Американская куртка бомбер – История американского «бомбера».: picturehistory

История американского «бомбера».: picturehistory


Куртки пилотов или, как их часто называют, «бомберы», прошли долгий путь от объемных изделий из дубленой кожи весом в несколько килограммов, до укороченных легких версий из современных материалов с резинкой в районе пояса. За свою долгую историю эти куртки стали классикой мужского гардероба и, по мнению многих, являются самой подходящей одеждой в межсезонье.

В период Первой мировой войны кабины самолетов не имели закрытых фонарей и не оснащались системами обогрева, в связи с чем летчикам порой приходилось сталкиваться с температурой до минус 50 градусов. Так как технологии того времени не позволяли решить проблемы путем внесения изменений в конструкцию самолета, военные департаменты Европы и США решили: «если нельзя утеплить самолет – нужно утеплять пилота». С этого момента начинаются активные работы по созданию обмундирования для авиаторов.

Cockpit Irvin Flight Jacket.
Эта куртка была создана в 1926 году британцем Лесли Ирвином, отсюда и ее название. Эта модель является первой серийной курткой для нужд военной авиации Великобритании.


(Лесли Лерой Ирвин (1895-1966), изобретатель классического «бомбера»)
Она шилась из толстой дубленой кожи, а подкладка была сделана из стриженой овечьей шерсти. Эта модель была снабжена отложным воротником, молниями на манжетах и утягивающим ремнем на поясе. Однако Лесли Ирвин вошел в историю мировой авиации не только благодаря изобретению первого «бомбера» – он также является создателем и испытателем первого в мире парашюта.
(Южноафриканские летчики в Cockpit Irvin Flight Jacket, Северная Африка, апрель 1942 г.
Куртка была полезной даже в условиях Африки с ее резкими колебаниями температуры)

A-2 Flight Jacket.
Американская армия всегда и во всем любила выделяться. Поэтому здесь для летчиков были созданы свои объемные куртки на толстой подкладке (модели B-3, В-6 и ANJ-4). Однако с появлением обогрева кабин нужда в повышенном утеплении обмундирования отпала, поэтому в 1931 году в летные части ВВС США вводится куртка модели А-2. Она делалась из прочной конской кожи и не имела меховой подкладки. Вместо утягивающего ремня в этих моделях использовалась широкая резинка в районе пояса.


(Экипаж американского бомбардировщика в куртках в A-2 Flight Jacket) Как уже говорилось выше, американские солдаты всегда любили выделяться. Еще со времен войны за независимость США ополченцы всеми доступными средствами старались украсить свои рожки для пороха.
Также есть свидетельства того, что во время Гражданской войны солдаты обоих сторон наносили различные отличительные знаки на приклады своих ружей. Куртки модели А-2 не стали исключением. По сути, это первый в истории унифицированный элемент одежды военнослужащего, который был превращен в настоящий холст. Летчики стремились украшать свои «бомберы» всевозможными нашивками и рисунками.

На них, также как и на самолетах, отмечалось количество вылетов, сброшенных бомб и уничтоженных противников. Командование ВВС, как ни странно, смотрело на это сквозь пальцы, а порой даже поддерживало такие инициативы. Один генерал в 1942 году как-то сказал по этому поводу следующее: «Возможно, завтра один из этих парней будет подбит или заживо сгорит в самолете. Так пусть хоть такая мелочь как картинка на куртке отвлечет его от этих мыслей».


(Фронтовое «творчество» на спинах «бомберов», 401-я бомбардировочная группа ВВС США, 1945 г.)
Помимо первенства по количеству брутальных картинок среди обмундирования вооруженных сил США в годы Второй мировой войны, куртки модели А-2 также стали первыми, в которых использовался так называемый Blood Chit.

Это большие нашивки на нескольких местных языках или наречиях, в которых излагается информация о том, что владелец куртки – летчик ВВС США и если помочь ему добраться до американского или любого другого дружественного лагеря, будет выплачена награда.


(Blood Chit на китайском: доставивший пилота союзникам будет вознагражден) Такого рода нашивки были вынужденной мерой, так как азиаты не различали европейцев, а пилоты не знали местного языка, и чтобы, допустим, китайцы, не застрелили американца, приняв его за немца, на внутреннюю часть куртки стали нашивать Blood Chit.

В-15 Flight Jacket.
Благодаря опыту Второй мировой, авиастроение стало развиваться семимильными шагами. Самолеты становились быстрее и летали все выше, их кабины заполнялись все более сложным оборудованием. Поэтому теперь даже в не самой тяжелой куртке из конской кожи пилоту стало очень неудобно, а от комфорта при управлении дорогим аппаратом зависит не только жизнь пилота, но и сохранность техники, как бы цинично это не звучало.


(B-15 пилота Второй мировой) Военные задумались о чем-то новом и более удобном. Так в конце 40-х в армию поступает «бомбер» модели B-15. Он стал таким большим прорывом, что прослужил США вплоть до конца 60-х, а его фасон и элементы кроя стали не только эталоном кроя летных курток, но и были заимствованы униформами других родов войск.

Так, например, В-15 стала первой одеждой, в которой использовался нейлон. Помимо этого, рукав куртки впервые имел так называемый «сервисный карман». Этот карман, без которого сегодня не обходится ни один вид военной полевой униформы, изначально предполагался для хранения различных мелочей, необходимых пилотам на задании. Он имел специальные отделения для хранения ручек или карандашей для прокладки маршрута.


(Мэрилин Монро в куртке B-15) Но, помимо своего официального названия «сервисный», он также имел прозвище, ходившее среди самих пилотов – «сигаретный», так как большинство пилотов всегда курили, а в этот карман на молнии легко могла войти пачка сигарет, зажигалка, ручка и ключи. Единственное, что возможно и устарело в этом элементе одежды – это крепление для пишущих приспособлений, так как современные военные пилоты используют ручку намного реже.

МА-1 Flight Jacket.
Этот «бомбер» окончательно вытеснил из армии в 1963 году куртки модели В-15, и именно этот элемент униформы пилотов стал классическим современным силуэтом для такого рода одежды. Новые «бомберы» от всех предыдущих моделей и разработок отличались одной маленькой, но ключевой деталью, благодаря которой силуэт таких курток стал узнаваем и получил распространение среди многих мировых субкультур. Речь, конечно же, о том, что создатели МА-1 решили убрать с «бомбера» воротник.


(МА-1 Flight Jacket) Кроме того, обратная сторона крутки была окрашена в ярко оранжевый цвет – это делалось для того, чтобы пилота, потерпевшего крушение, можно было с легкостью заметить с вертолета. Для того, чтобы местные жители не причинили вреда пилоту, на подклад также пришивался Blood Chit.

Кстати, именно с этих курток началось наступление «бомберов» на рынок гражданской одежды, и заслуга в этом принадлежит американским военным, вернувшимся из Вьетнама. Вернувшись домой, многие из них с трудом адаптировались к мирному образу жизни, и даже гражданская одежда, по их мнению, сидела как-то не так.
Поэтому ветераны стали закупать одежду в местных военторгах – так «бомберы» МА-1 устремились на улицу, где сразу же завоевали популярность среди представителей агрессивно настроенных молодежных движений. Их привлекала прочность, легкость и упомянутое отсутствие воротника, за который обычно могут схватить в драке. На этой волне популярности стали даже появляться фирмы, шьющие реплики военной униформы.


