Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Содержание

Женские головные уборы на руси

На Руси говорили: «На парне да на мужике всё та же шапка; а девка простоволоса, жёнка покрыта» (из словаря В.И.Даля). Так издревле все женские головные уборы были разделены на девичьи и для замужних женщин.

Повязки и тесемки

До замужества головной убор не закрывал макушки его обладательницы, оставляя открытыми волосы. С детства девочки носили на голове простые тесёмки, сделанные из материи.

Взрослея, девушка получала повязку (перевязку), называемую в некоторых районах увяслом, которая обхватывала лоб и скреплялась на затылке узлом. Эту повязку делали из шёлковой ленты, берёсты, а в богатых семьях из византийской парчи. Её украшали вышивкой, бисером, стеклярусом, золотом и драгоценными камнями.

В переписи имущества дочери царя Алексея Михайловича — Анны упомянута «перевязочка, низанная жемчугом». Иногда налобная часть повязки имела особое украшение в виде какого-либо узорчатого узла или фигуры и называлась чело (начёлка).

Венчик

Другой разновидностью девичьего головного убора был венец (венчик), который вёл своё происхождение от венка, составленного из луговых цветов, и по верованиям предков являлся оберегом от нечистой силы. Венец делали из тонкой (около 1 мм) металлической ленты, ширина которой составляла не более 2,5 см. Для его изготовления использовали серебро и бронзу. По своей форме венец напоминал повязку, с той лишь разницей, что на концах мастер делал крючки для шнурка или ленты, которая завязывалась на затылке. Часто венец покрывался каким-либо узором с зубцами наверху. Девичий венец, унизанный жемчугом вдоль щёк, девушка надевала на большой праздник или свадьбу, и тогда он уже назывался рясочник. Такой головной убор украшал на свадьбе голову царицы Евдокии Лопухиной, жены Петра I — «венец с каменьи и с жемчуги».

Зимняя шапка

Зимой девицы покрывали голову шапкой, называемой столбунец. Из-под него выпадала на спину коса, в которую вплеталась красная лента.

А.П.Рябушкин. Боярышня XVII в. На голове у девушки столбунец

Замужество и головной убор

После замужества убор женщины резко менялся, ведь её красота теперь принадлежала только мужу. Иностранцы, посетившие русских, оставили описание такого свадебного обычая: во время праздника жених набрасывал своей избраннице на голову платок и становился таким образом её мужем.

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

М.Шибанов. Празднество свадебного договора. Фрагмент

Платок или же убрус

Одним из самых древних женских головных уборов является платок – убрус. В разных областях России он получил разные названия: полотенце, ширинка, намётка, подширье, фата и т.д. Убрус состоял из тонкого прямоугольного полотнища длиной до 2 м и шириной 40—50 см, один конец его украшался шитьём, вышивкой из шёлка, золота, серебра и свисал на плечо, а другим обвязывали голову и скалывали под подбородком. В X—XI вв. поверх убруса помещали ювелирный набор, состоящий из висячих колец и различных украшений.

Способы подвязывания платков

Позднее убрус приобрёл треугольную форму, тогда оба конца скалывались под подбородком или повязывались на голове красивым узлом, для чего требовалось особое умение. Концы платка спускались на плечи и спину и также богато расшивались. Мода носить платки, завязав узел под подбородком, пришла в Россию лишь в XVIII—XIX вв. из Германии, до этого же платок обхватывал шею, а узел помещался высоко на макушке, так, как будто болят зубы. Этот способ назывался «головка». Выразительность женского платка, как писал в XVIII в. один современник, служила цели «придать большую цветность и возвысить красоту» женских лиц.

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

К.Е.Маковский. Под венец. 1890-е гг.

Как спрятать волосы?

Составляя свой головной убор в будние дни, женщина надевала подубрусник или повойник (волосник), представлявший собой небольшую шапочку-сетку из тонкой ткани, он состоял из дна и околыша со шнуровкой вокруг головы, с помощью которой шапочка туго завязывалась сзади. Повойник украшали жемчугом, камнями, нашивая их на область лба, эту нашивку берегли и передавали от матери к дочери, перешивая на новый головной убор.

Главной задачей повойника было прятать волосы женщины от окружающих, но многие усердствовали, стягивая его так, что не могли моргать. Поверх повойника женщина надевала платок или шапку. С XVIII в. повойники начинают меняться и приобретают форму чепца, который иногда носили и поверх убруса, это зависело, главным образом, от богатства и красоты того или иного предмета. К головным уборам, платкам, одежде относились с трепетом.

