Искусство говорить – Техника речи — искусство говорить красиво. Как научиться технике правильной речи?

Содержание

Техника речи - искусство говорить красиво. Как научиться технике правильной речи?

Как приятно слушать человека, речь которого грамотная и интересная одновременно. К сожалению, таких людей очень мало. Чаще всего подавляющее большинство косноязычны, не могут построить речь грамотно, как грамматически, так и стилистически, используют бедный словарный запас. А если таким людям приходится еще и выступать перед публикой, то последняя достойна сожаления.

Составляющие красивой речи

Техника речи - это совокупность нескольких составляющих, зная которые можно постепенно научиться этому искусству. Она включает в себя несколько факторов. И основной среди них - дикция. Техника речи была бы невозможна без четкого произнесения звуков - гласных и в особенности согласных. Кажется, что говорить внятно и четко - легко. В действительности же дела обстоят с точностью до наоборот, и обучение дикции может занять немало времени.

Кроме того, очень важно уметь говорить убедительно и эмоционально. Именно таким образом можно управлять аудиторией и влиять на нее. Выразительная, живая речь способна настолько увлечь людей, что они согласятся со всеми доводами оратора, сами того не желая.

И еще. Важно знать, что говорить. Техника речи скрывает в себе множество нюансов, которые просто необходимо учитывать и держать постоянно в голове.

Может, к логопеду?

Очень может быть, что вам придется вспомнить такого специалиста, несмотря на то, что вы уже вышли из того возраста, когда он так необходим. У некоторых людей во рту настоящая каша, и некоторые звуки произносятся абсолютно не так, как надо.

Иногда достаточно одного понимания, что вы делаете неправильно, чтобы начать говорить верно. Но нередко бывает так, что поправить ситуацию очень сложно, поэтому не стоит даже начинать. История знает немало примеров известных ораторов, у которых имелись непоставленные звуки, однако это не помешало им завоевывать аудиторию.

Идем на урок русского языка?

А вот русский язык вспомнить бы не помешало. Отличная техника речи немыслима без мастерски используемого родного языка. Мы очень обедняем и уродуем нашу речь, употребляя слова-паразиты и неправильно расставляя ударения. Что уже говорить о простых обывателях, если с экранов телевизоров или по радио - из уст профессиональных дикторов или журналистов - то и дело сыплются ляпы. Что из этого следует? Что современное телевидение очень вредно, даже с точки зрения одной техники речи. А уж о достоверности информации и говорить не хочется, тем более что это тема совсем иного разговора. А посему вернемся к рассматриваемой нами проблеме. Понятие техники речи очень емкое, но грамотность там занимает первое место. Хотите быть действительно хорошим оратором? Будьте добры, проштудируйте соответствующую литературу, научитесь излагать мысли грамотно, последовательно, четко и ясно. Возможно, потребуется нанять репетитора, но затраченные усилия того стоят.

И еще один нюанс. Почти каждый из нас говорит очень быстро, "съедая" многие слова и окончания. В быту это нормально, ибо здесь царит диалог - что не услышал, можно переспросить. Хотя, конечно, нужно стремиться к тому, чтобы и разговорная речь была чистой и красивой. Ну а уж на трибуне и подавно! Ведь здесь уже одна сторона слушает, а домысливать, что хотел сказать оратор, порой очень тяжело. А что мы наблюдаем в действительности?

Правильное дыхание

Оказывается, техника речи, дыхание, голос, дикция - это все одна связка, которая при исключении какого-либо элемента неминуемо распадется.

Дыхание, как правило, вызывает большое недоумение у людей. Все мы дышим и без этого не можем существовать. Что же тут сложного? Однако трудности есть, и немалые. Оратор подобен певцу или музыканту, играющему на духовых инструментах, которым просто необходимо правильно поставленное дыхание. Именно оно поможет сохранить четкость повествования, правильную интонацию, не даст голосу сорваться в ненужном месте.

Существует несколько видов дыхания. А именно: грудное, при котором плечи поднимаются вверх, брюшное и диафрагментальное. Как правило, женщины дышат грудью, в отличие от мужчин. Возможно, именно поэтому среди прекрасной половины человечества меньшее число хороших ораторов. Ведь в этом искусстве требуется диафрагментальное дыхание, то есть такое, при котором работает диафрагма.

Для его постановки необходимо выполнять нехитрые упражнения, но важно делать это регулярно. После небольшого периода постоянных и упорных занятий, которые по своей нагрузке ничем не отличаются от физических упражнений, вы заметите, что станете дышать совсем по-другому.

Как тренировать дыхание?

Правильная техника речи включает в себя ежедневные упражнения на развитие и оптимизацию дыхательного аппарата. Мы говорим всегда на выдохе, и особенно важно, чтобы он был длинным, но не доводил нас до изнеможения. В отличие от выдоха, вдох должен быть энергичным и коротким. В противном случае между словами возникали бы длинные неловкие паузы. Хотя сами по себе они тоже просто необходимы для красивой речи, тем не менее, эти промежутки не должны быть затянутыми. Вот почему необходимо выполнять упражнения на длительный вдох, при этом нужно следить, чтобы воздух заполнял собой область диафрагмы, а затем медленно, порционно расходовался. При этом не нужно доводить себя до состояния, когда человек уже израсходовал весь воздух, но продолжает говорить. Это выглядит не очень красиво. Лучше остановиться и вновь "взять дыхание".

Дикция тоже требует тренировки

Одновременно с выполнением упражнений на дыхание не стоит забывать и о дикции. Ей следует уделять небольшое количество времени, минут по 10-15 ежедневно. Очень скоро вы заметите, как ваша речь станет внятной и хорошо понятной для окружающих. Существует немало различных упражнений на дикцию. Но для начала нужно трезво оценить свою речь. Для этого достаточно будет просто записать свой голос на диктофон, а потом очень внимательно прослушать запись. Неплохо бы попросить кого-то другого оценить вашу дикцию, возможно, посторонние заметят то, что ускользает от вашего внимания и слуха.

Итак, обращайте внимание на следующие моменты:

  • Согласные звуки. Какие они: правильные или нет, не сглатываем ли их?
  • Как звучат мягкие согласные.
  • Как вы произносите согласные на стыке двух слов.
  • Как произносятся безударные гласные.
  • Как звучат согласные в разных частях слова.

Как правило, вы заметите какую-то общую тенденцию или ошибку. Возможно, другие, слушая запись, услышат что-то еще. Все это - фронт для предстоящей работы над голосом и речью в целом.

Понятие артикуляции

В общем-то, можно сказать, что дикция и артикуляция - это одно и то же. Существуют артикуляционные мышцы, которые участвуют в процессе становления звуков, и их необходимо тренировать. Эти мышцы формируют правильные звуки, вот почему важно, чтобы они были крепкими и сильными.

Для их укрепления можно и нужно выполнять специальную зарядку, которая включает в себя комплекс упражнений для языка, челюстей, губ и даже щек.

Можно просто покорчить рожицы, а потом слегка помассировать щеки и губы. Кроме этого, существует масса упражнений для детей с логопедическими проблемами. Самые распространенные из них - это "иголка", когда нужно сделать острый язык и тянуться как можно выше в носу, и "лопата", когда язык максимально расслаблен.

Поиски учителя

Если вас сильно заботит техника речи, курсы - это лучшее, что вам нужно. Можно долго учиться говорить красиво и правильно дома и не замечать грубых ошибок, которые сводят на нет все старания. Опытный педагог и наставник вовремя поправит и не даст закрепиться ошибке. Техника речи педагога будет выступать эталоном и путеводной звездой, которая не даст сбиться с пути. Именно специалист подскажет, когда вы уже будете вполне готовы для выступления перед людьми, и остановит, если еще слишком рано, и нужно еще потренироваться.