(Оранжевый подклад и Blood Chit на вьетнамском языке) Самый яркий пример – фирма Buzz Rickson. Именно с ней связана одна примечательная история. Главная героиня романа «Распознавание образов» американского писателя-фантаста Ульяма Гибсона носит черный «бомбер» модели МА-1. В связи с большой популярностью этого романа, Buzz Rickson просто завалили заказами на черные «бомберы», но такие куртки никогда не выпускались для ВВС США, поэтому фирма пошива реплик просто не имела их у себя в линейке.
Производство модели, отличной от армейских, было бы ударом по имиджу компании, однако руководство не растерялось, и, связавшись с писателем, создало отдельную про-модель черных МА-1 Ульяма Гибсона.

CWU 45/P Flight Jacket.
Эта модель авиационных курток поступила на службу ВВС США в 1980-х годах. Она является прямым наследником МА-1 Flight Jacket и изначально применялась как утепленный вариант «бомбера». Помимо мелких отличий, типа наличия воротника и отсутствия оранжевой подкладки, есть одна деталь, которая кардинально отличает эту модель от всего того, что было придумано ранее. Дело в том, что сделана она из уникального материала Nomex. Этот материал не только прочный и легкий, но еще и обладает высокими показателями огнеупорности, что, согласитесь, для военного летчика вещь довольно полезная.


(CWU 45/P Flight Jacket) Кстати, «бомберы» из этого материала делаются лишь для Военно-воздушных сил США, а те, которые продаются на рынках гражданской одежды, хоть и шьются той же фирмой, что и военные модели, но Nomex в них заменен на нейлон. Приобрести оригинальные CWU 45/P Flight Jacket можно разве что проведя долгое время на сетевом аукционе eBay и отдав довольно внушительную сумму денег.

Так же, как это было с кардиганами, морскими бушлатами и дезертами, куртки военных пилотов, зародившись в недрах армии, претерпевают от сезона к сезону различные видоизменения, но при этом всегда остаются одним из ведущих трендов мужского гардероба. Но как довольно странные на вид «бомберы» могли из элемента одежды военных пилотов, ветеранов Вьетнамской войны и молодежных группировок стать своеобразным культурным символом?

(Президент США Барак Обама в старинной авиационной куртке А-2) Все просто: этому способствовали сами военные подрядчики. Дело в том, что в 1990-е такие крупные производители военного обмундирования как Alpha Industries и Schott начали испытывать серьезные трудности. Виной всему стало окончание холодной войны, которое повлекло за собой сокращение расходов на военную промышленность и окончание программы, по которой самые выгодные и большие госзаказы отдавались только американскому производителю.

Поэтому фирмам, каждая из которых шила не менее 550 тысяч «бомберов» в год, пришлось переориентировать большую часть своих мощностей на освоение мирного рынка. С этим у них не возникло проблем, так как хорошие армейские рекомендации и различные голливудские киноленты типа «Лучший стрелок» с Томом Крузом, «Сломанная стрела» с Джоном Траволтой и, конечно же, «Рембо: первая кровь» с Сильвестром Сталлоне, сделали всю работу за производителей одежды. Все это привело к тому, что большинство предприятий, ранее производивших одежду исключительно для нужд армии, теперь известны по всему миру, хотя и продолжают выполнять государственные заказы.


(Самый стильный бородач Ник Вустер в «бомбере» B-15) Теперь уже такие маститые дома мод как Givenchy, Balenciaga и Armani, стараясь не выпасть из обоймы, представляют свое виденье классических военных образов. В винтажных куртках летчиков бомбардировочной авиации щеголяют звезды мировой киноиндустрии или общественные деятели.

Но если взглянуть глубже, причиной того, что мы любим и носим одежду, идея которой родилась в ходе той или иной войны, видится в том, что большинству из нас так не хватает в мирной городской жизни, а именно приключений, героизма и простоты армейского мировоззрения.

источник записи

picturehistory.livejournal.com

Кто их придумал и как их носить — FURFUR

Даже несмотря на многосантиметровый слой снега за окном, ждать настоящей весны осталось недолго. С надеждой и верой в скорые климатические изменения мы решили рассказать нашим читателям об идеальной межсезонной верхней одежде — куртке- бомбере, за полвека своего существания дослужившейся до звания абсолютной классики мужского гардероба. 

Когда-то курткой-бомбером называли объемные дубленки из кожи весом в несколько килограммов, разработанные специально для пилотов бомбардировщиков. Сегодня с классическим бомбером ассоциируют уже совсем другие модели, в первую очередь MA-1 — легкую короткую куртку из нейлона на резинке в районе пояса.

 

История курток пилотов

Летные куртки появились еще во время Первой мировой войны. Тогда кабины боевых самолетов не оснащались защитными стеклами, и на большой высоте температура воздуха в кокпитах могла достигать –50 градусов. Пилотам в таких условиях требовалась исключительно теплая и ветронепроницаемая одежда, и военные департаменты США и многих европейских стран начали активную разработку летного обмундирования.


 


Первыми массовое производство наладили британцы, выпустив в 1926 году куртку Irvin Jacket, названную так по имени своего создателя Лесли Ирвина. Кстати, только разработкой ультратеплой летной куртки его вклад в развитие авиации не ограничивается — другим важным достижением Ирвина была разработка и испытание первого в мире парашюта. Куртки шили из толстой кожи на подкладке из стриженой овчины, с отложным воротником, утягивающим ремнем в районе пояса и манжетами на молнии.

 

Cockpit Irvin Jacket

 

Вслед за англичанами свои версии пилотской куртки представили американцы — объемные, с толстой подкладкой модели B-3, B-6 и ANJ-4 и более поздние A-2 и G-1, сшитые из конской кожи и рассчитанные уже на использование в обогреваемых кокпитах.

Американские пилоты бомбардировщиков часто нашивали на свои куртки эмблемы эскадрилий, шевроны и другие знаки различий, а иногда даже рисовали целые картины на спине. Сюжетным разнообразием подобные художественные произведения не отличались — в основном это были изображения полуголых девушек, мультяшных героев и бомб (их число соответствовало количеству выполненных командой самолета бомбометаний). Подробнее такие куртки можете рассмотреть в специальном материале. 

1. Создатель пилотской куртки Лесли Ирвин. 2. Кожаный бомбер времен Второй мировой войны. 3. Том Круз в фильме «Лучший стрелок». 4. Группа американских летчиков в куртках A-2. 5. Стив МакКуин.

Авиастроение развивалось семимильными шагами, каждое новое поколение самолетов летало еще выше, и кожаные куртки в какой-то момент перестали справляться с минусовой температурой за бортом и отвечать требованиям комфорта. В тесной кабине, напичканной кнопками кучей рычагов и датчиков, объем и большой вес верхней одежды существенно мешал пилоту, поэтому начиная с 1940-х годов куртки из кожи постепенно начинают заменять на более легкие и удобные модели из хлопка и нейлона. 

