Правильная речь это речь – 7 способов как ее улучшить

Содержание

Правильная речь — Курсы и тренинги Ларисы Соловьевой. Ораторское искусство, тренинг общения, ораторские курсы

Правильная речь.

Умение правильно говорить, зачем оно нужно? Ведь если человек говорит звОнит, вместо звонИт, его понимают, но почему-то при этом, отношение к нему меняется. Его не воспринимают, как человека грамотного или делового, а отношение к нему меняется.

Может действительно стоит больше уделять внимание тому, как необходимо правильно говорить, а сама речь не является такой бесполезной, как может показаться на первый взгляд. Но в правильной речи – это не только соблюдение речевых правил, в том числе и в области расстановки ударений. Существуют также определенные правила, которых стоит придерживаться, что не показаться глупым и недалеким человеком, среди которых выделяют необходимость воздержаться от:

  1. пустого разговора, речь в которой не содержится информационной нагрузке говорится без определенной цели, что служит основанием считать человека не образованным и не компетентным в данной области;
  2. речь в которой содержаться элементы грубости, то есть которая произносится специально, с той целью, чтобы ее услышал определенный человек также не приемлема;
  3. нельзя использовать элементы речи, которые могут послужить основание для конфликта или усугубить существующее положение;
  4. нельзя лгать, то есть стоит избегать высказываний, которые искажают правду.

Несоблюдение этих правил приводит к тому, что человек теряет уровень доверия к нему. Ведь тот, кто обманул один раз, способен сделать это снова, а значит, если оратор допускает в своей речи подобные элементы, он также может обмануть своих потенциальных слушателей, фактические именно тех, кто ему доверяет.

Другая проблема яркая речьэто юмор. Сегодня, существует тенденция, когда большинство людей предпочитают смеяться над тем что очевидно глупо или возведено в степень абсурдности, но как не странно любимыми юмористами остаются именно те, кто умеет подмечать мелочи, которые очевидны, к которым мы привыкли, которые составляют нашу обыденность, хоть по своей сути абсурдны. Человек, которые хочет научиться прибегать к методам правильной речи, должен уметь замечать такие мелочи и при необходимости использовать их в своей речи, но без сарказма, желания причинить боль или создать не комфортную ситуацию, вызывая тем самым смущение слушателей.

Для красивой речи важно, чтобы человек умел думать. В нашем языке существует пословица «Слово не воробей, вылетит, не поймаешь». Действительно, как часто нам бывало стыдно за сказанное ранее, особенно когда мы основываем наши предположения на неких домыслах и непроверенных фактах. Догадки – это область науки, где их можно проверить, но не риторики. По этому, один из принципов правильной речиэто первоочередность мысли, а потом уже слова. Необходимо уметь контролировать собственные мысли, ум, для того, чтобы правильно сформулировать высказывание, обосновать его, представить наиболее аргументированную форму ответа.

Правильная речь – это способ влияния на окружающих. Необходимо, чтобы аудитория поверила и пошла за оратором. Для этого нужно использовать именно те формы речи, которые встречаются среди слушателей, то есть речь должна быть ориентирована на целевую аудиторию. Нецелесообразно использовать сложные экономические и политические термины для бабушек, которых волнует, насколько в этом году им поднимут пенсию, но при этом термины необходимы, когда мы хотим привлечь на свою сторону инвесторов.

 

speak-up.ru

Что такое правильная речь и как ее добиться? |

Все мы умеем разговаривать. Но всё же красиво и правильно излагают свои мысли далеко не все: одних слушать приятно, другие же не могут донести мысль до слушателя и привлечь внимание. А как обучиться грамотной речи? Это вполне возможно, если приложить усилия и действовать целенаправленно.

Зачем говорить грамотно?

Правильная речь это речь – 7 способов как ее улучшить

Для чего нужна правильная речь? Вообще, разговор – это основной инструмент общения разумных людей, с его помощью они выражают свои мысли, передают и получают информацию, достигают целей, то есть, по сути, взаимодействуют между собой. Хотя, конечно, даже несвязные фразы вполне можно понять, но вот будут ли воспринимать серьёзного того, кто их произносит? Наверняка, нет.

