Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

Содержание

История русских головных уборов - Русские народные костюмы

«По Сеньке и шапка», «Каков Пахом, такова и шапка на нем» — утверждают пословицы. Выходит, каждому человеку подходил свой головной убор, то есть простой мужик никак не мог появиться в дорогой меховой шапке. Да что говорить, при их выборе учитывались куда более «тонкие» детали: чем мирянин занимался, какого он происхождения да где проживал. При таком разграничении у каждого головного убора было свое название.
Более того, в Московской Руси общепринятого родового названия не существовало. В деловой письменности в этой роли выступает слово шапка, а в книжных текстах употреблялось наименование платье. Дело в том, что названия головных уборов не были обособлены в такой степени, как сейчас, от остальных названий одежды Выражение головной убор появляется лишь в первой половине XVIII в.
В зависимости от фасона и назначения головных уборов их названия в старорусском языке делились на несколько групп: женские полотенечные покрывала и платки, девичьи ленты и венцы, женские уборы из платков, чепцы и шапочки. И шапки. Об истории последней группы слов, называвших преимущественно мужские уборы, и рассказывается здесь.
Шапка в Московской Руси была самым популярным головным убором. Сам тип его был заимствован русскими у других народов, часто вместе с соответствующими названиями. В связи с этим приведем любопытный пример из московского летописца 1630—1640 гг.: «А послы розных земель стояли коиждо под своим знаменем: государевы московские послы знамя колпак, турские земли знамя чолма, цесарские земли знамя шапка римьская, польская земля знамя магирка, свейское знамя шляпа». Всякому послу — своя «голова».
Слово шапка фиксируется в XIII в., впервые оно отмечается в новгородской берестяной грамоте № 141: «А Гришки кожюхе свита сорочица шяпка». Первоначально это слово могло иметь местный характер. Кстати, Великий Новгород в старые времена славился шапочным промыслом, здесь одновременно работало до 100 шапочников и даже учились мастера из других мест. Шапка это название мехового головного убора для мужчин и женщин всех возрастов. «Шапка потребна и жене и мужу» — читаем в «Букваре» Кариона Истомина, напечатанном в 1694 г. В письменных источниках упоминаются шапки мужские, женские, девичьи, «робячьи», «дитячьи». Можно встретить указание на сезонное их назначение и качество подкладки: шапка студеная, теплая; указывается также и назначение: шапка ходильная, ездовая, спальная; отмечаются особенности покроя: круглая, низкая, кумыкская, польская, тунгусская, черкасская.
Слово шапка возникло в русском языке из французского заимствования шап, игапа, хотя, высказывается предположение и о тюркском происхождении этого слова. В текстах XVII в. наряду с распространенным шапка употреблялись еще шап, шапа, которые можно считать исторически первоначальными для шапка (шап + к + а с первоначальным уменьшительным значением, которое вскоре исчезает): «Явил новгородец Ануфреи Артемьев сын 110 шап муских»; «Михаила шапки мне не отдал начюи де здеся са мною, так де и шап твою отдам». Примеры эти взяты из исторических источников XVII в.
В XVII в. охотно носится шапка с тремя лопастями — треух, это название впервые упоминается в описи имущества Михаила Татищева 1608 г.: «...треух рысей сукно вишнево, ветчан, цена 10 алтын». Слово треух как имя собственное известно по расходной книге Болдин-Дорогобужского монастыря с 1598 г. Треухи получили общерусское признание, хотя приверженцы старых обычаев осуждали их ношение. Например, известный протопоп Аввакум в 1671 г. выговаривал своей стороннице боярыне Морозовой: «Да не носи себе треухов тех, сделай шапку, чтоб и рожу-то всю закрыли, а то беда на меня твои треухи-те». Этот головной убор носили мужчины и женщины, причем независимо от социального положения. Они упоминаются в описях имущества знатных бояр, обычны они и в одежде простолюдинов, поэтому слово треух широко и быстро закрепилось в общерусском употреблении.
Треухи изредка использовали как подшлемники. Такие уборы получали второе название — наушники. Упоминаются в описи имущества Голицыных 1689 г.: «...два наушника по объяри шиты шелками, на собольих пупках, цена 101 алт.». Со слова наушник началось развитие целого гнезда однокоренных слов, в том числе и широко известного в наши дни ушанка.
Высокая меховая шапка или колпак с круглым верхом, входившие в царский наряд, назывались столбуном. Правда, это название встречено всего один раз в духовной князя Дмитрия Ивановича 1509 г.: «А саженово моего платья: колпак столбун полици сажены жемчугом». Похожий головной убор с высоким цилиндрическим верхом, который носили бояре, имел название шапка горлатная. Небольшие шапочки с высоким верхом — столбунцы надевали девушки и девочки-подростки, по, как правило, в богатых семьях. Вероятнее всего, именно это и повлияло на скорый выход из активного употребления всех этих слов.
Во все времена на Руси в каждой местности были свои типы шапок и свои названия для них. На востоке южнорусской территории часто употреблялось наименование вершень — мужская шапка из сукна вишневого цвета, отороченная мерлушкой. Там же зафиксировано слово трухмен: «...шапка из смушки, с круглым верхом, узкая». Близко к нему по структуре шепень - видоизмененное от шап «А на нем платья: зипун, рукавицы, шепень черлена на лисице». Это описание взято из записи допроса беглых холопов, сделанной в 1620 г. В Сибири местная разновидность меховых мужских шапок с наушниками и задником до плеч называлась малахай. Слово заимствовано из монгольского языка и первоначально известно лишь в текстах, связанных с Томском и Якутском. Наш земляк Ерофей Хабаров в 1652 г. писал из Якутска об одежде и обычаях местного населения: «У того мужика богдойского платье на нем камчатое все и на голове у него малахай соболей». В наши дни слово наиболее широко известно в севернорусских и сибирских говорах как название меховой шапки с широкими наушниками и задником до плеч, а также верхней широкой одежды.
Меховые шапки черного цвета и особого покроя назывались мурманки. История этого простого названия пока не изучена, связывать его прямо с географическим термином Мурман вряд ли возможно. Некоторый свет на происхождение слова проливает одно замечание в русско-немецком разговорнике, составленном в Пскове в 1607 г.: «...лисицы-морманки — с нацветом лисица». В описи теплого платья знатных людей Строгановых, составленной в 1627 г. в Сольвычегодске, читаем: «...2 шапки мурманки лисицы черные». Может быть, вначале мурманка обозначало «черно-бурая лисица», а затем приобрело значение «шапка из меха темно-бурой лисицы, шапка из темного меха». Позднее шапка мурманка встречается в фольклорных произведениях.
