Кепка у грузинов как называется – грузинская и армянская каракулевая кепка-аэродром

Содержание

традиционная мужская и женская одежда, головные уборы, свадебное платье

Для чего нужен национальный костюм? Прежде всего он отражает историю человечества, раскрывает художественное мировоззрение и этнический портрет народа. Например, грузинская одежда воспроизводит традиции и моральные ценности народа. Особенно женская: многослойные рукава, длинный подол, головной убор — каждый элемент являет собой отражение целомудренности.

Грузинский национальный костюм — это также мода (более консервативная), эдакий антипод городскому стилю.

Народные костюмы со временем выдавливались из культуры, сейчас в них выступают лишь фольклорные ансамбли, танцоры, иногда их надевают на свадьбу.

Коротко о главном

От других костюмов грузинский отличает особое франтовство. Национальная женская одежда представляла собой приталенное длинное платье, где лиф был украшен тесёмкой и камнями. Немало внимания уделяли поясу. Роскошный атрибут шили из бархата и украшали вышивкой либо жемчугом.

На мужчинах была хлопковая (ситцевая) рубаха, нижние и верхние штаны. Поверх надевали архалук или чоху, которые выгодно подчёркивали статную фигуру и широкие плечи грузина.

Рассмотрим более подробно вопрос о том, как называется грузинская одежда, головные уборы и национальные атрибуты традиционного костюма.

Тот, кто любит чоху, любит свою страну

Именно чоху принято считать наилучшим образцом народного костюма, который объединяет фольклор и традиции Грузии. Это не только мужской костюм, также существует женская вариация.

Впервые чоха появилась в конце 9 века в деревнях на юге Кавказа. Название появилось под воздействием персидской экспансии. Чоха переводится как «материя для одежды». Но чаще его называли «талавари».

Последние несколько лет чоху надевают не только в качестве свадебного наряда, но и для официальных и торжественных приёмов.

Грузинский национальный костюм: описание

Изначально чоху изготовляли из верблюжьей, овечьей шерсти. Теперь наряд представляет собой приталенную верхнюю одежду из хлопка или искусственной ткани со свободным ниспадающим подолом.

Костюм застёгивают сверху до талии. На груди имеются декоративные вставки в виде газырей. Завершают наряд кожаный пояс, с которого свисает булат из дамасской стали, и аксессуары из серебра.

Рукава в костюме покрывают мужские руки до тыльной стороны ладони и играют больше декоративную функцию. При необходимости их можно закатать до плеч, тогда получится своеобразный характерный для одеяния шарф.

Грузинский национальный костюм чоха выпускается в 6 оттенках. Туристы предпочитают приобретать пурпурный наряд, местные жители выбирают классику — чёрный и белый. Также в продаже имеется чоха серого, бордового и синего цветов.

Где приобрести

Для возрождения национального костюма и напоминания грузинам об их традициях и культуре в 2010 году в Тбилиси была открыта мастерская-ателье по производству чохи. Идея принадлежит двум друзьям: Левану Васадзе и Луарсабу Тогонидзе.

Клиентура ателье — люди, почитающие традиции своего народа, и туристы, желающие приобрести в качестве сувенира костюм грузина.

Ежедневный показатель продаж — 5-6 чох в день. Согласитесь, неплохо, учитывая, что ателье расположено на самой оживлённой столичной улице, где по соседству конкурируют модные магазины и бутики с брендовой одеждой.

От папахи до кабалахи

Каждый регион имеет свой головной убор. Каждый из них отличается размером, цветовой палитрой, орнаментом и даже предназначением. Список самых распространённых головных уборов, которые носили и носят на территории Грузии:

  1. Хевсурская шапка (получила название от одноимённой области). Отличается яркостью, нарядностью и способом отделки. Вяжут её из полушерстяной мягкой пряжи. В орнаменте обязательно присутствие крестов.
  2. Сванская шапка. Грузинский головной убор, сшитый из войлока и украшенный тесёмкой. Носят шапку в горной части страны (Сванетии). В летний сезон она предохраняет от жаркого солнца, зимой согревает голову.
  3. Кахури, или кахетинская шапка. Бывает в двух расцветках: чёрная и белая. По внешнему виду напоминает сванскую шапку.
  4. Кабалахи — конусообразный мегрельский головной убор, сшитый из тонкой шерстяной ткани. Имеет длинные концы и кисть на капюшоне.
  5. Папаха — это не головной убор, а гордость и честь любого кавказца. Шапку изготовляют из каракуля либо овечьей шерсти.
  6. Чихтикопи. Женский ободок, расшитый бисером, и с фатой.
  7. Папанаки. Имеретинский оригинальный головной убор. Четырёхугольная либо круглая маленькая шапочка, сшитая из сукна, расшитая тесьмой, имеющая подвязку под ободком.