Так зачем же нужна правильная речь?

  • Чтобы общаться и быть понятым. Если вы изъясняетесь чётко, то быстрее сможете донести свои мысли и получить ответы на вопросы.
  • Чтобы учиться и развиваться. В настоящее время ценятся образованные люди, и чтобы стать именно таким человеком и добиться восприятия себя как состоявшейся личности, нужно научиться правильно говорить.
  • Чтобы добиться успехов в профессиональной деятельности. Сотрудник, который не умеет грамотно говорить и излагать мысли, вряд ли построит карьеру, особенно в крупной организации. А вот умелый и талантливый оратор наверняка покажет себя с лучшей стороны и станет успешным.
  • Чтобы воспитывать подрастающее поколение. Дети впитывают всё, словно губки, и если родители нецензурно выражаются или не владеют навыками грамотной речи, то и ребёнок наверняка не научится правильно говорить.
  • Чтобы гордиться своим языком, ведь каждый красив по-своему.

Суть понятия

Что такое правильная речь? Точного определения такое понятие не имеет, но совершенно логично, что оно подразумевает умение грамотно, понятно и красиво говорить, излагать и доносить свои мысли, строить фразы и предложения. Казалось бы, всему этому нас учат с самого детства, но это вовсе не значит, что каждый сможет вести грамотный разговор. Чтобы научиться говорить красиво и правильно, нужно иметь достаточный словарный запас, мыслить логически и составлять цепочки из слов, использовать компоненты речи уместно и грациозно.

Составляющие грамотной речи

Техника грамотной речи включает в себя несколько составляющих:

  • Дикция, то есть правильное и чёткое произношение всех звуков. Без этой составляющей вы будете просто «коверкать» слова.
  • Дыхание. Если вы не научитесь правильно дышать во время разговора, то ваша речь не будет правильно построенной и достаточно убедительной. Кроме того, длинные предложения автоматически доставят дискомфорт.
  • Точное, лаконичное и понятное изложение. Не стоит перенасыщать речь лишними словами: протяжными звуками, вводными фразами, междометиями и прочими не самыми важными, а порой и совсем не нужными элементами.
  • Содержание – это тема разговора, то есть то, о чём вы говорите. Вы должны изначально определить суть и придерживаться её, чтобы ваша мысль была понятной и ясной.
  • Логика – это правильно построенные фразы и предложения, а также уместно использованные отдельные слова. Грамотная речь обязательно должна быть логичной, чтобы говорящего поняли.
  • Словарный запас – это слова, которые вы знаете и которыми умеете владеть. Если мысль сложная, то донести её с помощью ограниченного количества понятий вряд ли удастся.
  • Ораторские способности – это то, что делает речь интересной, наполненной смыслом и эмоциями. Талантливые ораторы раньше ценились на вес золота, и в современной жизни такие навыки придутся весьма кстати во многих ситуациях.

Как научиться делать это правильно?

Правильная речь это речь – 7 способов как ее улучшить

Освоение правильной речи – это непростой и довольно продолжительный процесс. И чтобы научиться говорить грамотно, действуйте комплексно и планомерно, а также следуйте данным ниже советам:

