Я выбираю профессию – Я выбираю профессию

Я выбираю профессию

Методическая разработка профориентационного урока для учащихся  9-х - 11-х классов

Старостина Татьяна Георгиевна ,
социальный педагог ГБОУ СОШ №175
Калининского района Санкт-Петербурга

 
Групповая дискуссия: как перечисленные мотивы влияют на выбор профессии: какие помогают, а какие, наоборот, мешают?

2. Что же может мешать  в выборе профессии? (Учащимся предлагается ответить на вопросы  теста (Приложение 2)).
 
Индивидуальная обработка результатов теста.
 
Вы подсчитали количество ответов «Да». На самом деле, все десять утверждений относятся к распространенным заблуждениям, которые часто мешают человеку выбрать профессию, так называемым стереотипам. Стереотип не дает проявиться самостоятельности мышления, способности объективно оценивать свои шансы, искать дополнительные возможности. Иногда стереотипы очень удобны - они дают разрешение не делать то, что делать не очень хочется, например признаваться себе в своих слабостях, необходимости искать помощи, работать над собой. То есть в конечном итоге - взять ответственность за выбор профессии на себя.

Проанализируйте свои результаты:
0-2 – вы хорошо справляетесь с проблемой выбора профессии.
3-5 – вам не хватает информации и уверенности в том, как выбрать профессию.
6 и более - вы согласны со многими стереотипами, попробуйте честно ответить на вопрос: «Почему мне так трудно взять ответственность на себя?»
Рассмотрим более подробно данные стереотипы:
1. 
Профессия выбирается раз и навсегда. Так было раньше, однако, жизнь ускоряется, появляется все больше возможностей. Вы не будете оставаться прежним и, научившись выбирать профессию сейчас, не побоитесь рисковать в последующем.

2.Выбор профессии зависит от  «толщины» кошелька.
Так думают те, кто не хочет брать ответственность на себя. Есть много путей быть тем, кем хочешь; если один из них приводить в тупик, надо идти по-другому.

3.Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим. Это хороший способ уйти из профессии при первой неудаче. Стремление человека быть самым-самым часто прикрывает его страх неудачи.  Быть лучшим и стать классным специалистом - совсем разные цели.

4 .Профессия предназначена человеку от рождения. Если вы верите в это – значит,  боитесь пробовать себя. Лучший выбор - это выбор по склонностям, если сильно хотеть, то в большинстве профессий можно достичь успеха. Разумеется, ваши природные задатки должны приниматься во внимание. Важно знать не только состояние здоровья и предрасположенность к тем или иным заболеваниям, но и свои психофизиологические особенности (как быстро вы устаете от монотонной работы, или, наоборот, от постоянной смены видов деятельности).

5. Психолог не помощник в выборе профессии, он работает с «психами». Психологи обладают нужными знаниями и умениями для помощи в профессиональном выборе. Не бойтесь обращаться за помощью, специалист поможет вам разобраться в себе.

6. По названию учебного заведения можно судить о том, кого он готовит. Многие ВУЗы и колледжи открывают дополнительные специализации по подготовке специалистов. Часто это так называемые «модные» профессии, связанные с экономикой, юриспруденцией, иностранными языками. Что бы сориентироваться в качестве такого образования, лучше обращаться к профессиональным консультантам, знающим рынок труда и востребованность выпускников данных учебных заведений.

7. Профессию можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей. Мнение близких людей очень важно, но ведь профессию выбираете вы и для себя. Поэтому вся ответственность лежит только на вас.

8. Профессию следует выбирать, уже став взрослым. Выбор профессии - один из шагов к взрослению, поэтому чем раньше вы начнете пробовать себя в разных областях, тем более обоснованно подойдете к будущей профессии.

9. Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный ВУЗ Престижная марка - во многом успешная реклама. Качественное образование - это прежде всего  возможность получить знания в той форме и в том объеме, которые можно пустить в свой карьерный рост. Также качество образования определяется востребованностью выпускников на рынке труда.

10.Если у тебя есть деньги, профориентация не нужна. Деньги- всего лишь один из ресурсов, которым вы обладаете.

Главный ресурс - это желание и уверенность в выборе, и он есть только у вас.