Грузинский женский национальный костюм

Разнообразие традиционных нарядов объединяло одно: схожие черты. В мужском костюме преобладает строгость, в женском — грация и элегантность.

Девушки из богатых семей носили картули (длинное платье) из атласа и шёлка. В основном они были красного, зелёного, белого и синего цвета. Что касается катиби (верхняя одежда), то она шилась исключительно из бархата, снизу имелась ватная либо меховая подкладка.

Распространённый головной убор — лечаки — состоял из вуали из белого тюля и ободка. Поверх надевалась багдади (тёмная косынка), которая скрывала лицо грузинки. Замужние женщины также надевали лечаки, но один конец обязательно должен был покрывать их шею.

Туфли у богатых девушек были особой модели. У них отсутствовал задник, в основном они были на каблуке и с загнутыми носами. Грузинки низших сословий не могли позволить себе такой роскоши и носили кожаные лапти.

Аджарский костюм

Коротко об их традиционном костюме: без излишеств. Действительно, посмотрите на фото и вы всё поймёте. Всё выглядит красиво, а главное — рационально.

Мужской костюм состоит из рубахи и скроенных особым способом шаровар из шерсти или чёрного сатина. Просторный верх и узкий низ штанов не стесняли движений джигита. Поверх рубахи надевали жилетку в тон шаровар. Самой узнаваемой и одновременно дорогой частью мужского костюма считалась чоха с воротником-стойкой и рукавами до середины локтя. Подпоясывали чоху кожаным ремнём или ярким кушаком. Завершали образ джигита патронташ, кинжал и ружья.

Невероятно красив и функционален женский костюм. Состоял он из длинной, до щиколоток, рубахи синего или красного цвета и шаровар. Поверх аджарка надевала распашное платье из оранжевого ситца. Дополнял национальный костюм шерстяной передник. Голову грузинки украшал ситцевый платок, угол которого обязательно отбрасывался через плечо, покрывая шею. Поверх надевали ещё один платок, скрывавший большую часть лица. С 12 лет аджарки-девочки надевали белую чадру, которой прикрывали лицо.

Мужской национальный свадебный костюм

Это сейчас молодожёны выбирают на бракосочетание европейский вариант наряда, но свадебный грузинский национальный костюм у каждого региона был свой.

Мужской костюм состоял из трёх элементов: рубахи, штанов и черкески. Рубашка шилась из белого льна, черкеска — из шерсти, приборного сукна, а штаны — из кашемира, дубль-сатина. На ноги обували чёрные высокие сапоги из мягкой кожи. На богато украшенном серебром чёрном поясе висели маслёнка и кольцо для кинжала, рукоятка которого обрабатывалась под слоновую кость.

Поверх белой сорочки с воротником-стойкой надевали расшитый золотом плащ. Рукава его обязательно были разрезанными для удобства движений в танце.

Женский наряд

У грузинки наряд для бракосочетания состоит из головного убора с вуалью и платья. Первый шьют из шёлка или атласа. Расцветка должна быть самой нежной: от розового до светло-голубого. Свадебное платье обязательно должно быть с двойным рукавом, а талию грузинки украшает богато расшитый пояс. Иногда его декорируют рисунком. Но он обязан быть в тон наряда.

Нижний рукав и грудную область вышивают золотой мишурой, шелками или бисером. Манжеты и пояс обычно состоят из другого материала — более тяжёлого. Открытый рукав, грудку, лопасти пояса украшают мишурой серебряного цвета. Иногда свадебное платье декорируют петельками и пуговицами-шариками.

На головной убор накладывают ленту и покрывают лёгкой тканью. Ободок расшивали особенно богато: мелкими жемчугами, бисером, золотом, шёлком. Лёгкая ткань, выполняющая функцию вуали, была из расшитого рисунком тюля. Края обрамляли кружевом либо вырезали зигзагом. Волосы невесте заплетали в косу. Нередко её украшали мелким жемчугом.

Единственное, что осталось неизменным спустя столько веков — обувь. Грузинская невеста была в белых туфлях на высоком каблуке.

Национальная одежда — своеобразное зеркало, отображающее историю народа. Ведь, изучая традиционные наряды, познают культуру, обычаи и традиции. Даже по одной ткани можно было определить, из какого региона приехал человек.

Как видите, грузинский народ во все времена стремился выглядеть со вкусом и изысканно, глядя на фотографии национальных костюмов, несложно определить, что сыны Кавказа отличаются строгостью и мужественностью, а грузинки — грацией и строгостью.

fb.ru

150 лет кепка является одним из самых популярных головных уборов. История происхождения грузинской кепки

Всем известно что стильные мужские кепи всегда были популярными в Закавказье и в частности в Грузии, а некоторые киногерои 20 века нами вообще не воспринимаются без этого атрибута мужского костюма. Но так было не всегда, а история тбилисской, а позже и кутаисской кепки насчитывает неполных 150 лет. Представьте себе, истории известно имя человека привнесшего эту моду в Грузию, откуда она распоcтранилась по всей Российской империи, а позже и постсоветскому пространству.

