Прически девушек 19 века – XIX

1885 год. Мода на прически в 19 веке в России.

1885 год. Мода на прически в 19 веке в России.

По закону моды 1885 года сделать прическу в 19 веке было весьма просто. В России головные украшения и всевозможные безделушки , которые стоили очень дорого можно было и вовсе не использовать . Можно было даже причесаться одинаково как утром так и на бал. Разница составляла только лишь в использовании тех же самых украшений. Например, обычную повседневную лену заменяли цветами или же гребнями с бриллиантами или другими драгоценными камнями. Это только в случае бала.

В моде 19 века были очень распространены шиньоны. Приветствовались шиньоны из натуральных , а лучше всего своих волос, срезанных в какой-либо отрезок времени.
Причесывались так:
Очень просто — это было заплести волосы в косу и уложить аккуратно вокруг головы в виде прически . Шиньоны водружали на верху головы или спускали на затылок но так, чтобы прическа выглядела естественной.

Утром волосы обязательно покрывали сеткой. Это способствовало росту волос и обеспечивало им отдых. А также- просто заплетали в слабую косу и заплетали лентой под цвет утреннего неглиже.
Также широко применялись фальшивые завитые накладки, для того, чтобы закрыть лоб (челка) по нынешней моде. Свои волосы в челку не срезали. А накладки давали возможность сохранить свои волосы одной длины на случай, если челки выйдут из моды или же надоест.
После 16 лет носить распущенные волосы было дурным тоном. Предлагалось уложить волосы в косы и выставить косу сзади из-под шляпки. Также допускался и шиньон.

На вечерах, обедах, в театрах и на балу молодые девушки и очень молоденькие женщины носили спущенные косы по английски, схваченные у затылка пучком лент бантом или же веткой цветов.

Прически девушек 19 века – XIX

Женщины 25-ти лет и несколько старше пристрастились к японским шиньонам, где волосы просто зачесывались наверх головы и укреплялись или черепаховым гребнем или же, что гораздо красивее шпильками разнообразнейших форм, украшенных камнями, эмалью, резьбой… Шпильки обязательно должны были подходить ук другим украшениям: браслетам, брошкам и пр…

Возрастным женщинам, а тогда считалось , что если женщине за 30 лет- это уже возраст значительный, когда  черты лица теряли свою привлекательность , чистоту и свежесть  советовали носить шиньоны более пышные нежели японские, которым увлекались молоденькие женщины. В данном случае голову должны были обвивать косы, идущие с верху и заканчивающиеся у шеи. А украшении в прическе должны быть умеренные.
Большое место уделяли гребням из чеканного золота или же с бриллиантами. Очень распространенным украшением также были живые цветы, которые вкалывались в прическу.
Пожилым женщинам следовало обрамлять лицо буклями и носить мантильи , прическу a la Maintenon, при которой возрастная женщина могла казаться еще вполне привлекательной.

Однако по тем временам дурным и отвратительным тоном считалось возрастным женщинам казаться слишком молодыми . По этой самой причине следовало возрастной женщине покрывать голову, плечи и руки

При выходе из театра или же из бальной залы молодым женщинам следовало накидывать на голову мантилью из тонкой белой шерстяной ткани. Мантилья — это испанское изобретение. Так же советовали пользоваться данным украшением в дни легкого нездоровья, когда следовало принимать посетителей дома. Это считалось гораздо лучше нежели обычный чепец.

Если лицо у женщины живое, веселое и она скорее блондинка или же светленькая, то советовали носить завитые волосы пришпиленные крепко, но как будто готовые упасть волной.
Аристократическим надменным лицам гораздо эффектнее было носить диадемы: коса положена немного вперед наверху головы.
Черные волосы причесывались гладко.
Очень белокурым советовали завивать волосы. А каштановым волосам весьма шла волнистость.
Золотисто-белокурым очень шли косы и крупные букли.

На ночь волосы прятали в сетку , отделанную кружевным рюшем с розетками и обязательно под цвет ночной рубашки и постели. Но лучше всего на ночь просто заплетать волосы в косу, завязав ее бантом из лент.

Раньше 50-ти лет не советовали надевать утренний чепец. Предпочтение лучше всего по утрам отдавать большим шейным платкам из тюля , отделанных кружевами. Такие платки рекомендовали как-бы небрежно набрасывать на голову.
После завтрака вдовы надевали куафюру из белых или же черных кружев. с отделкой из лент или же пучка цветов.
К вечеру головной убор меняли на более изящные шантильи с распущенными барбамии пучками перьев или цветов и бриллиантовыми булавками, сверкающими среди кружева.

Похожие публикации

fashionly.ru

фото обзор укладок, который были популярны в конце 18 и начале 20 века, видео урок как сделать средневековую прическу своими руками

Прически 19 века — это романтические композиции плавных линий, невесомых кудрей и локонов, обрамляющих лицо красавицы. В современности такие укладки красиво дополняются небрежными прядями. Создается впечатление, что они просто выбились из укладки. Но именно их легкая взъерошенность придает шевелюре естественности и нежности.

Прически девушек 19 века – XIX

Такие женские прически позволяют не придавать значения типу кудрей. Эта укладка позволяет «играть»: то накрутить пышные волосы большими завитками, то придать им немного кокетства и добавить огромное количество мелких кудряшек.

Женские прически 19 столетия

Одной из главных особенностей таких укладок является приоткрытый лоб с волнистыми прядями волос в области висков. Локоны гармонично комбинируются благодаря необычайным техникам плетения. Они действительно смотрятся очень оригинально и в то же время нежно.