3. Три важных составляющих решения о выборе профессии.
Информирование учащихся:
- Чтобы определиться с выбором профессии, и найти свое место в жизни, необходимо знать свои склонности и способности. Что же умеете Вы, и какой вклад Вы сможете внести в общество.
Итак, первое, что необходимо учитывать при выборе профессии – это  что «Надо» обществу (Приложение 3). То есть, это анализ потребностей современного рынка труда (это и есть так называемая «модность» профессий).
Второе: что я «Могу». Это оценка индивидом своих возможностей, способностей  и навыков.
Третье: что я «Хочу» - подразумевает именно желания учащегося относительно будущей специальности.
На нашей схеме вы видите, что желания, возможности и необходимость перекрывают друг друга и получаются зоны взаимодействия.

ext.spb.ru

Профориентационный урок "Я выбираю профессию"

Цели:

– знакомство учащихся с понятиями “профессия”, “специальность”, “должность”;

– рассмотреть классификации профессий по Е.А. Климову;

Задачи:

– повышение уровня психологической компетенции учащихся;
– пробуждение потребности в самосовершенствовании;
– определение типа будущей профессии.

Материалы: карточки с заданиями, буклеты для учащихся, печатный вариант результатов диагностики, мультимедиапрезентация.

Продолжительность: 1 урок (45 минут)

Ход занятия

Организационный момент.

Приветствие

Урок начинаем с традиционного приветствия, далее просим участников образовать круг. Каждый по очереди называет своё имя и любую профессию. Каждый последующий должен сначала повторить имена и профессии предыдущих, а потом назвать своё имя и профессию и т.д. (профессии не должны повторяться). Другим вариантом приветствия может быть название профессий только на одну букву. Если некоторые участники затрудняются в задании, то ведущий и остальные учащиеся помогают.

Основная часть.

Вводное слово преподавателя.

Презентация. Слайд 1.

Цель наших занятий состоит в том, чтобы каждый из вас попытался определиться с выбором будущей профессии. Если кто-то сделал выбор, то эти занятия помогут ему утвердиться в правильности выбор. Мы с вами уже определили свой темперамент, тип мышления, уровень внутренней свободы, определили ваши интересы и склонности в выборе профессии. Сегодня мы поговорим о различие понятий “профессия”, “специальность”, “должность”, подробно рассмотрим классификацию профессий и определим тип вашей будущей профессии.

Чтобы начать изучение нового материала, обратимся к основным понятиям, без которых невозможно разобраться в особенностях профессиональной деятельности человека. Слайд 2.

Слово “профессия” (от лат. pгоfеssio – “объявляю своим делом”, “говорить публично”, “заявлять”) означает род трудовой деятельности, требующей специальных знаний, умений и навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы (врач, педагог, …)[3]

Специальность (лат. specialis – особый, особенный; от species – род, вид) – комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (учитель математика, врач – стоматолог, …) [3]

Должность – место, занимаемое человеком в структуре конкретного учреждения, предприятия, соответствующим уровню его подготовки и кругу выполняемых обязанностей (директор школы, заведующая отделением, …) [3]

Отвечаем на возникающие вопросы учащихся.

Практическое задание 1. Обучающимся предлагается рассмотреть иллюстрации с представителями различных профессий и назвать изображенные профессии или специальности. Слайд 3–9.

Слайд 10.

Если попросить человека перечислить известные ему профессии, то, как показывает практика, полученный список будет включать в себя не более ста наименований, хотя на сегодняшний день в мире существует более 40 тысяч профессий, а в России существует более 20 тысяч. Чтобы ориентироваться в этом изобилии, необходима систематизация всего массива профессий на отдельные группы профессий. Существует немало вариантов

классификации профессий, но на сегодняшнем уроке мы рассмотрим только классификацию профессий по Е.А. Климову

Интересно, что ещё в XVIII веке известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою квалификацию видов профессиональной деятельности:

  • Нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право).
  • Полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика).
  • Увеселяющие науки (литература и искусство).
  • Тщетные науки (алхимия, астрология).
  • Вредительские науки (колдовство).

Слайд 11.

У нас же в стране чаще используют классификацию профессий Климова, в соответствии с ней можно выделить 5 больших групп профессий в зависимости от предмета труда – “техника”, “человек”, “природа”, “знак”, “художественный образ”. [2]

Рассмотрим подробнее, какие профессии относятся к данным группам

Слайд 12–16.

Слайд 17.

Практическое задание 2. Раздаем листы с практическим заданием, и объясняем инструкцию (Приложение 1)

.

Что же влияет на выбор профессии? (Ответы учащихся)

Слайд 18.

Хочу: интересы и склонности.

Интересы – избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности.

Склонности – стремление заниматься какой-либо деятельностью.

Склонности к работе с людьми, техникой, условными знаками, художественными образами, растениями и животными.

Могу: способности и состояние здоровья.

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, проявляющегося в деятельности и являющиеся условием её успешности. Способности проявляются и развиваются в деятельности.

