Усы казака – как выглядят и что символизируют?
как выглядят и что символизируют?
Многие мужчины предпочитают носить растительность на лице не просто для придания свое внешности привлекательности и мужественности, а в дань героям истории и великим мужам, которые сделали большой вклад в историю. Ярким тому примером могут считаться казачьи усы, которые отличаются колоритом, самобытностью и гордостью русского народа. Если вернуться к истории, редко кто из казаков мог позволить себе сбрить усы.
Усы казака имели огромное значение как для него самого, так и для общины, в которой он состоял. Сегодня огромное количество российских мужчин предпочитают носить такую же растительность над верхней губой, возрождая в себе окружающих дух патриотизма и мужества. Казачьи усы требуют некоторого времени на взращивание, моделирование, а самое главное, на уход.
Содержание материала:
Немного истории
Во многих странах растительность на лице являлась неким обозначением, к какому племени, полку или общине состоял мужчина. Во времена казачества усы не носили лишь те мужчины, у которых генетические особенности не предполагали роста волос на лице. Казаки всегда отличались от других народов особой формой усов, даже на поле боя мужчины не сбривали бород и усов.
Для справки! Во времена казачества, согласно истории, правил Петр, который запретил дворянам и прочим важным лицам носить бороды и усы. Но для казаков действовало исключение из правил, правитель дал добро на то, чтобы воинский народ сам решал судьбу своей растительности на лице.
Для казачьего народа усы и борода были не просто поводом отделиться от остальных, это был атрибут национального достояния. Со временем казачество стало носить развивающиеся длинные усы, схожие с крыльями хищной птицы.
Если казак помимо усов носил бороду, это означало, что он был женат. В те времена сбривание усов воспринималось казачьей общиной как предательство и желание покинуть ряды казаков.
Что символизируют усы казака?
Казаки в первую очередь воспринимали свои усы не как атрибут чего-либо, а как признак славы и достоинства мужчины. Народ очень ценил свою растительность на лице, ухаживал за усами и придавал им раскидистую форму, напоминающую крылья летящей птицы.
Если же казак не имел усов, его записывали в предатели и изгоняли из своего племени. Изначально моду на усы ввели арийцы, у которых «кшатрии» усы носили все воины без исключения.
Как выглядят: фото
Чтобы понимать, какой колорит и национальные традиции олицетворяли в себе усы казаков, достаточно посмотреть на иллюстрации воинов того времени с их богатой растительностью на лице.
Как отрастить и ухаживать за казачьими усами?
Способ отращивания казачьих усов приблизительно тот же, что и для других вариантов усов. Специалисты советуют отращивать одновременно усы и бороду, чтобы первая щетина над верхней губой не смотрелась глупо и комично. Для работы с усами потребуется триммер, который помогает быстро и равномерно удалить лишнюю длину волосков. По мере роста волос нужно удалять ненужную длину волосков в других местах.
Как только мужчина определился с тем, что он будет носить казачьи усы, нужно дать возможность волосками подрасти как можно длиннее. Чем гуще будет растительность над верхней губой, тем лучше. В целом, чтобы отрастить нужную длину, потребуется 1-2 месяца. Для ускоренного роста волос можно пропить курс витаминов, в котором обязательно должны быть витамин А, С и Е. В будущем усы нужно ежедневно мыть, причесывать и укладывать при помощи воска.
Вывод
Казачьи усы сегодня редко встречаются среди современных мужчин. Но, тем не менее, харизматичные и эпатажные личности, отдающие дань истории, все же отращивают такой вид растительности над верхней губой. Чтобы создать максимально правдивый образ усов казака, мужчина может сначала обратиться в барбершоп, после чего просто поддерживать форму и внешний вид усов согласно рекомендациям специалиста.
Рейтинг автора
5
Автор статьи
Барбер с талантом писателя
Написано статей
8
Загрузка…
afmen.online
«Усы на лице и голове»: как отличить донского казака от запорожца
Эти два народа всегда будут сравнивать и анализировать потому, что имея общий корень – казак – они, как бы это ни было парадоксально, имеют совершенно разную природу своего происхождения и своей культуры. Со временем эти разделительные национальные черты стали проявляться острее.
