Головные мужские уборы на руси – Русские национальные мужские головные уборы
Русские национальные мужские головные уборы
История русского народа настолько захватывающая и богатая, что мало кто из современных людей может похвастаться абсолютным ее знанием. Но с национальным русским костюмом знакомы многие, так как на любых празднованиях внутри страны или международного масштаба принято соблюдать традиции, надевая мужчинам исконно русские костюмы, в том числе и русские народные мужские головные уборы.
С течением времени, развитием цивилизации, импортом модных тенденций и фасонов одежды, головные уборы постепенно видоизменялись. Современные историки насчитывают более десятка головных уборов мужчин всех времен на Руси, но, пожалуй, останавливаться на уборах священников или шлемах воинов нет смысла. Куда интереснее рассмотреть головные уборы знати и простого народа.
Содержание материала:
Русский народный костюм
Если рассматривать мужчин простого сословия, в таком случае национальный костюм будет отличаться лаконичностью и простотой. Крестьянскую одежду тогда шили из натуральных материалов, украшая узорами растительного характера. Это была рубаха их светлой хлопчатобумажной ткани свободного кроя, объемные штаны и пояс к ним. На голову простой люд надевал шапки в виде гречишников, которые действительно по форме и текстуре напоминали форму пирога из гречки, а обувью служили валенки на каждый день или кожаные сапоги на праздничные мероприятия.
Самым важным элементов мужского национального костюма считалась сорочка с вышивкой из шелка или льна, а к передней и задней ее части прилагалась подкладка (подоплека). У рубашки обязательно присутствовали широкие рукава, которые постепенно сужались к области кистей рук. Воротник рубашки мог быть круглым или квадратным с пуговицами или завязками, иногда его вовсе не было.
В качестве верхней одежды выступал кафтан ярких расцветок и нескольких стилей — опашень, зипун и охабень. Но сначала поверх рубахи мужчины надевали свитку, кожух или сермягу. Если предполагался важный праздник или торжество, мужчина надевал парадный плащ корзно или шерстяную однорядку. В холодную пору носили шубы в пол из овчины или меха зайца, а знать могла позволить себе шубу из соболя, лисицы, чернобурки или куницы.
Для справки! Русский национальный костюм предполагал шубы из натуральных мехов на внутренней стороне, чтобы тем самым сохранять тепло. А поверх шубу обшивали плотным дорогим сукном, бархатом или парчой. И только на воротнике оставляли мех, подчеркивая свое социальное положение.
Традиционный мужской головной убор в разное время с фото
В период 14 столетия на Руси мужской русский головной убор у всех представителей сильного пола был одинакового фасона и вида. Это были шапки из меха, войлока, плетенки, которые по форме напоминали колпак. Знатные мужи носили поярковые шапки из дорогой овчины. В зимнюю пору носили шапки малахаи, то есть ушанки, которые плотно закрывали голову от суровых русских зим.
В 14 столетии впервые среди русских появилась тюбетейка, к ней пришили опушку из соболя, после чего появился новый традиционный русский головной убор для мужчин.
Далее в 15 столетии появились маленькие шапочки, покрывающие только макушку — тюфьи. В это же время пошла мода на состригание волос под горшок, что гармонично смотрелось в тандеме с таким головным убором. На улицу мужчины надевали тюфью, а поверх нее колпак или малахай.
В это же время и ближе к 16 столетию в тандеме с тюфьей популярным оставался колпак, шапка конусообразной формы и широким отворотом из меха. На отворотах крепились пуговицы, которые назывались запонами. Материалы изготовления колпаков — бархат, поярка, войлок.
В период 17 столетия стала популярной мужская русская народная шапка — науруз, которая являлась разновидностью привычного русскому народу колпака. Но это была шапка с аккуратными и небольшими отворотами, украшенными кистями и пуговицами.
Далее в этом же столетии появились шапки мурмолки, у которых была плоская и расширенная тулья, напоминающая усеченный конус. К шапке прилагался меховой отворот, который напоминал лопасть, а придерживали отворот пару пуговиц. Изготавливали такие предметы гардероба из бархата, шелка, парчи.
