Духи ссср фото – Парфюмерия времен СССР (26 фото) » Триникси

Яркие представители парфюмерии СССР (24 фото)

Кто из вас помнит запах духов «Красная Москва»? Если вы застали эпоху СССР, значит, вы должны были слышать этот запах хотя бы раз, ведь это были одни из самых популярных и знаменитых духов того времени.
В этом выпуске мы вспомним, какими еще образчиками олдскульной парфюмерии пользовались люди советской эпохи. Кому-то эти названия ни о чем не скажут, но для кого-то они были и остаются ароматами прошлых лет, которые не может заменить ни один современный запах от Dior или Chanel.

 

1. Одеколон «Карпаты».

Львовская парфюмерная фабрика. Сильный, благородно-совдеповский запах.

2. «Быть может…» духи. А может и не духи? =)

Созданы в Польше и названы в честь популярной песни Эдди Рознера «Может быть». Цветочный букет с тонким и воздушным ароматом.

3. Духи «Красная Москва».

Легенда российской парфюмерии — духи «Красная Москва». Для одних эти духи — символ эпохи и тоска по былым временам, для других – признак консерватизма. Шлейф духов распускается ароматами ириса и ванили.

4. Одеколон «Командор».

Латвийская компания «Dzintars». Сочетание лаванды, сандала и базилика.

5. Одеколон «Барс»

6. Духи «Кузнецкий мост».

Обаяние классики! Начальная нота: грейпфрут, смородина. Сердце аромата: ананас. Шлейф: кедр, мускус.

7. Духи «Признание».

Духи «Признание» созданы на фабрике «Новая заря» и посвящены театру. В легкой цветочной композиции звучит признание в любви театру и женщине. Цитрус и свежесть зелени с оттенками белого пиона и жасмина – это гимн красоте и эмоциям.

8. Духи «Лампа».

Духи в виде настольной лампы и так называются «Лампа» . Комбинат «Флора», Таллин.

9. Духи «Милая».

Фабрика «Новая Заря». Ноты фрезии и ладана.

10. Духи «Очаровательная шалунья».

Фабрика «Новая Заря». Древесный мох, ваниль, кумарин.

11. Духи «Персидская сирень».

Фабрика «Новая Заря». Благородный аромат цветов пышной сирени.

12. Одеколон «Дымок».

Парфюмерно-стекольный комбинат «Алые Паруса». Довольно насыщенный запах, по степени воздействия может конкурировать только с грибами Кастанеды. Просветление гарантировано.

13. Духи «Огни маяка».

Парфюмерно-стекольный комбинат «Алые Паруса». Парфюм легкий, водяной и воздушный.

14. Одеколон «Шипр».

Создан известным французским парфюмером Франсуа Коти. Побывав на Кипре, Коти решил сохранить в памяти ароматы острова, создав легендарный одеколон «Chypre» или по-русски «Шипр». Советский вариант одеколона значительно отличался от парфюмерии Коти, но все же обладал сильным и стойким ароматом с нотами бергамота, сандалового дерева и дубового мха.

15. Духи «Пиковая дама».

Винтажные духи «Пиковая Дама» изготовлены парфюмерами фабрики «Новая заря» в честь 150-летнего юбилея А.С.Пушкина. Классический шипровый аромат с насыщенными сочными тонами дубового мха, пачули и бергамота.

16. Духи «Красный мак».

Фабрика «Красная Заря».

17. Духи «Ровесница».

Азербайджанская фабрика «Гюльшан».

18. Духи «Жемчуг».

Глубокий цветочный аромат. Солируют ноты сирени.

19. Одеколон «В Полёт».

Духи и одеколон «В полёт», выпущены специально после полёта Гагарина.

20. Духи «Незнакомка».

Духи «Незнакомка» принадлежали к классу «люкс» и стоили примерно, как французские духи небольшого объема, поэтому долго стояли на полках магазинов и считались «статусным» подарком.

21. Духи «8 Марта».

Винтажные духи созданы на фабрике «Новая заря» в начале 70-х годов ХХ в. ко дню 8-го Марта. Они являются посвящением всем женщинам и символом праздника Весны.

22. Духи «За мир и дружбу».

Парфюм посвящен интернациональному фестивалю молодёжи и студентов. Москва, 1957 год.

23. Духи «Балет».

Фабрика «Новая заря». Основные ноты жасмина, апельсиновых цветов и ландыша.

24. Духи «Рейс».

Выпущены в 1975 году ограниченным тиражом по заказу авиакомпании «Аэрофлот».

 

 

Источник

sivator.com

Ароматы советской женщины / Назад в СССР / Back in USSR

Ханс Риндиcбахер, профессор Университета Помона в Калифорнии подробно изучил историю советской парфюмерии, открыв для себя множество неожиданных моментов, касающихся повседневной жизни советских женщин.
Его исследования основаны на архивных материалах, историях путешественников и воспоминаниях жителей бывшего СССР. Ханс Риндисбахер рассказал о том, как пах Советский Союз, и кто принимал соответствующие решения…

Запах табака, алкоголя, грязной одежды, немытых тел… Такими впечатлениями о России делились западные туристы, побывавшие в советском государстве в 1920-х годах. Чуть позже сюда примешается запах антисептиков, керосина, бензина…

«Но были и тонкие ароматы духов и одеколонов – в основном в закрытых помещениях, на частных вечеринках», – рассказывает «Голосу Америки» Ханс Риндиcбахер, профессор Университета Помона в Калифорнии.