Очередным эволюционным развитием куртки-бомбера стала модель B-15, разработанная в начале 1940-х и верно служившая американским вооруженным силам вплоть до 1960-х. Именно в разработке этой куртки впервые был использован нейлон, открытый за два года до Второй мировой войны, а кроме того, в ее дизайне впервые появляется сервисный карман на рукаве — деталь, без которой сегодня не обходится ни один бомбер.


 

Особенности куртки

B-15


Сервисный карман

 

воротник из овчины
и треугольные держатели для кислородной маски

 

штормовой клапан
с искусственным мехом
в районе горла

Наконец, в 1949 году на смену B-15 приходит модель MA-1 — ключевой силуэт бомбера, на который опираются все современные марки. В дизайне новой модели было решено отказаться от объемного воротника из овчины, поскольку он мешал использованию пилотами парашюта, и заменить его на трикотажный. В остальном куртка также стала значительно удобнее и легче. 

Своей самой узнаваемой деталью — ярко-оранжевой подкладкой — MA-1 обзавелась значительно позже, в 1963 году. В случае аварийной посадки или катапультирования из кабины приземлившийся на землю пилот выворачивал такую куртку наизнанку и тем самым облегчал спасателям его поиски с воздуха.

Во время войны во Вьетнаме на подкладку стали нашивать дополнительный кусок ткани, так называемый blood сhit, на который наносилось сообщение на нескольких региональных языках о том, что владелец куртки — американский летчик, а также просьба сопроводить его в посольство Соединенных Штатов за вознаграждение.

Основным поставщиком курток MA-1 (как и их облегченной версии L-2B) для ВВС США была компания-подрядчик Alpha Industries. После войны во Вьетнаме, когда количество армейских заказов существенно сократилось, Alpha решают переориентироваться на коммерческое производство своих курток и начинают продавать их гражданским. Несмотря на распространение пацифистских идей и общее неприятие военной политики США, американское население охотно скупало осевшие в магазинах и военторгах излишки солдатского обмундирования. Бомберы начинают свою захватническую кампанию сначала на территории Америки, а потом в Европе (особенно популярны они становятся в Британии в среде радикально настроенной молодежи).

В 1990-х годах к классическому силуэту летной куртки обратились и дизайнеры — Джорджо Армани и главный адепт минимализма Хельмут Ланг. А вслед за ними бомбер на подиум вывел в рамках своей дебютной коллекции и молодой Раф Симонс. С тех пор пилотские куртки окончательно утвердились в статусе классики мужского гардероба и сегодня на волне затянувшейся моды на милитари вслед за брюками карго, камуфляжем и куртками M-65 снова возвращаются в списки заглавных трендов. Сейчас такие куртки можно найти в коллекции чуть ли не каждого бренда — от бюджетных Supreme до моделей Alexander McQueen ценой в три тысячи долларов.


Уильям Гибсон
американский писатель

 

«Куртка MA-1 — знаковый предмет одежды, популярный когда-то в среде многих субкультур. В начале 1960-х ее носили моды в районе Сохо, скинхеды также сделали куртку частью своего дресс-кода (часто цвета бургунди, которую ВВС США никогда не использовали), а затем и готы. И мне она тоже всегда очень нравилась, особенно на девушках».

С Уильямом Гибсоном и MA-1 связана еще одна интересная история. Дело в том, что в его романе «Распознавание образов» героиня Кейси Поллард носит черную куртку модели MA-1 марки Buzz Rickson, специализирующейся, как известно, на производстве реплик армейской одежды времен Второй мировой войны. После публикации книги Buzz Rickson стали получать заказы на такие куртки, но в реальности ВВС США никогда не выпускала черные MA-1, и в линейке марки такая расцветка, соответственно, также отсутствовала. Несмотря на это, руководство компании связалось с писателем и совместно с ним выпустило черную (впоследствии добавилось еще несколько цветов) куртку MA-1 в рамках небольшой капсульной коллекции.

 


 

Конструкция куртки

МА-1

1. Трикотажный воротник-стойка. 

2. Изнаночная сторона куртки оранжевого цвета.

3. Сервисный карман на левом рукаве, использовавшийся пилотами для хранения сигарет, карандашей, ручек и прочих мелочей. 

4. Косые карманы на клапанах. 

5. Изначально MA-1 выпускалась только в двух цветах: шалфейно-зеленом и темно-синем. Сегодня цветовой спектр стал значительно шире.

6. Трикотажная стягивающая резинка в районе пояса и на манжетах. 

 

Как носить?

Куртка-бомбер — идеальный вариант для межсезонья: в холодную ветреную погоду под нее можно надевать теплый свитер, благо свободный крой и широкие рукава большинства моделей позволяют это делать, а как потеплеет — носить с рубашкой или футболкой. 

Возможные ассоциации со скинхедами и панками или риск походить своим видом на ветерана Вьетнама могут отпугнуть слабых духом. На самом деле, компаний, выпускающих куртки в оригинальном дизайне, не так уж и много — это, конечно, Alpha Industries, еще одни американцы Schott, также снабжавшие когда-то вооруженные силы США своими куртками, Buzz Rickson и еще несколько контор. Большинство современных марок все же отходят от традиционного дизайна, опираясь лишь на силуэт или детали — сегодня бомберы шьют из шерсти, кожи и даже замши, добавляют стеганые рукава или, как Givenchy и Balenciaga, яркие принты на всю поверхность куртки.

Если все же говорить о более-менее традиционных моделях или хотя бы стилистически к ним приближенных, то тут, конечно, не стоит злоупотреблять другими элементами в стиле милитари. В остальном бомберы не слишком требовательны в том, что касается сочетаний (особенно учитывая многообразие моделей и расцветок). Их можно носить с чиносами, дезертами, худи, свитером и чем угодно еще. Отличным напарником таким курткам будет пара темных джинсов, кроссовки или грубые ботинки. Кто-то вообще умудряется носить эту куртку с шерстяным пиджаком и галстуком (но так, конечно, лучше не делать).


 

Джон Моэ
редактор блога four-pins

 

«Силуэт куртки MA-1 чертовски популярен в этом сезоне. Может быть, потому, что современные парни хотят в большей степени походить на пилотов, чем на моряков Второй мировой войны или рабочих времен золотой лихорадки. А может, просто потому, что они и правда крутые. Ну и если уж вы надеваете бомбер, убедитесь, что вы не забыли положить пачку в карман на плече. Серьезно. Пилоты курили, это факт».

 

www.furfur.me

Лучший бомбардир. Бомбер — история пилотской куртки

 

 

Во время Первой мировой войны роль авиация быстро возрастала, и наряду с модернизацией летного парка перед командованием ВВС разных стран стоял вопрос об экипировке военных летчиков. Кабины самолетов в ту пору были открытыми: не было ни обогрева, ни даже защитных стекол. В условиях экстремально низких температур, сильных ветров и осадков пилоты нуждались в теплой и водостойкой одежде, способной противостоять холоду, не создавая помех в управлении техникой. Первые образцы летных курток появились в США, Франции и Бельгии в 1915-17-м годах. Они производились из толстой кожи, отделывались мехом, имели высокий воротник-стойку, ветрозащитные планки и плотно облегающие манжеты.