Спустя какое-то время мужчины стали надевать не только тюфью, колпак, но и поверх него горлатную шапку. Такое название изделие получило в силу того, что изготавливалось из горлышек соболя.
Завершающим этапом развития национальных мужских головных уборов на Руси стал приход к власти Петра I, который «открыл окно в Европу». По его приказам знать стала носить парики, а также шляпы, завезенные из европейских развитых государств.
Повседневные мужские шапки
Если не рассматривать вышеуказанные варианты головных уборов, которые предпочитали знатные особи, к повседневным головным уборам крестьян можно отнести следующие модели шапок:
- барловка — шапка из барловых шкур круглой формы с невысоким околышем без ушей;
- бриль — соломенная шляпа с полями и плоской низкой тульей для защиты от солнца;
- бурк — старинная мужская шляпа из меха лисицы, с аккуратным околышем и без ушей, плотно прилегающая к голове;
- ермолка — шапка из овечьей шерсти, тулья которой имеет форму усеченного конуса;
- гречишник — об этом головном уборе указывало ранее;
- зырянка — суконный убор с четырехугольным дном;
- картуз или фуражка — русская шапка из простых материалов с козырьком;
- краган — убор в виде капюшона из сукна домашней выработки;
- кубашка — плотно облегающая голову шапка из серой овчины с круглой тульей;
- малахай — шапка с четырехугольным концом и четырьмя клапанами из сукна, верверета, меха или овчины;
- шапка столбунец — аналог горлатной шапки, но она кверху сужается и дополнена мехом в области затылка.
Нравятся ли Вам русские народные уборы?
ДаНет
Шапки и другие головные уборы военных мужей, казаков в учет не берутся, так как они считаются узкопрофильными национальными предметами одежды. Все перечисленные названия считаются историей развития русских головных уборов мужчин, пусть и не все они сегодня признаны предметами национального костюма.
Фотоподборка
Вывод
Нельзя вот так назвать конкретно мужской головной убор русского народного костюма, так как с течением времени, по приходу разных правителей, а также изменениям в моде головные уборы также изменялись. Но можно однозначно сказаться, что тюфья, колпак, малахай и мурмолка до сегодняшнего дня присутствуют в ансамбле национального русского костюма.
Рейтинг автора
5
Автор статьи
Мужский стилист-имиджмейкер
Написано статей
28
Загрузка…
afmen.online
История головных уборов на Руси у мужчин.
Головной убор у русских всегда являлся важной частью туалета. Мы знаем, что в 14 веке мужчины (и горожане, и крестьяне) носили одинаковые головные уборы. Это были меховые, валяные или плетёные шапки, напоминавшие колпак, поля которого отворачивались и занимали почти всю тулью. Мужчины побогаче носили добротные шапки, например поярковые, сделанные из мягкой шерсти молодой овцы первой стрижки. В праздники молодёжь украшала свои головные уборы лентами. Зимой часто надевали малахаи — овчинные треухи, которые в деревнях шили сами.
В 14 веке московскому князю подарили золотую тюбетейку. Он велел пришить к ней соболью опушку. Так надолго стал традиционным фасон головного убора, хорошо знакомый по полотнам художников.
В 15 веке стали носить круглые маленькие шапочки — тюфьи (скуфьи). Одновременно появилась мода стричь волосы «под горшок». К 16 веку в Москве уже было несколько «парикмахерских». Они располагались прямо под открытым небом. Одна из них находилась на теперешней Красной площади, недалеко от храма Василия Блаженного. Остриженные волосы никем не убирались и покрывали ковром землю около такой «парикмахерской». Если же на стрижку не было денег, то «под горшок» можно было постричься и дома: чего-чего, а горшков в каждом хозяйстве было достаточно.
Один из обычаев, занесённых на Русь татарами, — носить шапочку не только на улице, но и дома (на улице головной убор был обязателен). Несмотря на требования митрополита Филиппа, Иван Грозный отказвался снимать скуфью даже в церкви. Скуфьи были разного цвета, украшались расшитым шёлком и даже жемчугом (только у монахов они были чёрными).
