Слова для развития словарного запаса – Как развить словарный запас | Блог 4brain

Содержание

Как развить словарный запас | Блог 4brain

Богатство любого языка – в его словах, а русский язык известен во всем мире своим разнообразием. Благодаря этому каждый из нас может разговаривать, передавать свои мысли, красноречиво выражаться. Точность подбираемых нами формулировок и красота речи напрямую зависят от объема словарного запаса, которым мы располагаем. Чем больше слов мы знаем, чем чаще их употребляем, тем ярче и красочнее наша речь, тем точнее мы передаем смысл. К тому же богатый словарный запас является свидетельством интеллектуального развития человека. Он может пригодиться нам на работе, в учебе, при публичных выступлениях, в обычном повседневном общении. Вот почему развитие словарного запаса так важно и даже необходимо. В наших статьях «10 способов пополнения словарного запаса» и «Стратегии для обогащения своего словарного запаса» мы уже говорили на эту тему, но и здесь есть, что добавить.

Что нужно знать о словарном запасе

Для начала полезно узнать о том, что в науке о языке для обозначения словарного запаса принято использовать специальный термин – «лексикон». Он как нельзя лучше подходит для передачи сути понятия «словарный запас». Важно понимать, что лексикон является не просто архивом слов, а целым комплексом словарных единиц языка, которыми пользуется общество и владеет человек.

И тут мы сразу же должны уточнить, что обладать словарным запасом и использовать его – две разные вещи, и не стоит приравнивать одному к другому. Лексикон включает в себя:

  • Активный словарный запас. Сюда относится тот набор слов, которым мы пользуемся каждый день, постоянно, общаясь с родными, друзьями, коллегами по работе и всеми, кто нас окружает. Также это те слова, которые мы слышим от других людей и можем свободно вставлять в свою речь, особо не задумываясь об их значении. Активный словарный запас мы проявляется не только в устной речи, но и когда мы пишем письма, смс, сообщения в соцсетях и т.д. Основными признаками активного лексикона считаются свобода его употребления и отсутствие всякой необходимости прилагать усилия для подбора тех или иных слов, выискивать в памяти их значения.
  • Пассивный словарный запас. Здесь находятся все слова, которые мы знаем, в том числе и те, значение которых мы без труда понимаем, когда они встречаются нам в чужой речи, Интернете, письменных источниках. Однако все это те слова, которые мы используем в своей речи очень редко или вообще не используем. Несложно догадаться, что пассивный лексикон может в несколько раз превосходить по своему объему активный. Естественно, при необходимости мы можем покопаться в памяти и найти там слова из пассивного лексикона, но в обычной жизни они служат неиспользуемым «багажом».
  • Внешний словарный запас. Это определение чаще всего применяется в психолингвистике для обозначения слов, которые человек не знает и которые относятся к специфическим областям знаний. Если мы встретим такие слова в чьей-то речи или тексте, мы не поймем их значений. Внешний лексикон можно назвать «слепой зоной», в пределах которой встречаются архаизмы, неологизмы, профессионализмы, узкоспециальные понятия, термины и т.д.

Определить четкие границы между разными видами словарного запаса не всегда возможно, поскольку они довольно размыты и могут постоянно смещаться то в одну, то в другую сторону. Плюс к этому нужно понимать, что, например, ребенок, только отправляющийся в школу, может владеть буквально парой тысяч слов, а к окончанию школы в его лексиконе их уже около пяти тысяч. И, в принципе, этого количества уже вполне достаточно для повседневной жизни; почти все эти слова активно используются.

Если же человек продолжает учиться, читает и познает новое, его словарный запас может расшириться до десяти тысяч слов, однако огромное их количество уже будет относиться к пассивному словарному запасу. А вот лексикон истинных эрудитов и интеллектуалов порой насчитывает до 50 тысяч слов. Конечно, лишь небольшая их часть будет употребляться активно. Остальные будут использоваться такими людьми для общения с подобными им эрудитами или в процессе чтения специфической литературы. В то же время их пассивный лексикон для большинства обычных людей окажется в зоне внешнего словарного запаса.

Далее мы сосредоточимся на том, как развить именно активный словарный запас. Также мы советуем прочитать статью «Как перевести лексику из пассивного словарного запаса в активный» и пройти небольшой видеотест, чтобы примерно узнать, насколько развит ваш лексикон в настоящее время.

YOUTUBE Насколько богат ваш словарный запас

Развитие словарного запаса

Предложенные ниже упражнения и приемы для развития речи и словарного запаса прекрасно подойдут как для детей и школьников, так и для студентов и взрослых людей. Никаких особых правил и указаний по их выполнению нет, кроме единственного – их обязательно нужно применять, и чем чаще вы будете упражняться, тем более высоких результатов будете достигать. Начнем с рассмотрения трех групп заданий, а затем дадим несколько полезных рекомендаций.

Общие упражнения на развитие словарного запаса

Упражнения из этой группы можно выполнять устно или письменно:

  • Упражнение «Алфавит». Вам нужно придумывать предложения, слова в которых начинаются на каждую букву алфавита по порядку. К примеру: «Антоша бродит в гуще деревьев, ест жимолость, зевает. И красоты леса мило, нежно очаровывают …» и т.д. Старайтесь придумывать предложения, используя все буквы: от А до Я.
  • Упражнение «Существительные». Вы рассказываете небольшую историю, используя только существительные. Например: «Утро. Кофе. Машина. Офис. Компьютер. Обед. Вечер. Улица. Дом. Подъезд» и т.п.
  • Упражнение «Глаголы». По аналогии с предыдущим упражнением вы рассказываете небольшую историю, используя только глаголы. К примеру: «Пришел, увидел, победил».
  • Упражнение «Прилагательные и наречия». Все делается, как и в предыдущих упражнениях, только с использованием прилагательных и наречий.
  • Упражнение «Монофон». Вы придумываете предложения, все слова в которых начинаются на одну и ту же букву. Слова должны быть связаны между собой. Желательно, чтобы сохранялся смысл, но на первом этапе можно дать себе поблажку – особо о смысле не задумываться.

Сначала выполнять эти упражнения будет непросто, особенно школьникам и детям, но с практикой результаты будут становиться все лучше: составлять интересные предложения и истории будет все проще, а в повседневной речи постепенно будут появляться новые слова.

Простые и быстрые приемы развития словарного запаса

Как мы уже знаем, развитие речи и лексикона необходимо в первую очередь для озвучивания мыслей и передачи смысла. Если постоянно тренироваться, этот навык будет развиваться, а если внимания ему не уделять, то он будет становиться слабее. Исходя из этого, для развития лексикона нужно как можно больше общаться людьми, обращать внимание на новые слова, которые они употребляют, запоминать их значение и применять в речи самим.

Здесь мы можем дать два основных совета:

  • Полезно общаться с разноплановыми и непохожими друг на друга людьми. Среди них могут быть: знакомые, приятели и друзья, одноклассники, однокурсники и коллеги, партнеры по тренировкам, продавцы в магазинах и попутчики в такси и общественном транспорте, люди в соцсетях и на форумах и т.д. Другими словами, объем словарного запаса во многом зависит от широты круга общения.
  • Не менее полезно слушать аудиокниги. Этот инструмент довольно эффективен и не требует от вас практически никаких усилий. К тому же это очень удобно: можно слушать аудиокниги (а также семинары и всевозможные обучалки) в наушниках по дороге на работу или учебу, в автомобиле во время любых поездок, дома, занимаясь делами по хозяйству или готовкой. При желании можно найти специальные книги для развития словарного запаса, сборники цитат и афоризмов, биографии, философские и научные труды, художественные произведения и многое другое.

Представленные приемы подойдут школьникам, студентам, занятым людям и бизнесменам, а также всем тем, кто не имеет свободного времени на специальные занятия по расширению словарного запаса. Если же у вас нет проблем с досугом, и вы хотите проводить время с пользой, обратитесь к следующим средствам.