Чтобы воссоздать торжественную укладку эпохи, обязательно потребуется выполнить несколько основных этапов. Среди них: добавление объема локонам внизу головы или на макушке, ровности расчесанным прядкам и невесомости прочным завиткам, обрамляющим виски.

Прически девушек 19 века – XIX

Сильно на формирование стиля повлияло изобретение щипцов для завивки. Причем состоятельные дамы не могли удержаться от украшения своей шевелюры разными драгоценностями (камнями и жемчугом). Именно поэтому внимание в воссоздании прически акцентируют на роскошных декоративных элементах. Среди них были и деликатные диадемы, и ленты, и ободки из платины, золота и серебра.

19 век сделал большой прорыв в изменении длины шевелюры. Представительницы прекрасного пола пробуют коротко стричься. Большую популярность набирают короткие волосы, которые завивают во множество мелких кудрей. Эта тенденция сохранилась и до начала 20 века.

Прически девушек 19 века – XIX

Уже с начала второй половины 19 века прически постепенно становятся проще. Во внешнем облике прекрасного пола начинает привлекать естественная красота. Пряди, как правило, завивали в практически невесомые кудри, а затем их связывали в узел или просто фиксировали шпильками. Но все-таки высокие и пышные прически 18 века, как и 19 столетия, не теряют актуальности вплоть до начала 20 века. Их создавали для особых случаев.

Как самостоятельно сделать прическу?

Романтичные и женственные прически 19 века модны и сегодня.

Естественно, они не подходят для ежедневного использования. Но то, как они изящно смотрятся на торжественных мероприятиях, выделяя свою обладательницу, не может сравниться ни с чем. Выполнить их своими руками не так уж сложно. Здесь можно обойтись и без посторонней помощи.

Чтобы воссоздать такую красоту из своих волос, необходимы:

  • термобигуди;
  • плойка;
  • расческа;
  • шпильки;
  • невидимки;
  • тугая резинка;
  • лак, мусс, пенка или воск для укладки волос

Прически девушек 19 века – XIX

Для того чтобы выполнить прическу 19 века, нужно расчесать локоны с прямым пробором. Сделать дорожку ото лба до темени. Потом выполнить второй раздел. Он обязательно должен выглядеть полукругом (то есть от одного уха к другому) и перекрещиваться в районе темени с первым. Потом следует собрать волосы от второго раздела в тугой конский хвост. Важно обратить внимание на то, что по сторонам обязательно должны быть дополнительные прядки волос. Они разделены прямым разделом.

Для хвостика нужно выбирать резинку или ленту в тон локонам, иначе они будут негармонично смотреться. Хвостик следует разделить на 5 прядей. Каждую из них нужно хорошо закрепить лаком сильной фиксации или пенкой. Кудри должны обильно пропитаться выбранным закрепляющим средством. Пока лак не успел высохнуть, следует закрутить каждую отдельную прядку в кольцо и закрепить на голове шпильками или невидимками.

Прически девушек 19 века – XIX

Завейте боковые волосы, разделенные прямым пробором, бигуди или плойкой. Начинать делать прическу 19 века следует заранее. Нанести на чистые влажные локоны воск, пенку или мусс для укладки и осторожно завить их бигуди. Если укладочные средства высохнут, нужно быстро снять бигуди. Ни в коем случае не расчесывая, придать кудрям желаемую форму, а затем обильно зафиксировать лаком сильной фиксации. Волосы по бокам нужно завивать спирально. Такая укладка выглядит более впечатляющей. Еще будет очень красиво, если на лоб опустить пару игривых локонов.

Зафиксируйте прическу качественным лаком. Убедитесь в симметричности завитков. Неровности, если такие есть, можно легко убрать с помощью воска. Для этой цели следует намочить кончики пальцев и смазать волосы. Украсьте прическу 19 века различными аксессуарами.

Прически девушек 19 века – XIX

Выполнять прическу в стиле 19 века следует на длинных волосах. Их оптимальная длина — до плеч. Но даже те, у кого стильные короткие стрижки, тоже могут сделать такую укладку. Для этого можно использовать шиньоны, весьма популярные в позапрошлом веке. Из них, как правило, сооружают на затылке узел, который оплетают жемчугом.

Если мода 18 века диктовала модницам ходить в париках, то средневековые прически обязательно должны были включать платки. А двадцатый век характеризуется разнообразием как коротких, так и длинных волос.

Заключение по теме

Как бы просто ни казалось сделать такую укладку, на самом деле это очень сложный и многогранный стиль. Здесь обязательно присутствует комбинация из набора элементов. Действительно, важным принципом хорошего результата считается овладение множеством навыков, которые будут гармонировать между собой. Для того чтобы воссоздать такую сложную композицию, необходимо выделить очень много времени тренировке. Такая укладка не получается с первого раза.

Прически девушек 19 века – XIX

Также 19 век может похвастаться ценным изобретением в парикмахерском ремесле. Этой находкой был особый способ завивки. Благодаря специальным химическим веществам красавицы с прямыми волосами могли запросто сделать кудряшки.

100strizhek.ru

Как менялись женские причёски в XIX веке?

Прически девушек 19 века – XIXПосле Великой Французской Революции ветер перемен прошелестел и в дамских волосах. Эпоха громоздких напудренных париков и грандиозных причёсок ушла в прошлое. Впервые за европейскую историю женщины стали стричься так коротко.

После того как в 1790 г. актёр Тальма сыграл роль Тита в постановке вольтеровской трагедии «Брут», в моду вошла причёска «а-ля тит». Её тут же переняли дамы. На известном портрете мадам Рекамье кисти Давида можно видеть короткую причёску из кудряшек, свободно рассыпанных по голове и слегка подхваченных лентой.

