Еврей борода – Почему евреи бороду отпускают?
Почему евреи бороду отпускают?
Почему евреи бороду отпускают?
Почему евреи отпускают бороды? Многие месcианские евреи тоже с бородами — это обычай, заповедь или что? (Саша)
Отвечает Александр Ш., мессианский учитель:
Добрый день, Александр!
На данный вопрос можно было бы ответить так: «Ну, во первых, это красиво»! Но если дать развернутый ответ, то выглядеть это будет следующим образом: В древности большинство мужчин носило бороду. Тем более – еврейских мужчин. Тора не разрешает подрезать края бороды.
«Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» (Лев.19:27)
этими «краями», согласно Талмуду, являются пять точек на нижней части лица, и границы их трудно установить. Поэтому оставляют всю бороду.
Традиционно борода считается в еврейском ортодоксальном обществе украшением мужчины. А как известно – еврейский народ, это народ, который не спешит менять традиции. Мы должны помнить, что современные средства бритья, такие как различные кремы, для удаления волос и т.п. появились в нашем обиходе сравнительно недавно. Соответственно, еще сто лет назад, бритые щеки выдавали в еврее человека, который отступил от предания отцов. И, конечно же, никто из еврейской среды не хотел иметь с ним дела.
Устная традиция добавила много правил и постановлений относительно бороды, связывая их с каббалой и прочими учениями, которые не поддерживаются Писанием.
Подписывайтесь:
Для мессианских евреев ношение бороды это не обязательная традиция. Ее можно сравнить с ношением кипы. В каком-то смысле, это как небольшой «значок, знак», который может показать другим людям, что такой человек придерживается древних еврейских традиций. Но борода не наделяет человека, какими то особыми качествами и не приближает его к Богу. Если Вам нравится – носите на здоровье, только не забывайте за ней ухаживать 🙂 Как говорят в Одессе: «Борода не делает из козла раввина».
С уважением, старший служитель Еврейской Мессианской Общины «Свет Мессии»
Александр Ш.
Последнее пожертвование: 25.01 (Россия)
Теги: Александр Шайногавопросевреииудаизмтрадиции
9 026
ieshua.org
Александр Борода: от маркшейдера до раввина
Хочу представить читателям «Алефа» интересного собеседника. Александр Моисеевич Борода — раввин, президент Федерации еврейских общин России, генеральный директор и основатель Еврейского музея и Центра толерантности, ему присвоено звание «Почетный строитель города Москвы», член Общественной палаты РФ.
Александр Борода родился 2 июля 1968 года в Москве, в семье инженеров. Детство прошло в районе Марьиной Рощи. Учился в Московском техникуме транспортного строительства. По окончании техникума был мобилизован в ряды Советской армии, проходил службу в морской авиации. Окончил Всесоюзный заочный политехнический институт по специальности «Маркшейдерское дело». Принимал участие в строительстве станций метро Коньково, Теплый Стан, Бибирево, Алтуфьево.
В 1989 году, заочно учась в институте и работая, Александр Моисеевич стал посещать синагогу. В начале 1993 года сотрудничал совместно с Борухом Гориным в журнале «Лехаим». В 1996 году при содействии Александра Бороды началось строительство Московского еврейского общинного центра, крупнейшего в Восточной Европе, которое было завершено в 2000 году.
О его авторитете среди сотрудников красноречиво свидетельствует тот факт, что даже работающие под его руководством коренные израильтяне, которые имя «Александр» обычно сокращают до «Алекса», научились выговаривать «Александр Моисеевич» без запинки. Правда, сам он скромно отшучивается: «Александром Моисеевичем меня и в армии называли».
19 февраля 2008 года Александр Моисеевич Борода был избран президентом Федерации еврейских общин России.
Из интервью А.М. Бороды журналу «Алеф»
Л. Токарь: — У вас три колоссальные обязанности: вы президент ФЕОР, генеральный директор и основатель Еврейского музея, член Общественной палаты. Как у вас на все это хватает времени?
А. Борода: – Приходится везде успевать, хотя времени, конечно, не хватает. Если говорить про ФЕОР, то там со мной работают надежные помощники, которые занимаются текущими делами постоянно. В музее тоже есть сотрудники, которые ведут ежедневную работу. В Общественной палате я вхожу в комитет, занимающийся гармонизацией межнациональных и межрелигиозных отношений. Там проходят заседания, слушания и другие мероприятия. Я на них не только присутствую, но и вношу свои замечания и предложения.
– Расскажите, пожалуйста, о своей семье, о супруге.