Однако самым распространённым головным убором оставался клобук, а попросту говоря — колпак. Внизу колпака были отвороты, на которые для красоты прикреплялись пуговицы — запоны (отсюда, вероятно, происходит слово запонка). Иногда отвороты были с меховыми оторочками. Колпаки делали из войлока, поярка, бархата — в общем, по достатку. У Бориса Годунова, например, среди имущества упомянут «колпак саженой; на нём восемь запонов да на прорехах пять пуговиц».
В 17 веке появился науруз (разновидность колпака) — шапка с небольшими полями, украшенная пуговицами и кистями. В этом же веке стали носить так назывемые мурмолки — шапки с плоской, расширенной книзу (как усечённый конус) тульей. На мурмолке были меховые отвороты, похожие на лопасти, которые пристёгивались к тулье двумя пуговицами. Шили мурмолки из шёлка, бархата, парчи.
Мы уже говорили, что наши предки надевали на себя как можно больше одежды, чтобы показать свою состоятельность, знатность, — по двое портов, зипун, кафтан и т.д. То же самое происходило и в отношении головных уборов. Надевали скуфью, на неё колпак, а поверх — горлатную шапку. Горлатной она называлась потому, что делалась из нежного меха, снятого с горлышка соболя.
Резкое видоизменение мужских головных уборов началось во время царствования Петра I. По его приказу всей городской знати предписывалось носить парики и шляпы, как это было модно в Европе. Простых людей эти новшества не коснулись. Позднее у простого люда появилась своя мода — на картузы (фуражки с козырьком), а колпаки и мурмолки исчезли из обихода.
назад
dereven-ka.ru
Какие головные уборы были у славян и зачем. ФОТО
Головными уборами славянских мужчин издревле были шапки и клобуки. А вот разнообразие женских славянских головных уборов было огромное…И в каждой местности были свои традиционные женские головные уборы. Свои правила их ношения.
Очелье
Самое распространенное — очелье (начельник, налобник, начелок, очелыш) – повязка на голову. Также этим словом называют часть головного убора, который прикрывает лоб (сорока, кокошник и т.д.). Очелье – вещь универсальная: его носят и мужчины, и женщины. Предназначений у очелья несколько: это и часть гардероба, и своего рода оберег. Очелье как головной убор служит для закрепления волос.
Его надевают, чтобы волосы не трепались, не лезли в глаза и не мешали. Также очелье защищает голову от перегрева или переохлаждения. Кроме того, это изящное украшение, издавна полюбившееся девушкам. Разноцветные, расшитые узорами, очелья выглядят изысканно, а также этот замечательный головной убор не скрывает прекрасные волосы молодых красавиц. Очелья встречаются и среди элементов церемониальной одежды: свадебной, похоронной или праздничной.
Одна из важнейших функций очелья – обережная. Древние славяне верили: если не защищать своё тело специальными символами и знаками, рано или поздно через уязвимые участки в тело человека могут проникнуть различные негативные сущности. Под враждебными силами подразумевали выходцев из Нави, которые могут вызвать болезнь, подорвать физическое и психическое здоровье человека. Оберегались и от наветов недобрых колдунов, от порчи и злого глаза. Важно, чтобы был защищён каждый участок тела. Для защиты головы служило очелье. Специальные обережные знаки и традиционные орнаменты, изображённые на нём, способны отвратить беду и привлечь удачу. Известно, что очелья были широко распространены не только в древней Руси. По многочисленным историческим свидетельствам, подобными предметами гардероба пользовались скифы, римляне, американские индейцы и другие народы. Узкие ленты с обережным рисунком украшали бисером, кистями, бусами, височными кольцами, лунницами и подвесками-ряснами (вертикальные полосы-подвески).
Головные уборы мужчин
Простой славянский мужчина чаще всего ходил с не покрытой головой. Но и он мог носить валяные из шерсти, кожаные, меховые и даже плетенные из сосновых корешков шапки. На фресках Софийского собора в Киеве мужчины (музыканты) изображены в колпаках с острым верхом. При раскопках археологами были найдены так и не пошитые заготовки из кожи для такого колпака. Два треугольника. В знак уважения при встрече с человеком старшего возраста, со своими родителями, с людьми обремененными властью мужчина всегда снимал шапку.
