Сочетание теории с практикой – сочетание теории с практикой — это… Что такое сочетание теории с практикой?

2.9. Принцип связи теории с практикой

Принцип объединения теории с практикой и практики с теорией непосредственно связан со всеми остальными рассмотренными принципами.

Принцип связи теории с практикой — ориентирует преподавателей на необходимость гармоничной связи научных знаний с практикой повседневной жизни и предупреждает недостатки, которые могут проявляться в отрыве процесса обучения от практики или теории.

Отрыв процесса обучения от практики ведет к вербально-абстрактному преподаванию, т.е. к энциклопедизму. А отрыв процесса обучения от теории ведет к дидактическому утилитаризму.

Практика является:

1. Источником познавательной деятельности.

2. Единственным объективно правильным критерием истины.

3. Областью приложения результатов познания.

Эти три основные формы связи теории с практикой и используются в обучении, хотя место и значение практики при этом отличается некоторыми особенностями.

При обучении практика служит главным образом для:

— углубления понимания учащимися теории,

— для закрепления,

— применения,

— проверки усвоенных знаний.

Преподаватель разъясняет учащимся соотношение между теорией и практикой, показывая, что научные теории возникают как результат практической потребности общества. Вместе с тем теоретические исследования создают необходимую основу для совершенствования практической деятельности. Изучение теории может опираться на имеющийся у учащихся практический опыт (в жизни, быту, учебных мастерских, общественно-полезной деятельности). Однако в большинстве случаев при обучении теоретическая подготовка предшествует практической работе учащихся.

В результате осуществления дидактического принципа связи теории с практикой учащиеся учатся применению усвоенных знаний (при решении задач с практическим и производственным содержанием, проведении практических и лабораторных работ, на уроках труда).

Многие лабораторные работы и практические занятия служат подтверждением истинности и значимости усвоенных теоретических закономерностей (на лабораторных занятиях по физике, например, учащиеся выясняют условия плавания тел в жидкости и условия равновесия рычага, изучают законы отражения света).

Практическое применение знаний способствует прочному и глубокому их усвоению, формированию умений и навыков. Особый интерес представляют различные формы практической деятельности в процессе обучения, имеющие исследовательский и творческий характер. К таким видам деятельности относятся наблюдения, проведение экспериментов, выполнение трудовых заданий, решение экспериментальных задач.

Принцип связи теории с практикой способствует осуществлению политехнического принципа обучения, т.к. дает учащимся возможность ознакомиться с научными основами и организацией важнейших производств, выработать навыки обращение с наиболее распространенными орудиями труда. Связь теории с практикой наиболее полно осуществляется в производительном труде и общественно-полезной работе учащихся. Именно здесь отчетливо проявляются все стороны взаимосвязи практической деятельности с усвоенными учащимися теоретическими знаниями.

studfiles.net

Принцип связи теории с практикой

Основой данного принципа является центральное положе­ние классической философии и современной гносеологии, со­гласно которому точка зрения жизни, практики — первая и ос­новная точка зрения познания.

Рассматриваемый принцип опирается на многие философ­ские, педагогические и психологические положения, играющие роль закономерных начал Эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой; практика — критерий истины, источник познавательной дея­тельности и область приложения результатов обучения; пра­вильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности; эффек­тивность формирования личности зависит от включения ее в трудовую деятельность и определяется содержанием,,видами, формами и направленностью последней; эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержа­ния образования, организации учебно-воспитательного процес­са, применяемых форм и методов обучения, времени, отводи­мого на трудовую и политехническую подготовку, а также от возрастных особенностей учащихся; чем совершеннее система трудовой и производительной деятельности учащихся, в кото­рой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их подготовки; чем лучше поставлены производительный труд и профориентация школьников, тем успешнее идет их адапта­ция к условиям современного производства; чем выше уровень политехнизма на школьных уроках, тем действеннее знания учащихся; чем больше приобретаемые учащимися знания в своих узловых моментах взаимодействуют с жизнью, применя­ются в практике, используются для преобразования окружаю­щих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

Практическая реализация принципа связи обучения с жизнью основана на творческом соблюдении ряда правил, впи­тывающих в себя теоретические выводы и опыт лучших школь­ных коллективов.

1. Общественно-исторической практикой доказывайте не­обходимость научных знаний, изучаемых в школе. Обучайте так, чтобы учащийся и понимал, и чувствовал, что обучение является для него жизненной необходимостью.

2. Обучая, идите от жизни к знаниям или от знаний к жиз­ни: связь «знания — жизнь» необходима.

3. Постоянно, глубоко и убедительно раскрывайте диалек­тическую связь теории с практикой. Покажите, что наука раз­вивается под влиянием практических потребностей, приводите конкретные примеры, раскрывайте перед учащимися страницы борьбы человечества за облегчение труда, роль научных знаний в этом процессе.

4. Рассказывайте учащимся о новых современных техноло­гиях, прогрессивных методах труда, новых производственных отношениях.

5. Настойчиво приучайте учащихся проверять и применять свои знания на практике. Используйте окружающую действи­тельность и как источник знаний, и как область их практичес­кого применения.

6. Не должно быть ни одного урока, ни одного занятия, на которых бы учащийся не знал жизненного значения своей ра­боты.

7. Всемерно используйте связь школы и производства. До­бивайтесь того, чтобы общение школьников с производствен­никами продолжало учебно-воспитательную работу: для этого умело направляйте и контролируйте связь «учебный предмет — производство».