Самолет ВВС США на Восточном фронте Первой мировой войны, 1918. Источник

Впервые серийное производство летных курток было налажено в Великобритании в 1926 году на основе конструкции американского авиатора Лесли Лероя Ирвина, ранее вошедшего в историю в качестве изобретателя и первого испытателя парашюта (в 30-х годах его компания Irving Air Chute стала крупнейшим производителем парашютов в мире, поставляя свои изделия в 45 стран). Модель Cockpit Irvin Flight Jacket выпускалась из грубой кожи с подкладкой из овчины, отложным воротником и застежкой на молнию. Куртка имела короткий фасон и утягивалась снизу при помощи специального ремня. 

Узнаваемый силуэт, пожалуй, – единственное её сходство с современным бомбером. Тяжелый и неэластичный материал Irvin Flight Jacket сковывал движения летчиков, и все же она стала настоящей находкой для Королевских военно-воздушных сил, просуществовав с минимальными изменениями до конца Второй мировой войны.

Современная репродукция Cockpit Irvin Flight Jacket. Источник

Британский летчик Второй мировой войны, одетый Cockpit Irvin Flight Jacket. Источник

Британский авиатор Лесли Лерой Ирвин – изобретатель бомбера и парашюта. Источник

В Америке в тот период создавались свои версии летных курток, обозначавшихся, согласно регламенту, уникальными буквено-цифровыми кодами. В конце двадцатых – начале тридцатых годов обмундирование ВВС США пополнили модели B-3, B-6 и ANJ-4 – все они мало отличались от модели Лесли Ирвина.

Оригинал летной куртки B-3 американских ВВС. Источник

Американские пилоты 359-й эскадрильи бомбардировщиков «Ангелы ада» в куртках B-3. Источник




Разница, в основном, касалась отделки низа: на большинстве американских моделей отсутствовал утягивающий ремень, что компенсировалось появлением первых резинок, либо более толстой меховой подкладкой. Примерно тогда же необходимость в теплых подкладках начала отпадать: кабины бомбардировщиков стали отапливаемыми, что отразилось на характеристиках новых моделей, – А-1 (выпущена в 1927 году) и её последующей модернизированной версии – А-2, которая была стандартизирована в 1931-м. 

Обе они производились из конской кожи коричневого цвета (чуть позже в отдельных версиях использовалась более жесткая козлиная кожа) уже без меховой подкладки (её заменил более легкий материал – шелк или хлопок), а утягивающий ремень окончательно заменила плотно прилегающая резинка. Разница между изделиями заключалась в воротнике: у А-1 он был трикотажным и застегивался на пуговицы или кнопки, полностью закрывая горло, а у А-2 – имел классический отложной фасон и изготавливался из того же материала, что и сама куртка. Кроме того, в конструкции А-2 бомбер впервые получил застежку на молнию с ветрозащитной планкой, окончательно вытеснившую пуговицы.

 

Современная репродукция американской летной куртки A-1. Источник

Американский летчик в летной куртке A-1, начало 40-х. Источник

Оригинал американской летной куртки A-2 периода Второй мировой войны. Источник

Американские летчики Второй мировой в летных куртках A-2. Источник

Модель A-2 пользовалась наибольшей популярностью в ВВС США, став настоящим долгожителем: она продержалась в качестве основной летной куртки американской военной авиации более 10 лет, вплоть до 1943 года (несмотря на дальнейшую эволюцию униформы, многие летные отряды продолжали носить А-2 и после, например, во время Корейской войны 1950-53 годов). Именно А-2 стала последней версией кожаной летной куртки, её носил не только рядовой состав, но и генералы, например, Паттон и Макартур. 

Прошедший две мировые войны генерал армии США Дуглас Макартур в куртке A-2. Источник

Отличившиеся в боях пилоты украшали свои куртки эмблемами эскадрилий, шевронами, всевозможными надписями, комиксовыми супергероями и мультяшными персонажами, а также самолетами, авиационными бомбами (по числу выполненных бомбардировок), потопленными кораблями противника и обнаженными девушками в стиле пин-ап.

Начиная с А-2 в обиход вводится обозначение Bomber Jacket (Bomber – англ. «бомбардировщик») и все последующие модели называют именно так. 

Смешанные с военной тематикой эротические пин-ап изображения на куртках американских летчиков Второй мировой стали своего рода искусством. Источник

В первые годы Второй мировой войны бомберы появляются и в обмундировании советских летчиков: сначала в СССР попадают американские куртки, поставляемые по договору ленд-лиза, позже отечественная промышленность начинает производить подобные модели самостоятельно. Разумеется, бомберами их никто не называл: в ходу было название «шевретка», подчеркивающее происхождение кожи (шевретовая кожа – кожа хромового дубления, выделанная из шкур овец или коз).

Несмотря на то, что А-2 не является канонической версией бомбера, она успешно производится и сегодня: реплики можно без труда отыскать в интернете, а при желании и некоторой доле везения есть вероятность наткнуться и на оригинал. Знатоки отечественных субкультур свидетельствуют, что в среде первых московских байкеров, за неимением «косух», особым шиком считалось обладание кожаной летной курткой отца или деда.

Летные куртки A-2 получили широкое распространение среди союзников США от Великобритании до Советского Союза. Члены 837-й эскадрильи английских ВВС, февраль 1945 года. Источник

В ходе Второй мировой культовую модель А-2 в ВВС США вытесняют новые виды курток, рассчитанные на более низкие температуры, – В-10, а затем и В-15, выпущенная в 1944 году: вместо кожи здесь впервые используется смешанный с хлопком нейлон, изобретенный в конце 30-х американской химической компанией DuPont (он призван обеспечить больший комфорт и свободу движений в тесных, нашпигованных системами управления кабинах), отложной, усиленный штормовым клапаном воротник вновь получает отделку из овчины, подобно первому британскому прототипу бомбера, а утягивающая резинка из шерсти теперь повсеместно есть не только снизу, но и на манжетах.

Улучшается и функциональность: начиная с В-15 на рукаве бомбера появляется небольшой «сервисный карман» для сигарет, письменных принадлежностей и мелочевки, а чуть ниже воротника располагаются два треугольных держателя для кислородной маски (в большинстве созданных после войны гражданских версиях сохранился лишь карман).

Современная американская реплика бомбера B-10. Источник

Современная американская версия бомбера B-15, на рукаве которого впервые появился «сервисный карман». Источник

Прославленный американский летчик-испытатель Айвен Кинчлоу в бомбере B-15 (справа), Корея, 1951. Источник

Знаменитая американская актриса Мэрлин Монро в бомбере B-15 на базе США в Корее, февраль 1954. Источник

В-15 используется американскими пилотами вплоть до начала 60-х, но уже в конце 40-х не является основной: на её место приходит эргономичный МА-1 – всесезонный бомбер из высококачественного легкого нейлона с полиэстеровой подкладкой, прежде всего, отличающийся от В-15 знаковым плоским трикотажным воротником. Именно МА-1 считается классической версией бомбера.  

