Профессия писателя – где учиться и как заработать?

Содержание

10 мифов о профессии писателя

Скажем, Серебряный век русской литературы принято оценивать по произведениям классиков, но в то же время печатались такие произведения, которые современный читатель даже в руки не возьмет. И таких книг было большинство.

На книжном рынке происходит нормальный отсев: авторы присылают рукописи, редактор охает и крутит пальцем у виска, что-то печатается, что-то удачно расходится. В веках остаются единицы.

Издатели издают то, что покупается. Можно сколько угодно рекламировать книгу, но, если она не соответствует потребностям людей, ее никто не купит. У всех разные представления о прекрасном и нужном, и то, что не подходит лично вам, может звучать музыкой для кого-то другого.

2. Нон-фикшен — это роман о правде жизни, а мейнстрим — это модная литература, которую читает офисный планктон

На самом деле нон-фикшен (англ. non-fiction букв. «невымысел») — это нехудожественная литература: книги, в которых отсутствует придуманный сюжет и придуманные герои. Роман в жанре нон-фикшен — это оксюморон, так как роман в любом случае подразумевает вымысел.

Мейнстрим — это художественное произведение, в котором главную роль играет нравственное развитие героев.

Путаница в терминах происходит из-за того, что английские слова non-fiction и mainstream переводят буквально, забывая о том, что у каждого понятия в издательском бизнесе есть свой смысл и своя история.

Термин mainstream пришел из США. Так называли произведения, которые брали в печать ведущие американские журналы начала XX века.

3. Если хочешь пробиться в печать, пиши эпическое полотно

Это одна из самых распространенных ошибок начинающих авторов: им сразу хочется создать гениальное по содержанию и по форме произведение, а навыка работы с текстом еще нет. В результате появляются дикие словесные конструкции, все чрезвычайно усложнено, необычно и… абсолютно нечитабельно.

Новичку как раз легче пробиться с книгой, написанной в развлекательном жанре: добротную повесть «Как я провел лето в Турции» охотнее напечатают, чем корявое «Нашествие на матушку-Русь».

Работа над темой, которая еще не по зубам, конечно, даст определенный опыт, но на публикацию при этом рассчитывать не приходится.

4. Моя история достойна публикации, потому что она интересна мне самому

Мало кто из новичков может ответить на вопрос: «Что моя книга дает читателю?» В большинстве текстов проглядывается только одно — желание автора выплеснуть эмоции на бумагу.

Вот, к примеру, сюжет рассказа, присланного в издательство: кавалер ждет даму, она приходит, снимает шарфик и жалуется на дурака-мужа. Секс. Сигарета. Банальные мысли о сущности любви. Занавес.

Все понятно: автор грезил о некой красотке, привел себя в чрезвычайно приятное расположение духа и решил поделиться ощущениями. С тем же успехом можно вернуться с концерта и напеть маме «Девятую симфонию» Бетховена.

Рассказ с таким сюжетом читается хорошо, когда автор владеет словом на уровне Ивана Бунина. Начинающий литератор не сможет так написать; значит, брать надо чем-то другим: темой, характерами, новой любопытной информацией. А если этого нет, то и публиковаться незачем.

Еще один распространенный вариант — описание своих страданий. В редакции десятками приходят рукописи о болезнях, разорении, тюрьмах и т.п. Автор жалуется на судьбу и хочет, чтобы ему посочувствовали. В результате к его бедам добавляется еще одна — отказ издательства. Многие люди готовы помогать тем, кто попал в беду, но мало кто готов покупать неумело написанные жалобные книги.

5. Издатели не читают рукописи, приходящие самотеком, и пробиться в печать можно только по знакомству

Конечно, по знакомству пробиться легче, но, если бы издатели не читали самотек, ничего бы и не публиковалось. Ротация писателей в книжном бизнесе очень велика: на смену одним авторам приходят другие, и большинство новых произведений находятся как раз среди книг, присланных на общий почтовый ящик издательства.

6. Издатель будет вкладываться в рекламу моего произведения, ведь он заинтересован в том, чтобы книга удачно продалась

У издателей не хватит денег, чтобы рекламировать всех авторов. Книга для них — лотерея: выиграет — хорошо, не выиграет — ну и ладно. Главное, чтобы баланс выигрышных и невыигрышных билетов не нарушался.

7. Если я расскажу редактору, как долго я работал над рукописью, это поможет произвести благоприятное впечатление

Количество затраченного времени не равно качеству. Если вы долго идете в неверном направлении, вы все равно не достигнете своей цели. Сообщение о том, что «я работал над романом 10 лет», звучит для редакторов как «белый шум» и не дает им никакой полезной информации.  Более того, оно говорит о том, что у вас нет опыта быстрого и качественного написания книг — а это важно, если вы хотите создать серию.

8. На запятые и мелкие речевые ошибки можно не обращать внимания — если что, в редакции поправят

Поправят, если ваша тема — это гарантированный бестселлер (заметим: речь идет о теме, а не о сюжете и стиле изложения).

А если вы делаете ставку на что-то другое и при этом допускаете много погрешностей, книга полетит в мусорную корзину. Исправлять чужие ошибки — это тратить рабочее время, которое кто-то должен оплачивать.

9. Издатели страшно наживаются на «левых» тиражах и не платят авторам законных гонораров

Эта легенда особо популярна среди начинающих авторов, которые не понимают, почему они так мало зарабатывают. На самом деле «левые» тиражи еще надо заслужить — в обход автора печатают только сверхпопулярные произведения. Половину книг, издающихся в России, в принципе невозможно продать, и никто не будет переиздавать то, что и так лежит мертвым грузом.

«Левые» тиражи печатаются на провинциальных полиграфических комбинатах. Делается точная копия — со всеми исходниками, включая название типографии и номер заказа. Если нет очевидного производственного брака, то отличить оригинал от подделки сможет только эксперт.

На местах имеется сеть распространителей. По документам они покупают две книги, изданные в законном порядке, а к ним прибавляют ещё восемь контрафактных экземпляров, которые, разумеется, обходятся дешевле.

Бизнес этот давно поделен, и нередко ему покровительствуют местные власти. Договоренность примерно такая: наша полиция не будет вас обижать, а вы нам сделаете агитационные материалы к выборам. При этом официально такой комбинат не печатает ничего, кроме районной газеты и бланков счетов-фактур.

