Мурмолка фото – Мурмолка — Википедия

Мурмолка — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Мурмолка фото – Мурмолка — Википедия

Му́рмолка — русский головной убор, высокая шапка с плоской тульей из алтабаса, бархата или парчи, с меховой лопастью в виде отворотов, которые спереди пристегивались к тулье петлями и пуговицами. Мурмолки украшались иногда запонкой с жемчугом и белым дорогим пером. Между царскими наголовьями они не встречаются, а носились преимущественно боярами. До конца XIX века в некоторых местах Новгородской, Псковской, Санкт-Петербургской губерний мурмолками назывались круглые шапки с меховым верхом и со стеганой подкладкой, без отворотов.

В середине XIX века мурмолка вошла в моду среди русских славянофилов, её носили К. С. Аксаков, А. С. Хомяков и другие, её упоминали в полемических целях как символ славянофильства его оппоненты.

Напишите отзыв о статье «Мурмолка»

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Мурмолка

– В такую минуту, – повторил князь Андрей, – для них это только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку. Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит. И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!
– Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная, – проговорил Тимохин. – Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку, пить: не такой день, говорят. – Все помолчали.
Офицеры поднялись. Князь Андрей вышел с ними за сарай, отдавая последние приказания адъютанту. Когда офицеры ушли, Пьер подошел к князю Андрею и только что хотел начать разговор, как по дороге недалеко от сарая застучали копыта трех лошадей, и, взглянув по этому направлению, князь Андрей узнал Вольцогена с Клаузевицем, сопутствуемых казаком. Они близко проехали, продолжая разговаривать, и Пьер с Андреем невольно услыхали следующие фразы:
– Der Krieg muss im Raum verlegt werden. Der Ansicht kann ich nicht genug Preis geben, [Война должна быть перенесена в пространство. Это воззрение я не могу достаточно восхвалить (нем.) ] – говорил один.

wiki-org.ru

Ещё к юбилею К. Аксакова. Страсти по зипуну и мурмолке: maysuryan

Мурмолка фото – Мурмолка — Википедия
Это удивительная и редкая фотография. Славянофил Константин Аксаков в русской одежде, которую он стал демонстративно носить. Дворянин в мурмолке и косоворотке! Фотография из семейного альбома, обрамлена засушенными цветками анютиных глазок. 1850-е, РГАЛИ

Продолжая тему 200-летнего юбилея со дня рождения Константина Сергеевича Аксакова — мыслителя, сыгравшего немалую роль в отечественной идейной истории…
В 1840-е годы он стал зачинателем оригинального движения: отказа дворян от сюртуков, шляп, фраков и прочих европейских нарядов, введённых ещё Петром, и возврата к традиционной русской одежде. Символом этого движения стала мурмолка — старинная боярская шапка, немного похожая на шапку современных Дедов Морозов. Или, как её определяют словари, «круглая высокая шапка с плоской тульей из алтабаса, бархата или парчи, с меховой лопастью в виде отворотов. Мурмолки украшались иногда запонкой с жемчугом и белым дорогим пером». Кроме того, Константин Сергеевич облачился в косоворотку и сшил себе длиннополый зипун — «святославку», а также отпустил бороду, чего служащие дворяне с петровских времён не делали. И, как будто всего этого было мало, в дополнение он нередко надевал ещё красную рубаху и сапоги…
Разумеется, такое экстравагантное и сверхэпатажное по тем временам поведение со стороны дворянина вызвало огромнейший скандал. В первую очередь, последовали язвительные насмешки со стороны вечных критиков славянофилов — кружка западников. Пётр Чаадаев шутил, что Аксаков оделся так «национально», что народ на улицах принимал его за персиянина. Поскольку к тому времени никто уже в России мурмолок не носил…
Скоро, однако, у Аксакова появились последователи среди дворянства, также водрузившие на свои головы мурмолки.

Мурмолка фото – Мурмолка — Википедия
Мурмолка на старинном портрете

Западник Виссарион Белинский писал: «Петербургские журналы действительно подтрунивали над мурмолками, а московские журналы точно не подтрунивали над ними; но это не потому, чтоб мурмолки были смешны только в Петербурге, в Москве же были бы не смешны, а опять-таки потому только, что в Москве всего-навсего один журнал, да и тот родственный мурмолкам. А что над ними смеялись петербургские журналы – в этом нет ничего предосудительного для петербургских журналов… Смеяться, право, не грешно/ Над тем, что кажется смешно».