Как на Западе в целом отзывались о советской парфюмерии?
Ханс Риндиcбахер: В целом впечатления от советских ароматов с точки зрения западного потребителя следующие: достаточно тяжелые, сладкие и несколько вульгарные…
Была ли советская парфюмерия доступна широким слоям населения, или же все-таки это была привилегия узких групп?

Х.Р.: Интересно, что с нашей точки зрения, парфюмерия – это товары роскоши, которые мы ассоциируем с престижем, особой аурой… Именно поэтому современные производители духов продвигают свой товар через рекламу, путем создания имиджей, которые очень часто носят в себе элементы эротики.

Но мы знаем, что в Советском Союзе реклама товаров использовалась крайне редко. В самом начале существования государства подход к производству любых товаров был минималистским и аскетическим. Естественно, и производство парфюмерии было небольшим.

Однако при Сталине, в 1930-х гг., мы наблюдаем рождение идеи того, что новое поколение советских людей должно стать поколением потребителей… На советский рынок вдруг выталкиваются шампанское, икра, духи. О них начинают писать советские журналы и газеты. Это, конечно же, не была реклама, но тем не менее, о таких товарах начинают говорить в массах.

Основной проблемой в производстве советской парфюмерии в течение всего времени был дефицит сырья. В 1920-х гг. не хватало животного жира – основного ингредиента в производстве парфюмерии и косметики. Позднее не хватало эфирных масел и химических веществ, которые Советский Союз не производил, а тратить валюту на импорт главных составляющих духов советское руководство не считало нужным.

Кто решал, какими ароматами должны пахнуть советские женщины?

Х.Р.: По мере того как менялась административная структура СССР, менялись и ответственные за производство и распространение парфюмерии. Вначале 1920-х гг. за парфюмерию отвечал «Главпарфюмер» – отдел в составе Народного комиссариата продовольствия.

После окончания Второй мировой войны Народные комиссариаты были переименованы в министерства, и «Главпарфюмер» стал частью Министерства легкой промышленности, где и оставался до конца существования СССР.

Из советских архивов явствует, что после 1928 года, когда были введены пятилетние планы развития народного хозяйства, в них было предусмотрено производство целого ряда различных предметов роскоши, включая сотни косметических товаров и примерно дюжину разных духов. Однако насколько эти планы были проведены в жизнь, в каком количестве производилась парфюмерия, и была ли она доступна на рынке – сегодня сказать сложно.


У советских женщин французская и европейская парфюмерия всегда пользовалась особой популярностью. Поскольку такие товары были дефицитом, они поистине считались предметами роскоши. Были ли попытки у советских производителей подражать европейской моде?
Х.Р.: В какой-то мере да. Не секрет, что наиболее популярными товарами красоты считались те, которые были привезены из Франции. И эти традиции уходят корнями в 19-й век, когда парфюмерным делом в России занимались французские иммигранты. В то время на российском рынке доминировала парфюмерная фирма «Брокаръ».

После установления советской власти «Брокаръ» был переформирован в «Новую зарю» (крупнейший производитель косметики в СССР – Э.М.). После распада СССР компания получила название «Л’Этуаль», из чего можно сделать вывод, что французский стандарт косметики признан наиболее высоким в России.

По истории советской парфюмерии можно судить об истории СССР в целом?
Х.Р.: История парфюмерии СССР связана со всеми аспектами советской эпохи – политическим, экономическим, культурным. Изучая историю парфюмерии, мы также можем увидеть особенности моды, телодвижений, гендерной политики того времени…

Я не рассматриваю историю парфюмерии с точки зрения какой-то дисциплины, поскольку парфюмерия – не настолько важный продукт повседневной жизни, как, скажем, продовольствие или транспорт. Поэтому мои исследования открывают самые неожиданные аспекты советского периода. И меня всегда привлекала именно легкость предмета моей работы.
Что самое неожиданное, о чем вы узнали, изучая советскую парфюмерию?
Х.Р.: Как следует из некоторых источников, зачастую Сталин лично принимал решения, касающиеся производства парфюмерии. Скорее всего, они делались не напрямую, но по крайней мере он принимал основные решения о том, что должно производиться, как, и в каких количествах.

Какую роль парфюмерия и косметика играла в повседневной жизни советской женщины?
Х.Р.: Достаточно важную. Особенно потому, что продукты парфюмерии и косметики были дефицитом, их сложно было достать. Поэтому советские женщины постоянно придумывали разные способы приобретения желанных духов.