– Семья моей жены жила в Киеве, 10 лет они были отказниками. Потом, в конце 1980-х годов, они эмигрировали в США. Когда в 1996 году я приехал в США и познакомился со своей будущей женой, она училась в Нью-Йорке, а потом переехала в Москву. В следующем году будет уже 20 лет, как мы женаты. У нас пятеро детей, четыре мальчика и одна девочка. Они почти погодки, старшему 18 лет, другим 17, 16, 15 и девочке 14.
– Девочка наверняка ваша любимица. Балуете?
– Да, она моя любимица, но уже полгода, как она учится и живет не с нами. Она (с бабушкой) уехала учиться…
Александр Борода о национальной принадлежности
– Я всегда знал о том, что я — еврей, с самого рождения. Таково было воспитание в семье. И в паспорте было записано именно так: еврей. По этому поводу у меня никогда не было комплекса неполноценности. Так что с самоидентификацией был полный порядок. В армии национальный вопрос, пожалуй, был одним из самых острых. В нашем подразделении из сотни человек — десять чеченцев, пять дагестанцев, узбеки, казахи. И все разделялись по национальному признаку. Мне серьезно помогло то, что я активно позиционировал себя именно как еврей. Многих это просто обезоруживало.
Правда, о еврейской традиции я сначала мало что знал. Мне хотелось узнать больше. Сначала мы ходили в синагогу на Архипова на праздник Симхат Тора, к Песаху покупали мацу. Это я хорошо помню. А потом мне понравилось в Марьиной Роще, там и остался. Я не сразу бросил все остальные занятия. Но постепенно все больше и больше проникался жизнью синагоги. Я не был учеником ешивы в прямом понимании этого слова. Учился у разных людей. Например, ходил на лекции Александра Шенсиса, который был одним из руководителей общины в Марьиной Роще. А потом к раввину Берлу Лазару. Еще мне многое дало общение с другими членами общины. Мы обогащали друг друга…
Фрагмент интервью с Андреем Максимовым на телеканале «Культура»
– Евреи — это прежде всего религия. Я не могу сказать, что такое еврейская культура, она в каждом поколении своя. Евреи — держава религии, веры в Б-га и образования. В еврейской системе образования каждый ребенок должен пройти хедер независимо от того, кем он в дальнейшем будет работать. После хедера ребенок в ешиве. Дети даже из самой бедной семьи в черте оседлости Российской империи знали несколько языков, они изучали Талмуд. Это достаточно сложно устроенная книга, для изучения которой требуется высокая степень логического мышления и большой кругозор. Пройдя эту школу, каждый ребенок должен был всю жизнь учиться сам и потом обучать своих детей. Такая система образования сильно держит народ и воспроизводит систему ценностей.
В завершение — рассказ от Александра Бороды к Рош га-Шана.
Шана това!
Расскажу историю, которую слышал в синагоге в Марьиной Роще в шабат.
Жила религиозная семья, муж, жена и сын. После бар-мицвы ребенок начал надевать тфилин, соблюдать заповеди, отец внимательно следил за этим. Постепенно мальчика все больше и больше стали увлекать компьютер, игры, отдых с друзьями. И он перестал ежедневно накладывать тфилин, только от раза к разу.
Однажды он узнал, что его друзья собираются в поездку в Африку на полгода, он очень захотел к ним присоединиться, спросил цену поездки. Стоимость была большая — 4,5 тысячи долларов. Юноша пошел к отцу с просьбой дать ему деньги на поездку. Отец не был рад этой просьбе, сначала отказал, но постепенно поддался на уговоры и пообещал оплатить поездку с одним условием, что сын будет ежедневно надевать тфилин. Конечно, молодой человек согласился.
Папа попросил передать друзьям, что в эту минуту денег в наличии нет, но через пару дней к нему придет большая сумма на счет и он заплатит. Пусть ему поверят и поедут без предоплаты. Так как папа был человек ответственный и б-гобоязненный, то все согласились и отправились в поездку. Прошла неделя, вторая, денег нет. Сын звонит домой отцу, спрашивает: «Папа, где деньги?» – «Ты знаешь, сынок, только начал новый бизнес, потерпи пару дней, все оплачу. А тфилин ты накладываешь?» – «Конечно, папа, как договорились», — ответил сын, хотя он даже не вынимал их из мешочка. Прошла еще неделя, к юноше подошел старший группы и предупредил, что если в течение недели деньги не поступят, то ему придется покинуть группу. Опять сын звонит домой, спрашивает про перевод, отец обещает оплатить в течение пары дней, на встречный вопрос о тфилин отвечает, как и в прошлый раз, с обманом, утвердительно. Через неделю подходит к нашему герою руководитель: «Денег нет, тебе придется уехать домой».