  1. Больше читайте и пересказывайте прочитанное, чтобы освоить новые слова или обороты. Причём желательно произносить всё вслух и для чтения выбирать произведения русских классиков, они точно умели филигранно владеть речью.
  2. Смотрите научные или общеобразовательные передачи, так вы сможете узнать новые понятия и термины, а также быть в курсе происходящих в мире событий.
  3. Чтобы добиться идеальной дикции, для начала выявите свои недостатки, а потом приступайте к их устранению. Причём если вам кажется, что всё и так неплохо, то это не значит, что вы действительно прекрасный диктор. Спросите мнение у человека образованного и идеально владеющего языком, он укажет на ошибки и, возможно, поможет их исправить. Если такового нет, то запишите свой разговор на диктофон и прослушайте запись, порой оценка со стороны является более объективной.
  4. Учитесь дышать. Для этого больше читайте вслух или разговаривайте и налаживайте своё дыхание, подстраивайте его под артикуляцию.
  5. Контролируйте темп речи: не говорите слишком быстро или, напротив, слишком медленно. Скорость произношения слов должна быть средней, удобной для восприятия.
  6. Для постановки правильной речи нужно учиться грамотно строить предложения. Для этого выписывайте крылатые фразы или устойчивые выражения, запоминайте порядок слов. Также можно выполнить простое упражнение: попробуйте описать любой предмет или действие, причём красиво, интересно и правильно, литературным языком.
  7. Следите не только за речью, но ещё и за мимикой и жестикуляцией. Движения лица и рук должны быть умеренными, иначе вы рискуете показаться неуравновешенным или неадекватным человеком.
  8. Расширяйте свой словарный запас. Для этого просто ежедневно обращайтесь к толковому словарю и открывайте для себя новые понятия и термины. Это не только полезно, но ещё и очень интересно.
  9. Научитесь выделять главное и избавляться от слов-паразитов, тогда ваши мысли будут понятными, чёткими и ясными. Чтобы не вставлять в разговор звуки, междометия и ненужные вводные слова, определите суть, заранее составьте план, четко его придерживайтесь и не отходите от темы.
  10. Следите за интонацией. Если даже очень интересный рассказ произнесён одним тоном и в одном тембре, то он может показаться скучным. Интонация должна соответствовать значимости каждой мысли или слова, подчёркивать смысл сказанного.
  11. Тренируйтесь, ведь лучший способ обучения и закрепления освоенной информации – это практика. А в собеседники лучше выбрать образованного человека, общаться с ним гораздо интереснее и полезнее.

Если вы до сих пор не умеете говорить грамотно и красиво, то начинайте исправлять ситуацию как можно скорее. Вот увидите, это пойдёт вам на пользу.

townnet.ru

Правильная речь и грамотная речь

Искусство правильной и грамотной речи доступно не каждому, однако такая речь необходима для многих людей, особенно для тех, чья деятельность связана с активными коммуникациями – переговорами, выступлениями перед большой аудиторией, общением с клиентами.

Правила грамотной речи

Грамотно поставленная речь – красивая и информационно насыщенная, логично выстроенная и выразительная. К сожалению, современная школа уделяет мало времени построению грамотной и четкой речи, а результат этого – неумение множества людей свободно пользоваться богатством родного языка.

Правила грамотной речи предписывают исключить из лексикона тавтологии («станцевать танец», «молодой юноша», «спросить вопрос»), слова-паразиты («в общем», «так сказать», «как бы», «короче»). Кроме того, избавиться следует и от тех слов, значения которых вы не знаете, а также от неоправданного использования иностранных слов, имеющих русский аналог.

Следите за ударениями и родами некоторых слов. Несмотря на допущение употреблять «кофе», как слово среднего рода, образованные люди вряд ли это положительно оценят. А если в слове «звонит» ударение у вас падает на первый слог, а в слове «бармен» — на второй, это выдаст в вас безграмотного человека.

Используйте в речи красочные метафоры, оригинальные сравнения, описания, поговорки и афоризмы – все эти средства помогут сделать ваш рассказ оживленным и красивым.

Как научиться грамотной речи?

Лучше всего грамотной речи учит классическая художественная литература. Чтение позволяет расширить словарный запас, научиться красиво строить фразы, доступнее выражать свои мысли и чувства с помощью слов. А, кроме того, чтение улучшает и письменную речь, делая ее грамотнее и образнее.

Учиться грамотно поставленной речи нужно с помощью диктофона. Попробуйте записать свой пересказ литературного произведения или фильма. Затем прослушайте запись, найдите речевые ошибки – слова паразиты, повторы, плохо сформулированные фразы. В последующем старайтесь следить за тем, что вы говорите, и не допускать этих ошибок.

Узнав новые слова, старайтесь выяснять их значение и вводить в активный словарный запас. Однако избегайте пресыщать свою речь слишком большим количеством сложных слов – это не сделает вас хорошим собеседником.

 

womanadvice.ru

Статья «Основы правильной речи».

