Советы начинающему писателю – . .

Содержание

Советы начинающему писателю от мэтов

О чем можно написать книгу? Как не запутаться в сюжете? Нужно ли ждать вдохновение, чтобы сотворить действительно шедевр? Практически всех молодых сочинителей мучают подобные вопросы. Советы  начинающему писателю, собранные в этой статье, ответят на них, подбодрят и помогут справиться с трудностями, которые поджидают авторов на разных этапах их творческой жизни.

8 секретов писательского мастерства

Много читать

Чтобы научиться хорошо писать книги, нужно как можно больше читать. Никогда не поздно ознакомиться с мировой классикой, вникнуть в литературный процесс. Читая разную литературу, станет понятно, к каким жанрам, направлениям, авторам «тянет» больше, а какие проходят вообще нейтрально.

Не стоит пренебрегать и современной волной читательского мейнстрима. Что читают люди в метро? О каком произведении больше говорят в соцсетях? Важно понять, чего хочет современная публика, каковы литературные тенденции,  но не поддаться соблазну позаимствовать стиль популярного автора.

Не ждать вдохновения

Существует мнение, что писать книги нужно только тогда, когда приходит муза. Это – плохие советы начинающим писателям.  А что, если муза вовсе не придёт, или придёт, но не дождется автора? Может, стоит приложить немного усилий?

Нужно воспринимать писательство как работу, а не увлечение. Хирурги не ждут особой волны, чтобы начать операцию, актеры выходят на сцену даже с температурой.

Соответственно, выделив несколько часов в день для работы, стоит их потратить на написание текста. Неважно какого – плохого, свободного, отстраненного от темы. Вскоре выработается привычка писать, усидчивость, потребность в уединении.

Нужно помнить, что:

  • 50 слов – это абзац.
  • Еще 350 – это страница.
  • 300 таких страниц – это уже роман.
  • Писать каждый день – это привычка.
  • Переделывать слабые места – это усовершенствование.
  • Дать кому-то прочитать написанное – это обратная связь.
  • Нельзя огорчаться, когда издательства отказывают. Это писательство.

Создать банк идей

Начинающих авторов беспокоит вопрос, о чем можно написать произведение. Все советы начинающему писателю связаны именно с ним. Чтобы закрыть его рас и навсегда, можно создать банк собственных идей. Пополнять его нужно каждый день, занося в архив 5 любых идей. Записывать все, что придет в голову или зацепит: сцена, увиденная в супермаркете, смешной случай, нелепая история. Со временем, банк, хранящий темы, покажется настоящим кладезем уникальных идей. Останется логично связать между собой самые яркие.

Оформить ментальную карту

Этой штукой пользуются даже авторы с опытом. Карта представляет собой небольшую диаграмму, в центре которой находится главная идея произведения.

От нее рисуются ветви в разные стороны. Каждая из них – это ассоциация, ведущая к главной мысли. Ответвляться диаграмму следует до того момента, пока картина не станет полной.

В интернете есть много бесплатных программ, с помощью которых ментальные карты сможет создать даже новичок.

Если во время написания покажется, что впереди тупик, карта станет маяком, указующем путнику, в каком направлении дальше двигаться.

Искать впечатления

Многие советы начинающим писателям, которые дают бывалые авторы, сводятся к рекомендации жить ярко. Что это значит? Наполнять дни живым общением с разными людьми, больше путешествовать, пробовать новое. Тогда созданные образы станут гармоничными, а описания пейзажа – более глубокими.

Всем писателям нужны эмоции, впечатления, события. Например, молодой фантаст Макс Кидрук садится писать свои технотриллеры после путешествия в разные точки планеты. Как он сам признается, чем экстремальнее поездка, тем ярче получится написать эпизод.

Быть готовым к препятствиям

К сожалению, творческие кризисы – это не миф, они действительно случаются. Рано или поздно с ними встречается каждый, но бояться их не стоит, так как, пережив переломный момент, мы выходим на новую, высшую ступень.

Кроме борьбы с самим собой, следует быть готовым к тому, что окружающие могут не понять главную идею или раскритиковать образ. Всем угодить еще не у кого не получилось, тогда зачем стараться?

Пройти курсы писателей

Курсы, мастер-классы, тренинги – это модные и полезные способы повысить свой профессиональный уровень. Самое главное то, что они действенны. Если в силу занятости нет возможности посещать аудиторию или в городе подобные занятия еще не открыты, в интернете можно найти онлайн-курс.

Общение с единомышленниками и возможность получить практические советы для начинающих писателей дорогого стоят.

Доверять себе

Не всегда схемы, которые помогали другим, срабатывают на нас. Тогда нужно ли им безоговорочно подчиняться? Ответ – «Нет». Советы начинающим писателям на то и советы, чтобы каждый сам решал – следовать им или нет.

Открывая чистый лист, автору нужно слушаться, прежде всего, своего сердца, а не голос преподавателя. Доверять себе, а не учебнику с теории литературы. Практически все известные личности были новаторами. Когда-то они решили просто быть собой и не ошиблись.

Советы начинающим писателям от известных авторов

  • Сценарист Этгар Керет рекомендует начинать написание текста с середины. По его мнению, средина является самой цепляющей и интересной частью истории. От нее можно развить сюжет в обе стороны, а также избежать «лишних абзацев», которые приходится удалять, если писать сначала.
  • Стивен Кинг, автор многих бестселлеров советует представить себе идеального читателя и писать для него. Всем не угодишь, а золотая середина никогда не запоминается. Начать можно с нового электронного письма – заполнить графу «Кому» и написать несколько строк.
  • Американский прозаик Уильям Фолкнер
    , став в 52 года обладателем Нобелевской премии, открыл несколько своих секретов успеха. Он утверждал, что не стоит быть писателем, нужно просто писать. Этот процесс оживляет, стает самой жизнью. Фолкнер верил, что писателем может быть каждый умеющий читать человек. Еще он предостерегал от писательства ради денег. Ведь там, где начинается бизнес, заканчивается творчество.
  • Молодой, но уже известный писатель Вячеслав Ставецкий советует больше мечтать. Он считает, что Достоевский, Маркес, Хемингуэй прославились на весь мир именно потому, что мечтали о новом мире. А сегодняшние прагматизм и расчетливость, которые господствуют в головах писателей, не пускают их в мир искусства.
  • Популярный автор Пауло Коэльо предостерегает начинающих авторов от чрезмерного описания собственных исследований или умозаключений. Если переборщить из «умными» мыслями, то можно наскучить и читателям, и себе. Коэльо напоминает, что книги создаются не для того, чтобы продемонстрировать уровень образованности. А для того, чтобы раскрыть свой внутренний мир.

Советы  начинающему писателю, о которых вы только что узнали – это действенная пилюля от уныния или творческого кризиса. Заручившись поддержкой известных авторов и собрав волю в творческий кулак, вскоре вы сами сможете дать новичкам свой, проверенный опытом, совет.

wikigrowth.ru

Советы начинающим и детским писателям. Издательство Новый Формат

Эти 10 советов написаны на основе рекомендаций известных российских и зарубежных авторов. Мастеров слова, покоривших умы миллионов.

