Гусара фото – » » — (6 )

особенности, история и интересные факты

Как появилась гусарская накидка? Что она собой представляет? На эти и другие вопросы мы ответим в статье. Известно, что гусарская форменная одежда в 1812 году отличалась своим видом от обмундирования иных родов кавалерии. Это несоответствие объясняется происхождением данного вида войска. В русской армии гусары появились в середине XVIII века. В то время в неё шли служить выходцы из Венгрии, Сербии. Именно они принесли принадлежащий им вид обмундирования. Нарядность и необычность гусарской униформы понравилась, поэтому она прижилась и в России.

Комплектация

Гусара фото – " " - (6 )

Вы не знаете, что такое гусарская накидка? Обычно её называют ментиком. Униформа гусар в течение века немного видоизменилась, однако сохранила свои особенности. Она состояла из таких вещей: чакчиры, доломан, кивер, ментик, ботики, гусарский кушак, ташка. Сюда также относится вальтрап – один из компонентов конского убора. Кстати, у каждого полка имелись свои расцветки гусарского обмундирования.

Куртка

Что собой представляет гусарская накидка, мы выясним далее, а сейчас рассмотрим доломан. Это однобортная короткая (до пояса) куртка с невысоким стоячим воротником. На груди она расшивалась шнуровыми петлями в пятнадцать рядов, которые у офицеров имели золотистый или серебристый цвет (в соответствии с цветом приборного металла, приписанного полку).

Гусара фото – " " - (6 )

Солдатам полагались шёлковые шнуры серовато-белого или жёлтого цвета. У офицеров концы верёвочных рядов украшались золочёными пуговицами, а у рядовых – медными. Вокруг жгутов грудь офицерского доломана оторочивалась узким серебряным (золотым) галуном. Генеральские куртки точно так же украшались бахромой. Кроме всего прочего, галуном разной ширины обшивались воротники генеральских, офицерских и унтер-офицерских доломанов. Спинка этого изделия также расшивалась шнурами. Однако не всегда на куртке присутствовало 15 рядов шнуров. В зависимости от размера на ней их могло присутствовать от 11 до 18.

Цвет доломана, воротников и обшлагов в каждом полку были разные.

Ментик

Итак, вы уже знаете, что гусарская накидка называется «ментик». Это куртка, идентичная доломану, но её воротник, низ рукавов и изделия, края бортов оторочены мехом. Военнослужащие каждого полка носили ментики своего цвета, причём он не всегда совпадал с окрасом доломана.

Так, офицеры лейб-гвардии гусарского полка носили бобровый мех чёрного цвета, а солдаты и унтер-офицеры – чёрный недорогой. В армейских гусарских полках офицеры носили серый мех, рядовые – белый, а унтер-офицеры — черный.

Гусара фото – " " - (6 )

Летом ментики носили наброшенными на левое плечо, а зимой – поверх доломанов, надетыми в рукава. Чтобы это изделие не сваливалось, его подвязывали шнурком, который проходил под мышкой правой руки. Летом ментик не носили лишь гусары, вооружённые пиками. В военной обстановке перед атакой эта накидка снималась совсем или надевалась в рукава.

Гусарские музыканты (литаврщики, трубачи) имели на ментиках и доломанах добавочные украшения в виде так называемых «крыльцев» на плечах, жёлтой и белой тесьмы на рукавах.

Картины

Как накидка гусарская воспроизводилась на картинах? На многих полотнах, в том числе и написанных в XIX веке, изображены гусары, скачущие в атаку в ментиках, развевающихся с плеча. Эти сцены действительности не соответствуют. Внешне они выглядят красиво, однако колыхающийся на ветру ментик может с гусаром сыграть злую шутку в бою. Он мешает управлять конём, действовать оружием, может нарушить равновесие воина в седле и сбросить его на землю.

Хроника

Накидка гусарская имеет удивительную историю. Вообще короткая куртка, разукрашенная на груди шнурами, называется «венгерка». Эта вещь незаметно проникла в Россию. До того как русские гусары надели униформу, в которой победили Наполеона в 1812 году, её начали узнавать славяне, начиная с XV-XVI вв.

Гусара фото – " " - (6 )

Народная одежда венгров сформировалась на базе кооперации турецкого костюма с древним венгерским. Пару веков на землях Венгрии происходили беспрестанные военные столкновения Востока и Запада. Османский гнёт, многочисленные войны разоряли и опустошали государство.

Одновременно с венгерской старинной одеждой существовали и иные варианты – восточный и средневековый европейский костюмы. В дальнейшем именно элементы Востока были применены венграми и вошли элементами в национальную одежду.

Гусарская накидка с меховой опушкой очень красива. Головные уборы с султанами, детали кроя, меховая отделка, застёжки на груди, выполненные в виде рядов живописного шнура с кисточками и воздушными петлями – все эти дополнения превратились в обязательную часть народных нарядов венгров. Уже в XV веке они стали атрибутом мундира офицера лёгкой венгерской кавалерии. Именно они были гусарами, отражавшими атаки османской конницы.

Далее характерные черты костюма венгров начали циркулировать в Европе. Большая часть молодых венгерских воинов искала средства к существованию в иных странах. Принимая их на военную службу, начальство обращало внимание не только на воинскую славу этого народа, но и красочное национальное одеяние.

Венгерки

Как ещё называлась короткая гусарская накидка? Если вы будете знать, как появилась гусарская форма, вы поймёте, почему куртки – ментики и доломаны — часто именуют «венгерками». Но в то же время существовала и другая венгерка – штатская. Очень часто она представляла собой кафтан синего цвета, расшитый шнурами на груди. Это одеяние напоминало одежду допетровского периода. Русские помещики очень любили ее носить.

Гусарская форма и одновременно штатская венгерка были популярны почти до конца XIX века. Когда завершался XIX век, в моду вошла женская модификация венгерки или гусарской куртки – шерстяной короткий жакет, отделанный шнуром или тесьмой.