Территориально они стали различаться с самого начала – донские казаки облюбовали для своего убежища низовья реки Дон, а запорожские казаки считали своей родной рекой Днепр. Округ этих рек стихийно образовывались казачьи поселения, административное устройство которых также ранилось и в большей мере имело лишь один общий посыл – быть готовым в любой момент вскочить в седло и отразить нападение лютого врага. Недаром в 1690 году вышел указ, запрещающий донским казакам заниматься земледелием — им было нельзя привязываться к земле, обрастать корнями. Особой лаской к земле не пользовались и украинские казаки, предпочитая заниматься вольным промыслом в степи и на воде.
Первое упоминание о донских казаках было в сохранившейся «Гребенской летописи» от 1471 года, которую написали в Москве: «…Там, в верховьях Дона, народ христианский воинского чина зовомии казаци, в радости сретающе его (великого князя Дмитрия Донского) со святыми иконами и со кресты поздравляюще ему о избавлении своем от супостатов и, приносящее ему дары от своих сокровищ…» В 1489 году появилось первое упоминание в летописях об одном из украинских казачьих отрядов, укрепившихся в низовье реки Днепр. Об украинских казаках в истории европейской мысли упоминали в 15 веке, дату образования первой Запорожской Сечи историки называют 1553 или 1556 годом.
Лица русских казаков, согласно изучениям историком от антропологии разительно отличаются от украинских. В большинстве своей русские казаки имели светло или темно русые волосы, они светлолицы и отличались от своих одноименных украинских товарищей, которые имели темные волосы и смуглый цвет лица поскольку в их крови текла кровь – черкасов-адыгов.
Созданный писателями – Гоголем, Шевченко — характерный образ украинского казака стал для многих поколений ориентиром для общей характеристики представителей этого народа: немного хитрости, лукавства, сообразительности и расчетливости. А вот об образе жизни русских казаков отзывы былималоприятные: смесь монастыря и казармы – вот как описал один из путешественников свое впечатление от пребывания в казачьем поселении. Украинский казак — горячий поклонник национальных блюд. Гастрономические интересы у украинских и русских казаков также были разные. Если на Украине предпочитали кулеш, тетеря (из жидкой муки готовили суп), вареники, то на Дону большой популярностью пользовались наваристая уха, щи.
Одежда и военное обмундирование донских и украинских казаков было различным. Широкие шаровары, расшитые украинским узором просторные рубашки, кафтан, остроконечная меховая шапка, самопал, два пистолета, нож – вот небольшой перечень походной одежды и оружия для украинца. На голове у донского казака была папаха, одет он был в шаровары с лампасами, сапоги, обязателен был капюшон-башлык, сверху надевался полукафтан – бешмет, а сабля была главным оружием. Впоследствии различия в одежде и обмундировании увеличивались.
Внешний облик также отличался – запорожцы носили, как правило, длинные усы, которые свисали им чуть ли не до плеч и такой же висячий «ус» они оставляли на выбритой полностью голове. Тогда как донские казаки волосы с головы стригли очень коротко и никаких экзотических прядей не оставляли, считая, что это может помешать в бою. С развитием иррегулярных войск во второй половине 19 века в моду вошла еще одна традиция, которая получила законодательную основу – по указу донцы нижних чинов должны были носить бороду. В качестве украшения – это особенно ярко стало проявляться во второй половине 19 века – донские казаки стали выпускать наружу чуб, которому делали своеобразный начес для красоты и высоты прически. Серебряная серьга – еще один элемент мужского украшения также встречался у украинских казаков, так и у русских казаков. У них серьга прочно вошла в моду и сохранилась до наших дней, тогда как у украинцев эта мода не прижилась. А еще украинцы примерно с 1640 года стали носить карманные часы, что считалось признаком богатства.