Надеемся, эти нехитрые рекомендации помогут вам в работе над книгой и ускорят ваше восхождение на литературный олимп.

1) Пришли в голову мысль, идея или сюжет? Как минимум - запишите, зафиксируйте это на бумаге, или хотя бы в памяти смартфона. А лучше - сразу же садитесь писать! Пишите, пока запал не иссякнет, не отвлекаясь ни на что. Писательство - это работа, и если вы хотите стать настоящим писателем - вы должны уметь творить в любом состоянии. Под влиянием вдохновения, или в упадке сил. Но нет лучшего времени для творчества, чем время вдохновения! В первые несколько часов (или дней, у всех по-разному) после прихода музы, "выхлоп" будет максимальным.

2) Начав работу над произведением, залейте его фундамент. Фундамент - это вступление и финал. Напишите, или хотя бы обозначьте тезисно, с чего все начнется и к чему все придет. Так вам будет проще "закачать" в произведение середину.

3) Когда минуют первые часы вдохновения, откиньтесь на спинку кресла и внимательно и вдумчиво обдумайте сюжет. Пропустите его через себя, проверьте на наличие слабых мест и логических нестыковок. А затем запишите короткий синопсис, каркас сюжета, который вы потом будете заполнять.

4) Не показывайте фрагменты рукописи никому, пока она не будет закончена. Нет, не потому, что примета плохая. И не потому, что дуракам полработы не показывают. Просто у прочитавшего обязательно возникнет желание высказаться и покритиковать. И этим он может начисто сбить ваш настрой.

5) А вот перед отправкой текста в издательство, и перед публикацией в Интернете, стоит дать прочесть роман кому-то из близких друзей или родственников. Попросить прочесть и высказать все, что он о нем думает, и уже на основе этого мнения редактировать, или оставлять как есть.

6) Готовые главы, ключевые эпизоды и сам роман целиком редактировать лучше не сразу после написания, а спустя несколько дней. Дайте тексту отлежаться. Дайте своему разуму выйти из режима "писатель" и войти в режим "читатель".

7) Редактируя, делайте это не в основном файле, а в копии. Тогда у вас будет возможность по окончании работы сравнить два варианта и выбрать более удачный. Кто знает, вдруг изначальный вариант покажется вам лучше?

8) С самого начала работы над произведением, думайте о его будущем. О том, для какой целевой аудитории вы его пишете, какому издательству предложите, и под какую серию этого издательства ваш роман попадет. Пока он в работе – не сложно изменить стилистику или сюжетную линию, подстроив его под требования издательства. Когда роман закончен – сделать это уже гораздо труднее.

9) Когда роман будет закончен – не делайте веерную рассылку по всем издательствам, по принципу "Кто-нибудь да возьмет". Изучите книжный рынок, познакомьтесь с его основными игроками, как на издательском, так и на книготорговом поле. Готовясь к изданию своей книги, вы уже будете знать, кто из издателей вам интересен, а к кому нет смысла обращаться.

Проанализируйте и возможность самостоятельного издания книги. Каким бюджетом вы располагаете, какие книжные магазины будут готовы сотрудничать с вами, а какие – только с крупными игроками книжного рынка? Продумав все это, вы будете уже готовы к самостоятельному полету, даже если крупные издательства откажутся издавать вас.

10) Обзаведитесь знакомыми из трех категорий:

а) Литературные редакторы, способные дать рекомендации по правке вашей книги и оценить ее потенциал в целом.

б) Издатели, как сами издающие книги, так и работающие с авторами, издающимися за свой счет.

в) Маркетологи, которые смогут дать вам рекомендации по продвижению книги или организовать ее рекламную кампанию.

xn-----6kccid8acl5ahhfdesjvr2ah5mpd.xn--p1ai

Советы писателей начинающим авторам. Выпуск №1

Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики Блога о фэнтези и фантастике!

Сегодня мы начинаем новый проект. Надеюсь, продолжительный и важный для многих читателей и авторов.

Первая его стадия – «Подборка советов начинающим авторам от современных писателей».

Здесь я, в меру своей наглости и упорства (коммуникативных навыков) буду кооперироваться с писателями, которые дадут несколько советов касаемо различных аспектов писательского дела на разных этапах творческого процесса.

Боюсь, идеального рецепта «Как сделать Шидевр» не получится, но благодаря советам писателей из собственного опыта, авторы смогут избежать множества ошибок и сэкономить огромное количество времени и нервов. Надеюсь, ещё и повысить качество своих текстов.

Начинается эта эпопея на моем блоге, но в будущем, надеюсь, некоторые выпуски будут публиковаться и на других ресурсах, совместно с которыми мы будем всем этим заниматься.

На финальном этапе… а увидите, что будет в финале. Пока это большой-большой секрет.

В первом выпуске приняли участие такие писатели: Павел Корнев, Дмитрий Рус, Георгий Смородинский, Юрий Погуляй, Дмитрий Распопов, Вера Огнева, Антон Лисицын и Алексей Свадковский.

Каждый из них дал несколько советов, которые помогут авторам лучше проявить себя как на СИ, так и в дальнейшем.

Замечу, что я просил 1-2 совета, просто некоторые отнеслись к проекту очень ответственно и с размахом.

Фамилии расположены в алфавитном порядке. Безо всяких рейтингов и ТОПов. Мне одинаково приятно было общаться со всеми представленными здесь писателями.

Павел Корнев

Пара советов, которые даю всем начинающим авторам:

1) Перечитывать и править текст. Многократно. Это помогает наработать стиль, помогает развиваться.

Не обязательно вычитывать день за днём. Достаточно просто возвращаться к нему время от времени.

Когда я писал «Лёд», то после каждой новой главы правил предыдущие и правок было очень много.

2) По возможности участвовать в сетевых конкурсах короткой формы. Не ради победы и каких-то бонусов, а с целью уже на этом этапе привыкнуть к критическому отношению к собственному творчеству и, если получится, научиться выискивать в отзывах рациональное зерно.

Сайт Павла: http://pavel-kornev.ru/

Антон Лисицын

Если огонь просится наружу — читатели найдутся, всегда есть люди с такой же контузией 🙂

Судя по всему, сейчас стоит больше ориентироваться на сетевые публикации, бесплатные и если уж какое-то количество читателей имеется, то можно и о платных подумать — рассылкой, если хочется сложностей, или на сервисах наподобие той же целлюлозы, если не хочется заморачиваться.

Если все же бумага, то отсылать в какое-нибудь издательство (а лучше, сразу в несколько), может и согласятся, а что именно их заинтересует, сложно сказать. Популярность на сайтах самиздата не гарантирует интерес издательства.

Антон на СИ: http://samlib.ru/s/seryj_l/

Вера Огнева

Привет! Меня зовут Вера Огнева, моего соавтора — Артемий Дымов, а вместе мы — авторы романа «Меня зовут I-45», который выходит 30 сентября в издательстве ЭКСМО.

Пишем довольно-таки давно, лет десять ежедневной работы над собой и текстом. Несколько лет назад издавались под другом псевдонимом, после в журналах, прошли огонь, воду и получили определенный опыт, которым хотим поделиться с начинающими писателями.

  • Совершенствуйтесь.