МБДОУ детский сад №1 ст. Милютинская

Статья «Основы правильной речи»

Автор: Учитель-логопед Титовец Ольга Васильевна

2017 г.

Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой.

Аристотель.

Речь – это дар, который заложен человеку природой. В силу разных причин некоторые люди лишены речевой способности, но многие просто не умеют этим даром достойно пользоваться.

В настоящее время, речь современных людей изменилась в худшую сторону. На людей, прежде всего, повлияли не совсем простые для нашего государства переломные 90-е годы, заполонившие речь жаргонными выражениями, а скудный словарный запас стал неудачно восполняться современным сленгом и словами — «паразитами». Что же такое красивая речь и каковы основы правильной речи? Что же делать для того, чтобы люди смогли совершенствовать свою речь?

Стараясь сделать свой разговор грамотным обращайте внимание не только на свой лексикон, но и на культуру. Для этого говорите, учитывая правила и нормы пунктуации, а также стилистику русского языка. Так же, следуйте следующим правилам.

Правила красивой речи.

  1. Чтение и ещё раз чтение.

В первую очередь нужно больше читать. Таким образом, книга поможет улучшить вашу грамотность, но отдавать предпочтение стоит литературной классике или научно-популярной литературе.

Тренируйтесь в пересказе прочитанного произведения или просмотренного фильма. При этом желательно записывать свои пересказы на бумагу или электронный носитель, что позволит проанализировать качество вашей речи и при необходимости сделать работу над ошибками.

  1. Большой словарный запас.

Расширяйте словарный запас. Для этого услышав или прочитав новое слово, выясните его точное значение и происхождение. Пользуйтесь новомодными иностранными словами, но уместно и как можно реже.

  1. Правильное ударение.

Старайтесь при разговоре правильно расставлять ударения, потому что неправильные ударения – это признак безграмотности. Если вы не знаете где в слове поставить ударение, то лучше не использовать это слово или найти его в словаре и запомнить.

  1. Доброжелательность и выразительность речи.

Во время беседы сохраняйте доброжелательный тон. Чтобы сделать интонацию богаче, учитесь выразительному чтению, стараясь передавать смысл произведения необходимой интонацией, тоном и дикцией.

Помните! Красивая грамотная речь – это показатель образованности, гарантия того, что вас правильно поймут. Поэтому фраза «кто владеет словом – владеет миром» актуальна и в наше время.

infourok.ru

речь правильная и речь хорошая. Основные качества речи (содержательность, точность, понятность, чистота, выразительность, богатство и разнообразие речевых средств).

Язык это общая схема всех речений, принадлежащих людям определенной национальности. Это общие для всех них правила, по которым нужно строить свою речь, чтобы ее поняли другие.

Речьчастное и во многих отношениях случайное проявление языка. Говоря на русском языке, каждый из нас привносит в него что-то свое, собственное. Ведь у каждого из нас своя манера и привычка говорить, использовать свои любимые слова и обороты.

Речь воплощается в букве и звуке, диалогах и монологах, стенограммах и конспектах, в магнитофонной записи. Язык же материально не существует никак. Ученые собирают его по кусочкам, внимательно изучая все виды речевой деятельности, создают обширные словари, пишут научные грамматики. Можно представить основные особенности и закономерности языка, хотя и косвенным образом, но можно.

Но язык есть! Есть в каждом из нас, и в ваших соседях, и в ваших родителях. Исчезни он – и вы попросту перестанете понимать друг друга. Исчезнут книги и газеты, радио и телевидение, заводы и фабрики, институты и учреждения – остановится жизнь, потому что наличие языка – самое незаметное (потому что привычное), но самое существенное условие цивилизации.

Язык вне речи не существует, речи без языка нет. Чтобы быть понятным всем, язык должен быть устойчивым. Но язык воплощен в миллионах речевых контекстов, которые прихотливо видоизменяют его в зависимости от различных условий. Чтобы существовать, язык должен изменяться в речи.

Все, что мы видим, слышим, чувствуем, все, что мы знаем, — все это отражено в словах, их сочетаниях, зашифровано в грамматических формах, категориях, осмыслено в тонких оттенках речи. В языке сосредоточен жизненный опыт прошлых поколений, и этот опыт постепенно обогащается, изменяя язык.