Например, иногда в СССР поступали духи из Восточной Германии или других европейских стран, но эти поставки быстро «испарялись» внутри узких групп, которые имели к ним непосредственный доступ. А иногда продавцы парфюмерных отделов переливали содержимое флаконов импортных духов и заменяли их на отечественные или более дешевые продукты.

Сегодня же многие международные производители парфюмерии рассматривают рынок на постсоветском пространстве как особенно привлекательный, который будет продолжать расти.

С чем связан такой спрос на парфюмерию в России и других странах бывшего СССР?
Х.Р.: В Советском Союзе существовало разделение на городских и негородских женщин. Такое разделение осталось и сейчас. Духи, безусловно, были и остаются атрибутом городских женщин.

В то же время в советские времена, да и в сегодняшней России, ощущался серьезный гендерный дисбаланс: в стране живет намного больше женщин, причем молодых, чем мужчин. Поэтому женщинам приходится соревноваться между собой. Макияж, одежда, мода, некий намек на гламур всегда были инструментами привлекательности среди женщин.
Что-нибудь осталось от советских запахов? Производят ли их сегодня?
Х.Р.: Большинство советских брендов остались в прошлом. Конечно же «Брокаръ» – «Новая заря» – «Л’Этуаль» сохранили некоторые традиции советской парфюмерии. Компания до сих пор производит знаменитые духи «Красная Москва». Их формула была немного изменена, но все же духи сохранили свой традиционный аромат.

Кстати, несмотря на то, что советские продукты уступали качеством современным, в странах бывшего коммунистического блока наблюдается ностальгия по старым брендам. Ретро-мода на советские духи и косметику существует и в России.

back-in-ussr.com

Зарубежная парфюмерия Советского союза | SpellSmell.ru

О советской парфюмерии периода после революции и Второй мировой войны известно мало. В конце 19 века всемирно знаменитый парфюмерный дом A. Rallet & Co в 1920-е годы был национализирован и сначала переименован в Государственный мыловаренный завод №4, а затем стал фабрикой «Свобода».

При этом производством парфюмерии занялась фабрика «Новая заря» (наследница фирмы «Брокаръ»), а «Свобода» сконцентрировалась на выпуске мыла, зубных порошков, кремов, средств для бритья и т.п. К сожалению, традиции и опыт, накопленный парфюмерами до революции, частично был утрачен. А из-за политического режима о свободном обращении духов между СССР и западными странами и речи не шло.

После Второй мировой войны восстанавливалась парфюмерно-косметическая промышленность не только Советского союза, но и Европы. Уже в 1947 году Dior выпустил духи Miss Dior, а год спустя дом Nina Ricci представил свой аромат L’Air du Temps. В СССР также возобновилось производство эфирных масел и душистых веществ. Снова заработали фабрики «Новая заря» и «Северное сияние». А в 1949 году началось обучение будущих профессиональных парфюмеров. Но, несмотря на общий рост производства и широкий ассортимент духов (крупные и небольшие фабрики выпускали до 400 наименований ароматов! ), постепенно стало заметным недостаточное разнообразие сырья. Для обмена опытом ведущие специалисты и сотрудники Союзпарфюмерпрома и ВНИИСНДВ уже в 1950-60-е годы стали выезжать за границу – в Китай, Францию, Швейцарию, затем состоялись командировки в Бразилию, США и Голландию. Там они знакомились с западными парфюмерами и работой компаний по производству духов.

Однако обмен опытом не был односторонним. В этот период впервые в СССР состоялся показ модной одежды дома Dior. Это случилось в 1959 году, и тогда же советские женщины узнали аромат Miss Dior. Говорят, что представители французского модного дома привезли с собой около 500 литров духов. Часть из них распылялась во время модных презентаций, а часть была подарена женам дипломатов и ответственных работников.

Несмотря на то, что «Новая заря», «Северное сияние» и другие фабрики союзных республик производили свою продукцию в достаточном количестве, хорошие косметика и духи оставались дефицитом. При этом зачастую под хорошими имелись в виду именно импортные духи. Иногда в СССР появлялась парфюмерия из европейских стран, прежде всего, Восточной Германии, Польши, Франции, но она распространялась через узкие каналы личных связей либо продавалась в появившихся в середине 1960-ых годов магазинах «Березка».

Наиболее доступными импортными духами, пожалуй, были польские, например, Pani Walewska, сочетающие альдегидные ноты с тонами розы, жасмина и ландыша. Или болгарские духи Сигнатюр, Сонет, Капри, Ша Ноар и другие. Но, конечно, самыми желанными считались французские духи.

Давайте вспомним некоторые из них.

Guy Laroche Fidji

Один из самых популярных ароматов у советских женщин – Fidji. Легкая, женственная, воздушная композиция из нот ириса, гиацинта, жасмина, фиалки и розы с добавлением цитрусовых акцентов и теплых древесно-мускусных тонов была выпущена фирмой Guy Laroche в 1966 году. Мечта миллионов женщин прекрасно подходила как для дневного использования, так и для создания вечернего образа. До сих пор многие находятся в поисках Fidji, но сегодня эта туалетная вода, вдохновленная тихоокеанскими островами, выпускается по лицензии корпорацией L’Oreal.