8. Составляйте и решайте со своими учащимися задачи и упражнения на основе производственных достижений, привле­кайте к их анализу и проверке производственников.

9. Связывайте обучение с перспективами развития народно­го хозяйства своего города, села, области, республики, страны. Осуществляйте профориентацию, основываясь на перспектив­ных разработках.

10. Проблемно-поисковые и исследовательские задания — лучшее средство связи теории с практикой: широко используй­те их в различных сочетаниях.

11. Воспитывайте у учащихся сознательное и положитель­ное отношение к труду, народнохозяйственной собственности, показывайте личный пример такого отношения.

12. Общественно полезный и производительный труд уча­щихся организуйте так, чтобы он сопровождался самостоятель­ными наблюдениями и размышлениями, возбуждал вопросы, стимулировал потребность больше узнать, стремление разо­браться в непонятном.

13. В обучении используйте материалы и примеры из об­щественно полезного труда учащихся, их опытнической дея­тельности, работы лагерей труда и отдыха и т. д.

14. Не забывайте, что общественно полезный труд учащих­ся должен быть подчинен учебным и воспитательным целям.

15. Внедряйте НОТ в учебный процесс. Помогайте учащим­ся овладевать теорией и практикой научно организованного труда, учите их применять наиболее продуктивные и эконо­мичные методы, анализировать, программировать и прогнози­ровать свою деятельность.

16. Развивайте, закрепляйте и переносите на другие виды деятельности успехи учащихся в одном виде деятельности: че­рез эпизодический успех — к постоянным достижениям.

17. Воспитывайте у учащихся стремление к постоянному улучшению своих результатов, развивайте соревновательность.

18. В учебно-воспитательном процессе следует соединить умственную деятельность с практической деятельностью, в процессе которой усваивается 80—85% знаний. Находите воз­можности знакомить школьников с рационализаторским дви­жением. Поощряйте их попытки что-то усовершенствовать, улучшить, изменить: если позволяют условия, проведите кон­курсы юных изобретателей, непременно внедрите в школе хотя бы одну идею, предложенную учащимися, воспитывайте на этом примере других.

19. Побуждайте учащихся к самостоятельной работе по приобретению знаний сначала в полюбившейся области науки, техники, искусства; используйте связь обучения с жизнью как стимул для самообразования.

20. Внеклассную работу по своему предмету вы сделаете тем привлекательней для учащихся, чем теснее свяжете ее с ре­шением интересных для школьников практических задач.

21. Развивайте, закрепляйте и переносите успехи учащегося в одном виде деятельности на другие: от эпизодического успе­ха к высоким постоянным достижениям.

22. Принципиальная критика, объективность перед самим собой, требовательность к себе, критический анализ своих по­ступков — путь к самосовершенствованию. Когда учитель гово­рит: «Сегодня весь класс работал плохо», он должен обязатель­но добавить: «И я — тоже».

IV. К какому принципу обучения вы отнесете правила: от легкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному?

1. Наглядности.

2. Научности.

3. Доступности.

4. Связи теории с практикой.

5. Систематичности и последовательности.

V. К какому принципу вы отнесете правило: «Как можно чаще используйте вопрос «почему?», чтобы научить уча­щихся мыслить причинно: понимание причинно-след­ственных связей — непременное условие развивающе­го обучения»?

1. Сознательности и активности.

2. Наглядности.

3. Доступности.

4. Научности.

5. Связи теории с практикой.

VI. К какому принципу вы отнесете правило: «Следите за тем, чтобы наблюдения учащихся были систематизи­рованы и поставлены в отношение причин и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались»?

1. Научности.

2. Наглядности.

3. Связи теории с практикой.

4. Доступности.

5. Систематичности и последовательности.

VII. К какому принципу вы отнесете правило: «Развивай­те, закрепляйте, переносите успехи учащегося в одном виде деятельности на другие: от эпизодического успеха идите к высоким стабильным достижениям»?

1. Связи теории с практикой.

2. Прочности.

3. Научности.

4. Систематичности и последовательности.

5. Сознательности и активности.

VIII. К какому принципу вы отнесете правило: «В мето­дах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление обучаемых, подводите их к поис­ковому, творческому, познавательному труду»?

1. Наглядности.

2. Научности.

3. Доступности.

4. Прочности.

5. Связи теории с практикой.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Вопросы

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Ответы

2

1

1,3,6,7, 10,11,12, 13,14

3

1

2

1

2

Контрольный тест

1. Что такое принцип обучения?

2. Что такое правила обучения?

3. Какие принципы обучения признавал К.Д. Ушинский?

4. Чем объяснить наличие большого числа положений, претенду­ющих на статус дидактических принципов?

5. Приведите примеры нескольких важных, но не принципиаль­ных положений.

6. Что такое общепризнанные принципы обучения?

7. Какие принципы входят в систему общепризнанных?

8. В чем сущность принципа сознательности и активности?

9. Приведите несколько правил его реализации.

10. В чем сущность принципа наглядности ?

11. Назовите правила его реализации.

12. В чем сущность принципа систематичности и последователь­ности?

13. Приведите правила его реализации.

14. В чем сущность принципа прочности?

15. Какие правила реализации данного принципа вы знаете?

16. В чем сущность принципа доступности?

17. Назовите правила его реализации.

18. В чем сущность принципа научности?

19. В чем сущность принципа связи теории с практикой?