Расстроенный сын, очень злой на отца, занимает у друзей деньги на обратную дорогу, разными сложными путями добирается за несколько суток до дома, открывает входную дверь и с изумлением видит отца, который спокойно читает Талмуд и не бегает по городу в поисках денег. Юноша разъярен, он кричит: «Ты — обманщик, ты меня опозорил, я от тебя такого не ожидал». Отец просит сына успокоиться, сесть на диван, попить воды и говорит: «Кто обманщик, мы сейчас увидим! Ты тфилин надевал?» – «Конечно!» – «Можешь достать их из мешочка?»
Сын раскрывает чемодан, расстегивает молнию, чтобы вынуть тфилин, и вдруг обнаруживает в мешочке пачку наличных денег, он вынимает их и понимает, что это и есть те самые 4,5 тысячи долларов, которые он так ждал. «Ну, и кто тут обманщик?» — спросил отец. Сыну стало очень стыдно.
Отец — это Всевышний, он нам дает все, что мы у него просим, но хочет только, чтобы мы не обманывали его и выполняли то, что обещали. Зачастую мы забываем об условиях, на которых нам даются все блага, и бываем рассержены, когда Отец нам задерживает выдачу того, что мы просим. Желаю вам в наступающем году быть хорошими детьми, выполнять свои обещания и чтобы Всевышний давал все, что вам хотелось бы иметь!
Хорошего года, пусть Мошиах придет как можно скорее!
Лариса ТОКАРЬ,
главный редактор журнала «Алеф»
www.alefmagazine.com
По бороде жители Иерусалима многое узнают о соседе-еврее, мусульманине или православном
Не просто борода: для живущих по соседству евреев и мусульман она определяет многое
В то время как во всем мире бороды то входят в моду, то выходят из нее, в Иерусалиме растительность на мужских лицах остается неизменной. В священном городе борода — не просто атрибут мужественности, но показатель того, к какой религии и национальности относится ее носитель, а иногда даже выражение его политических взглядов.
«Лента.ру» изучила фотографии лауреата Пулитцеровской премии фотографа Одеда Балилти, сделанные в Старом городе Иерусалима, где мирно уживаются представители разных конфессий и обладатели разных бород.
Эйтан Пресс, ультраортодоксальный еврей, глава компании по производству бальзама для бороды
Для 40-летнего Эйтана Пресса выращивание бороды — это духовное путешествие, воплощающее древние концепции иудейской мистики, и вызов современному понятию о мужественности. Он назвал свою компанию, производящую бальзамы для бороды, «Алеф самец». Пресс отметил, что это не просто игра слов (сочетание выражения «альфа-самец» и алефа — первой буквы еврейского алфавита), но и выражение непримиримого противоречия между иудейскими ценностями и качествами мачо.
Антониус Оршалимы из коптской православной церкви в Иерусалиме
«Когда мужчина отпускает бороду, ему надлежит стать более добрым, сострадательным и чувствительным, потому что на его лице появляется божественный знак», — рассуждает Пресс.
Тэви Счифф, ультраортодоксальный еврей
При создании бальзамов он использует элементы, вдохновленные иудейскими праздниками и обрядами. Цитрусовая нотка в одном из них напоминает о празднике Суккот, в ходе которого благословляются четыре вида растений, одно из которых — цитрон. Он символизирует евреев, знающих Тору и совершающих добрые дела. Аромат корицы и гвоздики в другом воплощает авдалу — символические проводы шаббата и начало новой трудовой недели.
Эфраим Гроис, ультраортодоксальный еврей
«Еврейской культуре бород буквально тысячи лет. У Моисея была борода, у царя Давида была борода. Обычай умащать бороду священными маслами восходит к библейским временам», — рассуждает Пресс. Ортодоксальные евреи носят бороду, так как Библия запрещает «подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем». Религиозное право евреев — галаха — разрешает использовать электрические бритвы или ножницы, однако есть и те, кто толкуют эти строчки как полный запрет бритья.
Амос Финиш, ультраортодоксальный еврей
Профессор Еврейского университета в Иерусалиме Майкл Силбер, изучавший бороды, отметил, что некоторые сообщества ультраортодоксальных евреев запрещают расчесывать бороды. Они считают их столь священными, что боятся потерять даже волосок из нее, а если он выпадает сам — помещают его в молитвенники, чтобы не потерять. «Для них борода — это канал связи с Богом», — подытоживает Силбер.
Палестинец Ибрагим Хамада
Борода считается религиозным символом не только у ортодоксальных евреев. Возможно, это то немногое, что объединяет их с палестинцами. Традиция ношения бороды у мусульман восходит к VII веку. Пророк Мухаммед призывал своих последователей отпустить бороду, но подстригать усы «в знак смирения». Бороды снова вернулись в моду около 30 лет назад с расцветом политического ислама. Некоторые мусульмане красят бороды хной — существует теория, что так делал пророк Мухаммед.