Climat и Magie Noir

Climat французского бренда Lancome – целая эпоха и парфюмерный символ 1970-ых. Будучи воплощением женственности, роскоши и очарования, эти духи стали одним из самых желанных подарков советской женщине. Вспомните хотя бы «Иронию судьбы», где Ипполит Матвеевич дарит Наде флакон французских духов. В этой черно-белой коробочке находились именно Climat! Так выглядело первоначальное оформление аромата, выпущенного в 1967 году. Лишь позднее упаковка стала привычного нам синего цвета. Оригинальная композиция парфюма, созданного Gerard Goupy (Жерар Гупи), строилась на незабываемых цветочно-альдегидных аккордах. К сожалению, сегодня Climat в своем первозданном виде уже не выпускается. В 2005 году Lancome, отмечая 70-летний юбилей, вернул к жизни некоторые ароматы, в числе которых оказались и Climat. Парфюмеры бренда постарались максимально близко воссоздать композицию духов, но очарование оригинала повторить было слишком сложно. Изменения претерпел и флакон духов, созданный в 1960-ые художником Georges Delhomme.

Еще одно легендарное творение Жерара Гупи — притягательный, завораживающий, бездонный Magie Noir. Не одна женщина в СССР 1980-ых теряла голову, услышав симфонию этого магического парфюма. Сложнейшая композиция из нот черной смородины, малины, гиацинта, болгарской розы, меда, жасмина, туберозы, ландыша, нарцисса, аккордов кедра, мускуса, сандала, ветивера и других полутонов, казалось бы, достойна быть творением времен средневековых алхимиков. Но ведь именно тогда колдуний и ведьм сжигали на кострах! Воистину, этот парфюм роскошен, как и его флакон черного стекла, автором которого является Пьер Динан.

Opium Yves Saint Laurent

Настоящий парфюмерный шедевр и эталон для духов восточного семейства. Одновременно скандальный и соблазнительный, провокационный и завораживающий Opium, выпущенный домом Yves Saint Laurent в 1977 году, по мнению некоторых, был скрытой пропагандой наркотиков! По замыслу самого Ив-Сен Лорана, парфюмеры Jean-Louis Sieuzac и Jean Amic должны были создать духи, достойные самой китайской императрицы Цы Си. Сложное, многослойное переплетение цитрусовых нот с чувственными, пряными аккордами, анималистичными, бальзамическими и дымно-древесными тонами гениально и неповторимо!

К слову, восточная парфюмерия была в 1970-80-ые в особом почете не только в СССР. Но в Советском Союзе среди подобных ароматов были также популярны такие духи, как Poison от Christian Dior, J’ai Ose бренда Guy Laroche, Ispahan от Yves Rocher, Sikkim от Lancome и др. Однако множество женщин предпочитали цветочные и вошедшие в моду шипровые ароматы. Среди них нужно особо отметить линейку дома Dior, начиная от выпущенных в 1947 году Miss Dior, затем духов Diorissimo (1956), Diorella (1972), Dioressence (1979). Парфюмерия бренда Rochas также нашла своих поклонниц в СССР. Вспомните ароматы Femme (автор Edmond Rudnitska, создавший культовые духи Dior в 1950-70-ые), Madame Rochas и Mystere. И, конечно, цветочная легенда Nina Ricci L’Air du Temps во флаконе, украшенном двумя голубями!

Однако, следует сказать, что и в Советском Союзе были духи, которые стали популярными на Западе. Одним из ярких примеров может служить аромат Maroussia, выпущенный в 1992 году под брендом советского модельера Вячеслава Зайцева. Правда, этот парфюм разрабатывался совместно с компанией L’Oreal, но дизайнер участвовал в его создании от начала до конца и сам придумал название.
Maroussia

– это имя матери и внучки Вячеслава Зайцева, и оно созвучно словосочетанию «моя Русь» (ma Russie, фр. ). Аромат с триумфом появился на западном рынке и вызывает интерес по сей день. В том числе и в современной России.

А какие вы помните духи из советского прошлого?