Что и как говорить?

Итак, даже если вы уже давно занимаетесь дикцией, постановкой дыхательного аппарата, но не знаете, что говорить, то вам ораторствовать еще рано. Нужно, чтобы в голове вовремя созревали красивые обороты и фразы, вовремя вспоминались нужные слова, и речь лилась ручьем. Для этой цели просто необходимо много читать и размышлять на разные темы. Нужно стараться подыскивать синонимы ко многим словам и увеличивать свой лексикон.

Речь многих людей пестрит словами-паразитами. Как правило, таким образом они заполняют неловкие паузы, возникающие время от времени. За этим нужно следить и не бояться тех самых пауз. Остановки в речи возникают тогда, когда мы недостаточно подготовлены, "спотыкаемся" и подбираем нужные слова и выражения. Этого не должно быть. Никаких экспромтов в начале пути! Чтобы достичь легкости и плавности повествования, необходимо много и упорно трудиться. Экспромты придут позже.

Также очень важно следить за темпом речи. Многие люди тараторят, сами того не замечая. Это очень мешает полноценно воспринимать речь. Нужно следить за тем, в каком темпе мы говорим, это не так уж трудно. Поначалу придется обращать на это внимание, а потом это войдет в привычку.

Жестикуляция

Жесты - наш второй язык. Он нам просто необходим, однако и тут есть свои правила. Жестов не должно быть слишком много. Также очень отвлекают размашистые движения. Вот почему нужно научиться управлять своим телом. Существует целая наука, изучающая мимику и жесты. Это кинесика. Даже поверхностное знакомство с ней принесет большую пользу, ибо вы научитесь хоть немного читать язык тела. Следует продумать каждый жест. Для начала изучите и объективно проанализиуйте те движения, которыми вы часто пользуетесь, а потом уже вносить коррективы.

Желательно все жесты продумать заранее, порепетировать перед зеркалом, продемонстрировать лучшим друзьям.

Если вы всем говорите: "Хочу говорить красиво... Техники речи такие сложные!", то вы вряд ли чего-то достигнете. Красивая и правильная речь идет рука об руку с верой в свои силы и успех. Все они необходимы практически каждому из нас, ведь успех и вера в себя - одни из главных составляющих современного мира.

Практикуйтесь - и у вас, несомненно, все получится!

fb.ru

Искусство говорить ярко и убедительно

Фильм "Вся королевская рать"

Фильм "Крестный отец"

И тогда Дон Карлеоне сделал импресарио предложение, от которого было невозможно отказаться...
скачать видео

Штатский Джонс был назначен в армейский учебный центр, где он должен был просвещать рекрутов по поводу различных правительственных обязательств перед ними, особенно о Страховании Жизни Военослужащих (СЖВ). Вскоре после этого лейтенант центра заметил, что Джонс имеет почти 100%-ю продажу страховок СЖВ, чего раньше никогда не бывало. Лейтенант сел в конце заполненной рекрутами комнаты и стал слушать торговую подачу Джонса. Джонс объяснил новым рекрутам основы СЖВ, а затем сказал: "Если у вас есть СЖВ и вы пошли в бой и погибли, - правительство обязано выплатить вашим наследникам 200 000$. Если у вас нет СЖВ и вы пошли в бой и погибли, - правительство обязано выплатить вашим наследникам максимум всего лишь 6000$". "А теперь", сказал он в заключение, "как вы думаете, кого они пошлют в бой первыми?"

Правила, помогающие убедить:

  1. Делайте свои слова сенсорно убедительными, когда партнер как будто видит то, что вы хотите ему показать, слышит то, что вы ему говорите, практически чувствует то, что вы хотите ему донести - обращайтесь ко всем трем его репрезентативным системам. См.→
  2. Правило Гомера. Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильный – средний - самый сильный. Силу или слабость аргумента определяет лицо, принимающее решение.
  3. Правило Сократа. Для получения положительного ответа по очень важному для вас вопросу поставьте этот вопрос на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, по которым он без затруднения скажет «да».
  4. Правило Паскаля. «Не загоняйте собеседника в угол». Дайте ему возможность «сохранить лицо». Следует предложить такое решение, которое дает возможность с честью выйти из затруднительного положения, а оппонент не будет чувствовать при этом неловкость, дискомфорт. Слова Паскаля: «Ничто так не разоружает, как условия почетной капитуляции» - как нельзя лучше подсказывают, в чем здесь дело.
  5. Повышайте свой статус: убедительность аргументов зависит от имиджа и статуса убеждающего. Не понижайте свой статус. Не следует начинать совещание со слов: «Я плохо подготовился», «Я сегодня плохо себя чувствую, поэтому вряд ли получится что-либо путное», «Я плохо умею говорить, но я попробую» и т.д.
  6. Берегите статус и имидж собеседника. Проявление неуважения, пренебрежения к собеседнику вызывает негативную реакцию, провоцирует конфликт.
  7. Создайте привлекательное впечатление. К аргументам приятного нам собеседника мы относимся снисходительно, а к аргументам неприятного – критически. Приятное впечатление на аудиторию производит выступающий, если у него грамотная речь, приятные манеры, внешний вид, он смотрит на слушателей и т.д.
  8. Ищите согласие. Желая переубедить оппонента во время совещания, начинайте не с разделяющих вас моментов, а с того, в чем вы согласны с ним.
  9. Старайтесь поставить себя на место собеседника. Проявите эмпатию. Эмпатия – способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Эмпатия помогает представить себя на месте собеседника, понять ход его мыслей.
  10. Будьте хорошим слушателем.
  11. Избегайте конфликтогенов. Конфликтогенами могут быть: проявления превосходства, агрессии, невоспитанности, грубости, угрозы, насмешки; высказывание замечаний, хвастовство, безапелляционность, навязывание советов, перебивание собеседника, обман, утаивание информации и др.
  12. Проверяйте, правильно ли вы понимаете друг друга.
  13. Следите за мимикой, жестами и позами – своими и собеседника.
  14. Поймите потребности и интересы партнера. Если ваше предложение окажется для него интересным, он им заинтересуется. Покажите, что предлагаемое вами удовлетворяет какие-либо из потребностей собеседника: физиологические, потребность в безопасности, принадлежать какой-либо общности, в уважении, признании, в самореализации, духовные потребности.

Фильм "Личная жизнь: радость близких отношений. Занятие проводит проф. Н.И. Козлов и психолог Марина Смирнова"

Практикум

Проанализируйте диалог с точки зрения нарушения правил убеждения:

Разговор состоялся в учительской во время перемены.

- Наконец-то я Вас нашла! По какому вопросу Вы вызвали меня? У меня очень мало времени…

- Я всегда вызываю родителей, если их ребёнок провинился.

- Что?! Мой ребёнок чем-то Вам не угодил? Ещё ни от кого я не слышала таких слов о моём ребёнке!

- Ну, извините!

- Вы, наверное, к нему придираетесь!… И я уже сказала, что у меня нет времени на разговоры!

- Это Ваш ребёнок или нет? Судя по Вашему разговору, Вы вообще не волнуетесь о нём, А он очень «расслабился»: домашнее задание не выполняет, дерзит на уроках.

- Вы знаете, дома он мне не дерзит.

- Ну, значит, я лгу вам, - перебила её учительница.- Тогда мы с вами будем разговаривать в другом месте – у вас на работе.

