Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современности

Содержание

Казахские головные уборы - Традиционная одежда казахов

С незапамятных времен отношение к головным уборам у казахов было совершенно особым. Сдернуть с головы человека шапку считалось оскорблением, а небрежно кинуть куда - нибудь свою - равносильно отречению от личного счастья и удачи.

Всегда и всюду, головные уборы снимали бережно, стараясь положить или повесить их на возвышении. Особенно ревностно следили за тем, чтобы шапка не оказалась на полу или на сидении, а иначе считалось, что может пострадать здоровье и благоденствие ее владельца.

Также, существовало жесткое табу на дарение собственных головных уборов. Особенно суеверные казахи и сегодня не дарят, и не разрешают надевать чужим, свои шапки. Ведь иначе, ты добровольно оголяешь голову для бед и отказываешься от своего счастья. Дарить головные уборы в Казахстане, конечно принято, но во всех случаях это будет совершенно новый предмет гардероба.

Универсальным головным убором казахов можно считать тюбетейку – «такия». Ее носили и стар и млад, мужчины, женщины и даже дети. Тюбетейку надевали непосредственно на голову, а поверх нее – другие головные уборы. Шились «такии», из совершенно различных материй, плотных хлопчатобумажных или мягких дорогих: шелка, бархата, сукна, одноцветных и даже полосатых. Изготавливали их на тканой основе, простеганной вместе с верхом. Для придания твердости, тюбетейку прошивали частой строчкой или закладывали в околыш и верхушку картон или плотную бумагу. Основным декором тюбетейки издавна служила ручная вышивка узорными строчками.

Молодые люди носили «зер такия» - тюбетейки вышитые шелком, золотой или серебряной канителью, пожилые предпочитали однотонные на тонкой шерстяной подкладке.
Мужские верхние головные уборы отличались пестротой и разнообразием. Особой популярностью, среди мужчин всех сословий пользовалась войлочная шляпа – «калпак». Это летняя, легкая шляпа из тонкого белого войлока конусообразной формы, с узкой высокой тульей и закругленной или остроконечной макушкой, которую обычно сшивали из двух совершенно одинаковых половин.

Для аристократии и знати существовал особый вид «калпака» - «айыр калпак

», представлявший собой конусообразную шляпу с загнутыми к верху полями. Изнутри его, как правило, оторачивали тонким войлоком или плотной тканью, а снаружи отделывали особенно дорогим материалом (бархатом, атласом). Наибольшую ценность представлял декор «айыр калпак» - позумент из золотой нити в виде растительных узоров.

Так же летним головным убором считался «борик» - круглая шапочка с меховой опушкой, нередко отделанная бархатом.

Для зимы была предусмотрена теплая шапка – «тымак» из овчины, и его детский вариант из лисьего меха. В суровых условиях степной непогоды «тымаки» (треухи) незаменимы и идеальны. Шапка состоит из тульи и четырех больших клиньев, скроенных из войлока и обтянутых тканью. Затылочная и наушные клинья «тымака» обшивались пушистым мехом, широкие поля защищали шею и плечи.

Головные уборы казахских женщин, как и женщин многих других народов, кроме основного назначения выполняли еще и социальную функцию - указывали семейное положение хозяйки.

У замужних женщин они еще как то различались в разных родах и кланах, а вот девичьи были сравнительно однотипны на всей территории

Казахстана.
Для девушки предусматривались головные уборы двух типов: тюбетейка «такия» и теплая шапка с меховой опушкой - «борик».

Девичья «такия» считалась самой красивой из всех существующих в Казахстане тюбетеек. Она имела круглую форму и была очень легкой, высота шапочки составляла 10-15 см. На верхушку «такии» пришивали перья белого филина, как оберег, а края украшали дорогими камнями. Такую тюбетейку девушки носили до самого замужества, а уже на свадьбе существовал целый ритуал прощания с «такией» - символом детства.

Зимний женский «борик» или «Шошак борик» - отделанная по околышу мехом выдры, лисицы или бобра, теплая шапочка была полной копией мужской. Однако, девичий «борик» отличался тем, что околыш из меха был всегда снаружи, и не отворачивался.

Однако самыми интересными, по праву считаются головные уборы невест и замужних женщин Казахстана.

Головной убор казахской невесты – «саукеле

» - самая красивая и дорогая часть свадебного костюма. Он представляет собой очень высокую конусообразную шапочку, на самый верх которой прикрепляли перо филина, а лобную часть украшали ювелирными камнями: сапфирами, жемчугом, кораллами. Высокий конус головного убора расшивался серебром и золотом, с двух сторон, обрамляя лицо, свешивались целые гроздья из драгоценных бусин, а к макушке прикреплялась белая кружевная вуаль – «желек», которой невеста обычно прикрывалась во время отправления свадебных ритуалов.

Стоимость «саукеле» всегда была очень высока, говорят, что в старину за нее давали более табуна лошадей. И вот такую красоту замужняя женщина могла носить не более года, только до рождения первенца. С рождением ребенка ей торжественно преподносили «кимешек», который и сопровождал женщину до конца дней.

«Кимешек» - облегающая шапочка из белой ткани, надевающаяся на голову и закрывающая шею, плечи, грудь и спину. Лицевую его сторону обычно украшали вышивка гладью, бисер, жемчуг, кораллы, серебряные бляшки. Вышивали «кимишек» и по краям выреза. Сверху на шапочку навертывался высокий тюрбан из длинной белой ткани.

«Кимешеки» представлены, очень широко и повсеместно. По ним, как по паспорту, без труда можно определить возраст женщины, местность, где она проживает и клан, к которому она принадлежит.