Надо: мир профессий, необходимость профессий.

Обществу нужны специалисты всех профессий, одних специалистов нужно больше, других меньше. Поэтому выбирая профессию, желательно согласовывать свой выбор с потребностью общества в кадрах.[3]

Рассмотрим, что необходимо сделать, чтобы не ошибиться в выборе профессии, а также несколько секретов удачного выбора.

Слайд 19–20.

Теперь я предлагаю вам пройти “Дифференциально-диагностический опросник” в сети Internet. Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова.

Слайд 21.

Для этого вам необходимо перейти по ссылке http://www. vsetesti.ru. На сайте находим ссылку на тест “Дифференциально – диагностический опросник” (ДДО), кликнем по ней кнопкой мыши, читаем инструкцию и нажимаем “начать тест”.

Далее выбираем тест ДДО, читаем инструкцию, и нажимаем “начать тест”.

После пройденного тестирования распечатываем результаты ребят, обсуждаем, отвечаем на вопросы учащихся.

Рефлексия занятия.

– Что понравилось на занятии, а что нет?
– Что узнали нового?
– Чего ждёте от следующих занятий?

Заключение.

Ведущим подводится итог и благодарит участников за работу, раздаем памятки – советы, которые помогут при выборе профессии (Приложение 2) [1]

Прощание.

Информационные ресурсы.

  1. http://fantasyflash.ru/anime
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  3. http://mirsovetov.ru/a/miscellaneous/employment/correctly-choose-profession.html
  4. http://old.urc.ac.ru/LANG=ru/abiturient/PsyTest/prof.html.ru

Литература.

  1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.:Питер, 2006.
  2. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. – М.: Генезис, 2006.
  3. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учебно-методическое пособие. – М.: Глобус, 2006.

urok.1sept.ru

Я выбираю профессию. Сочинение: "Я выбираю профессию"

Если учитель соединяет в себе любовь к

делу и к ученикам, он – совершенный учитель.

Л.Н. Толстой

Я – учитель, и этим я горжусь! Ведь профессия учителя самая важная, благородная и творческая среди всех остальных. Что это за профессия такая «учитель»? Каким должен быть идеальный учитель (в моем представлении)? Попробую порассуждать.

Я – учитель… А что означают слова «учитель», «педагог»? Вроде бы понятно: учитель – тот, который учит. А слово «педагог» появилось ещё в Древней Греции в VI – IV вв. до н.э. и означало «раб, сопровождающий детей в школу». Конечно, с тех пор значение слова изменилось, и мы теперь не рабы. Но современные педагоги тоже сопровождают детей, только по стране знаний.

Я – учитель…Что может быть благороднее учительского труда: передавать знания детям, дарить им радость новых открытий? Мне кажется, что учитель похож на волшебника (колдуна, ведьму). Да – да, на ведьму, я не ошиблась. Ведь слово ведьма произошло от глагола «ведать»- знать. Ведьма – это женщина, которая знает больше других. Вот и учитель знает больше других.

Но если ведьмы в сказках всегда творят зло, то учитель своими знаниями дарит детям добро, освещает их жизненный путь. Ведь знания пригодятся всегда. Вспомним Ломоносова:

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде…

Итак, учитель дарит знания. Но, чтобы давать знания, нужно постоянно получать их самой. Окончив институт, я думала, что знаю по своим предметам практически всё. Придя в школу, я поняла, что скорее не знаю ничего. (Как не вспомнить Сократа: я знаю, что ничего не знаю).

Дипломную работу я писала на тему: «Оппозиция как смыслообразующий приём в «Денисьевском цикле» Ф.И. Тютчева». Изучаем творчество Ф.И. Тютчева в 10 классе: всего 2 часа дает программа, а надо поговорить о биографии Тютчева – поэта и Тютчева - дипломата, о философских взглядах, о трагическом восприятии мира, прочитать и проанализировать стихотворения разной тематики. Сами понимаете, на ОППОЗИЦИЮ, КАК СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ ПРИЁМ времени не хватило. Хотя, конечно, я сказала ученикам об этом. Но дети лучше воспринимают знакомый термин «антитеза».

Не помню, кто сказал: «Учитель до тех пор остается учителем, пока учится сам». Я полностью согласна с этой мыслью.

Я – учитель… Но достаточно ли моих знаний, стремления получать новые

знания для того, чтобы быть хорошим учителем? Нет и еще раз нет! И слова Л.Н. Толстого, которые я взяла эпиграфом к своему сочинению, это подтверждают! Учитель не только должен знать свой предмет, но ещё

должен любить детей, уметь контактировать с ними, находить общий язык. Наверное, каждый из нас вспомнит такого учителя, который отлично знал свой предмет, но идти к нему на урок было сущей мукой! Он или раздражался от малейшего шепота, или вел себя слишком высокомерно, унижая детей, или постоянно был в плохом настроении. А все потому, что он не любил детей.