10. Писательская слава — это очень приятная штука

Если ваша книга «выстрелит», то первое, с чем вы столкнетесь — это массовое недоверие. Журналисты, коллеги, знакомые — все будут недоумевать: как вам удалось выбиться в знаменитости? Вы что, взятку кому-то дали?

Это закон жизни: тех, кто высовывается, не любят. В особенности поначалу, когда вы уже стали известны, но еще не заработали статус гуру.

Писательская слава — это в том числе несколько придворных шизофреников, которые будут выискивать ваши огрехи и выставлять их на всеобщее обозрение. Это вечное беспокойство: «А что, если моя следующая книга будет продаваться хуже предыдущей?»

Хотя, надо признать, у писательской славы есть два больших плюса: восторженные читательские отзывы и неплохие заработки.

www.avtoram.com

где учиться, зарплата, преимущества профессии – “Навигатор Образования”

Не каждый может полностью представить себе специфику работы писателя. Одни считают, что в ней нет ничего сложного, если научиться более или менее грамотно писать. Другие видят в ней нечто особенное и убеждены, что без таланта невозможно освоить профессию. Кто прав? Давайте разбираться.

Профессия писателя имеет большое значение для общества. Его работа накладывает отпечаток не только на взгляды современных людей, но и на будущие поколения. В своих произведениях автор ищет ответы на актуальные проблемы и отражает веяния времени, которые помогут потомкам глубже узнать особенности той эпохи, в которой он жил.

Эта творческая профессия привлекает все больше людей, однако не каждый может полностью представить себе специфику работы писателя. Одни считают, что в ней нет ничего сложного, если научиться более или менее грамотно писать. Другие видят в ней нечто особенное и убеждены, что без таланта невозможно освоить профессию.

Кто прав? Представления обоих сторон имеют право на существование. Ведь без таланта и рвения невозможно стать писателем, а без грамотности и знания языка талант невозможно реализовать.

Кто такой писатель?

Писатель – человек, занимающийся написанием литературно значимых произведений, предназначенных для общественного потребления. Подчеркнем, что человека, создающего текст для удовлетворения собственных желаний и хранящего его вдали от посторонних глаз, нельзя назвать писателем. Как правило, создание словесных произведений является если не основным, то одним из основных видов профессиональной деятельности писателя.

Профессия берет свое начало со времен возникновения письменности. Первыми писателями можно считать великих мыслителей античности, летописцев и монахов. Характерной особенностью профессии является тот факт, что во все эпохи писателями были только очень образованные люди.

Сегодня, как и много веков назад, независимо от выбранного направления деятельности (а это может быть как художественная литература, так и публицистика) профессия требует от писателей грамотности и глубокого понимания выбранной темы. Они должны:

  • иметь большой словарный запас;
  • владеть стилистическими приемами;
    изучать произведения великих писателей мировой литературы прошлых лет, знать особенности их эпохи и уметь правильно использовать эти знания в своем произведении;
  • писать на актуальные для современного общества темы.

Обычно каждый писатель работает в определенном жанре, который требует наличия специальных способностей и навыков (например, сложно представить себе хорошего поэта, не умеющего рифмовать, или прозаика, не владеющего искусством слога). Кроме того, чтобы стать хорошим узнаваемым автором, представитель этой профессии должен вырабатывать собственный стиль, который будет выделять его из числа других писателей.

Современные писатели могут работать над выполнением заказа издательства, заниматься самостоятельной творческой деятельностью или трудиться над литературным проектом совместно с другими специалистами.

Какими личностными качествами должен обладать писатель?

Писатель – в первую очередь, творческая личность. Поэтому он должен иметь хорошее воображение, склонности к гуманитарным наукам и богатый внутренний мир. Так как творчество писателя должно быть актуальным и вызывать интерес общества, автор должен понимать окружающий мир и обладать хорошей интуицией

Поскольку создание художественного произведения требует много времени, писателю потребуются такие качества, как:

  • усидчивость,
  • целеустремленность,
  • внимательность к деталям.

Не менее значимым качеством является терпеливость: она помогает не только в творчестве, но в поиске изданий и спонсоров. Писатель никогда не должен опускать руки, быть уверенным в своих силах и не отказываться от призвания при возникновении малейших трудностей.

Для писателя также важны объективность, умение критически мыслить и способность прислушиваться к обоснованным замечаниям. Известные авторы имеют агентов и не нуждаются в личной презентации себя. Однако начинающим писателям нужно уметь договариваться с

издателями самостоятельно, для чего потребуются хорошие коммуникативные навыки и умение вести переговоры.

Преимущества профессии писатель

Профессия писателя имеет ряд неоспоримых преимуществ. К самым важным можно отнести возможность заниматься любимым делом. Через словесное произведение писатель имеет возможность поделиться с общественностью собственным мировоззрением, всей палитрой своего богатого воображения и внутреннего состояния. Для настоящего литератора работа – это порыв чувств, желание создать прекрасное и показать это миру. Они не могут творить под давлением и не любят, когда их загоняют в рамки.

Писатель – человек свободный, что очень важно для людей, которые не могут работать по кем-то разработанному графику в офисах, кабинетах или производственных помещениях. Благодаря тому, что авторы не привязаны к определенному рабочему месту, они могут творить в любом удобном месте и в любое время, самостоятельно распределяя и планируя свой день.

Именитые представители этой профессии не испытывают проблем при поиске издательств, которые готовы напечатать результаты его труда. Наоборот, издательские дома делают все возможное, чтобы завлечь известного писателя, предлагая ему более высокие гонорары и различные бонусы. Обычно авторам выплачивается небольшой аванс, а затем они получают 6-12% от общей стоимости тиража.

То есть, для писателя очень важно признание публики. Ведь именно от численности аудитории будет зависеть цена работы. Многие писатели устраивают встречи с читателем, позволяющие популяризировать их произведения. Малоизвестные работники пера делают это бесплатно, а авторы с именем продают билеты на такие встречи, что также дает дополнительный заработок.