Очень жестоко, но женщины, не сумевшие выйти замуж, до конца жизни носили девичью тюбетейку. Они просто не имели права надеть «кимешек». И каждый прохожий издали видел, что идет несчастная старая дева, которую замуж никто так и не взял…

asia-travel.uz

описание, история и интересные факты :: SYL.ru

На протяжении многих веков казахский национальный костюм отличался простотой, удобством и некоторыми чертами, присущими исключительно ему. Сегодня мы познакомимся с ним поближе.

Общая характеристика

Для населения всех слоев была характерна общность формы и кроя наряда. К примеру, верхняя мужская одежда выглядела практически так же, как женская. Отличить дамский костюм от мужского можно было разве что по расцветке и отдельным незначительным элементам. Идентифицировать социальное положение и возраст владельца одежды удавалось лишь по некоторым деталям. В данной статье будет приведено описание казахского национального костюма с рассмотрением его отдельных составляющих.

Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современности

Материалы

Казахский национальный костюм, история которого нас сегодня заинтересовала, традиционно шился из таких материалов, как кожа, мех, сукно и тонкий войлок. Все перечисленные ткани казахи изготавливали самостоятельно. Что касается привозных материалов – шелка, парчи и бархата, то использование их в одежде считалось доказательством высокого уровня дохода. Широкое применение получили также хлопчатобумажные ткани.

Казахи всегда высоко ценили кожу и мех животных. Шуба из шкуры называлась тоном, а из меха – шашем. Шубу из енота называли жанат тон, из лисицы – кара тулки тон, из верблюжонка – бота тон, и так далее. Бобровую шапку назвали камшат борык. Довольно много разновидностей одежды казахи шили из войлока. Его, как правило, производили из белой шерсти. Больше всего ценился пух с шеи овцы.

Вместе с материалами, которые ткали на примитивных домашних станках, в обиход вошли шелковые, шерстяные и хлопчатобумажные полотна, привезенные из-за границы. Их в основном покупали феодалы. Простые же люди довольствовались кожаными, меховыми и шерстяными самодельными предметами одежды.

Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современности

На заре ХХ века казахи обычно шили одежду из фабричных хлопчатобумажных тканей, таких как ситец, бязь, кумач, миткаль и коленкор. Те, кто мог себе позволить, покупали бархат, шелк, атлас, тонкое сукно и парчу. Кроме того, широко применялись среднеазиатские ткани: мата, адрас, бекасаб, падшаи и прочие.

Женский головной убор

Как и у многих других народов, головной убор казахских женщин не только согревал голову, но и указывал на семейное положение. Замужние дамы в зависимости от родоплеменной группы могли носить разные его варианты, но девичий головной убор был практически одинаковым на всей территории страны. Девушки носили тюбетейки или теплые меховые шапки. Последние имели по околышу меховую отделку из выдры, бобра или лисицы. Меховая шапка, которую казахи называли бориком, считалась атрибутом зажиточных девушек. А тюбетейку (такыи) могли себе позволить все. Ее со стороны макушки украшали перьями филина, которые служили в качестве оберега.

Немного позже для украшения начали применять кисти из канители, серебряные монеты или позумент. Богатые девушки также носили тюбетейки. Только делали их не из дешевых материалов, а из бархата. Расшивали такие головные уборы золотом. На верхушке тюбетейки располагалась широкая вышитая лопасть из ткани, закрывающая всю верхушку и спускающаяся вниз.

Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современности

После рождения первого ребенка женщина начинала носить кимешек – головной убор замужней казашки. В зависимости от возраста и региона отдельные детали кимишека могли отличаться, но он всегда состоял из двух частей. Нижняя была похожа на платок. А верхняя представляла собой тюрбан, который наматывался поверх платка. Обе части делались из белого материала. Кимешек можно встретить и сегодня на голове у пожилых казахских женщин.

Свадебный головной убор

Отдельно стоит отметить саукеле. Это женский свадебный головной убор, который представляет собой шапку конусовидной формы высотой порядка 70 сантиметров. Цена такого головного убора могла достигать и сотни отборных коней. Данный атрибут был обязательной составляющей приданого и подготавливался родителями задолго до вступления дочери в брак. Невеста надевала саукеле на свадьбу и последующие несколько лет носила его по важным праздникам. Он отличается ажурным металлическим навершием, височными подвесками, украшениями подбородка и диадемой, которую в богатых семьях делали из золота. В нем могли также присутствовать вставки из самоцветов, ниток жемчуга, кораллов и прочего. Корпус саукеле покрывали тканью. На него пришивали металлические накладные бляхи, к которым присоединяли камни. В богатых семьях они были драгоценными, а в бедных – полудрагоценными или вовсе отсутствовали. На затылочной части саукеле наносилось изображение головы рыбы, которое испокон веков считалось символом благоденствия. По спине от затылка спускалась лента из драгоценной ткани, которую обшивали золотистой бахромой.

В процессе изготовления саукеле участвовали различные мастера: вышивальщицы, закройщики, и даже ювелиры. Они применяли чеканку, литье, штамповку филигрань и прочие техники. Один головной убор невесты мог изготавливаться больше года. В дополнение к нему в обязательном порядке шли жактау – длинные подвески, которые крепились к саукеле по бокам и достигали пояса. По материалам, из которых изготавливали свадебный головной убор, можно было определить социальное положение невесты и ее семьи. Бедные делали его из сукна и украшали стеклянными аксессуарами, а богатые старались украсить столь знаменательный атрибут максимально дорого. Без саукале не был бы таким колоритным казахский национальный костюм. Сшить этот головной убор было настоящей честью для мастера.

Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современности

Мужские головные уборы

Мужской головной убор казахов также был представлен в большом разнообразии. Представители сильного пола носили тюбетейки и всяческие шапки. Летний головной убор назывался колпаком. Он изготавливался из тонкого войлока. В основном он был белым и имел интересный старинный покрой. Зажиточные казахи украшали свои колпаки вышивкой ярких цветов. Зимние шапки казахских мужчин имели круглую форму и меховую опушку. В холодное время года популярностью пользовалась также шапка-ушанка. Назатыльник для нее делали из лисьего меха.

Еще один старинный головной убор казахов, башлык, делался сначала из верблюжьего сукна, а потом из верблюжьей ткани. Его можно было надевать прямо на другие не толстые головные уборы. Башлык защищал казаха от пыли, дождя и навязчивых солнечных лучей. Мужская шапка, имеющая меховую опушку, называлась также как и у женщин, бориком. А зимний меховой головной убор прозвали тымаком.

Теперь рассмотрим непосредственно казахский национальный костюм.

Женский наряд

В прошлом казашки ездили верхом так же, как и мужчины, поэтому женский костюм в обязательном порядке включал в себя штаны. Их делали из домотканого сукна, овчины, и хлопчатобумажных видов ткани. Штаны могли быть верхними (шалбар) и нижними (дамбал). Женские модели были укороченными (чуть ниже колен), широкими в верхней части и зауженными книзу.

В качестве главной верхней одежды казашек выступал шапан – широкий халат. Он имел прямой крой и длинные рукава. В теплое время года носили легкий халат, а в холодное – с шерстяной подкладкой, которая простегивалась вместе с верхом. Первые казахские шапаны имели открытый ворот, а более современные – отложной воротник.

Зимой женщины носили так называемую купе, которая обычно была на лисьем меху. Наиболее популярным был мех с лисьих лопаток. Широко использовались козлиные шкуры, но чаще всего – мерлушки. Богатые дамы могли себе позволить шубу из выдры и других ценных зверей. Для верхней части купе использовали сатин или хлопчатобумажные ткани. Изнутри купе обшивалась тканью только по краям, а снаружи ее обычно окаймляли выдровым или лисьим мехом. Дорогие купе украшались бархатным или позументными полосками. Казахский национальный костюм для девочки был таким же, как и женский.

Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современности

Свадебный женский костюм

Обязательной частью приданого был свадебный халат, который заготавливали заранее. Такие наряды делали из дорогих видов ткани (плис, бархат, сукно, шелк, атлас). Обычно выбирали материал красного цвета. Иногда брали черный или полосатый шелк из Средней Азии. Халат шился по туникообразному покрою. Он имел длинные рукава и открытый ворот, без воротника. В южной и восточной частях страны халат набрасывали на голову, а на остальных территориях – на плечи. В начале двадцатого века в Семиречье отменили обычай одевать невесту в свадебный халат. В этих краях ходить в таком халате выпадала честь женщине, которая приглашала гостей на свадьбу. В нем она ездила по аулу и звала гостей. Такую женщину называли той.

Мужской казахский национальный костюм

До девятнадцатого века мужчины носили распашные нательные рубахи, которые назывались жейде. Позже они сменились на нераспашные рубахи туникообразного кроя. Последние имели отложной воротник. На ноги казахские мужчины надевали легкие нижние штаны. А поверх них надевались более теплые штаны из сукна, овчины, замши или плотных хлопчатобумажных видов ткани. Зажиточные казахи носили верхние штаны из бархата или замши, которые вышивались орнаментом. Поверх рубахи мужчины, как и женщины, надевали камзолы, которые могли быть как с рукавами, так и без них. Как правило, они имели закрытый ворот и стоячий воротник. Основным видом мужской верхней одежды был халат.

Казахи часто дарили друг другу халаты. Этим обуславливается богатство их украшения и орнамента, который часто служил оберегом. Социальные различия в мужской одежде проявлялись так же, как и в женской. Их можно было рассмотреть по качеству материала и отделке. В холодное время года казахские мужчины носили купе из овечьей или верблюжьей шерсти, крытую шубу (ишык) или тулуп из овчины (тон). Также они иногда надевали плащи из сукна.

Казахский национальный костюм не был бы полноценным без пояса из ткани или кожи. Обеспеченные люди носили пояса из шелка или бархата. Казахский национальный костюм для мальчика практически не отличался от мужского.

Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современности

Обувь

Казахский национальный костюм дополняла обувь, которая у женщин и мужчин практически не отличалась. Кочевой образ жизни внес свои поправки в гардероб местного населения. Как правило, они носили сапоги, которые подходили для любого сезона. Обувь пожилых людей отличалась от обуви молодых высотой каблука. У вторых она могла достигать восьми сантиметров, а у первых была гораздо меньше. Еще одним распространенным видом обуви были ичиги – легкие сапожки без каблука, которые обтягивали ногу. Поверх них надевались кебис – кожаные колоши. При входе в дом их снимали.

Зимние сапоги были высокими и имели широкое голенище. Их надевали сверху на войлочные чулки. У самых первых моделей казахских сапог были загнуты носки. Молодые девушки украшали свою обувь вышивками и аппликациями. Более бедные казахи носили сапоги из войлока с кожаной подошвой. А самые бедные ограничивались сандалиями, которые представляли собой кожаную подошву с ремешками.

Декор

Казахский национальный костюм не был бы таким колоритным без украшений. Самыми распространенными из них являлись вышивки и аппликации. Их наносили на одежду, головной убор и обувь. Также женщины носили золотые, серебряные, медные, бронзовые, жемчужные перламутровые и стеклянные украшения. Из этих материалов делали подвески, серьги, кольца и браслеты. Особое внимание казахи уделяли украшению пояса. На него нашивали серебряные бляхи и декорировали орнаментом. Вид украшений обычно зависел от возраста и семейного положения владельца. Также были изделия, характерные той или иной территориальной группе населения.

Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современности

Заключение

Вот мы и познакомились с национальной одеждой казахов. Напоследок стоит отметить, что в доме современной семьи может стоять разве что кукла в казахском национальном костюме. Сами же люди давно уже сменили одежду. Современные казахские национальные костюмы надеваются разве что на торжества. Наряды в традиционном виде можно встретить в аулах и у представителей старших поколений.

www.syl.ru

Головные уборы казахов

Головные уборы айыр калпак, мурак, саукеле, на наш взгляд, напоминают островерхие шапки древних саков — предков казахов. На фото - шапка мурак.

Айыр калпак - высокий колпак с изогнутыми к верху полями, отороченный изнутри тонким войлоком или плотной тканью, снаружи отделан из особого дорогого материала. Поверх ткани позументами из золотой нити расшиты узоры в виде растений. В основном его носили на пиршества ханы, султаны.

Саукеле - национальный свадебный головной убор невестки (келин). Конусообразная шапка из чистого серебра, на самый верх которой пришивают перо филина, а на лобовую часть прикрепляют красивый камень.

Шапку покрывают узором из драгоценного металла - золота, серебра, украшают алмазами, жемчугами. С двух сторон, у висков, свешиваются висюльки из бусинок, а с самого верха до пят спадает белое покрытие. Саукеле для невесты готовят мастера своего дела. Стоимость Саукеле очень высокая. В старину за него давали 100 и более лошадей. Саукеле носят в течении первого года замужества.

Складываемый из квадрата белой хлопчатобумажной или шелковой ткани женский головной убор жаулык, по всей вероятности, унаследован от древних тюрков, о чем свидетельствуют изображения на каменных изваяниях той эпохи, а белдемше - тип распашной юбки восходит, пожалуй, ко временам гуннов. Манера запахивания на левую сторону, расположение цветной строчки и вышивки по краям выреза кимешека для лица, окаймление халата нашивками с люрексом, края подола, ворот и рукавов камзола галунами, якобы для «защиты» от неведомых и воображаемых сил, украшение детских, девичьих шапок, а в ряде случаев странствующих певцов перьями совы, считавшейся священной птицей, как оберега от дурных глаз, болезней, уходят к тюркско-кыпчакскому этническому пласту.

Взрослые казахи постоянно, даже за дастарханом, носили круглую тюбетейку - такия, а все остальные головные уборы поверх нее, когда находились на свежем воздухе.

Такия. У казахского народа очень много разного вида шапок. Самая красивая из них - это такия для маленьких девочек. Такия имеет круглую форму, очень легкая, высота ее равна 10-15 см. На плоскую поверхность такии пришивают перо филина, края украшают дорогими камнями. Такию девочки носили до замужества. Выходя замуж, девочки исполняли прощальную песню «сынсу», посвященную такие - символу детства, девичьей жизни.

Наиболее простым украшением тюбетейки были узорная строчка на околышке, из ниток - на верхушке. Вышитую шелком, золотой или серебряной канителью зер такия носили молодые люди. Не отличались разнообразием мужские верхние головные уборы. Калпак - шляпа войлочная

Борык - круглая шапка, отороченная мехом. В зависимости от формы борыка и от использованного материала выделяют несколько его разновидностей - остроконечный борык, борык с пером филина и т. д. Борык носят и подростки, и взрослые.

У феодальной знати бытовала высокая, сшитая из бархата, вышитая золотой канителью шляпа на войлочной основе - мурак, надеваемая поверх конусообразной шапки с меховой опушкой.


Старинный головной убор касаба, в котором трансформированы, по всей вероятности, основные элементы его раннего прототипа, древнетюркской (кыпчакской) одноименной шапки, нередко заменял саукеле в комплекте свадебного наряда, носили ее и после свадьбы. Касаба имела в своей основе круглую, слегка скошенную вниз на затылке форму. Ее размеры, высота строго не регламентировались. Делали ее из того же материала, что и камзол, оконтуривая галунами с серебряным люрексом. Вышивалась золотом, украшалась мелкими круглыми металлическими пластинками. Лобная часть украшалась подвесками из чеканных металлических пластинок, бусин кораллов, бирюзы, драгоценных и полудрагоценных камней и монетообразных кружков. Справа к височной части касабы прикреплялись такие же, из пяти-шести, бусин, но более длинные подвески, завершаемые зачастую серебряными колокольчиками. Нарядность шапке придавали еще и перья. Касабу замужние женщины носили без перьев, накинув поверх платка. В соответствии со стилем ее украшений для комплекта женского костюма делали ожерелье, серьги, браслеты, кольца, подвески для кос, пояс филигранный, калоши кожаные.

На фото - саукеле.

www.narodko.ru

Что носили на голове мужчины Центральной Азии

На протяжении всей своей истории жители стран Центральной Азии  очень бережно и с особым почтением относились к головным уборам. В регионе существует множество традиций, связанных, так или иначе, с шапками.

К примеру, если кто-то сдернет с головы другого головной убор, это будет воспринято как чудовищное оскорбление. Если человек, вернувшись домой, кинет свой головной убор небрежно, это может сулить ему годами неудач и несчастий.

У каждого народа Центральной Азии есть свой национальный мужской головной убор. В чем разница между казахским тебетеем и кыргызским калпаком, чем узбекская тюбетейка отличается от таджикской и туркменской рассказывает Kaktakto.

Виды головных уборов

В Казахстане и Кыргызстане летом мужчины носят калпак, сделанный из войлока. Казахские мужчины также летом носили круглые шапочки, отделанные мехом, – борик.

Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современностиФото: liveinternet.ru

Зимой мужчины Казахстана носили «тымак» или треух, в Кыргызстане – тебетей и малахай.

В Узбекистане и Таджикистане самыми распространенными видами мужских головных уборов были тюбетейки.