Были и более радикальные причёски. Например, «дикарка», представляющая собой беспорядочную копну смятых и спутанных волос. Или причёска с жутковатым названием «а-ля виктим» (жертва), посвященная жертвам гильотины – с высоко подстриженным затылком и тоненькой красной лентой, символизирующей кровавый след от лезвия.

В начале XIX века волосы отпускают всё длиннее и длиннее, а причёска поднимается вверх. Подражая античности, волосы собирают на макушке или затылке в «греческий узел».

Прически девушек 19 века – XIXБольшую популярность имеет и причёска «а-ля Нинон», скопированная с портрета куртизанки времен Людовика XIV: лёгкая завитая чёлка на лбу, над ней – горизонтальный пробор, а на висках – крупные локоны до плеч. Остальные волосы собирались на затылке в плоский шиньон с воткнутым страусиным пером.

В 1820-30-х годах причёски такие же вертикальные (в моде – грациозная шея и открытые плечи), однако от былой простоты и свободы не остается и следа. У висков выпускают несколько длинных закрученных прядей, а остальные волосы делят пробором и тщательно укладывают на макушке в высокий пуф самой причудливой формы. Особенно популярен т.н. «узел Аполлона» – в виде двух петель из косичек, навитых для устойчивости на проволочный каркас.

Более скромной была причёска «а-ля Клотильда», которая была на голове английской королевы Виктории во время коронации: две косички, обвитые вокруг ушей кольцами и закреплённые на затылке.

Букли и косички завивались так туго, что казались высеченными из камня. На ум поневоле приходил анекдот о постоянно улыбающейся девочке («А вы бантик ослабить не пробовали?»).

Т. Готье «Мода как искусство»:

«Оцените эти собранные на затылке узлы, локоны, витые косы, подобные рогам Амона или завиткам ионической капители! Разве сумел бы афинский скульптор или художник эпохи Возрождения расположить их с большим изяществом, выдумкой и вкусом?»

Добавьте к этому обилие украшений (жемчужных нитей, лент, цветов, гребней) и вы поймёте, как Прически девушек 19 века – XIXтрудно было сохранить эти «архитектурные творения» во время энергичных бальных танцев. Несмотря на сложные причёски, выходить на улицу с непокрытой головой считалось неприличным, поэтому женщины носили широкие чепцы и капоры – казалось, что головка прелестницы едет в отдельном крытом экипаже.

Ещё одной модной тенденцией первой половины XIX века можно считать и то, что за долгое время брюнетки, наконец-то, потеснили блондинок. Для придания более тёмного цвета и блеска волосы смазывают маслом.

Джон Китс:

Темных локонов извивы, Словно лозы прихотливы, Вяжут пышные узлы: И за каждым клубом мглы, Будто тайны откровенье – Перлов дивное явленье.

В 1840-50-х годах на авансцену выходит скромная умеренная добропорядочная женщина. Соответственно, причёска тоже распрямляется и успокаивается. Узел сползает с макушки на затылок. Волосы расчёсываются пробором, низко спускаются вдоль щёк и укладываются сзади мягким узлом или пучком локонов.

Г. Флобер «Госпожа Бовари» (1856):

«Гладко причесанные черные волосы, собранные очень низко, спускались на щеки, касаясь кончиков длинных бровей, и, словно ласковыми ладонями, сжимали ее овальное лицо».

Иногда пряди заплетали в тяжёлую косу, которую аккуратно укладывали на голове.

Прически девушек 19 века – XIXВо второй половине XIX века женские причёски опять начинают усложняться. Тон в моде задаёт императрица Евгения – жена Наполеона III – большая поклонница стиля рококо. Модные укладки становятся хитроумной комбинацией из локонов, пуфов, кос и валиков. Обычно волосы зачёсывались и поднимались ото лба к затылку, после чего ниспадали сзади на плечи копной длинных завитков. Как следствие, в моду входят маленькие изящные шляпки, которые носили чуть ли не на лбу и крепили лентой не у подбородка, а на затылке – прямо под причёской.

Устроить всё это великолепие только за счёт своих волос было трудно, поэтому активно использовались чужие. Волосы скупали у крестьянок, собирали по католическим монастырям и тюрьмам. А некоторые дамы даже выпавшие у себя волосы подбирали и складывали в специальные вазы.

Остряки того времени шутили, что тонущую даму надо тянуть за платье, а не за волосы, иначе в руках может остаться одна лишь искусственная коса.

О. Генри «Дары волхвов»:

«– Не купите ли вы мои волосы? – спросила она у мадам. – Я покупаю волосы, – ответила мадам. – Снимите шляпку, надо посмотреть товар. Снова заструился каштановый водопад. – Двадцать долларов, – сказала мадам, привычно взвешивая на руке густую массу».

В 1876 году причёска стала более аккуратной, а в моду вошла пышная завитая чёлка, которую мы можем видеть у рыжеволосых красавиц с картин Ренуара.

Да-да, «светлые головы» вновь входят в моду. Тем более что к этому времени парикмахер Гуго, работавший при дворе императрицы Евгении, Прически девушек 19 века – XIXнашёл революционный способ обесцвечивания волос с помощью перекиси водорода. Другим важным изобретением стала плойка для завивки волос, изобретённая Марселем Грато в 1872 году. Её тогда нагревали от газовой горелки, поэтому, чтобы не спалить волосы, плойку предварительно подносили к бумаге.