Читайте книги по сценарному и писательскому мастерству. Классику и лучшие работы разных жанров. Всегда учитесь, даже если вам кажется, что дальше учиться некуда и вы строчите шедевр — это только кажется.

  • Пишите каждый день.

Это советовал Кинг, и это советуем мы. Можно не каждый день, а через день, но главное регулярно. Стоит приучить себя к определенному графику, и вдохновение будет приходить само в отведенный для работы час.

  • Вы дописали свой роман — наши поздравления… и еще один совет.

Отредактируйте его и уберите рукопись куда подальше. Хотя бы месяц не заглядывайте в файл, дайте себе отдохнуть, а после перечитайте текст. Гарантируем, вас ждет много чудных открытий.

  • Выслали рукопись издателю?

Терпеливо ждите весь срок рассмотрения, указанный на сайте. Не обрывайте телефоны, не забрасывайте его письмами, не подсылайте друзей и читателей с гневными сообщениями «Почему вы затягиваете рассмотрение писателя N, он же так популярен в сети» (правду говорим, были и такие персонажи). Ждите. По истечении срока можно напомнить о себе ОДИН раз. И снова ждите. Если издатель заинтересуется, он с вами свяжется.

  • И последнее — ваш роман взяли к публикации?

Снова наши поздравления и снова совет, самый главный из всех. Теперь вам предстоит самая важная и тяжелая часть работы — раскрутка. Не думайте, что книги нынче продаются сами. Не думайте, что кто-то побежит раскручивать ваш роман за вас. Ваши продажи в ваших руках. Зазубрите это как мантру. Напишите на стене. Хорошие продажи — вас ждут в издательстве с пирожками. Плохие продажи — есть большая вероятность, что следующий ваш роман не опубликуют. Одно «да» не значит ровным счетом ничего, если после ваш тираж завис на складах. Существует много способов продвижения, но это уже тема для отдельного блога.

Удачи вам, сил и терпения! И помните — вы не одни такие. Каждый из писателей, кто хоть раз задавался целью издаться, был отвергнут, переживал взлеты и падения, удалял свои аккаунты, решал больше никогда не писать, а после снова садился и творил. Главное — не сдаваться и идти вперед.

Страница ВК: https://vk.com/fumerie

Юрий Погуляй

Первый совет — не надо делать публикацию самоцелью. Там, за открытием печати, не всех ждёт всемирная слава и успех.

Развивайтесь, но здраво оценивайте свои силы.

Второй совет — пишите и читайте. Много. Каждый день. И создавайте истории, а не просто гоните килознаки.

Юрий на СИ: http://samlib.ru/p/poguljaj_j_a/

Дмитрий Распопов

Процесс написания

Процесс написания достаточно прост и сложен одновременно, прост тем, что нужно писать то, что самому нравится, что интересно, чем хочется поделиться с читателями. Лучше не пишите то, что вам не нравиться, но «модно, «популярно» и прочее, ничего хорошего из этой затеи не выйдет. Читатель все равно заметит фальшь в вашем нежелании писать или натужном насилии над героями или сюжетом и закидают…если не отходами жизнедеятельности, то тапками однозначно.

Сетевая публикация

Если вы начинающий автор, то совет один – каждонедельная стабильная прода на всех популярных ресурсах (Самиздат, Литэра и прочие) вас разрекламирует лучше всякой пропаганды. Если ваши тексты читаемые, то вас заметят по-любому, не задумывайтесь о популярности, продажах и прочем вообще. Ни то, ни другое вам не грозит 🙂  Становятся популярными, узнаваемыми и покупаемыми на российском рынке – единицы, смиритесь, что вы не из их числа и просто пишите в своё удовольствие – это лучший совет, что я могу дать.

Синопсис

Я особо с ним никогда не заморачивался, краткий пересказ книги на пол-листа и все. Про что книга и краткий, в несколько предложений, сюжет.

Переговоры с издателем

Два варианта

— вы стали узнаваемым на литературном поприще и на вас вышел издатель сам, соглашайтесь на все условия если это законодатели рынка в виде – АСТ, ЭКСМО, АРМАДА и смотрите по обстановке со всеми другими, но понимайте, что возможно второго шанса для первой книги у вас не будет.

— второй вариант вы разослали во все издательства свое творение и ждете результата, мой совет, с настоящим кризисом на рынке книгопечатания России, соглашайтесь для печати впервые на первый приемлемый для вас вариант, не ждите остальные издательства. Чаще ожидание может затянуться на месяцы, например, ответ на свою новую книгу «Ремесленники душ» я жду второй месяц, но поскольку желание издаться во что бы то ни стало и увидеть книгу в бумаге, во мне давно перегорело, то ожидание идет спокойно и без нервотрепки. Вам же желаю набраться его побольше, оно вам пригодится.

Дмитрий на СИ: http://samlib.ru/r/raspopow_d_w/

Дмитрий Рус

Во-первых, не пишите в стол. Не стесняйтесь выкладывать свои тексты. Как можно раньше выходите на свет. Ищите своего читателя и обратную связь. Не надо годами показывать только своим друзьям и ждать от них отзывов. Написали первые 100 кб. текста, и выкладывайте на Самиздат.

Второе, нужно отращивать толстую шкуру как у носорога.

Из-за критики.

Её будет много, и если вы слишком близко к сердцу её воспринимаете, то можете сломаться. К примеру, у меня на ИЧЖ-1 собрала 30к комментариев, из них 3к негативных.

Я ориентируюсь просто на процент негатива. Если 10%, то мне нормально. Я же не девочка, чтобы всем нравиться. А такие пропорции это уверенный позитив, это значит, что почти всей аудитории интересно то, что я пишу. Нужно опираться на внутренний стержень, а не на мнения других людей.

Сайт Дмитрия: http://www.d-rus.ru/

Алексей Свадковский

Я долго думал над тем, что бы я хотел посоветовать начинающим писателям. Хотя по факту я и сам новичок, который только начал идти по дороге писательского мастерства. Поэтому я могу лишь поделиться своими мыслями и опытом, а кто это прочитает, пусть сам решит насколько ему это нужно:

Первый совет: Если вы пишете первое произведение, не стоит сразу начинать с эпического романа, а попробовать написать для начала небольшой рассказ. Так вы сможете получить первый опыт и быстрый результат опираясь на который можно попробовать написать что то еще.

Второй совет: Не ждать быстрого успеха и быть готовым к критике. Закончив свой первый рассказ «Вор и маг» я очень ждал похвалы, одобрения и поддержки, но зачастую ее не находил, моего дебюта кроме близких и друзей никто не заметил. Главное после этого не разочароваться в жизни и не опустить руки, а продолжать творить дальше.

Третий совет: Ну и последнее. Автор должен быть Творцом. Идти по проторенной дороге легко и зачастую удобно, но твои следы затеряются среди тысяч других оставленных до тебя. Ваше произведение должно выделяться среди других, хотя учитывать текущие тенденции все такие стоит.

Алексей на СИ: http://samlib.ru/s/swadkowskij_a_r/

Георгий Смородинский

Первый совет : Главный герой должен быть примерно одного с Вами возраста. Или младше. Смешно выглядят рассуждения двадцатилетнего парня о чувствах и мотивации сорокалетнего мужчины.