В Узбекистане их называют дуппи, в Таджикистане – токи. В Туркменистане носят папахи и маленькие шапочки – тахья.

Материал изготовления и форма

Казахский и кыргызский калпак шили из войлока. Но на этом их сходство заканчивается. Казахский калпак сшивается из двух одинаковых половинок и имеет высокую и зауженную тулью.

Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современностифото: pintrest.com

Кыргызский калпак сшивался из четырех клиньев, расширяющихся книзу. По бокам клинья сшивались не до конца, что позволяет опускать или поднимать края, защищая глаза от солнца.

Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современностиФото: kabar.kg

Края калпака отделывались черным бархатом у богатых и сатином у бедных. Детям края калпаков никак не украшали.

Казахская знать носила «айыр калпак» — головной убор в виде конуса, поля которой загибались вверх. Внутренняя часть калпака отделывалась плотной тканью или войлоком. Внешняя часть украшалась атласом или бархатом. Шитье выполнялось золотой нитью.

Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современностиФото: Официальный сайт музея «Дом шляп»

Кыргызская знать носила калпаки из белоснежного войлока, по высоте сильно отличавшиеся от калпаков простолюдинов.  Вышивка на калпаках выполнялась золотой или серебряной нитью.

Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современностиФото: al-khanjar.livejournal.

Зимние шапки казахских мужчин изготавливались из войлока и обтягивались тканью.

Казахский тымак состоял из тульи и четырех клиньев. Затылочная часть шапки и наушные клинья обшивались пушистым мехом, чаще лисьим, а широкие поля защищали шею и плечи от снега и дождя.

Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современностиФото: Вечерний Алматы

Кыргызский тебетей имел плоскую четырехклинную тулью и изготавливался из бархата или сукна. Отделывали тебетеи мехом лисы или куницы, а в районах Тань-Шаня мехом черного барана.

Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современностиФото: kmb3.hostenko.com

Также кыргызские мужчины зимой носили малахаи. Его отличительной особенностью был длинный, спускающийся на спину назатыльник, соединенный с удлиненными наушниками. Его изготовляли из меха лисы, реже из меха молодого барана или оленя. Верх малахая покрывали плотной тканью.

Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современностиФото: forum-eurasica.ru

Тюбетейка произошло от татарского «тюбете»: тюбе — верх, вершина. Узбекское название этих шапочек — «дуппи» или «калпок».

Условно дуппи разделяют на несколько групп: ташкентскую, бухарскую, самаркандскую, ферганскую, хорезмско-каракалпакскую и кашкадарьинско-сурхандарьинскую.

Традиционно тюбетейки изготавливают из мягкой или твердой ткани, декорируют вышивкой или бисером, придают круглую или квадратную форму.

Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современностиФото: Dreamstime

Край тюбетейки обшивается также узкой полоской черного бархата или сатина. В этом случае орнамент околыша тюбетейки является продолжением орнамента донца.

Узоры, вышитые на тесьме золотой и серебряной нитью («зехи курта»), указывали на высокий социальный статус обладателя тюбетейки или на сакральность события, в связи с которым ее надевали.

Таджикский национальный головной убор — тюбетейка или токи — распространен в стране не только как музейный экспонат. Ношение головных уборов во время свадебных церемоний и траурных мероприятий строго обязательно.

На севере Таджикистана мужская тюбетейка четырехугольная, а на юге и востоке страны — округлой формы.

Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современностифото: wkipedia

Туркменские папахи шились из серого или золотистого каракуля, пышного меха куницы, лисы или ондатры.

Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современностиФото: turkmenistan.gov.tm

Длинношерстные шапки делали также из шкур особой породы баранов с шелковистой и кудрявой шерстью и из козьих шкур ангорской породы. Все шапки имели стеганую подкладку и могли выдержать сильные сабельные удары. Легкая, элегантная папаха наилучшим образом приспособлена для военных походов и езды верхом.

Папахи одевались на маленькие шапочки – тахья. Они изготавливались из сатина, бархата, шелка или ситца.

Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современностиФото: mogilew.by

Украшение шапок

Казахские и кыргызские калпаки украшались вышивкой. Повседневные – черным орнаментом, чаще всего растительным. Верх калпака украшался кисточкой.

Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современностиФото: kabar.kg

Праздничные калпаки, а также головные уборы знати украшались золотой или серебряной нитью.

Украшением зимних головных уборов были меха, которыми оторачивали края шапок, а также лисьи или куньи хвосты, которые привязывали к назатыльнику тебетеев.

При украшении узбекских тюбетеек преимущественно использовали вышивки растительных орнаментов. Изображались те растения, которые, наряду с декоративным их значением, обладали какой-либо целительной силой и использовались при лечении различных недугов.

Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современностиФото: fergana.info

Среди цветочных мотивов распространены роза, ирис, гвоздика, тюльпан, петушиный гребешок, цветок яблони и др., а среди плодов — изображения граната, вишни и черешни, миндаля и перца и др.

Растительные узоры часто оживлялись изображениями ярких пестрых птиц. В основном это изображения фазана, петуха, соловья. На тюбетейках вышивают и изображения горного козла, скорпиона, животного, напоминающего леопарда. Распространены изображения звериных лап или птичьих следов. Следы животного указывали путь к воде, а значит, к жизни.

Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современностиФото: iqmena.livejournal.com

В Таджикистане многие узоры, которые вышивались на тюбетейке, сохранились еще со времен зороастризма.

Рисунок, расположенный сверху тюбетейки, означает солнце, узоры по бокам — «ширози» — от сглаза. Рисунок узора напоминает многие известные арийские символы, к примеру, сватику, означающую четыре стихии.