- А вы меня не пугайте этим, наведите сначала у себя порядок.

www.psychologos.ru

Риторика — искусство говорить красиво и правильно

Сейчас в мире идёт большой обмен информацией, причём совершенно разнообразной, и обмен осуществляется различными способами. В современное время, как бы печально это не было, но всё живое общение нам заменили Интернет c социальными сетями. Человек XXI века живёт в мире больших возможностей, инновационных технологий, так сказать, идёт в ногу со временем, и всё вроде бы хорошо, прогресс не стоит на месте, но, одно большое но, вместе со всем этим куда-то исчезает умение правильно и красиво говорить, излагать свои мысли. Многие уже давно перестали обращать внимание на элементарные грамматические или пунктуационные ошибки, которые допускают при написании чего-либо, поскольку это стало нормой. То же самое происходит и в устной речи. Порой человек говорит, и, похоже, сам не понимает, что он пытается донести до своего слушателя. В таком случае про слушателя и не стоит даже говорить, естественно, что он ничего не поймёт. Вот в этом вся беда современного общества. В языке столько слов, чтобы сказать, о чём думаешь, мечтаешь, что хочешь сделать, но многие и двух слов связать не могут, чтобы доходчиво выразить свои мысли.

Вот именно с этого момента и возникает вопрос: «Что же тогда такое правильное речевое общение? И каким оно должно быть?» О том, что говорить нужно не просто связно и правильно, но и красиво, прописная истина. Но мало кто может похвастаться тем, что его учили искусству красноречия и что он им обладает. Такой предмет, как риторика, преподают далеко не во всех школах, а если и включают его в программу, то часто не могут найти хороших учителей. Попросту говоря, красивая речь для большинства людей — это то, чему они якобы должны учиться, но не знают, как и где это можно сделать. Мы решили посвятить цикл статей этой важной теме — риторике, как умению правильно и красиво говорить.

Для каждого человека важно уметь общаться, так как такой навык является хорошим помощником во многих жизненных ситуациях. На коммуникативных способностях строятся почти все успехи на учёбе, работе, в личной жизни. Если информация подаётся оратором лаконично и структурированно, то она дойдёт до слушателей в лучшем виде. Наука, которая изучает все детали ораторского искусства, называется риторика. Именно благодаря ей можно сделать свою речь ясной и убедительной.

Риторика помогает придать речи ясности, конкретики, убедительности.

А правильное речевое общение или устная коммуникационная деятельность, по определению А.В. Соколова (родился в 1934 году, специалист в области социальных коммуникаций), «есть духовное общение социальных субъектов». Ещё в далёкой древности Аристотель, роль которого в разработке классической риторики наиболее значима, отвечал на этот вопрос так:

«Любая речь слагается из трёх элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего; (я разумею слушателя)». [ 1 ]

И тут возникает вопрос: «Актуально ли высказывание Аристотеля в наши дни?». Ответ на этот вопрос является многогранным. Но сначала обратимся к истокам возникновения риторики.

Риторика в древнее время

Софисты в Древней Греции перед публикой

Происхождение риторики началось ещё в древней Греции. Благодаря тому, что в этом государстве формировалась демократия, умение убеждать приобрело немалую популярность в обществе.

Каждый житель города имел возможность пройти обучение ораторскому мастерству, которое преподавали софисты. Эти мудрецы считали риторику наукой убеждения, которая изучает способы словесной победы над соперником. Из-за этого в дальнейшем слово «софизм» вызывало отрицательную реакцию. Ведь при них риторика рассматривалась, как уловка, выдумка, хотя ещё раньше эту науку считали высшим мастерством, умением.

Аристотель (383 — 322 годы до н.э.)

В Древней Греции создавалось много трудов, раскрывающих риторику. Автором классического греческого трактата об этой науке является известный мыслитель Аристотель.

Данный труд под названием «Риторика» выделил ораторское искусство среди всех остальных наук. В нём были определены принципы, на которых должна строиться речь, и указаны способы, применяющиеся как доказательства. Благодаря этому трактату Аристотель и стал основоположником риторики как науки.

В Древнем Риме в становление риторики внёс свой вклад Марк Туллий Цицерон (106 — 43 годы до н.э.), который занимался политикой, философией и ораторским искусством. Он создал произведение под названием «Брут или о знаменитых ораторах», описав развитие науки в именах популярных ораторов. Также он написал труд «Об ораторе», в котором рассказал о том, какое речевое поведение должно быть у достойного оратора.

Затем Цицерон создал книгу «Оратор», раскрывающую основы красноречия.

Цицерон считал риторику самой сложной наукой в отличие от других. Он утверждал, что для того, чтобы стать достойным оратором, человеку необходимо иметь глубокие познания во всех областях жизнедеятельности. В противном случае он просто не сможет поддержать диалог с другим человеком.

Марк Фабий Квинтилиан

Марк Фабий Квинтилиан в сочинении из 12 книг «Риторические наставления» проанализировал риторику, дополняя собственными выводами относительно всех её составляющих. Он ценил ясность слога, умение оратора пробудить эмоции в слушателях. Риторика определялась им как «наука хорошо говорить». Квинтилиан также дополнил учения риторики, указав значимость невербальной составляющей.

В средние века риторика стала называться гомилетикой, церковным красноречием и, конечно, изменила облик и внутреннее содержание. Теперь красноречие было направлено на прославление Бога и его величия, а также на то, чтобы доказать существование высшей силы исключительно умозрительно, в теории, на словах.

Развитие риторики в России

А.С. Пушкин в Царскосельском лицее. Картина И.Репина, 1911 год

Риторика в России возникла на основе римской науки. К сожалению, не всегда она была столь востребована. Со временем, когда менялись политико-общественные режимы, необходимость в ней воспринималась по-разному.

Развитие российской риторики по этапам:

  • Древняя Русь (до 988 года). Жизнеречение — внутриобщественная функция ж-рече-ства. Это очевидно для вспоминающих, что буква «Ж» в славянской азбуке имеет название «Живёте». Понятийный же корень «рече» (речь, как выражение мысли) непосредственно присутствует в обоих словах, что говорит об очень серьёзном отношении к тому, что рекётся индивидом. Даже буква «Р» имела название «рцы». А «Рцы» — форма повелительного наклонения, аналогичная по смыслу нынешнему «реки́». Вот жречество должно было властно (в том смысле, что слова не должны оставаться без соответствующих их смыслу последствий) «говорить» о том, как должно жить общество и как оно должно решать возникающие в его жизни проблемы, и что будет, если оно будет жить иначе и не будет решать проблемы.
  • Русь Киевского периода (XII — XVII вв.). В этот период ещё не существовало термина «риторика» и учебных книг по ней. Но и тогда и раньше, безусловно применялись некоторые её правила. Люди в то время называли этику речи краснобайством, красноречием, благоречием либо риторикией. Обучение искусству слова проводилось на основе богослужебных текстов, которые создавали проповедники. К примеру, одним из таких сборников является «Пчела», написанный в XIII веке.
  • Первая половина XVII века. В этот период важным, реперным событием стало издание первого русского учебника, раскрывающего основы риторики.
  • Конец XVII — начало и середина XVIII века. На этом этапе была издана книга «Риторика», написанная Михаилом Усачёвым. Также было создано множество произведений, таких как «Старообрядческая риторика», труды «Поэтика», «Этика», несколько лекций о риторическом искусстве Феофана Прокоповича.
М.В. Ломоносов — «Риторика»
  • XVIII век. В данное время произошло формирование риторики как российской науки, огромный вклад в которое внёс Михаил Васильевич Ломоносов. Он написал несколько произведений, посвящённых ей, из которых книга «Риторика» стала основой в развитии данной науки.
  • Начало и середина XIX века. Данный период характеризуются тем, что в стране происходил риторический бум. Известные авторы издавали большое количество учебных пособий. К таковым относятся труды И.С. Рижского, Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К.П. Зеленского, М.М. Сперанского.
  • Однако, начиная со второй половины века данную науку начинает активно вытеснять словесность. Советские же люди изучали стилистику, лингвистику, культуру речи и меньше — риторику.

Как обстоят дела с риторикой в наше время?