20. Приведите несколько правил его реализации.

studfiles.net

Метод анализа и синтеза, Сочетание теории и практики, Использование средних величин, Предположение»при прочих равных условиях», Абстрактный метод, Сочетание качественного и количественного анализа

Многогранность отношений, возникающих в процессе экономической деятельности, изучается с помощью анализа и синтеза. Анализ это процесс умственного или фактического разложения целого на составные части. Синтез означает сочетание различных элементов, сторон предмета в единое целое

Такой анализ дает возможность изучить отдельные стороны объекта, сделать ряд научных абстракций, выявить определенные понятия. Дальнейшее сочетание их приводит к изучению более глубокой сущности целого нап порядок, величина спроса зависит от многих факторов: цены на товар, дохода потребителей, наличия товаров заменителей и тп. Чтобы иметь представление о спросе на данный товар надо изучить все эти связи. Д руги пример. Цена определяется большой совокупностью факторов: спросом, предложением, полезностью товара или услуги, конкуренции. Все эти факты нужно детально проанализировать, чтобы понять суть этой катего ретегорії.

Сочетание теории и практики

В экономическом анализе важно соблюдать принцип сочетание теории и практики. Дело в том, что ни одна научная теория, в тч и экономическая, не обладает абсолютной точностью. Теория определяет тенденции. Полезность и значение экономической теории зависит от того, насколько успешно она п объясняет и прогнозирует тенденции изучаемых явлений. С этой целью теории постоянно провиряються практикой. В результате подобной проверки теории нередко модифицируются, совершенствуются, а иногда от них д оводиться даже отказыватьсялятися.

Факты, то есть реальное поведение хозяйствующих субъектов и институтов в процессе производства, обмена и потребления товаров и услуг, со временем меняются. Поэтому необходимо постоянно сверять существующие принципы и теории с экономической средой, изменяется. История экономических идей показывает, что многие в свое время правильных обобщений экономического поведения устаревали с изменением условий. Из этого следует, что пр оцес проверки и совершенствования теорий является принципиальным для развития экономики как наукуки.

Использование средних величин

Научная теория оперирует экономическими фактами, которые, как правило, очень разнообразны. Поэтому экономические обобщения часто формируются в виде средних данных или статистических вероятностей. Например, когда эко ономисты говорят, что в 2001 г среднемесячная заработная плата работников, занятых в отраслях экономики Украины составляла 311 грн, то тем самым делается обобщение. Понятно, что некоторые работники от рифмовали гораздо большую заработную оплату, в то время как значительная их часть значительно меньше. Подобные обобщения при правильном их применении и трактовки могут иметь большой смысл для анализа развития я высшявища.

В рыночной экономике возрастает значение использования средних показателей в экономическом анализе. Дело в том, что рынок — достаточно динамичная система. Здесь постоянно меняется ситуация и точно ее предусмотреть и практически невозможно. Например, мы не можем сказать сегодня, которая точно будет цена, скажем, яблок на рынках. Киева через полгода. Однако примерно такую ??цену можно вычислить и получить показатель, который является ориентиром предпринимателю для принятия соответствующих решень.

Предположение»при прочих равных условиях»

Экономические обобщения часто выражаются также в форме вероятностей. Скажем, исследователь может предположить, что с вероятностью в 95% снижение налога на добавленную стоимость на 1% приведет к увеличению произ водства 3%.

Подобно другим ученым, экономисты используют в построении своих обобщений предположение»при прочих равных условиях»Иными словами, они предполагают, что все остальные переменные, за исключением тех, которые они в настоящее м момент рассматривают, остаются неизменными. Такой метод упрощает процесс анализа путем выделения исследуемого связьюного зв’язку.

Например, при анализе связи между ценой продукта»X»и купленной количеством этого продукта очень важно применить предположение, что из всех факторов, которые способны повлиять на купленную количество»»X»(скажем, цены других товаров-заменителей, доходы, вкусы потребителей), только цена»X»меняется. При этом экономист получает возможность сосредоточить свое внимание на соотношении»цена X — закупка X»и игнорируя влияние других переменныхвля X». ігноруючи вплив інших змінних.

В естественных науках, как правило, можно провести контрольные эксперименты, при которых»все прочие условия»действительно сохраняются неизменными или практически неизменными. Поэтому предполагаемая связь между двумя переменным мы ученый в спромози эмпирически оценить с большей точностью. Однако экономики — не лабораторная наука. Верификация экономических закономерностей базируется на реальных явлениях, возникающих в процессе ф ункционування экономики. В таком достаточно хаотичном среде»другие условия»меняются. Несмотря на развитие сложных статистических методов сохранения равенства»прочих условий», эти методы оказываются далек ‰ не совершенными. В результате экономические принципы меньшей мере строгие и не такие четкие, чем принципы лабораторной наукткі, ніж принципи лабораторної науки.

Абстрактный метод

Метод научной абстракции предполагает исключение из анализа второстепенных фактов, которые не имеют существенного значения. К сожалению, абстрактный характер экономической теории побуждает несведущих людей расценивать эту то еорию как-то непрактично и нереальное. В действительности экономические теории практические именно потому, что они представляют собой абстракции. Мир реальности слишком сложный и запутанный, чтобы его можно было представить строго упорядоченным. Экономисты строят свои теории с целью выявить логический смысл в хаотическом наборе фактов, который в противном случае вводил бы в заблуждение и не приносил бы никакой пользисті.