Второй совет:  Пишите только тогда, когда досконально разбираетесь в том, о чем пишете, и не ленитесь работать со справочной литературой. «Я так написал, потому что видел это в фильме или прочитал об этом в книге другого автора» — достаточно нелепое оправдание. Те кто «в теме» просто пожмут плечами и отложат Вашу книгу в сторону.

Третий совет:  И последнее. В написании книги, как и во всех остальных делах, Вам помогут только настойчивость и труд. Звучит банально, но самое сложное это именно заставлять себя ежедневно садиться и открывать Word. И удачи всем в создании своих шедевров!

Георгий на СИ: http://samlib.ru/s/smorodinskij_g_g/

Завершение

На этой оптимистичной и назидательной ноте мы (писатели и я) заканчиваем первый выпуск нашей новой рубрики.

Надеюсь, эти советы помогут молодым и/или начинающим авторам, и уберегут их от многих ошибок.

Просьба! Проект требует значительных затрат времени, но я надеюсь, что он будет полезным для большой аудитории, поэтому большая просьба – делитесь ссылкой на эту статью в соц.сетях и на просторах интернета в целом.

До новых встреч на Блоге о фэнтези и фантастике!

fantblog.ru

10 советов как стать писателем (или отправиться в сумасшедший дом)

В настоящее время на всевозможных графоманских ресурсах и в социальных сетях очень популярны  короткие списки советов на тему как стать писателем. Лично я не представляю, каким чудодейственным образом чьи-то десять абзацев могут сделать из вас гениев пера и клавиатуры, но паровоз уже набрал ход, так что грех не вскочить на подножку. В чем причина популярности таких постов? Возможно, современный человек все хуже воспринимает большие массивы информации. Кто-то увидит в этом симптомы клипового мышления, я не знаю. Но нам отчего-то гораздо удобнее прочитать пост с десятком советов, чем статью той же длины, разбирающую по винтикам только один из них. Хотя пользы от последнего будет не в пример больше. К сожалению, стереотипы еще плотно держат нас за горлышко, и новое пополам со сложным воспринимается очень туго, поэтому впредь постараюсь чередовать статьи для новичков и вещи с претензией на глубину, требующие определенного кругозора и подготовки.

Сегодня у нас одна из легких, ни к чему не обязывающих записей.

Мои 10 советов как стать писателем

(или отправиться в сумасшедший дом)

1. Читайте каждый день. Чем больше, тем лучше.

Первое и самое важное правило (по-моему, оно даже важнее, чем непререкаемое правило под номером два), с которого начинается любой писатель. Ведь чтобы научиться писать – нужно учиться (очевидно же), смотреть, как это делают мастера. Этот довод лежит на поверхности: кроме хороших книг писать вас никто не научит. Чтение позволяет: а) день ото дня расширять словарный запас; б) освоиться в пространстве художественного стиля, перенять своеобразную манеру речи, которая сильно отличается от привычной разговорной; в) подмечать приемы у состоявшихся литераторов; г) приятно и с пользой проводить время.

И, конечно, не забывайте во время чтения держать под рукой блокнот (см. п. 4) – вдруг в голову придет блестящая идея или захочется записать цитату.

2. Пишите каждый день. Или редактируйте написанное.

Второе чрезвычайно полезное и вполне очевидное правило. Можно ли стать писателем, если ничего не пишешь? Ну, вы понимаете… Бесспорно, теория – важнейшая часть любого ремесла, но практика – важнее в сто крат! Поэтому здоровой привычкой для молодого литератора должна стать привычка писать ежедневно. Неважно что – очередной рассказ или главу романа, запись в блоге или в личном дневнике. Главное, каждый день упражняться в письме. На худой конец, можно редактировать написанное. Тоже полезно, и тоже развивает чувство слова.

3. Читайте стихи.

Такую рекомендацию литераторам дает знаменитый поэт, икона всех цитатников соц. сетей – Иосиф Бродский. Вот фрагмент его речи на открытии первой книжной ярмарки в Турине в 1988 году:

«Чтобы pазвить хоpоший вкус в литеpатуpе, надо читать поэзию. Если вы думаете, что я говоpю это из пpивеpженности цеху, что я пытаюсь пpодвинуть интеpесы собственной гильдии, вы ошибаетесь: я не член пpофсоюза. Дело в том, что, будучи высшей фоpмой человеческой pечи, поэзия не только самый сжатый, но и наиболее конденсиpованный способ пеpедачи человеческого опыта; она также пpедлагает наивысшие из возможных стандаpты для любого лингвистического действия — особенно на бумаге. Чем больше мы читаем поэзию, тем менее теpпимы мы становимся к многословию любого вида, будь то в политической или философской pечи, в истоpии, общественных науках или художественной литеpатуpе. Хоpоший стиль в пpозе — всегда заложник точности, ускоpения и лаконичной интенсивности поэтической pечи. <...> Пожалуйста, поймите меня пpавильно: я не пытаюсь pазвенчать пpозу. Истина состоит в том, что по стечению обстоятельств поэзия пpосто оказалась стаpше пpозы и таким обpазом покpыла большее pасстояние. Литеpатуpа началась с поэзии, с песни кочевника, котоpая пpедшествует писанине оседлости».

«Позвольте мне здесь наpисовать каpикатуpу, ибо каpикатуpа подчеpкивает суть. Hа этой каpикатуpе я вижу читателя, обе pуки котоpого заняты откpытыми книгами. В левой он деpжит сбоpник стихотвоpений, в пpавой — том пpозы. Посмотpим, котоpую он бpосит pаньше. Конечно, он может занять обе pуки томами пpозы, но это оставит его с кpитеpиями, котоpые сами себя сводят на нет. И конечно, он может также спpосить, что отличает хоpошую поэзию от плохой и где гаpантия, что то, что он деpжит в левой pуке, действительно стоит хлопот. Hу, во-пеpвых, то, что он деpжит в левой pуке, будет, по всей веpоятности, легче того, что он деpжит в пpавой. Во-втоpых, поэзия — по выpажению Монтале — искусство безнадежно семантическое, и возможности для шаpлатанства в нем чpезвычайно малы. К тpетьей стpочке читатель будет знать, какого pода вещь он деpжит в левой pуке, ибо поэзия пpоявляется быстpо и качество языка в ней дает себя почувствовать немедленно. После тpех стpок он может взглянуть на то, что деpжит в пpавой pуке».

Кого же читать? И на это у классика припасен список: Маpина Цветаева, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Боpис Пастеpнак, Владислав Ходасевич, Велимиp Хлебников, Hиколай Клюев.

4. Заведите блокнот.