На рубеже XIX-XX вв. идеалом женской красоты становятся т.н. «девушки Гибсона» – персонажи американского иллюстратора Чарльза Гибсона: безупречные, уверенные в себе и искусно манипулирующие мужчинами. Именно благодаря «девушкам Гибсона» вновь обретает популярность причёска «а-ля Помпадур» – зачёсанные назад волосы, высоко приподнятые и выступающие надо лбом в виде валика.

В начале XX века пышность женских причёсок достигает очередного апогея. В «Дамском журнале» за 1912 год даже писали, что городские управы запретили заходить в трамвай дамам, чьи причёски были усеяны колючими шпильками и булавками. Под стать причёскам были и огромные шляпы со страусиными перьями. Но прогремела Первая Мировая война и вернувшиеся с фронта мужчины не узнали своих женщин…

Источник: Shkolazhizni.ru

Автор: Сергей Курий

melonrich.ru

История прически 19 век

Прически девушек 19 века – XIX19 век – это время расцвета классицизма, культа античности. Наибольшую популярность приобретают прически, выполненные в греческом и римском стилях. Широко используются различные приемы для выполнения локонов (круглые, плоские локоны, спирали). Прически украшаются заколками, обручами, перьями, диадемами.

В моде остаются блондинки. Для осветления волос начинают применять перекись водорода. В 40ы-е годы конкуренцию блондинкам начали составлять рыжеволосые модницы.

Появляются новые приспособления для укладки: специальные щипцы для горячей завивки, которые очень похожи на те, что используются сегодня.

Прически девушек 19 века – XIXИменно в 19 веке женщины начинают носить короткие стрижки. Очень популярными становятся короткие волосы, завитые в мелкие кудри. Данная стрижка возникла в память о казненных на гильотине (дело в том, что перед казнью всем приговоренным остригали коротко волосы). Подобная короткая стрижка могла быть украшенной лентой, обручем или диадемой.

Начиная со второй половины 19 века, прически начинают упрощаться. В образе женщины в первую очередь начинает цениться ее естественность. Волосы обычно завивались в воздушные локоны и завязывались узлом или закреплялись шпилькой. Тем не менее, высокие сложные прически не выходят из моды до начала 20 века (создаются, как правило, для особенно торжественных событий).

В 19 веке появляется еще одно важное изобретение в парикмахерском деле. Парикмахеры впервые начинают использовать особый метод завивки с применением химических средств.

Прически девушек 19 века – XIXВ моде неизменно остается парик. Некоторые полностью выбривали волосы и носили парик постоянно, другие же просто добавляли к своим жидким волосам пару искусственных прядей (шиньонов). Обычно у заядлой модницы было сразу несколько париков для разных случаев. У некоторых число париков могло доходить до 30. Парики были различных оттенков: от блонда (для дневных выходов) до черного (для вечера).

Что касается мужских стрижек, то в начале 19 века были весьма популярны высоко оформленные челки, а на рубеже веков в моду входит короткий прямой пробор. Длина волос тоже менялась. Сначала мужчины носили короткие волосы и завивали их в локоны. В 40-50-ых годах длина волос уже доходят до ушей и ниже (волосы также было принято завивать). С 60-ых годов в моду снова входит короткая стрижка.

Что касается усов и бороды, то в первой половине 19 века их тщательно выбривали. Популярность набирают лишь небольшие бакенбарды. В 30-ых годах мужчины начинают отпускать небольшие опущенные книзу усы. Чуть позже увеличивается длина бакенбард, которые теперь доходят до подбородка, а также в моду снова входит борода (обычно раздвоенная книзу).

beauty.net.ru

Женские прически 19 века, часть 1

Несколько лет назад Марго и Орися подарили мне чудесную книгу — «Локон жгучий, локон черный. История женских причесок» Наталии Резановой. Делюсь наиболее интересными кусками. 🙂

Иллюстрации в ней в основном ч/б, так что где могла, я заменила их найденными в сети цветными версиями.


Кудри девы — чародейки,
Кудри — блеск и аромат,
Кудри — кольца, струйки, змейки,
Кудри — шелковый каскад.
В.Бенедиктов

Гильотина Французской революции жестоко растрепала продуманные прически сторонниц монархии, зато другие дамы сами поспешили внести в свои головы революционный беспорядок. Он выразился в радикальной стрижке. Правда, столь вызывающий облик могли позволить себе лишь немногие независимые аристократки и актрисы, которым не привыкать было шокировать модный свет. Короткие стрижки продержались с 1801 по 1809 год. Самая модная, когда волосы завивали по всей голове мелкими кудрями, получила название «a la Titus», по имени римского императора. Что касается цвета волос, то и здесь свежие идеи были извлечены из римских руин. В 1798 году императрица Жозефина окрасила свои волосы на манер римских патрицианок синеватой краской, после чего все дамы стали носить синие парики. Парики вообще оказались в громадном употреблении — у больших модниц их насчитывалось до 30. Девушкам в приданое давали дюжину париков. Во времена Директории вышла книжка «Таинственная история всех светлых париков (блондинов и блондинок) в Париже». Все парики были светлыми — начиная от льняных и кончая пепельными, как вдруг одна актриса явилась на бал в черном парике, и это стало модной новостью: кокетки надевали утром светлый парик, вечером — черный. Многие сбривали все волосы и носили только парик, другие добавляли к своим волосам фальшивые и укрывали их пурпурной сеткой. Братья Гонкуры подробно описали парики того времени с прядями длиной не более дюйма, с челкой до ресниц, а также шиньоны грушевидной формы. Актеры и актрисы высмеивали парики со сцены в эпиграммах, но это служило лучшей рекламой. Цена париков возросла до 25 луидоров.