Пальму первенства на верность высшей власти историки отдали украинским казакам. Они смогли организовать свою военную и обычную жизнь под знаменем Запорожской сечи быстрее, чем русские казаки, которые жили по берегам реки отдельными отрядами и не смогли создать крупное военизированное поселение. В 1572 году часть украинских казаков из Запорожского Низовья встала под знамена польского короля и получала от него неплохое жалованье. В 1625 годуукраинцы вошли в новообразованный реестр казачества в соответствии с Куруковским договором: под единое знамя вошло пять полков. Донские казаки присягнули в служении на верность своему государю Алексею Михайловичу в 1671 году. Самый первый свой военный поход донцы совершили в 1552 году. Тогда как украинцы смогли собраться централизованно намного раньше, в 1516 году. В истории развития казачьих войск пальму первенства можно отдать донцам за их умение впервые ввести в свои войска не только искусство владения мечом и шашкой, но и более грозным оружием 18 века – регулярной артиллерией. Умение пользоваться этим оружие прославило донских казаков во время русско-турецких войн. Благодаря сотрудничеству с властями о подвигах донских казаков было больше известно потому, что о них в благосклонном тоне писала правительственная печать, а вот украинцы не могли иметь такую возможность и упражнялись в эпистолярном жанре сами. Картина «Письмо турецкому султану» верное тому доказательство.
russian7.ru
О бороде и казачьей воле.
Так как фото еще не придумали, то сегодня маленько о бородатости казаков-староверов с реки Урала (Яика) в картинах разных художников.Уральские казаки в Суворовском походе.
Казачья борода имеет свою историю. Борода у казаков староверов была признаком приверженности «древнему благочестию», культурно-религиозным традициям и даже символом свободы.
Согласно святоотеческой традиции, борода есть безусловный признак мужчины, созданного по образу и подобию Божиему. Дабы не идти против замысла Божиего, старообрядчество запрещает бритье и пострижение бороды – «резало не должно касаться брады». Бритье растительности на теле как уподобление противоположному полу считается у старообрядцев грехом и мерзостью.
В 1771 году, когда разнеслась молва, что из казаков будут делать гусарские эскадроны и будут брить им бороды, произошел мятеж яицких казаков. В 1773 году яицкими казаками был убит генерал Траубанберг, приказавший брить казакам бороды на главной площади. Войсковой атаман, пытавшийся успокоить разьяренных казаков, также был убит. Новым атаманом мятежных казаков был избран Емельян Пугачев, который обещал жаловать всех, кто присоединится к нему, крестом, бородой, рекой, землей, хлебом, свинцом, порохом и вечной волей.
Яицком Войске был хорошо известен казак по имени Марушка, сосланный за участие в пугачевщине в Нерчинские каторжные заводы. Этот казак не позволял прикасаться к своим волосам, которые, по арестантскому праву, у него должны были быть обриты как на голове, так и на подбородке. Он три раза ложился под кнут, но ни брить волос на голове, ни стричь бороды не позволил.
Казаки говорили «Чем одну бороду (брить), уж лучше всю буйну голову». В. И. Даль, живший пять лет в Оренбурге, также отмечал в повести об уральских казаках, что «казаку борода головы дороже».
Яицкий казак Ефим Павлов, отбывавший 30 лет на каторге в Сибири с выдранными ноздрями, с клеймами на лбу и щеках за то, что принимал участие в бунте Уральского Войска в 1804 году против введения положения о срочной службе, по возвращении с каторги говорил в назидание потомству:
«Пострадайте за веру, а докажите начальству, что вы не ясачные татары, не пахатные солдаты, a вольные люди, славные Яицкие казаки. Нам хотели обрить бороды, записать в легион, хотели нас сделать солдатами, да не могли: наша взяла; стойте же и вы: всех не перестреляют, всех не переказнят, сделают, и по нашему» (В. Н. Витевский, «Раскол в Уральском войске и отношение к нему духовной и военногражданской власти в конце XVIII и XIX в», 1878)
Ефим Павлов, вернувшись с каторги на Урал, вместе с 29 казаками подал прошение лично цесаревичу Александру Николаевичу. Казаки просили сделать атаманом природного казака, выбирать чиновников из своей среды; выказали недовольство иногородним атаманом В. О. Поткатиловым, жаловались на злоупотребления чиновников. За этот поступок престарелый Ефим Павлов был заключен в острог, где и помер в кандалах. Непоколебимый борец за свободу. «Разина порода», как уральцев называли иногородние.
худ. Т. Вебер
худ. Ф. Фогель
Уральские казаки, как самые консервативные в вопросах религии, дольше всех казаков сохраняли общинный уклад.