Заглянем в историю Тбилиси, в середину 19-го века. Это время было очень интересным для столицы Грузии и оставило очень много славного исторического наследия как в столице так и по всей Грузии. Грузия, входящая в тот момент в Российскую империю переживала буржуазный расцвет, капиталл и крупный бизнес нашли в Грузии благоприятные условия и страна переживала сильный экономический подъем. Именно в это время, а точнее в 1844 году наместником царя на Кавказе был назначен герой войны 1812 года, князь Михаил Семенович Воронцов. Резиденция наместника обосновалась в Тбилиси.

Надо отметить что к моменту этого назначения Воронцов имел огромный хозяйственный опыт. В 1823-1854 годах он был новороссийским и бессарабским генерал-губернатором; в этой должности много способствовал хозяйственному развитию края, строительству Одессы и других городов.

В 1847 году при поддержке Воронцова в Тбилиси, на Эриваньской площади (ныне площадь Свободы) был заложен большой караван-сарай купца Гавриила Тамамшева, большую часть которого занимал оперный театр, а в 1851-м году театр был торжественно открыт для публики. Труппу театра составили актеры, выписанные князем из лучших итальянских театров того времени. Успех нового оперного театра был ошеломляющим. Весь город распевал арии из итальянских опер, именно этому периоду в музыкальной жизни Тбилиси мы должны быть благодарны за возникновение такого жанра как тбилисский городской романс.

Караван-сарай Тамамшева в котором размещался оперный театр

Но случилось то что случилось. В октябре 1874 года при невыясненных обстоятельствах тбилисский театр оперы сгорел дотла. В огне погибли все декорации, костюмы и уникальный нотный архив театра. Для строительства и воссоздания новой оперы требовались годы, а людям работающим в театре надо было как то жить и кормить свои семьи.

Многие актеры и музыканты из итальянской труппы театра вернулись в Италию, но те кто уже считал Тбилиси своей родиной остались в Грузии и помимо основной профессии занялись кто на что горазд в ожидании лучших времен.

Сальваторе Кокуцца (Какуцца) — итальянский тенор родом из Сицилии вспомнил про бизнес своей сицилийской семьи. Отец Сальваторе владел мастерской по пошиву традиционных сицилийских головных уборов — кепи Коппола и сын, подрабатывающий в молодости в мастерской отца научился этому ремеслу в юношеские годы.

Традиционные сицилийские Копполы

Кокуцца открыл на Михайловском проспекте Тбилиси (ныне ул. Агмашенебели) мастерскую по пошиву сицилийских кепи. Расчет итальянца был прост. В то время на Михайловском проспекте жили немцы и новоиспеченный предприниматель расчитывал что именно они станут основными покупателями его продукции. Но жизнь внесла свои коррективы. Главными покупателями новых головных уборов стали грузинские щеголи. Именно у грузинского населения многонационального Тбилиси продукция сицилийского тенора приобрела наибольшую популярность.

Вторую мастерскую Сальваторе открыл уже в городе Кутаиси, где до сих пор преобладает коренное грузинское население, и не прогадал. Кепки сразу стали пользоваться огромной популярностью. Именно из Кутаиси началось победное шествие копполы по всей Грузии, а затем и по всему Кавказу.

Вообще рассвет моды на кепи пришелся на начало 20 века, к тому времени этот предмет мужского туалета стал популярным практически по всему миру. Миллионы мужчин в Европе, Америке и в России приняли и полюбили этот удобный и элегантный головной убор. В Грузии с легкой руки сицилийского тенора кепка никогда не выходила из моды. Она претерпевала многие влияния моды, из которых безусловно хитом стала версия шутливо прозванная аэродромом.

И сейчас в Грузии существуют пошивочные мастерские, а в специализированных лавках можно приобрести прекрасные образцы мужских кепи любых фасонов.

Собираетесь в Грузию? Напишите на [email protected] — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефонам: +7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540

v-georgia.com

Кепка «аэродром» — экскурсия в историю моды

Типичный мужской головной убор в период с 50-х до 80-х годов ушедшего века был частью имиджа человека с Кавказа. Популярный кинофильм тех времен «Мимино» с замечательным Вахтангом Кикабидзе в главной роли послужил действительным отражением южной моды. Пика популярности кепка «Аэродром» достигла в семидесятые, когда мужское население советского юга носило ее почти поголовно. С развалом Советского Союза головные уборы стали выходить из моды, и вскоре совсем исчезли с поля зрения поклонников стиля. Откуда произошло своеобразное название кепки и где можно сегодня купить «аэродром»? С этими вопросами попытаемся разобраться вместе.