И.П.Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в кокошнике

Головные уборы замужних женщин

После замужества вместе с убрусом и повойником женщина получала кику (кичку).

Историк И.Е.Забелин назвал её «короной замужества», т.к. этот головной убор был привилегией только мужних жен. В древнерусском языке одним из значений слова кика является «то, что волосы прикрывает». Кику можно было узнать сразу по лопатке или рогам, торчащим вверх надо лбом. Рога были связаны с верованиями в оберегающую силу, именно они уподобляли женщину корове — священному для наших предков животному. Защита молодой женщины, её ребенка — вот главная идея рогатой кики, другой смысл заключался в плодородии, продолжении рода.

Девичий головной убор — повязка. Нижегородская губерния. XIX в.

Кику носили поверх повойника, и состояла она из обруча, незамкнутого сзади, сверху обшитого тканью. Обруч имел форму полумесяца или подковы. Высота рогов для кики могла достигать 30 см, делали их из дерева или плотно скрученного холста. Задняя часть из дорогой материи или меха называлась подзатыльник, украшали его особенно нарядно, ведь именно он заменял косу, которой женщина лишилась. Здесь помещалась богатая вышивка или широкая декоративная подвеска с длинными цепочками из бляшек. Сверху на кику прикреплялся чехол-покрывало, называемый сорока, впоследствии он даст название этому составному головному убору. В таком облачении женщине следовало ходить, высоко подняв голову, красивой и мягкой поступью, что и породило выражение «кичиться», т.е. возноситься над другими людьми.

Славянский убор. Прообраз кики с украшениями

Разновидностью кики для особ княжеского и царского рода была коруна. Она отличалась своей формой — короной, богато украшенной, под которую надевали убрус. К убору добавляли ряски, жемчужную поднизь на лоб, колты, внутрь которых вкладывали кусочки тканей, пропитанные «ароматами», т.е. духами.

Кокошник

Ещё одним головным убором наших прабабушек был кокошник (от древнеславянского кокош — курица, наседка, петух). Отличительной особенностью кокошника являлся гребень — его передняя часть. Делался гребень на твёрдой основе и был высоко поднят надо лбом, сзади кокошник фиксировался с помощью лент. Он был затянут тканью. Позднее кокошники станут носить и незамужние девушки, у них верх убора останется открытым. Высокие и плоские, обтянутые материей или у богатых — кожей, кокошники украшались металлической нитью, жемчугом, бусинками, стеклярусом. К кокошнику прикрепляли покрывало из дорогой узорной ткани, поверх носили фату или платок, сложенный треугольником. У простого народа кокошник появился примерно в XVI—XVII вв., заменив собой кику. Духовенство боролось с «рогатой», запрещало в ней ходить в церковь и приветствовало замену на более «безопасный» головной убор.

Голова женщины украшена кикой и платком

Шляпки

С конца XVI в. в весенне-осенний период женщины, выезжая «в люди», поверх убруса надевали шляпу. «Носят шляпы из белого войлока, похожие на те, что епископ и аббаты носят на прогулке, только что те тёмно-синие или чёрные», — свидетельствовал Жак Маржерет, капитан иноземных телохранителей царя Бориса Годунова.

Женский украшенный вышивкой платок. Север. XIX в.

Меховые шапки

Зимой надевали шапки из бархата, отороченные мехом. Верх шапок делался из клеёной бумаги или ткани, он был круглой, конусообразной или цилиндрической формы и отличался от мужских украшением — шитьём, жемчугом, камнями. Так как шапки были высоки, для сохранения тепла внутрь подкладывали лёгкий мех или набивали атлас. К шапкам относились бережно, известно, что по прошествии сезона царские дочери обязаны были «сдавать» свои зимние уборы на хранение в Мастерскую палату, где их помещали на болваны и укрывали чехлами. На шапки шёл разный мех – бобровый, лисий, соболий, «девичьим мехом» считался заячий и беличий. Так же как и мужские, женские шапки назывались «горлатными» и надевались в несколько слоёв.

Английский дипломат Джайлс Флетчер, являясь послом в России с 1588 г., оставил такое свидетельство: «Благородные женщины носят на голове тафтяную повязку, а сверх неё шлык, называемый науруса, белого цвета. Сверх этого шлыка надевают шапку из золотой парчи, называемую шапкой земской, с богатой меховой опушкой, с жемчугом и камнями, но с недавнего времени перестали унизывать шапки жемчугом, потому что жены дьяков и купеческие стали подражать им».

Кокошник. Нижегородская губ. XIX в.