«Придерживаются до сих пор не столько старой веры, сколько старого церковного обряда и по привычке, да и потому, что вся коренная основа казачьего быта выродилась из древних порядков и зиждется на них. <…> Казаки, пожалуй, готовы и от войсковой суммы отказаться, лишь бы не рушили их коренных верований, связующих веру с общиной». (С. В. Максимов, «Плавня (Очерк уральской казачьей общины)», «Исторический вестник», т. 12, 1883)
Еще когда на Яике прознали, что Петр I намеревается сделать из казаков солдат со «скоблеными рылами», казаки даже думали бежать всем Войском в степи. Мужчины с бритыми лицами, по представлениям староверов, появляются в «последние времена». После жестоких «усмирений» волнений уральцы принуждены были переодеться в мундиры и сбривать бороды, находясь на службе в России. Уральские «мастерицы», ревнительницы и хранительницы «древнего благочестия», отчитывали молитвами вернувшихся из России казаков с бритыми усами и бородами.
худ. В. Адам
Вот так изобразил казаков в Париже Георг Эммануэль Опиц.
Но и остальные казаки, были сначала староверцами и соблюдали «бородатый дресс-код».
У донских казаков в XVII веке брадобритие, по-видимому, считалось величайшим бесчестьем, так как называлось среди причин военных конфликтов с азовцами:
«Не дозволим никому оскорблять себя, сии неверные вздумали ругаться над нами: поймав на промыслах казаков, остригают у них бороды и усы». (В. Д. Сухоруков, «Историческое описание земли Войска Донского», 1903)
В 1698 году донские казаки более недели осаждали город Камышин на Волге «за бритье бород и новые обряды». Казаки хотели сжечь город Камышин, а служивых людей, населявших город, «с собой побрати». Подговорив караул, казаки вошли в город и стали бить людей, требуя привести к ним воеводу, сбежавшего на остров. Бритым людям отрубали головы. Казаки объявили жителям Камышина, чтобы они впредь бород не брили, платья немецкого не носили, веру не переменили и в том государя не слушали, а были с казаками заодно. Горожане приняли присягу и были предупреждены о том, что им, возможно, придется бежать на Кубань с казаками.
На Кубани к тому времени уже жили староверы, бежавшие после подавления восстания под предводительством Степана Разина. А на Дону, по-видимому, готовились дать бой «антихристу», захватившему власть на Руси, по мнению старообрядцев. В 1707 году «антихрист» явился на Дон в лице князя Долгорукова и потребовал выдать беглых христиан. Долгоруков устроил рейд по Верхнему Дону и поймал 2000 крестьян. «Христолюбивое воинство», то есть многие казаки под предводительством Кондрата Булавина, решили отстаивать древний свой обычай «с Дону выдачи нет». Казаки Булавина разбили московский отряд и убили князя Долгорукова. Но часть казаков во главе с войсковым атаманом Лукьяном Максимовым решили принять процарскую сторону, выдать беглых и подавить мятеж в Войске. Отряд казаков Максимова разбил булавинцев и вынудил Кондратия бежать в Запорожскую Сечь. Среди запорожских «лыцарей» Булавин нашел сочувствующих борьбе за казацкую волю и вернулся с ними на Дон. На Хопер к Булавину подошли 20 тысяч донских повстанцев. Круг повстанцев решил казнить донских старшин, принявших сторону московитов. Началось восстание, которое с невиданной жестокостью подавляла 32-тысячная царская армия. Часть казаков-повстанцев с атаманом Игнатом Некрасовым бежали на Кубань.
На Дону все же остались приверженцы «древнего благочестия». По воспоминаниям Фаддея Булгарина, все казаки Атаманского полка Матвея Платова носили бороды «и не было в полку бороды ниже пояса». «Казак Серединской станицы Ермолай Гаврилович, с Дону» в 1812 году написал письмо атаману Платову, в котором говорил: «Мы с бородками и долгополы, а Отцу Богу мы веруем; от Него нам ведь и помощь-то». (Журнал «Русская старина», 1905, № 5)
Казаки видели связь между внешним мужским признаком бородой и духовным мужеством. Академик, М. И. Сухомлинов, рассуждая о народных обычаях, писал: «Донские казаки, будучи в заграничной армии, обрили себе бороды по приказанию начальства; им казалось, что с утратою бороды они потеряли и часть своей храбрости».
Во второй половине XIX века казаки на службе обязаны были гладко бриться; некоторые не оставляли даже усов.