Москва 8 (495) 668 06 02

Санкт-Петербург 8 (812) 309-05-47

Екатеринбург 8 (343) 384-56-77

Нижний Новгород 8 (831) 429 01 97

Новосибирск 8 (383) 209-59-89

Ростов-на-Дону 8 (863) 303 42 00

Краснодар 8 (861) 203 38 51

Казань 8 (843) 200-99-24

Челябинск 8 (351) 240 00 72

Тюмень 8 (345) 256 50 32

Сочи 8 (8622) 44-03-85

Воронеж 8 (473) 204 54 09

Красноярск 8 (391) 989-81-80

Самара 8 (846) 300-27-87

Волгоград 8 (8442) 61-28-50

Омск 8 (3812) 20 89 60

Мурманск 8 (8152) 78 57 22

Хабаровск 8 (4212) 47 53 02

Пермь 8 (342) 201 70 61

Уфа 8 (347) 224 28 37

Тула 8 (4872) 75-10-68

Саратов 8 (8452) 49-23-87

Тверь 8 (4822) 39-68-78

Ставрополь 8 (8652) 99 21 15

Иркутск 8 (3952) 50 38 40

Ярославль 8 (4852) 60-71-95

Сургут 8 (3462) 44 23 89

Белгород 8 (4722) 40 21 54

Барнаул 8 (3852) 22 37 80

Липецк 8 (4742) 52 21 45

Кемерово 8 (3842) 34-44-90

Рязань 8 (49127) 767-45

Иваново 8 (4932) 95-20-45

Оренбург 8 (3532) 37 62 40

Нижневартовск 8 (3466) 48-20-40

Брянск 8 (4832) 59 03 05

Новокузнецк 8 (3843) 75-55-80

Калининград 8 (4012) 52 64 80

Томск 8 (3822) 90 23 94

Орел 8 (4862) 44 26 35

Ижевск 8 (3412) 77 60 21

Калуга 8 (4842) 92 21 43

Петрозаводск 8 (8142) 28 05 92

Астрахань 8 (8512) 46 40 10

Владимир 8 (4922) 25 55 25

Ульяновск 8 (8422) 24 21 33

Киров 8 (8332) 49 70 73

Архангельск 8 (8182) 63 92 31

Курск 8 (4712) 77 04 92

Смоленск 8 (4812) 54 24 33

Набережные Челны 8 (8552) 20 53 19

Великий Новгород 8 (8162) 92 36 74

Сыктывкар 8 (8212) 46 95 40

Магнитогорск 8 (3519) 38 00 62

Великие Луки 8 (8115) 34 15 94

Чебоксары 8 (8352) 35 53 66

Псков 8 (8112) 60 42 60

Кострома 8 (4942) 41 92 64

Вологда 8 (8172) 70 31 98

Курган 8 (3522) 33 30 84

Череповец 8 (8202) 49 02 76

Братск 8 (3953) 35 01 97

Рыбинск 8 (4855) 23 95 43

Нижнекамск 8 (8555) 24 53 59

Миасс 8 (35132) 6 50 38

Копейск 8 (35139) 4 50 13

Златоуст 8 (35137) 9 14 43

Боровичи 8 (8166) 49 76 31

Котлас 8 (8183) 74 00 46

Чебаркуль 8 (35168) 3 33 60

www.spellsmell.ru

Парфюмерия в СССР

«Быть может…» духи. Созданы в Польше и названы в честь популярной песни Эдди Рознера «Может быть». Цветочный букет с тонким и воздушным ароматом.

Духи «Красная Москва». Легенда российской парфюмерии — духи «Красная Москва». Для одних эти духи — символ эпохи и тоска по былым временам, для других – признак консерватизма. Шлейф духов распускается ароматами ириса и ванили.

Одеколон «Шипр». Создан известным французским парфюмером Франсуа Коти. Побывав на Кипре, Коти решил сохранить в памяти ароматы острова, создав легендарный одеколон «Chypre» (или по-русски «Шипр»). Советский вариант одеколона значительно отличался от парфюмерии Коти, но все же обладал сильным и стойким ароматом с нотами бергамота, сандалового дерева и дубового мха.

Одеколон «Саша»

Духи «Ландыш серебристый», тот самый.

Духи «Признание» созданы на фабрике «Новая заря» и посвящены театру. В легкой цветочной композиции звучит признание в любви театру и женщине. Цитрус и свежесть зелени с оттенками белого пиона и жасмина – это гимн красоте и эмоциям.

Знаменитый Climat, покоривший сердца женщин в конце 60-х годов.Композиция: фиалка, персик, жасмин, ландыш, бергамот, роза, нарцисс, альдегиды, розмарин, тубероза, сандал, бобы тонка, амбра, мускус, цибетин, бамбук, ветивер. Аромат создан в 1967г.

Духи «Тет-а-тет».Совместное производство СССР — FRANCE (СОЮЗПАРФЮМЕРПРОМТ — MARBEL) Фабрика «Новая Заря» Группа Экстра.

Духи «Наташа».

Одеколон «В Полёт». Духи и одеколон «В полёт», выпущены специально после полёта Гагарина.

Духи «Незнакомка». Духи «Незнакомка» принадлежали к классу «люкс» и стоили примерно, как французские духи небольшого объема, поэтому долго стояли на полках магазинов и считались «статусным» подарком.

Одеколон «Командор». Латвийская компания «Dzintars». Сочетание лаванды, сандала и базилика.

Духи Реноме

Духи Каменный Цветок. Классический аромат эпохи соцреализма, излюбленные духи Любови Орловой.

Духи «Сигнатюр». Альдегидные с запахом розы,свежие,очень многогранные,для ранней весны.
Духи выпущены Болгарской фирмой Ален Мак.