Оригинальный MA-1 бомбер конца 50-х, произведенный американской фирмой Dobbs Industries. Источник

99-е Бомбардировочное крыло Стратегического командования ВВС США в бомберах MA-1, 1958. Источник

Его силуэт с тех пор почти не менялся, если не считать несколько деталей, связанных с войной во Вьетнаме: в 1963 году куртка получила оранжевую подкладку (яркий цвет доложен был облегчить поиск пилота в случае авиакатастрофы) и так называемую Blood Chit – специальную нашивку на внутренней стороне с посланием на языке местного населения, содержащим просьбу передать летчика представителям США или любой другой дружественной страны за вознаграждение. В наше время такая подкладка используется лишь отдельными производителями. 

Вьетнамский конфликт внес еще одно важное изменение в дизайн бомбера: на смену исконному синему цвету МА-1, унаследованному от предшествующей модели B-15, пришел зеленый, служивший хорошим камуфляжем в условиях местных джунглей. 

В Британии 60-х бомбер становится атрибутом молодежных субкультур: если моды «старой школы» предпочитают ему другие куртки военного происхождения – фиштейл парку, способную полностью закрыть костюм от дорожной грязи при езде на мотороллере, более изысканный Харрингтон и ветровку Monkey Jacket (конструктивный аналог бомбера с характерной окантовкой воротника, манжет и резинки в талии – британский вариант «университетской куртки» The Ivy League), то в образ традиционных скинхедов MA-1 вписывается идеально. Этот узнаваемый look также включает тяжелые армейскиие ботинки, подвернутые джинсы, подтяжки и клетчатую рубашку. 

В 70-х в Англии зарождается околофутбольная культура, тесно связанная с набирающим обороты ультраправым движением, перехватившим стиль аполитичных скинхедов первой волны: помимо символа принадлежности к определенной среде, бомбер оказывается удобен и при драке. Беспорядки с участием фанатов и WP скинов бушуют по всей Британии все 80-е и затихнут лишь в середине 90-х, надолго сохранив за бомбером жесткую славу.

Члены ультраправого «Британского Движения», Уэллинг, Англия, 1980. Источник

Появление бомбера в России 90-х тесно связано с околофутболом: как и английские хулиганы, большинство отечественных casuals исповедует правые взгляды и многие копируют британский стиль: прическа «под ноль» в сочетании с тяжёлыми ботинками и армейской курткой. Избранные хулсы заказывали бомберы из Англии, альтернативой для остальных становятся наводнившие страну недорогие турецкие и китайские аналоги с вещевых рынков. 

Бомбер стал своего рода маркером скиновского и фанатского движений, накладывая на своего владельца обязательства отвечать за свои взгляды и пристрастия по всем законам жанра. Наиболее авторитетные фанаты московского «Спартака» тогда выворачивали бомберы оранжевой стороной наружу, что запрещалось делать простым смертным. 

Лондонские скинхеды около культового скиновского магазина The Last Resort на Гоулстон-стрит, 1981. Источник

Примерно в то же время бомбер получил признание в качестве модного аксессуара: первопроходцем стал молодой бельгийский дизайнер Раф Симонс, первым показавший черные МА-1 на подиуме в 1999 году. 




Однако вплоть до конца нулевых бомберу все-таки не удавалась сбросить с себя ярлык маргинальности, и лишь отдельные марки использовали его в своем позиционировании. На исходе же первого десятилетия XXI века модный мир захлестнуло увлечение стилем милитари: большинство из упомянутых выше разновидностей бомбера вдруг появились в fashion-изданиях и коллекциях люксовых брендов. В наши дни на смену милитари, как символ цикличности моды, пришел heritage с вощеными куртками, брюками-чино, кардиганами из толстой шерсти и, конечно, новыми вариантами куртки знакомого силуэта, не менявшегося уже более полувека. При этом и классический бомбер в различных цветовых решениях переживает сегодня второе рождение, став трендовым атрибутом не только уличного и субкультурного, но и повседневного стилей. 

Евгений Лесняк    

Никита Ваулин    

Куртки Бомберы Merc

merclondon.ru

Мужская кофта-бомбер (28 фото): американская, с капюшоном

Изначально кофты-бомберы были именно мужскими. Но женщины часто заимствуют удачные решения из мужского гардероба. А что же остается представителям сильного пола? Продолжать носись практичные и удобные вещи. Именно такой является кофта-бомбер – комфортная, утилитарная и необычайно модная в последние годы.

Предлагаемый ассортимент

Мужчины всегда ставят удобство и практичность выше красоты. Именно поэтому уютные кофты на молнии или кнопках часто фигурируют в мужском гардеробе. Что отличает бомбер от мужского кардигана или куртки?

Прежде всего, это узнаваемый фасон. У бомбера имеются манжеты на рукавах и широкая резинка по нижней части. Мужская кофта-бомбер может напоминать куртку: непродуваемая и водоотталкивающая ткань, капюшон, глубокие карманы – все это повышает удобство и функциональность модели.

Изделие также известно под названием «пилотская куртка». Современные бомберы вариативнее в плане дизайна, чем классическая американская куртка для летчиков. Согласно традициям, бомбер должен иметь яркую оранжевую подкладку, но на пошив повседневных моделей обычно идет ткань в тон изделию.

Узнаем, чем готовы порадовать мужчин производители одежды:

  • утепленный бомбер – такое изделие выручит даже холодной зимой. Некоторые модели напоминают дубленки, другие – дутые пуховики. Бомбер имеет короткую длину и потому не сковывает движения. Назвать такую модель кофтой не поворачивается язык. Это полноценная куртка для суровых погодных условий;
  • спортивная мастерка – удобная, легкая кофта на молнии в ярком исполнении. Спортивные бомберы часто появляются в молодежном гардеробе. Кофты для подростков имеют оригинальный дизайн. Изделие идеально подходит для прогулок на свежем воздухе, занятий спортом и даже путешествий;

  • военизированная кофта – стиль милитари правит бал. Неудивительно, что производители мужской одежды подготовили столько вариантов бомберов в стиле милитари, что несложно растеряться. Здесь и кофты с камуфляжными узорами, и модели из плотной ткани в духе европейской военной формы прошлого столетия, и защитные бомберы с пиксельными узорами. Чтобы не выглядеть как солдат, достаточно дополнить военизированный образ одеждой из кэжуал-гардероба;
  • трикотажный жакет – легкая кофта на кнопках или молнии станет любимым элементом гардероба. Она может иметь спокойную расцветку или яркое исполнение. Изделие полностью выполнено из трикотажа, а воротник и манжеты усилены вторым слоем ткани. Интересно выглядят бомберы с рукавами отличного от основной части изделия цвета. Палитра преимущественно практичная: белый, черный, серый, бежевый тона. Наличие спортивных логотипов и надписей подчеркнет неформальность бомбера;

  • бомбер на вечеринку – такие модели дополнены нашивками, яркими узорами и накладным декором. Нередко молодежные бомберы изготовлены из ткани с глянцевым блеском. Кофты выглядят провокационно, а потому в повседневном гардеробе их не встретишь. Практичные мужчины не понимают назначения бомберов с броским декором, а вот модники, знающие толк в эффектной одежде, носят колоритные кофты с удовольствием.