Дебукур. Парикмахер. Франция, нач. 19 в.
Более чем экстравагантная прическа с высоко выбритым, как для гильотинирования, затылком, на который к тому же повязывалась узенькая красная ленточка, напоминающая струйку крови, называлась «a la victime» (жертва) или «а 1а guillotine». Но этот образчик парикмахерского черного юмора недолго веселил парижскую золотую молодежь. И рискованная «жертва», и взъерошенная короткая стрижка «дикарка» вышли из моды еще быстрее, чем революционные идеи. Неунывающие парикмахеры и их клиентки укрылись от уличных беспорядков в тихих музейных залах, где принялись срисовывать образцы забытых античных причесок.
Хотя импровизации на архаичные темы вышли очень милыми, парикмахерам трудно было соревноваться с портными. Их произведения — почти прозрачные платья-рубашки — намертво приковали к себе мужские взгляды. Эта попытка внедрить эллинскую гармонию и покой в тщеславные светские салоны начала 19 века иногда оборачивалась жеманством, игрой в наивность и невинность, но большинство джентльменов наблюдали происходящее с удовольствием.
«И право, было недурно: на молодых женщинах и девицах все было так чисто, просто и свежо; собранные в виде диадемы волосы так украшали их молодое чело». (Ф.Вигель. Записки).

Ж.-Л. Давид. Мадам Рекамье. 1800
Очарования античной простоты и добивались дамы, облачаясь в легкие древнегреческие туники.
«Такую же простоту преследовали и женские прически, впавшие даже в непонятную в этом отношении и уродливую крайность. За несколько лет перед тем ни у одной женщины не было достаточно волос для прически, теперь у всех их оказалось слишком много. Вместо воздвигавшихся на головах щеголих высоких гор, холмов, усыпанных цветами, лугов, пенистых потоков из искусственных прядей кос и локонов, вместо сложнейших и громоздких причесок, вроде «прелестной простоты» или «расцветающей приятности» — появились вдруг гладко остриженные головы или «половинная» стрижка голов, с бритыми или коротко подстриженными на затылке волосами… Мода на стриженые головы и затылки, строго запрещенная во времена Павла, снова вернулась в первые годы царствования Александра, но уже благодаря одному тому, что она лишала женщину одного из существенных ея украшений, долго продержаться не могла. Вскоре волосы были снова отпущены и начали зачесываться кверху, так что затылок оставался открытым, причем их иногда заплетали в косы, которыя обвивали вокруг головы или завивали спереди мелкими буклями, спуская их вдоль щек короткими локонами — «фаворитками» или «бандо». Причесывались также «l’antique», или с большими гребнями, украшенными каменьями, или вплетая в волосы гирлянды цветов, сеточки из мелкого жемчуга и повязки, украшенные мозаиками, а особенно камеями». (В.Верещагин. Женские моды Александровского времени).

Ж.-Б. Реньо. Портрет Елены Виолье. 1812
Ж.-Л. Давид. Портрет графини Дарю. 1810
Неизвестный художник. Медальоны с изображениями Жозефины Богарне. 1800-е гг.

К этому перечню модных причесок стоит добавить еще «a la Ceres» и «a la Circassienne», которые вызвали изобретение разнообразных металлических обручей, стальных гребней и остроконечных украшений на макушке — «une corbeille».

Темных локонов извивы,
Словно лозы прихотливы,
Вяжут пышные узлы:
И за каждым клубом мглы,
Будто тайны откровенье —
Перлов дивное явленье.

Так с точки зрения английского романтика Джона Китса выглядела мода перевивать темные волосы жемчужными бусами. Впрочем, многие дамы осветляли волосы, подражая второй жене Наполеона I Марии Луизе. Как сообщает биограф императорской четы Ф.Герре, — «эта блондинка была подобна замороженному шампанскому, которое, едва оттаяв, сулит много удовольствий». Но законодательницей мод стала не она, а бежавшая из революционной Франции художница Виже-Лебрен. Ее вкус был навсегда отдан естественности.
«Моя прическа мне ничего не стоила; я сама устраивала свои волосы, украшая их обыкновенно муслиновым платком… Парик! Судите сами, могла ли я привыкнуть к парику, с моей любовью к живописности! Я всегда чувствовала к ним такое отвращение…» (Письма м-м Л.Э.Виже-Лебрен. Т.1).
Виже-Лебрен написаны многочисленные портреты русских дам, часто она сама причесывала своих моделей.


Картинки из журналов мод. Франция, 1810-е гг.


С. Шарье. Дама за туалетом.