Гусара фото – " " - (6 )

На подиумах сегодня можно часто увидеть занятные модели женского облачения в стиле милитари. Именно поэтому можно полюбоваться элементами русской военной формы и венгерки. Нынешних дизайнеров окрыляют народные костюмы, ведь красота бессмертна.

Расцветки обмундирования по полкам

Многим нравится гусарская накидка. Название её теперь вы знаете. Приведём примеры расцветок обмундирования следующих полков:

  • Александрийский полк. Его бойцы носили ментик и доломан чёрного цвета, обшлага и воротник доломана были красными. У офицеров мех ментика был серый мерлушковый, у солдат – белый, а у унтер-офицеров – чёрный. Пояс-кушак и чакчиры чёрные. В комплект униформы входили: чёрная ташка с красной отделкой, чёрный вальтрап с красным украшением. Приборным металлом являлось серебро. Этих бойцов называли чёрными гусарами.
  • Ахтырский полк. Личный состав этого соединения носил коричневые доломаны и ментики, причём у доломана были жёлтыми обшлага и воротник. У офицеров мех был серый мерлушковый, у солдат – белый, у унтер-офицеров – чёрный. Эти военные также носили коричневые поясы-кушаки и синие чакчиры. Ташка у них была коричневая с жёлтой отделкой, а вальтрап — синий с жёлтым украшением. Приборным металлом являлось золото. В этом полку служил известный партизан войны 1812 года Давыдов Денис.
  • Гусары Белорусского полка носили синий доломан, чёрный ментик, причём воротник и обшлага доломана были красными. Мех ментика у солдат был белый, у офицеров – серый мерлушковый, у унтер-офицеров – чёрный. Каждый военный имел красный пояс-кушак, синие чакчиры, красную ташку с белой отделкой и синий вальтрап с белой отделкой. Приборным металлом являлось серебро.

fb.ru

Бессмертные эскадроны: кто такие «черные гусары»

На прошлой неделе стало известно, что в армии России появится Александрийская воинская часть. Это подзабытое название, однако оно является легендарным. «Бессмертные гусары», «черные гусары», «гусары смерти» — это все об одном из самых выдающихся русских боевых соединений.

Славу 5-му Александрийскому гусарскому полку довелось обрести за многочисленные победы: в боях русско-турецких войн рубежа XVIII-XIX веков, в Отечественной войне 1812 года, заграничных походах с 1813–1814 годов, в Первой мировой войне и многих других баталиях.

Почему же гусар нарекли именно «бессмертными»? Согласно легенде, такое название сформированному в 1776 году гусарскому полку было присвоено после сражения на реке Каубахе 14 августа 1813 года. В той битве александрийцы составляли одну бригаду со своими союзниками — грозными немецкими «Гусарами смерти».

После нескольких блестящих атак общей бригады, во время ливня и бури, генерал Блюхер, подъехав к русским воинам, забрызганным грязью, поздравил их, думая, что перед ним его гусары. Тогда временно командующий русским полком князь Мадатов поправил немца: «Это не „Гусары смерти“, а „Бессмертные“». С тех пор название и закрепилось.

Можно сказать, что в этом различии наименований кроется и глубокая смысловая разница между русскими и немецкими «черными гусарами», которых часто путают, даже чисто визуально.

Что касается обозначения «черные гусары», то александрийцев называли так из-за характерного цвета их униформы. Она за все время их существования не претерпела больших изменений. Правда, одно время на черных доломанах александрийцев были красные воротники и рукава, но вскоре все это было отменено, и форма стала носить полностью черный окрас.

Особо будоражит интерес «фирменная» эмблема александрийцев — серебряный череп. Раньше она означала храбрость в бою, а также являлась древнехристианским символом и в русской армии символизировала готовность умереть за Веру, Царя и Отечество, обретая тем самым бессмертие.

Отдельное место у «черных гусар» занимал нагрудный знак, который представлял из себя мальтийский крест с черепом в середине.

В начале ХХ-го века шефом «черных гусар» стала императрица Александра Федоровна. Кстати, она предпочитала называть полк именно «бессмертными гусарами».

В состав «бессмертных гусар» входило много выдающихся людей. Одним из них был поэт Николай Гумилев. Его служба в полку «черных гусар» выпала на годы Первой мировой войны. За время службы он получил 2-й знак отличия военного ордена «Георгиевского креста» за отвагу в бою. Так же сохранились военные письма с 1914 по 1917 годы по которым можно судить о тяготах военной жизни:

«Мы наступали, выбивали немцев из деревень, ходили в разъезды, я тоже проделывал все это, но как во сне, то дрожа в ознобе, то сгорая в жару. Наконец, после одной ночи, в течение которой я, не выходя из халупы, совершил по крайней мере двадцать обходов и пятнадцать побегов из плена, я решил смерить температуру. Градусник показал 38,7».

А с октября 1919 года в качестве полкового врача в Александрийском полку служил писатель Михаил Булгаков.

«Черные гусары» завершили боевой путь в 1920 году в Крыму. Часть александрийцев не расставалась со своей формой даже в эмиграции.

Историю победоносного Александрийского гусарского полка можно вспомнить, услышав их не забытый гимн.

«Кто не знал, не видал
Подвигов заветных?
Кто не знал, не слыхал
Про гусар бессмертных?…»

Который, кстати, прозвучал, но с другими словами, в советском фильме 80-х годов «Секретный фарватер».

defendingrussia.ru

Майор Бедряга VS «Черные гусары смерти». 1812 год.

Часто слышишь вопрос, почему Александрийские гусары называются «Безсмертными»?
Официальных документов, конечно, по этому вопросу не имеется, но существует легенда, возможно и правдоподобная, что это наименование было присвоено полку в Отечественную войну после сражения при р. Каубахе 14 августа 1813 года. За это сражение, Александрийский гусарский полк был награжден надписью на шапках «За отличие 14 августа 1813 года».

