого можно определить, какой тип работы вам подходит.

© Анита Шухардина, МирСоветов

bbf.ru