Недостатки профессии писатель

Самым большим недостатком профессии работника пера является отсутствие стабильной занятости и, соответственно, доходов. Начинающим писателям тяжело пробиться на вершину успеха, а авторы, уже добившиеся признания, могут очень быстро потерять свои позиции. Наличие хорошей идеи еще не означает возможность написания хорошего текста, так как отсутствие опыта или недостаточное знание стилистических приемов не позволяет собрать мысли воедино, создать целостный сюжет.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются современные писатели, заключается в снижении популярности печатных изданий. С появлением всемирной паутины люди все больше стали читать онлайн и использовать пиратские ресурсы, открывающие доступ практически ко всем произведениям, что негативно отразилось на объемах тиражей и стоимости издаваемых книг.

Автору, работающему над серьезным произведением, требуется много времени на его создание, от чего возникает необходимость в поиске дополнительных источников заработка. Иногда он сталкивается с проблемой отсутствия вдохновения, и тогда завершение труда растягивается на годы. Другая сложность заключается в непонимании со стороны общества. Случается, что писатель в творениях опережает свое время, поэтому нередко получает признание только спустя много лет, а иногда и после смерти.

Литераторы, отдающие предпочтение коммерчески выгодным текстам, также сталкиваются с определенными трудностями. Преимущественно они связаны с поиском спонсора или заказчика. Кроме того, поскольку работы таких авторов не несут какой-либо художественной значимости, их имя редко упоминается в публикации. Таким образом, они могут получать неплохой доход, но никогда не обретут признания. Кроме того, оплата их труда также зависит от опыта и знания выбранной темы, а степень загруженности варьируется в виду различных факторов.

Где можно получить профессию писатель?

Специфика работы писателя предполагает наличие богатого воображения и особого таланта, а также умения глубоко мыслить. Поэтому человеку, который чувствует в себе потребность поделиться своими мыслями, чувствами и эмоциями с другими людьми, не обязательно получать высшее литературное образование для освоения профессии. Но только при условии, что у него присутствуют все необходимые личностные качества (в частности, талант и богатое воображение).

Много известных авторов в свое время получали образование по другим направлениям, но смогли написать великолепные произведения. Единственное, что очень важно для профессии: быть высокообразованным человеком. В этом случае не имеет особого значения, есть ли у автора специальное образование или он самоучка.

Хорошей основой для освоения профессии писатель станет обучение на филологических факультетах, где, во-первых, студенты не только глубже знакомятся с литературой и языковыми возможностями, но и получают специальность, которая обеспечит работой, даже если они не станут великими авторами. Получив диплом по специальности «Русский язык и литература», можно стать школьным учителем и работать над созданием произведений в свободное время, а перед владеющими иностранными языками открываются двери в профессию переводчика.

Факультеты журналистики являются еще одним направлением, обеспечивающим необходимыми знаниями. Выпускники получают возможность не только заниматься любимым делом и приобретать опыт, но и работать в СМИ.

На сегодняшний день единственным признанным профильным ВУЗом в России является Литературный институт имени А.М. Горького в Москве. В нем студенты осваивают все необходимые приемы литературных жанров и полностью окунаются в мир литературы, но и принимают туда только самых талантливых людей. Помимо этого, программы обучения по направлению «Филология и лингвистика» представлены в следующих российских университетах:

Источники изображений: nvdaily.ru, reconomica.ru, rossaprimavera.ru, ia-centr.ru

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

fulledu.ru

обязанности, важные качества, где учиться – ОписанияПрофессий.рф

Искусство

Писатели — общее название лиц, занимающихся созданием словесных текстовых произведений, предназначенных, как правило, для неопределённого круга читателей, так или иначе для общественного потребления.

Профессия писателя – где учиться и как заработать?


Заработная плата

Заработанная плата писателя зависит от успеха его книги, количества продаж на рынке. Обычно писатель получает 6-12 % от суммарной стоимости тиража.

Место работы

Писатели обычно работают дома.

Обязанности

Писатель сочиняет литературные произведения: повести, рассказы, романы, новеллы, эссе. Он продумывает структуру произведения, его сюжет (происшествия и события), персонажей и их характеры. Этот созданный мир писатель должен воплотить в словах, да так, чтобы читатель полностью воссоздал в своем воображении все приключения героев, их волнения и тревоги, красоту и безобразие мира, увиденного их глазами.

Для писателя важно иметь богатый словарный запас, развитую фантазию, гуманитарное мышление. Конечно, и правила правописания для него знать нелишне. Но особенно хорошо он должен знать свой язык, его богатую стилистику, словарный состав, литературные приемы и языковые средства изобразительности.

У каждого писателя в идеале имеется свой индивидуальный стиль, выгодно отличающий его от других представителей профессии.

Важные качества

Целеустремленность, въедливость, стрессоустойчивость, усидчивость, креативность, терпеливость, умение грамотно и интересно выражать мысли устно и на бумаге.

Отзывы о профессии

«Творческий процесс — штука непрерывная. Ты идешь, спишь, ешь, моешься, а в голове крутятся диалоги и сцены. Иногда это сопровождается мимикой и жестикуляцией. Одно время я носила с собой блокнотик и ручку, но сейчас есть диктофон на телефоне. Я люблю включать музыку, когда пишу, у меня даже есть «флешка» с множеством клипов, которые иногда включаю на телевизоре, потому что на компьютере неудобно».

Интервью с Мариэттой А. Роз.

Стереотипы, юмор

Писателем обычно называют человека, для которого указанное занятие является основным либо одним из основных. Кроме того, в качестве критериев принадлежности автора текста к категории писателей может использоваться получение им дохода от своих произведений.

Обучение

Высшее образование в профессии необязательно, поскольку решающим в данном вопросе является талант. Но есть курсы (от краткосрочных до рассчитанных на несколько лет) для тех, кто хочет отшлифовать слог.


opis.pro

Профессия писатель | Про профессии.ру

Профессия писателя – где учиться и как заработать?

Какое образование предпочтительней для будущего писателя

Мало кто всерьез воспринимает профессию писателя, ведь у многих она ассоциируется с непостоянством в заработке и потребностью в особом таланте. И в принципе, если говорить об классическом писателе, то наличие таланта обязательно. Но гораздо важнее наличие рвения.