Легенда такова:
Во время боя у Каубаха, Александрийцы, с временно командующим полком полковником князем Мадатовым, составляли одну бригаду со своими союзниками немецкими «Гусарами Смерти». После ряда блестящих атак этой бригады, во время проливного дождя и бури, генерал Блюхер, подъехав к Александрийцам, забрызганным грязью «с киверов до пят» поздравил их с блестящей атакой, полагая, что это его «Гусары Смерти».
Когда выяснилась ошибка генерала Блюхера, то князь Мадатов, доложил, что «это не «Гусары Смерти», а «Бессмертные».

С тех пор Александрийцы и присвоили себе это наименование, которое существовало еще в древние времена при персидском царе Ксерксе, имевшем при себе лучших воинов-телохранителей, которые назывались «Бессмертными» — по гречески «Атхантой».

В 1913 году, в столетний юбилей сражения при Каубахе, Александрийцам Высочайше пожалованы на парадные шапки, вместо Государственного герба, серебряные черепа, совершенно такого же образца, как у немецких «Гусар Смерти». Название «Безсмертные» так укоренилось, что и в официальных случаях это наименование повторялось, так, например: в своих поздравительных телеграммах, шеф полка Государыня Императрица Александра Феодоровна называла свой полк «Безсмертным», что давало возможность считать это наименование почти законным.

Что касается «Черных Гусар», то это название весьма часто встречается в совершенно официальных документах. Называя другие полки их настоящим наименованием, Александрийцев называют «черными Гусарами». Для примера достаточно указать рапорты Командующего 3-й Обсервационной Армией графа Тормасова.
Еще в те времена, когда все полки русской армейской конницы были драгунские, цвет мундира Александрийцев был черный. С возвращением старой гусарской формы, первое недолгое время на черных доломанах Александрийцев воротники, обшлага на рукавах были красные, также и чакчиры были краповые – все это вскоре было отменено и воротники, обшлага и чачкиры были заменены черными.

Череп в Александрийском полку был эмблемой полка. Не говоря о Высочайше утвержденном нагрудном полковом знаке офицеров и гусар, изображающем черный мальтийский крест с черепом, многие предметы офицерского собрания были с этой эмблемой.
Так например: серебряные канделябры на черепах, вместо ножек, весь столовый прибор: серебряные стаканы для вина, ножи, вилки, ложки, солонки, пепельницы – все это было с черепами, ткаными черепами были украшены скатерти и салфетки, тарелки, так же с черепами. Две большие братины на подносах с факсимиле изображали черепа со сложенными костями вместо подставок. Одна из этих братин, вмещавшая четыре бутылки шампанского, по завещанию бывшего Бригадного Генерала маркиза де Траверсе (Кирасир Его Величества), была ценным даром собранию, а другая, вмещающая две бутылки, была приобретена офицерами полка.

На балконе офицерского собрания, выходящим в городской парк в г. Калише, находился большой металлический череп и в впадинах глаз с вечера всегда светились электрические лампочки, освещая прилегавшую площадку. Интересно отметить: в нынешнем году из Польши в Париж приезжала дочь бывшего Александрийского ротмистра Лялина, которой удалось побывать на старой стоянке Александрийцев в г. Калише, и она лично видела сохранившийся до сего дня череп на балконе. Вот краткие сведения о «Черных» и «Безсмертных» гусарах.

oper-1974.livejournal.com

Гусарская баллада — Песни странствующего подмастерья

Я не специалист по военной одежде,  я любуюсь некоторыми её видами издалека. Есть те, кто знает досконально, как выглядели ментики и доломаны, потому некоторые сведения я возьму с сайта, где написали кое-что об истории гусарского костюма. Когда снимают исторические фильмы, художник по костюмам консультируется у тех, кто изучает тонкости военного костюма определенной эпохи. Да и живописных портретов хватает для изучения этой темы.
Мне любопытно влияние на женскую одежду. Пускай мужчины нас дразнят «обезьянами», — у нас просто хорошо развито эстетическое восприятие реальности. А гусар  в полном облачении — красавец, ну как не захотеть такого же мундира ?

Гусара фото – " " - (6 )

Гусары появились в Венгрии в 15 веке и были элитой кавалерии. Неслучайно куртка в гусарском стиле до сих пор называется «венгеркой». Возможно, что на костюм гусара повлиял народный костюм, как бы то ни было, постепенно сложился гусарский мундир в его полном великолепии.

Гусара фото – " " - (6 )

Процитирую сайт : «
Наиболее примечательным элементом их ослепительной формы был доломан — цветастый мундир, украшенный двумя рядами золотых пуговиц и шнурами белого, красного или желтого цвета, со стоячим воротничком и остроконечными манжетами. Кроме того, на левое плечо набрасывалась специальная накидка (ментик), иногда сшитая из меха пантеры или какого-то другого дикого животного. Кожаные сапоги до голени, головной убор с кокардой и полевая сумка сабреташ (Фр. sabretache — в буквальном переводе с немецкого sabeltasche — карман для сабли) довершали этот образ. Гусары были опытными разведчиками, стрелками и охранниками и пользовались большой популярностью во многих европейских армиях, причем у каждого гусарского полка была своя форма, отличающаяся цветом и отделкой. Эта чарующая форма являлась ярким дополнением к героическому ореолу, окружавшему гусар:

Их отороченные мехом шинели, мундиры, облегающие лосины отличались разнообразием цветов и оттенков (небесно-голубой, темно-бордовый, серебристо-серый, светло-зеленый, ярко-синий, темно-зеленый), были украшены бахромой, вышивкой, шнурками, лентами и аксельбантами. Их шелковые пояса и меховые шапки (гусары носили каракулевые шапки, а гренадеры — из медвежьего меха)… Эти молодые люди, затянутые в модную форму, воистину имели гордый вид (Michel Ney, цит. по David 2003:12).