Недавно читала роман Альфонса Доде «Евангелистка». Так вот одна из героинь, молодая учительница (точнее, гувернантка) так характеризует свою педагогическую деятельность: «А моё дело – воспитывать детей, но это не доставляет мне никакого удовольствия… Я терпеть не могу детей. С ними приходится сюсюкать, подлаживаться к их пониманию; тут и сама невольно глупеешь. Это унизительно». «Несчастная женщина, - подумала я, прочитав эти мысли, - и сама мучается, и детей мучает!».

Учителю невозможно работать без любви к детям. Поэтому и говорят, что учитель – это не профессия, а призвание. А если не чувствуешь призвания к учительскому труду, то лучше и не выбирать эту профессию.

Жизнь человека так коротка и так быстротечна, что, по-моему, каждый должен заниматься любимым делом! И мне жаль тех, кто ходит на работу,

как на каторгу!

Хороший учитель, по моему мнению, должен не только научить детей сложным наукам, но и научить их дружить и сострадать, любить и прощать, творить и удивлять. А для этого с детьми нужно разговаривать не только на

классных часах, но и просто так. Нужно знать, чем живут дети: какую музыку слушают, какие фильмы смотрят, о чем мечтают. Тогда и взрослому человеку (учителю) станет понятнее сложный детский мир. Отругать ребенка за проступок легко, а вот понять причины, по которым ребенок совершил этот проступок, протянуть руку помощи маленькому человеку намного тяжелее. А для этого нужно лишь потратить немного времени, проявить понимание и сочувствие. И тогда вместо злой агрессии ребёнок почувствует раскаяние. Так что же лучше: авторитарный стиль или позиция сотрудничества?

Я – учитель! Я очень люблю свою работу!

Многие друзья говорят: «Зачем ты пошла работать в школу? Дети сейчас очень сложные!» На что я отвечаю: «Но ведь и ваш ребенок пойдет в школу. Кто же его будет учить, если все станут так рассуждать!?»

Дети хорошие! Да, они стали другими: современный мир очень быстро развивается. Сейчас почти у каждого ребёнка есть компьютер. В свободное время дети играют в «стрелялки»,

bleat.ru

Тренинг Я выбираю профессию

Конспект проведения тренингового занятия

По теме «Я выбираю профессию»

Составлен педагогом дополнительного образования

Белозеровой Натальей Викторовной

Цель:

Помощь в выборе будущей профессии, профессионального обучения.

Задачи:

  • Помочь осознать и анализировать свои ресурсы (интересы, способности).

  • Научить анализировать и соотносить свои возможности, желания с требованиями выбираемой профессии.

  • Помочь в определении, осознании образа желаемого будущего.

Организационный

Здравствуйте дети меня зовут Наталья Викторовна,

Сегодня я хочу вместе с вами поговорить о вашей будущей профессии.

Основной

Заключительный

С начала давай те познакомимся.

Самопрезентация

Каждый участник называет свое имя и говорит о своем самом любимом и нелюбимом деле в жизни, увлечениях, какую профессию хотели выбрать, с кем хотели бы работать( с людьми или техникой), в какой отрасли.

Хорошо, вот мы познакомились и не много узнали друг о друге.

Жизнь человека – череда многочисленных выборов.

С какими выборами сталкивается человек?

Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни, профессии), и повседневных ( что одеть, с кем дружить), бытовых (что приготовить).

Выбор профессии можно отнести, к самому сложному выбору в жизни.

Почему это сложный выбор?

От него зависит успех в работе и карьерный рост, выбор как будем жить.

Давайте вспомним какие существуют профессии.

Упражнение «Снежный ком»

Учащимся предлагается назвать профессию (специальность, должность), начинающуюся на последнюю букву предыдущей. Например: экскурсовод – дровосек – кондитер и т.д.

Упражнение "Забавные профессии"
 Каждый участник самостоятельно придумывает какую-то новую профессию. Для этого он берет две уже существующие профессии (например: "фотограф-строитель": он строит дома по фотографиям). 
  Каждую такую вымышленную забавную профессию следует довольно хорошо проанализировать, делая упор на то, какие именно операции будет совершать "новый профессионал". 
  В конце проводится обсуждение: 
  – чья профессия вам показалась наиболее забавной? 
  – какая профессия может быть наиболее востребованной? наименее? 
  – почему таких профессий до сих пор нет? 
  – вы бы сами какую профессию выбрали из тех, что мы сегодня придумали?