Если вы действительно желаете стать писателем, то Вам стоит сразу же осознать всю сложность предстоящего пути. Мало кто из известных мастеров пера смог обойтись без тренировок и развития своего таланта. Напротив, даже если Вы считаете что высшие силы поскупились на Вашем писательском таланте, в Ваших силах развить все навыки самостоятельно.

Что нужно для успешной карьеры писателя?

Откровенно говоря, пригодиться может любой жизненный опыт. Но понятно, что с технической точки зрения писатель не может быть необразованным. Он должен в совершенстве владеть родным языком (ну или тем, на котором собирается работать), а еще лучше двумя-тремя иностранными.

Зачем нужно знание иностранных языков?

— Во-первых, вместо одного инструмента (родного языка) Вы будете иметь сразу несколько.

— Во-вторых, знание иностранных языков позволит Вам посмотреть на строение любого языка со стороны. Овладевая изначально непривычным для вас «средством общения» Вы получаете возможность переосмыслить все то, с чем уже сталкивались. Научившись пользоваться лингвистическими структурами чужого языка, Вы начинаете по-новому смотреть и на родной, а значит, ваша речь станет более интересной и разнообразной. Для писателя это крайне важно.

— В-третьих, изучая дополнительные языки Вы заодно получаете и дополнительную профессию — переводчика.( Как стать переводчиком ).

Итак, куда же стоит идти учиться на писателя?

Разумеется, если хорошо поискать, то уже можно найти ряд ВУЗов готовых обучать по профессии писатель. Однако не стоит воспринимать их всерьез.

Лучше обратить свой взор на лингвистические специальности. Также, отличным выбором будет факультет журналистики. Вы, опять же, в совершенстве овладеете огромным количеством писательских приемов, но еще и получите возможность постоянно практиковаться, зарабатывая на этом деньги. Ну и, разумеется, получите столь важный опыт в общении с самыми разными людьми, будете всегда в центре тех или иных событий и сможете почерпнуть массу интереснейших историй из реальной жизни.

Возможно Вас заинтересуют:

www.proprof.ru

Профессия Писатель — Учёба.ру

Профессия писателя – где учиться и как заработать?

15 правил безопасного поведения в интернете

Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.

Профессия писателя – где учиться и как заработать?

Институт гуманитарного образования и информационных технологий

ИГУМО — современный вуз

Профессия писателя – где учиться и как заработать?

Российский технологический университет

Потенциал 3 университетов! Все программы, условия и главные факты.

Профессия писателя – где учиться и как заработать?

Олимпиады для школьников

Перечень, календарь, уровни, льготы.

Закодированный мир

Зачем учить детей программированию и как это влияет на развитие?

Профессия писателя – где учиться и как заработать?

Классная экипировка

Полезные и забавные предметы для школьников.

Московский социально-экономический институт

Профессии для общества

Профессия писателя – где учиться и как заработать?

Кузница кадров

Самые перспективные профессии в колледжах.

Профессия писателя – где учиться и как заработать?

Первый экономический

Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Билет в Голландию

Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.

Цифровые герои

Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.

Английский язык

Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.

Работа будущего

Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет

Профессии мечты

Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.

Экономическое образование

О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.

Гуманитарная сфера

Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.

Профессия писателя – где учиться и как заработать?

Молодые инженеры

Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.

Новая педагогика

Как меняется главный педагогический вуз страны, и что такое универсальный бакалавриат.

Онлайн-образование

Можно ли получить качественное образование, не выходя из дома.

Федеральные университеты

О том, как получить образование мирового уровня в регионах России.

Профессия писателя – где учиться и как заработать?

Табель о рангах

Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.

Карьера в нефтехимии

Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.

www.ucheba.ru

Профессия Писатель — Описание, история. Где и как получить профессию. Особенности профессии. Важность профессии. «Моя будущая профессия

  История появления профессии ПисательКак возникла профессия? Как развивалась профессия?

Процесс создания текстов начался с появлением письменности. Древние люди оставляли записи на камне, на стенах пещер, потом появился пергамент, а затем и бумага. И лишь в 20 веке писатели перешли от рукописного текста к машинописи – стали печатать свои рукописи на печатных машинках, которые сегодня заменились компьютерами. Невозможно назвать самого первого писателя, создавшего художественный текст. Но современный человек с удовольствием читает «Илиаду» Гомера, трактаты Гесиода или философские труды античных авторов.

  Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии

Общественная значимость профессии писателя очень высока. Они по праву считаются воспитателями масс, они формируют сознание народа, национальные идеи. Многие поколения воспитывались на классической литературе, получали знания из научных трудов и учебников, повышали квалификацию, изучая специальную литературу. Одним из самых лучших писателей можно назвать народ, ведь это он сложил замечательные сказки, которые пришли к нам из глубины веков.

  Особенности профессии ПисательУникальность и перспективность профессии

Для писателя важно иметь богатый словарный запас, развитую фантазию, гуманитарное мышление. Конечно, и правила правописания для него знать нелишне. Но особенно хорошо он должен знать свой язык, его богатую стилистику, словарный состав, литературные приемы и языковые средства изобразительности.

  «Подводные камни» профессии ПисательВсе за и против профессии. Сложности и особенности.

Очень часто представители данной профессии весьма необычные люди: эпатажные, яркие, эмоциональные. Настоящий писатель – человек высокообразованный и организованный. Но бывает, и их покидает Муза, а читатели ждут очередного шедевра. Приходится как-то искать вдохновение, сюжеты и образы.

  Где и как получить профессию ПисательГде обучают профессии?

Существуют специальные литературные институты, в которых человека могут научить основам стихосложения, теории литературы, правилам построения текстов. Но стать настоящим писателем диплом не поможет. Для этого нужен талант и призвание.

1001expert.ru

Профессия писатель | intalent.pro

Юлия Зайцева, продюсер писателя Алексея Иванова, о тонкостях писательского ремесла, о взаимоотношениях с издательствами, спонсорах, гонорарах, авторских правах и многом другом.

Мне часто звонят из маленьких, но очень нефтяных городков:

— А можно Алексея Иванова к нам в библиотеку пригласить на встречу с читателями? Мы все оплатим, и гонорар, а заодно он книжки свои сможет попродавать.