Специальные приемы развития словарного запаса

Чтобы применить эти приемы, вам придется специально выделять на них время. Но и эффект будет намного сильнее, чем при выполнении общих упражнений и использовании простых и быстрых инструментов. Развитию словарного запаса способствуют:

  • Запоминание. Если вы будете не просто слушать и узнавать новые слова, а еще и стараться их запоминать, вы увеличите свои шансы на обогащение словарного запаса, а заодно начнете переводить многие слова из пассивного лексикона в активный. Как известно, лучшим способом что-либо запомнить является повторение, поэтому на досуге полезно пересказывать речь других людей, отрывки из прочитанных книг и т.д. Старайтесь максимально соответствовать оригиналу, сохранять стиль автора, а также его манеру изложения. Не менее действенно также заучивать наизусть стихотворения, песни и даже определения разных понятий.
  • Изучение иностранных языков. Нельзя ограничивать свой лексикон словами лишь одного языка. Изучение английского, турецкого, испанского и какого-либо другого языка способствует расширению словарного запаса сразу по нескольким направлениям. Во-первых, чем больше новых слов вы узнаете и запоминаете, тем больше связей устанавливаете между ними и тем легче и быстрее сможете «выхватить» из памяти нужное слово. А во-вторых, изучая иностранные слова, вы знакомитесь и со словами вашего родного языка, которых раньше не знали. Кстати, интересный факт: в русском языке насчитывается примерно 500 тысяч слов, в английском – около 250 тысяч, а в японском – порядка 50 тысяч.
  • Ведение дневника. Предположим, что вы по каким-то причинам не можете сейчас начать учить иностранный язык, не хотите слушать аудиокниги и не желаете общаться с большим количеством разных людей. Выход все равно есть – вести дневник. Писать для себя – способ не суперэффективный, но в любом случае может помочь. Подберите блокнот или тетрадь и начните ежедневно записывать туда что-нибудь. За счет того, что вы постоянно будете вынуждены формулировать свои мысли, ваш лексикон начнем расти сам по себе, ведь вам потребуется подбирать определенные слова, в том числе и те, что находятся в области пассивного лексикона. А бонусом станет тренировка вашей грамотности и проверка на знание правил русского языка.
  • Лингвистические игры. Развитию словарного запаса детей, школьников и взрослых отлично способствуют специализированные игры, такие как головоломки со словами, шарады, ребусы, кроссворды, сканворды и т.п. Когда вы их разгадываете, вы автоматически узнаете новые слова и их значения. В дополнение к этому на просторах Интернета можно найти множество интересных игр на расширение словарного запаса, в которые классно играть в компании. Вот лишь несколько таковых: «Скрытые мотивы», «Новый словарь», «Один день из жизни», «Звукообразы» и «Табу». И здесь тоже есть бонус – общее развитие мышления и интеллекта.
  • Чтение. Сайты, книги, газеты и журналы служат не только источником информации, но и инструментом пополнения словарного запаса. Естественно, при выборе того, что почитать, нужно отталкиваться от индивидуальных задач и интересов. В зависимости от того, лексикон какого «профиля» вы хотите пополнить, можно подобрать специальную, научную, публицистическую или художественную литературу. Читать рекомендуется не менее часа каждый день, а чтобы слова усваивались быстрее, лучше читать вслух, т.к. запоминание происходит эффективнее при проговаривании. Если же вы хотите сделать упор на отдельные слова, то можете изучать всевозможные справочники и словари: орфографические, редких слов, синонимов, толковые разных авторов и другие.

Предложенных нами упражнений и приемов должно быть достаточно, чтобы наполнить свою голову множеством самых разных слов, понятий и терминов. Лучше всего прибегать не к какому-то одному способу, а использовать несколько сразу. Можно даже выбрать определенное занятие на каждый день. И если с упражнениями, иностранными языками и лингвистическими играми все достаточно просто, то вот с книгами вполне можно пофантазировать. Поэтому мы хотим посоветовать вам для чтения не просто все и что угодно, а кое-что конкретное.

Книги для развития словарного запаса

Книги всегда хороши тем, что позволяют человеку узнавать много нового и интересного. Чтение само по себе делает речь более развитой и богатой, но далеко не все книги будут полезны именно в этих целях. Есть общепризнанные писатели, авторы настоящих шедевров, демонстрирующих красоту великого русского языка (и языка в целом) настолько, насколько это вообще возможно.

Начнем с отечественной классики, повлиявшей на становление русской речи, а также нравственности. Существенно расширить лексикон помогут книги следующих авторов:

  • А. С. Пушкин. Его можно назвать основой русской словесности, ведь его лексикон составлял около 25 тысяч слов. Можете не сомневаться, что с помощью его сочинений, поэм и сказок вы серьезно пополните свой словарный запас.
  • М. В. Ломоносов. Не менее «эффективны» переводы, письма и стихотворения этого замечательного человека, считающегося основоположником русской поэтической культуры.
  • Ф. М. Достоевский. Читая произведения этого философа и романиста («Братья Карамазовы», «Идиот», «Преступление и наказание» и другие), вы не только окунетесь в недра русского языка, но и познаете мир новых чувств и переживаний.
  • Н. М. Карамзин. Советуем обратить внимание на книги «История государства российского» и «Бедная Лиза». Одних только их хватит, чтобы обогатить свою речь множеством новых слов, включая варваризмы и неологизмы.

Зарубежная классика в не меньшей степени способна повлиять на развитие речи. К тому же, читая подобные книги, вы сможете познакомиться с особенностями поведения людей различных национальностей:

  • Французские авторы: Оноре де Бальзак, Эмиль Золя, Жюль Верн, Жорж Санд и другие.
  • Английские авторы: Уильям Шекспир, Артур Конан Дойл, Оскар Уайльд, Даниэль Дефо и другие.
  • Американские авторы: Маргарет Митчелл, Марк Твен, Рэй Брэдбери, Джек Лондон и другие.
  • Испанские авторы: Мигель де Сервантес, Камило Хосе Села, Эдуардо Мендоса, Франсиско де Кеведо-и-Вильегас и другие.

Далее в нашем списке более специфическая литература – словари. Их изучение, пожалуй, еще лучше помогает развивать речь и словарный запас. Смело берите любой из перечисленных словарей и начинайте его читать:

  • «Русское литературное произношение и ударение» под ред. Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова.
  • «Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова в соавторстве с А. В. Жуковым под ред. Г. В. Карпюка.
  • «Словарь русских пословиц и поговорок». В. П. Жукова.
  • «Уникальный иллюстрированный толковый словарь афоризмов и крылатых слов для детей» С. Н. Зигуненко и А. Ф. Истомина.
  • «Словарь синонимов русского языка» 3. Е. Александровой.
  • «Орфографический словарь русского языка» Д. Н. Ушакова, С. Е. Крючкова.
  • «Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов». Н. М. Шанского и Т. А. Бобровой.
  • «Словарь антонимов русского языка». М. Р. Львова.

И несколько толковых словарей:

  • Толковый словарь С. И. Ожегова.
  • Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля.
  • Русский толковый словарь В. В. Лопатина.
  • Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой.
  • Толковый словарь Д. Н. Ушакова.
  • Толковый словарь А. П. Евгеньевой.

И, наконец, если вам хочется устроить себе настоящее интенсивное обучение развитию речи и речевым навыкам, но при этом еще и интересно провести время, обратитесь к очень познавательным специализированным произведениям:

  • «Слово о словах». Лев Успенский.
  • «Знаем ли мы русский язык?». Мария Аксенова.
  • «Живой как жизнь». Корней Чуковский.
  • «Русский язык на грани нервного срыва». Максим Кронгауз.
  • «Русский со словарем». Ирина Левонтина.
  • «От адамова яблока до яблока раздора». Вадим Храппа.
  • «Слово живое и мертвое». Нора Галь.
  • «Странности нашего языка». Найджел Браун.
  • «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно». Ларри Кинг.

И в заключение, несколько слов о том, как быстрее запоминать новые слова из книг. Делать это лучше всего в игровой и творческой форме:

  • Разгадывайте тематические кроссворды, посвященные конкретным произведениям.
  • Отвечайте на вопросы после прочтения книг. Их можно найти в Интернете, а ответы лучше давать письменно.
  • Пишите конспекты любимых произведений, подражая авторам. Так вы будете развивать речь, грамотность и память.
  • Заведите дневник, куда будете записывать интересные и понравившиеся вам слова. Не забывайте вносить туда и их определения.
  • Пробуйте себя в писательском мастерстве. В выходные уделяйте пару часов на написание небольшого рассказа или эссе на свободную тему.