Сочетание качественного и количественного анализа

Экономические процессы имеют количественную и качественную стороны. Поэтому они должны изучаться с этих двух сторон. Качественная сторона выражает суть явления, а количественная — величину данного качества

Экономическая теория изучает производственные отношения в количественной и качественной определенности. Для экономиста, например, важно раскрыть не только суть заработной платы, но и определить ее величину и долю в формиров ванне жизненных средств. Кроме того, экономическая теория учитывает, что количественные изменения неизбежно ведут и к качественным изменениям. Так, наращивание осуществляемых сейчас в Украине трансформационных преобразований способствует пост уповать становлению социально ориентированной рыночной экономикіки.

Для экономического анализа характерно широкое использование математических моделей, построение различных графиков, диаграмм, отражающих поведение хозяйствующих субъектов на микро-и макроуровнях завис но от изменяющимся рыночным условиям. Построение моделей базируется на обобщении статистических данных. Используются эти модели для количественных прогнозеів.

При оценке теории важно помнить, что она не может быть справедливой абсолютно для всех случаев. Это касается любой отрасли науки. Например, закон. Бойля-Мариотта в физике: произведение объема дан ной массы идеального газа и его давления является постоянным при постоянной температуре. Закон исходит из предсказания, что отдельные молекулы газа ведут себя подобно крошечных эластичных бильярдных шаров. Сегодня физики знают, что в действительности молекулы газа не всегда ведут себя подобным образом, закон. Бойля-Мариотта не срабатывает из-за крайних значений давления и температуры. Несмотря на это, в большинстве случаев он прекрасно определяет динамику температуры газа при изменении давления и объема и является важным инструментом проведения научных исследований и инженерных вычисленунків.

В экономике ситуация может складываться подобным образом. Например, фирма не всегда максимизирует свою прибыль. Поэтому теория, которая рассчитана на максимизацию прибыли, не всегда приемлема. Однако эта теория объясню. Юе широкий спектр явлений применительно к хозяйственной деятельности и эволюции как фирм, так и отдельных отраслей и экономики в целом. Такая теория является важным инструментом в руках менеджеров и специалистов, от отвечают за разработку экономической политики и принятия хозяйственных решений на микро-и макроуровнявнях.

uchebnikirus.com

сочетать теорию с практикой — это… Что такое сочетать теорию с практикой?


сочетать теорию с практикой
v

gener. savienot teoriju ar praksi

Русско-латышский словарь. 2013.

  • сочетательный закон
  • сочинения

Смотреть что такое «сочетать теорию с практикой» в других словарях:

  • СОЧЕТАТЬ — СОЧЕТАТЬ, сочетаю, сочетаешь, совер. и несовер. 1. что с чем. Совместить (совмещать), Соединить (соединять) в одно, вместе (книжн.). «Давно все думы, все желанья Гирей с моими сочетал.» Пушкин. Сочетать теорию с практикой. Он сочетал в себе самые …   Толковый словарь Ушакова

  • СОЧЕТАТЬ — СОЧЕТАТЬ, аю, аешь; совер. и несовер., что с чем. Сделать (делать) существующим вместе, одно наряду с другим в каком н. единстве, согласовании. С. теорию с практикой. | сущ. сочетание, я, ср. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… …   Толковый словарь Ожегова

  • сочетать — аю, аешь; св. и нсв. 1. что. Соединять соединить во взаимном соответствии, согласовании; объединять объединить в какое л. единство, целое. С. теорию с практикой. С. личные интересы с общественными. Умело с. краски. Этот человек сочетает в себе… …   Энциклопедический словарь

  • сочетать — а/ю, а/ешь; св. и нсв. см. тж. сочетаться, сочетание 1) что Соединять соединить во взаимном соответствии, согласовании; объединять объединить в какое л. единство, целое. Сочета/ть теорию с практикой. Сочета/ть лич …   Словарь многих выражений

  • практика — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? практики, чему? практике, (вижу) что? практику, чем? практикой, о чём? о практике 1. Практикой называется деятельность людей по освоению природы и преобразованию общества. Современная,… …   Толковый словарь Дмитриева

  • Крылов, Алексей Николаевич — г. л. по адмиралтейству, ординарн. профессор Николаевской мор. академии и писатель в области в. мор. техники; род. в 1863 г. Воспит к Мор. училища (вып. 1884 г.), К. недолго пробыл в строю. Уже в чине мичмана он начал самостоят. исслед ния по… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ПРАКТИКА — и; ж. [греч. praktikos деятельный, активный] 1. Филос. Вся совокупность деятельности людей, направленной на освоение и преобразование природы и общества, составляющая движущую силу развития общества и человеческого познания. П. выступает как… …   Энциклопедический словарь

  • практика — и; ж. (греч. praktikós деятельный, активный) 1) филос. Вся совокупность деятельности людей, направленной на освоение и преобразование природы и общества, составляющая движущую силу развития общества и человеческого познания. Пра/ктика выступает… …   Словарь многих выражений

  • рейд-семинар —   , а а, м.   Одна из форм учебы членов “Комсомольского прожектора”.   ◘ Одна из действенных форм учебы рейды семинары, которые позволяют тесно сочетать теорию с практикой. Комс. прожектор, 113 …   Толковый словарь языка Совдепии

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • связа́ть — свяжу, свяжешь; прич. страд. прош. связанный, зан, а, о; сов., перех. (несов. связывать). 1. Скрепить что л. разъединенное или отдельное, соединяя концы и завязывая их узлом. Связать разорванную веревку. Связать концы каната морским узлом. □… …   Малый академический словарь


russian_latvian.academic.ru

Принцип связи теории с практикой

Основой данного принципа является центральное положе­ние классической философии и современной гносеологии, со­гласно которому точка зрения жизни, практики — первая и ос­новная точка зрения познания.