Назовите пожалуйста какие еще есть профессии.

В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы, а 12% из них возвращаются обратно.

Почему такое происходит, почему люди меняют работу?

Волшебная рука

Каждый участник группы на листе бумаги сверху пишет свое имя, затем обводит свою руку карандашом. Затем «ладошки» пускаются по кругу и другие участники на пальцах могут написать качества, которые присущи тому, чья ладошка.

Затем учащиеся должны прочитать все внимательно и подчеркнуть те качества, которые помогут ему в овладении будущей профессией.

Что нового ты узнал о себе? Какие качества вам помогут в выборе профессии?

А что вы должны сделать чтобы получить профессию?

Представьте что будет через 3 года, 5-10 лет?

А как вы думаете, как нужно подходить к выбору работы?

  1. Профессию нужно выбирать что бы она тебе нравилась, чтобы от работы ты получал удовольствие.

  2. Работа должна обеспечивать уровень зарплаты.

  3. Возможность карьерного роста.

Как вы думаете к выбору профессии можно идти путём проб и ошибок?

Или надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности?

Упражнение "Отгадай профессию"

Инструкция: Участники разбиваются на две команды. Одна из команд загадывает профессию, член другой команды должен не вербально изобразить названную ему одному профессию, чтобы члены его команды могли ее угадать.

Вопросы:

1. легко ли вам было делать это упражнение?

2. Что понравилось, а что нет?

3. Какая профессия больше вам понравилась и почему?

4.Какая профессия не понравилась?

А сейчас мы с вами попробуем разобраться в том, какие же мотивы двигают нами при выборе профессии.

Зачеркнуть 6 из 11, которые относятся к тебе меньше всего. Из оставшихся зачеркнуть 3, которые в меньшей степени руководят тобой, далее из 2 выбираем самый значимый мотив. Далее подводим итоги упражнения, каждый зачитывает свой мотив.

В заключении нашего разговора, мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, которая даст вам возможность лучше всего раскрыть свои способности; профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя полезным людям, и по-настоящему счастливым.

Спасибо за занятие, до новых встреч.

infourok.ru

Я выбираю профессию врача

Зарплата ниже среднего (не «по больнице», а по стране), спартанские условия работы, колоссальный стресс — далеко не весь перечень «положительных» аспектов профессии. Тем не менее государственные медвузы и колледжи не имеют проблем с количеством абитуриентов. Еще один парадокс заключается в том, что, несмотря на это, в стране катастрофически не хватает специалистов-медиков.

Сейчас, в ожидании перехода на федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения, многие выпускники медицинских вузов переосмысляют вопрос о выборе профессии. Зачем идти во врачи, какую выбирать специализацию и каково это — быть молодым доктором в России? Вот как рассуждает об этом непосредственный участник событий, выпускник медицинского вуза Андрей Корсун.

Наш эксперт:
Андрей Корсун, студент 6-го курса Самарского медицинского университета «Реавиз», в прошлом — студент факультета подготовки врачей для ВМФ Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова (Санкт-Петербург)

Я выбираю профессию врача

Объяснить, что толкает молодых людей учиться 7-8 лет в медицинском вузе, непросто. Кто-то реально верит в то, что, став врачом, можно много зарабатывать, кто-то поступил «по блату», а кто-то был свидетелем классной работы бригады «скорой помощи».

Я же решил связать себя с медициной еще в школе. Мать и отец почему-то видели во мне именно человека в белом халате, и я с ними согласился.

О получении практических навыков

Причастность к медицине ты начинаешь ощущать на занятиях по латыни и анатомии, которые у всех ассоциируются с докторской профессией. Через два года эти ощущения повторяются на клинических дисциплинах и не покидают тебя уже никогда.

Отдельным пунктом идут дежурства в больницах. Там получаешь первый реальный контакт с необследованным больным, допускаешь первые ошибки и впервые их исправляешь.

Такая практика намного «весомее», чем преддипломные практики немедицинских вузов. Но важно проявить инициативу и найти наставника, который поможет постичь тайны врачебного искусства.

Ранее врачей официально поощряли за «шефство». Сейчас, увы, такого нет, и студент в этом плане обычно предоставлен сам себе.