Гусара фото – " " - (6 )

Эта форма отличалась такой сложной детализацией и была настолько стильной, что, казалось, исключала всякую военную деятельность. Со временем гусаров стали воспринимать скорее как «модных персонажей», нежели «военных героев». Молодые люди, не имевшие «никакого намерения рисковать своей жизнью на любом поле боя дальше Пале-Рояля, предпочитали военные воротнички а la hussarde (фр. — по-гусарски и наглухо застегнутые пальто».

Впрочем, постепенно большее внимание начинает уделяться не ярким краскам, а качеству покроя. Офицерская форма сохраняла цветные декоративные элементы, подчеркивающие количество совершенных подвигов или обозначающие чин, но со временем власть, статус и место в иерархии стали выражаться через «приглушенные» цвета — черный, серый, синий, белый и хаки. Яркие же цвета использовались для галстуков, головных уборов, украшений, медалей. Благодаря этой комбинации французской военной форме «завидовала вся Европа». Это побудило другие европейские страны вступить в соревнование за «самую ослепительную и блестящую» военную форму»:

Что и говорить ! Эта стильная, в нашем современном понимании, форма обеспечивала кавалергардам успех у прекрасного пола. Жизнь  в городе начиналась с приходом «эскадрона гусар летучих», балы приобретали блеск, на щеках дам появлялся румянец,  а у душек-военных была «в сердце томная забота, безымянная печаль».

Гусара фото – " " - (6 )
Я даже назову эту форму сексапильной, разве нельзя назвать Давыдова с известного портрета Ореста Кипренского секс-символом своего времени ?
А уж в стихах Дениса Давыдова жизнь гусара воспета с лучшей стороны:
«Да, я гусар давно, всегда гусар
И с проседью усов я раб младой привычки
Люблю разгульный шум, умов, речей пожар
И громогласные шампанского оттычки !»
Слово какое вкусное «оттычка».

Хотя многие из них всё-таки были героями войны с Наполеоном, а не только прожигателями жизни. Эти генералы 12 года, воспетые Цветаевой, с глазами, как «бриллианты».
Кавалергарда век недолог , но прекрасен. Лихость в бою и на балу .

Гусара фото – " " - (6 )

Понятно, что » застенчивым девушкам, жадным и юным, сегодня всю ночь приближались кошмары — гнедой жеребец под высоким драгуном, роскошная лошадь под пышным гусаром».

Форма шла почти всем, Лермонтов не красавец, но в форме тоже хорош.
Как-то я в Историческом музее в зале, где выставлены ментики, взялась пересчитать пуговицы, их получилось сто штук ! Но не только для красоты пришивались они, пуговица могла спасти жизнь !

 
Гусара фото – " " - (6 )

 Что доказал поручик кавалергардского полка Жорж Дантес. Пуговица спасла ему жизнь во время дуэли с Пушкиным. Поручик вел себя, как классический гусар, которому вменялось в обязанность иметь интрижку с дамой, пускай и замужней.  Да и  какие тут проблемы, когда «течет шампанское рекою , и взгляд туманится слегка, и все как-будто под рукою…»

 
Гусара фото – " " - (6 )

Разумеется, одеть гусарскую форму для красоты впечатления хотели многие вплоть до царственных особ.
Например, король Альфонс , увековеченный художником Хоакином Соролла.

Гусара фото – " " - (6 )

А это кто ? Даже не угадать сразу ! Уинстон Черчилль. Не всегда он был толстяком с сигарой после рюмки армянского коньяка, который предпочитал прочим , с думой на челе про Западный фронт.

Гусара фото – " " - (6 )

А это молодой Николай Второй в 1889 году.
Гусара фото – " " - (6 )
Принцесса Виктория-Луиза прусская. Какой у неё череп ! Ухх !

Гусара фото – " " - (6 )

Еще она же. Обратите внимание, что все мундиры очень похожи.

Гусара фото – " " - (6 )

Вот мы и приблизились к гусар-девицам. Кто был первой ? Надежда Дурова, протопип Шурочки Азаровой ? Она не была так хороша, как юная Лариса Голубкина, которая «девкой была бы краше». Но одевать военную форму дамы начали задолго до неё, были женщины-воительницы в истории, Жанны.д.Арк.  Были еще и маркитантки, чей вид описан:
Грудь подбивалась, талия стягивалась, на бедра натягивались туго облегающие лосины, а на ноги — блестящие кожаные сапоги. Украшения отличались многообразием: серебряные аксельбанты, золотые погоны, канты, ленты на эфесах шпаг бархатная отделка, серебряные и золотые пуговицы, шелковые лацканы, медвежьи шапки, кивера (ивер представлял собой остроконечный головной убор цилиндрической формы, украшенный перьями (Schick 1978:246; Alber 199:44-6), шлемы с гребнями и развевающиеся плюмажи. Цвета тоже отличались экстравагантностью. Мундиры, ментики и брюки, казалось, могли быть любых оттенков — вишневого, небесно-голубого, желто-зеленого, малинового, сизого, индиго (McDowell 1997:78-9).

Женщина, одевая мужскую одежду не  только стремилась к удобству в походных условиях и не только искала способ показать красивые ножки в лосинах. Она утверждала  при помощи одежды равность мужчине.  Царица Хатшепсут приклеивала себе мужскую бороду, Екатерина Вторая, решившись взять власть в свои руки, переоделась в форму офицера гвардейского Преображенского полка. На портрете В. Эриксена она изображена верхом  на своем коне Бриллианте в свой звездный час дворцового переворота.