Общайтесь с людьми, читайте книги, изучайте словари и энциклопедии, записывайте в дневнике, блокноте или на стикерах новые слова – все это и есть составляющие развития речи и лексикона. Если же хотите расширить словарный запас своего ребенка, читайте ему вслух, рассматривайте и описывайте виммельбухи, играйте в настольные и активные игры, составляйте слова из кубиков и магнитов и объясняйте их значение, поддерживайте в нем любознательность и интерес к окружающему миру.

Активные и осознанные действия – вот, что является обязательным условием и гарантией развития словарного запаса. Речь человека можно сравнить с мышцей, требующей постоянной тренировки для роста и укрепления. Старайтесь всегда поддерживать ее в рабочем состоянии, не пропуская и не игнорируя новые слова, узнавая, уточняя и запоминая их значения. И самое главное – это, конечно же, использование новых слов в своей повседневной речи.

Для полноты картины предлагаем вам ненадолго отвлечься от чтения и посмотреть видео с участием педагога по риторике Анны Комлевской, в котором она делится полезными советами по развитию словарного запаса и речи. Желаем вам успехов и тысяч новых слов!

YOUTUBE  Как расширить словарный запас

4brain.ru

Как увеличить словарный запас: эффективные методы

Живя в социуме, неотъемлемой частью которого является общение, мы каждый день сталкиваемся с необходимостью разговаривать с другими людьми. Нам нравится беседовать с людьми, чей лексикон богат и красочен — это побуждает расширить свой собственный словарный запас. Красивая и богатая речь поможет в любой сфере деятельности: на учебе — получить отличную оценку, а в работе способствует карьерному продвижению. Русский язык обладает немалым запасом слов, которые смогут обогатить повседневную речь любого взрослого человека.

Лексикон: виды

Лексикон или словарный запас — это набор слов, которыми владеет конкретный человек. Выделяют два вида словарного запаса: активный и пассивный.

Активный словарный запас содержит слова, которые человек постоянно использует в повседневной устной речи и письме. Пассивный запас включает в себя слова, которые человек изучает при чтении или на слух, но не использует их сам. У большинства людей он больше активного в несколько раз.

Согласно исследованиям, русский литературный язык насчитывает около 500 тысяч корней и десятки производных от них слов. Согласно толковому словарю В. И. Даля — около 200 тысяч слов. Наиболее употребительными являются около 30 тысяч, а наибольшую частоту имеют чуть более 6 тысяч слов.

Что следует сперва сделать

Люди, цепляющиеся за слова-паразиты или шаблонные фразы, обычно не создают у слушателя положительное впечатление о себе.

Большинство прибегает к помощи лишних слов, когда мысль не поспевает за речью.

Самое ходовое среди филологов определение слов-паразитов: звуки и слова, засоряющие устную речь. В основном это слова со слабым лексическим значением:

  • местоимения — это самое, как его;
  • частицы — да, ну, как бы, пожалуй, так, вот;
  • вводные слова — короче, так сказать, слушай, собственно говоря, понимаешь, в общем-то, допустим, наверное, вообще и пр.

Чтобы начать развитие словарного запаса, следует сперва избавиться от лишних слов и звуков, сделав свою речь чистой. Процесс изъятия слов-паразитов из лексикона может занять несколько месяцев. Для начала запишите свою речь на диктофон или видеокамеру, а затем проанализируйте.

Если есть возможность, попросите людей вокруг выполнять некое условленное действие (например, хлопок) каждый раз, когда вы употребляете лишнее слово. Такой способ более показателен, поскольку человек обычно использует слова-паразиты при глубоком погружении в мыслительный процесс, а при самостоятельной записи мы немного контролируем себя.

Научитесь замещать привычные слова и фразы на паузу, короткую или длинную. Остановка во время вашей речи позволит собеседникам усвоить уже сказанное.

Не стоит полностью избавляться от лишних слов, достаточно выбросить из лексикона около 90%. Остальная часть поможет вам поддерживать неформальную беседу с друзьями или коллегами.

Как правильно пополнять словарный запас

Не существует единого верного способа, как увеличивать свой лексический запас, — у каждого человека он индивидуален. Одни люди любят читать бумажные книги, другие — смотреть обучающие видео или прослушивать аудио варианты интересных изданий. Для интенсивного развития используйте одновременно несколько вариантов. Главное — ежедневно уделять занятиям хотя бы 10-15 минут.

Больше общайтесь с умными людьми

Навыки общения помогают во многих делах, включая пополнение личного словарного запаса. Однако не всякая беседа может вас обогатить. Старайтесь разговаривать с умными и образованными людьми из разных сфер деятельности.

При возможности, отсейте из круга близкого общения людей, чей лексикон беден и содержит множество слов-паразитов.

Мы неосознанно копируем манеры и речь людей, находящихся вблизи нас длительное время. Поэтому следите за своим окружением, если хотите расширить словарный запас.

Пользуйтесь аудио материалами

Если у вас не хватает времени на просмотр видео или чтение книг, воспользуйтесь их аудио вариантами. Сейчас несложно найти ресурсы, содержащие аудио подборки известных печатных изданий. Замените привычное прослушивание музыки по дороге на работу или домой, во время занятий спортом, на интересную лекцию или рассказ. Основное правило выбора аудио материала — он должен быть качественный, речь лектора четкая и понятная, а сам материал полезен для развития.

Смотрите стоящие видео

Просмотр любимых сериалов никак вас не обогащает, в большинстве случаев наоборот — в вашем лексиконе появляются жаргонные и лишние слова. Старайтесь смотреть научные передачи (Discovery, BBC), выступления успешных людей и познавательные видео (TED). Избегайте посредственных фильмов, передач, TV-шоу или сведите их просмотр к минимуму.

Используйте незнакомые слова

Слова, которые вы узнаете, необходимо использовать. Читайте толковые словари и старайтесь заменять привычные фразы на нечто новое. Постепенно ваш мозг привыкнет к обновлению и будет сам искать способы заменить ненужные слова.

Изучайте иностранные языки — это развивает умственные способности и увеличивает лексический запас.

Кроме этого, существует много слов и выражений, которые присутствуют только в определенном языке. Использование непривычного для вас лексикона стимулирует мозг к дальнейшему развитию.

Читайте книги

Чтение книг является самым старым и проверенным способом обогащения речи. Читайте разнообразную литературу, избегая книг типа бульварных романов. В каждом жанре можно найти несколько авторов, чей стиль изложения приятен для вас, а произведения содержат умные слова и фразы. Старайтесь читать каждый день. Таким способом вы легко осилите издание средней толщины за 1-2 недели, за год это будет около 20-40 книг, плюс обширный запас новых слов.

Читайте вслух

Старайтесь читать в голос, таким образом вы будете внимательнее воспринимать поступающую информацию. Чтение вслух позволяет уловить неточности в речи («проглатывание» окончаний), осознать свои речевые ошибки, настроить голос на четкое изложение материала. Читая вслух, мы «убиваем двух зайцев» — обогащаем речь новыми выражениями и исправляем погрешности собственного произношения.

Разгадывайте кроссворды

Кроссворд — отличное упражнение для развития мозга. Это может быть страница из утренней газеты, сборник кроссвордов или приложение для смартфона. Благодаря простому развлечению, мы одновременно узнаем новую информацию, развиваем аналитические способности и расширяем свой словарный запас.

Учите стихи

Заучивание текстов на память всесторонне развивает мозги. В отличие от варианта с чтением книги, стихи позволяют легко запоминать не только отдельные слова, а целые словосочетания и фразы. В процессе заучивания мы тренируем память и активируем большинство процессов мозговой деятельности. Стихи учат нас грамотно выражаться, четко излагать свои мысли, используя разнообразные лексические обороты.

Займитесь писательской деятельностью

Попытайтесь написать рассказ или целую книгу, не обязательно для издания, просто для себя. Если готовы делиться своими творениями — заведите блог. В процессе написания вы будете учиться чему-то новому.

Изучая перенесенную на бумагу речь, мы проще видим собственные ошибки.

Если все вышеперечисленное для вас невозможно — используйте простые записки. Даже такая мелочь способна постепенно корректировать лексикон.

Каждый день изучайте новое слово или слова

Основное правило любого обучения — ежедневные занятия. Если вы пропустите один или несколько дней — это несущественно снизит ваши результаты, но занимаясь от случая к случаю, можете не ждать большого прогресса. Даже если вы будете изучать только одно слово в день, за год ваш словарный запас пополнится более чем на 300 слов, которые ощутимо изменят вашу повседневную речь в лучшую сторону.