Мурмолка фото – Мурмолка — Википедия
Портрет В.Г. Белинского. 1876

Мурмолка фото – Мурмолка — Википедия
Борис Лебедев. В.Г. Белинский и славянофилы

Однако скоро движением «за русское платье» и ношение бороды обеспокоилось правительство. Оно усмотрело в подобной моде нечто революционное, и в апреле 1849 года специальным циркуляром запретило дворянам, и прежде всего состоящим на государственной службе, ношение бород. А с Константина Аксакова и и его отца Сергея Тимофеевича были взяты персональные расписки, по которым они обязывались не появляться в общественных местах «в русской одежде».
Между прочим, в отечественной истории можно найти немало примеров того, как идейные взгляды выражались через одежду. Например, апрель 1849 года нанёс тяжкий удар по зипунам и мурмолкам, а почти ровно через сто лет, в марте 1949 года, в «Крокодиле» появился знаменитый фельетон Д. Беляева против стиляг (откуда и пошло это слово).
Вот только направление этого движения «стиляг» 1950-1960-х годов, тоже шедшего снизу, было ровно обратным аксаковскому. Ведь сами стиляги даже называли себя «штатниками» (т.е. поклонниками США и Запада). Главную улицу любого города они переименовывали в «Брод», т. е. «Бродвей», и т.д. Можно даже сказать, что если славянофилы начали движение от образованной публики «к народу», переодевшись в русское платье, и этот процесс шёл целое столетие, включая всё революционное движение и саму революцию, то стиляги возглавили спустя сто лет обратный стихийный процесс — отката назад, обособления и отделения «публики» от народа.
(И, кстати, в скобках заметим, что оба движения, и поборников мурмолок, и стиляг, в каком-то смысле победили. По крайней мере, внешне. Российские монархи к концу XIX века отпустили бороды, о чём так мечтали славянофилы, а Леонид Ильич Брежнев носил на руке золотые перстни, что в 50-е годы было бы однозначно заклеймлено как «стиляжничество». Но только вели эти движения, повторим, в прямо противоположные стороны…).

Мурмолка фото – Мурмолка — Википедия
К концу XIX столетия русские монархи отпустили бороды, как советовали славянофилы, и стали иногда облачаться в допетровские костюмы XVII столетия. Но было уже поздно…

Ну, а чтобы представить, какие страсти кипели в 1840-е годы по зипуну и мурмолке, вот небольшие отрывки из переписки Константина Аксакова с его другом Николаем Свербеевым (как нетрудно понять, западником по взглядам).

1848–1849 годы. Константин Аксаков – Николаю Свербееву:
«Я надел наконец Русское платье, с тем, чтоб никогда не скидавать его. […] Я сделал это спокойно, свободно и серьёзно; но чем серьёзнее, тем твёрже. Себя не обманываю нисколько. Вижу ясно всю мелкость и утомительность, всю медленность борьбы, которую веду за русскую жизнь и самобытность против иностранного маскерада, против соблазна удобной роли обезьяны. Вижу, как заплыла наша народность и Русские начала светской общественной тиной. Знаю могущество этой тины, состоящее более всего в том, что это тина, а не гранит. Насмешки, сомнения, недоразумения – всё это мне знакомо. Но, со всем тем, я не смущаюсь и иду своей дорогой, подвигаясь хоть на волос. […] Я вижу очень хорошо, что с подобным решением придется мне, верно, не знать семейного счастия. […] Зипун, сарафан! Это почти такие же неодолимые препятствия, как для иных кровная вражда или разница состояний.»