Гусара фото – " " - (6 )

Кавалергарды появились в России в 1724 году в качестве почетного сопровождения кортежа во время коронации Екатерины Первой.
Екатерина Вторая не забывала, кто её поддержал, в кавалергардском полку служили её фавориты. Она выходила к своим красавцам-военным в специальном мундирном платье и даже повелела, чтобы дамы шили себе мундирные платья.
 Мундирное платье представляло собой микс из военного костюма, национальных мотивов, элементов французской моды того времени. С одной стороны, форма, с другой , стремление вернуть национальные мотивы, изгнанные Петром Первым, с третьей — просвещенный демократизм хотя бы в отношении двора. В книге Благово Рассказы бабушки» как раз написано о платье, которое одевали на «куртаги»: » У матушки было платье: юбка была атласная, а сверху вроде казакина или сюртучка довольно длинного, из стамеди стального цвета с красной шелковою оторочкою и на красной подкладке».
Мундирные платья впрочем не прижились, а платья Екатерины сохранились с некотором количестве,  а  с ними и её габариты, кстати.

Гусара фото – " " - (6 )

В 70 е годы 19 века, между прочим, был в моде дамский костюм по примеру гусарского , называвшийся «денисом». В честь Дениса Давыдова, естессно.
Нет у меня фото такого костюма, но есть костюмы из собрания музея Виктории и Альберта.
Дамы с удовольствием использовали элементы военного костюма , когда дело доходило до конных прогулок, в историю моды он так и вошел под названием «riding costume» — костюм, который держали для охоты и просто для поскакать по росе на любимом коне.
1770 год.

Гусара фото – " " - (6 )

1850, видно, как похож костюм женщины вплоть до головного убора на мужской гражданский костюм того времени.

Гусара фото – " " - (6 )

Отделка сутажом сразу вызывает в памяти гусарские мундиры.
1885-86

Гусара фото – " " - (6 )

К слову сказать, военным мы обязаны многим. Сами названия : кардиган, реглан — на самом деле фамилии мужчин, которые ввели в моду определенный покрой. А галифе, которое стало модным вместо обтягивающих ногу лосин, связано с генералом Галифе, нога которого была изуродована в сражении. Не желая демонстрировать всем увечье, он одел на бал брюки специального покроя, и тут же стал законодателем мод !
И этот фасон тоже прикарманили женщины !

Гусара фото – " " - (6 )
Галифе теперь постоянный участник дефиле, говоря в рифму. Покрой, который периодически снова на пике моды.
Вот, например, коллекция от Гуччи -лето 2011. Обратите внимание не только на галифе, кожаные куртки тоже отдаленно напоминают своей бахромой бахрому на эполетах, а поперечные складки и тиснение на жакете справа — ментик гусара.

Гусара фото – " " - (6 )
Или вот этот скромный жакет с отделкой и двойным рядом пуговиц, он вполне «милитари».

Гусара фото – " " - (6 )
Недавняя, 2009 года коллекция от дома «Balmain», современные кавалерист-девицы. Пускай они теперь оседлывают»харлей-дэвидсоны»,  а не коней,  историческая подоплека нам видна.

Гусара фото – " " - (6 )

Гусара фото – " " - (6 )

Гусара фото – " " - (6 )

Коллетт Динниган, 2010

Гусара фото – " " - (6 )

Ну, и коллекция от AF Vandervorst этого лета. Ментик стильно было носить слегка спущенным с плеча. еще во времена Дениса Давыдова. А полковое знамя вполне подойдет для юбки.

Гусара фото – " " - (6 )

Гусара фото – " " - (6 )

Гусара фото – " " - (6 )

Гусара фото – " " - (6 )

Гусара фото – " " - (6 )

Гусара фото – " " - (6 )

Гусара фото – " " - (6 )

Цитаты об истории военного костюма отсюда : http://www.histclo.ru/military-form-2.html

vita-colorata.livejournal.com

Польские гусары

Первые кавалерийские части появились у поляков практически одновременно с появлением польского госсударства. Известны так называемые «Кольчужные дружины» эпохи Мешко I и Болеслава Хороброго (2-я половина X века — начало XI века). Именно благодаря сильной конице Польша вначале не расматривалась рыцарскими орденами Меченосцев (с 1202) и Тевтонов (в Европе с 1226) в качестве целей их восточной экспансии.