Игры для развития словарного запаса

Самым популярным представителем среди игр, развивающих словарный запас, является Эрудит. Эта настольная игра известна и любима во всем мире многие десятилетия. Сегодня на ее основе создано множество онлайн вариантов и приложений для телефонов, поэтому вы можете играть и учиться в любом месте. Играть желательно в компании, но и самому будет не менее интересно придумывать новые слова.

Для расширения словарного запаса ребенка используйте методику описания предметов. В процессе игры просите детей подробно описывать все, что находится вокруг. Интереснее всего играть на улице, в процессе движения, когда появляются новые объекты для описания.

Если вы хотите увеличить словарный запас ребенка, скачайте приложения «Юный эрудит», «Первые слова для детей», «Загадки для детей».

Игра «Я вижу» будет интересна в любом возрасте. Предложите ребенку выбрать любой из объектов в поле зрения и постараться описать его так, чтобы вы смогли догадаться, о чем идет речь. Затем поменяйтесь ролями. Игра заставляет мозг искать новые слова для описания предметов или явлений, увеличивая лексический запас.

Для развития маленьких детей используйте упражнение «Как сказать еще». Назовите слово, а затем попросите ребенка подобрать синонимы, параллельно помогая ему, поскольку дети черпают новую информацию в первую очередь от родителей.

Советы

  1. Заведите дневник новых слов. Это может быть небольшой блокнот, который легко всегда держать под рукой. Записывайте в него все новые слова, которые вы узнаете в течение дня. Периодически перечитывайте содержимое дневника и старайтесь использовать в повседневной жизни хотя бы часть из содержимого.
  2. Найдите друзей по переписке, которым будете периодически писать обычные или электронные письма. Можете практиковать это с уже имеющимися знакомыми. В ситуации, когда нам нужно сделать что-то для другого человека, мы стараемся делать это как можно лучше. Поэтому даже обычное письмо заставит нас совершенствовать свой лексикон.
  3. Учите тексты песен. Большинству людей на земле нравится музыка, однако минимум треть слушателей не придает значение содержимому песни. Старайтесь понимать смысл того, что вы слушаете, независимо от языка исполнения. Более того — выбирайте песни, тексты которых содержат глубокий смысл и умные слова. Попробуйте выучить весь текст и подпевать исполнителю. Такое нехитрое действие позволит учить одновременно несколько новых слов и выражений.
  4. Занимайтесь пересказом. Старайтесь воспроизвести прочитанную статью, диалог из просмотренного фильма или содержание беседы с приятелем. Пересказывая знакомый текст, наш мозг автоматически пытается подобрать подходящие для описания слова. В это время происходит переход слов из пассивного лексикона в активный. Постоянная практика обогащает речь новыми выражениями

[table “2” not found /]

Источники

  1. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека: Учебно- ме-тод.пособие.-М., 1985.
  2. Aine C. J., Sanfratello L., Adair J. C., Knoefel J. E., Caprihan A., & Stephen J. M. (2011). Development and decline of memory functions in normal, pathological and healthy successful aging. Brain Topography, 24, 323- 339.
  3. Грановская P.M. Восприятие и модели памяти. -JL, 1975.

ОБ АВТОРЕ

Миланья АнтоноваМиланья Антонова

Окончила Педагогический институт имени В. Г. Белинского. После чего 4 года работала психологом в детском саду. С 2017 года является тренером по скорочтению и развитию памяти для взрослых и детей.

brain-hack.ru

Как увеличить словарный запас и пополнить свою речь умными словами.

Несомненно, богатый словарный запас является показателем высокого интеллектуального развития человека. Если у вас красивая речь, то в современном мире вы будете восприниматься, как человек с хорошим образованием и культурой, творческая личность. Люди, владеющие обширным словарным запасом, в обществе, как правило, вызывают больше уважения, нежели те, которые «пару слов связать» не могут. Даже если вы уже вышли из детского возраста, то это вовсе не значит, что вам не по силам обогатить свою речь – это возможно в любом возрасте.

Как пополнить словарный запас человека

Читать книги развивающие речь

Наверняка, вам известно, что чтение книг полезно по множеству причин. Этот процесс может помочь в улучшении памяти, дикции, и, конечно же, способен положительно сказаться на качестве вашего словарного запаса. Начинайте с тех писателей, творчество которых вам близко и понятно. Со временем переходите к более сложным произведениям. Обращайте внимание на текст, содержащий интересные выражения, которые вам хотелось бы запомнить и впоследствии использовать. Перечитайте эти выражения слух – так вы лучше их запомните. Наиболее интересных из них можно записать в отдельную тетрадь.

Расширить словарный запас в общении с умными людьми

Если вы желаете пополнить свой лексикон интересными деепричастными оборотами или просто умными словами, то, конечно же, не стоит пренебрегать общением с интеллектуалами. В случае если вы заметили, что речь людей, которые окружают вас, весьма бедна, то, конечно, вам следует понимать, что из общения с ними вы не почерпнете для себя необходимые навыки. Более того вы и сами можете растерять приобретенный лексический запас.

Не бойтесь показаться глупым, начав общаться с людьми, которые знают много интересной информации – это один из самых эффективных способов повысить свой интеллектуальный уровень, и было неразумно не воспользоваться ним.

Улучшить свою речь и лексический запас изучая новые слова

Когда вы слышите или замечаете при чтении новое слово, ни в коем случае не пытайтесь его «проскочить» — посмотрите определение в словаре. Кроме того, важно отметить для себя, в каком именно обороте речи это слово употребляется. После этого попробуйте мысленно заменить его подходящим синонимом. Впоследствии, полностью поняв значение незнакомого ранее слова, вы сможете пополнить ним свой лексикон. Чтобы оно легче запомнилось, попытайтесь его в уме визуализировать, добавляя образы, имеющие отношение к этому слову. Пусть картинка в вашем воображении будет максимально насыщенна.

Как повысить словарный запас русского языка

Какую литературу читать для развития грамотной речи

Для нашего времени эталонной можно назвать речь середины двадцатого века – она максимально приближена к современной, однако еще не вобрала в себя различные жаргонизмы и варваризмы, появившиеся впоследствии. Следовательно, желательно отдавать предпочтение литературе преимущественно этого периода. Наиболее эффективны будут книги русских и английских классиков.

Также стоит отметить, что существуют и специальные книги, помогающие в развитии речи. Назовем некоторые из них. В первую очередь, обратите внимание на «Мастерство эфирного выступления» Б. Д, Гаймаковой. В первую очередь книга будет интересна людям, которые планируют работать на телевидении и радио. Впрочем, и всем остальным этот труд будет полезен. Включает в себя три части, которые повествуют о правилах публичного выступления, технике и культуре речи.

Советуем не обойти вниманием и книгу Н. Галь «Слово живое и мертвое». Автор является известной переводчицей, однако ее труд будет интересен не только ее коллегам. Произведение поможет вам отыскать собственный стиль, избегая «мертвого» языка.

Каждый день изучай новое слово

Если вы каждый день будете обогащать свой словарный запас новым словом, то, безусловно, спустя некоторое время вы сможете очень эффектно блеснуть новыми знаниями. В Сети немало приложений и сайтов, предлагающих изучать новые слова. Также сообщества с этой направленностью существуют и в ВК. Важно помнить, что не нужно просто учить незнакомые слова – их следует использовать в повседневной жизни. С вечера учите какое-то новое для себя понятие, а на следующей день постарайтесь его применить в разговоре с кем-то. Так запоминание будет проходить гораздо эффективнее.

Услышав незнакомое слово, обязательно «погугли» его значение

Как только вам доведется услышать слово, значение которого вам неизвестно или же имеет довольно расплывчатый для вас характер, запомните его. Для верности можно записать его на листке. Впоследствии, при первом удобном случае, посмотрите в интернете значение этого слова.

Читай вслух, пересказывай, учи стихи

Читать вслух, а также заучивать наизусть стихи полезно вдвойне. Таким образом, вы не только развиваете свою память, но и усваиваете лексику и синтаксис. В русском языке порядок слов в предложении можно назвать достаточно свободный, но не все используют эту свободу в полной мере. Почти каждый из нас имеет наготове привычные синтаксические конструкции, тем самым ограничивая лексический диапазон. Если у вас имеется задача расширить этот диапазон, то при построении фраз следует пользоваться творческим подходом. Например, если вы привыкли пользоваться словосочетанием «Я хочу», то пробуйте его заменить на другие – «Я желаю», «Мне хотелось бы» и тому подобные. Конечно же, чтение тех или иных произведений поможет вам без труда заменять облюбованные ранее словосочетания.