«По возвращении домой с военной службы казак обычно перестает брить бороду, к 30-35 годам она достигает больших размеров и густо покрывает подбородок и щеки». («Антропологический тип донских казаков» В. В. Бунака, 1916)
Казаки Верхнего Дона дольше низовских придерживались патриархальных обычаев старины, в том числе касательно бороды. Впрочем, среди низовских черкасы (жители Черкасска и окрестностей) исстари носили только усы, подобно черкасам запорожским. Генерал-майор Ригельман в 1778 году написал «Историю, или повествование о Донских казаках», в которой поведал, что донские казаки «ходят с бородами или, сбривая, оставляют усы».
Прославленные донские герои — Ермак, Разин, Пугачев — носили бороды.
В 1919 году для подавления Вёшенского восстания «антихрист» снова явился на Дон в лице чекиста Малкина, чья жестокость описана в романе «Тихий Дон»: «А другого старика, Митрофана с хутора Андреяновского, увидал сам Малкин на улице, зазывает к себе: «Откуда? Как по фамилии? — и иржет. — Ишь, — говорит, — бороду распушил, как лисовин хвостяку! Очень уж ты на угодника Николая похож бородой. Мы, — говорит, — из тебя, из толстого борова, мыла наварим! По третьей категории его!». — У этого деда, не грех, борода, дивствительно, как просяной веник. И расстреляли только за то, что бороду откохал да в лихой час попался Малкину на глаза».
В завершение экскурса в бородатую старину вспомним славных терских бородачей — гребенских казаков.
Во времена взятия Ахульго казак станицы Червленной по фамилии Дигурин совершил ловкий подвиг, за что был прозван Хвацким. «Хвацкий был высокого роста и красив собою, с чёрной окладистой бородой». «Начальство пожелало представить Хвацкого Его Величеству, но тут вышло затруднение: казак не захотел брить бороду (гребенцы бороды никогда не брили и считали её священной: в жарких боях и схватках с чеченцами они брали свои бороды в рот и, закусывая их зубами, считали себя как бы принявшими таинство причащения, и тогда смерть для них была “чашей сладкою вина красного”). Долго начальство старалось уговорить Хвацкого сбрить бороду, но всё было тщетно: он уверял, что если его начнут брить, то он этою же бритвою перережет себе горло, говоря при этом, что борода никогда не мешала ему исполнять свой долг, как следует, Царю Батюшке. Об упорстве казака Хвацкого доложили Государю и Его Величество был столь милостив, что пожелал видеть Хвацкого с бородою». (Л. А. Ржевусский, «Терцы. Сборник исторических, бытовых и географическо-статистических сведений о Терском казачьем войске», 1888)
«Дай Бог каждому умереть как он, с честью славою;
Даже бороду, Тайну Божию, умираючи, закусил в зубах…
Хорошо бы если умереть также, как Татаринцев, удалец Гребня!
А то, может быть, схватят сонного…» (Из песни гребенских казаков)
К сожалению не ведаю автора статьи, нашел в Контакте.http://vk.com/wall-106305023_126
fomasky.livejournal.com
Почем казаку борода?
Будучи человеком демократических взглядов, Перовский вместе с тем был порой жестоким до неуправляемости. В легенду вошел один случай, о котором долгие годы вспоминали жители Оренбурга. Говорят, это было так.
Карл Павлович Брюллов — Портрет Василия Перовского
Однажды несколько казаков явились на смотр не в мундирах, а в обычной одежде. Заявили, что они готовы служить царю верою и правдою, если им будет дозволено носить бороды! Особое упрямство проявил казак Пшеничников, явившийся на смотр в простой одежде, с книгой священных Правил и говорил, что не он, а святые Отцы, установили ношение бород. Христианский государь не должен делать им запрета — для царя нужна служба, которую казаки будут нести, а с бородою человек или без бороды — царю не все ли равно?
Об этом случае окружной штаб-офицер полковник Ханский лично доложил Перовскому. Пшеничников с единомышленниками был привезен в Оренбург. Тут его поручили опытному протоиерею кадетского корпуса Петру Алексеевичу Сахарову, при участии наказанного атамана Ивана Васильевича Падурова и правителя генерал-губернаторской канцелярии Глебова, отменного юриста. Сколько ни убеждали Пшеничникова, что для Бога — вера, для государя — служба никак не исключает одна другую, — он оставался при своем мнении «потерпеть за бороду». Перовский утвердил решение — наказание в три тысячи шпицрутенов, но дал разрешение Подурову простить казаков, если они раскаются. Когда были выстроены солдаты, Подуров объявил об этом. Пшеничников перекрестился и пошел первым, сказав, что он не для показа готовил себя и вынесет все, пока жив.