У литовцев же до образования Литовского княжества не было тяжелой коницы, а существовали легкие коные отряды, вооруженные дротиками и дубинками. Они, естественно, не могли выдерживать удары тяжелой рыцарской коницы, что и привело к захвату орденами ряда славянских земель и уничтожению славянского племени пруссов как народа.
Не будем останавливаться на дальнейшей истории тяжелой польско-литовской коницы, а перейдем к конице иррегулярной, из которой и развились со временем гусарские подразделения.
Уже в битве под Грюнвальдом важную роль в победе сыграли татарские конные части, своими телами прорвавшие первую линию орденской обороны. Также наемников из числа польских иррегулярных частей и казаков использовали имперские войска во время Тридцатилетней войны.
Во время войн с Швецией (1630-1660) поляки также нанимали иррегулярную кавалерию из числа литовцев, татар, валлахов, сербов и венгров. Шведский фельдмаршал Виттемберг писал:»…они отличные наездники, умеющие быстро пользоваться каждым удобным обстоятельством, но не любящие иметь дело со стройными рядами…». Тем не менее Швеция, не имевшая иррегулярной коницы, не решалась на серьезные боевые действия до получения подкреплений из числа запорожских казаков (1630).
До начала XVI века польская конница состояла из тяжеловооруженных «копейных» рот и легко вооруженных всадников из литовцев, татар, молдован, валахов, сербов и запорожцев.
С созданием Речи Посполитой в результате объединения Польши с Литвой, для контроля над южными и восточными границами понадобились иные формирования, более легкие чем копейные, состоящие из природных конников. Сам проект содержания постоянных отрядов на рубежах Союза назывался Оброна Поточна, а его первым руководителем стал Петр Мышковский. Так появились первые гусарские формирования в Польше. Изначально всадников набирали из инородцев, в большинстве из сербов, а позже из поляков. Гусарские роты делились на копийников и стрельцов. Причиной тому было малое количество тяжелой конницы, выделенное для Оброны Поточной. Следовательно, легкие гусары были вынужденны применять оба вида конной схватки: плотный и рассыпной строй.
На картине «Битва под Оршей» (1514) гусары-копейщики изображены в своеобразных фетровых или меховых шапках, украшенных перьями, или в венгерских шапочках-«магерках». Доспехов, кроме простеганных кафтанов, они не имели и были вооруженны асимметричными щитами-«тарчами», саблями и копьями-«древами».
Позже гусарские формирования распространились по всей Речи Посполитой и образовали легкую коницу, наряду с имевшейся рыцарской. Каждый копейщик или «товарищ» должен был являться на службу в сопровождении нескольких стрелков, называвшихся «пахоликами». Число их могло разниться и иногда доходило до 14 и более. Бывали и такие случаи, когда копийник приезжал в одиночку. Пахолики вооружались за счет товарища, поэтому имели разные виды оружия, включая и огнестрельное.
К середине XVI века необходимость в тяжелых копийных ротах начинает уменьшаться из-за распространения огнестрельного оружия. Но в тяжелой конице, как в таковой, нужда не исчезла. Поэтому пришедший к власти Стефан Баторий (1576-1586), талантливый дипломат и полководец, осуществил давно назревавшую реформу в армии, в частности в кавалерии.
Крылатый гусар, 17 век Популярные среди шляхты гусарские формирования превратились в тяжелую коницу кирасирского образца. В число товарищей стали приниматься состоятельные землевладельцы, имеющие годовой доход не менее 50000 злотых. Как правило, каждый товарищ должен был иметь при себе 4-х пахоликов, но допускались и иные варианты. По поводу вооружения гусара Стефан Баторий давал следующие указания: «…а те солдаты, которые будут служить в гусарах, должны иметь хороших лошадей; выходя на войну, должен он садиться на коня с копьем, в латах, в налокотниках, в шлеме, с коротким ружьем, с саблей, с кончаром или с палашом…» Обычно в бою товарищи облачались поверх доспехов в звериные шкуры. Встречались барсовые, леопардовые, белого или бурого медведя, волчьи, тигровые, рысьи и, надо думать, иных зверей.
Товарищи, а часто и пахолики, надевали своеобразные крылья, сделанные из индюшачьих, орлиных, гусиных перьев. Вначале крылья изготавливали небольшого размера и крепили либо на щите, либо у луки седла, сбоку или сзади. Считается, что во время скачки они издавали неприятный для слуха неподготовленной лошади звук. Те начинали беситься, не подчинялись воле наездника, и, таким образом, конный строй противника разрушался. Позже, к середине XVII века, крылья у гусар увеличились в размерах. Крепились они жестко к спиной части доспехов и нависали над головой кавалериста. Таким образом, в дополнение к сказанному выше, крылья приобрели и другое назначение — они защищали гусара от петли аркана, и от тяжелых травм головы при падении, так как смягчали удар. Другие исследователи полагают, что крылья вместе с доспехами, украшенными шкурами медведя, тигра и леопарда, и длинным копьем, с многоцветными вымпелами на наконечниках, сделанные из перьев орла, лебедя и дикого гуся, должны были деморализовывать противника. В подтверждение этой гипотезы можно привести слова участника битвы при Вене (1683), сравнившего польских гусар, атакующих турецкую армию, с ангелами, спускающимися с небес, дабы покарать безбожников. Согласно одним источникам эта манера украшения доспехов пришла из Азии, после чего и распространилась в странах, ставших частью Турецкой империи. Согласно другим — истоки следует искать в средневековой Сербии.
Пахолики по-прежнему снаряжались за счет гусара и могли быть вооружены самым различным оружием. Роты были различными по численности — от 50 до 120 всадников. В то время, как в Европе постепенно отказывались от копий, в гусарских ротах их по прежнему использовали. Длина копья могла быть от 6 до 6.5 метров и, поскольку всадник, хорошо владеющий таким оружием, доставал врага в рукопашной раньше, чем тот успевал приблизиться на длину клинка, преимущество в этом случае было на стороне гусара. Во многом благодаря этому были выиграны несколько сражений, покрывших гусар славою, таких как бой под Клушино (1610) против шведов и бой с русскими под Чудовом (1660). Кроме копий гусары были вооружены саблей (karabela boyova), прямым мечом 170 см для прокалывания брони (konzerz) и двумя пистолями, находившихся в прикрепленных к седлу кобурах.

Гусара фото – " " - (6 )

Источник:

Гусара фото – " " - (6 )

Источник:

Гусара фото – " " - (6 )

Источник:

Гусара фото – " " - (6 )

Источник:

fishki.net

Венгерские гусары. И жизнь, и слёзы, и любовь.

Гусара фото – " " - (6 )
Венгрия, Будапешт

О том, что гусары по происхождению — венгерские воины, я узнала лет 10 назад из статьи в российском журнале. Узнала и забыла. А когда приехала сюда, то гусары были первыми венграми, на которых я обратила внимание после того, как сошла с поезда. Приехали мы сюда ранней весной, поэтому гусары были такими.

Эта коллекция насчитывает 18 конных статуй. Один гусар постоянно находится возле конюшни графа Фештечича (сейчас Музей карет) — на Балатоне, в Кестхее. Один раньше стоял возле Музея военной истории в Будапеште (возможно, он есть там и сейчас — навещу в следующий приезд). Если честно, не знаю, установлены ли какие-то из этих статуй ещё где-то постоянно, но каждый год, перед днём 15 марта, многие из них появляются на самых известных и людных площадях венгерской столицы.

Гусара фото – " " - (6 )
Венгрия, Будапешт

Самое полное представление о гусарах — кто такие, как были одеты, что делали — я получила только сейчас, после посещения выставки «Артефакты из шестивековой истории венгерских гусар» (Кестхей, замок графа Фештетича, май-сентябрь 2014; основа выставки — частные коллекции). И наконец-то все пазлы для меня сложились.