Тем не менее, нередко, приступив к чтению, мы погружаемся в сюжет, практически не фокусируясь на лексике. В итоге языковое изобилие произведения зачастую проходит мимо нас. Дабы избежать этого, используйте такой психологический трюк: читайте книги, которые автор написал от первого лица. Когда вы будете их изучать без спешки и вдумчиво, в памяти будут откладываться готовые фразы, которые впоследствии вы сможете использовать при разговоре о себе.

Простые слова замени на сложные, расширяющие кругозор

Старайтесь применять в своей речи больше сложных слов, заменяя ними те простые слова, которые вы привыкли использовать ранее. Для этого к любым словам, которые вы регулярно употребляете, ищите синонимы. Так вы значительно обогатите и разнообразите свой словарный запас. Не относитесь к этой задаче, как к чему-то очень сложному и требующему серьезных энергетических затрат – это естественный процесс, который может продолжаться до конца жизни.

Разгадывайте кроссворды

Разгадывание кроссвордов является не просто развлечением, но и замечательным способом увеличения лексического запаса. Не пренебрегайте этой возможностью на отдыхе, дома, в дороге. Обращайте внимание на кроссворды, которые публикуются в известных, хорошо зарекомендовавших себя изданиях.

Слушайте аудиокниги

Если вы проводите много времени за рулем, и у вас мало свободного времени, дабы читать художественные произведения и штудировать словари, то займитесь прослушиванием аудиокниг. Также подобная методика полезна для тех людей, которые лучше воспринимают информацию именно на слух. Даже не сомневайтесь, что если вы будете коротать время в пробке под звучание хорошей аудиокниги, эти минуты пойдут вам на пользу.

Смотрите видео

Порою, обогащение словарного запаса может происходить и в моменты просмотра разнообразных видео. Речь идет о всевозможных викторинах, интеллектуальных ток-шоу, документальных проектах. Также не стоит сбрасывать со счетов и специальные курсы, способствующие пополнению лексикона. Таким образом, вы можете не только хорошо провести время, но и принести пользу собственному саморазвитию. Безусловно, важно отличать стоящие материалы от ненужных вам. Например, если вы видите в телевизионной программе, что близится время очередного молодежного реалити-шоу или глупого боевика 90-х с соответствующим переводом, то лучше посвятить время чему-либо другому, ибо такой просмотр не только не принесет вам пользы, но и может навредить.

Метод записок

Возможно, вы столкнулись с тем, что вам весьма сложно запоминать новые термины. В этой ситуации поможет уже упомянутый «метод записок». Обзаведитесь пачкой стикеров, после чего на одной стороне листочка напишите новое слово, а с другой – его значение. Теперь расклейте стикеры по квартире. Теперь «сложные» слова постоянно будут попадаться вам на глаза, и вы сможете вновь и вновь перечитывать их значения, пока они не будет полностью усвоены и включены в ваш привычный лексический запас.

Пишите

Вы быстрее научитесь грамотному употреблению новых выражений, если займетесь писательской деятельностью. Для этого, конечно же, не обязательно быть писателем – просто выделяйте хотя бы по полчаса в день на то, чтобы написать какой-нибудь небольшой текст. Это может быть простое изложение собственных мыслей по тому или иному поводу.

Например, вы можете написать, о чем мечтаете, какие люди вам неприятны, что вас способно восхитить в другом человеке и тому подобное. Вы можете даже написать статью на несколько страниц на тему, интересующую вас. Взявшись за написание какого-либо текста, вы будете располагать некоторым временем на обдумывание своих мыслей, благодаря чему у вас будет возможность научиться грамотно применять новые словосочетания, лаконично вставляя их в текст в нужном месте. Писательство, безусловно, относится к творческой деятельности, которая активизирует ваш умственный потенциал. Естественно, это замечательно тренирует мозг, позволяя вспоминать слова, которые ранее вы практически не использовали в речи.

alfaman.org

Словарный запас — Психологос

​​​​​​​Если хотите говорить и писать красиво, развивайте свой словарный запас.

Есть три типа словарного запаса:

  • Активный – знаем и активно используем в речи. «Слово», «Поезд», «Дом».
  • Пассивный – знаем, но в речи практически не используем. «Утончённый», «Купаж», «Многорукий», «Божественный», «Солидарен».
  • Внешний – не знаем этих слов. «Кабатчик», «Абазины».

Зубрение словарей бесполезно, оно развивает Внешний словарный запас. Большинство слов Внешнего словарного запаса не знакомы людям и звучат вычурно.

Чтобы увеличить словарный запас, необходимо переносить слова из Пассивного словарного запаса в Активный. Тогда вы будете использовать достаточно редкие слова, при этом вас будут понимать окружающие.

Упражнения для развития словарного запаса

(упражнения можно выполнять как устно, так и письменно; рекомендую оба варианта для развития как устного, так и письменного словарного запаса)

  • История в Существительных

Расскажите короткую историю, использую исключительно существительные. Утро, работа, выход, подъезд. Ключ, машина, зажигание… неудача! Повтор – неудача возобновление… отчаяние… предвкушение опоздание, начальство негодование! Смекалка – решение!

  • История в глаголах

Повторите предыдущее упражнение, используя только глаголы. Просыпаюсь, умываюсь, выхожу. Гляжу, заперли! Оглядываюсь, ругаюсь, проклинаю. Ищу, верю пишут, ждут позвонят. Ищу… отчаиваюсь… — Это упражнение сложнее.

  • История в прилагательных и наречиях

То же самое, только в прилагательных и наречиях – самое сложное из трёх.

Произнесите связанную речь, используя слова, начинающие последовательно с букв алфавита (кроме тех, на которые слов нет или совсем мало). > а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ч ц ш щ э ю я. Например, Ангола бодрствует вечерами глядя далеко если заря живёт исключительно красным лиловым малиновым. Новости организуются простым распорядком следовательно триумф уступает физически хищным чашелистикам. Цапля широко щекочет экстремальную юркую ящерицу.

Произнесите связанную речь, используя слова, начинающиеся на одну букву. Например, на букву «П». Речь не обязательно должна быть осмысленной, но в ней должны логично связываться существительные, глаголы, прилагательные наречия и другие части речи. Например, Прекрасный патрульный поворачивается проворно, провокации пресекает, преследует преследуемых по простым правилам. — Хороший результат – минута непрерывной речи.

Эти упражнения довольно трудные, они заставляют интенсивно работать со словарным запасом. Многие слова обновляются в памяти и переходят из Пассивного словарного запаса в Активный. С другой стороны, выполнять эти упражнения гораздо интереснее, чем штудировать скучные словари!

Вывод: важно развивать Активный словарный запас. Упражнения интереснее и эффективнее, чем штудирование словарей.

www.psychologos.ru

10 способов пополнения словарного запаса

Умение красиво и правильно изъясняться всегда было в почёте. Ведь это замечательно – когда слова льются рекой (не важно, в письменной или устной форме), привлекая внимание и вызывая неподдельный интерес и даже восхищение у читателя или слушателя. Но довольно часто эта река напоминает скорее небольшую речушку или маленький ручеёк – это происходит, когда имеющийся у человека словарный запас не позволяет ему доходчиво и в должной степени выразить свои мысли, мнение или отношение к чему-либо, объяснить точку зрения, передать смысл того, что он хочет донести. Но благо, что человек может довольно быстро исправить такое положение дел, регулярно пополняя своё «хранилище» слов. На нашем ресурсе есть даже специальный урок, посвящённый этой теме.

Но, как известно, темы, касающиеся саморазвития, актуальны всегда, и узнать более подробно о способах расширения словарного запаса наверняка будет интересно каждому развивающемуся человеку, и уж тем более тем, чья деятельность тесно связана с писательством или ораторским искусством. Ниже мы приводим 10 эффективных методов увеличения словарного запаса.