Обычный звонок, таких много. Удивляет, что времена меняются, а представление о писателе – нет. Для большинства – это затюканный интеллектуал в дешёвом костюме и толстых очках. Он всюду расхаживает с пакетом книжек собственного сочинения, приготовленных на продажу, и всегда рад где-нибудь подработать.

Наверное, такая картинка была актуальна лет двадцать назад, в девяностые. Но тогда и бизнесмены выглядели по-другому. Сейчас от них уже и не ожидают золотых ошейников, «гаек» на пальцах и малиновых пиджаков, а писателя почему-то упорно запихивают в старый затёртый костюмчик.

Есть еще много других мифов. Например, что гонорар зависит от количества страниц в произведении. Поэтому развитие сюжета подчиняется не художественному замыслу, а счетчику у писателя в голове. Или миф о том, что псевдоним увеличивает тиражи. Или миф о издателе-диктаторе, который диктует писателю темы, сроки и буквально заставляет его выдавать по роману в год. Перечислять можно долго, за десять лет работы продюсером Иванова у меня много примеров скопилось. Наверное, уже пришло время их развенчать.

Но сразу оговорюсь, писатели бывают разные: кто-то пишет гениальные сказки для собственных внуков, кто-то вечерами после смены роман всей своей жизни, а кто-то раз в пять лет за счет спонсоров и местных грантов издает небольшим тиражом свои книжки. Все эти люди могут быть очень талантливы, но я буду говорить не о них. Я расскажу о том, как устроена жизнь и работа профессионального писателя. Причём профессионального в чистом виде, то есть того, кто живёт только за счет писательского труда. Просто мне это хорошо знакомо. И я честно могу признаться, что я тоже живу только за счет писательского труда. Этот писатель – мой босс, я на него работаю.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВОСЕМЬ МИФОВ О СОВРЕМЕННОМ ПИСАТЕЛЕ

1. ПИСАТЕЛЬ НЕ ПРОДАЕТ СВОИ КНИГИ, ОН ИХ ПИШЕТ.

Книги успешных писателей выходят десятками тысяч. Например, общий тираж ивановских книг уже давно перевалил за миллион. Их изданием и распространением занимаются издательства. Им принадлежат крупные книжные сети, охватывающие всю Россию. В одной такой книжной сети может быть больше сотни магазинов.

В этих магазинах работают тысячи профессиональных продавцов, которые и занимаются продажей книг писателя. От писателя требуется лишь передать издательству право на произведение и потом периодически заглядывать в банк, чтобы получить роялти (процент с продаж).

И здесь я должна снова оговориться. Успешный – не идеальное определение, но другого я пока не могу подобрать. Бывают писатели одной книги, эта книга может быть на слуху у читателей, критиков, получить все возможные премии и войти в золотой фонд русской классики.

Безусловно, в общечеловеческом смысле автор этой книги успешен. Но сейчас я пишу как продюсер, поэтому говорю об успешности только с точки зрения книжного рынка. Поэтому успешным буду здесь называть только писателя, который регулярно предъявляет публике новые книги, эти книги благополучно существуют на книжном рынке в течение многих лет и дают возможность их автору кормиться только от литературных трудов.

2. ПИСАТЕЛЬ НЕ ОРГАНИЗУЕТ ПРЕЗЕНТАЦИИ, ЕГО НА НИХ ПРИГЛАШАЮТ.

Презентации книг, встречи с читателями организуют издательства, книжные магазины, библиотеки, университеты, рестораны, кинотеатры, клубы. От писателя требуется написать хорошую книгу, которую захотят презентовать.

3. ПИСАТЕЛЬ НЕ ЗАРАБАТЫВАЕТ НА ВСТРЕЧАХ С ЧИТАТЕЛЯМИ.

Литературные и киногонорары успешных писателей достаточно высоки, даже в России. Как правило, они измеряются в миллионах. Поэтому представление, что писатель зарабатывает чёсом по встречам с читателями мягко говоря абсурдны.

Иванов, например, никогда не берет деньги за встречи, хотя предлагают почти всегда. Алексей зарабатывает только писательством (романы, сценарии, нон-фикшн).

4. ПСЕВДОНИМ НЕ УВЕЛИЧИВАЕТ ТИРАЖИ, А СОКРАЩАЕТ.

Блоггеры-всезнайки часто транслируют ошибочную мысль, что писатель в борьбе за внимание публики способен выкинуть любой фортель, например, взять псевдоним. Это мнение дилетантов. Если писатель известный, то каждая его книга – событие. Ее ждут и покупают. Главным рекламным фактором является само имя. А псевдоним обнуляет имя, обнуляет аудиторию и при этом взвинчивает расходы на рекламу никому не известного автора. Зачем тогда эта игра в псевдонимы? В каждом случае есть своя причина. Иванов, например, выпустил под невыгодным для издательства псевдонимом Алексей Маврин роман «Псоглавцы». Объясню зачем.

Иванов нетипичный писатель, он с легкостью жонглирует литературными жанрами. Исторические романы «Сердце пармы» и «Золото бунта» нельзя сравнивать с городской прозой типа «Блуда и МУДО» и «Географ глобус пропил» или сделанными по закону триллера «Псоглавцами» и «Комьюнити». Это разные художественные системы и законы построения у них собственные.

К сожалению, критики и читатели не всегда это понимают.

Им легче придумать один ярлык и пришпилить его сразу на все обложки. В результате фантастику объявляют провалом, потому что в ней недостаточно историзма, а триллер громят за отсутствие тонкой психологии.

Упрощенно говоря, если сравнить «Преступление наказание» с детективом Агаты Кристи, то получится что Достоевский – посредственный детективщик, а Кристи – провальный представитель психологического реализма.

Иванов хотел получить оценку, а не очередной ярлык, поэтому пошел на эксперимент и спрятался за Маврина. А издательство было вынуждено согласиться. Потому что успешный писатель по отношению к издательству – всегда диктатор.

5. ГОНОРАР АВТОРА НЕ ЗАВИСИТ ОТ КОЛИЧЕСТВА СТРАНИЦ.

Иначе на полках стояли бы только романы-эпопеи, а детских писателей, чьи книжки могут состоять всего из нескольких предложений, — вообще бы не было. Гонорар зависит от многих факторов, и все они скорее имиджевые, чем количественные: известность, экранизации, премии, авторитет писателя, профессионализм его агента и т.д.