Каптур – зимняя шапка

В «Домострое», в главе «Как всякое платье кроить и остатки и обрезки беречь» находим ещё один вид зимнего женского головного убора: «В домашнем обиходе, коли случится какое платье кроить себе, или жене, или детям, или людям, <…> или летник, или каптур, или шапку, <…> и сам государь смотрит и смекает; остатки обрезков сохраняет…»

Каптур являлся дальним родственником капора и пользовался популярностью у вдов. Он защищал голову от стужи, т.к. по форме это был меховой цилиндр, покрывавший не только голову, но и облегавший по обе стороны лицо. Шили каптур из меха бобра, а в семьях победнее использовали овчину. Сверху на каптур женщины надевали особый чехол или повязку. Неизвестный художник первой половины XVIII в. изобразил мать Петра I — Наталью Кирилловну Нарышкину в таком головном уборе, что говорит о популярности каптуров среди женщин знатного сословия.

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Старинные головные уборы — девичьи кокошники, женский кокошник

Треух

У мужчин женщины переняли ещё один головной убор, о котором говорилось выше, — треух. В отличие от каптура верх треуха покрывался не мехом, а тканью, а налобная часть опушалась соболем и украшалась жемчугом или кружевом.

От славян и до Петра I причёски и головные уборы наших предков претерпели небольшие изменения. Их основу составляли шапка и платок. Но уже в те времена люди понимали, что головной убор — своего рода визитка, способная многое рассказать о своём владельце.

Источник: his.1september.ru

www.thingshistory.com

Старинный женский головной убор. Как одевались женщины на Руси

Старинный женский головной убор, как и вся одежда тех времен, отображал обычаи и мировоззрение русского народа, а также его отношение к природе и всему миру. Некоторые элементы одежды в старину заимствовались у других народов, хотя в большей степени русские костюмы имели свой, особенный стиль.

Как одевались женщины на Руси

Главной составляющей женской одежды являлась рубаха или сорочка. Первая представляла собой своеобразное нательное нижнее белье и делалась исключительно из толстой и грубой ткани. Вторая же всегда шилась из тонких и легких материалов. Сорочки в основном носили богатые женщины, а на остальных всегда были надеты рубахи.

Вместе с этим девушки носили холщовую одежду, именуемую «запоной». По виду она напоминала согнутый вдвое кусок ткани с небольшим вырезом для головы. Запона надевалась поверх рубахи и подпоясывалась.

В холодное время года жительницы Руси носили меховые кожухи. В честь различных празднований они облачались в долгорукавки — специальные рубахи. Вокруг бедер женщины оборачивали ткань из шерсти, перехватывая ее на талии поясом. Такая часть одежды получила название «понева». Чаще всего она была сделана в клетку. Расцветки поневы в разных племенах отличались.

Старинные женские головные уборы на Руси

Во времена Древней Руси мужчины всегда носили одни и те же шапки, а вот женские головные уборы классифицировались на девичьи и предназначенные для замужних дам. Каждая девушка должна была строго соблюдать стиль и правила ношения одежды. Все виды старинных женских головных уборов перечислены и описаны ниже.

Повязки и тесемки

Традиционный девичий головной убор не был предназначен для того, чтобы закрывать макушку обладательницы. Он оставлял достаточно большую часть волос открытой. С самых ранних лет девочки на Руси носили обычные тесемки, сделанные из материи.

В более старшем возрасте им приходилось носить другой девичий головной убор – повязку (перевязку). В отдельных районах ее часто называли увяслом. Этот элемент полностью обхватывал лоб и закреплялся на затылке с помощью узла. Как правило, такие повязки создавались из бересты, шелковых лент, а также парчи. Их владелицы украшали свои головные уборы стеклярусом, вышивкой, драгоценными камнями и золотом.

В переписи имущества дочери одного из русских царей, Алексея Михайловича, была упомянута «перевязочка, низанная жемчугом». Нередко встречались повязки, налобная часть которых отличалась особым украшением, выполненным в виде какой-либо фигуры или узорчатого узла.

Венчик

Еще одной разновидностью старинного женского головного убора является венец (венчик). Он произошел от венка, который составляли из разных цветов. Согласно верованиям предков, этот убор оберегал от нечистой силы.

Делали венчики из тоненькой металлической ленты, ширина которой не превышала 2,5 сантиметра. Также для этого использовались бронза и серебро. По внешнему виду такой головной убор был похож на повязку, но единственным отличием были крючки для ленты или шнурка, чтобы крепко завязывать венчик на затылке.