Удивительно, как такая сущая мелочь, чепушинка, может изменить жизнь или даже судьбу пишущего человека! Сколько гениальных и просто хороших идей и мыслей приходит к нам в голову в самых неподходящих местах? А сколько из них затем обретают жизнь на бумаге, доходят до читателя? Не так уж и много, правда? Вот здесь бы и пригодился блокнот! Многие самоуверенные юноши всецело полагаются на свою крепкую память, отчего-то считают, что не упустят ни одной светлой мысли, ни одного проблеска, пришедшего в голову вдали от письменного стола. Так и ходят налегке с верой, что все записывается на подкорочку. Но стоит сесть перед чистым листом – все заботливо сложенные в памяти мысли вдруг куда-то испаряются! И не видно их. А может, и не было вовсе? Да нет, были, точно были! В понедельник по дороге домой придумал такое!.. Только вот вспомнить бы… И приходится бедному юноше грызть карандаш, выжимать из себя лимонные соки, юлить, придумывать здесь и сейчас, ведь уже и за стол сел, и приготовился, надо писать, а свежести нет – все забыл напрочь. Все то разумное, доброе, вечное, что так будоражило душу еще вчера до обеда. Обидно? Еще бы! Вот затем и нужен блокнот.

Заведите блокнот, я серьезно. И вы удивитесь, сколько интересного и важного забываете! Писатель – это вам не жонглер словоформами; писатель – он же, в первую очередь, мудрец, кладезь жизненного опыта. Блокнот станет серьезным подспорьем в вашей работе, и в следующий раз, сев за чистый лист, вы будете ломать голову уже над тем, как уместить на бумаге все те мысли, что плотно скопились в записной книжке.

5. Путешествуйте.

Как известно, творчество требует постоянной эмоциональной подпитки. Писать без азарта, надрыва, вдохновения – тяжело и муторно. Однако жизнь современного человека не способствует душевному подъему, во многом она скучна и однообразна, и эмоции, которые она подкидывает, редко бывают со знаком плюс. Поэтому самый верный способ накопить положительный заряд, встряхнуться, нахвататься новых впечатлений – это путешествия. Многие профессиональные авторы, кому позволяют финансы, часто и охотно колесят по миру. Тот же Алексей Пехов со своей супругой-соавтором, кажется, так вообще из поездок не вылезают. И детали путешествий (облики далеких городов, обычаи и нравы) мы видим в их новых книгах.

Так что совет простой: не отказывайте себе в удовольствии куда-то слетать или скататься, вашему творчеству это пойдет только на пользу.

6. Наблюдайте за людьми.

Если вы до сих пор считаете, что всех невероятно ярких и живых героев писатели придумывают с нуля целиком и полностью – мои вам глубокие соболезнования. Говорят, Деда Мороза не существует, а жизнь – изобретательней любой фантазии. Те образы, к которым мы так привыкли в большой литературе, в которые успели влюбиться, чаще всего являются собирательными, и почти всегда в основе персонажа лежит реальная личность. А чего удивляться? Неужели у вас нет знакомых, про которых все говорят «хоть в кино снимай» (или «хоть в цирке показывай»)? Никогда не поверю. Обычно такие люди наделены яркими необычными чертами, гранями ума и характера, особенностями поведения, до которых не каждый автор-то и додумается. Не всегда это чудаки или шумные балагуры; бывают и очень занимательные тихони, которые вечно ото всех что-то скрывают. Да мало ли найдется интересных людей! Поэтому не стесняйтесь наблюдать за интересными персонами, записывать их крылатые фразы и перлы, чтобы затем создать на этой основе блестящий и харизматичный образ.

7. Собирайте интересные истории.

Да-да, вы удивитесь, но жизнь еще и потрясающий драматург и иногда выкидывает такие фортели, что нарочно не придумаешь. Наверняка, и с вами хоть раз приключалось что-то из ряда вон. Бывало это и с другими людьми. Так почему бы не положить реальную интересную историю в основу рассказа? А если она вообще сногсшибательна – написать роман! Не пропадать же алмазу! Для кого-то это прозвучит сомнительно, кому-то такой подход даже покажется мелочным, но многие авторы именно так и делают. Собирают необычные истории других людей, вдохновляются ими и даже берут за основу собственных книг.

8. Экспериментируйте.

Когда мы только начинаем свой путь по стезе писательского ремесла, мы часто не ценим это чудесное время, стараемся поскорей набить руку, воплотить в жизнь все мелкие задумки и засесть, наконец, за большую форму, за нечто фундаментальное, что можно писать полжизни. И теряем драгоценные возможности попробовать себя в разных направлениях. Но мы всегда думаем: а, еще успею! А если нет? А что, если завтра контракт с издательством и далее по накатанной: одна книжка в полгода и короткий месяц на передышку? Какие уж там эксперименты! Так что, пока вы только начинаете осваиваться в этом лесу, не стесняйтесь экспериментировать, пробовать себя в разных жанрах и формах. Пишете фантастику? Попробуйте детектив, или заверните историю о любви, трагедию, пародию. Привыкли выстраивать сюжет в одну линию? А разве нет вариантов? Окольцовка, точечная и инверсионная композиции, временные искажения, можно разбить на фрагменты и перемешать, оставить одни диалоги или обойтись вообще без них… Да мало ли, в конце концов, вариантов?! А что мы все в прозе, да в прозе? Попробуйте написать пьесу. Или сценарий. Да, бог знает, что из этого выйдет, и какую грань таланта вы неожиданно откроете. Но даже если ничего не получится, и вы вернетесь к тому, с чего начинали, у вас останется опыт. А он в нашем деле кое-что да значит.

9. Ищите в темных областях.

Совет скорее философский. Не совет даже, а точка зрения на творчество и литературу в целом. Дело в том, что сочинения в письменной форме существуют уже не одну тысячу лет. И за все это время люди написали миллионы книг, придумали миллионы историй. Писатели прошлого достигли таких вершин лаконичности и словесной оформленности, оставили такие образчики эпоса, драмы и лирики, что сравняться с ними, повторить – сложно невероятно. Превзойти – фактически невозможно. Единожды влезть на гору – можно, но возвести рядом такую же, да еще повыше – недостижимо. Поэтому с начала ХХ века писатели и поэты движутся в области, ранее остававшиеся сокрытыми. Литература прошлого столетия (модернизм и постмодернизм) открыла нам новое, ранее незнакомое – поток сознания, магический реализм, интертекст, эксперименты с формой и временем. Современные авторы в постоянном поиске. Они ищут везде, иногда кажется, что даже в клозете. Проза Берроуза, Лимонова, Паланика и Буковски может вызывать шок, тошноту и неприятие. Но как к ним ни относись, эти авторы ищут, бороздят неизведанные темные области в поисках чего-то нового. Я призываю искать и вас! Искать что-то свое, не похожее ни на чье другое. Прозябание рядовым писакой в книжной серии – это путь раба на галерах, полное забвение.

10. Не мните себя талантом.

Не считайте себя лучше других. Как только успокоитесь и начнете почивать на лаврах – уровень ваших работ скатится ниже плинтуса. Препарируйте свои тексты злее любого критика. Предъявляйте к себе максимальные требования, сравнивайте себя с другими, находите, чем они лучше, берите на заметку и старайтесь переплюнуть. Не примеряйте на себя слово талант, шарахайтесь от него, как от огня. Как только вы примете звание таланта, закончитесь как писатель.

На этом все на сегодня. Жду ваших мнений в комментариях. Хотел бы услышать и ваши десять советов по этому поводу. До скорой встречи!

litmasters.ru

Советы (самому) начинающему писателю | Сайт Всеволода Алферова

С первых строк оговорюсь, что этот текст возник после прочтения сотни-другой конкурсных рассказов, где попадались тексты самого, что ни на есть, начального уровня. Я не считаю себя вправе наставлять или учить опытных людей, как писать книги. С другой стороны, у меня тоже есть опыт первых шагов, и кому-то он может оказаться полезным.