Я выбираю профессию – Я выбираю профессию

Об отношении к пациентам

Допустим, студент набрался храбрости, нашел себе наставника, доказал, что время, потраченное на него, окупится. Следующим шагом становится работа «в поле» — больница, «скорая», любое медицинское учреждение. И тут есть свои прелести адаптации человека к профессии. Проведя несколько бессонных ночей в клинике, волей-неволей ты становишься легким мизантропом по отношению ко всем, кто не ценит свое здоровье. И я не имею в виду наркоманов, алкоголиков и других асоциальных личностей…

Вот, например: как можно порвать ахиллово сухожилие и (внимание!) месяц ходить на работу? А затем закатывать истерику в приемном покое, узнав о нерадужных перспективах лечения. Зачастую такие истории заканчиваются в том числе и обвинениями в адрес врача. Тут волей-неволей начнешь плохо думать обо всех, кто поступает в больницу.

Так вот: отношение к пациентам, на мой взгляд, — один из главных навыков, которому может обучить наставник. Работать в условиях наших больниц и при этом остаться Человеком — это искусство, и его не передашь на лекциях в аудиториях, это куется годами, и хорошо, если кузница начала свою работу на начальных этапах обучения.

О реформе медицинского образования

Еще со времен Российской империи особенностью подготовки отечественных врачей была учеба у постели больного. Эта традиция затем плавно перекочевала в Советскую Россию — именно поэтому за русских врачей никогда не было стыдно. К примеру, в годы Великой Отечественной войны в строй было возвращено более 70 % раненых — случай в мировой практике беспрецедентный!

По логике вещей, вся эта система должна была переместиться и в современную Россию. Но это произошло не полностью. Сегодня из медицины ушли многие преподаватели старой закалки, а передавать молодым докторам свой опыт безвозмездно вышло из привычки у светил. И получается, что даже тот, кто блестяще учился в студенческие годы, уже через пару лет практики теряет интерес к развитию, так как получает копейки за тяжелую и ответственную работу.

Вот где я бы начал проводить реформы — в социальном обеспечении наших докторов. Нужно сделать работу врача привлекательной и осуществить стимуляцию преподавательского звена.

О выборе узкой специальности

По тому, как будущие врачи выбирают, кем стать после окончания вуза, их можно разделить на несколько групп. Уверены в будущей специализации, как правило, студенты, за которыми стоит семья врачей, реже — которых запихали на учебу под конкретное рабочее место. Они твердо знают, кем станут, уже с первых дней учебы.

Случаи, когда обычный студент на сто процентов определяется с профессией на 1-м курсе, очень редки.

Основная масса — студенты, которые первые 2-3 года ничего не загадывают. Выбор делают позже, исходя из разных критериев: преподаватель, вдохнувший интерес к дисциплине, новости об открытии нового узкопрофильного стационара, где скоро понадобятся врачи, или определенные преференции для некоторых специалистов (например — короткий рабочий день у рентгенологов или надбавки за вредность у фтизиатров).

Есть еще, как я их называю, «блаженные» — студенты, которые до последнего момента не знают, куда им идти. Но в Военно-медицинской академии (ВМедА) с этим проще: там после 6 лет тебе дают распределение в интернатуру исходя из способностей, которые ты показал за время обучения.

В моем случае сошлось много факторов: и романтика случая, и классный врач-наставник, к которому я попал, и мечты из «прошлой» жизни. Дело в том, что до вуза я 3 года был курсантом Нахимовского военно-морского училища и успел дважды побывать в походах — по 6 тысяч миль каждый. Тогда и появилась мечта стать военным врачом. Но во время учебы в медакадемии пришло понимание, что попасть на кафедру военной травматологии и ортопедии, не имея серьезных связей, сложно. Поэтому продолжить обучение я решил «на гражданке».

О травматологии

Моя специализация — травматология. Как и у большинства коллег, у меня есть свое красивое видение такого выбора.

Представьте, что вы идете на работу, ничто не предвещает беды… кроме коварной замерзшей лужи, притаившейся под опавшей листвой. Спустя несколько мгновений вы уже лежите на боку и недоумеваете, что же, черт побери, случилось. И вдруг до вас доходит, что в области, например, левого запястья появилась такая дикая боль, что до работы вы уже не доберетесь. Дальше алгоритм простой — «скорая», укол, шина, больница.

И тут на сцене появляется врач-травматолог. С одного взгляда он ставит диагноз, остается только сделать рентгеновский снимок для подтверждения. Несколько четких резких и плавных движений, щелчок…и вуаля — смещение устранено, пациент отправлен на контрольную рентгенографию. Осколок встал на свое место, проведена иммобилизация до верхней трети плеча, даны рекомендации, человек отпущен домой. Все счастливы, пациент растроганно лезет обниматься к доктору, а тот, сдержанно улыбаясь, пожимает больному руку и удаляется дальше творить чудеса.