Нередко венец украшали узорами с зубцами наверху. На большие праздники девушки надевали уборы, украшенные нитями жемчуга, свисающими вдоль щек, – так называемые рясочники. Именно такое украшение было на свадьбе у царицы Евдокии Лопухиной.

Теплая шапка

В холодное время года на головах девиц можно было увидеть шапки, которые в те времена именовались столбунцами. Из них на спину выпадала длинная девичья коса, украшенная, в свою очередь, лентой красного цвета.

Убор после замужества

Старинные женские головные уборы выполняли не только эстетическую функцию – они служили своеобразным показателем и статуса, и семейного положения красавицы. Как только девица выходила замуж, этот элемент наряда сразу менялся. Происходило это по той причине, что после замужества вся красота жены принадлежала лишь ее мужу. Иноземцы, посетившие русские земли, описывали свадебный обычай так: во время празднования мужчина набрасывал на голову своей избраннице платок и тем самым демонстрировал, что отныне он становился ее законным мужем.

Платок, или убрус

Этот старинный женский головной убор особенно нравился девушкам. В разных регионах его называли по-разному. Среди наиболее распространенных наименований: ширинка, полотенце, подширье, наметка, фата и так далее. Этот платок состоял из достаточно тонкого полотнища прямоугольной формы, длина которого достигала пары метров, а ширина была около 50 сантиметров.

Один из концов убруса всегда украшался вышивкой шелковыми нитями, серебром, золотом. Он свисал на плечо и никогда не прятался под одежду. Второй же конец был предназначен для того, чтобы обвязывать им голову и скалывать внизу подбородка. В 10-11 веках было принято поверх такого платка помещать красивый набор ювелирных мелочей – висячие кольца и всевозможные украшения.

Некоторое время спустя убрус стали делать треугольной формы. В таком случае оба конца скалывали под подбородком или же завязывали на макушке фигурным узлом, но для этого требовалось особое умение, которым владела далеко не каждая русская женщина. Также концы могли спускаться на плечи или спину и богато расшивались. Такая мода ношения платков пришла в Россию лишь в 18-19 веках из Ге

hochyvseznat.ru

«Русь изначальная»:одежда и украшения. Женский головной убор.

      ***Женский головной убор и украшения***

Краткая история     Повязка     Венец и обруч     Повой и убрус     Кокошник и кика     Сорока

 Краткая история

   Головной убор издавна считался неотъемлемой частью русского национального костюма. В некоторых источниках говорится, что традиция обязательно покрывать голову, появилась на Руси с древнейших времён. Волосы женщины, особенно замужней, считались опасными (прежде всего для мужчин) и могли привлечь злые силы. Не случайно в Европе, когда рисуют портрет ведьмы, изображают её с распущенными, часто неубранными, волосами. Наверное, отсюда же пошла традиция входить в церковь с покрытой головой, а также выражение «опростоволоситься», ведь сорвать убор с женщины, обнажив её голову, было страшным оскорблением.

    Совсем по-другому относились в те времена к девичьим волосам. Девушки носили либо косу, которая начинала плестись очень низко на затылке, либо распущенные длинные волосы. Головной убор девушки «оставлял» макушку открытой и был призван подчёркивать её красоту. А иначе как ещё могли обратить на неё внимание молодцы?
    Будучи изначально защитой (от злых сил или непогоды) и украшением, головной убор женщины постепенно становится знаком её семейного и социального статуса: после того, как девушка выходит замуж, она сразу меняет девичий головной убор на женский («окручивание»).

(К. Маковский. Под венец.)

    С древних времён у девушек головным убором  был металлический обруч. К нему прикреплялись височные кольца и налобные металлические украшения. У каждого славянского племени они были свои, особенные: браслетообразные у кривичей, семилопастные у вятичей, спиралевидные у северян и т.д. Иногда по видам височных колец археологами даже определяются границы расселения тех или иных племён. Крепились такие кольца у виска на металлический обруч или даже вплетались в волосы, одевались кольцом на ухо и т.д. Из праздничных уборов уже тогда существовало у девушек некое подобие кокошника, повязка («чело кичное») и венец, а из украшений — височные кольца, очелье, подвески, бляшки, пряжки.