Мужская шапка – бремя власти
Ученные в исследованиях княжеских грамот – завещаний обратили внимание, что шапка была привилегией славянских князей. Называли её клобук. Шили её полусферической формы из дорогих ярких тканей, а по краю обрамляли мехом.
Шапка была символом власти и мужского достоинства. Из истории нам известна шапка Мономаха. Головной убор, пошитый между тринадцатым и пятнадцатым веком. Остроконечной формы, край шапки отороченный соболем и украшен драгоценными камнями (рубины, изумруды, жемчуг). Шапка была символом власти. И надевали её на голову при венчании на царство.
Головные уборы славянских женщин
Головной убор женщины был у славян продолжением прически. Самая распространенная прическа у славянских женщин это длинные волосы, заплетенные в одну косу в девичестве и у замужних женщин волосы, заплетенные в две косы. Не замужняя чистая девушка могла и не покрывать голову, как говорили ходить с открытой макушкой.
Венок
Веночки на голову, славянские девушки надевали издревле. Венки плели из цветов. Девушки украшали ими голову на разных праздниках. Если праздники были летом, венок плели из живых цветов, листьев, веточек. Если в холодное время года цветочки и листочки для венка делали из ткани. Венок для девушки означал её чистоту и непорочность. Был защитой и оберегом от сглаза и нечистой силы.
Плели и специальные свадебные венки. И не редко свадебный венок надевали на шапку молодому жениху, тоже как оберег от всего плохого. Растения для венка жениха выбирали определенные. Это могла быть виноградная лоза, ветки самшита, барвинок, веточки калины, лавра, руты. Нередко вплетали в венок разные обереги. Это мог быть чеснок, перец, лук, красная шерстяная нить.
Форма венка символична – это круг. Символ брака, как кольцо.
Если девушка выходила, замуж потерявши невинность, ей надевали на голову пол венка, тем самым её облекали позором.
Выражение «пошли под венец» говорит о том, что люди связали себя узами брака.
Венками могли обмениваться на праздниках девушки и парни, тем самым говоря, что они нравятся друг другу.
На Руси был обычай, после праздника священной Троицы, девушки и парни гадали о предстоящем суженном или суженой, кидали венки на текущую воду, в речку, ручей. Если венок пристанет к берегу быть счастливому браку, если утонет, значит, не сложится.
Усерязь
Височные кольца или Усерязь — очень известные у древних славян предметы украшения, которые одновременно с этим являлись оберегами и амулетами. Разнообразия видов височных колец великое множество и найдено не меньше чем лунниц. Височные кольца — это женские украшения, которые вплетались в волосы у висков. Часто их было по несколько штук, число доходило до шести и больше. Находят бронзовые, серебряные, золотые изделия. Часто на колечки нанизывали бусины — янтарные, стеклянные, каменные, а один раз археологам попалась даже вишнёвая косточка.
Находят их практически по всему миру, начиная со слоёв времён бронзового века. Некоторые найдены даже при раскопках легендарной Трои. Но самое большое количество было обнаружено на территории древней Руси VIII-XII вв., поэтому именно славянам приписывают особый расцвет подобных украшений. Встречаются как в деревенских курганах, так и в крупных городах.
Кокошник
Кокошник является самым известным в мире, дошедшим до нашего времени, головным убором славянских женщин. Это головной убор, который надевали женщины на голову по праздникам. Он имеет форму округлого щита вокруг головы. Кокошники закреплялись вокруг головы с помощью ленты. Но и могли быть пришиты к маленькой простеганной шапочке, которая крепилась на голове с помощью венца (металлического обруча). Шапочка называлась волосник и шилась из красивых дорогих материалов (атлас, бархат, парча). Украшен был кокошник бисером, искусственными цветами, вышивкой. Богатые женщины носили кокошник расшитый золотыми нитями и драгоценными камнями.
Поверх кокошника славянские женщины могли надевать платок (убрус). Он закрывал плечи и закалывался под подбородком. Сакральное значение кокошника не известно. Но есть предположение, что пошло от древнеславянского слова «кокуш», означающего наседку курицу или петуха.