История происхождения

Несколько столетий назад выйти на люди с непокрытой головой считалось признаком дурного тона, как для женщин, так и для мужчин. С изменением модных тенденций происходили перемены во внешнем виде и качестве исполнения всевозможных головных уборов.

Бытует мнение, что впервые кепка появилась в Англии еще в XIV веке. Британское правительство ввело обязательные правила ношения плоских головных уборов из шерстяной ткани для всего мужского населения страны. Целью нововведения было стремление популяризировать натуральное полотно и стимулировать его потребление населением. Кепки полагалось надевать в праздничные и воскресные дни всем людям недворянского сословия. Требование также не распространялось на иноземцев.

Так, в принудительном порядке плоские шапки стали носить мещане, торговцы и прочие граждане неблагородных кровей. Постепенно люди оценили удобство и практичность кепок. Уже в девятнадцатом веке новый головной убор носил все рабочие люди в Ирландии и Британии. Английские аристократы тоже не остались безразличными к модному течению. Они носили кепи, выезжая на отдых или охоту за город, занимаясь игрой в гольф. Уборы для состоятельных людей изготавливали из дорогих сортов материи. Качественные кепки хорошо держали форму и создавали стильный образ.

Постепенно оригинальный головной убор перекочевал в соседние европейские страны. В Америку кепи попали благодаря широкой волне эмиграции. Оттуда необычная шапка получила дальнейшее перемещение по всему миру, видоизменяясь с течением временем.

Сицилийские корни

Легенда гласит, что первая грузинская кепка «Аэродром» появилась благодаря итальянскому тенору Сальваторе Кокуцца в конце девятнадцатого века. Оперный певец долгое время успешно выступал на театральных подмостках Тифлисской оперы. Итальянские мелодии были очень созвучны с грузинскими песнями, и кавказцы любили перепевать классические произведения на свой лад.

Жестокий пожар, внезапно вспыхнувший в октябре 1874 года, полностью уничтожил здание театра со всем его имуществом. Профессиональная невостребованность и возникшая нужда заставила итальянского певца обратиться к ремеслу своего отца и открыть в центре города шапочную мастерскую. Примечательно, что талантливый тенор занялся пошивом головных уборов из твида – традиционных сицилийских кепок, известных на родине певца под названием «коппола».

Новоиспеченный мастер рассчитывал в своем бизнесе на богатых покупателей немцев, которые в большом количестве проживали в Тифлисе. Совершенно неожиданно нетипичные головные уборы быстро стали популярными среди местного населения. Вскоре предприимчивый итальянец открыл вторую мастерскую в Кутаиси, большая часть населения которого состояла из коренных грузин. Так кепи маэстро Сальваторе Кокуцца начали быстро распространяться по всей стране и очень скоро обрели устойчивую популярность. До сих пор в Кутаиси можно услышать старое название «кокуцца-куди», которое переводится как шапка-кокуцца.

Нынешний статус кепи

Стремление грузин к преувеличению своих возможностей со временем породило новую разновидность копполы, отличающуюся излишне большими формами. Так появилась плоская кепка необъятных размеров с идеально ровным днищем. Кроме большого диаметра фуражка отличалась высоко поднятым задником и массивным козырьком. Благодаря своеобразному виду кепку иронично нарекли в народе «аэродром». Название так прочно прижилось, что с тех пор типичные головные уборы ассоциируются исключительно с темпераментными кавказцами.

В послевоенные годы изготовлением шапок «аэродромов» занимались сотни небольших пошивочных мастерских. Производство оказалось не самым простым, потому что требовало от портного повышенной усидчивости и трудолюбия. Сначала мастерили каркас кепки «Аэродром» из бумаги картонного типа для придания собой жесткости. Только затем приступали к раскрою ткани и пошиву фуражки, соединяя между собой клинья восемью швами.

Основой аэродрома была плотная тростниковая мешковина, которая поступала в Грузию с далекого острова Свободы. Дорогостоящий материал, особый крой и устойчивая популярность изделий сформировали повышенную стоимость кепок. Но настоящих модников это не пугало. Любой уважающий себя мужчина обязан был носить солидную кепку.

Сегодня фуражечных мастерских на Кавказе почти не осталось. Поэтому и кепки-«аэродромы» сегодня можно увидеть разве что на фото прежних лет. Единичные пошивочные ателье все-таки предлагают свои услуги по изготовлению традиционных грузинских кепок. Здесь, конечно, нет фабричного размаха, все ручная работа. Молодое поколение портных не занимается старым трендом, у руля находятся старейшие мастера, накопившие многолетний опыт. Благодаря возрождающейся моде на сицилийские кепки заказы есть постоянно, и приходят они сюда со всех концов света.