    Женский головной убор замужней женщины предполагал полное «покрытие» головы. В X-XI веке это подобие головного полотенца, которым оборачивали голову, так называемый повой. Несколько позже такое полотно будет богато украшаться и станет убрусом. В XII-XV веках женщины из богатых и знатных сословий используют целую комбинацию несколько уборов: повойник, убрус и поверх — кика или круглая шапочка с мехом по краям (особенно зимой). Передняя часть кики позже становится съемной и получает название очелья (хотя по данным некоторых историков очелье могло существовать и раньше, и одеваться прямо на повой [4]). Очелье особенно богато украшается жемчугом, бисером и т.д. У женщин украшения крепились уже не к волосам (как это бывало у девушек), а прямо к головному убору. Сначала это различные височные украшения, а к XIV — XV векам самыми распространёнными становятся рясы.
   Женщины менее богатые и знатные в XI-XII веках и позже чаще носили сороки и менее дорогие убрусы, без богато-украшенной кики. Что касается платков, то как самостоятельный женский убор его начинают использовать где-то с XVII века. Тогда он начинает вытеснять убрусы и головные полотенца, становясь основным убором.

Повязка

    Повязка (=»налобник») — один из самых древних ленточных головных уборов (уже известен в X веке), представляющий собой полоску шёлковой, парчовой, бархатной или шерстяной ткани. Сначала — это просто кусок ткани, сложенный в несколько раз и завязанный на голове так, чтобы закрывать лоб или темя. Такую ленту часто украшали вышивкой.

   Несколько более сложную конструкцию имеет повязка с нашитыми сверху бляхами или лентами. На лбу или темени она могла иметь основу-подкладку длиной около 50 см. Под косой её завязывали верёвочками, а вниз, на спину, спускали уже сузившееся продолжение повязки- ленты. 
    Повязки носили девицы из небогатых сословий. Их одевали чаще всего по праздникам и даже на свадьбу, вместо венца. Замужние женщины также могли использовать повязки, но одевали их уже на покрытую голову.

(В.И. Суриков. Портрет Матвеевой. 1909. Акварель.)

Венец и обруч

На Руси девицы всегда носили крепившиеся на затылке узкие металлические обручи. К ним крепились височные кольца и другие украшения. Обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью и богато украшенный (бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным жемчугом и каменьями) становился венцом.  Венец также мог иметь три или четыре зубца и съемную переднюю часть, которая называлась очельем.

(Д.Левицкий.

Портрет Агафьи 1785 г.)

      Все височные украшения могли крепиться уже не только к волосам, но и к самому  венцу: сначала это височные кольца, а к XIV веку — подвески из бисера или драгоценных камней, которые получили название  рясы.
    Скорее всего, венец является продолжением венка, одного из самых древних девичьих украшений на Руси. Цветы венка крепились на берестяном или железном ободке и также обильно украшались перьями, бусами, золотом и лентами разных цветов.
      В древности венок девицы носили на распущенные волосы. Здесь он  неотъемлемая часть любого обряда, в котором принимает участие незамужняя девушка (сбор трав, прыжки через костёр). После проведения любого ритуала венок «полагается сжечь или бросить его подальше: на дерево, крышу дома или другого строения» [1].

     Однако чаще всего венец — это головной убор девушки, надеваемый ею на свадьбу или по праздникам. Как известно, главной красой девичьей на Руси была её коса, а потому в большинстве девичьих уборов макушка оставалась на голове открытой. Если девушка могла носить венец, она была незамужней. Отсюда венец — символ девичества. Выходя замуж, девица прощается со своим венцом или его похищает жених (обычай):

              Ах ты, братиц мой, ясный сакол!
Ты вспань на добра коня,
Дагонь яснова маева сакола
Атыми мой залот вянец!
                                                   /Песня Псковщины/

     Венец — очень древний головной убор. Само слово «венец» происходит от русского «венить»=»заниматься жатвой». «Жатва — вечная забота хлеборобов, а потому брачащийся получал помощницу «на вено» (=»на жатву»), за что и должен был заплатить родителям выкуп» [2], так как они своей помощницы лишались. Обряд венчания также происходил с использованием венков. Надев венки из цветов, жених и невеста ходят вокруг цветущего кустарника (обычно венчание происходило весной, когда особенно славился Руссами бог Ярило). Отсюда же пошла поговорка: «Вокруг куста венчаны».

(М.В. Нестеров.

Смерть Александра Невского. 1900 г.)

Повой и убрус

     Повойник (волосник; подубрусник) — это старинный головной убор замужней женщины, который был известен уже в X веке. Первоначально представлял собой полотенце, которым женщины полностью покрывали голову, а иногда шею и плечи. Поверх, на голове, для закрепления надевалась повязка или лента. Интересно, что для украшения женщины использовали сплетённые из шерсти косы, которые затем могли комбинироваться с височными украшениями.
    Несколько позже (XV-XVI века) под повойником уже понимают подобие шерстяной шапочки, напоминавшей чепец, стянутый на затылке верёвочками или закреплённый на голове шерстяной лентой. Под него полностью убирались волосы, а сверху ещё надевался убрус — вышитое полотняное, а у знатных женщин — шёлковое, белое или красное полотно, концы которого богато украшались жемчугом и спускались на плечи, грудь и спину.