Среди названий меховых головных уборов были и иноязычные заимствования, но лишь некоторые из них получили широкое распространение. Большинство подобных слов употреблялось на русских окраинах, в зонах непосредственных контактов с иноязычными народами. Так, тюркское по происхождению слово курпек 'смушка, овчина' эпизодически употреблялось как название шапки из овчины, в частности и на Русском Севере, что доказывает опись имущества Кирилло-Белозерского монастыря за 1699 г.: «...шапка червчата с соболем, другой курпек вишневой пух овчинной». Приведу описание головного убора крестьянина, сделанное в Москве в 1673 г.: «Микитка Родионов... шапка на нем курпечик вершек белой». Первое употребление слова курпи в перечне названий головных уборов обнаружено нами в уже упоминавшемся русско-немецком разговорнике 1607 г. Судьба этого слова позволяет понаблюдать за процессом формирования значений у слова вообще. Оказывается, в языке тоже ведется проба материала, своеобразный эксперимент, который осуществляется коллективными усилиями всех, пользующихся данным языком. Попытка создать особое название шапок из смушки путем переноса слова-наименования с материала на изделие из этого материала в данном случае не удалось: слово ксурпек не смогло оторваться от родового названия шапка и употреблялось только в сочетании шапка курпек как конкретизатор, уточнитель родового обозначения, а шапка в свою очереди, устраняло двусмысленность в значении лексемы курпек. Дальнейшего продолжения в истории языка курпек 'шапка' не имело.
Не нашло широкого распространения: в языке слово
кучма
'меховая шапка, ушанка', наблюдаемое в письменных источниках с XV в. Известно, что соболью кучму с золотой запоной носил Борис Годунов. В XIX в. кучма считалось старинным названием крестьянской шапки, а теперь вообще не употребляется. Зато в белорусском и польском языках оно известно несколько шире.
Из названий мужских головных уборов общерусским являлось слово колпак 'остроконечная шапка с подкладкой и отворотами', которое усвоено из тюркских языков. Самые первые случаи его употребления относятся к XV в. и характеризуют одежду иностранцев, как, например, в сказании «О человецех незнаемых в восточной стране»: «А коли ядят и они крошат мясо или рыбу да кладут под колпак или под шапку». Колпаки были вторым головным убором, их надевали на комнатные шапочки — тафейки, а поверх колпака иногда водружали горлатную шапку с высоким верхом. Свидетельства такого рода обнаруживаем в челобитных и явках о грабежах, как, например, в такой записи, сделанной в Москве в 1543 г.: «А грабежу у него взяли... сняли колпак да шапку черну да тафью камчату». Шапка и колпак внешне различались, а функционально дополняли друг друга, поэтому состоятельные люди носили шапку и колпак одновременно, а бедные — какой-либо один убор. Неразлучность известной пары Фомы и Еремы из «Повести о Фоме и Ереме», сочиненной не позднее XVII в., как раз в том и состоит, что на двоих у них есть то, что положено иметь одному человеку: «На Ереме зипун, на Фоме кафтан, на Ереме шапка, на Фоме колпак».
Головной убор, аналогичный колпаку, в западной части южнорусской территории получил название мегерка, известное также в старобелорусском и старопольском языках и часто употребляемое в сочетании магерка литовская: «Выехали из деревни человек с пятнадцать, а на них магирки литовские, а почали им говорить по-литовски» — свидетельствуют акты Московского государства 1890 г. «Куплено в казну магирка литовская на голову» — помечено в приходо-расходной книге Свирского монастыря за 1658 г. В национальный период магирка 'род колпака без кисти, валяная белая шапка' употребляется в западных районах России.
К названиям колпаков принадлежит и шлык 'высокий колпак из меха или ткани, носимый поверх шапки'. Фактически шлык и колпак — это одно и тоже, но слово шлык вошло в русский язык позднее, лишь со второй половины XVI в., поэтому оно и не получило столь широкого распространения. Вначале шлык обозначало 'часть головного убора, подзатыльник', а в XVII в. шлык 'колпак' уже встречается в описаниях одежды иностранцев. Сравним два значения этого слова в старых русских текстах: «...шапка авчинная без шлыка»; «...шлык немецкой, дороги зелены, стеган».
Судьба слова шлык выглядит так: в середине XVI в. оно было заимствовано русским языком из старобелорусского и старопольского (кстати, в старопольских текстах оно отмечается с 1325 г.), причем непосредственно в форме шлык, а не башлык, как это иногда предполагают. Башлык отмечается в русском языке несколько позже и лишь как имя собственное: Башлык Леонтьевич Кокорев (1566). Нарицательное башлык известно лишь в первой трети XIX в., а шлык 'шапка, чепец, колпак' в то время уже популярно по всей России.
В описаниях царских нарядов в старомосковский период было отмечено тюркское слово науруз, которое обозначало головной убор с полями, украшенный оригинальными пуговицами и кистями. Такой убор носил царь Иван Грозный. Во второй половине XVII в. тот же предмет называется мурмолкой, но и слово мурмолка употребляется также очень редко.
Слово шляпа, которым называли общий для мужчин и женщин головной убор, фиксируется с 1565 г.: «...дочери моей княжне Огрофене приданые... снур сажен жемчюгом на шляпу». Этот пример взят из духовной грамоты князя Оболенского. Слово заимствовано из немецкого языка, причем вместе с соответствующим предметом; в текстах часто упоминаются немецкие шляпы. Любопытно, что, став общерусским, слово шляпа не стало общеупотребительным в жанрово-стилевом отношении Оно так и не проникло в традиционные книжные жанры, зато свободно употреблялось в живой речи, деловой письменности и в художественных текстах демократического содержания.
Для именования мужских головных повязок нерусских народов в русском языке использовались два способа : развитие новых значений у исконных слов (завой 'головной убор вообще', завой 'головной убор вое точных народов, тюрбан, чалма') и заимствование иноязычных слов (чалма, феска). Первый способ был характерен для книжной письменности, второй — для живой речи и деловых текстов.
С языческих времен на Руси существовал обычай «ряжения». В наряд ряженых и скоморохов, кроме прочей одежды, входили маски, которые имели свои названия. Позднее русские знакомятся с иноземным обычаем карнавалов и маскарадов и усваивают несколько иноязычных наименований масок. Таким образом, некоторое время существовали как свои, исконные, так и заимствованные названия для масок. Особенно в XVII в. Первоначально были известны латинское заимствование скурата и собственно русское личина. В описании русского посольства во Флоренцию 1659 г читаем: «Мужи и жены честные и дети ходят все в скуратах, сиречь в личинах всяких цветов». Непростой была и история слова маска. Вначале оно известно как машкара — мышкарь, более характерное для польского языка, усвоившего в свою очередь это наименование из итальянского. Князь Андрей Курбский в «Истории о великом князе Московском» писал о русских обычаях той поры: «Упившися начал и с скоморохами в машкарах плясати. и взявши машкару (скурату або — личину) класти начал на лице его». В то же время известно и русское соответствие харя (из ухаря — от слова ухо). Вот пример из текста XVII в.: «Поде испроси у некоего мышкарь а по нашему харю с великою седою брадою». Стольник П. А. Толстой, побывавший в 1698 г. в Венеции, так описывал свои впечатления от посещения оперы: «В Венеции приходят в те оперы множество людей в машкарах, по-славянски в харях, чтоб никто никого не познавал». Борьба наименований харя и машкара — мышкарь — машера завершается в национальный период формированием на иноязычной основе слова маска.
Возвращаясь к известной пословице «По Сеньке и шапка», впервые зафиксированной в русской письменности еще в XVII в., можно сказать, что у Сеньки из пословицы был богатый выбор головных уборов, но имущественные возможности позволяли ему в будние дни носить войлочный колпак и шапку из овчины, а в праздники веселиться в кругу со скоморохами, надев ярко разрисованную харю. Богаче одевался боярин Семен Иванович: он носил зимой соболью шапку, а под ней теплый колпак, летом — пуховую шляпу, а дома отдыхал в нарядно расшитой тафейке.