Духи Синий Вечер

.

eva.ru

9 лучших ароматов из советского прошлого

В Советском Союзе женщины были не только настоящими модницами, что хорошо показал на примере секретарши Верочки в фильме «Служебный роман» Эльдар Рязанов, но и великими изобретательницами. Во времена тотального дефицита они шили смелые наряды по журналу «Бурда» и умудрялись доставать из-под полы настоящий дефицит.

Голубой мечтой всех советских граждан были австрийские сапоги, джинсы, хороший брючный костюм и, конечно, настоящие иностранные духи. Обычно их «выбрасывали» в магазинах небольшими партиями. Парфюмы из-за бугра не шли ни в какое сравнение с отечественными произведениями вроде «Натали», «Ландыша серебристого» и даже «Красной Москвы». Именно поэтому за прибывшими «иностранками» выстраивалась огромная очередь: одни хотели приобрести заветный флакон, другие приходили просто посмотреть. Позволить себе такой аромат могла не каждая девушка, ведь порой за него нужно было отдать всю зарплату. Изворотливые умудрялись копить или ждали торжественного события, перед которым намекали своим друзьям или второй половинке о желанном парфюме. А получив объект желания, использовали его по капельке и хранили годами.

В те годы иностранные ароматы в СССР были представлены именно в концентрации духов, они были очень стойкими, флер оставался на одежде даже после стирки. А уж если кто-то нечаянно умудрялся пролить парфюм на ковер, то аромат шика оставался в квартире на долгие годы.

Что удивительно, за иностранными духами, прославившимися в советскую эпоху, даже сейчас идет настоящая охота. Эти ароматы из «закромов» представлены на многочисленных аромасайтах в Интернете. Мы не беремся судить об их подлинности, так как сами не проверяли. Но покупатели утверждают, что довольны, а охота за этими парфюмерными сокровищами все не прекращается.

Мы решили вспомнить, какие же знаковые иностранные духи были дороги советским женщинам. Если вы хотите что-то добавить в наш обзор, обязательно оставляйте свои комментарии.

Climat Lancome

www.passion.ru

Парфюм советской женщины / Назад в СССР / Back in USSR

Ханс Риндиcбахер, профессор Университета Помона в Калифорнии подробно изучил историю советской парфюмерии, открыв для себя множество неожиданных моментов, касающихся повседневной жизни советских женщин.

Его исследования основаны на архивных материалах, историях путешественников и воспоминаниях жителей бывшего СССР. Ханс Риндисбахер рассказал о том, как пах Советский Союз, и кто принимал соответствующие решения…
Запах табака, алкоголя, грязной одежды, немытых тел… Такими впечатлениями о России делились западные туристы, побывавшие в советском государстве в 1920-х годах. Чуть позже сюда примешается запах антисептиков, керосина, бензина…
«Но были и тонкие ароматы духов и одеколонов – в основном в закрытых помещениях, на частных вечеринках», – рассказывает «Голосу Америки» Ханс Риндиcбахер, профессор Университета Помона в Калифорнии.

Как на Западе в целом отзывались о советской парфюмерии?
Ханс Риндиcбахер: В целом впечатления от советских ароматов с точки зрения западного потребителя следующие: достаточно тяжелые, сладкие и несколько вульгарные…
Была ли советская парфюмерия доступна широким слоям населения, или же все-таки это была привилегия узких групп?
Х.Р.: Интересно, что с нашей точки зрения, парфюмерия – это товары роскоши, которые мы ассоциируем с престижем, особой аурой… Именно поэтому современные производители духов продвигают свой товар через рекламу, путем создания имиджей, которые очень часто носят в себе элементы эротики.

Но мы знаем, что в Советском Союзе реклама товаров использовалась крайне редко. В самом начале существования государства подход к производству любых товаров был минималистским и аскетическим. Естественно, и производство парфюмерии было небольшим.
Однако при Сталине, в 1930-х гг., мы наблюдаем рождение идеи того, что новое поколение советских людей должно стать поколением потребителей… На советский рынок вдруг выталкиваются шампанское, икра, духи. О них начинают писать советские журналы и газеты. Это, конечно же, не была реклама, но тем не менее, о таких товарах начинают говорить в массах.
Основной проблемой в производстве советской парфюмерии в течение всего времени был дефицит сырья. В 1920-х гг. не хватало животного жира – основного ингредиента в производстве парфюмерии и косметики. Позднее не хватало эфирных масел и химических веществ, которые Советский Союз не производил, а тратить валюту на импорт главных составляющих духов советское руководство не считало нужным.

Кто решал, какими ароматами должны пахнуть советские женщины?
Х.Р.: По мере того как менялась административная структура СССР, менялись и ответственные за производство и распространение парфюмерии. Вначале 1920-х гг. за парфюмерию отвечал «Главпарфюмер» – отдел в составе Народного комиссариата продовольствия.
После окончания Второй мировой войны Народные комиссариаты были переименованы в министерства, и «Главпарфюмер» стал частью Министерства легкой промышленности, где и оставался до конца существования СССР.
Из советских архивов явствует, что после 1928 года, когда были введены пятилетние планы развития народного хозяйства, в них было предусмотрено производство целого ряда различных предметов роскоши, включая сотни косметических товаров и примерно дюжину разных духов. Однако насколько эти планы были проведены в жизнь, в каком количестве производилась парфюмерия, и была ли она доступна на рынке – сегодня сказать сложно.