Наметка
Наметка представляет собой кусок длинной, чаще всего белой ткани, который женщина обвивала вокруг головы, закрывая волосы. Способов обвивки наметки множество, у каждой местности был свой. Был способ обвивания наметки обрамлявшей не только волосы, но и лицо женщины. Длина, ширина ткани, способы её складывания в разных селениях были свои.
Еще мы не осветили такой головной убор как платок, но это отдельная тема..
Читать подробнее на: http://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/kakie-golovnye-ubory-byli-u-slavyan-i-zachem.html .
zema.su
Мужские головные уборы
История мужского головного убора
Если в истории женской одежды на Руси головной убор — это прежде всего украшение и дань традиции (замужняя женщина должна полностью закрывать волосы), то для мужчин — это показатель социального статуса. Чем выше мужской головной убор, тем более высокое положение занимает её хозяин («По Сеньке и шапка, по Фоме и колпак»). Рабы ходили с непокрытыми головами.
Головные уборы мужчины снимали только в церкви или дома, в них могли сидеть на царских и боярских собраниях и даже свадьбах.
Одной из причин постоянного ношения головного убора было соблюдение обычая по-восточному коротко остригать волосы, а иногда и вовсе их сбривать. Только в случае беды, которая могла постигнуть знатного человека (царская опала или потеря родственника), мужчина мог отпустить волосы «в знак печали».
Среди бедного населения Руси с раннего периода преобладали войлочные колпаки, зимой — с узкой опушкой из дешёвого меха. Более состоятельные носили шапки из дорогих тканей и украшали их камнями и вышивкой, а в комнатах иногда одевали тафью — восточный убор. Бояре при параде могли одевать одновременно тафью, колпак и сверху — высокую горлатную шапку (привилегию носить такие шапки имели только князья и бояре).
По предположениям историков, в дружинной среде большое распространение получили мурмолки. А вот всем нам известные треухи (термин известен с XVII века) и «произошедшие от них» шапкиушанки стали появляться в русской деревне намного позже. Шапки-ушанки распространились только в последней трети XIX века.
Шапка
Шапки были широко распространены на Руси, но сначала преобладали в княжеской среде. Первые изображения русских князей в таких шапках относятся к XI веку. При этом форма их была одинаковая: сферическая тулья с меховой опушкой. Такие княжеские шапки именуются в сагах «древнерусской меховой шапкой», головным убором «знатного человека».
Богатые носили шапки из бархата или тонкого сукна, а знатные князья — парчовые (шёлковая ткань с основой из металлических золотых или серебряных нитей), украшенные серебром, золотом и драгоценными камнями. Опушка летом у такой шапки шилась из черно-бурой лисицы, соболя или бобра. Зимой такие шапки подбивались мехом целиком.
Ермолка
Мурмолка (=»ермолка») — шапка из сукна, бархата или парчи, вяленная или меховая. Тулья у таких шапок расширялись кверху, иногда имели отвороты и украшались лисьими хвостами. Конец шапки украшался иногда серебряным наконечником.
Сам термин мурмолка связывают с ермолкой, похожей по форме шапкой, которую носили в России до XIX века.
Колпак
Колпак — это одна из самых древних на Руси форм головного мужского убора. Изображение колпака находят на фреске Софийского собора в Киеве и на старинных браслетах XII века.
В XIII-XVII веках это одни из самых распространённых головных уборов. Состоятельные люди одевали летом атласные колпаки (преимущественно белого цвета), пристёгивая по краям так называемое ожерелье — околышек, украшенный драгоценными камнями, жемчугом и т.д. На зиму колпаки внутри делались меховыми, и этой же меховой частью они выворачивались наружу, образуя такой же меховой отворот. Дополнительно спереди и сзади делали продольный разрез.
Бедные люди также носили колпаки, но летом — из недорогого сукна, а зимой из овчины. А украшали их пуговками, пряжками, запонками и брошками.
Тафья
Тафья — головной убор, пришедший с востока и являющийся разновидностью известной нам тюбетейки. Зажиточные люди, особенно князья, часто носили в помещениях тафьи, которые прикрывали только макушку головы. Эти маленькие шапочки шили из сафьяна (мягкая тонкая кожа из овечьих и козьих шкур, окрашенная в яркие цвета), бархата и парчи, украшали золотом, шёлком и жемчугом.