Н. Д. Свербеев – К. С. Аксакову:
«Константин Сергеевич,
Я всегда был уверен, что Вы наконец достигнете своей цели, что Вы наденете русское платье! Не знаю, поздравить ли Вас с этим подвигом? Нет, откровенность отношений наших этого не позволяет! […] Вы отреклись от общества и внутренне и внешне! Но, отрекаясь от одной стороны – к какой же пристали Вы?.. Вышедши из Маскарада – в какую жизнь вышли Вы?.. Откланявшись в последний раз европейской шляпой обезьянам (так Вы нас называете), в сообщество каких людей вступили Вы??… Вы скажете на это: «Народ – моя сфера!». Но этот ответ гордый и решительный будет ошибочен… Народ Вас не знает… Он Вас не понимает и никогда не будет в состоянии понять, в силу какой мысли вы ищете себе места в его быте, в его среде, – и так Вы будете только духовно числиться в народе!… Вам теперь открывается странная дорога, никем ещё не пройдённая!… Доселе Вы также боролись и боролись постоянно – но Ваша борьба была борьба мысли с мыслию – ибо если Вы в убеждениях расходились с обществом, то во внешнем, то по платью Вы были его членом. Теперь и мыслию, и словом, и платьем Вы нам чужды!… Мы воры, изменники, обезьяны в глазах Ваших!!… Всё это Вы говаривали и прежде, но слово Ваше забывалось, наружность роднила Вас с нами! Теперь не говоря даже этого, не придавая нам этих эпитетов (чего впрочем от Вас ожидать нельзя) – весь Ваш образ будет повторять убеждение Ваше, для всех нас оскорбительное. Прощайте! Мы разошлись дорогой! Я пойду по менее странной и блестящей! Судьба Вам указала на другую! В стремлениях своих мы никогда не сойдёмся!..»

Константин Аксаков – Николаю Свербееву:
«Да, я не перешёл из одной жизни в другую; оставив одну сферу, я не вошёл в новую… Но куда я пришёл, где же я? спросите вы. Я иду, отвечаю я вам. Неужели вы непременно требуете, чтобы вам отвечали, где находишься? Неужели другого вопроса, как этот, не признаёте вы?.. Я вовсе не пришёл, я иду, я ещё путешественник и странник, идущий к святым или священным местам, и на мне одежда странника… Но поставьте вопрос иначе, и тогда он будет правилен; спросите: куда идёшь? Тогда отвечать вам можно… Я иду к самобытности от обезьянства; теперь, чтоб сказать определённее, я иду к народу от публики; ещё проще: я иду домой».

И в заключение – ещё несколько слов. Может показаться, что всё это – и эпатаж славянофилов с их мурмолками, и даже движение стиляг, многие из которых ещё живы – чисто исторические изыскания, не имеющие отношения к современности. Нет, это не так. Потому что Аксаков и его друзья-оппоненты из кружка западников, вроде Герцена и Белинского, стали зачинателями великого движения, «от публики к народу», движения, составившего смысл русской и потом советской истории на целое столетие. И Константин Аксаков был совершенно прав, когда отвечал своему другу на его замечание: «Вам теперь открывается странная дорога, никем ещё не пройдённая!…» – прекрасными словами «я иду… иду к народу от публики».
Ну, а мы стали современниками и участниками столь же великого отлива в обратную сторону, начавшегося в 1950-е годы, когда «публика» всё больше обособлялась и отдалялась от народа, превращаясь в его ярых ненавистников и врагов. Этот процесс продолжается и сегодня. Не очень здорово от рассказа о замечательных людях переходить к описанию жизни мелких насекомых из отряда вшей, но иногда приходится. Вот что на днях написала небезызвестная современная аристократка мадам Курицына Божена Рынска в своём твиттере:

Мурмолка фото – Мурмолка — Википедия
И ведь не она одна, увы, так «мыслит» и чувствует. Но пока что не видно среди нас Аксаковых и Герценов, которые самим фактом своего существования сделали бы подобное поведение категорически неприемлемым и неприличным для всех уважающих себя людей…