Я выбираю профессию – Я выбираю профессию

О чужой боли и уверенности в себе

Никогда не думал, что смогу держать себя в руках, видя, как страдает другой человек. Впервые я осознал, что чувствую себя уверенным как врач, когда осуществлял репозицию перелома лучевой кости в типичном месте (это действительно распространенная травма, особенно зимой). Моей пациенткой была хрупкая бабушка, которая очень боялась боли. Но когда я начал выполнять алгоритм данной манипуляции, точно зная, в какой момент стоит осуществить «расклинивание», а в какой нужно посильнее потянуть, то внезапно ощутил уверенность, которой не испытывал, будучи на практике.

Именно поэтому, наверное, я и выбрал травматологию: за возможность почти мгновенного облегчения страданий. Терапевты лечат людей годами, при этом часто пациенты куда-то пропадают или им становится хуже просто в силу возраста. А в моей специальности эффект от своей работы видишь здесь и сейчас.

Конечно, далеко не всегда возможно помочь вот так — быстро и непринужденно, но когда это случается, заряда позитива мне хватает надолго.

Ольга Кашубина

Фото на главной: thinkstockphotos.com

apteka.ru

Я выбираю профессию

Методическая разработка профориентационного урока для учащихся  9-х - 11-х классов

Старостина Татьяна Георгиевна ,
социальный педагог ГБОУ СОШ №175
Калининского района Санкт-Петербурга

 
Групповая дискуссия: как перечисленные мотивы влияют на выбор профессии: какие помогают, а какие, наоборот, мешают?

2. Что же может мешать  в выборе профессии? (Учащимся предлагается ответить на вопросы  теста (Приложение 2)).
 
Индивидуальная обработка результатов теста.
 
Вы подсчитали количество ответов «Да». На самом деле, все десять утверждений относятся к распространенным заблуждениям, которые часто мешают человеку выбрать профессию, так называемым стереотипам. Стереотип не дает проявиться самостоятельности мышления, способности объективно оценивать свои шансы, искать дополнительные возможности. Иногда стереотипы очень удобны - они дают разрешение не делать то, что делать не очень хочется, например признаваться себе в своих слабостях, необходимости искать помощи, работать над собой. То есть в конечном итоге - взять ответственность за выбор профессии на себя.
Проанализируйте свои результаты:
0-2 – вы хорошо справляетесь с проблемой выбора профессии.
3-5 – вам не хватает информации и уверенности в том, как выбрать профессию.
6 и более - вы согласны со многими стереотипами, попробуйте честно ответить на вопрос: «Почему мне так трудно взять ответственность на себя?»
Рассмотрим более подробно данные стереотипы:
1. 
Профессия выбирается раз и навсегда. Так было раньше, однако, жизнь ускоряется, появляется все больше возможностей. Вы не будете оставаться прежним и, научившись выбирать профессию сейчас, не побоитесь рисковать в последующем.

2.Выбор профессии зависит от  «толщины» кошелька.
Так думают те, кто не хочет брать ответственность на себя. Есть много путей быть тем, кем хочешь; если один из них приводить в тупик, надо идти по-другому.

3.Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим. Это хороший способ уйти из профессии при первой неудаче. Стремление человека быть самым-самым часто прикрывает его страх неудачи.  Быть лучшим и стать классным специалистом - совсем разные цели.

4 .Профессия предназначена человеку от рождения. Если вы верите в это – значит,  боитесь пробовать себя. Лучший выбор - это выбор по склонностям, если сильно хотеть, то в большинстве профессий можно достичь успеха. Разумеется, ваши природные задатки должны приниматься во внимание. Важно знать не только состояние здоровья и предрасположенность к тем или иным заболеваниям, но и свои психофизиологические особенности (как быстро вы устаете от монотонной работы, или, наоборот, от постоянной смены видов деятельности).

5. Психолог не помощник в выборе профессии, он работает с «психами». Психологи обладают нужными знаниями и умениями для помощи в профессиональном выборе. Не бойтесь обращаться за помощью, специалист поможет вам разобраться в себе.

6. По названию учебного заведения можно судить о том, кого он готовит. Многие ВУЗы и колледжи открывают дополнительные специализации по подготовке специалистов. Часто это так называемые «модные» профессии, связанные с экономикой, юриспруденцией, иностранными языками. Что бы сориентироваться в качестве такого образования, лучше обращаться к профессиональным консультантам, знающим рынок труда и востребованность выпускников данных учебных заведений.

7. Профессию можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей. Мнение близких людей очень важно, но ведь профессию выбираете вы и для себя. Поэтому вся ответственность лежит только на вас.