Г.В. Судаков. Были о словах и вещах. Архангельск. Северо-Западное книжное издательство. 1989г
http://www.booksite.ru/fulltext/sud/akov/byly/index.htm

russkie-kostumy.livejournal.com

Какой он, мужской русский народный костюм?

Каждый человек должен помнить о своих корнях и знать историю родного народа. Именно поэтому хочется рассмотреть такую важную деталь русской культуры, как мужской русский народный костюм.

Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

О мужчинах

В первую очередь стоит отметить, что старинная мужская одежда не отличалась разнообразием. В отличие от женских костюмов, она была однотипной. Костюм состоял из рубахи и штанов. Интересно, что в отличие от женского костюма, мужской подчеркивал фигуру, в то время как национальный дамский сарафан – скрывал. Также мужчины носили шапки.

Ткань

Из каких материалов изготавливался мужской русский народный костюм? Когда одежду делали полностью дома, для этого использовался холст, сукно, пестрядь, овчина. Несколько позже, с введением промышленного производства, добавились такие фабричные ткани, как сатин, ситец, кумач и дешевая шерсть.

Рубаха

Выше было сказано, что мужской русский народный костюм состоит всего из двух основных единиц. Что же представляет собой верхняя часть одежды? Во все времена это была рубаха-косоворотка с высоким воротником-стойкой. Что касается длины, она была довольно удлиненной, носилась поверх штанов и обязательно подвязывалась поясом. Цвета могла быть любого, однако почти всегда светлого – белого, бежевого, сероватого. Обязательно рубаха украшалась вышивкой. Она располагалась по горловине, рукавам, низу изделия. Также можно было обшить данные элемент одежды обычной тесьмой. Цвет преимущественно был красным (особенно в свадебных рубахах, которые украсить вышивкой должна была именно невеста), это имело свой особый, сакральный смысл и такое украшение было еще и оберегом. Стоит отметить, что рубахи носили все мужчины, начиная с самых малых лет. Это была универсальная одежда для любого поколения.

Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

Штаны

Что еще входит в мужской русский народный костюм? Это штаны-порты. Шились они из полосатой ткани желательно синего цвета, были немного укороченными, т.к. заправлялись в онучи или сапоги. Что касается ширины, то чаще они были облегающими, хотя некоторые и носили что-то подобие шароваров. Пока не пришла мода на карманы, к поясу просто привязывали кисет и гребешок.

Пояс

Важная деталь костюма – это пояс, которым подвязывались мужчины. У молодых парней он был широким и длинным, у женатых – более узким и коротким. Интересно, что мужчины молодого возраста повязывали его по талии, а старики как символ солидного возраста – под животом.