Русский ампир соединил воинственную живость с романтической негой. Это было время юности Наташи Ростовой. Перечисляя подробности наряда, в котором главная героиня «Войны и мира» собирается на свой первый бал в 1809 году, Толстой сообщает: «Волоса должны были быть причесаны a la grecque». В мемуарах Татьяны Берс, послужившей прототипом Наташи, есть такое описание ее первого выезда в свет:
«— А ты знаешь, Саша, ведь меня причесывал настоящий парикмахер. Это тетя Julie велела. Ты не заметил? Нет? — Заметил что-то необычное… Julie велела парикмахеру причесать меня «a la grecque», как носили тогда на балах, с золотым bandeau (обручем) с приподнятыми буклями, а на шею надела мне бархатку с медальоном».
О том, что эта прическа уже в течение нескольких лет была в моде, говорит еще одно место в романе: князь Андрей в своем кабинете «смотрел на портрет покойницы Лизы, которая со взбитыми a la grecque буклями нежно и весело смотрела на него из золотой рамки». Лаконизм «греческих» укладок компенсировался драгоценными украшениями. В моде золотые тяжелые обручи, которые надевали прямо на лоб, чтобы замаскировать край парика (парики продолжали носить пожилые дамы). Длинные золотые шпильки и гребни держали прическу. Любимое украшение для волос — маленькая бриллиантовая диадема в виде букетика цветов или, что еще более модно — колосьев. Она особенно эффектно смотрелась на фоне черных волос. Этот цвет к тому же отлично оттенял романтическую бледность, почему и оказался в это время самым модным.Прически девушек 19 века – XIX
В. Боровиковский. Портрет княжны Долгорукой. 1811 (источник)
В России красили волосы в черный цвет, конечно, натуральными красителями, в частности, настоем молодых грецких орехов, причем этим грешили не только молодые дамы, но и седеющие модницы. Такую пожилую кокетку насмешливо поминает горничная Лиза в комедии Грибоедова «Горе от ума».
Мне-с ваша тетушка на ум теперь пришла,
Как молодой хранцуз сбежал у ней из дому.
Голубушка! Хотела схоронить
Свою досаду, не сумела:
Забыла волосы чернить
И через три дни поседела.

Отсутствие трезвого взгляда в зеркало подводило не только комических старух. Прически с поднятыми вверх волосами были весьма требовательны к овалу лица и далеко не всех украшали. Толстой описывает усилия двух женщин причесать на такой манер некрасивую княжну Марью, все очарование которой было в кротком выражении лучистых глаз — модная прическа только уродовала ее. В 1817 году в моде не менее рискованные прически с поперечным пробором от уха до уха. Сзади волосы собирали в узел на затылке, а на лбу взбивали тучку из небрежных мелких завитков. Через три года их место заняли крупные горизонтально положенные букли.

Для оживления моды «александровской эпохи», как ее называли современники (а мы называем пушкинской), дополнительным стимулом оказался повышенный интерес императора-щеголя Александра I к красивым женщинам. Отличал их, как известно, и Пушкин. Часто внимание царя и поэта привлекала одна и та же красавица. «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты…» — это об Анне Петровне Керн. Ее же гораздо больше, чем гениальные строчки поэта, взволновало мимолетное благосклонное внимание императора. А сколько было предпринято хлопот, чтобы оного добиться!
«Моя подруга была гораздо лучше меня одета: на ней была куафюра с пером, очень украшавшая ее молодое, почти детское личико, и она мне сказала, что муж выписал ей эту куафюру, потому что государь любил подобный головной убор без других украшений. Как мне досаден сделался мой голубой с серебряными листьями цветок».
Для следующего бала «…было заранее выписано из Петербурга платье — тюлевое на атласе и головной убор: маленькая корона из папоротника с его воображаемыми цветами. Это было очень удобно для меня и для моей лени и неуменья наряжаться. Я только заплела свою длинную косу и положила папоротниковую коронку, закинув длинные локоны за ухо, и прикрепила царский фермуар… Можно сказать, что в этот ве¬чер я имела полнейший успех, какой когда-либо встречала в свете!» (А.П.Керн. Воспоминания).

Александр Сергеевич, когда хотел, замечал и такие подробности дамских причесок, которые их обладательницы предпочли бы сохранить в тайне:
«Графиня стала раздеваться перед зеркалом. Откололи с нее чепец, украшенный розами; сняли напудренный парик с ее седой и плотно стриженной головы» (А.Пушкин. Пиковая дама).
Старые придворные дамы, продолжая одеваться по моде своей юности, носили полувековой свежести парики, и по привычке, утвердившейся тогда же, брили или коротко стригли волосы, чтобы парик лучше держался. Дочь англомана Муромского Лиза, чтобы остаться неузнанной предметом своей любви, одалживает у своей гувернантки ее стародевичьи букли:
«Лиза, его смуглая Лиза, набелена была по уши, насурьмлена пуще самой мисс Жаксон; фальшивые локоны, гораздо светлее собственных ее волос, взбиты были, как парик Людовика XIV…» (А.Пушкин. Барышня-крестьянка). В 1820-е годы русской барышне требовалось проявить характер, чтобы игнорировать поветрия моды. Это удавалось лишь обитательницам деревенских усадеб. Татьяна Ларина, привезенная в Москву, попадает в руки столичных подружек, которые на следующий же день «взбивают кудри ей по моде». Мода, которая давно уже обрела в России статус неписаного закона, получила в это время и свой писаный закон — первые регулярные журналы мод. Печатавшиеся в них депеши из Парижа звучали как военные донесения: «На днях замечена в опере новая уборка головы…» Это означало, что некая великосветская дама придумала для себя очередную эффектную прическу и на следующее утро ее закажут своим парикмахерам все парижские модницы второго ряда. Через две недели директива достигнет Москвы и Петербурга, еще через месяц — губернская львица удивит собравшихся на балу соперниц невиданной комбинацией кудрей и перьев. Весь этот «волосяной вздор» имел мало сходства с первоисточником, ведь провинция в погоне за петербургской модой обязательно «оборвется», по выражению Гоголя. И если «Московский телеграф» в 1827 году сообщал, что «…в простой уборке волосов на лбу щеголихи обыкновенно протягивается золотая цепочка или золотой снурок, которым укрепляется на средине лба камей или цветной драгоценный камень», то можно было быть уверенными, что в губернском городе и цепочка, и камень окажутся вдвое крупнее столичных образцов.
В России за парикмахером посылали и везли его на дом до 1823 года, когда первую парикмахерскую в нашем значении этого слова открыл француз Дибо, который «имел честь известить почтенную публику, что он получает из Парижа разного вкуса парики, накладки и локоны для дам и занимается стрижением волос».