Правила комбинирования

Выясним, с чем носить мужской бомбер и от каких сочетаний лучше отказаться. Если речь заходит о кофте в классическом исполнении, то разумно дополнить ансамбль джинсами прямого кроя, плотными трикотажными или кожаными брюками. В молодежном гардеробе могут появиться джинсы с потертостями и дырами.

Бомберы по типу летной куртки хорошо смотрятся с прямыми брюками камуфляжной расцветки. Однотонные брюки оттенка хаки с накладными карманами и металлическими молниями дополнят военизированный лук.

Но если все составляющие образа имеют характерный оттенок милитари, то повседневный лук будет более походить на военный. Необходимо разбавить образ нейтральными элементами.

Кофты спортивного дизайна могут соседствовать как с классическими джинсами, так и со спортивными брюками из трикотажа. Чем оригинальнее дизайн бомбера, тем спокойнее должна быть одежда-компаньон. К бомберу с капюшоном стоит подобрать контрастную бейсболку. Юные модники надевают капюшон поверх головного убора.

К спортивной кофте также подойдут прямые шорты, бриджи с отворотами, трикотажные штаны с манжетами. Подчеркнуть неформальность лука помогут правильно подобранные аксессуары: шапка-бини, кожаные перчатки без пальцев, солнцезащитные очки с зеркальными стеклами.

Ценители оригинальных луков наверняка заходят примерить белый бобмер. Практичным его не назовешь, но он обязательно привлечет внимание окружающих. С голубыми джинсами белая кофта будет смотреться особенно удачно. В летнем ансамбле могут появиться бриджи нюдового оттенка и даже белые брюки.

В последнем случае придется подумать о контрасте. Клетчатая рубашка или футболка с яркой надписью освежит образ.

 

Часто бомбер не застегивают, а значит, надо подумать о том, какая одежда будет выглядывать из-под кофты.

Белая футболка подойдет к любому бомберу. К кофте оттенка хаки можно подобрать черную рубашку или лонгслив. В тренде полосатые футболки, но носят их только под однотонные кофты или хотя бы модели без рисунка.

Обувь к бомберу

Дополнить образ сумеют однотонные кроссовки. Они подходят как под стеганные и утепленные кофты, так и под классические бомберы из кожи или денима. Белые кроссовки на вершине популярности, но немногие мужчины готовы тратить время на уход за белой обувью. Кеды и кроссовки в сером, синем и черном цветах также способны разнообразить мужской гардероб.

Носить бомбер можно и с коричневыми ботинками из нубука. Это модель прочно вошла в мужской повседневный гардероб. Тимберленды вписываются в кэжуал-гардероб, гармонируют со спортивными вещами и одеждой из денима. Для межсезонья эта обувная пара станет оптимальным решением.

Бомбер в стиле милитари стоит дополнить военизированными берцами. Сегодня эта обувь пользуется особой популярностью. Необязательно покупать именно военные ботинки, хотя многим мужчинам нравятся их повышенная износоустойчивость и оригинальный дизайн. Высокие берцы уместны лишь в том случае, если брюки или джинсы имеют зауженный крой.

Могут ли появиться бомберы в соседстве с классическими мужскими ботинками или туфлями? Вполне, если речь идет о кожаной кофте или изделии по типу дубленки. Однотонный бомбер элегантного дизайна – отличный способ подчеркнуть мужскую красоту и самобытность аутфита.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

cutur.ru

Бомбер | Энциклопедия моды

Бо́мбер (куртка-пилот, англ. flight jacket) – короткая куртка на молнии с эластичными трикотажными вставками на талии и манжетах. Ширина резинки на талии может достигать 20 см.

История

Первые бомберы

В 1929 году братья Джон и Роберт Дуглас открыли собственный небольшой аэроклуб в американском городке Гринвуд. Они устраивали показательные полеты, а также катали туристов. Кабины самолетов в то время были открытыми. Для защиты от ветра и холода братья Дуглас выдавали своим гостям специальные кожаные куртки и шлемы. Также они продавали их в магазинчике при аэроклубе.

Военный бомбер

В 30-х годах Роберт и Джон получили заказ на производство летных курток для американских войск ВВС. Первыми моделями стали А-1 и А-2, которые шились из кожи лошади и дополнялись темно-коричневым поясом, вязаными манжетами и воротником. Их носили пилоты бомбардировщиков, из-за чего куртки и получили название «бомбер».

Для других летчиков были разработаны более теплые модели из овчины — В-3 и В-6. По мере повышения в званиях авиаторы нашивали на куртки эмблемы эскадрилий или делали на них собственные рисунки и надписи. На подкладке бомбера, как правило, чертили карту миссии.

Нейлоновый бомбер

В 50-х годах, когда появились реактивные самолеты, пришло время усовершенствовать куртку-пилот. Теперь на первый план вышла легкость бомбера, позволяющая обеспечить максимальную свободу движений. В 1955 году братья Дуглас по специальному заказу ВВС создали военную модель МА-1 из нейлона с яркой оранжевой подкладкой. В случае аварии и последующим за ней катапультированием, пилот мог вывернуть свою куртку наизнанку и тем самым подать сигнал спасателям. В конце 1955 года, после серийного запуска ВВС США новых сверхзвуковых боевых самолетов, среди авиаторов сформировалась определенная субкультура. Для ее представителей было характерно отрицание запретов, регулярное доказательство своей силы, жизнь на грани смертельного риска.

Куртка стала символом анархических идеалов. Через несколько лет, благодаря компании Alpha Industries, бомберы появились у европейских летчиков. В Европе закрепилось название «alpha jacket», созвучное наименованию производителя. В настоящее время в ВВС США используется модель бомбера М-2, которая отличается от МА-1 формой карманов и наличием отложного воротника, а также цветом подкладки, совпадающим с внешней стороной.

Бомбер как элемент гражданского гардероба

В 80-х годах куртки военных стали элементом гражданского гардероба. В частности, бомберы стали частью костюма представителей некоторых субкультур, которые приняли анархические идеалы летчиков: скинхедов, футбольных фанатов, модов, рок-исполнителей. Массовая популярность модели также объяснялась тем, что ее полюбили знаменитости, например, Клинт Иствуд, предпочитающий кожаные пилоты всем другим видам курток. В настоящее время бомберы, имитирующие модели 40-х, 50-х и 60-х годов, но пошитые с использованием современных технологий, выпускает американская компания Cockpit.