Кокошник и кика

    Впервые само название «кокошник» встречается в документах XVI века. Слово «кокошник» происходит от древнеславянского слова «кокош», означающего курицу-наседку или петуха.  Тем не менее уже в погребениях Новгорода, относящихся к X-XII веку встречаются некоторые подобия кокошника: твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей.

(К. Маковский.

Боярыня.)

      Кокошники считаются головными уборами замужних богатых женщин, учёные полагают, что крестьянки того времени вместо них предпочитали носить убрусы и сороки.
     Существует множество кокошников. На каждой территории имеются свои особенности: кокошники отличаются по форме и украшениям. В Центральных районах России были треугольные, кокошники, напоминавшие полумесяц, на севере — однорогий конус (=»шишак»), в южных — двурогий (разные виды кокошников см. на рис. «Под венец»). «Твёрдая часть кокошника часто пришивалась к шапочке, которая полностью закрывала голову. Очелье кокошника могли украшать жемчугом, бисером и цветным стеклом в металлической оправе» [1], а к вершине прикрепляли покрывало из кисеи, падающее на плечи. 
   Часто поверх кокошника одевали платок (завязывали у подбородка или закалывали).

(Н. Неврев.

Бытовая сцена 17 века.)

   Кокошники также украшали жемчужными поднизями, которые крепились к передней части очелья и спускались на шею и лоб (см. рис. слева). Разновидностью кокошника можно считать кику (см. рис. справа), по форме напоминавшую птицу. Её название происходит от названия лебединого крика (кликать, кричать). Кика получила распространение около XV века, будучи тогда убором цариц. Её надевали поверх повойника. Главным её отличием от кокошника можно считать то, что она представляла собой твёрдую шапку с плоским верхом. Иногда имелись по бокам части, прикрывавшие уши. 

Сорока

    Сорока (кичка, рога) — один из самых древних русских головных уборов замужней женщины. По данным археологических раскопок сороку носили в XII веке и уже тогда она была широко распространена по всей территории России. Обычно сорока состояла из следующих частей: кичка, сорока, позатылник, налобник, платок. Кичка — круглая холщовая шапочка, на её передней, лобной, стороне прикрепляли твёрдую часть из луба (подкорье липы или вяза), деревянных дощечек, бересты или других материалов. Верхняя, возвышающаяся над шапочкой часть называлась кичкой (или «роги», «сдериха»). Они были самых разных форм: лопатообразной, полукруглой и в виде рогов. Рога — издавна символ плодородия, возможно, такой же смысл они несут в сороке.
    Сама сорока представляла собой вытканное длинное полотно которое крепилось на кичке и спускалось ниже на спину и плечи. Позатылник — ткань на твёрдой основе, уложенный сзади, чтобы прикрывать волосы на затылке. Налобник — расшитая полоска, которая закрывала лоб, кончики ушей и виски. Поверх сороки ещё завязывался платок.

(Неизвестный художник. Женщина с мальчиком у колодца.)


—- Последние изменения от 30.09.06—-


© Ольга Фёдорова, 2006


[1]  И.И. Шангина. Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург. Изд-во: «Азбука-классика», 2003 год.
[2]  А.Н. Афанасьев. Мифология Древней Руси. Поэтические воззрения славян на природу. Москва. Изд-во: «Эксмо», 2005 год.
[3]  Н.М. Каминская. История костюма.
[4]  Л.Н. Пушкарёва. Женщины Древней Руси.

Наверх


Архив новостей | Одежда | Вооружение| Устройство избы | Звери и птицы | Травник | Гостевая книга | Ссылки

В случае, если Вы заметили ошибки или неточности, а также, если у Вас есть дополнительная информация по теме или иллюстрации, пишите.
Перепечатка материалов возможна только при активной гиперссылке на сайт-источник.
 

larussie.narod.ru

Старинный головной убор женщин

В старину наряд женщины мог ее полностью охарактеризовать. Каждому сословию и району проживания были присущи свои своеобразные элементы. По наряду и головному убору можно было узнать, девушка замужем или нет, богатая она или принадлежит к низшему сословию, даже различную одежду носили женщины в разных возрастных периодах своей жизни.

В статье мы рассмотрим, какие старинные головные уборы существовали, кто их надевал, чем они отличались, кому принадлежали. Ведь именно с помощью головного убора женщина старалась выглядеть эффектно, привлекать к себе внимание окружающих, поэтому они тщательно украшались и красиво расшивались.