Рассматриваемый принцип опирается на многие философ­ские, педагогические и психологические положения, играющие роль закономерных начал Эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой; практика — критерий истины, источник познавательной дея­тельности и область приложения результатов обучения; пра­вильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности; эффек­тивность формирования личности зависит от включения ее в трудовую деятельность и определяется содержанием,,видами, формами и направленностью последней; эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержа­ния образования, организации учебно-воспитательного процес­са, применяемых форм и методов обучения, времени, отводи­мого на трудовую и политехническую подготовку, а также от возрастных особенностей учащихся; чем совершеннее система трудовой и производительной деятельности учащихся, в кото­рой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их подготовки; чем лучше поставлены производительный труд и профориентация школьников, тем успешнее идет их адапта­ция к условиям современного производства; чем выше уровень политехнизма на школьных уроках, тем действеннее знания учащихся; чем больше приобретаемые учащимися знания в своих узловых моментах взаимодействуют с жизнью, применя­ются в практике, используются для преобразования окружаю­щих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

Практическая реализация принципа связи обучения с жизнью основана на творческом соблюдении ряда правил, впи­тывающих в себя теоретические выводы и опыт лучших школь­ных коллективов.

1. Общественно-исторической практикой доказывайте не­обходимость научных знаний, изучаемых в школе. Обучайте так, чтобы учащийся и понимал, и чувствовал, что обучение является для него жизненной необходимостью.

2. Обучая, идите от жизни к знаниям или от знаний к жиз­ни: связь «знания — жизнь» необходима.

3. Постоянно, глубоко и убедительно раскрывайте диалек­тическую связь теории с практикой. Покажите, что наука раз­вивается под влиянием практических потребностей, приводите конкретные примеры, раскрывайте перед учащимися страницы борьбы человечества за облегчение труда, роль научных знаний в этом процессе.

4. Рассказывайте учащимся о новых современных техноло­гиях, прогрессивных методах труда, новых производственных отношениях.

5. Настойчиво приучайте учащихся проверять и применять свои знания на практике. Используйте окружающую действи­тельность и как источник знаний, и как область их практичес­кого применения.

6. Не должно быть ни одного урока, ни одного занятия, на которых бы учащийся не знал жизненного значения своей ра­боты.

7. Всемерно используйте связь школы и производства. До­бивайтесь того, чтобы общение школьников с производствен­никами продолжало учебно-воспитательную работу: для этого умело направляйте и контролируйте связь «учебный предмет — производство».

8. Составляйте и решайте со своими учащимися задачи и упражнения на основе производственных достижений, привле­кайте к их анализу и проверке производственников.

9. Связывайте обучение с перспективами развития народно­го хозяйства своего города, села, области, республики, страны. Осуществляйте профориентацию, основываясь на перспектив­ных разработках.

10. Проблемно-поисковые и исследовательские задания — лучшее средство связи теории с практикой: широко используй­те их в различных сочетаниях.

11. Воспитывайте у учащихся сознательное и положитель­ное отношение к труду, народнохозяйственной собственности, показывайте личный пример такого отношения.

12. Общественно полезный и производительный труд уча­щихся организуйте так, чтобы он сопровождался самостоятель­ными наблюдениями и размышлениями, возбуждал вопросы, стимулировал потребность больше узнать, стремление разо­браться в непонятном.

13. В обучении используйте материалы и примеры из об­щественно полезного труда учащихся, их опытнической дея­тельности, работы лагерей труда и отдыха и т. д.

14. Не забывайте, что общественно полезный труд учащих­ся должен быть подчинен учебным и воспитательным целям.

15. Внедряйте НОТ в учебный процесс. Помогайте учащим­ся овладевать теорией и практикой научно организованного труда, учите их применять наиболее продуктивные и эконо­мичные методы, анализировать, программировать и прогнози­ровать свою деятельность.

16. Развивайте, закрепляйте и переносите на другие виды деятельности успехи учащихся в одном виде деятельности: че­рез эпизодический успех — к постоянным достижениям.

17. Воспитывайте у учащихся стремление к постоянному улучшению своих результатов, развивайте соревновательность.

18. В учебно-воспитательном процессе следует соединить умственную деятельность с практической деятельностью, в процессе которой усваивается 80—85% знаний. Находите воз­можности знакомить школьников с рационализаторским дви­жением. Поощряйте их попытки что-то усовершенствовать, улучшить, изменить: если позволяют условия, проведите кон­курсы юных изобретателей, непременно внедрите в школе хотя бы одну идею, предложенную учащимися, воспитывайте на этом примере других.

19. Побуждайте учащихся к самостоятельной работе по приобретению знаний сначала в полюбившейся области науки, техники, искусства; используйте связь обучения с жизнью как стимул для самообразования.

20. Внеклассную работу по своему предмету вы сделаете тем привлекательней для учащихся, чем теснее свяжете ее с ре­шением интересных для школьников практических задач.

21. Развивайте, закрепляйте и переносите успехи учащегося в одном виде деятельности на другие: от эпизодического успе­ха к высоким постоянным достижениям.

22. Принципиальная критика, объективность перед самим собой, требовательность к себе, критический анализ своих по­ступков — путь к самосовершенствованию. Когда учитель гово­рит: «Сегодня весь класс работал плохо», он должен обязатель­но добавить: «И я — тоже».

IV. К какому принципу обучения вы отнесете правила: от легкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному?

1. Наглядности.