Все, что вы увидите ниже — не более, чем попытка обобщить, чего же не хватает в текстах у авторов, которые только-только пробуют писать и присылают первые пробы пера на конкурсы. Несколько моментов, на которые стоит обратить внимание.

Дьявол в деталях

Лет в 17 я начал сравнивать свои первые поделки с книгами, которые нравятся мне самому — и, конечно, я замечал, что в моем тексте чего-то не хватает. Что получается… не так. Не так ярко. Не так живо. Дело даже не в том, что мне не удавалось подобрать таких же удачных сравнений или написать текст так же коротко и емко. Нет — сам мир получался неживым. Герои вели себя скомканно. В чем же дело?

Дело обычно в деталях. Именно их нехватка обычно выдает текст начинающего автора. Новичка интересует действие, сюжет: кто что говорит и кто что делает. И новичок старательно, закусив губу, действие записывает. Однако работа автора шире, чем просто составить протокол — нужно еще написать, как, и где, и когда. Задача автора — создать картинку, такую же живую и яркую, как в фильме, только в воображении. А для этого нужны детали.

В первую очередь это описания. Не подробные и нудные, а 2-3 штриха, которые создадут общее представление, а дальше читатель уже додумает сам. Описываете дешевый трактир? Можно упомянуть мебель, чадный полумрак, тени на лицах, гудение кружащих под потолком мух. Улицы города? Пусть это будут потемневшие сваи домов, или потекшая побелка, или перевесившиеся через забор ветви дерева. Эти детали создают обстановку. Но помните: не больше 2-3 штрихов!

Нужны также детали, которые описывают поведение персонажей — они создают характер и своеобразную манеру себя вести. В задумчивости расчертившие лоб морщины, взмах руки или мимолетная улыбка. Вспомните любой фильм — и вы поймете, что персонажи не всегда разговаривают, глядя друг другу в глаза, стоя на расстоянии комфорта. Герои ходят, садятся, встают, отворачиваются, жестикулируют… Все эти маленькие подробности позволяют раскрыть персонажа: порой даже лучше, чем словами.

Итак, это первое и главное, чего не хватает новичкам. Первое, чем нужно овладеть. Но как детали создавать? Здесь нет верных или неверных рецептов, никто не расскажет, как научиться писать. Я сам начал перечитывать любимых авторов и отмечать, как появляются детали у них.

На что нужно обращать внимание:

  • В каком количестве используются детали, сколько места в тексте занимает каждая?
  • Сколько примерно в тексте описаний и сколько мыслей, действий, разговоров?
  • Как встраиваются детали в другие, не описательные части текста: как они используются в диалогах, размышлениях, в действии?

Пример:
— Вот здесь.
Такани для верности притопнул, словно это его погребальный костер пылал здесь год назад. Чародей поморщился, но смолчал.
— Она хотела, чтобы ее положили в костер на закате. И обязательно здесь, чтобы… чтобы духи ветров подхватили прах и понесли прямиком к Солнечному Владыке. Кажется, так она говорила.
Купец обернулся к Ханнану и виновато улыбнулся.
— Память уже не та, что раньше, — пояснил он.
Город опавших листьев

Баланс повествования

Прошло несколько лет с тех пор, как я впервые задумался о деталях. Получалось у меня так себе — но я уже над ними работал. И все равно было что-то не то! Либо детали выходили слишком длинными (описания, а не детали), либо затянутыми и нудными диалоги, либо сплошная череда экшна… А, между тем, повествование должно находиться в равновесии. Все должно быть сбалансировано, ни с чем нельзя переборщить: ни слишком много описаний, ни один сплошной экшн, ни постоянные рефлексии персонажей нельзя допускать. Все эти элементы должны друг друга разбавлять и уравновешивать.

В те годы я впервые задумался: а какая оптимальная длина описания? какой диалог не очень длинный? где заканчивается «мало» и начинается «много»?

Четкого ответа я, разумеется, не нашел — более того, его и не существует. Все зависит от особенностей текста, от вашего авторского стиля. От того, какие сцены идут до и после конкретного куска текста.

Сам для себя я вывел что-то вроде закономерностей, которыми стараюсь пользоваться.
Если описание занимает больше двух абзацев — разбавьте его репликой или действием. Пусть даже реплика будет очень короткой (например, герой выругался). Пусть даже действие самое простое (персонаж подошел к окну).

Пример:
Чародей застал воцарение Аза́са Черного учеником. В те годы он еще не видел большого мира, и все, что знал о нем — были страшные истории о резне магов, которая вспыхивала то здесь, то там. Каждый вечер приносил новые дурные вести. И новые страхи.
Боялись все. Истории пересказывались вечерами, в полутемных гостиных, и казалось, что мир за стенами обители сошел с ума. Помнится, Аджит считал дни и гадал, сколько времени пройдет, прежде чем война ворвется сюда, разрушив главный и самый крепкий бастион Круга.
— Ерунда! — отрезал Газван, услышав опасения ученика. Тогда он не был Верховным, и говорил еще резче, чем сейчас.
Нечто мертвое

Иными словами: мысли, реплики, самые простые действия, даже вошел/зашел/бросил взгляд создает иллюзию действия. Следующее описание читать уже куда проще. То же самое можно сказать о диалогах: разбавляйте словеса действиями персонажей, пусть они крутят что-то в руках, встают, отходят к окну, разглаживают складки одежды.

Пример:
— Чудеса века легенд… — вдруг вспомнил Тамес.
— …делали колдуны, в ту пору все они были жрецами, — закончил за него владыка. — Твои собратья правы. Но это не дает ни одного ответа. Истинным богам безразличны смертные. Тот, кто утверждает обратное, лжет. Или просто глупец.
— Скажи это жрецам.
— Зачем?
Владыка совсем по-человечески царапал ногтем полы одеяния, счищая с них грязь.
Логово снов

И описания, и диалоги можно разбавлять не действиями даже, а мыслями — которые указывают, что у персонажа есть проблема, и он еще не знает, как ее решить. Это создает напряженность и заставляет читателя беспокоиться о персонаже.

Пример:
Он пересек гулкий зал на нижнем этаже башни и вышел с другой стороны, на пыльную привратную площадь. Солнце пока не добралось до побеленных стен, однако купола горели огнем, а мрамор верхнего города слепил глаза. Здесь были дикари из Рассветных королевств: белолицые, светловолосые, в штанах вместо шаровар и бесформенных рубахах. Встречались и степняки с юга, и пара наемников, и жрец в накидке из вороньих перьев… Ученый понял вдруг, что не знает, как себя вести с этими людьми. Он привык к меценатам. Те слушали его речи, спорили до хрипа — но никто не норовил схватиться за нож.
Логово снов

Как начать писать

Финалы, свернувшие не туда, размытая структура произведения — общее место многих начинающих авторов. Я начинал с того же. И хотя все наперебой советовали: начни же ты писать план, в конце концов! — у меня просто не получалось. Вот не выходил подробный план и все!