6. ХОРОШИЙ ПИСАТЕЛЬ ПИШЕТ ТО, ЧТО ИНТЕРЕСНО ЕМУ, А НЕ ИЗДАТЕЛЬСТВУ ИЛИ ЗАКАЗЧИКУ.

Обычно издательства стараются «застолбить» хорошего автора: заключают с ним договор на книгу заранее и выплачивают приличный аванс. При этом издательство не знает, какое произведение получит в итоге. Тему, сюжет, название писатель определяет сам. А издательству остается только надеяться на то, что талант писателя не подведет.

Художественные произведения профессиональных авторов не требуют особенных вложений и как правило коммерчески успешны. А вот документальные книги (нон-фикшн) можно издать только с помощью спонсоров, одно издательство такой бюджет не потянет.

У Иванова это «Хребет России», «Горнозаводская цивилизация», «Ёбург», «Вилы». Для их подготовки нужны экспедиции, фотографии, люди.

В каждую книгу спонсоры вкладывают по несколько миллионов, им известна тема, они верят в автора. Но содержание Иванов всегда определяет сам. Не только потому, что хороший писатель – это свободный писатель. Но и потому, что заказной корпоративный продукт никогда не станет всероссийским бестселлером. А писать для сотрудников предприятия и их жен – расточительство.

7. ПРОДЮСЕР НЕ РОСКОШЬ, А СРЕДСТВО ПРОДВИЖЕНИЯ.

Часто приходится слышать ироничное: «Продюсер у писателя? Вот бы Пушкин лопнул от зависти». На что хочется ответить: «А вас не смущает, что у земледельцев появились комбайны?» А если серьезно. Сегодня это нормальная практика, когда интересы писателя представляет кто-то.

Чаще всего это агентство, которое курирует сразу несколько авторов. Оно помогает им управлять правами, борется с нарушениями, заключает договоры с издательствами.

Самостоятельно писателю достаточно сложно с этим справляться не только потому, что нужно разбираться в авторском праве, налогах и ориентироваться в книжном рынке. А еще и потому, что одновременно с произведением возникает множество способов его использования.

Роман, например, можно издать, перевести на другой язык, выпустить в электронном виде, записать в формате аудиокниги, сделать инсценировку для театра, экранизировать, разработать квест или компьютерную игру. И все это разные виды прав, разные компании и разные договоры. А теперь умножьте это на количество произведений, у Иванова, например, их 20. И еще не забудьте учесть, что каждые 3-5 лет по каждому случаю нужно решать: продлевать отношения с этой компанией или подыскивать новую.

Это я описала самую простую схему: успешный писатель + его агент. Она подходит, когда автор пишет только художественные произведения.

Но бывают ситуации посложнее, как с Ивановым. Кроме романов, ему интересно писать сценарии, готовить сложные иллюстрированные книги в жанре нон-фикшн и снимать телепроекты. Поэтому здесь нужен продюсер, который будет решать все задачи агента и еще, плюсом, искать деньги на сложные проекты, организовывать съемки, экспедиции, обеспечивать продвижение, следить за имиджем и т.д. Чаще всего под руководством продюсера все эти вопросы решает команда из нескольких человек (продюсерский центр): бухгалтера, юриста, фотографа, имиджмейкера, водителя и т.д.

8. ПИСАТЕЛЬ И ЕГО ПРОДЮСЕР – ЭТО ДВА РАЗНЫХ ЧЕЛОВЕКА.

Иногда пишешь что-нибудь об Иванове или о наших проектах, а потом встречаешь в СМИ: «Писатель устами своего продюсера объявил …». Писатель ничего не объявляет устами своего продюсера так же, как Билан не поёт устами Рудковской. Продюсер и писатель – это два самодостаточных человека со своим голосом и со своей позицией. Они вместе делают одно дело, только у каждого в этом деле своя роль.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПИСАТЕЛЬ vs ИЗДАТЕЛЬ

Современный писатель связан множеством отношений: с библиотеками, театрами, кинокомпаниями, СМИ, звукозаписывающими студиями, производителями компьютерных игр и гаджетов… Но вся эта цепочка мгновенно рассыплется без главного – отношений с издательством.

В ПОИСКАХ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Профессия писатель начинается ни с первой изданной книги (ее можно выпустить и за свой счет), а с первого издательского гонорара. Не важен его размер, пусть это две сотни долларов, главное, что издательство раскошелилось на писателя. Оно как минимум потратилось на верстку, дизайн переплета, гонорары редактору и корректору, полиграфию, рекламу и распространение. А если учесть, что за издательским кошельком неустанно следят не только филологи с дипломами и диссертациями, но и экономисты маркетингового отдела, то сразу можно сделать три вывода.

Первый, и самый главный, — текст чего-то стоит.

Второй – у писателя появилась аудитория, потому что издательство захочет вернуть потраченное и продаст его книги.

И третий вывод – от писателя ждут следующего произведения, иначе для чего было все это начинать?

Я имею в виду прежде всего ведущие издательства. К сожалению, российская действительность такова, что сетями распространения (книжные магазины) владеют только крупные издательства, поэтому профессиональные писатели в основном печатаются в столицах.

БЕРЕГИТЕСЬ СПОНСОРОВ

Алексей Иванов искал своего издателя 13 лет. За это время он написал в стол несколько фантастических повестей и романы «Общага-на-Крови», «Географ глобус пропил», «Сердце пармы».

Но у большинства начинающих авторов на годы борьбы и поисков стойкости не хватает, и они, отчаявшись, выбирают другой путь: выпускают книгу за свой счет, за счет спонсора или гранта. А это, как ни странно, уже приговор.

Скорее всего, эти люди никогда не станут профессиональными писателями. Они будут известны в узком кругу ближайших знакомых и не получат ни экспертную аудиторию, ни читательскую, прежде всего потому, что самостоятельно с одной книгой невозможно пробиться в книжные сети, а потерять на этом кучу времени, энергии, да еще и разочароваться в человечестве – очень легко. Бывают, конечно, редкие исключения, когда такой «самиздат» выстреливает. Но правильно ли основывать стратегию на одном из тысячи шансов?