Бомбер и литература

Черный бомбер МА-1 появился благодаря литературе. В романе Уильяма Гибсона «Распознавание образов» главная героиня Кейс Поллард носила куртку производства Bazz Rickson – компании, выпускающей точные копии армейской одежды периода Второй мировой войны. Но в реальности МА-1 черного цвета не существовало. После выхода романа Bazz Rickson получила на эту несуществующую модель такое множество заказов, что была вынуждена выпустить черный бомбер MA-1 Pattern Recognition («Распознавание образов»). Позднее  Bazz Rickson запустила линию William Gibson Collection, состоящую из нескольких моделей курток и сумок.

Бомбер и мода

В 90-х годах ХХ века куртки-пилоты из черного нейлона с оранжевой подкладкой носила британская молодежь. Вариации на тему бомбера неоднократно предлагал дизайнер Джорджо Армани. Долгое время пилотские куртки были предметом исключительно мужского гардероба, но к XXI веку появились и модели для женщин. Примерно к тому же времени бомберы потеряли свой идеологический смысл и стали просто модным элементом гардероба. Через несколько лет ажиотаж вокруг бомберов угас.

Новую жизнь куртке дизайнеры подарили в 2008 году. В 2010 году бомберы стали сочетать с вещами в романтическом, спортивном и классическом стилях. В весенне-летнем сезоне того года были популярны модели из кожи ярких цветов. Осенью 2011 года бомберы стали носить как элемент комплекта в стиле неогранж. Весной 2012 года куртки-пилоты вновь стали трендом. В коллекции Alexander McQueen была представлена черно-белая вариация британских курток 90-х годов, у Dior Homme – модели из полосок шерсти с необработанными краями, у Viktor & Rolf – куртки-пилоты с контрастными манжетами и кнопками в университетском стиле, у D&G – бомберы, напоминающие классические военные MA-1, у Topshop – рейверские варианты.

Мода на бомберы не прошла и в следующем сезоне. Так, например, у многих брендов они появились в осенне-зимних коллекциях 2012-2013. Маша Цигаль предложила сочетать кожаные куртки-пилоты с шифоновыми блузками, юбками и брюками из кожи. Итало Цуккелли в коллекции Calvin Klein Menswear представил бомберы из мохера. Алена Ахмадуллина предложила пилотские куртки в спортивном стиле со вставками из металлизированной кожи.

Преимущества

Комфорт. Бомбер совершенно не сковывает движений, но при этом куртка не слишком широкая. Крой модели позволяет свободно разводить руки в стороны или поднимать их вверх. Благодаря удобству бомбера, модели на основе классических вариантов куртки становятся элементом спецодежды водителей, военных, охраны, спецподразделений.

Атмосферостойкость. Классический бомбер изготавливается из водонепроницаемых материалов – кожи, нейлона, плащевки. За счет этого модель защищает от ветра и атмосферных осадков.

Универсальность. Бомбер можно надеть как для прогулки за городом, занятий спортом на открытом воздухе или пикника, так и на работу, шопинг либо вечернее мероприятие без дресс-кода. В последние годы стало актуально сочетать пилотскую куртку с женственными повседневными и коктейльными платьями.

Практичность. Бомбер изготавливается из прочных долговечных материалов. Классические модели имеют потайные кармашки и удобные карманы на рукаве. В настоящее время, благодаря комфорту и яркому цвету подкладки, нейлоновые бомберы популярны среди парашютистов и парапланеристов.

Разнообразный дизайн. Современные бомберы выпускаются не только в классическом виде. В настоящее время есть куртки в спортивном, гламурном, деловом и других стилях. Дизайнеры предлагают утепленные модели с капюшоном и тонкие бомберы-ветровки. Их шьют из кожи, хлопка, плащевки, нейлона, шерсти, микроволокна и даже шелка. В настоящее время есть бомберы различных цветов, а также модели с принтами. Компания Alpha, помимо классических расцветок, выпускает куртки в оттенках мрамора, золота и т. п. Бомберы CWU, В-3 и др. имеют воротник.

Бомбер МА-1

Классический бомбер МА-1 выполняется из водонепроницаемого нейлона DuPont 6-6. Куртка имеет около 60-ти двойных швов, прочную застежку-молнию с двойной прокладкой, предназначенной для защиты от воды и ветра, подкладку сигнального оранжевого цвета, а также специальный карман для зажигалки Zippo. Модель МА-1 не имеет воротника.

Сочетание

В классическом варианте бомбер обычно сочетают с обувью из грубой кожи, очками-авиаторами и узкими джинсами или брюками. В некоторых сезонах дизайнеры предлагают комбинировать женские модели куртки с ботильонами натуральных оттенков на высоких каблуках, легкими женственными платьями, строгими юбками и пр. За счет своей длины бомберы подчеркивают линию бедер, поэтому их рекомендуется носить стройным женщинам и мужчинам.

wiki.wildberries.ru

Еще одна легенда — летная куртка Бомбер


Еще одна легенда — летная куртка Бомбер

В прошлой статье я писал о  полевой куртке М-65, и вот еще одна легенда — летная куртка «Бомбер» (или «Пилот», как ее еще у нас называют). Я купил эту куртку в начале 90-х годов и проносил ее, не снимая, каждую зиму более 10-ти лет. Причем я испытывал свой «Бомбер» и в условия Крайнего Севера, при -40 градусах мороза в Новом Уренгое, и в средней полосе, при мокром снеге и дожде. Замечательная вещь, ей просто нет сносу!

Прообразом современного Бомбера (Пилота) является лётная куртка Irvin RAF Sheepskin Flying Jacket. И вот история ее создания:

Изначально, во время Первой мировой войны, большинство самолетов не имело закрытой кабины пилота, и поэтому требовалась достаточно теплая одежда для летчика, чтоб защититься от холода. Многие пилоты тогда носили длинные кожаные пальто — в то время достаточной ветронепроницаемостью обладала только кожа.

В сентябре 1917 года в  американской армии был основан комитет Aviation Clothing Board, который занимался дистрибуцией надежных кожаных летных курток — с высокими воротниками, молниями с ветрозащитными клапанами, облегающими манжетами и поясами, и отороченные мехом. Так произошло рождение летной куртки.

В 1926 году американский авиатор Лесли Ирвин  придумал и выпустил классическую летную куртку из овчины.

Он основал фабрику в Великобритании и стал основным поставщиком летных курток для RAF (Royal Air Force – Королевских Военно-воздушных Сил). Такими куртками экипировались экипажи английских ВВС до и во время Второй мировой войны.

Этот тип куртки пережил многие перевыпуски, прежде чем был снят с производства в 1944 году. Хотя многие компании получили патент на производство этого типа курток, до сих пор эту модель многие называют в честь ее создателя «IRVIN». В 1942 году, вследствие огромных военных расходов, связанных с участием во Второй мировой войне, военные ведомства Великобритании шли на удешевление и минимизацию расходов, насколько это было возможно. Этот процесс коснулся и курток RAF «IRVIN» — применялись менее качественные овечьи шкуры меньшего размера (что приводило к увеличению количества швов) и менее затратные технологии производства. Тем не менее, комплектация летных частей подобными куртками продолжалась до самого конца войны.

Летчики эскадрильи «Нормандия-Неман» в куртках Irvin RAF Sheepskin Flying Jacket.