Накосник

Молодые девушки в старину обычно плели косы. Единственным украшением такой прически был накосник. Самая популярная форма такого старинного головного убора была треугольной.

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Делали его из бересты и обшивали материей, снабжали по бокам лентами, на которых изделие и крепилось к основанию косы девушки. Чтобы привлечь внимание к своей персоне, накосник старательно украшался вышивкой, бисером, разнообразными подвесками, кружевными деталями.

Венец

По традиции, молодые девушки не должны были полностью прикрывать голову. Поэтому следующим старинным головным убором, который использовали незамужние девушки на Руси, был венец. Еще его называют обручем или повязкой на лоб, челкой (от того, что повязку надевали на лоб, чело).

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

При таком уборе волосы оставались видны. Парни могли любоваться красивыми девичьими косами. Украшали его по-разному. Делали вышивку, цепляли различные подвески и колечки, медальоны из металла. Украшали лентами и куском парчи. Это мог быть простой прямоугольник, вырезанный из бересты или липовой коры, платок, сложенный в виде полоски. Единственное требование – чтобы не закрывались волосы. Ведь только замужние женщины прятали свои косы под платок. Девушки не могли покрыть голову даже в морозные дни.

Корона

Такой старинный головной убор надевали девушки в особо торжественные и праздничные дни. Изготовлялось изделие на основе металлического каркаса. Внешне оно напоминало корону, отсюда и его название. На венце делали зубья, так называемые городки, которые напоминают современным людям корону. Такие венцы были высокими, до 10 см в высоту, особенно в районе лба, что очень эффектно подчеркивало облик девушки.

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

В зависимости от благосостояния ее семьи, использовали и разные украшения. Это могли быть жемчуга и драгоценные камни, бисер и простая вышивка. Потенциальные женихи на торжествах, конечно же, обращали на них особое внимание. Часто после таких праздников засылались сваты к невестам в дом.

Старинные головные уборы замужних женщин

Во время свадебного ритуала подружки невесты расплетали ей косу и делали взрослую прическу. Это действие сопровождалось плачем и причитаниями о потере свободы и любимой подружки, у которой теперь совсем не будет времени на них. После свадьбы женщина должна была покрывать голову. Было в старину для замужних женщин несколько традиционных головных уборов. Это и знаменитые кокошники, повойники, кички (рогатые, копытообразные и лопатообразные), шлыки и каптуры, сороки и подкапки. Рассмотрим старинные головные уборы замужних женщин на Руси подробнее.

Кокошник

Это высокий и расшитый головной убор, который надевали на праздники древние русичи. Происхождение слова обязано древнерусскому слову – «кокош» (петух). Форма этого старинного русского головного убора действительно напоминает гребень этой величественной птицы. Некоторые историки считают, что такой головной убор имеет византийские корни. Ведь тогда были тесные связи между Русью и Византией.

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Кокошники имели различную форму: полукруглые, треугольные, заостренные и тонкие, похожие на девичий венец. Украшали их в зависимости от своего социального положения. Их надевали и на платки, и просто на голову, но обязательным условием для замужних женщин являлись полностью спрятанные волосы.

Кичка

Название «кичка или кика» – старинного головного убора женщин – происходит от старославянского термина «кыка», что означало – волосы. Это наиболее древний головной убор славянских женщин. Многие носили рогатую кичку, отсюда и пошло выражение – кичиться, то есть задирать нос. Говорили так потому, что высота кички иногда достигала 30 см, и женщинам приходилось очень ровно держать голову, чтобы вес головного убора не наклонял его вниз. Существовал обычай надевать кичку только после рождения первенца.

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Первое упоминание про такой старинный головной убор русских замужних женщин историки обнаружили в одном из документов, датированных 1328 годом. Кичка прикрывала волосы. В передней ее части имелась твердая деталь, сделанная из бересты и даже дощечек, иногда туда вставлялись куски плотной материи, сложенные в несколько рядов и прошитые вместе.

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Делали их разной формы: лопатки, копытца, рогов. Задняя часть прикрывалась тканью, подзатыльник вышивался и украшался бисером. Косы укладывались вокруг головы и прятались под кичку. Позже священниками было запрещено посещение женщинами в рогатых кичках церкви, так как такой головной убор считался языческим.