Таким исключением стал писатель Андрей Рубанов. Первый роман «Сажайте, и вырастет» он издал за свой счет, каким-то чудом книга попала к ведущему российскому критику Льву Данилкину, он опубликовал рецензию, издательство обратили внимания на новое имя, и дело пошло… Но сотни других авторов всю жизнь хранят коробки оплаченных ими книг. Поэтому писателю нужен издатель, а не спонсор. Путь к издателю лежит через семинары, конкурсы дебютантов, личные контакты, литературные агентства, и деньги здесь ни при чём.

РОМАН С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

Первый издатель – это всегда чудо, счастливый случай, которым писатель вознаграждается за талант, настойчивость и потерянные нервы. И к этому чуду нужно не только стремиться, но и готовиться.

На сайт Иванову как-то пришло раздражённое письмо от одного господина. Он считал себя автором гениального романа, заслуживающего «Большой книги». Но в оргкомитете премии писателя, понятно, отфутболили, и теперь он ищет правды вместо того, чтобы подумать о следующей книге.

Издательствам не интересны авторы одного текста. Всё очень прагматично, в них не выгодно вкладывать деньги. На рекламу нового имени нужно потратиться, одна книга вряд ли окупит вложения, поэтому издатель должен быть уверен, что автор будет писать еще и писать качественно.

В этом смысле дебютант Иванов с тремя будущими бестселлерами в кармане оказался идеальным писателем, издательской мечтой, и уже через год после публикации первого романа стал знаменитым.

ПИСАТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ

И здесь наступает долгожданный перелом. Известный писатель уже не ищет издательство – он его выбирает.

Выбирает подходящее качество, финансовые условия, авторитет. Автор, доказавший свое мастерство и намерение писать до «последней капли чернил», получает полный карт-бланш, подкрепленный увесистым авансом за еще ненаписанное произведение. Некоторые читатели и даже критики наивно полагают, что автор постоянно находится под редакторским прессом, согласует название, жанр и тему произведения.

Ничего подобного. Заключив договор с писателем, издатель знает только, что к назначенному сроку получит новый роман. Название, тема, сюжет, объем и даже жанр никому, кроме автора, не известны. Бывает, что в момент заключения договора, и сам писатель не знает, о чём будет его следующая книга. Так что лучший контролер современного автора – это его совесть и, конечно, читатель, голосующий за книгу своим кошельком.

ПОЛЦАРСТВА ЗА РОМАН

Книги читаются быстро, а пишутся очень медленно, поэтому главный вопрос издателя к автору всегда один и тот же: «Когда следующий роман?» Издательская мечта — получать два новых романа в год. Редкий писатель с магистрали российской прозы согласится на это твёрдое задание. Ведь в современном мире столько соблазнов, а известность и финансовая состоятельность дают писателю свободу пойти у них на поводу.

Пелевин, Быков, Прилепин, Иванов и др. выпускают примерно один роман за два года. А в перерывах Быков, например, пишет сборники стихов, эссе и пьес, снимается в ток-шоу, ведёт эфиры на радио, активно курсирует по стране с литературными делегациями и писательскими поездами, принимает участие во всевозможных презентациях, премьерах и фестивалях. А не большой любитель тусовок и презентаций Иванов развлекается тем, что, путешествуя по стране, пишет нон-фикшн («Хребет России», «Увидеть русский бунт», «Горнозаводская цивилизация», «Ёбург»).

НОН-ФИКШН НА МОЮ ГОЛОВУ…

Вздыхает издательство, ему предстоит вложить деньги в книгу, которая, в отличие от романа, потребует больших затрат на дизайн и полиграфию, а тиражи и прибыль заведомо будут меньше. Вздыхает продюсер, ему нужно убедить спонсора выложить приличную сумму, чтобы писатель, фотограф и сам продюсер год путешествовали по стране и не думали ни о чём, кроме уральских горных заводов и пугачёвского бунта.

Радуется только беспечный писатель, пусть он получит за этот труд в разы меньше, чем за роман, пусть мозги вскипят над историческими талмудами, пусть будет заезжен в хлам новый автомобиль, зато писатель оторвется по полной.

А если серьезно, то нон-фикшн в том формате, котором работает Иванов, – это роскошь от культуры, и ее может себе позволить только состоявшийся и состоятельный автор. Деньги спонсоров дают возможность писателю и его команде год работать над книгой, вложения издательства помогают книге выйти в свет.

Конечно, в итоге писатель получит свой гонорар, но он будет не сопоставим с доходами от романа. Капитализация романа всегда гораздо выше, у него большая аудитория, тиражи и множество способов использования (экранизации, постановки и т.д.) Так что каждая новая книга Иванова в формате нон-фикшн – это удовольствие, за которое он готов заплатить.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ВАКУУМА

В первой части («Восемь мифов о современном писателе») своего инсайдерского текста я уже рассказала о продюсерах и агентах, их функциях и отличиях. Осталась только добавить, что главная задача продюсера – создать вокруг автора вакуум, свободное пространство, которое писатель заполнит тем, что нужно ему, чтобы творить в свое удовольствие.

За пределами этого творческого пространства останутся денежные расчеты, организация встреч, интервью, оскорбления завистников, неумная критика, особенно настойчивые фанаты, политические разборки и даже издательство. Потому что все они упрутся в забор с табличкой «Продюсер». А писатель будет выглядывать из-за забора только тогда, когда ему захочется погулять.

P.S. Из давнего разговора с Дмитрием Быковым. Д.Быков: Я так много работаю (книги, эфиры, шоу, преподавание…), и у меня нет продюсера.

Ю.Зайцева: Потому, Дмитрий, вы так много и работаете…

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. БУМАГА ВСЕ СТЕРПИТ

Ну вот мы и добрались до темы, которую яростно обсуждают последние пятнадцать лет издатели, редакторы, экологи, журналисты, писатели, учёные, библиотекари, блоггеры: Кому нужны бумажные книги? И связанную с эти проблему авторского права в сети.

Как любой пользователь, я очень люблю халяву и мечтаю абсолютно бесплатно прочитать все книги мира. Как любой продюсер я стремлюсь поменьше работать и побольше получать и мечтаю, чтобы книги моего автора покупали все и дорого.