4allwomen.ru

Плоская кепка: musthave аристократов и маргиналов | Мода | Блоги


Мода

03 сентября 2013

Когда-то выйти на люди без головного убора было страшным моветоном как для женщин, так и для мужчин. Вольные нравы уличного дресс кода сегодня и вовсе заставили многих забросить головные уборы подальше. А ведь они могут «делать образ» не хуже, чем любой другой аксессуар. Даже привычная кепка может придать и элегантного шика, и хулилиганскую нотку.

Какие ассоциации вызывает у вас эта кепка?

Мимино и грузины?

Хулиганы и гопота?

Юрий Лужков?

А может быть Лео и Брэд?

Like father like son

Такая кепка (на английском ее называют flat cap — плоская кепка), в наших палестинах скомпроментированная Лужковым и грузинами, имеет британское происхождение и довольно богатую истрию.

Считается, что головной убор подобного фасона появился в 14 веке. В 19 веке ирландские и британские эмигранты привезли ее в США. В начале 20 века мода на эту кепку добралась до юга Италии. Там она прижилась на столько, что ее теперь считают традиционным сицилийским головным убором и называют «коппола»
(видоизмененное от английского cap).

Кадр из фильма «Крестный отец»

В 1571 году британский парламент с целью «стимулирования потребления шерсти внутри страны и торговли» обязал по воскресеньям и праздникам всех мужчин старше 6 лет (за исключением дворян и иностранцев) носить шерстяные плоские кепки. За нарушение закона полагался штраф.

Почти тридцать лет просуществовала подобная «обязаловка». Кепка накрепко стала ассоциироваться торговцами, мещанами и прочим неблагородным людом. В 19 веке этот головной убор повсеместно носил рабочий класс по всей Британии и Ирландии. Рабочий класс вывез эту кепку и в США.

Все же ассоциировать плоскую кепку исключительно с рабочими и торговцами было бы ошибочно. Ее очень любили носить дворяне за пределом города. Она придавала
образу легкую небрежность и шик.

Кстати, благодаря любви британской аристократии к ношению кепки на лоне природы, она прочно вошла в классический твидовый костюм для игры гольф (ее еще иногда называют «кепкой для гольфа»). Нередко такую кепку надевали и на охоту.

Гольфисты

Эдуард VIII в традиционном твидовом костюме для гольфа

Кстати, до сих пор члены британской королевской семьи жалуют этот головной убор.

Принц Чарльз один из верных почитателей твидовой flat cap

Принц Уильям с детства носит такой головной убор

Принц Гарри с кузиной Зарой Филлипс

Каков же статус кепки у нас?

К грузинам, как полагают, кепка попала именно из Сицилии. От горячих южных парней горячим южным парням. Страсть грузин к преувеличению породила для кепки еще одно название — кепка-аэродром.

Ах, знали бы грузины, что дамские головные уборы начала прошлого века им не переплюнуть.

А вот российскую хулиганскую субкультуру конца ХХ-начала ХХI, кепка проникла тоже из Британии. Самые отчаянные хулиганы — британский футбольные фанаты. Именно они задают моду фанатам из других стран.

У нас кепка подобной формы быстро нашла название — канголка (от названия фирмы Kangol, выпускающей подобные кепки). Иногда канголку еще называют хулиганкой. Сейчас кепка подобной формы у нас все больше ассоциируется с блатняком (спасибо исполнителю Сереге) и гопниками (спасибо исполнителю Сереге).


Хотя и у нас сейчас можно найти достойные примеры, далекие от блатной темы.

Станислав Говорухин

Федор Бондарчук

Мода на кепку за границей периодически возрождается. В 20-х годах ХХ века для плоской кепки были золотые деньки. Каждый уважающий себя щеголь имел такую кепку.

Кадр из фильма «Дживс и Вустер»

Кадр из фильма «Великий Гетсби»

До наших краев мода на кепку тоже докатилась, несмотря на политические перепетии.

Щеголь Владимир Маяковский

Кепка снова вернулась в моду в середине ХХ века благодаря звездам тех времен.

Жань-Поль Бельмондо и Ален Делон

Пол Ньюман

Говорят, пару лет назад в Британии плоская кепка снова вошла в моду. Спасибо за это нужно сказать папарацци, с завидной регулярностью ловящие знаменитостей в этом головном уборе.

Деннис Хопер

Гай Ричи

Хью Лори

Ченнинг Татум

Дэниэл Крейг

Мэттью МакКонахи

Джастин Тимберлейк

Дэвид Ганди

Джон Хэмм

Мэтт Боммер

Роберт Дауни-мл.

Джастин Теру

Уилл Смитт

Бенедикт Камбербетч

Мартин Фримен

А не, лучше так

Барышни в flat cap тоже могут выглядеть роскошно.

Гвен Стефани

Зара Филлипс

Бейонсе

i-gency.ru

История грузинской кепки-аэродрома — Интересные факты

Начнем пожалуй издалека… в 1847 году по приказу князя Михаила Воронцова, царского наместника на Кавказе, в Тифлисе, на Эриваньской площади был заложен фундамент Оперного театра. Строительство длилось четыре года и завершилось в 1851 году.