У советских женщин французская и европейская парфюмерия всегда пользовалась особой популярностью. Поскольку такие товары были дефицитом, они поистине считались предметами роскоши. Были ли попытки у советских производителей подражать европейской моде?
Х.Р.: В какой-то мере да. Не секрет, что наиболее популярными товарами красоты считались те, которые были привезены из Франции. И эти традиции уходят корнями в 19-й век, когда парфюмерным делом в России занимались французские иммигранты. В то время на российском рынке доминировала парфюмерная фирма «Брокаръ».
После установления советской власти «Брокаръ» был переформирован в «Новую зарю» (крупнейший производитель косметики в СССР – Э.М.). После распада СССР компания получила название «Л’Этуаль», из чего можно сделать вывод, что французский стандарт косметики признан наиболее высоким в России.

По истории советской парфюмерии можно судить об истории СССР в целом?
Х.Р.: История парфюмерии СССР связана со всеми аспектами советской эпохи – политическим, экономическим, культурным. Изучая историю парфюмерии, мы также можем увидеть особенности моды, телодвижений, гендерной политики того времени…
Я не рассматриваю историю парфюмерии с точки зрения какой-то дисциплины, поскольку парфюмерия – не настолько важный продукт повседневной жизни, как, скажем, продовольствие или транспорт. Поэтому мои исследования открывают самые неожиданные аспекты советского периода. И меня всегда привлекала именно легкость предмета моей работы.
Что самое неожиданное, о чем вы узнали, изучая советскую парфюмерию?
Х.Р.: Как следует из некоторых источников, зачастую Сталин лично принимал решения, касающиеся производства парфюмерии. Скорее всего, они делались не напрямую, но по крайней мере он принимал основные решения о том, что должно производиться, как, и в каких количествах.

Какую роль парфюмерия и косметика играла в повседневной жизни советской женщины?
Х.Р.: Достаточно важную. Особенно потому, что продукты парфюмерии и косметики были дефицитом, их сложно было достать. Поэтому советские женщины постоянно придумывали разные способы приобретения желанных духов.
Например, иногда в СССР поступали духи из Восточной Германии или других европейских стран, но эти поставки быстро «испарялись» внутри узких групп, которые имели к ним непосредственный доступ. А иногда продавцы парфюмерных отделов переливали содержимое флаконов импортных духов и заменяли их на отечественные или более дешевые продукты.
Сегодня же многие международные производители парфюмерии рассматривают рынок на постсоветском пространстве как особенно привлекательный, который будет продолжать расти.

С чем связан такой спрос на парфюмерию в России и других странах бывшего СССР?
Х.Р.: В Советском Союзе существовало разделение на городских и негородских женщин. Такое разделение осталось и сейчас. Духи, безусловно, были и остаются атрибутом городских женщин.
В то же время в советские времена, да и в сегодняшней России, ощущался серьезный гендерный дисбаланс: в стране живет намного больше женщин, причем молодых, чем мужчин. Поэтому женщинам приходится соревноваться между собой. Макияж, одежда, мода, некий намек на гламур всегда были инструментами привлекательности среди женщин.
Что-нибудь осталось от советских запахов? Производят ли их сегодня?
Х.Р.: Большинство советских брендов остались в прошлом. Конечно же «Брокаръ» – «Новая заря» – «Л’Этуаль» сохранили некоторые традиции советской парфюмерии. Компания до сих пор производит знаменитые духи «Красная Москва». Их формула была немного изменена, но все же духи сохранили свой традиционный аромат.

Кстати, несмотря на то, что советские продукты уступали качеством современным, в странах бывшего коммунистического блока наблюдается ностальгия по старым брендам. Ретро-мода на советские духи и косметику существует и в России.

back-in-ussr.com

Парфюмерные шедевры времен СССР

Во времени наших мам и бабушек выбор парфюмерии не был таким обширным, как сейчас. Но, не смотря, ни на что, парфюмерия была настоящей страстью советских женщин!

И это не удивительно, ведь духи не просто выбирали, а «доставали»! Стоимость импортных духов могла быть равна средней месячной зарплате, да и купить их было нелегко.

В нашей статье мы расскажем о 10 самых популярных ароматах из прошлого, о которых вам будет интересно узнать или вспомнить.

«Красная Москва» фабрики «Новая заря»

Эти духи — главный символ советского парфюмерного прошлого. Конечно, сейчас аромат безнадёжно устарел, но раньше духи занимали почетное место на полке модниц.

Впервые «Красная Москва» была выпущена в 1925 году. Есть версия, что она имеет прямое отношение к дореволюционным ароматам. Якобы Август Мишель, французский парфюмер, специально для Марии Федоровны создал духи «Любимый букет императрицы» , а уже после революции на его основе была произведена «Красная Москва».