2. Научности.

3. Доступности.

4. Связи теории с практикой.

5. Систематичности и последовательности.

V. К какому принципу вы отнесете правило: «Как можно чаще используйте вопрос «почему?», чтобы научить уча­щихся мыслить причинно: понимание причинно-след­ственных связей — непременное условие развивающе­го обучения»?

1. Сознательности и активности.

2. Наглядности.

3. Доступности.

4. Научности.

5. Связи теории с практикой.

VI. К какому принципу вы отнесете правило: «Следите за тем, чтобы наблюдения учащихся были систематизи­рованы и поставлены в отношение причин и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались»?

1. Научности.

2. Наглядности.

3. Связи теории с практикой.

4. Доступности.

5. Систематичности и последовательности.

VII. К какому принципу вы отнесете правило: «Развивай­те, закрепляйте, переносите успехи учащегося в одном виде деятельности на другие: от эпизодического успеха идите к высоким стабильным достижениям»?

1. Связи теории с практикой.

2. Прочности.

3. Научности.

4. Систематичности и последовательности.

5. Сознательности и активности.

VIII. К какому принципу вы отнесете правило: «В мето­дах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление обучаемых, подводите их к поис­ковому, творческому, познавательному труду»?

1. Наглядности.

2. Научности.

3. Доступности.

4. Прочности.

5. Связи теории с практикой.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Вопросы

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Ответы

2

1

1,3,6,7, 10,11,12, 13,14

3

1

2

1

2

Контрольный тест

1. Что такое принцип обучения?

2. Что такое правила обучения?

3. Какие принципы обучения признавал К.Д. Ушинский?

4. Чем объяснить наличие большого числа положений, претенду­ющих на статус дидактических принципов?

5. Приведите примеры нескольких важных, но не принципиаль­ных положений.

6. Что такое общепризнанные принципы обучения?

7. Какие принципы входят в систему общепризнанных?

8. В чем сущность принципа сознательности и активности?

9. Приведите несколько правил его реализации.

10. В чем сущность принципа наглядности ?

11. Назовите правила его реализации.

12. В чем сущность принципа систематичности и последователь­ности?

13. Приведите правила его реализации.

14. В чем сущность принципа прочности?

15. Какие правила реализации данного принципа вы знаете?

16. В чем сущность принципа доступности?

17. Назовите правила его реализации.

18. В чем сущность принципа научности?

19. В чем сущность принципа связи теории с практикой?

20. Приведите несколько правил его реализации.

studfiles.net

статья 7. Принцип связи теории с практикой и принцип единства обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития

Принцип связи теории с практикой. Этот принцип, как и все другие дидактические принципы, определяет целый ряд требований к содержания, методов, средств, организационных форм обучения и к самому процессу обучения. Раскроем их суть.

Целью познания мира является превращение его в соответствии с потребностями человека. Это положение является одним из основных в выборе содержания обучения и выборе методов и форм обучения. При изучении различных предметов учителя имеют возможность показать, как рождались и развивались науки в силу практических потребностей человека. Развитие производительных сил безусловно был и является двигателем научного прогресса. В свою очередь, новые научные теории помогали и помогают совершенствовать производство, развивать технику, технологию, в целом экономику производства.

В то же время, при изучении ряда предметов есть возможность показать и такое состояние развития науки, когда теоретическая мысль развивается самостоятельно, значительно опережая практику. Это особенно касается физики, математики, химии.

В организации учебной деятельности в одних случаях практика выступает в качестве отправной момент. Этому способствует работа в лабораториях, мастерских, в кабинетах. А в других — формирование у учащихся умений применять знания на практике, в производстве, в быту, раскрытие перед учениками тех научно-технических и производственных проблем, которые являются актуальными на ближайшие 10-20 лет для нашего общества и всей мировой общественности, и возможных путей их решения являются одним из направлений обеспечения единства науки и производства. Истинно научные знания — это такие знания, которые помогают человеку успешно взаимодействовать с природой, овладевать ее богатствами, превращать ее в интересах человека, совершенствовать технику, поднимать культурный, экономический и социальный уровень жизни людей.

Одним из путей сочетание теории и практики является политехническое обучение. Оно предусматривает обеспечение учащихся знаниями основ современного производства, основных направлений научно-технического прогресса, формирование у них умений применять знания законов науки для решения практически важных задач, способствует развитию конструкторских и изобретательских способностей, готовит учнівдо избрания технических профессий. Таким образом, действие принципа связи теории с жизнью и практикой создает условия для получения истинно научных знаний.

Принцип единства обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития охватывает следующие требования:

— Никакой работы никогда не выполнять за ученика, если он может выполнить ее сам. Это требование очень часто нарушается, поскольку учителю всегда легче самому сделать, доказать, обосновать, объяснить,
чем организовать до работы учеников.

— Учитель должен овладеть умением планировать и организовывать самостоятельную работу учащихся. Сохраняя логично-смысловой связь, он должен четко выделить, что именно должно быть вынесено на самостоятельную работу (на уроке или дома).

— Учитель должен учить учеников продуктивному труду, то есть самостоятельно определять цели деятельности, разрабатывать способы деятельности, реализовывать эти способы практически, оценивать степень достижения
целей, вносить коррекционные действия, направленные на полное достижение этих целей.