Кое-где она преподаётся, входит в число не факультативных, а обязательных дисциплин. Однако косноязычия и элементарного неумения выступать публично от этого меньше, увы, не становится. Однажды социологи спрашивали респондентов о том, чего те больше всего боятся. Ответы были вполне предсказуемыми — тяжёлой болезни или смерти: как собственной, так и близких нам людей. Действительно, против этой напасти мы часто оказываемся бессильны. А вот на втором месте, с очень небольшим отрывом от страха смерти, находится … страх публичного выступления. Странно и неожиданно? Это ещё как сказать…

Вспомните каждый самого себя в школьные годы. Когда в начале урока начиналась проверка домашнего задания и кого-то непременно вызывали к доске. Какие были ощущения, когда называли твоё имя? Даже когда был готов и уверен в себе — всё равно начинались волнение, а то и паника. Идёшь к доске — и кажется, что твои шаги гулко отдаются в тишине, а сердце колотится так, словно норовит выскочить из груди. Ни дать ни взять — идёшь на казнь. Так что страхи были, и ещё какие!

Из этих полудетских страхов и вытекает первая необходимость риторики как способа обрести уверенность в своих силах. Ведь, если разобраться, почему некоторые рот открыть боятся у доски, почему их охватывает немота, хотя они всё или почти всё знают? У них просто нет навыка связной, грамотной, красивой речи — всех тех навыков, которым и учит риторика.

А когда ещё и кавардак в голове, в мыслях, то и в устной, в звучащей речи будет тот же сумбур. Не можешь сформулировать тезисы будущего выступления устно, в теории — почти наверняка будешь сбиваться и путаться на практике. Так что чем раньше и целостнее сложится мировоззрение, система наших взглядов — тем лучше для нас. И тогда будет ясной голова.

Вообще достаточно задать себе простой вопрос: а что будет, если вы не сможете достойно выступить и с треском провалитесь? Мир ведь не исчезнет. Надо понимать, что любой опыт ценен, в том числе и отрицательный. Словом, можно больше приобрести, нежели потерять. А путей избавлений от страхов предостаточно.

Во-вторых, риторика просто незаменима тогда, когда мы проходим процесс первичной и, тем более, вторичной социализации — от семьи к дружеской компании, школе и вузу, не говоря уж о взрослой, самостоятельной жизни. Нам помогают определиться по жизни все вокруг — причём, делая это чаще всего не с помощью невербальных средств общения, а посредством живого слова. Полноценной замены ему нет, и вряд ли она когда-нибудь найдётся. Если вовремя не приобрести навыков успешной коммуникации, полноценного общения — вряд ли ты в жизни чего-то значительного добьёшься. Так и будешь, как говорится, вариться в собственном соку, будешь нем, как рыба, и примешься судорожно глотать обиды вперемешку со злостью и завистью на окружающий мир — мол, я такой замечательный, а меня недооценили, не заметили. А лучше действовать! Как это делал Демосфен — величайший оратор античности. Ведь он и надежд никаких не подавал, но превозмог свои слабости — физические и духовные — и стал тем, кем он стал. Так что есть, на кого равняться.

Когда опытные тренеры в области риторики начинают спрашивать у аудитории, кто и зачем хочет научиться хорошо говорить публично, то многие лукавят и спешат спрятаться за красивые фразы типа «хочу повышения по службе» или «хочу оказывать влияние на других». Во всех этих репликах есть своя доля правды, но далеко не вся. А весь секрет, точнее, отсутствие такового, заключается в том, что многим втайне хочется получать удовольствие от самого процесса говорения и производимого им эффекта. Только стесняются или боятся в этом признаться — себе и людям.

Так вот, в-третьих, мало что сравнится с удовольствием именно от успешного публичного выступления, особенно когда почувствуешь вкус к этому делу. Только представьте себе в обозримой перспективе — тебя слушают со всё возрастающим вниманием, люди жадно ловят каждое твоё слово, контакт между тобой и аудиторией прочный и устойчивый, настрой — дружеский. Конечно, до такой почти идеальной ситуации ещё нужно дорасти и дотянуться. Но и здесь всё в наших руках.

В-четвёртых, сила слова многократно возрастает, когда это слово — публичное, услышанное, а затем подхваченное многими. Тем более, если это слово исходит от человека компетентного во многих вопросах, держащегося уверенно и спокойно, сохраняющего чувство собственного достоинства, доброжелательно настроенного по отношению к аудитории и не возвышающегося над ней. Хороший оратор, а по совместительству — психолог или педагог, воспитатель — находка для любой компании, учебного заведения, коллектива.

Наконец, для тех, кто мечтает о карьере и финансовом успехе, слово — тоже мощный рычаг и инструмент воздействия на умы и чувства людей. Конечно, не всем нам быть великими ораторами, — кому-то надо и сеять, и пахать, и строить, и мастерить что-то своими руками — но тот начальник и руководитель, кто не лезет за словом в карман, у кого поставлена речь, кто обладает даром убеждения и обаяния, уже не просто начальник и руководитель, а настоящий харизматический лидер, за которым пойдут хоть на край света. Если покопаться в не столь уж и далёкой от нас истории, почитать воспоминания, то мы узнаем, какими замечательными ораторами были Наполеон Бонапарт, Троцкий, Гитлер и Муссолини. Они не перестают быть при этом великими диктаторами и злодеями. Именно поэтому и важно умело распорядиться своим влиянием и не использовать его во вред. Так что трижды прав поэт Владимир Маяковский, который назвал слово «полководцем человечьей силы» («Сергею Есенину»,1926 год ).

А слово — это и есть главное орудие оратора, данное ему от Бога или от природы. И тот, кто приобщился к риторике всерьёз и надолго, уже никогда не спросит, зачем она нужна.

Послесловие

В мире есть наука, которая носит гордое название — риторика. Жаль, конечно, но есть люди, которые не знают о её существовании или её значении. Так вот именно риторика занимается вопросами правильной и красивой речи, говоря самым простым языком. Именно риторика разбирает ошибки в общении. По нашему мнению, её не помешало бы ввести в школы обязательным предметом. Просто, глядя на современное молодое поколение, видно, что многим она явно не помешала бы.

И в заключение, возвращаясь к вопросу об актуальности высказывания Аристотеля, можно сказать, что оно более чем актуально. Ведь если подумать, то быть хорошо подготовленным, обладать приличным словарным запасом, уметь собрать свои мысли в единое целое и донести их до слушателей, учитывая особенности аудитории — это очень тяжёлый труд. Но посильный. Ведь как говорил Цицерон:

«Красноречие есть нечто такое, что даётся труднее, чем кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний».

Он не случайно поставил старания после знаний. Только хорошо понимая, зачем и почему нужно то или иное знание, человек будет стараться его освоить.

Ну и пусть не все мы владеем искусством красноречия, но говорить красиво, правильно, вежливо и понятно мы можем и должны. Вот как раз, поэтому высказывание Аристотеля актуально и поныне. Люди постепенно разучиваются говорить так, как это было положено, и как бы печально это не было, но факт остаётся фактом. Но ведь в наших силах всё исправить. Хотя бы на личностном уровне. Не так ли?

В следующих статьях о риторике мы будем приводить как поучительные истории, так и методики повышения своих ораторских навыков.

Материалы и ссылки »

inance.ru

как научиться красиво и правильно говорить

Разумная речь – одно из главных отличий человека от животного. Это прекрасный способ обмена информацией, выражения чувств и эмоций. Некоторым людям ораторское мастерство дано от природы: слушая замысловатые словесные обороты, иногда хочется позавидовать полезным для жизни способностям. Как научиться красиво и правильно говорить, чтобы плавный поток речи вызывал положительное настроение у собеседника? Первые успехи при регулярных занятиях не заставят себя ждать.