Практически во всех тюбетейках — из всех регионов Таджикистана — есть несколько общих правил. Головной убор разделен зрительно на четыре части, что означает четыре стихии или четыре времени года.

Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современностиФото: ok.ru

Основные узоры в орнаментах таджикских тюбетеек: розы, звезды, тюльпаны, кресты, зигзаги, рудиментарные изображения животных. Очень часто изображается лилия – как символ всех четырех стихий одновременно.

Туркменская тахья также украшалась вышивкой, которая чаще всего имела некий магический смысл.

Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современностиФото: pintrest.com

По всей поверхности тахьи в несколько ярусов проходят полосы из мелких треугольников, тесно соседствующих друг с другом. Они символизируют сплоченность туркменских джигитов, готовых встать плечом к плечу, чтобы дать отпор врагу.

kaktakto.com

Казахские головные уборы - Gella

С незапамятных времен отношение к головным уборам у казахов было совершенно особым. Сдернуть с головы человека шапку считалось оскорблением, а небрежно кинуть куда-нибудь свою - равносильно отречению от личного счастья и удачи.

Всегда и всюду, головные уборы снимали бережно, стараясь положить или повесить их на возвышении. Особенно ревностно следили за тем, чтобы шапка не оказалась на полу или на сидении, а иначе считалось, что может пострадать здоровье и благоденствие ее владельца.

    


 Универсальным головным убором казахов можно считать тюбетейку – «такия». Ее носили и стар и млад, мужчины, женщины и даже дети. Тюбетейку надевали непосредственно на голову, а поверх нее – другие головные уборы. Шились «такии», из совершенно различных материй, плотных хлопчатобумажных или мягких дорогих: шелка, бархата, сукна, одноцветных и даже полосатых.
Основным декором тюбетейки издавна служила ручная вышивка узорными строчками.

Молодые люди носили «зер такия» - тюбетейки вышитые шелком, золотой или серебряной канителью, пожилые предпочитали однотонные на тонкой шерстяной подкладке.


  


 

  


Мужские верхние головные уборы отличались пестротой и разнообразием. Особой популярностью, среди мужчин всех сословий пользовалась войлочная шляпа – «калпак». Это летняя, легкая шляпа из тонкого белого войлока конусообразной формы, с узкой высокой тульей и закругленной или остроконечной макушкой, которую обычно сшивали из двух совершенно одинаковых половин.


  

  


Для аристократии и знати существовал особый вид «калпака» - «айыр калпак», представлявший собой конусообразную шляпу с загнутыми к верху полями. Изнутри его, как правило, оторачивали тонким войлоком или плотной тканью, а снаружи отделывали особенно дорогим материалом (бархатом, атласом). Наибольшую ценность представлял декор «айыр калпак» - позумент из золотой нити в виде растительных узоров.

Так же летним головным убором считался «борик» - круглая бархатная шапочка, нередко с меховой опушкой.


  


 
Для зимы была предусмотрена теплая шапка – «тымак» из овчины, и его детский вариант из лисьего меха. В суровых условиях степной непогоды «тымаки» (треухи) незаменимы и идеальны. Шапка состоит из тульи и четырех больших клиньев, скроенных из войлока и обтянутых тканью. Затылочная и наушные клинья «тымака» обшивались пушистым мехом, широкие поля защищали шею и плечи.


  

  

 

Головные уборы казахских женщин, как и женщин многих других народов, кроме основного назначения выполняли еще и социальную функцию - указывали семейное положение хозяйки.

У замужних женщин они еще как то различались в разных родах и кланах, а вот девичьи были сравнительно однотипны на всей территории Казахстана.

Для девушки предусматривались головные уборы двух типов: тюбетейка «такия» и теплая шапка с меховой опушкой - «борик».


  

  


Девичья «такия» считалась самой красивой из всех существующих в Казахстане тюбетеек. Она имела круглую форму и была очень легкой, высота шапочки составляла 10-15 см. На верхушку «такии» пришивали перья белого филина, как оберег, а края украшали дорогими камнями.

Такую тюбетейку девушки носили до самого замужества, а уже на свадьбе существовал целый ритуал прощания с «такией» - символом детства.

 Зимний женский «борик» или «Шошак борик» - теплая шапочка, отделанная по околышу мехом выдры, лисицы или бобра


  
  


Однако самыми интересными, по праву считаются головные уборы невест и замужних женщин Казахстана.

Головной убор казахской невесты – «саукеле» - самая красивая и дорогая часть свадебного костюма. Он представляет собой очень высокую конусообразную шапочку, на самый верх которой прикрепляли перо филина, а лобную часть украшали ювелирными камнями: сапфирами, жемчугом, кораллами.

 

 

 

Высокий конус головного убора расшивался серебром и золотом, с двух сторон, обрамляя лицо, свешивались целые гроздья из драгоценных бусин, а к макушке прикреплялась белая кружевная вуаль – «желек», которой невеста обычно прикрывалась во время отправления свадебных ритуалов.

Стоимость «саукеле» всегда была очень высока, говорят, что в старину за нее давали более табуна лошадей.

 

 

 

И вот такую красоту замужняя женщина могла носить не более года, только до рождения первенца. С рождением ребенка ей торжественно преподносили «кимешек», который и сопровождал женщину до конца дней.

 «Кимешек» - облегающая шапочка из белой ткани, закрывающая своими фалдами шею, плечи, грудь и спину. Лицевую его сторону обычно украшали вышивкой, бисером, жемчугом, кораллами, серебряными бляшками.  Вышивали «кимишек» и по краям выреза. Сверху на шапочку навертывался высокий тюрбан из длинной белой ткани.