Головной убор

О чем еще нужно не забыть, чтобы дополнить русский народный мужской костюм? Фото могут подсказывать, что во все времена мужчины носили шапки. Раньше это были серые грешевики, иногда – соломенные шляпы (летом), несколько позже – картузы – особый вид кепки (стоит отметить, что эти головные уборы всегда украшались лентами, бисером, цветами, тесьмой.). Зимний вариант – малахи и ушанки.

Верхняя одежда

Чем еще богат русский народный костюм мужской? Картинки свидетельствую о том, что в зависимости от времени года мужчины носили шубы, кафтаны, тулупы, свиты. Если семья была более богатой, верхняя одежда могла украшаться меховыми воротниками. Если же более бедной, воротники делались высокими, стоячими, чтобы лучше защищали от холода и морозов.

fb.ru

Русский головной убор

Женщины любили наряжаться во все времена, и русский головной убор доказывает это — поражают воображение формы, идеи, расцветки всевозможных шапочек, платков и их разновидностей.

Виды русских головных уборов

У некоторых современных модниц эти изумительные вещи сохранились еще от бабушек и прабабушек, но, в основном, мы можем увидеть это чудо в музейных коллекциях. Как известно, именно по русскому женскому головному убору можно было определить возраст, семейное положение женщины, статус, и даже местность, в которой она проживает.

Одними из самых известных считаются такие головные уборы:

  1. Кичка рогатая. Эта шапочка с небольшими рожками выполнялась из льна, парчи, богато украшалась, и символизировала плодовитость женщины. Ее надевали девушки после замужества.
  2. Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру
  3. Кокошник. Это старинный русский головной убор, в котором девушки выходили замуж. Он делался из твердого материала, обтягивался тканью, декорировался жемчугом, камнями, лентами.
  4. Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру
  5. Обруч. Его носили незамужние девушки. Он представлял собой круг, выполненный из коры или картона и обшитый тканью. Обруч не скрывал волосы, поэтому и был аксессуаром только свободных девушек.
  6. Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру
  7. Шапка. Наряду с облегченными вариантами русские головные уборы были и с мехом. Например, обеспеченные люди часто использовали пушнину соболя, крестьяне же, как правило, довольствовались лисой.
  8. Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

Головные уборы в русском стиле

Многие из прекрасных шапок, созданных русским народом, сегодня живут не только в нашей памяти, но и в коллекциях дизайнеров:

  1. Платки актуальны и по сей день, и великолепно подходят практически всем женщинам. Они идеально сочетаются с шубами и пальто. Платки могут быть выполнены из пуха, шелка или шерсти, акрила, иметь рисунок в технике батик или в павловопосадском стиле.
  2. Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру
  3. Шапка-ушанка когда-то была исключительно мужским головным убором, но сегодня ее активно носят и девушки. Теплая, закрывающая шею и уши, она как нельзя кстати подходит для зимы и для повседневных пуховиков, парок.
  4. Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру
  5. Шапка «пирожок» также вписалась в современную моду и радует представительниц прекрасного пола своей неповторимостью, простотой и комфортом.
  6. Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

Что касается шапок, то дизайнеры рекомендуют носить модели из некрашеного меха лаконичных фасонов.

У старинных русских головных уборов есть характерная черта — они не только красивы, но и удобны. В них вы сможете и пройтись по магазинам, и сходить в кино, и от души накататься на горке, на коньках, на лыжах. Почувствуйте зиму так, как ее чувствовали наши предки, возможно тогда и она порадует морозами, снегом и бодростью.

 

womanadvice.ru

Традиционные русские мужские головные уборы

24.12.2014

Мужской традиционный русский головной убор помимо эстетического и практического значения выполнял еще одну важную функцию – рассказывал о социальной и этнической принадлежности человека.

Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.руОсобенности мужского головного убора

В предыдущей статье речь шла о женских головных уборах, служивших украшением дамы, однако с мужчинами на Руси всё обстояло по-другому. Для них головной убор был показателем статуса, родовитости, причём возрастная дифференциация в них отражалась не столь ярко.

Повсеместно для изготовления мужских традиционных русских головных уборов использовался войлок, текстиль, фетр и м ех, только народы Сибири применяли бересту, конский волос, рыбью кожу, а также шкурки гагары.

На Руси среди всех слоёв мужского населения большой популярностью пользовались шапки, хотя сначала они были распространены только среди князей. Все они имели одинаковую форму – сферическая верхняя часть и меховая опушка. В зависимости от используемого материала можно было судить о знатности человека, так состоятельные люди носили шапки из тонкого сукна или бархата,  князья – парчовые. Для украшения использовалось золото, серебро, драгоценные камни, а для опушки –  чернобурка, бобёр или соболь. Для зимы шапки целиком утеплялись мехом.

Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.руРазновидности мужских традиционных русских головных уборов

Однако одной из самых древних и распространённых форм мужского традиционного русского головного убора был остроконечный или сферической формы колпак, господствующий на территории России с XIII по XVII века. Богатые люди летом носили атласные или парчовые колпаки с пристёгнутым околышем, унизанным драгоценными камнями и жемчугом, а иногда и золотыми пуговицами. Для зимы изготавливались меховые колпаки с отворотом, которые имели продольные разрезы спереди и сзади. Бедные люди летом носили колпаки из белого войлока, а зимой из сукна, подбитого овчиной. В качестве декора бедняки использовали пуговицы, брошки или пряжки.

Одной из разновидностей колпака была мурмолка – четырёхугольная, низкой формы, с суконным верхом и основной частью из бархата или парчи. Зимой мурмолка утеплялась мехом и имела отвороты, с разрезом спереди по центру, которые пристёгивались к тулье пуговицами.

Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.руСуществовал ещё один вид мужских шапок, называвшихся тафья и представлявших небольшую мягкую шапочку, напоминающую тюбетейку, расшитую шёлком, золотыми нитями и украшенную жемчугом. Тафья пользовалась большим успехом среди состоятельных мужчин и считалась домашним головным убором.