— Учитель должен очень требовательно относиться к определению объема домашних заданий. Очень часто можно увидеть, что учитель, считая, что его предмет является самым главным, и, следовательно, ему со стороны учеников должно быть уделено наибольшее внимание, поэтому, задает такой объем домашних заданий, что даже хорошо подготовленный ученик не способен их выполнить, а в слабых учеников при знакомстве с таким домашним заданием просто опускаются руки.

— Учитель должен стимулировать пробуждения у учащихся личного интереса к самоанализу и самопознания. Еще Г. Сковорода призвал:
«Слушай себя», «Познай себя», «Посмотри в самого себя». Весь ход учебно-воспитательного процесса должен подчиняться же идеи совершенствования и самореализации личности каждого ученика.

Итог. Целью познания мира является его превращение в соответствии с потребностями человека. Развитие производительных сил был и является двигателем научного прогресса. В то же время при изучении ряда предметов есть возможность показать такое состояние развития науки, когда теоретическая мысль в своем развитии опережает практику, создать хорошую основу для формирования глубокого интереса к учебе, к своему предмету как залога и необходимого условия эффективного обучения. В этом и заключается роль, функция и значение принципа связи обучения с практикой.

 В формировании личности ученика чрезвычайно важное значение самостоятельных шагов в направлении саморазвития, самосовершенствования приобретает ориентация на обеспечение единства внешних воздействий и самопродвижения, самообучения, самовоспитания.

banauka.ru

Принцип связи теории с практикой

 

Основой его является главное положение классической философии, согласно которому практика – критерий истины, источник познавательной деятельности. Правильно организованное воспитание вытекает из самой жизни, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной деятельности. Эффективность формирования личности зависит от включения ее в трудовую деятельность. Прочность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, времени, отводимого на трудовую и политехническую подготовку, возрастных особенностей учащихся.

Практическая реализация этого принципа основана на творческом соблюдении ряда правил, впитавших в себя теоретические выводы и опыт лучших школьных коллективов:

 

• общественно-исторической практикой доказывайте необходимость научных знаний, изучаемых в школе. Обучайте так, чтобы ученик и понимал, и чувствовал, что обучение является для него жизненной необходимостью;

• обучая, идите от жизни к знаниям, от знаний к жизни: такая связь необходима;

• рассказывайте детям о современных технологиях, производственных отношениях, прогрессивных методах труда;

• приучайте учеников проверять и применять свои знания на практике. Используйте окружающую действительность как источник знаний и область их практического применения;

• не должно быть ни одного урока, на котором бы ученик не знал о смысле своей работы;

• всемерно используйте связь школы и производства. Добивайтесь того, чтобы общение школьников с производственниками продолжало учебно-воспитательную работу: для этого умело направляйте и контролируйте связь «учебный предмет – производство»;

• составляйте и решайте с учениками задачи и упражнения «жизненного» характера, дополняйте примеры учебника данными из окружающей учеников действительности;

• связывайте обучение с перспективами развития своего поселка, села, города, области, республики, страны. Осуществляйте профориентацию, основываясь на перспективах развития своего региона;



• проблемно-поисковые и исследовательские задания – лучшее средство связи теории с практикой: широко используйте их в различных сочетаниях;

• воспитывайте у детей сознательное и положительное отношение к труду, общественной и личной собственности, показывайте личный пример такого отношения;

• общественно полезный и производительный труд организуйте так, чтобы он сопровождался самостоятельными наблюдениями и размышлениями учеников, возбуждал вопросы, стимулировал потребность больше узнать, разобраться в непонятном;

• не забывайте, что общественно полезный труд должен быть подчинен учебным и воспитательным целям;

• внедряйте НОТ (научную организацию труда) в учебный процесс. Помогайте детям овладевать теорией и практикой научно организованного труда, учите их применять наиболее продуктивные и экономные методы, планировать и анализировать свою деятельность;

• развивайте, закрепляйте и переносите на другие виды деятельности успехи учеников в одном виде деятельности: через эпизодический успех – к постоянным достижениям;

• воспитывайте у детей стремление к постоянному улучшению своих результатов, развивайте соревновательность;

• в учебно-воспитательном процессе соединяйте умственную деятельность с практической, в процессе которой усваивается 80–85 % знаний;

• поощряйте попытки детей что-то усовершенствовать, улучшить, изменить: если позволяют условия, проведите конкурсы юных изобретателей;

• побуждайте учеников к самостоятельной работе по приобретению знаний сначала в полюбившейся им области науки, техники, искусства; используйте связь обучения с жизнью как стимул для самообразования.

Мы рассмотрели дидактические принципы и правила их реализации. Будем помнить, что действуют они в системе и требуют реализации не поочередно, не в линейной последовательности, а все сразу, одновременно, параллельно, комплексно. Нет принципов главных или второстепенных: можно говорить только о требованиях более и менее широких, более или менее общих. Наконец, все принципы взаимосвязаны между собой – нетрудно заметить, что требования одного переплетаются с требованиями других. Они выполняют направляющую функцию – указывают пути достижения качественных результатов обучения. Гуманизация образования предполагает сохранение физических и умственных возможностей ребенка. Поэтому результат всегда сопоставляется с усилиями, которыми он достигается. Принципы нормируют возможности, усилия и результаты – если они не нарушаются, можно с уверенностью сказать, что и баланс сохраняется.

 

Проверьте себя

 

Что такое принцип обучения?

Что такое правила обучения?

Как рассматривали принципы обучения Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский?

Вспомните сущность системообразующего принципа природосообразности.

Какие принципы входят в систему общепризнанных?

В чем сущность принципа сознательности и активности?