С новым романтическим уклоном в искусстве, литературе и, разумеется, в моде, прически резко уклонились от былой простоты, а особенно от симметрии.
Реванш за профанацию своего мастерства, когда почти два десятилетия маленьких домашних причесок отстранили их от дел и доходов, парикмахеры взяли в конце 1820-х годов.
«Появились прически с массою буколь и накладных волос. Пукли были необыкновенно велики… взбитые волосы, совсем закрывающие острые или томные глазки, напоминали о том счастливом времени, когда нельзя было в люди показаться без двухаршинной прически». (Литературные листки. 1824).

Часть 2

fiaccola777.livejournal.com

Прически 19 века (фото)

19 век считается тем временем, когда расцветал классицизм и культ античности. В это время большой популярностью пользовались прически, выполненные в греческом или римском стиле. Также набирали популярность разнообразные способы создания кудрей, которые были разнообразными. В качестве украшений использовались всевозможные заколочки, перья или диадемы.

Прически девушек 19 века – XIX

Именно прически из 19 века считаются верхом аристократии. В то время только зарождалась тенденция на короткие волосы, которые предварительно завивались в маленькие кудряшки. Такой жест был в память о людях, которые были казнены на гильотине. История гласит, что перед смертью людям коротко остригали волосы. В качестве украшений использовались диадемы и перья, что заметно на разнообразных фото из исторических журналов книг.

Волны от Марселя Грато

В конце 50-х годов 19 века делали пучок, который располагался на самой макушке. Комбинировали его с кудрями, которые ниспадали на лицо. В качестве украшений и аксессуаров использовались гребешки, цветы, нити жемчуга или банты. Обычно волосы зачесывались назад, а по центру делились и на затылочной области завязывались на узел. Такие прически выглядели элегантно и добавляли шарм обладательнице.

К концу 60-х годов 19 века стали очень популярны легкие волны на голове. Женщины, того времени спали с металлическими бигудями. Благодаря этому прически, состоящие из кудрей, держались очень долго и не распадались.

Прически девушек 19 века – XIX

Уже в 70-м году появился первый утюжок для завивки или щипцы. Этот прибор был очень тяжелым, но с его помощью можно было завить красивые локоны на женской голове. Подобное изобретение для создания волнистой прически стало очень популярным. Именно поэтому, получавшиеся прически носили название марсельскими волнами. Такая волнистая укладка добавляла женщине женственности и романтичности в образ, что видно на фото барышень из тех времен.

Помпадур

В 80-х годах 19 века стали очень популярны объемные верхние прически. То есть волосы поднимались практически на макушку, а по краям лица оставались определенные завитые прядки. Вариацией этой прически является французский помпадур, что подразумевает высокую прическу и кудри практически на лбу.

Прически девушек 19 века – XIX

В начале 90-х годов появилась укладка, которая носила название «девушка гибсона». Эта укладка подразумевает собранные вверх волосы, а спереди добавленные куски из собственных волос, которые заранее собирались в отдельную коробочку или шкатулку.

Современная вариация укладки из 19 века

Прически, пришедшие к нам из 19 века весьма оригинальны, а сделать их решится не каждая. Но все стоит попробовать создать хотя бы одну укладку тех времен.

  • Голову необходимо помыть и высушить насухо. Затем волосы тщательно расчесываем, а в лобовой области отделяем прядь. Далее делаем пробор, который с виду напоминает полумесяц.
  • Оставшаяся часть локонов собирается в обычный хвост. Заплетаем косу из всех волос и ею оборачиваем основание. Для закрепления используйте шпильки.
  • Верхние прядки делим по средству прямого пробора и делаем из них кудряшки. Для этого необходимо использовать плойку, чтобы процесс прошел быстрее.
  • Весь результат закрепляется лаком для волос.

Прическа в стиле 19 века удалась! С такой укладкой можно пойти на торжественное мероприятие, на котором вы будете блистать, даже на фото. Что касается пучка, то смело фантазируйте: украсьте его цветами, косами и прочими элементами. Сделайте предварительный начес для объемности.

Прически девушек 19 века – XIX

В 19 веке появились более женственные и нежные прически, нежели в веке 18. Появились короткие варианты стрижек. Стиль того времени основывался на женской фантазии и вкусах.

zavitushki.com

Как менялись женские причёски в XIX веке? | Красота и здоровье

После того как в 1790 г. актёр Тальма сыграл роль Тита в постановке вольтеровской трагедии «Брут», в моду вошла причёска «а-ля тит». Её тут же переняли дамы. На известном портрете мадам Рекамье кисти Давида можно видеть короткую причёску из кудряшек, свободно рассыпанных по голове и слегка подхваченных лентой.

Были и более радикальные причёски. Например, «дикарка», представляющая собой беспорядочную копну смятых и спутанных волос. Или причёска с жутковатым названием «а-ля виктим» (жертва), посвященная жертвам гильотины — с высоко подстриженным затылком и тоненькой красной лентой, символизирующей кровавый след от лезвия.

В начале XIX века волосы отпускают всё длиннее и длиннее, а причёска поднимается вверх. Подражая античности, волосы собирают на макушке или затылке в «греческий узел».