1

Читайте больше книг

Этот способ, пожалуй, самый главный и самый результативный. Книги – это не только источник новых знаний и интересной информации, но ещё и сборник всевозможных слов, которые раньше были не знакомы. Читая книгу, вы всегда будете встречать новые слова. В особенности это касается специализированной и тематической литературы. Но простого чтения может быть недостаточно – новые слова нужно ещё и запоминать. Если какое-то новое слово употребляется в тексте несколько раз, то запоминание может происходить автоматически. Но если оно встречается единожды, однако заинтересовало вас, не примените записать его в блокноте или на отдельном листке бумаги. Вообще, иметь блокнот новых слов очень полезно, ведь его можно регулярно пополнять и время от времени перечитывать. При чтении книг старайтесь всегда иметь этот блокнот при себе. Что же касается самих книг, то заведите полезную привычку хотя бы раз в две недели покупать новую книгу и читать минимум час в день. Ну а если вы, например, часто в разъездах или активно путешествуете, то отличной альтернативой для вас будет электронная «читалка», в которую можно скачать из Интернета просто невероятное количество всевозможной литературы.

2

Смотрите видео

Огромным потенциалом в плане словарного запаса обладают различные видеоматериалы. Сюда можно отнести всевозможные развивающие телепередачи, викторины, полезные ток-шоу, интеллектуальные игры, видеосеминары, обучающие курсы, документальные и, конечно же, художественные фильмы и т.д. Кроме того, что во время просмотра вы будете узнавать много новых слов, вы ещё и замечательно проведете досуг. А что может быть лучше, чем сочетание приятного и полезного в одном действии? Но помните, что важно уметь отличать стоящие материалы от нестоящих, особенно – по телевизору, ибо эфир полон «мусора». Т.е. если вы, к примеру, видите по программе, что скоро будет передача «Умники и умницы» или «Своя игра», то время на просмотр телевизора можно выделить, но если намечается эпический «Дом-2» или очередная «мыльная опера» с Хосе Игнасио в главной роли, то лучше заняться чем-нибудь другим. Просмотр телесериалов и бессмысленных телепередач не только не повышает словарный запас, но ещё и изрядно отупляет человека. И ещё: не стоит забывать о блокноте, который вы используете во время чтения книг. Смотрите телепередачу и слышите новые слова — записывайте их.

3

Прослушивайте аудио

Аудио материалы не менее ценны, чем видео, хотя их и на порядок меньше. Наибольшим спросом пользуются аудиотренинги, аудиосеминары, аудиоуроки и аудиокниги. Нужно просто найти то, что вас интересует и закачать себе на плеер, планшет или телефон. Некоторые электронные «читалки» также поддерживают функцию воспроизведения аудиофайлов. Польза от такого источника информации очевидна: вы слушаете то, что вам по душе, и одновременно узнаёте новые слова. Очень удобно использовать аудиокниги или обучающие материалы во время путешествий, по пути на работу и т.д. Получается, что любая свободная минутка тратится с пользой. Здесь опять же вам пригодится ваш блокнот. Но пользоваться им, конечно, стоит по ситуации.

4

Пользуйтесь энциклопедиями и словарями

Энциклопедии и словари – это настоящий кладезь новых слов. Но изучать их просто так, читая как книгу, может быть довольно скучным занятием. Поэтому лучше всего просто иметь что-то из этого в постоянном доступе, например, на рабочем столе или на книжной полке. Услышали новое слово, но не знаете, что оно точно обозначает? Открываете словарь и смотрите значение. Узнали о каком-то интересном факте или явлении? Энциклопедия ответит на ваши вопросы. Энциклопедий, кстати говоря, сегодня существует великое множество. Есть даже специальные серии энциклопедий, каждая из которых посвящена отдельной теме: космос, животный мир, растения, человек, физика, путешествия и т.п. Отличной онлайн энциклопедией является Википедия — там можно найти толкование практически любого слова, объяснение множеству явлений и феноменов, биографии всех известных людей мира и другую интересную информацию.

5

Общайтесь с людьми

Превосходным источником новой информации является общение. Беседуя с разными людьми, можно, во-первых, узнавать то, чего вы не знали раньше, а во-вторых, слышать новые слова и термины. В частности, это касается общения с людьми-интеллектуалами. Не раз уже было замечено, что общение человека с теми, кто находится на уровень выше его в каком-то плане (финансовом, интеллектуальном, духовном) поднимает и уровень самого человека. Следовательно, нужно стремиться к взаимодействию именно с теми, кто превосходит вас: знает больше, умеет то, чего не умеете вы, имеет более гибкий ум и развитый интеллект. Со временем вы станете замечать, что ваше общение и уровень ваших знаний, в том числе и словарного запаса, заметно улучшились.

6

Употребляйте новые слова

Этот способ ориентирован не на повышение словарного запаса как таковое, но на его активное применение. Многие слова, которых вы не знали раньше, часто вылетают из головы и чтобы их вспомнить, нужно изрядно «покопаться» на своём «складе» слов. Регулярное употребление новых терминов (они же записаны в вашем блокноте?!) способствует тому, что они входят, так сказать, в вашу «зону комфорта» — вы начинаете оперировать новыми словами и терминами так же, как оперируете теми, к которым уже давно привыкли. В ежедневном общении старайтесь меньше употреблять обыденные для вас слова, заменять их синонимами и теми словами, что недавно узнали. Такое общение, помимо всего прочего, заметно повысит уровень вашей коммуникации вообще, а вашим собеседникам будет доставлять истинное удовольствие: те, кто на уровень ниже вас, будут стремиться к общению с вами, а те, кто выше, будут видеть в вас достойного «соперника» в словесных баталиях.

7

Больше пишите

Грамотному построению речи и эффективному употреблению новых слов в немалой степени способствует именно писательская деятельность. Причем, быть писателем совершенно не обязательно. Вы можете просто увлечь себя небольшим, но очень интересным хобби: выделяйте каждый день немного времени (хотя бы 20-30 минут) на написание небольших текстов. Это может быть просто изложение своих мыслей, объяснение своей точки зрения или обоснование позиции относительно того или иного вопроса. Можно написать небольшую статью на одну-две страницы на тему, которая вам интересна. Во время написания любого текста у вас будет достаточно времени на обдумывание своих мыслей, вы будете учиться не только использовать новые слова, но и грамотно и лаконично вставлять их в текст – как говорится, «в тему». Кроме того, писательство – это творческая деятельность, а значит, активизируется ваш творческий потенциал, и максимально задействуются умственные ресурсы. А уже это, в свою очередь, тренирует мозг и позволяет вспоминать даже те слова, о знании которых вы, вполне возможно, даже не подозревали.

8

Используйте записки

Представленный способ больше похож на развлечение, нежели на работу по саморазвитию. Возьмите пачку стикеров и напишите на каждом от 1 до 3 слов, которые вам нравятся, но к которым вы ещё не «привыкли» и которые часто приходится долго вспоминать. Расклейте эти стикеры по своей квартире – наклейте их на зеркала, бытовую технику, компьютерный стол, стены, окна. Стикеров может быть сколько угодно – тут всё уже зависит от ваших потребностей и фантазии. Кроме слов можно также в короткой форме записывать их значение или некоторые интересные данные о чём-то. Например, вы знаете о горе Эверест и что у неё есть и другие названия, но не помните их. Напишите на стикере «Эверест – Джомолунгма (тибет.) – Сагарматха (непал.) – 8848 м» и приклейте записку на монитор компьютера. В любое время вы сможете освежить в памяти то, что подзабыли. А регулярное поглядывание на листочек надолго закрепит в вашей памяти то, что вы хотите знать и помнить.

9

Разгадывайте кроссворды, сканворды и т.п.

Ещё один способ развлечься с пользой для ума – разгадывание кроссвордов, сканвордов и других подобных головоломок. В газетных киосках продаются целые сборники схожих задач. Попробуйте разгадывать по одному, например, сканворду в день. Это займёт у вас не более 30-40 минут. Но отгадать все слова вам удастся вряд ли, т.к. знать всё просто невозможно. Но то, чего вы не знали, может раскрыться само (такова специфика сканвордов), а также это можно найти в Интернете, набрав в поисковике соответствующий запрос. К тому же, такое времяпрепровождение позволит вам скоротать досуг или долгую дорогу в поезде, пусть это и «классика жанра».

10

Интересуйтесь!