Примечание: наказание шпицрутенами (нем. Spießrutenlaufen, Spiess — копье, пика и Rute — хлыст) — длинный, гибкий и толстый прут из лозняка (ивового кустарника) для телесных наказаний в XVII—XIX веках. Шпицрутены предварительно вымачивались в соленой воде.
Осужденного заставляли проходить сквозь строй из 100—800 солдат, которые прутьями били по спине осуждённого. В начале XIX века число ударов доходило до 6 тысяч. В этом случае «прогнание сквозь строй» было равносильно смертной казни. В России шпицрутены отменены 17 апреля 1863 года.
Наказание шпицрутенами. Рисунок Х. Г. Гейслера. 1805 г
Некоторых казаков несколько раз выводили и добивали. В живых остался один Пшеничников. Перовский превысил свою власть, примени в наказание шпицрутенами, так как уже существовал закон, согласно которому нижние чины из раскольников за поступки, имевшие в основании религию, не подвергаются телесному наказанию, а подлежат ссылке. Он счел такой закон для Оренбургского края неудобным, через военного министра просил об оставлении прежнего порядка. Император Николай Павлович на его представлении положил резолюцию:
«Зло нужно уничтожать в начале и бород казакам не носить, исключая стариков более 50 лет и вообще таких даже в урядники не производить».
Запрещение носить бороду оренбургским казакам, состоявшим на службе, было установлено при войсковом атамане Могутове:
«В бытность мою в прошлом 1757 году в Ельдяке — писал Могутов атаману елдицких казаков Чисметову, — видел я, что все казаки ходят в бородах и волосы так торащают, как у мужиков, а в Указе Ея Императорского Величества 1748 года марта 31 написано: «В сбор с бородачей и раскольников положенных денег поступать по прежним Указам безо всякого опущения, токмо дабы разных чинов люди опричь священников и церковного причта и крестьян в неуказанном платье не ходили и бород не носили, того смотреть накрепко, а кто в противность публикованных в том Указов в каком неуказанном платье ходить и бороды носить станет, с таковых по взысканию штрафа чинить по Указу безо всякого послабленья, того ради в силу онаго Ея Императорского Величества Указу всем команды свои старшинам и казакам бороды обрить и волосы подстричь, так как со здешними казаками числится, чего ради фельдшера из их же казаков выбрав к тому искусного определить и поступать по силе онаго, дабы все как старшины, так и казаки были во всякой чистоте и платье носили по своему званию, а не мужичье, а кто тобою фельдшером определен будет, о том мне рапортовать. Василий Могутов. 12 января 1758 года»
berdskasloboda.ru
Усы — особая гордость казака?
Усы и борода для казака имели большое значение…. Можно здесь говорить об изменении моды и т.п. но это не оправдание для не носящих усы и прочую растительность на лице.
Сразу отмечу что усы на человеке, во всех странах и почти у всех народов, означали его явную принадлежность к воинствующему клану т.е. к воинской касте ( племени). Не носили усы лишь те кто по своему генетическому типу развития не имел на это возможности. Ну разве еще взять, как пример, народы крайнего севера с жиденькими бороденками но все равно старающимся носить усики.
Борода и усы требуют ухода и чистоплотности, Казаки даже на войнах не брили бород предпочитая лучше повозится с выведением всяких букашек, чем выглядеть голомордыми как и остальные солдаты… Кстати гвардейцам солдатам и гренадерам тоже дозволялось иметь усы.