Палестинец Мохаммед Асмай
Зухир Дубай, теоретик ислама и имам палестинской церкви в городе Наблус, объяснил, что если бороду мусульмане отращивают из-за религиозных предписаний, то популярность усов кроется в массовой культуре. Многие отращивают их, подражая властным лидерам, таким как Саддам Хуссейн. В некоторых авторитарных государствах на Ближнем Востоке сбривают усы заключенным в знак унижения.
Палестинец Ахмед Жвелес
В Сирии, Иордании и Ливане принято клясться своими усами. Чтобы убедить собеседника в истинности своего обета, мужчины кладут руку на усы.
Израильтянин Себастиан Тутуал
Тем не менее многие носят бороду просто потому, что им так нравится. Барбер Тал Джонсон из израильского города Холона отметил, что отрастить бороду и содержать ее в порядке не так просто, как может показаться: «С ней невозможно есть… Многие блюда превращаются в пытку — например, хумус или яичница. После еды приходится мыть бороду. Что уж говорить о супе!»
Израильтянин Ленни Босс
Борода в Иерусалиме может свидетельствовать об определенных политических взглядах. «В 1980-е годы религия начала тесно переплетаться с политикой, это привело к распространению моды на бороды среди сторонников правых политиков и церковников — как среди евреев, так и среди мусульман», — отмечает Силбер.
Российский священник Георгий Ольховик
Православные священники тоже носят длинные бороды как знак преданности Господу и дань уважения Иисусу, которого традиционно изображают с бородой.
Отец Борис Манов из болгарской православной церкви
Во время раскола христианской церкви одним из обвинений православных греков в сторону католиков-латинян было брадобритие. «И не желают они обратить внимание на Писание, которое говорит «Да не брейте брад ваших» (Лев.19, 27), как и совсем не хотят признать, что лишь женам благопристойно этот вид при творении устроил Бог».
Фотографии: Oded Balilty / AP
источник
4 марта 2018
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
У нас еще много очень интересных статей! Вот только несколько из них:
Фотографии: девушки в мужских рубашках…
Столица Олимпиады-2016 (бандитские войны)…
Фотограф Рейчел Папо и ее Номер 3817131 (девушки в израильск…
Кошмарные фотографии женщин, изуродованных мужчинами «во имя…
Как тестостерон влияет на человека…
Ceкc в кино и в реальной жизни: он тоже хочет «пи-пи» (карик…
bravedefender.ru
Зачем еврею борода — Детали
Может ли бородатый человек быть пожарным? Этот вопрос возник, когда в кнессете решили выяснить, почему так мало ортодоксальных евреев служит в Управлении пожарной охраны. В интервью «Деталям» раввин Хаим-Дов Бриск рассказал о том, зачем еврею борода, а также чем она ему мешает.
— Запрещено бриться лезвием, то есть уничтожать бороду напрочь. С другой стороны, в Талмуде говорится, что человек может стричь бороду, то есть, укорачивать ее ножницами, — пояснил раввин Хаим-Дов Бриск.
— То же касается электрической бритвы?
— С ней тоже нет проблем. Есть еще и кабалистический аспект. предполагающий, что борода связана с привлечением блага. То же касается пейсов. Поэтому во многих хасидских течениях появились запреты: нельзя трогать бороду! Как только у мальчика начинает расти борода, к ней не прикасаются. У ХАБАДа, например, даже не подстригают усы. Все это связано с кабалой.
Борода – это святое! Иногда вы встречаете хасидов с относительно короткими бородами, пусть и очень пышными. Но вы просто не видите, насколько она длинная у них на самом деле. Они сворачивают бороды и подстегивают их. Если же она раскроется, то будет ниже пупа.
— Но ведь можно видеть и религиозных людей с бритым лицом?
— Здесь мы уже говорим об обычаях. У представителей религиозного сионизма в этом плане вообще нет никаких жестких правил. Некоторые сбривают бороду полностью, а другие только укорачивают, а кто-то придерживается, скорее, хасидского подхода и бороду вообще не трогает. А вот у ортодоксов разделение следующее: хасиды бороду не трогают, в хасидизме много кабалистических влияний, поэтому бороду не трогает никто. У литваков неженатые ребята бреют бороду. Аврехи – женатые люди, учащиеся в колеле — иногда бреют, а некоторые начинают носить короткую бороду. А раввины носят длинную бороду. Просто сложилась такая традиция.