Учимся говорить правильно

Дар красноречия – врожденная особенность. Однако умение лаконично излагать мысли и вести разговор так, что вас будут готовы слушать часами, можно развить в себе самостоятельно. Навык богатой разговорной речи, когда после каждого высказывания слышишь: «Сказано красиво!», становится настоящей визитной карточкой человека, позволяя ему без трудностей общаться с окружающими людьми, отстаивать собственную точку зрения и четко доносить личное мнение до собеседников.

Как правильно научиться разговаривать? Существуют 9 проверенных способов, позволяющих безупречно освоить ораторское мастерство.

Чтение художественной литературы

Добавить в собственную речь красивых оборотов, эпитетов и метафор поможет регулярное прочтение произведений русских классиков. Чем больше человек читает, тем богаче и ярче его словарный запас, а кругозор – шире. Полученные знания индивидуум применяет на практике, поэтому разговор становится более насыщенным и познавательным.

Табу на слова-паразиты

Как научиться говорить грамотно? Необходимо устранить из лексикона все жаргонизмы, слова типа «ну», «это самое», «блин», «короче» и похожие, а также матерные обороты. Они отвлекают от ниточки повествования, делают разговор некультурным и бесполезным, и существенно снижают репутацию оратора.

Пересказывание рассказов

Как научиться красиво разговаривать? Прочтите недлинный рассказ или отрывок произведения и постарайтесь его пересказать близко к тексту. Проговаривая фразы, обращайте внимание на соответствие их построения написанному в оригинальном источнике. Для удобства можно записать речь на диктофон и прослушивать запись, определить все имеющиеся недочеты, над которыми следует поработать.

Дыхательная гимнастика

Искусство говорить красиво невозможно освоить без умения контролировать свое дыхание. Техника речи подразумевает, что оратор во время разговора дышит глубоко и спокойно, практически незаметно. Все дикторы обязаны уметь управлять процессом диафрагмально-реберного дыхания. В этом случае верхние отделы грудной клетки и линия плеч остаются неподвижны, задействованы лишь диафрагма, вместительная нижняя часть легких и межреберные мышцы.

Скороговорки

Как говорить внятно и четко? Сделать дикцию более мелодичной и понятной помогут легкие логопедические упражнения – проговаривание вслух скороговорок. Многие специалисты советуют проводить занятия, засунув в рот большой круглый предмет, заставляя язык максимально напрягаться и четко выдавать каждый звук.

Описание предмета

Если вам природа не подарила красивую речь, как научиться говорить красиво собственными силами? Прекрасное упражнение – описание  любой вещи, которая попалась на глаза. Цветочный горшок, порванный ботинок у мусорного бака, пролетевшая над головой птица – старайтесь составить последовательный и информативный рассказ о том, что увидели. Это помогает развивать воображение и учит доступно и ярко излагать мысли.

Репетирование

Грамотная речь – это правильная манера общения с окружающими. Практикуйте ораторское мастерство на незнакомых людях. Родственники и близкий круг общения обычно быстро привыкает к стилю разговора человека, однако незнакомцы живо отреагируют на неинтересный, сбивчивый и неинформативный рассказ. По поведению публики можно легко определить, какие оплошности совершены и к следующему выступлению их исправить.

Отработка стиля подачи материала

Как говорить грамотно и красиво? Следует поработать над методикой преподнесения информации. Сухая подача редко заинтересует слушателя, каждая фраза должна иметь эмоциональную окраску. Говорить следует искренне, голосом расставляя акценты на ключевых моментах беседы. Важно поработать над мимикой лица. Допустимо использовать уместные жесты.

Обуздание тревоги

Когда мы учимся красиво говорить, нам приходится прощаться со страхами. Тревога обычно делает голос дрожащим и слабым, в нем не слышатся лидерские нотки, а слушатель негативно реагирует на беспокойство оратора. Будьте уверены в своих разговорных способностях, не торопитесь, говорите медленно и размеренно, представляя собственную речь плавным течением небыстрой реки.

Способность разговаривать красиво и грамотно выгодно выделяет человека из серой массы. Такой личности доверяют и позволяют вести за собой на свершение великих дел.

Вам может быть интересно:  Как правильно подобрать очки по типу лица       Стирка пуховика в стиральной машине       Смягчение воды: быстрое удаление вредных примесей

dom-isemya.ru

Глава первая. Искусство разговаривать. Как легко поставить собеседника на место

Глава первая. Искусство разговаривать

Есть одна важная и яркая черта человеческого существования, которая выделяет homo sapiens из прочей среды обитателей нашей планеты и поднимает его на одну ступень над миром животных – это умение говорить. В своем искусстве разговаривать мы научились передавать эмоции, настроение в словах и интонациях. К этому мастерству люди шли тысячелетиями, а риторика как наука красноречия появилась еще в эпоху Античности. Сегодня классические ораторы трибун достаточно редки, но зато бытовое и профессиональное общение с каждым годом требует все более виртуозных навыков вести беседу.

Наверное, каждому современнику знакомо имя древнегреческого философа Диогена, которого подавляющее большинство помнит из школьного курса как чудака, проживавшего в бочке на берегу моря. Этот мудрый человек обладал, помимо сильного духа и недюжинного ума, силой слова. Он мастерски отвечал на любые выпады собеседников, вне зависимости от их чина, чем снискал себе славу остроумного оратора.

Однажды сам Александр Македонский, посетив Диогена на берегу и глядя на странное жилище мудреца, спросил: «Что бы я мог сделать для тебя? Проси чего хочешь!». На что философ ответил «Отойди, царь, ты закрываешь мне солнце».

Такое умение своевременно объединить в емкой и лаконичной фразе соль ситуации, остроумную шутку и правдивость всегда пользовалось уважением, потому как не оставляло собеседнику шансов на реабилитацию, заставляя его тушеваться и отступать пред неоспоримыми фактами, поданными в красивой форме. Совершенно неумно и неуместно в споре кидаться агрессивными фразами и открыто вступать в словесную перепалку. Существует особая категория людей, для которых споры на повышенных тонах – смысл жизни, и в такие моменты эти люди ощущают настоящий выброс адреналина. Переспорить их, а тем более перекричать – невозможно. Для того чтобы выйти победителем из короткого разгромного боя, надо вовремя среагировать небольшим высказыванием, которое будет законченным и не даст возможности противнику продолжить диалог.

Но чтобы выражаться емко и остроумно, надо в первую очередь уметь формулировать свои мысли, попросту говоря – надо уметь разговаривать.

Наверняка каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с людьми, выражающимися путанно и странно, и понять их бывает подчас очень сложно, а переспрашивать в двадцатый раз как-то вроде и неудобно. Поэтому в большинстве случаев мы машем рукой и оставляем попытки разговора с такими людьми. И вряд ли кто задумывается, что хотя бы раз в жизни и сам бывал на месте непонятого собеседника.

Для того чтобы вас понимали окружающие, надо в первую очередь самому понимать себя и проговаривать всю цепочку своих умозаключений, а не часть ее, упуская как сами собой разумеющиеся некоторые свои домыслы. Например, если вы хотите рассказать собеседнику какое-то свое умозаключение, начните с того, о чем хотите сказать, затем проговорите ему всю цепочку мыслей и озвучьте выводы, к которым пришли. Только в таком случае у вас есть шанс быть понятым. Но если вы что-то не проговорили, а опустили из рассказа, подразумевая, то такое место для подразумевания и является «черной дырой» разговора. Вы подразумеваете одно, собеседник понимает другое и общий итог диалога заводит вас в дебри недопонимания, а бывает даже и – конфликта. Поэтому важно выражать свои мысли максимально доступно и учитывать то, как может трактовать вас тот, к кому вы обращаетесь.