Язык можно понять только в действии, только в поиске новой мысли, в рассуждении, в столкновении идей. Потому что язык – это достояние каждого из нас, всех, говорящих на этом языке.

Качества хорошей речи.

  1. Содержательность.

Нужно знать, что сказать. Это должно быть интересным и новым для адресата. Без этого речь превратится в пустословие, болтовню.

• Она [проза] требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат. (А.Пушкин)

• На мысли, дышащие силой, как жемчуг нижутся слова. (М.Лермонтов)

• Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям – просторно. (Н.Некрасов)

  1. Точность.

По мнению М.Горького, «точность дает языку силу и красоту».

Речь должна отражать знание предмета речи – темы. Точность изображения действительности – результат наблюдательности. Поражает точность наблюдений и простота описаний природы у мастеров художественного слова.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей. (А.Пушкин)

Слова должны употребляться в строгом соответствии с их значением. Не следует употреблять слова, значение которых не вполне понятно. Это создает неблагоприятное впечатление. Особенно важна абсолютная точность в научной и деловой речи, где совершенно недопустимы искажения фактов, цифр и т.д. В публицистике возможны различные интерпретации фактов, но факты должны оставаться достоверными.

  1. Логичность.

а) Речь должна строиться по определенным законам.

б) В речи необходимо соблюдать правила логики.

Известный каламбур Шел дождь и два студента. Один в калошах, другой в университет основан на игре двух значений глагола идти и многозначности предлога в. Комический эффект создается соединением логически несоединимого. Неожиданное переосмысление обычных вещей и вызывает смех.

  1. Правильность.

Соблюдение норм литературного языка (орфоэпических, морфологических, синтаксических, лексических и др.)

Словарь под редакцией Р.И.Аванесова дает ответы на конкретные вопросы о правильном произношении и ударении отдельных слов, о правильном образовании их грамматических форм. Словарь может служить надежным нормативным справочным пособием.

Отступление от литературных норм должно быть мотивировано целями и условиями общения.

  1. Выразительность.

Выразительность речи создается не только умением выбрать самые точные и уместные в речевой ситуации слова, но и широким употреблением пословиц, фразеологизмов, крылатых выражений и художественно-изобразительных средств. Особенно часто звучат в устной речи и украшают письменную фразеологизмы.

  1. Чистота.

Чистота речи предполагает отсутствие в ней слов и выражений, не являющихся литературными. Совершенно неприемлемы в литературной речи ругательства, грубые слова, слова-«сорняки».

Неуместны в хорошей речи и диалектизмы, если они употребляются без надобности, вместо слов литературного языка.

Не украшают речь жаргонные слова и выражения (тащусь, по кайфу, крыша поехала и т.п.)

Нарушает чистоту речи злоупотребление иностранными словами, которых в последнее время особенно много в газетно-публицистическом стиле: консенсус (согласие), рейтинг (оценка, уровень известности, популярности), плюрализм (разнообразие мнений), прецедент (случай, имевший место ранее), плебисцит (всенародное голосование) и т.д.

  1. Эмоциональность.

Речь сильнее воздействует на собеседника, если в ней выражено отношение говорящего к тому, что он произносит, если речь эмоциональна. Этот признак хорошей речи не свойствен произведениям научного и делового стиля, но необходим для разговорного, публицистического и художественного стилей речи.

Эмоциональная окраска речи создается интонацией, восклицательными предложениями, вводными словами и выражениями, специфической лексикой, многообразием художественно-изобразительных средств.

Таким образом, культуру речи составляет умение свободно пользоваться богатством языка в соответствии с целями, содержанием и задачами высказываний. Чем глубже вы проникаете в тайны, природу языка, чем лучше узнаете его неисчерпаемые возможности, тем выразительней, точнее и совершеннее становится ваша речь.

studfiles.net

Правильная и красивая речь.

Правильная и красивая речь.