Гусара фото – " " - (6 )

История венгерских гусар — такая, какую можно услышать из уст тамошних историков и хранителей древностей — начинается в первой половине 15 века. Тогда срочно требовалось укрепить пограничные заставы на юге страны, чтобы защититься от набегов турок. Конница турок была быстрая, лёгкая и маневренная, поэтому противостоять ей могли только аналогичные войска. Из венгерских и сербских всадников и были сформированы первые отряды гусар, которые были вооружены кавалерийской пикой, саблей, щитом «тарч», имели открытые шлемы и часто носили кольчугу или бехтерец.

Мы все знаем гусарскую военную форму такой, какой она была в 18-19 вв, но у самых первых, как и у самых последних венгерских гусар, она была другой.

Гусара фото – " " - (6 )
Фото: www.wikipedia.hu

Говорят, что происхождение слова «гусар» (венг. Huszár) «скрыто в глубине веков». Есть исследователи, которые поддерживают его сербское происхождение, другие же версии толкуют, что слово происходит от названия венгерского числительного húsz — «20».

Известно, что в 1474 году 8 тысяч гусар под предводительством короля Матьяша вынудили сдаться в плен 25-тысячную армию короля Чехии. После этого события Антонио Бонфини написал о венгерских гусарах следующее: «Нет воинов лучше них, никто в мире не может лучше них переносить жару и холод, усталость и лишения. Они уважительны, достаточно религиозны,не буянят в лагере, им чуждо богохульство, нарушение данного слова, нечестивые любовные утехи…»

Гусара фото – " " - (6 )
Тот самый щит «тарч». Считается, что он имеет форму капли или слезы.

Гусары составляли 90% кавалерии армии Ференца Ракоци II (это около 30 тыс.человек) и участвовали в антигабсбургской национально-освободительной войне венгерского народа 1703—1711 годов. После заключения Сатмарского мира, часть гусар была зачислена в императорские полки, а те, кто эмигрировал, создавали гусарские отряды при европейских правящих домах.

С конца 17 века венгерские гусары — смелые, инициативные, решительные, виртуозно владеющие саблями — стали появляться при дворах европейских монархов. Известно, что в армии французского «короля-солнце» Людовика XIV было три гусарских полка. Русские гусары — это тоже «копия» венгерских гусар: они пришли, вероятнее всего, сначала через Польшу (Речь Посполитую) в 17 в, но не прижились. Затем, уже к середине 18 века, гусарские полки возобновили своё существование в России как пограничные войска и сначала комплектовались преимущественно иностранцами.

В кавалерии империи Габсбургов в 1740 году было 8 гусарских полков, полностью укомплектованных венгерскими всадниками, а в правление Марии Терезии, которая делала ставку на рыцарские качества дворян, таких полков было уже 12. Столько же их служило под знамёнами Австрийской империи после окончания наполеоновских войн.

Гусарские полки различались по номерам подразделений, по имени владельца и по цветам мундиров. Яркая одежда выделяла этих всадников среди других воинов.

Гусара фото – " " - (6 )
Венгрия, Кестхей

19 век — время революций в Европе. 15 марта 1848 года считается днём начала национальной революции в Венгерском королевстве, входившем в состав Австрийской империи (подробнее см. ссылку)

«Гусары героически сражались во всех битвах Национально-освободительной борьбы, но они вынуждены были склониться перед превосходящими силами австрийского императора и российского царя и под руководством генерал-лейтенанта Артура Гёргеи сложить оружие у населённого пункта Вилагош. Расправа не заставила себя ждать — фельдцейхмейстер Гайнау приказал казнить многих гусарских генералов и штабных офицеров. После подавления национально-освободительной борьбы венгерских гусар из Национальной гвардии зачислили на службу в императорскую армию, и большинство из них вновь были расквартированы за пределами Королевства Венгрии. Тех офицеров, которые не были приговорены к заточению в крепости, разжаловали. Были созданы два новых гусарских полка.» (из сопроводительного текста к выставке).

В 1867 году Австрия и Венгрия подписали договор о равноправии, была создана Австро-Венгерская монархия. В результате переговоров были удовлетворены практически все требования, которые выдвигались во время освободительной борьбы 1848-1849 гг.

Были сформированы совместные императорские и королевские полки, но подразделения гусар укомплектовывались только с территории Королевства Венгрии. Этот род войск представлял собой войсковые формирования первой линии. Венгерская армия выступала под собственным знаменем, командным языком в ней был венгерский, солдаты носили венгерскую форму.

Гусара фото – " " - (6 )

Гусары носили красные брюки, синюю или голубую верхнюю часть формы и более низкие, чем раньше, киверы разных цветов. У гусар из Венгерской Королевской армии галуны были не чёрно-жёлтые, как у императорских, а вишнёво-красные. На киверах у них был не двуглавый австрийский орёл, а герб Венгрии.

Гусара фото – " " - (6 )

На рубеже веков среди гусар возникли новые подразделения: в полках появились взводы сапёров, связистов, пулемётчиков, хотя огнестрельное оружие имелось на вооружении у гусар и раньше.

Гусара фото – " " - (6 )

В преддверии Первой мировой войны цвет униформы армии монархии сменился на мышино-серый, и только гусары по-прежнему имели нарядные яркие мундиры. Из-за этого всадники были прекрасной мишенью на поле боя и уже не могли противостоять вражеской пехоте и артиллерии. Поэтому после Первой мировой количество гусарских полков было ограничено до 4-х, их одежда также стала более «камуфляжной», а сами воины выполняли боевые задачи спешившись, стреляя из карабина или пулемёта.

Гусара фото – " " - (6 )
Так выглядели венгерские гусары в начале 20-го века.

Гусара фото – " " - (6 )
Почтовые открытки 1914-1918 гг.

«Последнюю классическую кавалерийскую атаку выполнил гусарский полк под руководством Кальмана Микеца на территории Украины во время Второй мировой войны. Зрелище гусар, атакующих с саблями наголо, настолько поразило солдат Красной армии, что они сломя голову бежали со своих позиций» (из сопроводительного текста к выставке).