Галаха говорит о разрешенных способах стрижки, а потом уже все зависит от обычаев. В целом, согласно традиции, борода — знак отличия мужчины от женщины. Сейчас ведь и в светском обществе мода на бороду распространяется, и некоторые психологи объясняют это тем, что разница между мужчинами и женщинами все больше теряется, вот мужчины и начинают хвататься за то, чего у них не отнять. По Тель-Авиву уже ходят молодые светские ребята, у которых борода шикарнее и длиннее моей!
— Какая ситуация сложилась в армии? Необходимо получать разрешение на ношение бороды?
— Эта возможность есть, никто не будет обижать религиозного солдата, требуя от него сбрить бороду, чтобы выглядеть единообразно с остальными. Я, например, носил бороду без проблем. В полиции та же ситуация. Кстати, когда я служил, нерелигиозные солдаты тоже могли получить разрешение на ношение бороды, обосновав это какими-то своими принципами. Как и сейчас. Единственное отличие было в том, что религиозному, с кипой на голове, не требовалось никаких разрешений.
В большинстве своем ортодоксы — это общество бородачей. В какую бы систему они не попали, бороду все равно трогать не будут. Потому и приходится принять решение, подходит тебе такой человек или нет. В принципе, понятно, почему их мало в пожарной охране. Борода может воспламениться, да и создает трудности с маской.
— А когда выдают противогазы, как решается эта проблема?
— Я помню, как раввины это обсуждали, когда Буш-сын в начале 2000-х напал на Ирак. Поступило четкое распоряжение: в тот момент, когда будет приказ надеть противогазы, сбрить бороду. Но были хасиды, которые сказали, что даже в случае опасности они сбривать бороду не станут. И не сбрили. А остальные распоряжение выполнили.
Но когда возникает опасность для жизни, все более или менее понятно, это вынужденная ситуация. А в случае с работой ортодоксальный человек скажет: мне нужно сбрить бороду, чтобы начать трудиться? Нет, спасибо! я лучше найду себе занятие в другой области, где бороду брить не надо.
Олег Линский, «Детали». Фотоиллюстрация: Гиль Коэн Маген
detaly.co.il
Александр Борода: «Евреем в России быть престижно…»
- Израиль
- Истории из истории
- Наша страна
- Новости страны
- Природа Святой земли
- Туристический дневник
- Фотомиг
- Евреи
- Антисемитизм
- Диаспора
- Еврейская история
- Еврейские языки
- Еврейский вопрос
- Общественные организации
- Персоналии
- Традиции
- Холокост
- География
- Курьер курьезов
- Лексикон путешественника
- Международная панорама
- Общество
- Всемирная история
- Информбюро
- Криминал
- Медицина
- Научный подход
- Официальные сообщения
- Просвещение
- Ракурс
- Политика
- Безопасность
- Деньги
- Колумнистика
- Политпросвет
- ЦАХАЛ
- Культура
- Анонсы
- Искусство
- Кинематограф и телевидение
- Литература
- Музеи и выставки
- Музыка
- Театр
- Фестивали
- Lifestyle
- Домашние любимцы
- Заметки шопоголика
- Корзина потребителя
- Кулинарное путешествие
- Светская хроника
- Спорт
- Хобби
- Служба знакомств
- Чемоданчик
- Блогжест
- Былое и думы
- Криминальное чтиво
- Литературный портфель
- Мистический реализм
- Сатира и юмор
Поиск
23 C
Tel Aviv District
27 января 2019
- Погода в Израиле
- Служба знакомств
- Реклама-Sales
- О нас
- Журнал «Исрагео»
- Сайты и блоги «Исрагео»
- Правовая информация
- Визитная карточка
- Наши партнеры
- Израиль
- ВсеИстории из историиНаша странаНовости страныПрирода Святой землиТуристический дневникФотомиг Новости страны
Аэропорт «Рамон»: «Взлет разрешаю»!
АвтографМихаил ЛОБОВИКОВ | Три яйца в одни руки
Планета ИзраильГоланы, Голаны мои
`ТЕМА ДНЯМолчащие в Латруне
- ВсеИстории из историиНаша странаНовости страныПрирода Святой землиТуристический дневникФотомиг Новости страны
- Евреи
www.isrageo.com
Зачем еврею борода — Nizi.co.il
Фото: transcredibleexploits.blogspot.com
Автор: Олег Линский, «Детали».
Может ли бородатый человек быть пожарным? Этот вопрос возник, когда в кнессете решили выяснить, почему так мало ортодоксальных евреев служит в Управлении пожарной охраны. В интервью «Деталям» раввин Хаим-Дов Бриск рассказал о том, зачем еврею борода, а также чем она ему мешает.
— Запрещено бриться лезвием, то есть уничтожать бороду напрочь. С другой стороны, в Талмуде говорится, что человек может стричь бороду, то есть, укорачивать ее ножницами, — пояснил раввин Хаим-Дов Бриск.