В истории известен случай, когда царь Иван Грозный решил ходить в тафье в церковь, из-за чего поссорился с митрополитом Филиппом.
www.narodko.ru
История головных уборов на Руси у мужчин.
Головной убор у русских всегда являлся важной частью туалета. Мы знаем, что в 14 веке мужчины (и горожане, и крестьяне) носили одинаковые головные уборы. Это были меховые, валяные или плетёные шапки, напоминавшие колпак, поля которого отворачивались и занимали почти всю тулью. Мужчины побогаче носили добротные шапки, например поярковые, сделанные из мягкой шерсти молодой овцы первой стрижки. В праздники молодёжь украшала свои головные уборы лентами. Зимой часто надевали малахаи — овчинные треухи, которые в деревнях шили сами.
В 14 веке московскому князю подарили золотую тюбетейку. Он велел пришить к ней соболью опушку. Так надолго стал традиционным фасон головного убора, хорошо знакомый по полотнам художников.
В 15 веке стали носить круглые маленькие шапочки — тюфьи (скуфьи). Одновременно появилась мода стричь волосы «под горшок». К 16 веку в Москве уже было несколько «парикмахерских». Они располагались прямо под открытым небом. Одна из них находилась на теперешней Красной площади, недалеко от храма Василия Блаженного. Остриженные волосы никем не убирались и покрывали ковром землю около такой «парикмахерской». Если же на стрижку не было денег, то «под горшок» можно было постричься и дома: чего-чего, а горшков в каждом хозяйстве было достаточно.
Один из обычаев, занесённых на Русь татарами, — носить шапочку не только на улице, но и дома (на улице головной убор был обязателен). Несмотря на требования митрополита Филиппа, Иван Грозный отказвался снимать скуфью даже в церкви. Скуфьи были разного цвета, украшались расшитым шёлком и даже жемчугом (только у монахов они были чёрными).
Однако самым распространённым головным убором оставался клобук, а попросту говоря — колпак. Внизу колпака были отвороты, на которые для красоты прикреплялись пуговицы — запоны (отсюда, вероятно, происходит слово запонка). Иногда отвороты были с меховыми оторочками. Колпаки делали из войлока, поярка, бархата — в общем, по достатку. У Бориса Годунова, например, среди имущества упомянут «колпак саженой; на нём восемь запонов да на прорехах пять пуговиц».
В 17 веке появился науруз (разновидность колпака) — шапка с небольшими полями, украшенная пуговицами и кистями. В этом же веке стали носить так назывемые мурмолки — шапки с плоской, расширенной книзу (как усечённый конус) тульей. На мурмолке были меховые отвороты, похожие на лопасти, которые пристёгивались к тулье двумя пуговицами. Шили мурмолки из шёлка, бархата, парчи.
Мы уже говорили, что наши предки надевали на себя как можно больше одежды, чтобы показать свою состоятельность, знатность, — по двое портов, зипун, кафтан и т.д. То же самое происходило и в отношении головных уборов. Надевали скуфью, на неё колпак, а поверх — горлатную шапку. Горлатной она называлась потому, что делалась из нежного меха, снятого с горлышка соболя.
Резкое видоизменение мужских головных уборов началось во время царствования Петра I. По его приказу всей городской знати предписывалось носить парики и шляпы, как это было модно в Европе. Простых людей эти новшества не коснулись. Позднее у простого люда появилась своя мода — на картузы (фуражки с козырьком), а колпаки и мурмолки исчезли из обихода.
назад
dereven-ka.ru
Русские головные уборы и правила их ношения
Важнейшая и обязательная часть повседневной и праздничной русской одежды — женские головные уборы. Головной убор многое говорил о женщине его носящей, он был «говорящей» частью национального костюма. Попробуем разобраться в правилах ношениях и видах головных уборов.