Гусара фото – " " - (6 )
Униформа времён правления Миклоша Хорти (1920-1944 гг). Слева — офицерский гусарский головной убор

С окончанием Второй мировой войны закончилась история венгерских гусар. Закончилась совсем не романтично. Но гусары для Венгрии — это предмет всеобщей любви, национальное достояние или, если хотите — такой же хунгарикум, как паприка. Яркие мундиры сейчас можно увидеть не только на подобных выставках, но и во время некоторых праздников или реконструкций определённых исторических событий. Так, в сентябре в Будапеште проводится грандиозное мероприятие: Nemzeti Vágta / Национальный галоп (скачки). Площадь Героев становится центром зрелищного шоу,навыки верховой езды показывают даже девушки!

Гусара фото – " " - (6 )
Прямо как в советском фильме «Гусарская баллада»! Фото www.vaskarika.hu

Каждый год 15 марта Венгрия вспоминает гусар обязательно!

Гусара фото – " " - (6 )
15 марта 2015 г, Венгрия, Кестхей

И женское сердце всё так же вздыхает в такт лошадиных копыт, как и тогда 🙂

Венгерский композитор Имре Кальман. Оперетта «Принцесса цирка» / Kálmán Imre. «Cirkuszhercegnő». Исполняется на языке оригинала.

На русском языке. Художественный фильм «Принцесса цирка», экранизация одноимённой оперетты Имре Кальмана. Ремейк фильма «Мистер Икс» 1958 года. СССР, 1982 г.

paprika-andlife.livejournal.com

Популярная анатомия гусара — Retro-cocktail

«Если хочешь быть красивым, поступи в гусары»
Козьма Прутков


Многим людям нравятся гусары, за их неповторимый и яркий облик. Недаром служба в гусарском полку была одной из самых дорогих. Но большинство названий предметов униформы и экипировки усложняют запоминание терминов. Итак для тех, кто не особо разбирается в теме я сделала небольшую табличку и картинки с пояснениями. Смотрим самые классические варианты, поэтому, например польские крылатые гусары не будут затронуты.

Гусара фото – " " - (6 )
Для иллюстрации взята открытка Олега Пархаева из небезызвестной серии.

Кольбак офицера 17-го Брауншвейгского гусарского полка. 1871-1918 гг.
Гусара фото – " " - (6 )

Кивер офицера 17-го Брауншвейгского гусарского полка. Первая половина XIX века.
Гусара фото – " " - (6 )
В строю гусары носили кивер или кольбак (шапку из меха с суконным шлыком).

Фуражка офицера 1-го Прусского Лейб-гусарского полка. 1871-1918 гг.

Фуражные шапки. Фотография из журнала «Старый Цейхгауз», №1(25).

А вне строя — фуражную шапку, фуражку или бескозырку, что зависело от страны и эпохи.

Доломан рядового 17-го Брауншвейгского гусарского полка. 1871-1918 гг.
Гусара фото – " " - (6 )
Доломан расшивался шнурами-бранденбурами, названными в честь герцога Бранденбургского (XVII век). Во второй половине XIX века круглые и полусферические пуговицы убрали и доломан с ментиком стали украшать металлические розетки и пуговицы-костыльки.

Ментик унтер-офицера 2-го Прусского Лейб-гусарского полка. 1871-1918 гг.
Гусара фото – " " - (6 )
По покрою он был аналогичен доломану, но воротник, края бортов, низ ментика и низ рукавов обшивались мехом. Ментик носился «в рукава» гусарами вооружёнными пиками и карабинами. Также многие рядовые гусары Великой армии выглядели достаточно неуставно не надевая ментика вовсе.

Доломан и ментик генеральского Л.-гв. Гусарского полка. Россия. 1817-1825 гг.

Саксонский гусарский шарф. 1871-1918 гг.

В Российской Империи гусарский шарф именовался кушаком. Одевался он в качестве пояса поверх доломана.

Чакчиры (или чикчиры) — гусарские штаны: узкие, в обтяжку, расшитые шнурами и галунами по швам, с цифровкой (расшивка шнурами, её сложность зависела от звания) в верхней части бедра, носившиеся в сапоги.

Сапоги венгерского гусарского офицера. 1914-1918 гг.
Гусара фото – " " - (6 )
Гусарские ботики имели го­ленища из твердой кожи, вырезанные спереди «сер­дечком» и украшенные шерстяными кис­точками, помпончиками или (в более позднее время) металлическими розетками.

Лядунка рядового «кирасирского» образца с гвардейской бляхой. 1805-1812 гг.
Гусара фото – " " - (6 )
В комплект гусарской амуниции входила лядунка, представлявшая собой небольшую жесткую коробочку для патронов к гусарским пистолетам. Лядунка носилась на лядуночной перевязи и располагалась сзади, а перед стрельбой передвигалась вперёд на грудь. Лядуночные перевязи обшивались галуном.

Ташка офицерская Павлоградского гусарского полка. 1812 г.
Гусара фото – " " - (6 )
В снаряжение гусара также входила плоская сумка — ташка, украшенная галуном и вензелями крепившаяся к портупее.

Русский гусарский темляк 12-го эскадрона. 1812 г.
Гусара фото – " " - (6 )
Темляк — согнутая пополам тесьма (нитяная, кожаная или из галуна) с кистью на конце, носимая на рукоятке (эфесе) меча, шпаги, сабли, шашки. В разных полках и эскадронах цвета кожи и кисточек разнились.

Вальтрап офицерский Павлоградского гусарского полка.
Гусара фото – " " - (6 )
Вальтрап — род верхнего чепрака, который кладётся не под седло, а сверху.

Многих замечательных вещей я решила не касаться, как например — походных рейтуз, гусарских галстуков и жилетов, мирлитонов, а также конструктивных особенностей кивера, поскольку взяла только самое общее и характерное. Думаю упущенное будет в следующем материале по данной теме.

kalte-winter.livejournal.com