Известно, что основы красноречия закладываются в детстве, когда ребенок особенно восприимчив к родной речи и ее изобразительным средствам. И от нас, родителей, во многом зависит, насколько успешно овладеют этим искусством наши дети.

Прислушайтесь, как говорят дети, и вы убедитесь в том, что они усваивают лексикон, грамматику и саму манеру разговаривать (дружелюбно, вежливо или, напротив, грубо, в резких выражениях, «на повышенных тонах») взрослых! Не обращая внимания на то, как мы, взрослые, разговариваем друг с другом, мы забываем, что наши дети, как губки, жадно впитывают не только речевые нормы, но и речевые ошибки.

«Куда можно полОжить альбом?» — спрашивает пятилетняя Лена, произнося слово «положить» с ударением не на третьем, а на втором слоге. «Положь на стол!», — советует отец. Понятно, что речевая ошибка девочки – не случайна.

К сожалению, далеко не все дети способны ярко, связно, образно рассказать о пережитом, увиденном, услышанном. Чаще всего это свойственно детям, воспитывающимся в культурной речевой среде, где одобряются удачные высказывания детей, где заботятся о том, чтобы речь и взрослых, и детей была правильной.

Коснемся как детской, так и взрослой речи, а также некоторых характерных ее недостатков, которые так легко перенимают дети.

Красноречие в современном понимании — это способность говорить красиво и убедительно. При этом «красиво» значит ясно, выразительно, правильно.

Итак, четыре названных качества речи составляют суть красноречия. Поговорим о них подробнее.

Ясность речи зависит, прежде всего, от того, насколько осмыслено говорящим то содержание, которое он намеревается выразить, а также от умения излагать его связно, логично, доступно для понимания слушающих. Иными словами, «красно» говорить — это и правильно мыслить.

Надо помогать ребенку рассказывать последовательно, связно. В своих разговорах с детьми опирайтесь на известные им события, содержание прочитанных ими книг, словом, на доступные пониманию реалии.

Использование интонаций, эпитетов, сравнений, пословиц, поговорок придает речи выразительность — делает ее яркой, образной, т. е. «красивой» и вместе с тем убедительной.

Даже совсем маленькому ребенку доступны эти выразительные средства: восклицания, повторы слов (большой-большой), гиперболы (преувеличения). Ребенок не подбирает их, они непроизвольны и отражают свойственную детям первых лет жизни эмоциональность. К старшему дошкольному возрасту эта непроизвольная эмоциональность спадает, и речь ребенка может стать маловыразительной, если не побуждать его к осознанному подбору выразительных средств.

Одно из них — интонация. Еще в младенческом возрасте ребенок начинает реагировать на интонацию речи взрослых (раньше, чем на значение слова), а впоследствии — пользоваться ею как средством воздействия на близких. В речи дошкольника можно отметить интонацию просьбы, требования, каприза, ласковую, просительную, повествовательную. Владение всеми видами интонации полезно, если ими пользоваться сообразно обстоятельствам. То, что недопустимо в общении, например, с родителями (приказной, требовательный тон), может явиться средством передачи характеров и поступков персонажей при пересказе (например, рассказа о капризном ребенке или требовательном командире). Поэтому интонационное богатство речи надо развивать. Полезно в этом отношении прослушивание записей сказок, стихотворений, рассказов в исполнении артистов, а также вовлечение ребенка в игры, в которых он учится менять тембр и высоту звуков, изображая мышку, кошку, медведя и т. п.

Требует внимания и темп речи. Некоторые дети говорят очень быстро, скороговоркой, что ведет к смазанной речи, невнятности (чаще всего это результат подражания кому-либо из членов семьи). Неприятное впечатление производит и замедленная речь, неоправданные паузы между словами, заполняемые ненужными звуками типа «э-э-э».

Выразительность речи говорящего придают мимика, жесты. Приветлив, улыбчив ли ребенок, или для него характерно суровое выражение лица — это, как и многое другое, зависит от окружения.

Выразительность речи — это, конечно, и богатый лексикон. При этом, необходимо воспитать у ребенка привычку употреблять слова, смысл которых ему известен, а о значении незнакомых – спрашивать у старших. Без этого у ребенка может появиться склонность к пустословию, бессмысленной болтовне, которую иные родители принимают за красноречие и не пресекают, как следовало бы, а, напротив, поощряют.