maysuryan.livejournal.com

К 200-летнему юбилею К. Аксакова. Страсти по зипуну и мурмолке

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910—е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940—е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990, 1990-е, 1993, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем — не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ленин, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, армия танки, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, вещи, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интевенция, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Таиланда, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода, мода. животные, модераторское, монархия, монастыри, морархия, мото, мошенники, музеи, музыка, музыка. театр, на радость модераторам, на радость модератору, на усмотрение сообщников, на усмотрение ссобщников, награды, напитки, народный костюм, наука, нацизм, национальный костюм, наши герои, ненавижу, необычно, нет слов, новейшая история, ню, образование, образование бесплатно, общество, одежда, одинокий путник, ой-ой, оккупация, опера, опрос, опять Бардо, опять Бордо, опять Монро, оружие, отдых, открытки, офф-топ, охота, памятники, парады, партизаны, пейзаж, печальное, пин ап, писатели, плакат, плакаты, побасенки, побасёнки, победа, победители, победителиь, подвиги, политика, полиция, поскачите с автором, поэзия, праздники, пресса, природа, промышленность, пропаганда, професии, профессии, прощай, пурга, путешествия, пятничная красавица, пятничное, радио, разведка, развлечения, ребятам о зверятах, революционеры, революция, реки, реклама, реконструкции, рекорды, религия, репрессии, рисинки, рисунки, русско-японская война, самолеты, самоубийства, семейное фото, семейный альбом, семейный архив, скульптура, слайд-шоу, смешно, смешной Третий Рейх, смешной Третий рейх, снова Бордо, советско-финская война, спецслужбы, спор, спорт, спорь, сравнительные фотографии, сравнительныефотографии, средние века, староверы, страны, субкультура,

foto-history.livejournal.com

Мурмолка Вики

Мурмолка Вики
Мурмолка фото – Мурмолка — Википедия

Му́рмолка — русский головной убор, высокая шапка с плоской тульей из алтабаса, бархата или парчи, с меховой лопастью в виде отворотов, которые спереди пристегивались к тулье петлями и пуговицами. Мурмолки украшались иногда запонкой с жемчугом и белым дорогим пером. Между царскими наголовьями они не встречаются, а носились преимущественно боярами. До конца XIX века в некоторых местах Новгородской, Псковской, Санкт-Петербургской губерний мурмолками назывались круглые шапки с меховым верхом и со стеганой подкладкой, без отворотов.

В середине XIX века мурмолка вошла в моду среди русских славянофилов, её носили К. С. Аксаков, А. С. Хомяков и другие, её упоминали в полемических целях как символ славянофильства его оппоненты.

Примечания[ | код]

Литература[ | код]

  • Кирсанова Раиса Мардуховна. Мурмолка // Костюм в русской художественной культуре 18 — первой половины 20 вв. / под ред. Т.Г. Морозовой, В.Д. Синюкова. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. — С. 179. — 383 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-85270-144-0.
  • Комиссаржевский, Ф. Ф. Мурмолка // История костюма. — М.: Астрель, 2005. — С. 317—318. — 336 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-271-105514-8.
Реклама

CC© cookies police  

ru.wikibedia.ru

Мурмолка Википедия

Мурмолка фото – Мурмолка — Википедия

Му́рмолка — русский головной убор, высокая шапка с плоской тульей из алтабаса, бархата или парчи, с меховой лопастью в виде отворотов, которые спереди пристегивались к тулье петлями и пуговицами. Мурмолки украшались иногда запонкой с жемчугом и белым дорогим пером. Между царскими наголовьями они не встречаются, а носились преимущественно боярами. До конца XIX века в некоторых местах Новгородской, Псковской, Санкт-Петербургской губерний мурмолками назывались круглые шапки с меховым верхом и со стеганой подкладкой, без отворотов.

В середине XIX века мурмолка вошла в моду среди русских славянофилов, её носили К. С. Аксаков, А. С. Хомяков и другие, её упоминали в полемических целях как символ славянофильства его оппоненты.

Примечания

Литература

  • Кирсанова Раиса Мардуховна. Мурмолка // Костюм в русской художественной культуре 18 — первой половины 20 вв. / под ред. Т.Г. Морозовой, В.Д. Синюкова. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. — С. 179. — 383 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-85270-144-0.
  • Комиссаржевский, Ф. Ф. Мурмолка // История костюма. — М.: Астрель, 2005. — С. 317—318. — 336 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-271-105514-8.

wikiredia.ru

Феска, тюбетейка, ермолка — Неправильный глагол

Мурмолка фото – Мурмолка — Википедия
http://muz4in.net/news/o_chem_rasskazhet_tjubetejka/2010-11-10-12330

Сегодня у меня в ЖЖ и воскресный кавалер, и красавица — оба в тюбетейках, которые я сначала было обозвала фесками. Поэтому решила разобраться, что ж оно такое!