Нельзя не упомянуть ещё один вид мужской шапки – грешневик, сшитый из шерсти, состриженной с молодой овцы. Широкий сверху, чуть сужающийся снизу, высотой около 8 см, он стал излюбленным головным убором у московских извозчиков.

В завершении статьи хотелось бы обратить внимание на горлатную шапку, которая была популярна на протяжении XV – XVII веков как среди женского, так и мужского населения. Она представляла собой длиною в локоть цилиндрическую меховую шапку, расширяющуюся кверху и обшитую лисьим, соболиным или куньим мехом, взятым из горлышек. Горлатная шапка служила показателем знатности и богатства.


www.rusvelikaia.ru

Русский народный головной убор мужской — Все карты мира

РАЗВЕРНУТЬ КАРТУ НА ВЕСЬ ЭКРАН!

Головной убор в женском русском национальном костюме это не аксессуар, который может быть, а может и не быть. Это очень важная и обязательная часть повседневной и праздничной одежды. Видов головных женских уборов было достаточно много и современному человеку разобраться во всех этих корунах, киках и кокошниках достаточно трудно. Тем более, что на наш современный взгляд они, временами, похожи как близнецы, хоть и называются по- разному. А ведь для наших предков головной убор (как, впрочем, и весь народный костюм) был «говорящим». С первого взгляда можно было определить издалека ли прибыла гостья, например, на ярмарку. Ведь в каждой губернии и волости была своя «мода» на то, какой головной убор носить, как он должен выглядеть и чем его украшать. И о социальном положении хозяйки многое можно было узнать. Главное – мужняя ли она жена или свободная девица-барышня. И примерный достаток угадывался – по богатству отделки головного убора и материала из которого он был сделан.

Предлагаем вам краткий обзор мира русских народных головных уборов. Надеемся, что эта статья поможет сделать язык и образы народного костюма понятнее и ближе.

Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

Говоря о головных уборах, следует начать с того, что под ними «прячется» – с традиционной русской женской прически.

Девичьи и женские традиционные русские народные прически.

Традиционные представления о прическе у девиц и замужних женщин были очень четкими. Если коса – это девичья краса, ее можно (и нужно) показывать, то после вступления в брак волосы непременно должны быть всегда скрыты от посторонних глаз. На русской свадьбе даже существовал специальный ритуал – подружки расплетали невесте девичью косу и укладывали волосы «по взрослому». Обычно, этот обряд сопровождался песнями-плачами в которых сетовали на расставание с подругами, родным домом и девичьей волей.

Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

Единственной русской прической незамужних барышень была одна коса. Причем, даже старым девам не разрешалось носить другую. Они тоже плели косу, но могли покрывать голову платком. Молодые же девушки с удовольствием украшали себя, вплетая ленты. Но главное украшение – не ленты, а здоровые, густые, блестящие волосы. По их виду судили о здоровье и жизненной силе потенциальной невесты.

Впрочем, это было не общеславянская, а именно русская традиция. Ведь, например,  в Белоруссии и в Украине девушки плели две косы. А в западных областях – даже четыре.

Но общим для всех было то, что косы, а также макушка головы обязательно оставались непокрытыми (по крайней мере, в теплое время года).

Замужние женщины на Руси носили обязательно две косы. Этому придавали магический охранный смысл. Две косы – пара и она с мужем – пара. А две косы – чтобы не овдоветь, одной не остаться. Заплетенные таким образом волосы укладывали на голове, а затем покрывали одним из женских головных уборов так, чтоб даже прядка не выбивалась. Не совсем понятно, в чем «магический» корень таких страхов, но считалось, что выставленные напоказ волосы замужней женщины могут притянуть горе-злосчастье не только к ней, но и ко всем окружающим. Даже в заговорах просили избавить от такого «несчастья». Говорили: «Избави меня от колдуна, девки гладковолосой да бабы простоволосой!».

«Опростоволоситься» (то есть остаться с непокрытой головой) было для женщины большим позором. Если же это произошло не по ее вине (например, с нее сорвали головной убор в пылу ссоры),то можно было обратиться в суд и получить с обидчика плату за «бесчестье».

Не обходилось, и без «перегибов».  Новгородские дамы в XVI веке придумали брить голову на лысо. А что? Удобно, гигиенично. Но просуществовала эта «мода» недолго. Церковь такое экстремальное нововведение не одобрила. Возможно, по просьбе своих прихожан мужеского пола. Днем, конечно, жена выглядела как раньше. Но делить ложе с лысой женой – это не каждому понравиться.

Распущенные же волосы и для девушек и для женщин – явление сверхординарное. Расплетали косы только в ситуациях, которые считались «пограничными» между миром реальным и потустороннем – во время гаданий или занятий «магией», в родах, на похоронах родителей, в ходе свадебных обрядов.

Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

Девичьи традиционные русские народные головные уборы

При всем разнообразии названий головных уборов русских барышень на выданье, принципиально они были очень похожи друг на друга. И в основе лежал один, древнейший девичей головной убор – венок из цветов или других растений. В своей основе этот головной убор представлял боле или менее широкую повязку, завязывающуюся сзади. Макушка и спадающая на спину коса оставались непокрытыми.

Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

Названия девичьих головных уборов очень разнообразны: лента, венец, венчик, повязка, почёлок, коруна, головодец, тканка  и другие. Материал, который шел в дело разный: ленты, кусок парчи или ткани, сложенный в виде ленты платок, прямоугольник из березовой или липовой коры с завязками венок из живых или искусственных цветов.

Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

Особенно торжественный, праздничный головной убор – коруна. Делали ее на каркасе из металлической проволоки. В северных губерниях такой венец делали с зубьями «городками» и он напоминал корону в нашем, современном представлении.

Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

Конечно, все эти повязки и коруны как можно богаче украшались вышивками, а при финансовых возможностях – жемчугом и даже камнями. Ведь такие головные уборы должны были демонстрировать потенциальным женихам благосостояние семьи невесты и споспешествовать удачному замужеству.

Такая социальная функция девичьего костюма сохранялась на русском севере еще в XX веке. Вот фотография сделана в Пинежском уезде Архангельской губернии в 1927 года. На ней изображены богатые девушки-невесты «повязочницы» (слева)  и бесприданницы «косыночницы» (справа).

Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

На гуляньях, правда, внимания парней было отдано «косыночницам». Они и кадриль плясать могли и в играх участвовать. «Повязочницы» же только чинно прогуливались да хороводы водили – берегли дорогой наряд. Но сватов после таких гульбищ засылали именно к «повязочницам». Танцы танцами, а семье нужен материальный базис.

Нельзя не сказать и о таком элементе русского девичьего костюма, как косник (или накосник). Это вплетенные в косу золотые нити, ленты, завершающиеся треугольными подвесами. Эти пластины были достаточно жесткие и украшались очень богато вышивками и каменьями.

Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

Женские традиционные русские народные головные уборы

Переходя из одного социального состояния в другое, становясь мужней женой, женщина меняла головной убор. В словаре Даля об этом написано:  “На парне да на мужике все та же шапка; а девка простоволоса, женка покрыта”.

Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

Как уже говорилось выше, замужние бабы заплетали две косы и укладывали их на голову, одевая сверху такой головной убор, чтоб скрыть под ним все волосы.

Женский головной убор был сложной, можно сказать, многослойной конструкцией. Популярнейший на Руси  «модный журнал» «Домострой» рекомендовал молодой жене носить кику, под ней повойник (подубрусник) с подзатыльником и волосник. Давайте попробуем разобраться во всех этих не очень ясных современному человеку тонкостях и узнать – что же здесь что.

Повойник и подзатыльник – нижние женские русские головные уборы.

Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

Повойник (подубрусник) — это старинный головной убор замужних женщин, он полностью закрывал волосы, которые заплетены в две косы и уложены на голове.  Повойник представляет из себя  полотняную шапочку с твердым очельем. В XIII в. на Руси повойник служил нижним головным убором, сверху на него одевали платок (убрус), кику, сороку, кокошник. Со 2-й пол. XIX в повойники стали одевать как самостоятельный головной убор, иногда с платком. Вместе с повойником носили повязанный сзади платок – подзатыльник. Обычно повойник и подзатыльник изготавливали из одинаковой ткани. Поверх всего этого одевали волосник.

Волосник – женский русский народный головной убор

Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

Волосник был не обязательной частью костюма, носили его только знатные и богатые женщины. Он представлял из себя сетку с околышком из вышитой золотом ткани. Волосник одевали вместе с верхними головными уборами – убрусом, кикой.

Убрус – женский  русский народный головной убор.

Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

Убрус – это, наверно, самый древний женский головной убор. Он представляет собой платок или прямоугольное полотнище длиной 2 м и шириной 40-50см. Убрус имеет и другие названия: полотенце, ширинка, фата, наметка, шлык. Один концом убрус повязывали на голову, полотнище скалывали под подбородком брошью или булавкой. Второй конец свободно лежал на плече. Его украшали вышивкой, золотым шитьем. Поверх убруса одевали ювелирные украшения. Постепенно убрус изменил свою форму и стал треугольным, похожим на современный платок. Его продолжали скалывать под подбородком, а концы подвязывали на макушке. Самый же известный нам сейчас способ завязывания платка под подбородком пришел к нам относительно недавно, в XIX веке из Германии. Описанные способы не исчерпывают всех вариантов повязывания убруса, которых было множество.

Способы повязки убруса.

Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

Вместо (иногда вместе) убруса носили и другие верхние головные уборы: кику, сороку, кокошник.

Кика – женский русский народный головной убор

Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

Кика или кичка  – женский головной убор с рогами. Форму рогов придавали с помощью вставок из твердых материалов, например, бересты или стеганного материала. Рога по вере наших предков обладали большой оберегающей силой. Также рога в славянской мифологии обозначали плодородие и продолжение рода. Женщина, особенно недавно вышедшая замуж и имеющая маленьких детей, должна была иметь силы и средства защитить их и себя от злых людей и нечистых духов. Для этого и рога. Когда женщина достигала старости, рога у кики становились ниже, а часто и совсем исчезали (безрогая кика).

Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

Сорока (привязка, макушка) – самостоятельный женский головной убор или дополнение к другому убору. Простая сорока состояла из очелья (передняя часть), крыльев (боковая часть) и хвоста (задняя часть). Встречаются так же сороки состоящие только из двух частей: очелья и хвоста или очелья и крыльев. Этот головной убор изготавливался из шелка, кумача, бархата на холщевой основе и украшался вышивкой, бисером, золотым шитьем. В некоторых областях этот женский головной убор доходил до 20 элементов и требовал при одевании много времени и кропотливости.

Совремнную интерпритация этого головного убора вы можете увидеть в нашем магазинчике.

Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

Сорока зачастую самая дорогая часть всего гардероба. Богатую сороку-золотоломку молодухам позволяли носить по праздникам, первые два-три года после замужества. Владимир Даль писал, что в российском захолустье ему довелось видеть сороку ценой в десять тысяч.

Именно высокая стоимость сыграла с сорокой злую шутку – до наших дней они почти не сохранились. Скупая эту в прямом и переносном смысле золотую одежду, ее уничтожали, выплавляя драгметаллы.

Кокошник– женский русский народный головной убор

Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

Возможно, это самый знаменитый русский головной убор. Но в том виде, в каком он знаком даже воспитаннику детского сада (хотя бы по костюму Снегурочки) он не существовал, это позднее, современное «прочтение» кокошника. Ведь кокошник Снегурочки – это девичий головной убор – с открытой косой и теменем. А он был предметом гардероба замужней женщины.

Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

Кокошник представляет собой начельник (полукруг с лицевой стороны) и волосник или донцо (шапочка сзади). Основа кокошника делалась из проклеенного или простеганного холста или картона. Сверху основа обтягивалась тканью и украшалась вышивкой, фольгой, бисером, драгоценными камнями, цветами, жемчугом. Часто вышивкой покрывалась и затылочная часть кокошника. Сзади кокошник завязывался лентами. По краям кокошника могли быть жемчужные нити – рясны, а спереди сетка из жемчуга – поднизь.

Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

Сверху кокошника часто одевали платки из шелка или шерсти и закалывали их под подбородком. Так же сверху кокошника могли прикреплять покрывало из кисеи, которое спускали сзади на спину.

В разных областях России встречаются различные формы кокошников: однорогий кокошник (как у Снегурочки), двурогий кокошник (в форме равнобедренного треугольника), в виде шапочек с плоским дном и  высоким очельем, седлообразный кокошник.

Кокошник относился к праздничному убранству женщины, в будни ограничивались более простыми головными уборами. Кокошник, расшитый жемчугом одевали на свадьбу. Да и в целом, кокошник был скорее головным убором знатных и богатых людей.

Женские зимние русский народные головные уборы.

Холодная русская зима делала необходимыми теплые головные уборы. Это были прежде всего меховые шапки. Часто верх их делали матерчатым, украшенным жемчужными и золотыми шнурами и нитями а, иногда и драгоценными камнями. Женские шапки были одеждой знатных горожанок – боярынь и боярышень. Народ попроще обходился платками.

Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

Шапки были нескольких видов. Столбунец – высокая меховая шапка, похожая на мужскую «боярскую» (горлатную) шапку. Но в женском варианте она сужалась в верхней части, а на затылку была дополнительная опушка из меха. Шапка каптур – круглая, дополнительные лопасти закрывают затылок и щеки. Треух – очень похож на современную ушанку. Но его верх шили из дорогих тканей.

Поверх теплой меховой шапки одевали еще и платок-фату. И для тепла и для красы.



Source: www.livemaster.ru

Почитайте еще:

karta.uef.ru

Головные уборы - Русский Картуз — картузы и другие головные уборы на заказ

Если в истории женской одежды на Руси головной убор - это прежде всего украшение и дань традиции (замужняя женщина должна полностью закрывать волосы), то для мужчин - это показатель социального статуса. Чем выше мужской головной убор, тем более высокое положение занимает её хозяин ("По Сеньке и шапка, по Фоме и колпак").Рабы ходили с непокрытыми головами.

Головные уборы мужчины снимали только в церкви или дома, в них могли сидеть на царских и боярских собраниях и даже свадьбах.

Одной из причин постоянного ношения головного убора было соблюдение обычая по-восточному коротко остригать волосы, а иногда и вовсе их сбривать. Только в случае беды, которая могла постигнуть знатного человека (царская опала или потеря родственника), мужчина мог отпустить волосы "в знак печали".

Среди бедного населения Руси с раннего периода преобладали войлочные колпаки, зимой - с узкой опушкой из дешёвого меха. Более состоятельные носили шапки из дорогих тканей и украшали их камнями и вышивкой, а в комнатах иногда одевали тафью - восточный убор. Бояре при параде могли одевать одновременно тафью, колпак и сверху - высокую горлатную шапку (привилегию носить такие шапки имели только князья и бояре).

По предположениям историков, в дружинной среде большое распространение получили мурмолки. А вот всем нам известные треухи (термин известен с XVII века) и "произошедшие от них" шапкиушанки стали появляться в русской деревне намного позже. Шапки-ушанки распространились только в последней трети XIX века.

Шапка
Шапки были широко распространены на Руси, но сначала преобладали в княжеской среде. Первые изображения русских князей в таких шапках относятся к XI веку. При этом форма их была одинаковая: сферическая тулья с меховой опушкой. Такие княжеские шапки именуются в сагах "древнерусской меховой шапкой", головным убором "знатного человека".

Богатые носили шапки из бархата или тонкого сукна, а знатные князья - парчовые (шёлковая ткань с основой из металлических золотых или серебряных нитей), украшенные серебром, золотом и драгоценными камнями. Опушка летом у такой шапки шилась из черно-бурой лисицы, соболя или бобра. Зимой такие шапки подбивались мехом целиком.

Ермолка
Мурмолка (="ермолка") - шапка из сукна, бархата или парчи, вяленная или меховая. Тулья у таких шапок расширялись кверху, иногда имели отвороты и украшались лисьими хвостами. Конец шапки украшался иногда серебряным наконечником.

Сам термин мурмолка связывают с ермолкой, похожей по форме шапкой, которую носили в России до XIX века.

Колпак
Колпак - это одна из самых древних на Руси форм головного мужского убора. Изображение колпака находят на фреске Софийского собора в Киеве и на старинных браслетах XII века.

В XIII-XVII веках это одни из самых распространённых головных уборов. Состоятельные люди одевали летом атласные колпаки (преимущественно белого цвета), пристёгивая по краям так называемое ожерелье - околышек, украшенный драгоценными камнями, жемчугом и т.д. На зиму колпаки внутри делались меховыми, и этой же меховой частью они выворачивались наружу, образуя такой же меховой отворот. Дополнительно спереди и сзади делали продольный разрез.

Бедные люди также носили колпаки, но летом - из недорогого сукна, а зимой из овчины. А украшали их пуговками, пряжками, запонками и брошками.