«Кимешеки» представлены, очень широко и повсеместно. По ним, как по паспорту, без труда можно определить возраст женщины, местность, где она проживает и клан, к которому она принадлежит.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

gellachara.livejournal.com

Мужская казахская национальная одежда: история

Мужская казахская национальная одежда отражает множество исторических нюансов — от климата до социального уровня. Расскажем о деталях традиционных мужских нарядов и том, как называется каждая из них.

Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современности

Фото: Национальный акцент

Вот из чего состоял казахский национальный костюм:

  • Нательная рубаха (көйлек).

Национальная одежда казахов не обходилась без этой немаловажной детали.

Элемент гардероба, также именуемый көйлек, шили из легких хлопчатобумажных тканей.

Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современности

Фото: История Казахстана

Нижние назывались дамбал, а верхние — шалбар. И те, и другие шились по одному крою и отличались широкими недлинными штанинами.

Шалбар традиционно изготавливали из плотных материалов: замши, кожи и домотканых материй. Но в ХІХ веке их заменили темные легкие ткани и бархат ярких оттенков на манер русских верхних штанов.

Штаны заправлялись в обувь.

Камзол (другие названия — бешмет, бешпент) — предмет верхней одежды, который считался домашним. Покидая пределы аула, поверх надевали что-нибудь еще.

Камзол отличался распашным покроем и достигал длины середины бедра или колен. Его носили навыпуск. Бешмет запахивали слева направо.

Материал камзола зависел от времени года и случая. Его изготовляли из хлопчатобумажных и шерстяных тканей, плиса, бархата и даже шелка.

В зимнее время шили бешметы на меховой подкладке.

Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современности

Фото: Hameleons.com

Самый популярный вариант верхней одежды, известный как шапан.

Халаты шили во всевозможных вариациях: из разных тканей, отличающихся национальным орнаментом, разнообразных оттенков.

В холодное время носили утепленные шапаны на шерсти и вате. В период сильных морозов казахские мужчины надевали несколько халатов один поверх другого.

Также несколько шапанов символизировали солидный статус мужчины. Поверх традиционно надевался самый дорогой и лучший халат.

Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современности

Фото: richton.kz

Читайте также: Как называется казахская национальная одежда?

  • Верхняя одежда.

Одним из вариантов верхней одежды с древних времен считался күпі. Это одеяние шили из шерсти, которая свалялась естественным путем. В качестве дополнительных материалов использовалась верблюжья шерсть.

Также в традиционный зимний казахский костюм входит тулуп (тон). Для их пошива использовали овчину.

Состоятельные мужчины носили тоны из меха (ішік), которые обшивались дорогими тканями — бархатом и сатином.

Они всегда были частью национальных казахских костюмов. Пояса шили из кожи, к ним же цепляли небольшие сумочки оқшантай, украшенные металлическими рельефными бляхами, стилизованными под фигуры птиц и зверей.

Иногда бляхи покрывали серебряным напылением или украшали черненым узором.

Кушаки шили из верблюжьей шерсти, шелка, козьего пуха и бархата.

Фото: Domgoconix

  • Головные уборы.

Казахская национальная одежда обязательно включала в себя головной убор. Его носили даже в домашней обстановке.

Среди обязательных и повседневных разновидностей была круглая тканевая шапочка, называемая кепеш или тақия.

Также существовали остроконечные тюбетейки, которые сменились уборами с плоским верхом.

Традиционно такие уборы кроились из четырех тканевых треугольников ткани или круглого отреза материи.

Летние уборы (қалпақ) шили из войлока, а для теплых дополнительно использовали мех.

Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современности

Популярным вариантом зимнего головного убора на выход был тымақ (или малақай). Для его пошива использовали войлок, а также ткань и мех для обшивки.

Наиболее престижным среди казахов считался малақай с лисьим мехом.

Покрой этого предмета гардероба отличался в разных регионах. Благодаря особому виду тымақа можно было определить род казаха.

В ХIХ веке серди казахов Среднего и Младшего жузов популярным головным убором был башлық (другие известные названии — далбай, жалбағай, далбағай или күлепара). Его шили из плотных тканей и верблюжьего сукна.

Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современности

Фото: Сыр медиа

Самой популярной обувью для мужчин всегда были кожаные сапоги. Они имели закругленный носок и плоский каблук.

Как правило, сапоги шили универсальные — без различий для правой и левой ноги.

Хотя сапоги носили во все поры года, их вид отличался в зависимости от сезона.

Зимняя обувь была выше и шире, так как в нее заправлялась плотная ткань штанов. Также многие мужчины носили в морозы войлочные чулки, называемые киіз байпақ.

Национальная мужская одежда казахов отличалась простотой и удобством. При этом эстетичный вид одежды для предков тоже имел значение.

А какой вид национальной одежды вы бы с удовольствием примерили или носили сейчас?

Читайте также: Казахский орнамент и его значение

www.nur.kz

Мужской и женский казахский национальный костюм. Фото примеров и особенности фасонов. Материалы, украшения, обувь, головные уборы.

513 Автор статьи:
Время чтения: 2 мин.

Казахский национальный костюм — предмет гордости и самобытности. Он отражает особенности исторического развития и формирования казахской нации. Наряд одновременно простой и броский, но притягивает взгляды и вызывает интерес по всему миру из-за своих невероятных узоров, росписей и материалов ткани.

Откуда появился?

Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современностиНациональная казахская одежда начала формировать примерно 5–6 столетий назад. С тех пор она многократно изменялась и совершенствовалась, но сохранила в себе традиции и особенности культуры Казахстана. Свой вклад в развитие костюмы оказали близкие по территориальной расположенности народы и народности: русские, татары и другие представители из Средней Азии.

Особенности национального костюма казахов

Во все времена одежда казахов отличалась обилием декоративных элементов, вышивок, каёмок. Всё это неспроста, ведь они считали, что узоры защищают тело и разум от злых духов.

Из каких материалов его шьют?