Театр пользовался грандиозной популярностью у тифлисской публики. Слух меломанов услаждали приглашенные князем Воронцовым итальянские певцы. Арии из итальянских опер разносились по всему городу. Их пели все — аристократы, купцы, простые горожане. Итальянские мелодии перепевались на грузинский лад и послужили основой зарождающемуся жанру городского романса.

Однако 11 октября 1874 года театр сгорел при невыясненных обстоятельствах. Были уничтожены практически все декорации, костюмы, реквизиты и богатейшая нотная библиотека. Часть итальянской труппы разъехалась, часть осталась ждать лучших времен в ставшем для них родным городе. Певцы и музыканты перебивались разными заработками, не всегда связанными с их основной профессией.

Тенор-сицилиец Сальваторе Кокуцца (Кокоцца) (однофамилец знаменитого певца Марио Ланца – урожденного Альфредо Арнольдо Кокоцца) решил вспомнить профессию отца (в детстве Сальваторе вовсю помогал отцу в изготовлении кепок), и открыл на Михайловском проспекте (ныне пр. Давида Агмашенебели) мастерскую по пошиву традиционных сицилийских кепок под названием «коппола». Место для мастерской он выбрал не случайно. Михайловский проспект был в основном заселен немцами, и наш сеньор Кокуцца надеялся, что покупателями его продукции станут именно они.

Однако, на практике оказалось, что наибольшей популярностью итальянская коппола пользуется у грузинского населения города. Предприимчивый тенор тут же отрыл вторую мастерскую в Кутаиси, в городе, в отличие от Тифлиса, с преимущественно грузинским населением — и не прогадал. Имеретины с большим энтузиазмом восприняли новинку, и кепи господина Кокуцца стали очень быстро распространяться по всей Западной Грузии.

Так сицилийские кепи обосновались в Грузии, благодаря Воронцову, Тамамшеву, грандиозному пожару, поглотившему столь любимому горожанами оперу и, конечно же, предприимчивому итальянскому тенору Сальваторе Кокуцца, нашедшему в Грузии вторую родину.

Кстати, в Кутаиси эти головные уборы до сих пор иногда называют «кокуца-куди» (шапка-кокуца), хотя вряд ли себе представляют, что это такое – «кокуца»

P.S. Коппола (сиц. Coppola) — традиционная мужская сицилийская кепка, обычно изготовленная из твида. Мода на копполу пришла на Сицилию в начале XX века из Англии, где нечто подобное носили дворяне в XVII веке. Первоначально её носили лишь сицилийские водители, что сделало её затем очень популярной в рабочем классе. Со временем мода на неё распространилась по всей Италии, где она до сих пор популярна.


Подобные кепки вы видели на головах сицилийских крестьян в фильме «Крестный отец». (Они называются coppola siciliana — сицилийская кепка)

i-fakt.ru

Коппола, Ланца и грузинская кепка-«аэродром»

Грузинские кепки-«аэродромы», эдакий символ совкового грузина, вам, надеюсь, представлять не надо.

Нынче они вышли из моды, но все равно пользуются спросом у некоторой части населения.
Вот, мастерская тбилисского мастера Лёвы Дохоляна, одного из последних могикан — шапочников, шьющих «аэродромы».

Подобные кепки вы видели на головах сицилийских крестьян, например, в фильме «Крестный отец». (Они называются coppola siciliana — сицилийская кепка)
Но, конечно же, не обратили внимания на их сходство с грузинскими головными уборами, а зря.
Они — одного происхождения — итальянская коппола и грузинский аэродром.
Вернее, коппола происходит от английских аристократических кепи, а аэродром — от копполы.

Для не владеющих грузинским я ниже перескажу удивительную историю происхождения грузинских кепок, а пока посмотрите несколько картинок, найденных по запросу «coppola siciliana» и сравните их с произведениями Лёвы Дохоляна.

..

А теперь, обещанная:

Удивительная история о Тбилисской опере, царском наместнике на Кавказе кн. Михаиле Воронцове, купце первой гильдии Габриэле Тамамшеве и итальянском теноре Сальваторе Коккуце, или Откуда есть пошла кепка-«аэродром»

В 1847 году по инициативе кн. М. Воронцова, царского наместника на Кавказе, в Тифлисе, на пл. Эриваньского (сегодняшняя пл. Свободы), был заложен фундамент оперного театра. Строительство, которое велось под руководством итальянского архитектора Джовани Скудиери, длилось четыре года и завершилось в 1851 году. Интерьер театра оформил Г. Гагарин. Здание строилось на деньги тбилисского купца Габриэла Тамамшева. Чтобы сделать сие предприятие интересным для совдагара, властями было разрешено помимо собственно театра построить и магазины – совместить театр с караван-сараем, при условии финансирования Тамашевым оперного театра. (Несколько фотографии театра-караван-сарая Тамамшева).