Красивой и выразительной делает речь ребенка употребление поэтических определений-эпитетов, таких, например, как пушистый (снег), плакучая (ива), печальный (лес), румяное (яблоко), веселый (денек), звонкий (мяч) и т. п. Прочитав малышу сказку, рассказ, стихотворение, полезно поговорить с ним не только о содержании прочитанного, как это чаще всего делается, но и о художественных средствах выразительности, спросить, например, какими словами описано утро, поле, цветы, солнце, какими выражениями передано состояние персонажа, его радость, страх и т. п.

Полезно предлагать ребенку подбирать определения к тому или иному слову или синонимы, т. е. слова, близкие по значению, придумывать сравнения. При этом, конечно, нет нужды употреблять сами термины. Ребенок прекрасно поймет вас, если вы назовете слово и спросите, например, каким словом можно его заменить, чтобы смысл не изменился (луна — месяц, душистый — ароматный и т. п.), или с чем можно сравнить то или иное явление, например звонкий смех малыша (как колокольчик).

Богатый материал для насыщения детской речи средствами выразительности дает отгадывание загадок («Белая скатерть все поле покрыла»), придумывание сказок с традиционными присказками («Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»). Образность придают речи пословицы и поговорки. Если взрослые широко используют их, они легко откладываются в сознании ребенка, и при случае он не преминет и сам употребить ту или иную. Можно и побудить его к этому. Полезно поговорить с ребенком о смысле той или иной пословицы.

Заботясь о насыщении детской речи средствами выразительности, надо вместе с тем соблюдать меру. «Нельзя же перегружать детский мозг огромными дозами таких недетских эпитетов, как «трогательный», «изысканный», «томный», «роковой» и т. д. Для ребенка ни один из них не имеет (и не может иметь) никакого конкретного смысла, так как все они — за пределами его личного опыта, и те родители, которые торопятся преждевременно навязывать их ребенку, тем самым приучают его к пустословию»,— писал К. И. Чуковский.

Наряду с развитием выразительности необходимо формировать у ребенка правильность речи, т. е. помогать ему овладевать правильным произношением слов (звукопроизношением и ударением), а также грамматическими формами.

Во всех случаях, когда возникает сомнение относительно произношения того или иного слова, образуемых им грамматических форм, обращайтесь к словарям русского языка: толковому словарю, орфоэпическому. В первом можно узнать о точном значении того или иного слова; второй поможет в правильном произнесении его, в нем имеются и образуемые словом грамматические формы. Такие словари полезно иметь в каждом доме.

Речевые ошибки ребенка не следует оставлять без исправления. Однако замечания надо делать тактично, памятуя о библейском изречении: «Слово есть меч обоюдоострый». Постоянные одергивания, бестактные замечания, а тем более насмешки недопустимы и могут иметь обратный эффект — вызвать упрямство, а чувствительного ребенка обидеть. Чтобы этого не случилось, всегда можно найти нейтральную форму

Нам осталось рассмотреть еще одну сторону красноречия — способность говорить убедительно. В этом ребенок тоже может преуспеть под руководством родителей. В этом случае полезны устные «сочинения», требующие от ребёнка развернутого обоснования своего мнения. Например, поручаете успокоить плачущую сестренку, убедить в чем-то, вытекающем из конкретной жизненной ситуации, кого-либо из членов семьи.

Разговор о красивой речи был бы неполным, если бы мы не коснулись его связи с нравственным развитием ребенка. Соблюдение всех правил вежливости, уважение слушающих, умение слушать собеседника — вот непреложные условия, которые должны соблюдать и взрослые, и дети. А такие способы воздействия, как крик, раздраженный и тем более озлобленный тон, оскорбительные слова («глупость», «ерунда»), обвинения в неспособности понять говорящего, свидетельствуют о невежливости, невоспитанности человека. Если такая манера общения характерна для старших членов семьи, ее с большой легкостью перенимают дети.