Тафья
Тафья - головной убор, пришедший с востока и являющийся разновидностью известной нам тюбетейки. Зажиточные люди, особенно князья, часто носили в помещениях тафьи, которые прикрывали только макушку головы. Эти маленькие шапочки шили из сафьяна (мягкая тонкая кожа из овечьих и козьих шкур, окрашенная в яркие цвета), бархата и парчи, украшали золотом, шёлком и жемчугом.

В истории известен случай, когда царь Иван Грозный решил ходить в тафье в церковь, из-за чего поссорился с митрополитом Филиппом.

Источник: Народный и исторический костюм (//www.narodko.ru/article/ahat/vid/mugckie_golovnye_ubory.htm)

ruskartus.ru

Шапка-ушанка зимняя, мужская – для военных, пилотов и людей в повседневной жизни для защиты головы и ушей

рекомендуем вам почитать

Она может быть меховая, суконная, вязаная и комбинированная, к тому же различных цветов и оттенков. И предназначение у неё тоже бывает разное. Есть, например, сувенирная шапка. Специальную ушанку шьют для военных (она называется армейская, офицерская, солдатская, военная, “пилот”). Особенно популярна сейчас зимняя мужская модель, которая называется “пилот”.

Исконно русский головной убор

Изначально шапки-ушанки были только мужскими головными уборами. Они массово стали появляться в России в начале прошлого столетия. Их прототипом можно считать суконные шапки-колчаковки с козырьком - такие носили солдаты Белой армии, которой командовал знаменитый адмирал Алексей Колчак в 1918-1919 годах. Отсюда и пошла шапка-ушанка офицерская.

Шапки-ушанки с круглой тульей очень понравились рабочим Петрограда, а, со временем, мода на такие зимние головные уборы постепенно распространилась по всему Советскому Союзу. Их даже называли советскими армейскими, потому, что этот головной убор был очень популярен среди солдат Красной Армии и милиции в зимнее время. Традиционно её шили из светлой овчины.

Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

Не зря же такой головной убор называют “русским”, а ещё - сувенирной шапкой, потому что иностранцы очень часто покупают шапки-ушанки на подарки друзьям и родственникам.

Монгольское происхождение ушанки

На самом деле, традиционная русская ушанка происходит от монгольского головного убора, который называется малахая. Это колпак-конус, пошитый из овчины. Для татаро-монгольского войска она была просто незаменимой в зимнее время, потому, что её широкие отвороты из овчины прекрасно защищали лица и щёки воинов. Никакой ветер, метель, мороз мужчинам не были страшны с таким защитным головным убором. Потом уже шапки стали вертикально разрезать по бокам. Получались “уши”, которые уже можно было завязывать в тёплую погоду на затылке. Так постепенно и появились шапки-ушанки, которые мы хорошо знаем сейчас.

Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

Почему именно ушанка?

Собственно, название шапка-ушанка прижилось за этим головным убором, благодаря специально отложенным наушникам (ушам). Традиционно их связывают тесьмой, лентой или верёвкой в поднятом виде на затылке или макушке и, получается, что уши завязаны вверх.

Уши легко можно развязать и отпустить их вместе с отворотом на затылке вниз. При сильных порывах ветра, метели, буране, вьюге или морозе они смогут хорошо защитить уши человека, а также его подбородок, щёки и даже шею.

Мужская шапка-ушанка по своим свойствам универсальна. Её уши можно завязывать не только на затылке или макушке, но ещё и под подбородком, также их можно фиксировать сзади или сверху при тёплой и безветренной погоде. Такой головной убор подходит на любую погоду. В любой момент шапку можно трансформировать, опустив уши, или же, наоборот, собрать. Получается два в одном.

Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

Обязательная часть настоящего русского образа

В мире сложилось стереотипное представление о русском человеке, одним из обязательных атрибутов которого считаются именно меховые шапки-ушанки. Это стереотипное мнение сейчас активно продолжают насаживать через американский кинематограф, массовую прессу и литературу (особенно, комиксы). В английский язык даже был введён специальный неологизм shapka для обозначения ушанки. Обычным английским словом hat её не называют.

Мировые зимние тенденции

Такая шапка является не только исконно русской. Похожие головные уборы можно встретить во всех странах бывшего Советского Союза. Также их носят в Монголии, Северной Коре, Китайской народной республике. В Финляндии их тоже надевают - правда, там заменили длинные уши большой пуговицей на макушке. Это сделано для удобства финнов.

В Канаде такие шапки-ушанки стали обязательным элементом зимнего варианта униформы некоторых вооруженных формирований. В начале 2000-х годов её также ввели, как элемент зимней одежды общегерманской униформы полиции ФРГ. Русская ушанка оказалась более выигрышным вариантом, по сравнению с американской бейсболкой с зашитой для ушей. Нам есть, чем гордиться.

Качественно, удобно, практично и надёжно

Шапка-ушанка forward сегодня снова очень популярна на территории стран постсоветского пространства. Она уже не считается чем-то отжившим, устаревшим, вышедшим из моды и непопулярным. Эти зимние модели в течение многих лет смогли себя зарекомендовать с наилучшей стороны. Ушанки незаменимы в морозные и суровые зимы. Их нередко используют, как элемент униформы, поэтому мужская армейская, офицерская, милицейская, военная, меховая ушанка, а также шапка пилот очень популярны. Они занимают верхние позиции рейтингов по продажам всех головных уборов.

Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

Шапка-ушанка белая - это прекрасный вариант головного убора для рыбаков и охотников в зимнюю пору. Такая меховая ушанка для мужчин (особенно модель пилот), очень хорошо сохраняет тепло и не пропускает холод. Ещё одна её замечательная особенность - это непродуваемость. Если долгое время сидеть, на льду, на земле или в засидке, она будет полезна, как никакой другой головной убор. Также она согреет лесников, путешественников и фотографов, которые могут сутками ходить в любую погоду в поисках удачных кадров.

Русский головной убор мужской – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

bohenon.com