Театр открылся 12 апреля 1851 года грандиозным балом, на котором присутствовало всё высшее общество Тифлиса. Зрительный зал вмещал 800 зрителей и, по мнению Александра Дюма-старшего, ничем не уступал лучшим мировым образцам. В популярной парижской газете «Иллюстрасьон» 25 октября 1851 года была опубликована статья некоего Эдмона де Барреса, где было сказано, что: «Этот единственный в городе театр, который оформлен в мавританском стиле, бесспорно является одним из наиболее элегантных, красивых и обворожительных театральных строений, которое можно себе представить.»

Опера пользовалась грандиозной популярностью у тифлисской публики. Слух меломанов услаждали не кто либо, а итальянские певцы. Арии из итальянских опер разносились по всему городу. Их пели все — аристократы, купцы, простые горожане. Итальянские мелодии перепевались на грузинский лад и послужили основой зарождающемуся жанру городского романса.

11 октября 1874 года театр сгорел при невыясненных обстоятельствах. Были уничтожены практически все декорации, костюмы, реквизиты. Не удалось спасти также богатейшую нотную библиотеку. Здание настолько пострадало, что было решено строить новый театр. Однако, Тамамшев восстановил торговую часть строения, и караван-сарай просуществовал вплоть до 1934 года, когда при реконструкции главной площади города здание было снесено.

Что касается нового (нынешнего) здания оперы, то его строительство затянулось. Часть итальянской труппы разъехалась, часть осталась ждать лучших времен в ставшем для них родным городе. Певцы и музыканты перебивались разными заработками, не всегда связанными с их основной профессией.

Тенор-сицилианец Сальваторе Кокуцца (Кокоцца) (да, однофамилец знаменитого певца Марио Ланца – урожденного Альфредо Арнольдо Кокоцца) решил вспомнить профессию отца, в которой он, видимо, тоже кое-что смыслил, и открыл на Михаиловском проспекте (ныне пр. Давида Агмашенебели) мастерскую по пошиву традиционных сицилийских кепок. Место для мастерской он выбрал не случайно. Михайловский пр. был в основном заселен немцами, и наш сеньор Кокуцца надеялся, что покупателями его продукции станут именно они.

Однако, на практике оказалось, что наибольшей популярностью итальянская коппола пользуется у грузинского населения города. Наш певец-шапочник тут же отрыл вторую мастерскую в Кутаиси, в городе, в отличие от Тбилиси, с преимущественно грузинским населением и не прогадал. Имеретины с большим энтузиазмом восприняли новинку, и кепи Кокуццы быстро стали распространяться по всей Западной Грузии.

Так сицилийские кепи обосновались в Грузии, благодаря Воронцову, Тамамшеву, грандиозному пожару, поглотившему столь любимому горожанами оперу и, конечно же, предприимчивому итальянскому тенору Сальваторе Кокуцце, нашедшему в Грузии вторую родину.

Интересно, что одно время сицилийские кепи исчезли из грузинского обихода, однако мода на них вновь возродилась в 50-х годах прошлого столетия. Видимо, в первые годы советской власти народу всякий там индпошив просто был не по карману (а промышленным способом «аэродромы» никогда и не производились).

Кстати, в Кутаиси эти головные уборы до сих пор иногда называют «кокуца-куди» (шапка-кокуца), хотя вряд ли себе представляют, что это такое – «кокуца»

Вот, такая история…

shimerli.livejournal.com

как называется, грузинская шапка, предназначение, кто носит в соверенности

241

Автор статьи:

Время чтения: 4 мин.

У народов Кавказа есть поговорка: «Если тебе не с кем посоветоваться, советуйся с папахой». Почему головному убору придаётся такое большое значение, и чем он является в жизни горского мужчины, мы расскажем в этой статье.

Мужская кавказская шапка из овчины

Речь пойдёт о папахе.

Справка! Слово пришло из тюркских наречий, «папах» (правильный вариант названия) означает «шапка». Иногда её называют трухменкой.

Из статьи в Большой Советской энциклопедии можно почерпнуть сведения об истории этого самобытного головного убора:

  • долгое время шапки у кавказских народов шились из ткани, войлока, меха;
  • в XVIII веке папаху носили не только мужчины, она была и в женском гардеробе;
  • с начала XIX века военные, базировавшиеся на Северном Кавказе, ввели её в состав своего обмундирования;
  • с середины XIX века высокая меховая шапка официально становится зимним головным убором в казачьих войсках;
  • перед Великой Отечественной войной привилегия носить каракулевую папаху отдавалась высшему офицерскому составу Красной Армии, начиная с генерал-майора и выше;
  • во время войны к этому списку были добавлены полковники всех родов войск.