— То же касается электрической бритвы?
— С ней тоже нет проблем. Есть еще и кабалистический аспект. предполагающий, что борода связана с привлечением блага. То же касается пейсов. Поэтому во многих хасидских течениях появились запреты: нельзя трогать бороду! Как только у мальчика начинает расти борода, к ней не прикасаются. У ХАБАДа, например, даже не подстригают усы. Все это связано с кабалой.
Борода – это святое! Иногда вы встречаете хасидов с относительно короткими бородами, пусть и очень пышными. Но вы просто не видите, насколько она длинная у них на самом деле. Они сворачивают бороды и подстегивают их. Если же она раскроется, то будет ниже пупа.
— Но ведь можно видеть и религиозных людей с бритым лицом?
— Здесь мы уже говорим об обычаях. У представителей религиозного сионизма в этом плане вообще нет никаких жестких правил. Некоторые сбривают бороду полностью, а другие только укорачивают, а кто-то придерживается, скорее, хасидского подхода и бороду вообще не трогает. А вот у ортодоксов разделение следующее: хасиды бороду не трогают, в хасидизме много кабалистических влияний, поэтому бороду не трогает никто. У литваков неженатые ребята бреют бороду. Аврехи – женатые люди, учащиеся в колеле — иногда бреют, а некоторые начинают носить короткую бороду. А раввины носят длинную бороду. Просто сложилась такая традиция.
Галаха говорит о разрешенных способах стрижки, а потом уже все зависит от обычаев. В целом, согласно традиции, борода — знак отличия мужчины от женщины. Сейчас ведь и в светском обществе мода на бороду распространяется, и некоторые психологи объясняют это тем, что разница между мужчинами и женщинами все больше теряется, вот мужчины и начинают хвататься за то, чего у них не отнять. По Тель-Авиву уже ходят молодые светские ребята, у которых борода шикарнее и длиннее моей!
— Какая ситуация сложилась в армии? Необходимо получать разрешение на ношение бороды?
— Эта возможность есть, никто не будет обижать религиозного солдата, требуя от него сбрить бороду, чтобы выглядеть единообразно с остальными. Я, например, носил бороду без проблем. В полиции та же ситуация. Кстати, когда я служил, нерелигиозные солдаты тоже могли получить разрешение на ношение бороды, обосновав это какими-то своими принципами. Как и сейчас. Единственное отличие было в том, что религиозному, с кипой на голове, не требовалось никаких разрешений.
В большинстве своем ортодоксы — это общество бородачей. В какую бы систему они не попали, бороду все равно трогать не будут. Потому и приходится принять решение, подходит тебе такой человек или нет. В принципе, понятно, почему их мало в пожарной охране. Борода может воспламениться, да и создает трудности с маской.
— А когда выдают противогазы, как решается эта проблема?
— Я помню, как раввины это обсуждали, когда Буш-сын в начале 2000-х напал на Ирак. Поступило четкое распоряжение: в тот момент, когда будет приказ надеть противогазы, сбрить бороду. Но были хасиды, которые сказали, что даже в случае опасности они сбривать бороду не станут. И не сбрили. А остальные распоряжение выполнили.
Но когда возникает опасность для жизни, все более или менее понятно, это вынужденная ситуация. А в случае с работой ортодоксальный человек скажет: мне нужно сбрить бороду, чтобы начать трудиться? Нет, спасибо! я лучше найду себе занятие в другой области, где бороду брить не надо.
Иллюстрация: supersnimki.ru
http://detaly.co.il/zachem-evreyu-
nizi.co.il
АЛЕКСАНДР БОРОДА: «Армейская дружба — не самая крепкая»
Президент Федерации еврейских общин России и основатель Еврейского музея и центра толерантности мечтал стать пожарником, но выучился на маркшейдера. О кашруте он узнал от однополчан-азербайджанцев, а свадьбу сыграл через полтора месяца после знакомства.
Я родился в Марьиной Роще. Но в местную синагогу не ходил, даже не знал о ее существовании. А бабушка туда ходила, да. Папа и мама были инженерами, работали допоздна. Я в детстве мечтал стать пожарником. Мне казалось, что они работают мало — только тогда, когда есть пожар.
Когда мне исполнилось 12 лет, семья переехала в Бибирево, чтобы увеличить жилплощадь. После переезда раз в год всей семьей посещали синагогу на Архипова на Симхат-Тору, а перед Песахом покупали мацу. Вокруг меня евреев не водилось, поэтому так странно было: уже на станции «Площадь Ногина» много евреев, а перед синагогой — вся улица битком.