Вот тюбетейки — казахская (справа) и таджикская:

Мурмолка фото – Мурмолка — Википедия

Тюбетейка — (башк. түбәтәй, каз. төбетей, тақия, кирг. тебетей, тат. түбәтәй, тадж. тўппӣ (север.диал.), тоққӣ (южн.диал.), туркм. tahýa, узб. do’ppi/дўппи, уйг. доппа/دوپپا, азерб. araxçın/арахчын) — круглая или квадратная, островерхая или плоская, мужская или женская лёгкая шапка, надеваемая прямо на голову; получила название от тюркского слова тобе/тюбе, означающего макушку головы или верхушку горы…

Хочу тюбетейку! Так нравится…
И не мне одной:

Мурмолка фото – Мурмолка — Википедия

Мурмолка фото – Мурмолка — Википедия

Мурмолка фото – Мурмолка — Википедия

Мурмолка фото – Мурмолка — Википедия

tubetey в Мода на тюбетейки в СССР


Феска — (тур. fes) — головной убор в Османской империи, странах северной Африки и др.; представляет собой шерстяной колпак красного цвета с голубой или черной, шелковой, серебром или золотом перевитой кистью. Имеет первоначально византийское происхождение. Название феска или фес происходит от города Феса в Марокко, где изготовлялись эти головные уборы…

Мурмолка фото – Мурмолка — Википедия
Портрет мужчины в феске
http://www.liveinternet.ru/users/ilotan136/post302721220/

В 19 веке Обязательными атрибутами мужской домашней одежды были курительная шапочка или феска.
Головной убор был, как правило, изящно вышит, выполнял исключительно практические функции – защищал волосы от табачного дыма или просто согревал голову…

Мурмолка фото – Мурмолка — Википедия
Amos Lawrence. about 1845. By Chester Harding

Еще много интересного на эту тему  у la_gatta_ciara в ДОМАШНЯЯ МУЖСКАЯ ОДЕЖДА СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА.

Ермолка —  ки́па или кипа́ (иврит: כִּיפָּה кипа, мн.ч. кипот, идиш: יאַרמלקע я́рмолке) — традиционный еврейский мужской головной убор…

Мурмолка фото – Мурмолка — Википедия
Василий Поленов. Галерея картин и рисунков художника. Голова рыжеволосого мужчины в желтой ермолке
http://vasily-polenov.ru/jivopis/67.php

В отличие от слова «кипа» термин «ермолка» имеет более широкое значение и обозначает небольшую круглую шапочку, которую могут носить не только евреи. В частности, на Руси ермолка была домашним головным убором знатного человека. В XIX веке ермолкой называли небольшой головной убор без полей, его носили дома, надевая только с халатом или шлафроком (домашним пиджаком). «Ермолка — круглая мужская шапочка, надеваемая на затылок; носится в комнате» (Попов М. «Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке», 1907)…

Мурмолка —  (позже «ермолка») — меховая или бархатная шапка с плоской тульей…

А.О.Орловский  «Продавец картинок из Святого Писания»:

Д. Давыдов в казакине и ермолке (художник Александр Орловский):

Мурмолка фото – Мурмолка — Википедия

je-nny.livejournal.com

Мурмолка — Gpedia, Your Encyclopedia

Мурмолка фото – Мурмолка — Википедия

Му́рмолка — русский головной убор, высокая шапка с плоской тульей из алтабаса, бархата или парчи, с меховой лопастью в виде отворотов, которые спереди пристегивались к тулье петлями и пуговицами. Мурмолки украшались иногда запонкой с жемчугом и белым дорогим пером. Между царскими наголовьями они не встречаются, а носились преимущественно боярами. До конца XIX века в некоторых местах Новгородской, Псковской, Санкт-Петербургской губерний мурмолками назывались круглые шапки с меховым верхом и со стеганой подкладкой, без отворотов.

В середине XIX века мурмолка вошла в моду среди русских славянофилов, её носили К. С. Аксаков, А. С. Хомяков и другие, её упоминали в полемических целях как символ славянофильства его оппоненты.

Примечания

Литература

  • Кирсанова Раиса Мардуховна. Мурмолка // Костюм в русской художественной культуре 18 — первой половины 20 вв. / под ред. Т.Г. Морозовой, В.Д. Синюкова. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. — С. 179. — 383 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-85270-144-0.
  • Комиссаржевский, Ф. Ф. Мурмолка // История костюма. — М.: Астрель, 2005. — С. 317—318. — 336 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-271-105514-8.

www.gpedia.com