Приведите несколько правил его реализации.

В чем сущность принципа наглядности?

Назовите правила его реализации.

В чем сущность принципа систематичности и последовательности?

Приведите правила его реализации.

В чем сущность принципа прочности?

Какие правила реализации данного принципа вы знаете?

В чем сущность принципа доступности?

Назовите правила его реализации.

В чем сущность принципа научности?

В чем сущность принципа эмоциональности?

Назовите правила его реализации.

В чем сущность принципа связи теории с практикой?

Приведите несколько правил его реализации.

 

Опорный конспект

 

Дидактические принципы – основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

Принцип природосообразности – согласование воспитания с природными возможностями и особенностями развития детей.

Система принципов – сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность, научность, доступность, эмоциональность, связь теории с практикой.

Правила – 1) основанные на общих принципах описания педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели; 2) руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения; 3) конкретные действия учителя по реализации требований принципов.

 

Литература

 

Баранов С.П. Принципы обучения. М., 1975.

Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. М., 1993.

Голуб Б.А. Основы общей дидактики: Учеб. пособие. М., 2003.

Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: Учеб. М., 2003.

Дьяченко В.К. Новая дидактика. М., 2002.

Живая педагогика. Материалы круглого стола «Отечественная педагогика сегодня – диалог концепций». М., 2004.

Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.

Зайцев В.Н. Практическая дидактика: Учеб. пособие. М., 2000.

Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры // Начальная школа. 1998. № 12. С. 25–32.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002.

Крылова Н.Б., Александрова ЕА. Очерки понимающей педагогики. М., 2003.

Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М., 1987.

Раченко И.Л. НОТ учителя. М., 1982.

Российская педагогическая энциклопедия (2 тома). М., 2003.

Хуторской А.В. Современная дидактика: Учеб. СПб., 2001.

ГЛАВА 8. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает… Вы приготовляете ребенка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны…

К.Д. Ушинский

 

Понятие о методах

 

Как учить детей младшего школьного возраста, чтобы при разумном использовании их возможностей и неокрепших сил достичь максимального в данном возрасте усвоения знаний, умений, способов мышления и деятельности, – вечный дидактический вопрос. Поиски ответа на него выводят нас на категорию методов обучения. Метод обучения (от греч. «путь к чему-либо») – это упорядоченная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение поставленной цели (см. рис. 9). Под дидактическими методами понимают совокупность путей, способов решения задач образования. Поскольку обучение – деятельность совместная, то применительно к педагогу уместно говорить о методах преподавания, а к ученику – о методах учения. Если же речь идет об их совместной работе, то здесь проявляются методы обучения, в составе которых выделяются приемы.

Прием – это элемент метода, его структурная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода. Методы реализуются через совокупность приемов, каждый из которых является отдельным действием.

В методах обучения выделяются объективная, т.е. не зависящая от учителя, и субъективная – т.е. зависящая от него, части. Например, рассказ учителя как метод обучения имеет общие свойства, характерные для всех рассказов в исполнении всех учителей. Общее здесь – объективная характеристика метода. Но рассказ в исполнении конкретного педагога имеет свои характерные особенности, привнесенные его личностью учителя. Именно наличие в методе постоянной, общей для всех, объективной части позволяет дидактам разрабатывать теорию методов, рекомендовать пути, являющиеся наилучшими в большинстве случаев, успешно решать проблемы логического выбора, оптимизации методов. В области методов больше всего проявляется индивидуальное мастерство педагогов, а поэтому они навсегда останутся сферой высокого педагогического искусства.

Методы обучения выполняют много функций. Главными являются: обучающая, мотивационная, развивающая, воспитательная, организационная. С помощью их учителя не только обучают, но и решают вопросы мотивации, осуществляют воспитательные воздействия, влияют на организацию учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, метод обучения – путь к достижению поставленной цели. Методы обучения состоят из приемов – отдельных разовых действий. В методе ярко просматриваются объективная и субъективная части. Там, где педагог вносит конкретные изменения в метод, проявляется его творчество.

 

Классификация методов

 

Путей достижения цели обучения много, учитель может выбирать любой из них, но он всегда будет стремиться выбрать наилучший. Чтобы облегчить проблемы выбора, методы необходимо сравнивать по эффективности. А чтобы сравнивать, нужно посмотреть, сколько их есть, объединить в группы. Этому способствует классификация, цель которой – упорядочение методов обучения.

Первые классификации методов описывали видимую часть того, что делают учитель и его ученики на уроках. Ученики слушают, читают, отвечают, решают задачи, пишут и т.д. По этим действиям выделялись методы чтения, письма и т.п. Вскоре оказалось, что это мало помогает совершенствованию учебно-воспитательного процесса, нужно искать новые основания для классификации методов, которые отражали бы существенные их стороны, помогали их сравнивать и выбирать.

В зависимости от того, какой признак метода берется за основу, появляется та или иная классификация. Метод имеет много сторон. По каждой из них методы можно группировать в системы.

Рассмотрим сущность и особенности наиболее обоснованных классификаций методов обучения.

1. Классификация методов обучения по источникам знаний (Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант, Е.И. Петровский и др.). Так она называется потому, что в качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний, базирующийся на практике, наглядности, слове. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один – книга, а в последнее время все сильнее заявляет о себе видео в сочетании с новейшими компьютерными системами.

В данной классификации выделяется пять общих методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. Каждый из них может выступать в различных модификациях (видоизменениях) (табл.2).

Таблица 2

stydopedia.ru