Грузинская шапка из овчины

Кавказский мужчина, уважавший себя, всегда носил головной убор. Чаще всего им являлась папаха. Мужчина в ней всегда выглядел гордо и благородно.

Важно! Эта шапка универсальна: в ней летом не жарко, а зимой не холодно. Она покроена таким образом, что прямо-таки заставляет держать спину прямо.

Сырьём для изготовления служит шерсть барана, овцы или козы. Особые экземпляры шились из шкуры ягнят.

Трухменки подразделяются на следующие виды:

  • Каракулевые – самые качественные и дорогие. Шьются из каракульчи, меха не родившихся ягнят, и каракуля, меха новорождённых барашков. Это самый желанный подарок для любого кавказца. Он обозначает статусность и уважение окружающих.
  • Чабанские – распространённый кавказский головной убор, называемый иногда «народной шапкой». Он пошит из косматой овчины, завитки её могут спускаться на лоб и скрывать глаза. Удобен на выпасе (не холодно и не жарко) и в случае необходимости справится с ролью подушки.
  • Казачьи – донышко имеет тканевую основу, красную или синюю, с белым крестом, символизирующим православие. Готовясь к бою, воины вкладывали в карман донца стальную пластину — тумак, который защищал от сабельного удара. Популярны среди кубанских и терских казаков.

Предназначение

Головной убор для мужчины всегда являлся особой гордостью. В гардеробе кавказцев может быть не одна трухменка. Хранились меховые шапки бережно обёрнутыми чистой тканью и передавались от поколения к поколению. Обычно для каждого мероприятия была своя:

  • на каждый день — тёмная или бурая;
  • для свадебного торжества и праздников — белая;
  • для похоронного обряда — чёрная.

Несколько интересных фактов о традициях кавказских народов, связанных с папахой.

  • Выйти из дома без головного убора считалось недопустимым, а появление на свадьбе с непокрытой головой являлось высшим неуважением к молодожёнам и всем присутствующим.
  • Молодые люди часто оригинальным образом делали предложения девушкам: они забрасывали шапку в открытое окно. Если папаха возвращалась, это означало отказ.
  • Головной убор не должен был покидать голову, пока она цела. Об этом есть народные поговорки и пословицы.
  • Трухменка не снималась даже просителем, кроме случаев просьбы прекращения кровной мести или войны.
  • Кинутая в пылу спора, она означала последний аргумент – хозяин был уверен в своей правоте.

Важно! Говорят, что папаха служит сейфом. Не стоит проверять – сбитый головной убор считается у кавказцев оскорблением.

Папаха в современности

Сейчас на все вопросы мы ищем ответ в интернете. Попробуйте забить в гугл «папаха» — вы увидите множество предложений о продаже этого головного убора. Им наполнены несколько интернет-магазинов, предлагающих меховые шапки чёрного, белого, коричневого, серого цветов. Как известно, спрос рождает предложение. Раз есть такое щедрое предложение, значит, в наше время папахи тоже пользуются популярностью.

Кто же покупает такие шапки и для кого кавказские мастера шьют головные уборы, каждый из которых является эксклюзивным?

  • Прежде всего, это актёры национальных песенных и танцевальных коллективов.
  • Мужчины из горских селений, до сих пор поддерживающие традиции предков, тоже покупают и носят папахи.
  • Генералы и полковники российской армии продолжают носить папахи из разных видов каракуля.

Некоторые известные кавказцы тоже занимаются популяризацией национального головного убора.

  • Махмуд Эсамбаев, танцовщик, солист Большого театра, Народный артист СССР, до конца своих дней не снимал каракулевую трухменку, находясь в ней даже на заседаниях Верховного Совета. Исключение делал только для театральных постановок.
  • Хабиб Нурмагомедов, российский борец, который является действующим чемпионом UFC, много лет подряд на публичных мероприятиях показывается в папахе. Даже на ринг он поднимается в национальном головном уборе, пренебрегая просьбами спортивных корпораций о рекламе их продукции. Хабиб гордо отвечает, что перед боем будет носить шапку своих предков. После одной из его громких побед в октябре 2016 года спрос на них поднялся в 16 раз.

Модные женские шапки из песца, чернобурки или другого меха с высокой тульей и плоским круглым дном называются кубанки, что является вариантом трухменки и скроено по её подобию. Кубанка также время от времени появляется и в мужском гардеробе. Одно из модных поветрий – светлая каракулевая шапка. Вязальщицы имитируют фасон плотной фактурной вязкой.

Мужчины и женщины смотрятся в папахах очень интересно и современно. Эта шапка на все времена – придавая рост и формируя гордую осанку, она всегда будет оставаться в моде.

Понравилась статья? Поделитесь ей

А какая Ваша оценка данному материалу?

Загрузка…

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter. Мы все исправим!

Подпишитесь на нас во Вконткте и в Одноклассниках

tkaner.com