Крайне глупо тянуть собеседника за уши на свой уровень понимания вопроса. Если вы компетентны в чем-либо, а человек, разговаривающий с вами, обладает лишь поверхностными знаниями в данной области, совершенно неуместным с вашей стороны будет использование специализированных терминов и глубокие рассуждения. Вы гарантировано будете не поняты. Это часто касается диалогов взрослых и детей, подростков, молодежи и стариков, менеджеров и клиентов компаний. Чтобы полноценно общаться, надо говорить на одном языке.

Искусство разговаривать познается человеком с самого детства. Сперва мы учимся произносить отдельные слова, потом строить фразы и использовать художественные обороты, далее изучаем глубину общения. И уже в совершеннолетнем возрасте постигаем тайны обтекаемых фраз, намеков, которые могут как облегчить жизнь, так и существенно усложнить ее. Умение парировать колкостью приходит уже тогда, когда человек в совершенстве обладает искусством разговора. Согласитесь, сложно себе представить человека, сыплющего остротами, словарный запас которого находится на уровне туземца африканского племени, да и сам термин «остроумие» говорит нам об обязательном наличии гибкого и живого интеллекта.

Как можно научиться красиво говорить? Человек перенимает искусство речи у себе подобных, поэтому чтение художественной и публицистической литературы, прослушивание аудиоматериалов и живое общение с людьми дадут ту необходимую базу знаний и словарного запаса, который позволит вести беседу на высоком уровне. Интересный собеседник – тот, который в красное словцо может облечь собственную точку зрения, мнение по любому вопросу, который обладает индивидуальностью. Нельзя игнорировать изучение собственного родного языка и быть при этом красноречивым и популярным оратором. Только доскональное знание практических оборотов, широкий кругозор и свободная связная и понятная речь могут быть приятными для слушателя.

Небольшой эксперимент был проведен в 2010 году на одной из радиостанций BBC. Цель его была – выявить насколько обычные люди с улицы владеют разговором и могут быть интересны широкой публике. А также – что нужно для того, чтобы стать приятным собеседником. Для этого в студию к микрофону были приглашены добровольцы, прошедшие элементарные тесты на вменяемость и наличие приемлемого запаса слов и чистой речи. Эти люди должны были в прямом эфире радио вкратце рассказать занимательный случай из жизни и ответить на несколько заковыристых вопросов профессиональных радиоведущих. Результаты были ошеломляющими. Простые люди – студенты, водители такси, преподаватели, продавцы соседних магазинов – сначала стеснялись, но, преодолев волнение, легко и непринужденно беседовали на различные темы, шутили и даже адресовали ведущим смешные колкости. Но более всего поразил слушателей профессор астрономии одного из американских высших университетов, который оказался невероятно интересным для аудитории оратором, несколько раз остроумно заткнув за пояс профессионалов. Организаторы эксперимента пришли к выводу, что любой из нас, обладая базовыми знаниями, жизненным опытом, позитивным мышлением и желанием, может стать красноречивым собеседником, способным емкой точной фразой сокрушить или ободрить аудиторию. Кстати, профессор астрономии с тех пор ведет собственную тематическую рубрику на радио, интерес к которой не угасает вот уже три года.

Для того чтобы искусство разговаривать было понятным и простым, можно условно разделить диалоги на массовые, групповые или тет-а-теты. Массовый диалог скорее напоминает лекцию, когда один говорящий воспринимается большим количеством слушателей. Обычно в таких случаях происходит не диалог, а монолог с последующим за ним батлом вопрос-ответ. Но допустима и диалоговая форма общения многих людей с одним говорящим или нескольких людей с другой группой. Такая форма носит название группового диалога и часто используется в бизнесе и корпоративных практиках. На любом предприятии конференции и обсуждения текущих вопросов имеют положительные характеристики, так как проговаривание вопроса с разных сторон может открыть подводные риски или скрытые возможности. Такие коллективные обсуждения позволяют бизнесу использовать потенциал сотрудников, а каждому работнику – проявить себя как грамотного и сильного специалиста.

Диалог может быть и между несколькими людьми. Например, встреча друзей после трудовой недели за столиком в кафе – это ли не повод поговорить по душам и расслабиться. Но и в такой ситуации умение вести диалог и остроумно парировать добродушные колкости товарищей только поспособствует отдыху и принесет позитивный заряд всеобщему настроению.

Но самым сложным видом диалога всегда были и остаются разговоры лицом к лицу. Даже очень близкие люди иногда избегают их, предпочитая, чтобы в разговоре участвовало еще одно или несколько лиц, ведь выдержать правильный тон или отразить лобовую атаку одного собеседника всегда сложнее, чем даже защищаться от нападок группы людей. И тут на помощь приходит мастерство речи, эрудированность и чувство такта.

Поэтому, прежде чем постигать мастерство словесных атак, надо помнить, что, только научившись говорить красиво, можно эффектно парировать и ставить на место любого зарвавшегося собеседника.

Книги – первый и самый важный источник знаний, которые к тому же тренируют память, визуальную грамотность, расширяют словарный запас и кругозор. Изучение иностранных языков и общение с друзьями из разных точек Земли, чтение зарубежной прессы и литературы тоже способствует оттачиванию остроумия. Ведь наиболее интересным нам всегда будет казаться тот, кто умеет говорить емко, уверенно, внятно, чьи фразы стройные и насыщенные, речь не пестрит словами-паразитами, тот, кто знает, о чем говорит и делает это ярко. Только такой собеседник может смело вступать в любую дуэль и выходить из нее победителем.

Если резюмировать все сказанное в этой главе и сделать это в двух словах, то звучать это будет так: чтобы грамотно парировать и ставить собеседника на место, надо в идеале владеть искусством разговаривать, развивать которое в себе нужно постоянно. Ведь лишь регулярное общение позволит поддерживать себя в форме.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

staff.wikireading.ru

Искусство говорить

Задумывались ли вы когда-нибудь, дорогие читательницы, над тем, многие ли способны поделиться мыслями с окружающими, когда у них возникает такое желание, многие ли умеют общаться с людьми? 

Посмотрите, как ваш друг или родственник, только что с воодушевлением излагавший вам свою программу действий, начинает монотонно и скучно с трибуны или перед экраном телевизора, уткнувшись в бумажку или заикаясь, преподносить азбучные истины, оставляющие всех равнодушными. Он зажат, скован, он — как кролик перед удавом и в таком состоянии не способен принести пользу ни себе, ни обществу. Вот так и случается, что в той же Государственной Думе или фирмах и учреждениях работает молчаливое большинство здравомыслящих, но внутренне зажатых людей, а свои идеи оглашают лишь крикливые демагоги. 

Как показывает практика, молчаливое большинство часто не способно реализовать себя именно из-за неумения говорить и свободно чувствовать себя в обществе. 

Только, начав заниматься своим голосом, можно понять, отчего так редко в жизни бывают мгновения подлинного счастья, когда удается полностью выразить себя, высказаться и получить отклик. Ведь именно голос способен передать внутреннее состояние человека, разнообразие его чувств и оттенки настроения, достоинство и глубину мысли. 

Как ни странно, именно женщины очень чувствительны к внутреннему наполнению своего голоса, хотя у большинства из них он монотонен, существует как бы отдельно от жизненного опыта, социального положения, противостоит внешности. Таким женщинам необходима консультация специалиста по голосу и речи, задача которого свести воедино мысль, чувство и тело и освободить голос от зажимов и стеснения. 

Писклявый или гортанный назойливый голос становится препятствием в карьере женщины не только на Западе, но и в России. Если вы звоните в какую-нибудь фирму, и вам отвечают тихим голоском, вряд ли вы воспримете его обладателя как делового партнера. 

Перефразируя А.П. Чехова, "глаза и голос — зеркало души". 