Рос я обычным московским школьником, но с четкой самоидентификацией. Семья была четко ориентирована в еврейском плане. Верили в то, что Б-г есть. Национальность не скрывалась, ущербности мы не чувствовали, даже ощущали превосходство. Мне давали «хануке гелт». Впрочем, карманные деньги были и так. Помню, приятель, который жил на четвертом этаже, прочел в классном журнале, что я еврей. Он начал что-то такое говорить типа: «Я думал, ты украинец, а ты, оказывается…» В результате я его стукнул, мы перестали общаться.
Школу окончил, пошел в техникум. Были всякие ограничения для евреев Москвы — в тот вуз берут, в этот не берут, и я решил подготовиться заранее. Окончил техникум на одни пятерки. Потом пошел в армию.
Наши евреи свинину не едят
Советская армия была похожа на тюрьму. Живешь собачьей жизнью, тебя унижают. Ты — раб. Я служил на аэродроме в Крыму. В случае войны наша боевая задача была все свернуть и передислоцироваться в Болгарию, в тыл. Армейские друзья, кстати, это не самое крепкое сближение. Солдат сплачивают тяжелые испытания, а должно сплачивать общее видение, интересы. Нам так командиры и говорили: уйдете — все забудете.
В армии мое национальное самосознание раскрылось по полной. В московских дворах сверстники были более-менее одинаковыми, а тут разные народы СССР представлены. Азербайджанцы, чеченцы, у всех национальная гордость. Я сразу говорил, что еврей. Родителей попросил, они в армию мацу прислали. В столовой азербайджанцы удивлялись: «Слушай, а наши евреи свинину не едят». А я не знал, что это трефная пища. Про то, что в субботу работать нельзя, знал, а про свинину — нет.
Когда после армии я попал в синагогу на Архипова, очень плохо представлял себе, что происходит. Там увидел стенд с адресом синагоги в Марьиной Роще. Пошел, понравилось. Ходили молодые ребята, мои ровесники. И атмосфера была небольшой синагоги. Их взгляды и философия «Хабада» были мне близки, меня дома воспитывали в похожем ключе: любить всех евреев и тому подобное. Это импонировало.
Папа считал, что человек должен работать по специальности, которая требует знаний от него самого, без необходимости отвечать за других. Вот я и выучился на маркшейдера, эта работа не требует привязки к кому-нибудь другому. А потом ушел в религию. Не знаю, оправдал ли я папины надежды.
Ехать или не ехать?
Президент Федерации еврейских общин России раввин А. М. Борода (фото: Илья Иткин)
Считаю, что религиозные должны идти работать. Отучиться в ешиве год после свадьбы, как хабадники обычно делают, а потом зарабатывать деньги. Потому что жить на иждивении других аморально. Человек должен созидать, зарабатывать трудом своих рук. В ешивах по-настоящему способных учеников процентов 10, остальные сидят, потому что им так выгоднее. Работать гораздо тяжелее, чем сидеть на пособии.
Религиозное общество в Израиле не только не показывает пример светскому, но демонстрирует негативные стороны поведения. Вот, скажем, жители Бней-Брака готовы были бы себя защищать, если бы те, кого они ненавидят, отошли в сторону? Когда одни защищают, а другие уклоняются, одни платят налоги, а другие их получают, симпатии это не вызывает.
Земля Израиля, безусловно, является святой, написано, что Б-г прощает грехи человеку, который там живет, а живущий в диаспоре приравнивается к идолопоклоннику. Но есть и диаспора, это обычное положение дел. Евреи живут в разных странах, потому что там они работают, могут прокормить семью, это достаточная причина. Я не беру на себя ответственность советовать людям ехать в Израиль или не ехать. Это индивидуальное решение. Не факт, что при переезде туда или сюда человек станет счастливее. Могу дать вводные данные, не более.
После армии, в 1989-м, я был настроен на отъезд. Но возникло много новых дел, я пошел учиться в заочный институт, занимался бизнесом, начал ходить в синагогу. Отъезд не то чтобы потерял актуальность — он стал откладываться, а потом сошел с повестки дня. В начале 90-х я был на Земле обетованной, там у меня родственники. Мне понравилось, хоть и было жарко. Сестра позже уехала, она поняла, что надо ехать, ничего интересного в Москве для нее не было. А у меня все закручивалось — бизнес, религиозная жизнь.
Мы, как одна из конфессий, работаем с органами госвласти. Но никогда нас не просили делать то, что противоречит нашим верованиям. Я почти не высказываюсь по политическим моментам. Но выражаю точку мнения по еврейским вопросам. Мы не вмешиваемся в политические или экономические аспекты российско-украинского конфликта. Но когда люди ходят с портретами Бандеры, это не имеет отношение к политике. Это реабилитация нацизма, оскорбление нашей исторической памяти. Или партия «Свобода», деятельность которой носит явно антисемитский характер. И неонацистские марши в Прибалтике. Это не политика, это борьба с антисемитизмом, мы ее ведем. Еврейские организации должны об этом говорить.