В древности казахи для шитья одежды использовали в основном кожу и меха лисицы, верблюда, енота или бобра. Когда народ стал развивать кочевое скотоводство, в ход пошли войлок и сукно — ткани из шерсти овцы или верблюда. Их народ изготавливал самостоятельно на домашних станках, и они были доступны для всех людей.

Знаменитый «Шелковый путь» проходил по территории современно Казахстана, поэтому жители стали снабжаться шелками, бархатом, парчовыми и атласными тканями. Однако купить у зарубежных торговцев такие материалы имели возможность только крупные феодалы. Поэтому по виду ткани модно было судить о финансовом положении владельца костюма.

В 12 — 13 веках костюмы изготавливаются из:

  • тонких хлопчатобумажных тканей типа ситца, бязи или коленкора;
  • среднеазиатских тканей: бекасаб, мата, адрас;
  • бархата;
  • шёлка или парчи;
  • атласа.

Традиционные цвета в костюме

Одна из главных особенностей казахского костюма — сочность и яркость цветов. О богатстве семьи свидетельствует одежда следующих цветов:

  • Мужской казахский головной убор – Традиционные казахские мужские головные уборы в контексте истории и современностикрасного;
  • зелёного;
  • синего;
  • золотого.

Причём оттенки этих цветов могут отличаться и используются как для изготовления костюмов и для женщин, и для мужчин.

Характерные черты казахского костюма

Мужской и женский костюмы имеют как сходства, так и отличия. Что касается общего, то:

  • одежда имеет приталенный крой;
  • верхняя одежда, наоборот, довольно широкая и распашная, причём запахивается она всегда только на левую сторону;
  • высокие шапки носят и мужчины, и женщины. Для всех они по возможности украшаются драгоценностями, узорной вышивкой и даже перьями;
  • вышивка на костюме — это национальный элемент, выполненный в технике тканого вышивания.

О мужском костюме

Если обратиться к комплекту традиционной мужской одежды, то обычно он состоит из лёгкой рубахи, штанов-шароваров, халата на поясе, сапог и обязательно головного убора. Халат — это обычно одежда более бедных слоёв населения. Зажиточные люди предпочитали камзолы из богатых тканей.

О женском костюме

Женский традиционный костюм поначалу отличался только низом — распашной широкой юбкой. Дело в том, что раньше женщины так же, как и мужчины, ездили верхом. Со временем костюм видоизменился, и его основой стало приталенное платье с расклешённой юбкой. В холодное время года в образ добавлялся халат с тёплой шерстяной подкладкой или шубка. От тюрков казахским женщинам передался головной убор с меховой опушкой или без неё.

Детские костюмы для мальчиков

Одежда мальчиков состояла из нешироких шароваров, лёгкой рубахи и жилета или сюртука на поясе. Головной убор также являлся обязательным элементом и мог быть похож либо на тюбетейку, либо взрослый колпак.

Свадебный национальный костюм

Свадебный образ казахской девушки — это образец использования лучших тканей и материалов, самых богатых украшений и аксессуаров. Платье имеет приталенный силуэт, но особо пышную юбку и шьётся из атласа, органзы или шёлка. Что касается цвета платья, то он выбирался не просто так:

  • красное платье выбирали девушки, которые верили в свадьбу как символ молодости и расцвет жизни;
  • синий наряд являются символом непорочности, чистоты и бесконечного семейного тепла.

Поверх халата надевался расшитый великолепными узорами камзол или халат в тон основного платья. Позже эта традиция себя исчерпала, но некоторые девушки до сих пор на свадьбу надевают его.

Сердцем всего свадебного костюмы невесты являет её головной убор — саукеле. Он представляет собой конусообразную шапочку, которая декорирована драгоценными камнями, мехом, узорами, возможно фатой.

Это великолепие начинали изготавливать задолго до свадебной церемонии, потому что оно являлось часть приданного и показателем богатства и состоятельности.

Украшения, пояса, головные уборы и обувь

Орнамент — главное украшение казахского костюма. Вышивка может быть абсолютно разной: анималистические узоры природы и фауны, геометрические линии, цельные сюжеты. Вышивали орнаменты нитями из люрекса золотого цвета, использовали бисер, жемчужные бусины, цветное стекло.

Декоративных или драгоценных элементов в костюме великое множество. Это могут быть серьги, перстни, браслеты и ожерелья, пояса с бляхами или пряжками разной формы. Их изготавливали из различного материала в зависимости от материального положения владельца: меди, серебра или золота, обычного металла.

Головной убор — неповторимый элемент казахского костюма. Они были самыми различными:

  • для девушек — низкая расшитая тюбетейка или зимняя меховая шапочка;
  • для мужчин — тюбетейка, войлочная высокая шляпа с загнутыми наверх полями или меховая шапка из овцы или лисицы.

Обувь представляет собой высокие широкие сапоги, в которые удобно заправлять шаровары. Они практически не различались для представителей мужского и женского пола. Единственное, сапоги для девушек были расшиты гораздо более богато. Также они могли быть украшены аппликациями из кожи. Летняя обувь отличалась красивым загнутым носом и наличие каблучка.

Современный казахский костюм девушки

Сейчас традиционную одежду носят на повседневной основе только пожилые жители отдельных казахских аулов. Современные девушки надевают традиционный костюм только на свадьбу или иные праздничные мероприятия. Однако для многих казахских дизайнеров традиционный стиль и орнаменты всё ещё являются источником вдохновения, поэтому они используют их в своих показах и модных коллекциях.

Понравилась статья? Поделитесь ей

А какая Ваша оценка данному материалу?

Загрузка...

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter. Мы все исправим!

Подпишитесь на нас во Вконткте и в Одноклассниках

tkaner.com