В основе аромата — жасмин, роза и пряности. Духи выпускаются и сегодня в такой же упаковке, как и 90 лет назад.

«Рижская сирень» от Dzintars

Если молодой человек не мог подарить своей девушке «французские духи», то он наверняка остановил свой выбор более близком «заграничном» хите — «Рижской сирени» латышской марки Dzintars. Этот аромат тоже был в дефиците — его привозили исключительно из Прибалтики.

Кроме основных нот сирени, особую прелесть духам придают едва ощутимые ноты корицы, делающие аромат пряным и «вкусным».

Climat от Lancome

Аромат увидел свет в 1967 году в Париже. А в 70-е годы в СССР он стал настоящим хитом и самым желанным подарком для советской девушки. Во многом благодаря тому, что в фильме «Ирония судьбы» Ипполит дарит Наде именно этот парфюм.

Аромат был настолько популярен, что среди народа даже ходила пикантная легенда, что именно этими духами пользуются французские проститутки!

Основные ноты аромата — фиалка, ландыш, бергамот, роза, нарцисс и сандаловое дерево. А недавно Lancome перезапустил Climat, и новая версия звучит очень современно и многим придется по вкусу.

Chanel No. 5 от Chanel

Вечная классика, легенда, парфюмерный шедевр — как только не отзывались об этом знаменитом аромате! Он увидел свет в 1921 году и не теряет своей популярности до сих пор — таких парфюмерных «долгожителей» можно пересчитать по пальцам.

В советское время достать эти знаменитые духи было практически нереально. Именно поэтому после перестройки Chanel No. 5, как символ роскошной жизни, пользовался у российских женщин оглушительным успехом.

Opium от Yves Saint Laurent

Классический аромат Opium выпустили в 1977 году, под чётким контролем самого Ива Сен-Лорана — мэтр следил за всем: начиная с парфюмерной композиции и заканчивая дизайном флакона.

В советское время Opium иногда появлялся в универмагах ограниченными партиями, поэтому заветный флакончик был лишь у немногих счастливиц.

Классический вариант с ярко выраженным восточным характером был цветочно-пряным и со слегка «лекарственным» шлейфом: Ив Сен-Лоран вдохновлялся ароматом японских шкатулок для хранения медикаментов и в первую очередь опиума, что ясно из названия.

Сегодня первая версия Opium может показаться слишком резкой и навязчивой, но у аромата есть множество переизданий на любой вкус.

J’ai Ose от Guy Laroche

J’ai Ose появивились в 1978 году и пользовались особой любовью у советских женщин. Как и Opium, аромат принадлежал к группе восточно-цветочных и был очень моден. Очень многие советские девушки отдавали ему предпочтение.

В сердце аромата — сандал, пачули, корень ириса, жасмин, ветивер, кедр и роза, а интересное звучание ему добавляли аккорды альдегиды, кориандра, цитруса и персика.

L’Air du Temps от Nina Ricci

Духи увидели свет в 1948 году, но в Советском Союзе парфюм появился намного позже. В своё время духи с легендарной крышечкой в виде парящих голубков были визитной карточкой дома Nina Ricci. К слову, они и сегодня занимают достойное место в линейке ароматов.

Как и многие духи того времени, L’Air du Temps — очень насыщенный и довольно концентрированный. Его основные ноты — гвоздика и ирис, которые гармонично дополняют аккорды бергамота, розы и жасмина.

Anais Anais от Cacharel

Нежный цветочный аромат Anais Anais появился в СССР вскоре после перестройки, чуть ли не через десятилетие после его дебюта на Западе. Долгое время именно этот аромат был самым желанным подарком на 8 Марта у советских женщин.

Anais Anais имеет ненавязчивое и свежее звучание, что не очень характерно для ароматов того времени. Его основные нотки — апельсин, смородина, белая лилия, марокканский жасмин и «зеленые» оттенки.

Estee от Estee Lauder

Estee Lauder — это первая американская марка, которой удалось прорваться на косметический рынок СССР в перестроечное время.

Аромат Estee появился ещё в 1968 году, но для женщин СССР времён перестройки он был горячей новинко

В его основе — альдегида, кориандр, роза, жасмин и ирис. А за интересное оригинальное звучание отвечают кедр, иланг-иланг и мёд.

Mon Parfum от Paloma Picasso

Дочь великого художника Пабло Пикассо уже много лет придумывает ювелирные украшения для дома Tiffany. Но Палома, как и ее папа, человек очень одаренный, поэтому и в мире парфюмерии ей удалось создать настоящий шедевр. Духи, пользовавшиеся успехом в советское время, можно найти на полках магазинов и сегодня, но теперь вместо Mon Parfum они называются просто Paloma Picasso.

Им пользовались многие женщины в 80-е годы. Сочетание нот гиацинта, иланг-иланга, бергамота, ангелики, розы и цитруса актуально по сей день.

Рекомендуем также почитать Цензура и советское кино.

e-w-e.ru