Мне абсолютно не нравятся теории антиизраильской направленности, характерные для некоторых религиозных движений. Я говорю не о сионизме, а об Израиле как государстве, в котором живут евреи. И государство их кормит и защищает. Это не вопрос отношения к государству и его идеологии. Израиль — самое крупное еврейское поселение, надо с уважением относиться к его функциям и посильно помогать.
Четыре свидания
Есть люди, которым подходят синагоги литовского направления, есть люди, которым ближе хасидский стиль. Это зависит от характера конкретного человека. Хабадники тоже разные бывают. В Москве есть три любавические синагоги. Те, которые предпочитают Бронную, считают, что Марьина Роща более прохладная, более официальная. Те, кто ходят в Отрадное, хвалят клубную атмосферу тамошней синагоги. Личность раввина накладывает весомый отпечаток.
В диаспоре шидух — единственно возможная форма создания еврейской семьи. С будущей женой меня познакомила сестра раввина Берла Лазара. Моя супруга из Киева, жила в Лос-Анджелесе, училась в Нью-Йорке. Я туда поехал, провел недели полторы. Встретились раза четыре. И потом объявили о помолвке. Поехал знакомиться с ее родителями, вернулся в Москву, мы договорились о дате свадьбы. Месяца через полтора поженились.
Особых поручений по дому мне жена не дает, я в пятницу прихожу поздно. Моя задача за шабатным столом рассказать о недельной главе Торы. Мои дети знают, как работает община, им знакомы разные организационные моменты. Они учатся в ешиве, преподаватели занимаются их формальным воспитанием. А я слежу за моральными качествами: чтобы были честными, порядочными людьми.
«Хабад» был активен и в советское время, и сейчас. В других движениях раввины, которые приезжают в Россию, являются контрактниками. А эмиссары «Хабада» приезжают в город навсегда, чтобы там жить. Эмиссаров специально ничему не обучают. Они учат Тору, потом помогают другим эмиссарам, так и перенимают нужные навыки. Недавно я был у Чернобыльского ребе в Бней-Браке. Его зять говорит: «Мы были в Москве, там все выходцы из Украины — в “Хабаде”». А ребе отвечает: «Ну так “Хабад” через все прошел, он это заслужил».
Музей толерантности — это надобщинная структура, вышедшая за традиционные рамки. Поэтому попечительский совет работает так, как это принято на Западе. Американский «Хабад» считает, что книги Шестого Любавического ребе должны переехать в Бруклин. То, что они находятся в нашем музее, для них ничего не значит.
Не могу сказать, что являюсь образцом толерантности и политкорректности, но в целом, если что-то не нравится, в лоб не озвучиваю. Прямолинейность и желание все сказать — это не одно и то же. Высказать все в лицо может быть крайне неэффективным. Тебе что важно — выговориться или достичь результата?
Благотворительность — это не халява
Президент Федерации еврейских общин России раввин А. М. Борода (фото: Илья Иткин)
Мне кажется, что светские евреи — ментально россияне, живут в общей системе координат, от общей массы не отличаются. У религиозных свои ценности. Ментально я за объединение российских еврейских организаций. За единство многообразия. Должна быть общая структура, единая еврейская община России. Это было бы хорошо для позиционирования. Мы делали шаги в этом направлении. Но другие организации не хотели, боялись, что их будут ущемлять.
Пожилые люди нуждаются в благотворительности. Поэтому бесплатные еврейские мероприятия не являются «халявой», это жизненная необходимость. Есть люди, которые нуждаются, и есть те, которые приносят деньги. Просить деньги у спонсоров очень некомфортно. Единственное, что мотивирует, — это цели. Понимание, зачем это делаешь. Такое ощущение осталось до сих пор. Дать намного проще, чем брать. Многие люди мало знают о еврейской жизни, но готовы помочь общине материально. В моей практике имелись спонсоры, которые на протяжении 10 лет давали деньги, а сами никогда в синагоге не были. Они чувствовали потребность именно в оказании помощи. Единственная связь с общиной у них происходила через меня.
Я стараюсь, чтобы деньги не меняли сущность наших отношений и чтобы спонсоры понимали важность своего вклада. Случались ситуации, когда спонсорские деньги оказывались столь незначительными, а дискомфорт при общении с ними настолько большим, что я от этих пожертвований отказывался.
Кем я буду через 10 лет? Если не дай Б-г не придет Машиах, буду продолжать делать то, что делаю.
www.moscow-jerusalem.ru
Добавить комментарий