Как мы помним при Петре бороды рубили и дворянам напрочь запрешалось иметь признаки растительности на «мордах», хотя сам Петро и некоторые из окружения усы тоже носили… Казакам же сей володыка, разрешил не брить бород, официально выделив и отделив их таким образом от остальных подданных государства…
Казаки этой привелеей и воспользовались… тем более что большая их часть являлась староверами и этот атрибут (борода) был воистину их национальным достоянием…. Параллельно развивалось и запорожское казачество, которое традиционно не носило бород, очевидно исходя от влияния турецкой и татарской культуры, но зато усы их можно сравнить с крыльями птицы ищущей добычи во время бешеного полета над степью…
В общем, усы и борода прочно вошли в образ казака, с саблей, чубом, оселедцем, с люлькой у запорожцев и огромными безразмерными шальварами. В станицах на Дону усы являлись непременным атрибутом на лице молодого казака, а борода свидетельствовала, что казак женат. Кстати последующая безбородость женатиков (но не безусость) свидетельствовала о казаке как о «кабелине гулящем», так как казаки колец не носили то отсутствие бороды воспринималось тогда как снимание обручального кольца. Со временем эта мода (безбородья) распространилась повсместно, но наличие бороды строго соблюдалось у старообрядцев.
С течением времени казаков закрепили за сословием придав при этом законные льготы и послабления хотя напрочь лишив их свободы передвижения с закрепленных территорий. Но из казачьего сословия можно было свалить при некоторых обстоятельствах перейдя в другое сословие и покинуть станицу или хутор, но при этом казаки полностью теряли все свои привелегии и вливаясь в иной мир принимали обличие тех с кем они теперь общались…
Отсюда стали появляться «расстриги», не носящие бород и усов но с казачьими корнями, осевшие в городах на Присуде и вне его. Так и появились «казаки босомордые». Отсутствие усов в те времена отождествлялось с предательством своего народа и добровольным выходом из него. С расказачиванием и упразднением сословия эта мода на «безусие» и «безбородие» прочно вошла в разбавленое иногородью казачество… И тем более закрепилось в кавалерийских частях времен Великой Отечественной войны в которых и казаков то было мало…. Вот так и исчезли из числа обязательных атрибутов в обличии казака казачьи усы и борода…
Ученый доказал, что Бог существует
По факту вчерашнего убийства
Наиболее читаемые темы на нашем форуме
Таганрог МУП Водоканал информирует
07.09.2017
www.taganrog.su
Казак Евгений Лескин рассказал, как правильно обращаться с женщинами
Войсковой старшина штаба казачьих войск рассказал в своем интервью «Pro Городу» о жизни казаков в современном мире, о том, должен ли казак носить усы и шашку и на кого нельзя поднимать руку.
— Должен ли казак носить усы и бороду?
— Если не растут, откуда же их взять? Усы даны не каждому. Небритость пошла от того, что раньше люди не имели возможности постоянно бриться.
— Какая должна быть настоящая жена у казака?
— Красивая, разумеется. А так как у всех. Ну и важно, чтобы была податливая и под каблук мужика не загоняла.
— Можно ли носить шашку на улице?
— Мы ходили с шашкой, когда это считалось элементом одежды. Сейчас же по новому решению властей можно ходить с шашкой только имея удостоверением на газовое оружие. Сомнительное решение. Раньше я свою шашку мог любому полицейскому показать и меня сразу уважали. А сейчас если я с ней выйду, то меня сразу же заберут в отделение.
— Казачество — это увлечение или работа?
— Назвать просто работой это нельзя, потому что здесь люди работают не за деньги, а по зову души. Мы же организация с особыми уставными задачами. Чем-то похожи на ДОСААФ. А вообще я давно преподаю в автошколе. Обучаю водителей.
— Где может себя проявить казак в современной жизни?
— Мы гордимся тем, что нам дают нести знамена, где-то выступать, но особых задач перед нами не ставят. Скажу так — нам ничего не запрещают, но ничего и не предоставляют. Для властей казак сейчас, к сожалению, это лишь название. Раньше казака в армии уважали, а сейчас бывает, что и крестик православный заставляют снимать.
— Расскажите о своей любимой книге и любимом фильме.
— В последнее время «подсел» на стихи Омара Хайяма. Могу даже по памяти вам что-нибудь прочитать. Фильмы же мне нравятся советские. Люблю фильм «Чапаев». Только не новый, который непонятно кем и для кого снят, а старый с Борисом Бабочкиным в главных ролях.
— Кого бы вы никогда не взяли в казаки?