Головной убор мог сказать человеку, смотрящему на женщины из какой губернии она прибыла, каково ее социальное положение, примерный достаток, но самое главное — замужняя ли это женщина или девица на выданье. Разделения в прическах у молодых незамужних девиц и замужних женщин было очень четким. Девица всегда носила одну косу и обязательно (в теплое время года) открывала макушку и саму косу, а замужняя женщина должна была иметь две косы, но волосы должны быть всегда скрыты от посторонних глаз. Свадьба даже предусматривала ритуал переплетения косы — девичью косу распускали и затем переделывали под особую женскую прическу.Источник:
Косы девушки украшали лентами, но основная красота женской прически — длинные, блестящие, здоровые волосы по которым женихи могли судить о здоровье потенциальной невесты. Две косы у замужней женщины символизировали пару — муж и жена. Голова замужней женщины всегда должна быть покрыта платком или головным убором, не дозволяющим даже пряди выпасть из-под него.Огромным позором считалось опростоволоситься — те. остаться с непокрытой головой. Даже если покров срывался случайно, например во время ссоры, женщина имела право обратиться в суд, за наказанием обидчика.
Косы расплетались лишь во время магических обрядов, во время родов или на похоронах родителей.
Некоторые головные уборы
Платок на голове замужней женщины, особенно после Крещения Руси, считался символом женского благородства и чистоты, покорности и смирения перед мужем и Богом.
Также считалось, что замужняя женщина демонстрировала платком свою зависимость от мужа, и посторонний мужчина не мог ее тронуть или побеспокоить, платок давал женщине ощущение защищенности, безопасности, принадлежности мужу, добавлял женственности, скромности и целомудрия.Основной женский головной убор девушек имел единую основу — венок (перевязка, очелья)
Коруна (коруна, обруч, чильце, почелок, ряска, венец) — славянский девичий головной убор, из того же ряда, что и венок
Источник:
Кичка — головной убор на твердой основе, отличалась разнообразием и фантазийностью решения. Только по форме различают кички рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала и т.п.
Борушка (морхатка, моршень, сборник — головной убор замужних женщин, относящийся к типу кокошников-сборников.). Мягкая шапочка, расшитая золотыми и серебряными нитями
Сорока — старинный русский головной убор замужних женщин
Намётка (намитка) — старинный традиционный женский головной убор восточных славян. Представляет собой полосу из очень тонкого белого кужельного полотна, завязанного особым образом вокруг головы
Повойник (повой, повоец от повивать; укр. очіпок; белор. каптур) — старинный головной убор замужних женщин, представлявший собой полотняную шапочку, иногда с твёрдым очельем, украшенным галуном, полностью закрывавший волосы, заплетенные в две косы и
Убрус — часть головного убора замужней женщины — полотенце, прямоугольное полотнище 2 метра в длину и 40—50 см в ширину, богато украшенное вышивкой.
Укладывался вокруг головы поверх подубрусника — мягкой шапочки, закрывавшей волосы, — и завязывался или закалывался булавками.Кокошник — самый известный головной убор. Правда в том виде, как мы его знаем, например, у Снегурочки, с косой наружу — современная выдумка. Кокошник в своем первоначальном виде — шапочка на голову.
Однорогий кокошник — шикарный головной убор для замужней женщины, волос сзади прятались под платок. Вышивка, количество драгоценностей и размер показывал социальное положение женщины.
Источник:
Основа кокошника делалась из проклеенного или простеганного холста или картона. Сверху основа обтягивалась тканью и украшалась вышивкой, фольгой, бисером, драгоценными камнями, цветами, жемчугом. Часто вышивкой покрывалась затылочная часть кокошника
Кокошник представляет собой начельник (полукруг с лицевой стороны) и волосник или донцо (шапочка сзади). Сзади кокошник завязывался лентами. По краям кокошника могли быть жемчужные нити – рясны, а спереди сетка из жемчуга – поднизь.Двурогий кокошник
Источник:
Однорогие кокошники (последний — с шишками — олицетворение плодородия)
fishki.net
***Мужской головной убор*** Краткая история Шапка Ермолка Колпак Тафья
© Ольга Фёдорова, 2006
[1] Горелик М.В.
«Образ мужа-воина в Кабарии-Угрии-Руси» // Культуры
Евразийских степей второй половины
I
тысячелетия н.э. — Самара, 2001. Наверх
Архив новостей
| Одежда |
Вооружение|
Устройство избы
|
Звери и птицы
|
Травник |
Гостевая книга
|
Ссылки |
larussie.narod.ru
Добавить комментарий