И последний совет – интересуйтесь всем всегда и везде. Стремитесь к получению новых знаний, узнавайте новую информацию обо всём, о чём только можете. Интересные факты, феномены и явления, исторические события и личности, невероятные открытия и достижения науки – всё это непременно должно вызывать интерес у вас. Чем больше вы будете интересоваться, тем больше вы будете знать. И прямо пропорционально увеличению объёма ваших знаний будет повышаться и ваш словарный запас, а также вы будете разностороннее развитым человеком и сможете поддержать любой разговор. Запомните, что можно быть специалистом и профессионалом в какой-либо области, но знать понемногу обо всём всегда полезно.

 

Начните применять приведённые выше советы прямо сейчас — и ваш словарный запас начнёт увеличиваться уже сегодня! Успехов и удачи вам! Развивайтесь и знайте много-много всего!

Вам наверняка будет интересно проверить свой словарный запас – прочитайте расположенные ниже несколько слов и проголосуйте за один из предложенных далее вариантов.

4brain.ru

Игры и упражнения для развития словарного запаса детей

ОБОГАЧЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Речь – это средство общения, важнейший компонент познавательной деятельности, а также регулятор поведения. У учащихся с ЗПР и легкой степенью умственной отсталости видов наблюдается более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, обнаруживающиеся на различных уровнях речевой деятельности.

Нарушение речи отрицательно влияет на всю психическую деятельность детей, вследствие чего у них затрудняется общение с окружающими, нарушаются коммуникативные возможности, задерживается формирование познавательных процессов.

Развивать речь детей – значит систематически работать над её содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мысли.

Малый словарный запас не позволяет детям полноценно пользоваться речью как средствам общения. Неточное употребление слов, использование отдельных слов в несвойственной им обобщающей функции, незнание конкретного значения слов – вот специфические особенности словаря детей с ЗПР и легкой степенью умственной отсталости.

Овладение словом – процесс продолжительный и сложный, значение слова в сознании ребенка постепенно изменяется в связи с его общим развитием, а также с развитием речи и мышления. В процессе различных видов деятельности происходит накопление словаря ребенка. Но словарный запас развивается не только за счет количественного увеличения, но и за счет качественного роста, то есть за счет развития семантических связей слова.

Изучением словаря учащихся занимались многие ученые: Е.И. Буцкова, Г.А.Каше, М.Е.Хватцев, З.А.Репина и другие. Во многих исследованиях словарная работа рассматривается как одно из ведущих направлений в развитии речи, причем подчеркивается, что пополнение слов разнообразными связями происходит в процессе общения и деятельности детей. В некоторых исследованиях содержатся рекомендации по формированию и обогащению словаря детей использованием таких приемов, как словесная инструкция, понятная ученику, сочетание ее с наглядным материалом и т.д. Но косность мыслительных процессов этих детей, затруднения в понимании услышанного не способствует адекватности восприятия.

Ежегодная диагностика показывает, что словарь детей с ЗПР и легкой степенью умственной отсталости беден, ограничен, невыразителен, в нем страдают грамматическая, фонетическая, синтаксическая стороны речи. Дети испытывают серьезные затруднения при назывании детенышей животных, при построении синонимических и антонимических рядов, т.е. проблема развития словаря в этих классах стоит остро.

Словарная работа складывается из нескольких направлений, тесно связанных между собой.

1.Обогачение словаря – усвоение новых слов, которых дети не знали вообще, новых значений слов.

Выделяют следующие способы толкования слов: наглядный контекстуальный, способ подстановки синонимов, логическое определение, развернутое описание, подбор антонимов, анализ морфологической структуры слова и словоизменения.

Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми, поэтому нужно каждое новое слово провести через сознание ребенка несколько раз и в разных контекстах.

2. Уточнение словаря – углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений.

3.Активизация словаря – включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте. Это направление считается наиболее важным, поэтому задача логопеда — помочь детям овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах. Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления.

4. Устранение нелитературных слов, употребляемых детьми, исправление ошибочных ударений и произношений.

Упражнения по расширению, уточнению и систематизации словаря

1.Пробор синонимов к слову.

2.Подбор антонимов к слову.

3.Нахождение в тексте слов-синонимов или слов-антонимов.

4.Объяснение значения слов.

5.Соотнесение слова с обобщающим понятием (огурец –овощ, груша –фрукт и т.д.)

6.Расширение объема обобщающего понятия. Например: «Яблоко –это фрукт. А какие еще вы знаете фрукты?»,Бежать- это быстро двигаться. А какие вы еще знаете слова, которые обозначает движение людей или животных .»

7.Придумывание нескольких глаголов к слову – существительному. Например: дождь что делает? –капает, моросит, идет, шумит, льет и т.д.

8.Подбор определений к слову — существительному ( день какой может быть? – солнечный, ветреный, пасмурный и т.д.)

9.К названию животного подобрать название его детёнышей или название его жилища.

10.Подобрать родственные слова к слову (стол –столик, столовая)

11.К двум словам подобрать одно подходящее слово (мальчик, ручей –бежит; ветер, дождь- шумит)

12.Дать характеристику предмета или живого существа.

Упражнения по формированию словоизменения

1.Составление предложений по опорным словам, данным вразброс. Предлагаемые слова стоят в начальной форме.

2.Вставка в предложение пропущенных слов.

3.Определение правильности предложений. Детям даются предложения с правильными и неправильными формами слов. Предлагается определить , какое из предложений правильное. Например: Осенью с деревьев опали листья . – Осенью с деревьях опали листья.

4.Дополнение предложения с помощью предметной картинки. Предлагается незаконченное предложение и вместо недостающего слова картинка. Следует закончить предложение, поставив название картинки в определенной форме.

5.Ответы на вопросы, требующие постановки данного слова в определенном падеже.

6.Игра в лото 2 и 5. На картинках изображено разное количество (2 или 5). Логопед называет картинку. Дети находят ее на карточке и называют количество предметов ( 2 гриба или 5 грибов )

7. Выполнение действий, требующих понимания различных предложных конструкций ( положи карандаш на книгу, под книгу, в книгу…)

8.Употребление различных предложно – падежных конструкций при выполнении действий ( положи ручку в пенал, на пенал, под пенал…)

9.Составление предложений с предложно – падежными конструкциями по специально подобранным картинкам ( ложка в стакане, на стакане, под стаканом…)

10.Ответы на вопросы по картинкам.

11.Называние цвета различных предметов ( красный мак, красная машина, красное платье, красные туфли и т.д.)

.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

МАГАЗИН «Мебель»

Цель: учить составлять описательный рассказ с опорой на картинку

Логопед предлагает ребёнку купить мебель в магазине и описать, его , не называя. Продавец должен по описанию угадать, что хочет приобрести покупатель.

Я хочу купить предмет мебели. Он сделан из дерева и обит тканью коричневого цвета. У него есть спинка, подлокотники и мягкое сиденье. В нём удобно сидеть и ещё в нём можно читать книжку. Он предназначен для гостиной.

«ОДИН — МНОГО»

Цель: упражнять в образовании существительных множественного числа, родительного падежа.

Логопед называет предмет в единственном числе и бросает мяч ребёнку. Тот должен назвать этот же предмет во множественном числе.

«У меня один стул, а тебя много…..(стульев)»

«ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

Цель: упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, развивать внимание, память.

Логопед предлагает рассмотреть картинки и закрыть глаза. В это время одна картинка убирается. дети должны угадать, какой предмет отсутствует. «нет стола, нет стула, кровати.»

«РАЗЛОЖИ ПО СВОИМ МЕСТАМ»

Цель: упражнять в употреблении существительных с предлогами, развивать слуховое внимание.

Логопед обращает внимание на беспорядок, оставленный «непослушным ветерком», и предлагает разложить вещи по местам. «Книгу положи в шкаф, мяч — под шкаф, подушку — на кровать»

«ЧТО ОБЩЕГО? ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?»

Цель: упражнять в сравнении двух предметов.

Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть предметы мебели и назвать все отличия (сходства) между ними.

«Этот стол большой, а этот маленький. Этот стол журнальный, а этот стол кухонный.»

«ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ»

Цель: упражнять в употреблении существительных в родительном падеже.

Логопед предлагает детям отправиться на мебельную фабрику и помочь столярам собрать мебель. Дети рассматривают их и говорят, какой части не хватает

«У стола нет ножки, шкаф без ручки»

» У НАС ПОРЯДОК»

Цель: упражнять в расширении словаря, а употреблении существительных с предлогами.