Есть простой совет, который пусть не избавит от всех проблем, но существенно упростит ситуацию — не начинайте писать, пока не будете твердо знать, чем все закончится.

Быть может, в середине плана зияют лакуны. Может, имея подробный план, вы сомневаетесь в мелочах. Но финал нужно представлять себе очень четко. Это очень упростит вам жизнь!

В литературе есть место под солнцем для совершенно разных произведений. Есть вещи, написанные ради идеи. Или ситуации, которую автор хочет исследовать. Есть книги, написанные только ради сюжета — просто приключение, не обремененное размышлениями. И то, и другое заслуживает право на существование. Но знание финала поможет в любом произведении.

Зная концовку заранее, вы заставите каждый эпизод работать на нее. Вы можете рассеять по тексту мелочи, которые потом, в финале, читатель вспомнит, хлопнет себя по лбу и скажет: «Черт возьми, да ведь к этому все шло!». Вы заранее знаете все условия, необходимые, чтобы концовка собралась. В общем, писать рассказы и романы можно по-разному, но куда проще разматывать их с конца. Это создаст структуру, записанную или нет — что избавит от необходимости возвращаться и поворачивать в другую сторону.

Согласны? Не согласны? У вас есть собственный опыт, которым можно поделиться? Оставьте ваш комментарий.

vsevolod-alferov.ru

Советы начинающему писателю. Жёсткая ротация

Советы начинающему писателю

СОВЕТ ПЕРВЫЙ: дочитай до конца, внимательно проштудируй и обмозгуй всё нижеизложенное, прежде чем сделать на литературном поприще первый шаг, не то непременно во что-нибудь вляпаешься. Писать — пиши (а если можешь не писать — не пиши), но до поры до времени даже не думай соваться в издательства со своей писаниной. Запомни: ты такой (такая) не один (одна). Писателей в Петербурге полно. А в Москве ещё больше. А уж в Америке! И читающая публика (она дура!) категорически выбирает «пепси» и Путина. И вообще, читателей меньше, чем писателей. А каждый новый писатель — это потерянный читатель. И покупатель книг. Вот почему в издательствах тебе, мягко говоря, не обрадуются. И в лучшем случае предложат пеший эротический маршрут. «Пошёл (пошла) в „Звезду“», — скажут. Или в «Неву». Оно, конечно, рукописи не горят и даже не тонут, но они теряются!!! Их выкидывают в ведёрко для мусора или пускают на оборотки. В лучшем случае — забывают извлечь из электронной почты, пока в издательском доме не грохнется «Windows ХР». А если ты сдал (под расписку или нет, это не имеет практического значения) единственный экземпляр самодельной заветной тетради листиков так на триста, от корки до корки исписанной бисерным, не вполне удобочитаемым почерком, и ждёшь, что в этот роман… или философский трактат… или научно-фантастический боевик… или авторское собрание стихотворений… или новый перевод «Трёх мушкетёров»… кто-нибудь — перед тем как потерять или выбросить — хотя бы из любопытства заглянет в обещанные тебе, как условно-осуждённому, три месяца, то ты ошибаешься, о, как ты ошибаешься! Никто не заглянет, никто никогда и ни за что. Шанс — один на сто миллионов (примерно столько в нашей стране писателей). И только «Советы», самым тщательным образом изученные и освоенные, увеличат твои шансы ровно в сто раз! И появится у тебя один шанс на миллион!

СОВЕТ ВТОРОЙ: если можешь не писать, не пиши. Оставайся читателем — и спокойнее, и вернее, и в конечном счёте прибыльнее. Читай да поругивай, а иной раз для разнообразия и похваливай. Читай писателей и читай про писателей — и считай про писателей, про которых (или которых) прочитал, что хочешь. А вот про тебя самого (саму) никто не скажет, что ты бездарен (бездарна), невежествен (невежественна), исхалтурился (-ась) или исписался (-ась). А критика — знаешь ли ты, какова она на вкус и на цвет? Какова на вкус, такова и на цвет, ясен пень. Но до критики тебе ещё переть и переть пешим эротическим маршрутом в заранее заданном направлении. Сперва тебе надо достучаться до редактора.

СОВЕТ ТРЕТИЙ: сначала тебе надо достучаться до редактора. Но не в дверь ногой! Редактору не понравится, если ты придёшь к нему без предварительного звонка. Правда, если ты позвонишь, он постарается тебя отфутболить, но поле ровное, а мяч круглый, так что какие-то шансы (вышеобозначенные) у тебя имеются. Только не вздумай начинать разговор с вопроса: «Книги печатаете?» Это дурацкий вопрос, он их печатает по определению, хотя это и не означает, что он напечатает твою. Лучше поздороваться и назвать собственные имя и фамилию. Конечно, они редактору ничего не скажут (как минимум, фамилия), но это и хорошо, потому что всех известных ему писателей он ненавидит.

Далее уместно поинтересоваться именем-отчеством собеседника и в дальнейшем вставлять их в беседу по надобности и без. «Понимаете, Виктор Леонидович… знаете, Виктор Леонидович… вы не поверите, Виктор Леонидович»… Хотя не понимает, не знает и не поверит. Следующая реплика не должна звучать как «у меня есть рукопись», или «я написал (написала) роман», или что-нибудь в том же роде. Лучше начать с признания (искреннего или нет, не имеет значения), что тебе чрезвычайно неудобно обращаться в столь прославленное издательство, но ты чувствуешь, что оно — твоё! Кашу маслом не испортишь, и редактор непременно спросит тебя, какие книги издательства тебе нравятся. Ответ «Все!» хорош, но два-три названия лучше бы всё же знать. «Ну и что же такое вы сочинили?» — спросит растроганный редактор, и это исключительно важная точка во всей беседе. Ответом «А что вам надо?» или, хуже того, «А что вы печатаете?» ты погубишь едва завязавшийся контакт. Но и жанровое определение — «роман», «пьеса в стихах», «сборник афоризмов» и т. п. — на данном этапе неуместно. Романов у него целый стеллаж, пьес в стихах он не печатает, да и стихов вообще, а сборники афоризмов сочиняет сам, причём — в стол. Лучше выразиться точнее — «детектив» или «повесть о моей жизни» — или, наоборот, туманнее. А как туманнее? Ну, например: «Я пишу в духе Борхеса с оглядкой на Мураками». Борхес — слепец и покойник и оглядываться он, соответственно, ни на кого не может, — и редактор укажет тебе на это сразу же, приготовившись распрощаться с невеждой. А тут ты его подсечёшь: «Это я оглядываюсь, а не Борхес» — и он, будучи человеком справедливым, согласится на личную встречу. Телефонный разговор легко смазать опрометчивым заявлением: «Жене (мужу; друзьям; всем, кто читал) моя книга очень нравится», потому что в ответ последует: «Вот жена пусть и печатает!» Положительные отзывы критиков и писателей, если они есть, тоже лучше оставить при себе, — ты ведь не знаешь, как относится к этим критикам и писателям твой потенциальный редактор, и исходить лучше из предположения, что он считает их полным дерьмом. Ни в коем случае нельзя говорить, что ты уже издал рукопись за свой счёт тиражом в двести-триста экземпляров, — в ответ непременно услышишь: «И этого более чем достаточно». Стой на «Борхесе с оглядкой» и готовься к решающей фазе разговора, в которой будет затронута конкретика, а на конкретике так легко поскользнуться. Вот несколько негативных примеров из моей издательской практики. № 1. Автор (из-за рубежа) пересказывает содержание собственного романа: «Молодой человек летит из Амстердама в Рио и на борту вспоминает всех своих возлюбленных за последние тридцать лет». — За последние тридцать лет? Молодой человек? — Молодой душою! Отказ не глядя.