Красивая речь — это обязательно речь правдивая. Лживая или льстивая речь не может быть отнесена к этому разряду, какими бы распрекрасными словами ни прикрывался говорящий. Но не спешите обвинять ребенка во лжи — возможно, у вашего ребенка буйная фантазия. А вот намеренная ложь должна строго осуждаться старшими.

Овладение красивой — правильной, ясной, образной и убедительной — речью начинается в раннем детстве и продолжается, совершенствуется всю жизнь. Как ни сложится судьба ребенка, будет ли красноречие нужно ему профессионально или нет, хороший рассказчик, интересный собеседник всегда ценится в обществе.

infourok.ru

Развитие логичности разговора — правильная речь

Наша речь, после нашей внешности и поведения, влияет на наш образ, впечатление от которого потом нелегко исправить. Кто прислушается к собеседнику, который говорит быстро, невнятно, да еще и странными запутанными конструкциями? Умение управлять словами, говорить правильно – залог успеха.

Логичность в речи нужна каждому, ибо она обеспечивает еще и логичность мыслей, обдуманность не только сказанных слов, но и решений. Поможет вывести на новый уровень общение с окружающими.

Правильное использование своей речи

Георг Гегель сказал когда-то: «Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им». Он оказался прав. Речь – инструмент потрясающей силы, но не всем он подвластен. Нужно много учиться, чтобы им овладеть.

Однако поймите, что процесс формирования нового себя обычно долог и весьма нелегок.  Решив измениться внутренне, нужно собрать определенный багаж нематериальных вещей:

  • Терпение. Учиться говорить – это всегда сложно, т.к. нужно изменять давно устоявшиеся привычки.
  • Осознание. Поймите, зачем вам необходимо вносить изменения.
  • Мотивация. Почему вам будет хотеться двигаться вперед? Найдите или создайте себе мечту.
  • Информация. Необходимо будет найти некие упражнения, тренинги, статьи, с которыми изменение пройдет эффективнее и быстрее, речь станет правильной и красивой.
Правильная речь это речь – 7 способов как ее улучшить

Учимся красиво правильно говорить

Предложенное упражнение справится сразу с несколькими проблемами. Вы научитесь связно, логично и уверенно думать и говорить. Различные эмоции перестанут вас сковывать в разговорах, плюс вы научитесь фильтровать сведения, чтобы речь не была перегруженной. Этот тренинг очень хорош для дебютных занятий.

Тренинг правильной речи «Птица-говорун»

Это упражнение содержит несколько заданий, связанных одной мыслью.

  1. Вам потребуется диктофон, пустая комната и любой неживой объект. Сядьте перед комнатным цветком, например, и начинайте беседовать. Нужно не замолкать чуть больше пяти минут. Затем прослушайте запись со своей речью и проанализируйте ее: сколько в ней несвязных предложений, вызванных ассоциациями. Запишите, сколько процентов «плохой» речи содержало ваше сегодняшнее занятие.
  2. Ваше задание сейчас – научиться молчать. Вы должны будете полностью расслабиться и замолчать. Даже не болтайте мысленно в голове. Продолжайте пробовать каждодневно, пока не сможете молчать полностью несколько минут подряд.
  3. Вновь возвратитесь к общению с разными вещами. Схема действий теперь немного другая. Сейчас ваша речь должна быть продуманной: выберете тему, о которой будете говорить, запишите основные детали. Звукозаписывающая аппаратура не нужна, просто по окончанию мысленно проанализируете свою речь и поставите вердикт.
  4. И заключительное задание, также на общение с предметами, но немного другое: нужно будет прогуливаться по комнатам, общаясь с любым неживым предметом, привлекшим ваше внимание, по несколько минут. Делайте анализ своей речи: сколько процентов «плохой», сколько «хорошей», не забывайте о логичности. Овладев техникой общения с неживыми предметами (что сложнее, ведь они не отвечают), вы с меньшими проблемами научитесь общаться и с людьми.

Красивая и правильная речь – результат долгих тренировок

Этот тренинг удивительно эффективный, но в занятиях необходимо старание и терпение. Дмитрий Лихачев говорил:

«Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности».

Может быть интересно

evio-club.com