Логопед предлагает разложить картинки с предметами мебели на свои места.

«Что можно положить на полку, на стол, в стол, на кровать.»

КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖАЕТ

Цель: учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением, соотносить родовые и видовые окончания.

1 ВАРИАНТ:

Взрослый называет родовое понятие слова, с обобщающим значением, дети – слова, относящие к данному роду, к конкретным значением.

Ведущий: мебель.

Дети: кровать, диван, стул, стол, и т.д.

Ведущий: рыбы.

Дети: карп, карась, ёрш, горбуша и т.д.

2 ВАРИАНТ:

Взрослый называет родовые понятия, а участники – обобщающее слово.

Ведущий: огурец, редис, картофель, и т.д.

Дети: овощи.

Ведущий: яблоко, груша, апельсин, и т.д.

За каждый правильный ответ ребёнок получает фант. Кто ошибается, платит фант. Выигрывает тот, у кого больше фантов.

ИГРА «НАОБОРОТ»

Цель: обогащение словарного запаса ребёнка антонимами.

Водящий называет слова, а участники подбирают слова с противоположным значением. За правильный ответ получают фишку.

Добрый – злой вежливый – грубый

аккуратный – неряшливый трудолюбивый – ленивый

внимательный – рассеянный. и т.д.

вперёд – назад высоко – низко

узкий – широкий верх – низ

вправо – влево и т.д.

день – ночь друг – враг

храбрец трус и т.д.

Скажу я слово «ВЫСОКО»,

А ты ответишь ….. (низко).

Скажу я слово «ДАЛЕКО»,

А ты ответишь …… (близко)

Скажу тебе я слово «ТРУС»,

Ответишь ты ……..(храбрец).

Теперь «НАЧАЛО» я скажу,

Ну, отвечай……..(конец)!

ИГРА «СКАЖИ ПО — ДРУГОМУ»

Цель: обогащение словарного запаса ребёнка синонимами.

Подобрать к названому слову, близкое по значению

Хмурый -_______________ весёлый — _________________

Старый — _______________ большой — _________________

Трусливый — ____________ идти — _____________________

Бежать — _______________ разговаривать — _____________

Смеяться — _____________ плакать — __________________

ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

Цель: учить выде6лять общий признак в словах, развивать умение обобщать.

Определите, какое слово лишнее. Назовите это слово. Выигрывает тот, у кого меньше ошибочных ответов.

Голубой, красный, спелый.

Кабачок, огурец, лимон.

Лимон, апельсин, репа.

Редис, помидор, горох.

Пасмурно, ненастно, ясно.

Бежать, лететь, рисовать.

Гусь, гусыня, гусеница.

Боль, большой, больница.

Море, морщины, морской.

Горесть, угорать, гора.

Сосна, дерево, деревянный.

Учить, изучать, зубрить.

Лес, лесник, лестница.

Радостный, весёлый, хмурый.

Деревянный, глиняный, прочный.

Радость, грусть, боль.

Смелый, храбрый, трусливый.

Понедельник, среда, осень.

Лето, весна, воскресенье.

Книга, ученик, школьник.

Вверх, вниз, направо.

Ишак, индюк, гусь.

Квакать, кукарекать, говорить.

Перечисленные выше упражнения и игры использую на занятиях, построенных по тематическому принципу. Это позволяет детям отрабатывать лексический материал, упражняться в высказываниях на одну и ту же тему, что также способствует обогащению и активизации словаря.

Основными источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты для уроков чтения, речь учителя

infourok.ru

Как развить словарный запас? — Нестандартные дети

Понимание текстов напрямую зависит от словарного запаса ученика. Не будем говорить, почему словарный запас ребят, начинающих обучение, беден. Примем это как факт. Как увеличить словарный запас?

Наш материал для родителей, не желающих с этим мириться. Он возник из обучения детей с аутизмом. Аутисты очень своеобразно видят этот мир. Им сложно перевести видимую картинку в слова, потому что слов мало. Но так можно набирать словарь и обычным детям, у которых тоже мало слов.

Чтобы как-то разнообразить занятия по увеличению словарного запаса и не убить интерес к чтению, полезно использовать компьютер или планшет и картинки, потому что ребята в начальной школе мыслят тоже образно, как и аутисты. Особенно это касается испытывающих затруднения в понимании текстов.

Для упражнения потребуются:

  1. планшет или компьютер
  2. картинки из интернета
  3. мало мальское умение читать.

Игры на увеличение словарного запаса

Выбираем очень простые картинки, на которых животное что-то делает. Вставляем картинки в табличку (пример ниже). Под картинкой должна быть свободная строка, где ребёнок будет печатать.

Упражнение 1. Словарный запас предметов и действий

Инструкция: рассмотри картинку и напиши вот здесь (показываете), кто это и что он делает.

Задача простая: написать предмет и действие. Даже не придумать предложение из двух слов, а в двух словах описать картинку. С этим заданием дети справляются легко, что придаёт уверенности. Пишут с ошибками, но это пока не наша проблема. Поэтому ошибку просто исправляем, заостряя внимание: это надо писать так.

Самые частые ошибки:

  1. не пишется заглавная буква в начале предложения,
  2. не ставится точка в конце предложения.

Скажу по опыту, предложение что-то напечатать дети отвергают редко, считают, что написать от руки гораздо труднее. А нам печатный текст и нужен.

Упражнение 2. Набор словаря синонимов

Усложняем задачу. Надо заменить глагол на его синоним.

Рассмотрим картинку, где белка вылезает из дупла. Как ещё можно сказать? Варианты соотносите с картинкой. «Выползает» подходит? Ползут на животе. Разве белка на животе ползёт? А вот «выбирается» подходит.

В доме, где есть школьник, полезно иметь толковый словарь. Не припомнили синонима, обращайтесь к словарю. Где ещё поискать синонимы, посмотрите здесь.

Упражнение 3. Словарный запас качеств предметов.

Скучное предложение получилось. Надо его украсить. Как? Каждый предмет имеет качества, выраженные прилагательными.

Пример.

  1. Лиса ловит мышку. Лиса какая? Рыжая, хитрая, ловкая, молодая и прочее.
  2. Рыжая хитрая лиса ловит мышку.
  3. Но мышка тоже со своими качествами! Она маленькая, серая, юркая…
  4. Рыжая хитрая лиса ловит маленькую юркую мышку.

Качества, выраженные прилагательными, включили. Картина стала ярче.

Упражнение 4. Развёрнутое предложение

Действие происходит на определённом фоне. Его тоже необходимо отметить. Что окружает лису и мышку? Снег.

В итоге предложение будет звучать так: рыжая, хитрая лиса на снегу ловит маленькую юркую мышку.

Словарный запас и наблюдательность взаимно стимулируют друг друга к развитию. Когда составление развёрнутого предложения не будет представлять труда, пора переходить к составлению текста.

Упражнение 5. Словарный запас и тексты

К описанию находящейся перед глазами ребёнка картины добавляются ответы на два вопроса.

  1. Что было до изображённого на картине.
  2. Что будет после изображённого на картине.

При затруднениях их можно развести во времени. Неплохо научить детей словам и выражениям, с которых начинается повествование:

  1. однажды,
  2. как-то раз,
  3. жил-был,
  4. в некотором царстве и тому подобное

Смысл упражнения в активизации пассивного словарного запаса. Ребёнок приходит к тому, что надо описать то, чего он не видит. Приходится нарисовать в воображении дополнительные картинки, а потом «порыться» в своей памяти и подобрать слова для их описания.

Пример текста Маши

Однажды дикий полосатый тигр устал и решил поспать.

А весёлые обезьяны затеяли шумную игру.

Дикий тигр очень разозлился и страшно зарычал.

Глупые обезьяны испугались и убежали.

Печатая текст, предложения располагайте в столбик. Так они легче воспринимаются. Посмотрите этот материал, особенно если вы работаете с особым ребёнком.

Работая стабильно и терпеливо, вы имеете шанс сформировать у ребёнка хороший словарный запас, который позволит быстро и качественно понимать любые тексты. Будут ли это литературные тексты, тексты задач и упражнений – не имеет значения. Работать придётся довольно долго, пока навык не сформируется. Но он стоит усилий. 

Разработка расширений Joomla

mama-pomogi.ru