№ 2. Автор (с кавказским акцентом): я написал политический детектив про Россию, Ирак и оружие массового поражения.

— Понятно, вы отставной разведчик.

— Нэт.

— Журналист-международник.

— Нэт.

— Специалист по оружию массового поражения.

— Нэт. — Долго жили в Ираке.

— Нэт.

— Спасибо, не надо.

— Пачему нэ надо?!!

№ 3. Автор (восьмидесяти пяти лет от роду): я написал роман об ужасах культа личности. Я писал его шестьдесят лет!

— И опоздали на пятьдесят!

И ещё я ни в коем случае не советую тебе говорить, что ты пишешь ироническое фэнтези — пусть на самом деле ты, увы, пишешь именно его. Это даже не в «Звезду», это прямо к Стругацкому! В самую Стругацкую звезду на свете! Но вот, предположим, тебе удалось без потерь пройти между Сциллой и Харибдой телефонного разговора и редактор нехотя предложил тебе занести рукопись или прислать «по емеле» — на твой выбор. Что выбрать?

СОВЕТ ЧЕТВЁРТЫЙ: что выбрать? О «емеле» забудь сразу же: издательство не проплатило Интернет. А когда проплатит, рукописей придёт уже несколько сотен, и твоя в этом потоке просто-напросто затеряется. Конечно, можно позвонить и осведомиться, дошла ли, — но в таком случае все ужасы и опасности телефонного разговора начнутся заново. И тебе, скажем, могут объяснить, что в прошлый раз тебя неправильно поняли. Или ты неправильно понял редактора. Рукопись надо заносить в удобном для чтения виде. Вот сейчас у меня на столе дорогая папка (скорее даже альбом), каждый лист которой обернут в целлофан. Про директора школы Иду Борисовну, которая, уходя на пенсию, рекомендует на своё место жену нобелевского лауреата по математике Сару Абрамовну. Нобелевских лауреатов по математике не бывает, и не столь изящно оформленную рукопись я выкинул бы прямо на этой (пятой) странице. А тут дочитал до пятнадцатой — на которой Сара Абрамовна вступает в лесбийскую связь с девятиклассницей Майей — и заодно понял, почему рукопись прислали именно в наше издательство. Авторесса, кстати, названивает — даже такую красавицу рукопись, как «Сара Абрамовна», мы было затеряли, — и при следующем звонке я непременно посоветую ей обратиться в «Звезду». Со всей вежливостью, деликатностью и непреклонностью.

Приходить в издательство лучше в середине присутственного дня. Коньяку и цветов не заносить, себя и других услуг не предлагать, денег у тебя и так нет (иначе «издание за счёт автора» — отдельная и никому не нужная песня), держаться со скромным достоинством, жадно разглядывать выпущенные издательством новинки, в случайно услышанные разговоры не встревать, советов по руководству издательством не давать, о себе, если не спросят, не рассказывать, выразить — когда до этого дойдёт черёд — бодрую готовность ждать ответа сколько понадобится (а понадобится не меньше трёх месяцев) и — внимание! — постараться запомнить хотя бы примерное направление, в которое редактор отправит твою рукопись! Тогда через три месяца тебе с ним будет легче её, нетронутую, отыскать. А если не отыщется — не беда, ты вынешь из портфеля второй экземпляр (желательно столь же внешне безупречный и удобочитаемый) — и тут уж ему будет не отвертеться… И он прочтёт твою рукопись! Правда, скорее всего, не до конца. А ты? Ты дочитал эту статью до конца? Если так, то твои шансы напечататься возросли ровно в сто раз и составляют теперь один к миллиону! И дальнейшее зависит уже исключительно от качества самой рукописи.

2004

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

public.wikireading.ru

Начинающему писателю

Начинающему писателю - 17 секретов успеха:

1. Никода не оставляй свое самое лучшее напоследок. Раскрывайте себя незамедлительно, а потом посмотрите, что произойдет. Чем лучше начало, тем лучше продолжение.

2. Открытие абзаца, предложения, строки, фразы, слова, заголовка - есть начало важнейшей части вашей работы. Это задает тон и дает читателю понять, что вы командующий писатель.

3. Первая обязанность писателя - развлекать. Читатели теряют интерес с описаниями и абстрактной философией. Они хотят развлечений. Но они чувствуют себя обманутыми, если развлекаясь, ничему не научились.

4. Покажи,а не рассказывай или тенденциозно излагай.

5. Голос намного важнее чем картинка.

6. Произведение намного важнее чем что-либо. Читатели (и издатели) заботятся меньше всего об умении чем о содержании. Вопрос, который они задают не “Как вы достигли того, чтобы стать писателем?”, но “Насколько хорошо написано произведение?”.

7. Эти правила достаточно противоречивые. Такова природа правил в искусстве.

8. Все записи создают конфликт. Уделите качественное внимание оппозиции и хорошим строкам. Власть антагонистов должна равняться власти главных героев.

9. Часто переключайтесь. Пробуйте предложения разной структуры и типа. Создавайте хорошее сочетание повествований, описаний, экспозиций и диалогов.

10. Будьте осторожны со словом. Одно слово, как капля йода в галлоне воды, может изменить цвет вашего манускрипта.

11. Обеспечьте читателя завершением. В последних предложениях рассказа откликается что-то, что произошло раньше. Жизнь идет по кругу. “Если в первой вашей главе есть пистолет, то пистолетом заканчивается книга” (Эн Рул)

12. К концу работы, конфилкт следует достичь некоего разрешения. Необязательно счастливая концовка.

13. Корректируйте, исправляйте. Вы никогда не получите хороший результат с первой попытки.

14. Избегайте чрезмерное использование прилагательных и наречий; доверяйте точности ваших существительных и глаголов. Глагольная форма: чем короче, тем лучше. Избегайте пассивной формы, клише и избитых фраз.

15. Будьте заинтересованы каждым предложением. Будьте лаконичными. Первый редактор Хэмингуэя в Kansas City Star дал ему следующие правила: “Используйте короткие предложения. Используйте короткие абзацы. Используйте решительный английский. Будьте позитивными.” Позже Хэмингуэй об этих советах сказал: “Это лучшие правила писательского мастерства, которые я когда-либо знал”.

16. Если вы можете быть неправильно истолкованы, вы будете.

17. Нет правил для того, чтоб хорошо писать. Тот, кто с успехом нарушает правила - является истинным художником. Но: для начала изучайте правила, практикуйтесь, доведите свое умение до мастерства. “Вы не можете перешагнуть то, что вы не знаете.” - Шри Нисаргадатта Махарай.

(Секреты для начинающих писателей от Стивена Голдсберри)

www.sunhome.ru