Куртка пользовалась сумашедшей популярностью. Даже сэр Монтгомери не устоял перед искушением…

В 1931 году в США была тоже выпущена летная куртка из овчины, которая получила наименование B-3 Bomber Sheepskin Jacket. В отличие от английской, она не имела ремня на поясе и у нее был один накладной карман.

Современные летчики не летают в бомберах-ирвинах-пилотах, появились более легкие комбинезоны, да и в кабине самолета сейчас, наверное, теплее, чем в 20-40е годы прошлого века. Тем не менее, куртка не утратила своей популярности, и до сих пор остается в моде (теперь у гражданских лиц). Это одна из вещей, которые не находятся во временных рамках, это — легенда!

Но, а если вам нужна одежда для экстремальных условий или активного отдыха, советую приглядеться к зимней военной форме на cp52073-zimnyaya-voennaya-forma.html






Posted in Униформа and tagged летная куртка Бомбер

paraparabellum.ru

Снова милитари: куртки A-2, B-15, MA-1, в народе — «пилот» и «бомбер» | Yepman.ru

В предыдущем посте речь шла об удлиненной военной куртке М-65, как и многие предметы мужской одежды естественным образом перекочевавшей в повседневный гардероб гражданского человека. Сегодня приведем примеры еще нескольких курток с «милитари»-корнями, но теперь укороченных. В отличие от М-65, которая использовалась в пехоте, речь пойдет о верхней одежде, которая досталась нам от военных летчиков. A-2, B-15, MA-1 – вот официальные названия, но больше известны они как куртка-пилот (aviator или flight jacket) и куртка-бомбер (bomber jacket).

Современная мужская мода настолько демократична и разнообразна, что по большому счету «все позволено». Любые дизайнерские идеи воплощаются модельерами и портными в жизнь, и с легкой руки трендсеттеров быстро распространяются по всему миру. Какие-то остаются на стадии концептуального эксперимента и используются единицами, какие-то переходят в разряд мейнстрима и более-менее прочно входят в нашу жизнь. Дизайнеру одежды в большинстве случаев трудно придумать что-то кардинально новое, и любое свое будущее творение он строит на проверенной основе, неком уже оставившем след в истории моды предмете гардероба.

Именно такими базовым элементами и являются вышеупомянутые мужские куртки американских военных MA-1, B-15 (куртка-бомбер), и A-2 (куртка-пилот). В настоящее время есть много трансформаций и разновидностей. Дизайнеры всевозможными способами обыгрывают оригинальную конструкцию, в той или иной степени отдаляясь от аутентичности: экспериментируют с тканями, меняют виды застежек, добавляют клапаны к карманам, или даже корректируют силуэт.

Расскажем об оригиналах.

Куртка A-2. Одна из первых авиационных курток 20-го века. Изготавливалась только из кожи (в основном конской, но значительная часть — из козлиной или бычьей). Отличалась следующими особенностями:

  • Два кармана на обеих сторонах с клапанами на металлических застежках кнопках
  • «Рубашечный» воротник
  • Пришитые кожаные эполеты
  • Трикотажные манжеты и пояс
  • Спина скроена из цельного куска кожи
  • Легкая шелковая или хлопковая подкладка с пришитым кожаным ремешком-вешалкой (не петлей)

Во время Второй мировой войны часто была инструментом для проявления индивидуальности: служила полотном для бравых рисунков с мультяшными героями или соблазнительными девушками.

По сей день куртка-пилот не потеряла своего мужественного обаяния, и остается базовым стильным предметом верхней одежды. Все также делается из кожи, тот же отложной воротник и карманы с клапанами, трикотажный низ и манжеты присутствуют. Оптимально сочетать с джинсами, футболкой, свитерами и рубашками в спортивном стиле.

 

 

Куртка B-15. Вот оригинальная авиационная куртка B-15 выпущенная в 50-х годах.

С появлением реактивных самолетов появилась потребность в модернизации формы для летчиков, и на смену A-2 пришла легкая и удобная куртка с меховым воротником, получившая название B-15. В этой модели тяжелая кожа была заменена на нейлон, видоизменились карманы, но трикотажный низ и манжеты остались прежними. По сути это и есть культовый бомбер MA-1, (о котором речь пойдет ниже), только с меховым воротником.

Вот современные варианты от Wallace & Barnes (слева) и Private White V.C. (справа). Согласитесь, стильно и мужественно.

 

Куртка-бомбер (МА-1). Пожалуй, самый яркий пример адаптации военной куртки и перехода ее в разряд полноправной гражданской одежды.

Бомбер стал популярен у гражданского населения во многом из-за практичного дизайна.

MA-1 изначально делалась из высококачественного нейлона (как подкладка, так и внешняя часть), между которыми была двойная шерстяная подкладка. Через несколько лет шерсть была заменена на более дешевую и легкую, но не менее теплую синтетическую подкладку.

По сравнению с B-15 произошли следующие изменения:

  • меховой воротник был заменен (из-за парашюта) на более удобный , трикотажный.
  • В поздней модификации (около 1960 г.) стала двусторонней и имела ярко-оранжевую подкладку. Если самолет терпел крушение, пилот после прыжка с парашютом мог вывернуть куртку наизнанку, чтобы быть замеченным сверху и быть спасенным.

В ранних моделях имелась специальная петля, за которую можно было закрепить кислородную маску. Вот современная реплика (почти точная копия) от Alpha Industries:

Она ничем не отличается от курток-бомберов, которые стали в конце шестидесятых почти униформой всевозможных маргинальных субкультур, таких как панки или скинхеды. 

Отчасти из-за этой негативной ассоциации, MA-1 в чистом виде вряд ли будет способствовать внешнему впечатлению респектабельного и законопослушного гражданина. Безусловно, в ней есть свой уникальный стиль, но с неким бунтарским, возможно даже хулиганским, подтекстом. С чем носить? Напрашивается, естественно, что-то неординарное и нонконформистское. Например, броги на толстой подошве в сочетании с рваными джинсами:

Так или иначе, не стоит дополнять аутентичный (или близкий к этому) бомбер брюками карго песочного цвета и высокими военными ботиками, если только вы не хотите поднять градус агрессивности в своем образе до опасного уровня.

Если вам нравится силуэт и общая конструкция этой милитари-куртки, и в то же время вы желаете оставаться в социально адаптированных рамках, стоит обратить внимание на следующие дизайнерские современные куртки. Это могут быть варианты из шерсти (Suit Supply и Jcrew):

Стеганые модели (Wallace & Barnes и Scotch & Soda):

Можно также рассмотреть варианты из замши:

Также есть в продаже куртки с отложным воротником (Aspesi – слева) и накладными диагональными карманами от Alex Mill:

Все вышеупомянутые варианты курток (пилот, бомбер) достойны называться стильной верхней одеждой и превосходно вписываются в ежедневный гардероб городского человека. Это чистый кэжуал, поэтому подойдет для большинства ситуаций, где не требуется формальный дресс-код. Выбирайте, носите. Осень наступила.

 Еще больше интересных материалов в наших группах:
ВКонтакте
Facebook
Twitter
Канал в Телеграме

yepman.ru