— Ограничений особых нет. Можем взять даже бурята. А что? Они тоже служили казачеству. Желательно, чтобы человек в армии отслужил, прежде чем стать казаком. Было дело как-то привели парня, который хотел в казачестве откосить от армии. Но такого мы брать не стали. Какой с него прок? Ну и испытательный срок у нас есть, как на любой работе, только дольше длится.
— Как относитесь к интернету и другим технологиям?
— Знаю про «Скайп», читаю новости на сайтах. Блоги читаю, но сам не веду. Обычно ищу в интернете сообщников из казачества из других городов для общих встреч.
— Какой ваш любимый вид спорта?
— Люблю танцы. В молодости занимался ими серьезно 15 лет. Раньше мог спокойно носком ботинка до своего носа достать, но и сейчас до сих пор могу пройтись тактом вперед ногами.
— На кого казак никогда не поднимет руку?
— Наверное, на ребенка, ибо он не ведает ничего в своем возрасте. Ну и на юродивого. Женщин не только букетом можно хлестать. Если она заслужила за дело, то почему бы ей не дать по заслугам?
progorodsamara.ru
Усы — особая гордость казака?
Усы и борода для казака имели большое значение…. Можно здесь говорить об изменении моды и т.п. но это не оправдание для не носящих усы и прочую растительность на лице.
Сразу отмечу что усы на человеке, во всех странах и почти у всех народов, означали его явную принадлежность к воинствующему клану т.е. к воинской касте ( племени). Не носили усы лишь те кто по своему генетическому типу развития не имел на это возможности. Ну разве еще взять, как пример, народы крайнего севера с жиденькими бороденками но все равно старающимся носить усики.
Борода и усы требуют ухода и чистоплотности, Казаки даже на войнах не брили бород предпочитая лучше повозится с выведением всяких букашек, чем выглядеть голомордыми как и остальные солдаты… Кстати гвардейцам солдатам и гренадерам тоже дозволялось иметь усы.
Как мы помним при Петре бороды рубили и дворянам напрочь запрешалось иметь признаки растительности на «мордах», хотя сам Петро и некоторые из окружения усы тоже носили… Казакам же сей володыка, разрешил не брить бород, официально выделив и отделив их таким образом от остальных подданных государства…
Казаки этой привелеей и воспользовались… тем более что большая их часть являлась староверами и этот атрибут (борода) был воистину их национальным достоянием…. Параллельно развивалось и запорожское казачество, которое традиционно не носило бород, очевидно исходя от влияния турецкой и татарской культуры, но зато усы их можно сравнить с крыльями птицы ищущей добычи во время бешеного полета над степью…
В общем, усы и борода прочно вошли в образ казака, с саблей, чубом, оселедцем, с люлькой у запорожцев и огромными безразмерными шальварами. В станицах на Дону усы являлись непременным атрибутом на лице молодого казака, а борода свидетельствовала, что казак женат. Кстати последующая безбородость женатиков (но не безусость) свидетельствовала о казаке как о «кабелине гулящем», так как казаки колец не носили то отсутствие бороды воспринималось тогда как снимание обручального кольца. Со временем эта мода (безбородья) распространилась повсместно, но наличие бороды строго соблюдалось у старообрядцев.
С течением времени казаков закрепили за сословием придав при этом законные льготы и послабления хотя напрочь лишив их свободы передвижения с закрепленных территорий. Но из казачьего сословия можно было свалить при некоторых обстоятельствах перейдя в другое сословие и покинуть станицу или хутор, но при этом казаки полностью теряли все свои привелегии и вливаясь в иной мир принимали обличие тех с кем они теперь общались…
Отсюда стали появляться «расстриги», не носящие бород и усов но с казачьими корнями, осевшие в городах на Присуде и вне его. Так и появились «казаки босомордые». Отсутствие усов в те времена отождествлялось с предательством своего народа и добровольным выходом из него. С расказачиванием и упразднением сословия эта мода на «безусие» и «безбородие» прочно вошла в разбавленое иногородью казачество… И тем более закрепилось в кавалерийских частях времен Великой Отечественной войны в которых и казаков то было мало…. Вот так и исчезли из числа обязательных атрибутов в обличии казака казачьи усы и борода…
Ученый доказал, что Бог существует
По факту вчерашнего убийства
Наиболее читаемые темы на нашем форуме
Таганрог МУП Водоканал информирует
07.09.2017
www.taganrog.su
Добавить комментарий