Вы можете быть прекрасным специалистом, но если у вас металлический, манерный или гнусавый голос, он вызовет раздражение и неприязнь у тех, кто впервые слышит вас. Вам хочется очаровать и увлечь, а ваша хрипота наводит собеседника на мысль, что он имеет дело с курящей женщиной. 

Есть голоса, которые убеждают, даже когда человек не силен в аргументации. Гармония голоса и благородная манера говорить, безусловно, приковывают к себе внимание, ведь встречают не только по одежке, но и по голосу. У многих людей он лишен энергетики, бесцветен. Голос должен воздействовать не только на разум, но и пробуждать душевные силы человека. 

Конечно, когда ему мешают застарелые простуды, болезни, узлы на связках, необходимо вмешательство врача-фониатора. Но если голос становится скудным из-за психологических факторов, следует научиться "освобождать" его. 

В большинстве случаев люди просто не умеют пользоваться речевым аппаратом, мышцы которого рассогласованы. Искусство речи требует определенного механического умения. Все мы рано или поздно начинаем говорить, но, достигнув первоначальных успехов, перестаем совершенствовать технику речи. Может быть именно поэтому отдельным личностям трудно реализовать свои возможности, несмотря на хорошее образование, природные способности и красивую внешность. Конечно, это можно исправить, и в любом возрасте. Иногда бывает достаточно выровнять осанку. Ведь если у вас безвольные плечи и опущенная грудная клетка, затрудняется работа межреберных и диафрагмальных мышц и прерывается связь с дыханием. А в древности считали, что глубина человеческой мысли равносильна глубине дыхания. Не научившись держать правильную осанку, вы никогда не обретете звучный благородный голос, яркий и эмоциональный. 

Женщины чаще неэффективно пользуются голосом, чем мужчины. Причина здесь в следующем: девочке с детства внушают, что она должна быть скромной и ей не следует отстаивать свое мнение в конфликтной ситуации. В результате развиваются психологические комплексы. Девочка взрослеет и начинает бояться своего голоса. В ответ на внутреннюю потребность выразить себя, она тут же зажимает мышцы живота и гортани, и ее голос звучит фальшиво. 

Этот стереотип поведения влияет даже на голос преуспевающей бизнес-леди, ее речь становится бесцветной, хотя она неожиданно для всех может прекрасно заговорить на интересующую ее тему. 

Свободным можно считать голос, который полностью подчиняется своему хозяину. С его помощью можно не только выразить себя, но и установить контакт с собеседником, выяснить, что он собой представляет, продемонстрировать свои намерения и заинтересованность в дальнейшем общении. 

В чем заключается секрет коммуникабельности? 

Прежде всего, при встречах с людьми не стоит ограничиваться стандартным диалогом: "Как дела? — Нормально…" Вы рискуете оказаться в ситуации, когда вам перестанут задавать этот простой вопрос. С интересными вам людьми важно постоянно поддерживать "живое" общение и иметь возможность при необходимости мгновенно восстановить связь. 

Слова "общение" и "общий" — однокоренные. Но если говорить только о своем, выслушают вас из вежливости, но слышать не будут совсем. 

"Не тяните одеяло на себя", дайте высказаться собеседнику. 

Искусство управление людьми требует не только красноречия, но и внимания, то есть восприятия. Человека необходимо услышать, понять ход его мысли, иначе ваши реакции будут неадекватными и вы не найдете общий язык. Самое мощное "орудие ближнего боя" — культура эмоционального контакта. Конечно, трудно расходовать душевные силы на каждого, с кем приходится общаться в течение дня, но отделываться дежурными фразами — непозволительно. Правильным, но бездушным словам не поверят. Нежелание или неумение создать эмоциональную атмосферу разговора, подойти к конкретному человеку или ситуации, как к уникальной, оскорбляют и прерывают возможность контакта. 

Нельзя забывать, что речь — это действие, которое требует полной сосредоточенности. Например, Уинстон Черчилль, заметив рассеянность собеседника, активизировал его внимание мимолетной фразой: "Сегодня утром я убил свою бабушку…". Вне культуры общения нормальный человеческий разговор становится мучительным. Недаром даже в компаниях доверительное и живое общение все чаще заменяют рассказом анекдотов — универсальным средством совместного проведения времени. 

Дефицит общения — весьма распространенное явление, а ведь говорить с близкими людьми так же важно, как регулировать давление в паровом котле. Информацию необходимо кому-то высказать, иначе в поле общения будет скапливаться негативная энергия, которая рано или поздно вырвется на свободу. 

Крупнейший американский имиджмейкер — Лилиан Браун — помогла пяти президентам достичь успеха. Спросите себя вместе с ней: 

Боитесь ли вы публичных выступлений? 

Замечаете ли вы, что ваш голос быстро устает? 

Не кажется ли вам, что люди быстро теряют к вам интерес, потому что вы говорите монотонно? 

Не теряете ли вы контроль над голосом, когда волнуетесь? 

Произносите ли вы слова типа "э-э-э", "ну", "вот"? 

Вы можете сказать, что вам не нравится ваш голос? 

Если вы утвердительно ответили хотя бы на несколько вопросов, вам придется поработать над голосом и речью. 

Они требует от женщины не меньшего внимания, чем уход за своей внешностью, так как неприятный голос и неграмотная речь могут перечеркнуть все ваши достоинства. 

Сегодня можно с уверенностью сказать, что современной женщине необходимы психофизические тренинги. Они эффективны, учат общению и возвращают способность управлять голосом и речью. 

Что еще почитать:

xozyaika.com

Искусство речи. Махариши Махеш Йоги

Искусство речи

Махариши Махеш Йоги

Искусство речи несомненно состоит из: умения говорить с минимальным расходом энергии, умения говорить правильно, умения говорить гармонично, умения говорить приятно, умения говорить убедительно, умения говорить полезно, умения говорить, оставаясь свободным от связывающего влияния речи.

Теперь рассмотрим эти пункты один за другим.

Умение говорить с минимальным расходом энергии

Это возможно, когда ум ясен и способен использовать весь свой потенциал естественным образом. Это, в свою очередь, возможно только тогда, когда существует эффективная согласованность между умом и органом речи, и когда окружение и обстоятельства благоприятствуют природе мысли.

Когда мышление ясное и мощное, мысль вытекает в легкую и естественную речь, не встречая сопротивления. Если, наоборот, мысль слабая, то требуется больше энергии для её усиления и преобразования в речь.

Ясность ума, очевидно, приводит к ясному и точному мышлению, которое, в свою очередь, ведет к точности и ясности речи. Такая речь не только потребляет гораздо меньше энергии, но также производит хорошее впечатление и достигает цели говорящего. Рассеянная и слишком затянутая речь, наоборот, истощает и крайне раздражает как говорящего, так и аудиторию.

Мы видели в главе "Мышление и искусство Бытия", как процесс мышления может быть легко сделан более ясным и мощным для достижения с минимальными усилиями желанной цели - ясности и точности речи.

Согласованность между умом и органом речи требует ясного и мощного ума и сильной нервной системы, функционирующей нормально и способной задействовать весь потенциал ума, чтобы противостоять внешнему миру. Рассматривая главы "Ум и искусство БЫТИЯ", "Нервная система и искусство Бытия", мы видели, как этого можно достичь.

Влияние окружения - также жизненно важный фактор. Если окружение и обстоятельства не благоприятны для природы мысли, потребуется значительное усилие для того, чтобы преобразовать мысль в речь, и еще большее усилие потребуется для того, чтобы удержать мысль от перерастания в речь.

Если, однако, окружение и обстоятельства благоприятны для мысли, процесс преобразования мысли в речь несёт с собой возрождение жизненной энергии, радость, и созидательный разум становится средством получения энергии вместо её потребления. Поэтому искусство речи с минимальным потреблением энергии заключается в выражении мыслей, которые находятся в гармонии с окружением и обстоятельствами.