8. Профессию следует выбирать, уже став взрослым. Выбор профессии - один из шагов к взрослению, поэтому чем раньше вы начнете пробовать себя в разных областях, тем более обоснованно подойдете к будущей профессии.

9. Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный ВУЗ Престижная марка - во многом успешная реклама. Качественное образование - это прежде всего  возможность получить знания в той форме и в том объеме, которые можно пустить в свой карьерный рост. Также качество образования определяется востребованностью выпускников на рынке труда.

10.Если у тебя есть деньги, профориентация не нужна. Деньги- всего лишь один из ресурсов, которым вы обладаете.

Главный ресурс - это желание и уверенность в выборе, и он есть только у вас.

3. Три важных составляющих решения о выборе профессии.
Информирование учащихся:
- Чтобы определиться с выбором профессии, и найти свое место в жизни, необходимо знать свои склонности и способности. Что же умеете Вы, и какой вклад Вы сможете внести в общество.
Итак, первое, что необходимо учитывать при выборе профессии – это  что «Надо» обществу (Приложение 3). То есть, это анализ потребностей современного рынка труда (это и есть так называемая «модность» профессий).
Второе: что я «Могу». Это оценка индивидом своих возможностей, способностей  и навыков.
Третье: что я «Хочу» - подразумевает именно желания учащегося относительно будущей специальности.
На нашей схеме вы видите, что желания, возможности и необходимость перекрывают друг друга и получаются зоны взаимодействия.

ext.spb.ru

Кроссворд «Я выбираю профессию»

Образовательная головоломка

Кроссворд «Я выбираю профессию»

Класс: 9 класс

Предмет: предпрофильная подготовка

Занятие, на котором применяется: обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях». Проводится на последнем занятии во второй четверти, по окончанию изучения соответствующего блока программы.

Цель: обобщение знаний учащихся о мире профессий.

Задачи: 1. Проверить знания учащихся и понимание отдельных терминов и формулировок. 2. Развить умения работать с разной информацией, обобщать ее, систематизировать. 3. Повысить мотивацию к изучению мира профессий, развит умение работать в парах, быстро обрабатывать материал.

Способ применения: На основном этапе урока раздается один кроссворд на парту. Необходимо как можно быстрее его разгадать. Можно использовать записи в тетрадях и справочную литературу в кабинете (книги по профориентации, словари профессий, плакаты на стендах и т.п.)

Ответы

По горизонтали:

2. парикмахер. 3. ветеринар. 6. агроном. 7. винодел. 8. сторож 9. сталевар. 11. стоматолог. 12. профессиограмма. 15. клоун. 16. строитель 17. маляр. 18. критик. 19. должность. 21. токарь. 22. швея. 23. профессия. 25. археолог. 26. эмбриолог.

По вертикали:

1. врач. 2. программист. 4. университет. 5. техникум. 10. водитель. 13. редактор. 14. геолог. 15. кондитер. 20. специальность. 24. фермер.

Я выбираю профессию – Я выбираю профессию

По горизонтали: 2. Человек, который работает с волосами. 3. Лечит животных. 6. В сельском хозяйстве без него нельзя обойтись. 7. Специалист по одной из разновидности спиртных напитков. 8. Кто ночью не спит и следит, чтобы было все в порядке? 9. Профессия, связанная с печами и металлами. 11. Медицинская специальность, дантист. 12. Всестороннее описание профессии с указанием требований, предъявляемых к человеку. 15. Цирковая профессия. 16. Кто возводит здания? 17. Строительная специальность. 18. Литературная профессия, связанная с анализом, оценкой и выносом суждений о произведении. 19. Служебное положение, определяющее обязанности и зарплату. 21. Его работа за станком на заводе, связанная с механической обработкой твердых материалов. 22. Эта профессия помогает красиво одеваться. 23. Род трудовой деятельности. 25. Ученый, изучающий старину, ведущий раскопки. 26. Специалист, изучающий развитие зародыша.

По вертикали: 1. Специалист с высшим медицинским образованием. 2. Человек, работающий с кодами на компьютере. 4. Высшее учебное заведение. 5. Среднее техническое учебное заведение. 10. Он помогает вовремя добраться на работу, учебу. 13. Руководитель издания (журнала, газеты и пр.). 14. Ученый, изучающий состав, строение земной коры, полезных ископаемых. 15. Он делает для нас всякие сладости. 20. Вид деятельности в рамках какой-либо профессии. 24. Предприниматель, владеющей землей или арендующий ее и занимающийся сельским хозяйством.

xn--j1ahfl.xn--p1ai