Большую популярность имеет и причёска «а-ля Нинон», скопированная с портрета куртизанки времен Людовика XIV: лёгкая завитая чёлка на лбу, над ней — горизонтальный пробор, а на висках — крупные локоны до плеч. Остальные волосы собирались на затылке в плоский шиньон с воткнутым страусиным пером.

В 1820−30-х годах причёски такие же вертикальные (в моде — грациозная шея и открытые плечи), однако от былой простоты и свободы не остается и следа. У висков выпускают несколько длинных закрученных прядей, а остальные волосы делят пробором и тщательно укладывают на макушке в высокий пуф самой причудливой формы. Особенно популярен т.н. «узел Аполлона» — в виде двух петель из косичек, навитых для устойчивости на проволочный каркас.

Более скромной была причёска «а-ля Клотильда», которая была на голове английской королевы Виктории во время коронации: две косички, обвитые вокруг ушей кольцами и закреплённые на затылке.

Букли и косички завивались так туго, что казались высеченными из камня. На ум поневоле приходил анекдот о постоянно улыбающейся девочке («А вы бантик ослабить не пробовали?»).

Т. Готье «Мода как искусство»:
«Оцените эти собранные на затылке узлы, локоны, витые косы, подобные рогам Амона или завиткам ионической капители! Разве сумел бы афинский скульптор или художник эпохи Возрождения расположить их с большим изяществом, выдумкой и вкусом?»

Добавьте к этому обилие украшений (жемчужных нитей, лент, цветов, гребней) и вы поймёте, как трудно было сохранить эти «архитектурные творения» во время энергичных бальных танцев. Несмотря на сложные причёски, выходить на улицу с непокрытой головой считалось неприличным, поэтому женщины носили широкие чепцы и капоры — казалось, что головка прелестницы едет в отдельном крытом экипаже.

Ещё одной модной тенденцией первой половины XIX века можно считать и то, что за долгое время брюнетки, наконец-то, потеснили блондинок. Для придания более тёмного цвета и блеска волосы смазывают маслом.

Джон Китс:

Темных локонов извивы,
Словно лозы прихотливы,
Вяжут пышные узлы:
И за каждым клубом мглы,
Будто тайны откровенье —
Перлов дивное явленье.

В 1840−50-х годах на авансцену выходит скромная умеренная добропорядочная женщина. Соответственно, причёска тоже распрямляется и успокаивается. Узел сползает с макушки на затылок. Волосы расчёсываются пробором, низко спускаются вдоль щёк и укладываются сзади мягким узлом или пучком локонов.

Г. Флобер «Госпожа Бовари» (1856):
«Гладко причесанные черные волосы, собранные очень низко, спускались на щеки, касаясь кончиков длинных бровей, и, словно ласковыми ладонями, сжимали ее овальное лицо».

Иногда пряди заплетали в тяжёлую косу, которую аккуратно укладывали на голове.

Во второй половине XIX века женские причёски опять начинают усложняться. Тон в моде задаёт императрица Евгения — жена Наполеона III — большая поклонница стиля рококо. Модные укладки становятся хитроумной комбинацией из локонов, пуфов, кос и валиков. Обычно волосы зачёсывались и поднимались ото лба к затылку, после чего ниспадали сзади на плечи копной длинных завитков. Как следствие, в моду входят маленькие изящные шляпки, которые носили чуть ли не на лбу и крепили лентой не у подбородка, а на затылке — прямо под причёской.

Устроить всё это великолепие только за счёт своих волос было трудно, поэтому активно использовались чужие. Волосы скупали у крестьянок, собирали по католическим монастырям и тюрьмам. А некоторые дамы даже выпавшие у себя волосы подбирали и складывали в специальные вазы.

Остряки того времени шутили, что тонущую даму надо тянуть за платье, а не за волосы, иначе в руках может остаться одна лишь искусственная коса.

О. Генри «Дары волхвов»:

«- Не купите ли вы мои волосы? — спросила она у мадам.
 — Я покупаю волосы, — ответила мадам. — Снимите шляпку, надо посмотреть товар.
Снова заструился каштановый водопад.
 — Двадцать долларов, — сказала мадам, привычно взвешивая на руке густую массу».

В 1876 году причёска стала более аккуратной, а в моду вошла пышная завитая чёлка, которую мы можем видеть у рыжеволосых красавиц с картин Ренуара.

Да-да, «светлые головы» вновь входят в моду. Тем более что к этому времени парикмахер Гуго, работавший при дворе императрицы Евгении, нашёл революционный способ обесцвечивания волос с помощью перекиси водорода. Другим важным изобретением стала плойка для завивки волос, изобретённая Марселем Грато в 1872 году. Её тогда нагревали от газовой горелки, поэтому, чтобы не спалить волосы, плойку предварительно подносили к бумаге.

На рубеже XIX—XX вв. идеалом женской красоты становятся т.н. «девушки Гибсона» — персонажи американского иллюстратора Чарльза Гибсона: безупречные, уверенные в себе и искусно манипулирующие мужчинами. Именно благодаря «девушкам Гибсона» вновь обретает популярность причёска «а-ля Помпадур» — зачёсанные назад волосы, высоко приподнятые и выступающие надо лбом в виде валика.

В начале XX века пышность женских причёсок достигает очередного апогея. В «Дамском журнале» за 1912 год даже писали, что городские управы запретили заходить в трамвай дамам, чьи причёски были усеяны колючими шпильками и булавками. Под стать причёскам были и огромные шляпы со страусиными перьями.

Но прогремела Первая Мировая война и вернувшиеся с фронта мужчины не узнали своих женщин…

Продолжение следует…

shkolazhizni.ru