Практические правила таковы:

  • Говори соответственно моменту.
  • Говори соответственно окружению - соответственно уровню сознательного восприятия вашего окружения.
  • Говори соответственно своим собственным обстоятельствам.
  • Hе говори импульсивно.

 

Если окружение и обстоятельства внешне явно не согласуются с определенной мыслью, или, если ваше собственное состояние не благоприятно для мысли, то искусство речи заключается в том, чтобы использовать такие слова, которые, прежде всего, будут соответствовать окружению и обстоятельствам и затем постепенно выражать вашу цель. Таким образом, без затрат большого количества дополнительной энергии, речь сможет достичь своей цели изящным способом.

Такую манеру речи, однако, невозможно развить на интеллектуальной основе. Если человек напрягается, стараясь следить за своей манерой речи, взвешивая все свои слова, он будет находиться под постоянным внутренним напряжением и будет выглядеть неестественным. Это другой вариант напрасной траты огромной энергии, которая поразит саму цель речи.

Когда мы разбирали искусство мышления, мы обнаружили, что мощная мысль, находящаяся в согласии с окружением и обстоятельствами, естественно поддерживается умом, который установлен в состоянии Бытия, и, более того, мысль, исходящая из такого ума, очень естественно находит с минимальными затратами энергии свое выражение в правильной речи.

Эта цель достигается посредством регулярной практики Трансцендентальной медитации, которая наполняет ум качеством Бытия и одновременно делает окружение и обстоятельства благоприятными.

Умение говорить правильно

Мы увидим в главе "Правильное и неправильное" [см. "Правильное и неправильное"], что верная оценка правильного и неправильного возможна только на уровне Бытия. Поэтому искусство правильной речи должно естественно oсновываться на состоянии Бытия.

Речь - это просто проекция мысли. Поэтому все, что действительно для искусства мышления, действительно для искусства речи. Правильная речь имеет свою основу в правильном мышлении.

Речь является выражением сердца и ума в единстве. Поэтому, чтобы речь была правильной, необходимо, чтобы сердце и ум [см. "Ум и искусство Бытия"] были правильными.

Речь - это показатель стадии эволюции человека. Одно сказанное слово раскрывает внутреннее качество человека. Мягкость речи выражает природу сердца, а степень логики, воображения или созидательности высказывания раскрывает культуру ума. О степени развития человека можно судить по одному единственному произнесенному им слову.

Речь - очень деликатная сфера, связывающая человека и его окружение. Чрезвычайно важно для благополучия человека и его окружения, чтобы все люди были умелыми в искусстве речи, так как одно неправильное слово оказывает неверное влияние в атмосфере. Человек может изменить свое отношение или манеру поведения, но сказанное слово никогда нельзя взять обратно. Влияние, которое он оказал на тех, кто слышал его, и в атмосфере вокруг него, уже никогда не стереть. Поэтому чрезвычайно важно обладать искусством правильной речи.

Хотя речь - это проекция мысли, человек должен быть более избирательным в искусстве речи, чем в искусстве мышления, так как не каждую мысль, которая возникает в уме, нужно выражать в речи.

Возьмите, например, бизнесмена, который сидит вечером со своим другом, когда вдруг он вспоминает о чем-то, что должен сказать своему менеджеру на следующий день. Было бы совершенно не к месту, если бы он начал высказывать свою мысль прямо там. Именно это имеется в виду, когда мы говорим, что искусство речи является более избирательным и, следовательно, большим искусством, чем искусство мышления.

Речь должна соответствовать атмосфере. Мысль и её выражение в речи должны быть таковыми, чтобы их приветствовало окружение. Сотни слов, не соответствующих обстановке, окажутся тщетными там, где одно правильное слово достигнет цели.

Следовательно, искусство правильной речи охватывает не только искусство правильного мышления, но также умение высказываться в соответствии с обстановкой. Это, как уже было сказано, зависит от правильности ума и сердца человека, и это, как мы видели, возможно только благодаря проникновению Бытия в природу ума, что легко достигается регулярной практикой Трансцендентальной медитации.

Умение говорить гармонично

Для того, чтобы речь была гармоничной и уместной, мысль должна быть ясной и острой, по меньшей мере, безвредной, а, в лучшем случае, жизнеутверждающей для всей окружающей среды.

Искусство речи заключается в ясном мышлении и умении высказываться искренне и просто. Человек должен говорить так, как он чувствует в том случае, если мысль здесь уместна. Если человек чувствует что-то определенным образом, и, если окружению будет нанесен вред выражением этого чувства, то лучше не говорить. Неправильно прятать свои чувства, необходимо говорить так, как человек чувствует, но искусство речи требует, чтобы слова не были произнесены, если они будут кому-то неприятны или вызовут дисгармонию в атмосфере.

Даже если в какой-то момент нужно сказать "нет", искусство речи требует, чтобы это было выражено словами, которые не будут явно оскорбительными или резкими. Искусство речи заключается в правдивой речи, но, в то же время, правдивое высказывание не должно никого ранить.

Многие люди правдивы по природе, и верят, что правдивость заключается в том, чтобы говорить то, что думаешь. Это может быть правдивой речью, но она может быть также бестактной и неприятной для слушателя и может привести к дисгармонии, которая искажает саму цель речи. Даже если вы должны вынести постановление не в чью-то пользу, скажите это приемлемыми словами. Это качество доброты и нежности сердца развивается по мере того, как сердце начинает таять от опыта блаженства и огромного счастья трансцендентного Бытия. Сердце становится мягче, и тогда человек не может быть резким или бестактным по отношению к кому-либо. Речь будет естественно течь во всей гармонии.

Умение говорить приятно

Техника искусства речи заключается в том, что, хотя мы остаемся правдивыми в своем мышлении и речи, слова, которые мы произносим, приятны, мягки и благозвучны. Для этого необходимо развить простоту и нежность. Бесполезно стараться быть вежливым, мягким или добрым. Никакие старания не разовьют в человеке искусство говорить приятно.

Привычка говорить приятно заключается в развитии таких качеств, как вежливость, мягкость, добросердечность, которые никогда не сделают речь резкой. Речь должна быть одновременно правдивой и приятной для тех, кто её слышит, а для этого необходимы простота и нежность. Эти качества могут быть развиты только путём регулярной практики Трансцендентальной медитации. Просто стараться быть вежливым и добрым бесполезно. Никакое старание не поможет человеку овладеть искусством приятной речи. Любая надуманная попытка оформить речь так, чтобы она звучала приятно, делает её неискренней и не произведет гладкого и гармоничного впечатления на слушателя. Притворство говорящего приводит к внутреннему напряжению в нем самом и у слушателей

Есть много учителей, которые обучают людей умению говорить с помощью их методов несколько улучшается качество голоса, но сами учителя знают, что нет способа улучшить речь до тех пор, пока напряжены ум и мускулы.

Искусство говорить приятно заключается не в том, чтобы сказать меньше или больше. Оно заключается в том, чтобы говорить просто и естественно. Хотя среди политиков кажется общепринятым говорить меньше или больше по чисто политическим мотивам, однако даже в этой области техника приятной речи заключается в использовании правдивых и простых выражений, которые произведут желаемый эффект. Продолжительность или краткость речи не играет большой роли для создания правильного впечатления; искренность и правдивость речи, разум, стоящий за ней, - вот что производит впечатление и способствует достижению её цели. Если речь приятна и в то же время целенаправленна, то это и есть искусство речи. Приятная речь может даже врага заставить работать на нас. Блаженны те, кто говорят сладкие речи.

Искусство приятной речи заключается в том, чтобы наполнить ум и сердце счастьем. Это достижимо лишь на основе проникновения блаженства Бытия в природу ума, что легко достигается с регулярной практикой Трансцендентальной медитации.

 

www.schastie.by