Как читатель и филолог я ценю качественную литературу и мечтаю, чтобы талантливых писателей было больше, и чтобы всё они были профессионалами, то есть все свое время тратили на производство хороших текстов для моего потребления. Вот эти лебедь, рак и щука и тянут повозку, в которой сидит ничего не понимающий автор и ждёт, кто же, наконец, победит. Из этой повозки и начну рассуждать.

РЕАЛЬНОЕ ИЛИ ВИРТУАЛЬНОЕ?

Бумажные или электронные книги? Есть несколько противоположных мнений по этому поводу, и все они, как мне кажется, правильные. Бумажные книги – загубленные леса, электронные книги – это, возможно, испорченное здоровье (никто ведь пока доподлинно не знает, чем гаджеты обернутся для человека).

Бумажные книги – кубометры пространства, электронные – тысячи текстов у тебя на ладони. Бумажные книги – многовековая культура чтения и полиграфии, электронные – очень удобный для потребления дистиллят. И т.д. и т.п. Сколько плюсов – столько и минусов. С точки зрения содержания писателю все равно, в каком виде его текст дойдёт до читателя. Но вот с точки зрения финансов – разница просто критическая.

В нынешней рыночной ситуации смерть бумажных книг будет означать конец профессии писатель. Причина очень простая: реальный гонорар сегодня приносят только бумажные книги. И дело не в том, что современный интернет – это пространство для вполне законного с точки зрения морали воровства.

Даже в этой ситуации официальных (скачивающих за деньги) читателей у электронного издания в несколько раз больше. Каждый квартал я получаю отчёты от «ЛитРес» по электронным правам Иванова. Количество просмотров и скачиваний очень приличное, и по некоторым позициям в разы превышает бумажные тиражи, а гонорары почти такие же виртуальные, как сами тексты.

Что делать? Повышать плату за скачивание? Не думаю, в России она и так не маленькая. Бороться с воровством? Не уверена, что это увеличит количество официальных просмотров в необходимое количество раз. Поиски пока еще ведутся.

Кто-то экспериментирует с системой добровольных постфактумных платежей, когда после прочтения книги читатель перечисляет автору сумму, которую определяет сам. В России, на мой взгляд, в силу менталитета это не очень жизнеспособная система.

Есть и другие варианты.

Несколько лет назад руководство портала «Имхонет» предложило Иванову такую альтернативу: автор пишет роман, текст которого по главам выкладывается в сеть. Каждая следующая глава появляется только после того, как взносы читателей оплатят предыдущую. Интересный эксперимент, Иванов пока от него воздержался, а вот писатель фантаст Лукьяненко, говорят, решился попробовать. О результатах пока не знаю.

В МАГАЗИН ИЛИ НА ПОМОЙКУ?

Большинство россиян ходят в интернет не как в магазин, а как на помойку. В магазине всё только за деньги, воровать – страшно, стыдно, а для кого-то и не имеет смысла, потому что и так на всё хватает. На помойке всё общее, не первой свежести, не лучшего качества и брать нужно пока никто не видит, но зато абсолютно бесплатно. Самая качественная помойка в мире – это рунет.

Сюда вперемешку с мусором выбрасывают все достижения современной мировой культуры: книги, фильмы, сценарии, иллюстрации, фотографии, архитектурные и дизайнерские проекты. И выбрасывают, конечно, не производители, а их «благодарные» потребители: читатели, зрители, слушатели. Делают это абсолютно открыто, без злого умысла, полные желания кому-то помочь.

У Иванова, как и у всех писателей, режиссеров, музыкантов, в интернете есть фанатские странички, к которым сам автор не имеет никакого отношения. Там почитатели не только обсуждают творчество, но и делятся друг с другом халявными ссылками на романы. В России это в порядке вещей. Помню, когда вышел в прокат «Географ», поклонники Тодоровского с готовностью кидали пиратские ссылки на фильм прямо в фейсбук Валерия, не задумываясь, что этим могут сорвать прокат, лишить прибыли компанию Тодоровского и убить производство других хороших фильмов.

УКСУС НАХАЛЯВУ

Интернет обрушивает гонорары профессиональных писателей. Я четко почувствовала это пять лет назад, когда суммы контрактов с издательствами сократились в разы. Идеальная для писателя рыночная среда сегодня выглядит не только утопично, но и слишком непрогрессивно: для писателя лучше, чтобы в интернете книг не было вообще, даже за деньги. А это не только невозможно, но и неправильно.

Поэтому нужно придумывать какие-то механизмы обитания культуры в сети выгодные не только потребителям, но и производителям. И, на мой взгляд, эти механизмы обязательно должны быть рыночными, иначе писатель потеряет возможность свободно творить и конвертировать результаты своего творчества в адекватный заработок.

Это либо вернёт нас в совок, когда государство возьмет на себя финансовую ответственность за судьбу писателя и, конечно, будет требовать от него идеологического соответствия, либо писательство, как профессия, умрет, превратившись в хобби, что, безусловно, снизит качество текстов. И в том, и в другом случае мы нахаляву получим уксус.

ЭЛЕКТРОННЫЙ СТАРТАП

Понятно, что интернет-контент не может быть платным тотально. Хотя бы потому, что существует армия любителей, которые согласны сами приплачивать за то, чтобы их читали, смотрели или слушали. Интернет – идеальная площадка для стартапа, он помогает получить аудиторию, обратить на себя внимание профессионального сообщества и т.д.

Именно так начал свою карьеру писатель Дмитрий Глуховский. Он дебютировал в сети, регулярно выкладывая главы своего романа «Метро 2033» в своем ЖЖ и на сайте m-e-t-r-o.ru. Таким образом Глуховский получил широкую аудиторию, привлёк к себе внимание профессионалов, и в 2005 году его роман вышел в издательстве «ЭКСМО».

Интернет сделал свое дело, теперь Дмитрий профессиональный писатель, последние свои произведения издает в «АСТ», а их электронные версии доступны для платного скачивания на официальных сайтах.

Так что современный профессиональный писатель – это всё еще тот, кто издается на бумаге. Сетевые варианты появились, но пока не сложились в рынок. И писателю остается рассчитывать только на то, что бумага все стерпит. 

Источник: LiveLib

intalent.pro