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Сначала носили рогатую кичку, постепенно она переросла в лопатообразную и в форме копытца. Налобная часть такого головного убора имела форму подковы или копыта и обтягивалась красиво украшенной тканью. Прикреплялась такая часть вокруг головы, поверх «шапочки» с помощью шнурков, лент. Считалось, что такая подкова на голове защитит обладательницу от дурного взгляда. Была традиция вешать подковы и над дверным проемом, делалось это с той же целью.

Повойник

Один из самых распространенных старинных головных уборов русских женщин – это повойник. Похож он на шапочку, которая прикрывает волосы полностью. Известен такой вид убора еще с XIII века. Делали его из цветной материи. Он считался нижним элементом, поверх него всегда надевался убрус, или кокошник, или сорока. А с XIX века его уже активно используют в качестве самостоятельной детали женского туалета.

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Делали его на все случаи жизни. Были домашние повойники из простой ткани, без всяких украшений. На праздники надевали изделия, украшенные вышивкой, стеклярусом, позументом, бисером. Изготавливали праздничный вариант из парчи, атласа или шелка, зимние варианты шили из бархата и кашемира. Некоторые повойники по форме напоминают современные детские чепчики, которые завязывались на затылочной части головы или под подбородком тесемками.

Есть еще одна разновидность повойников – изделие выполнено из одного цельного куска материи, который на темени собирался в складки и затягивался на затылочной части тесьмой.

Сорока

Такой интересный головной убор применялся с XVII века, в основном, его носили жительницы Тульской губернии. Многие историки называют этот вид старинных головных уборов русских женщин разновидностью кик.

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Назвали головной убор из-за схожести с известной птицей. Имелись и яркие «крылья», и задняя часть, похожая на хвост, который делали складчатым. Внешне задняя часть такого головного убора напоминала оперение павлина. Надевали его убор в праздничные дни, украшая специальными яркими розетками из лент, надетыми сзади на поневу. Носили сороку женщины, которые недавно вышли замуж, и где-то 2-3 года после свадьбы. В тульских музеях можно рассмотреть многочисленные виды такого яркого и красивого наряда.

В статье мы подробно рассмотрели основные старинные головные уборы, которые полюбились русским женщинам. Многие используются и сейчас модными дизайнерами мира.

fb.ru

Старинный женский головной убор. Как одевались женщины на Руси

Старинный женский головной убор, как и вся одежда тех времен, отображал обычаи и мировоззрение русского народа, а также его отношение к природе и всему миру. Некоторые элементы одежды в старину заимствовались у других народов, хотя в большей степени русские костюмы имели свой, особенный стиль.

Как одевались женщины на Руси

Главной составляющей женской одежды являлась рубаха или сорочка. Первая представляла собой своеобразное нательное нижнее белье и делалась исключительно из толстой и грубой ткани. Вторая же всегда шилась из тонких и легких материалов. Сорочки в основном носили богатые женщины, а на остальных всегда были надеты рубахи. Вместе с этим девушки носили холщовую одежду, именуемую «запоной». По виду она напоминала согнутый вдвое кусок ткани с небольшим вырезом для головы. Запона надевалась поверх рубахи и подпоясывалась. В холодное время года жительницы Руси носили меховые кожухи. В честь различных празднований они облачались в долгорукавки — специальные рубахи. Вокруг бедер женщины оборачивали ткань из шерсти, перехватывая ее на талии поясом. Такая часть одежды получила название «понева». Чаще всего она была сделана в клетку. Расцветки поневы в разных племенах отличались.

Старинные головные уборы женские на Руси

Во времена Древней Руси мужчины всегда носили одни и те же шапки, а вот женские головные уборы классифицировались на девичьи и предназначенные для замужних дам. Каждая девушка должна была строго соблюдать стиль и правила ношения одежды. Все виды старинных женских головных уборов перечислены и описаны ниже. Повязки и тесемки Традиционный девичий головной убор не был предназначен для того, чтобы закрывать макушку обладательницы. Он оставлял достаточно большую часть волос открытой. С самых ранних лет девочки на Руси носили обычные тесемки, сделанные из материи. В более старшем возрасте им приходилось носить другие девичии женские шапки вязаные оптом – повязку (перевязку). В отдельных районах ее часто называли увяслом. Этот элемент полностью обхватывал лоб и закреплялся на затылке с помощью узла. Как правило, такие повязки создавались из бересты, шелковых лент, а также парчи. Их владелицы украшали свои головные уборы стеклярусом, вышивкой, драгоценными камнями и золотом.

В переписи имущества дочери одного из русских царей, Алексея Михайловича, была упомянута «перевязочка, низанная жемчугом». Нередко встречались повязки, налобная часть которых отличалась особым украшением, выполненным в виде какой-либо фигуры или узорчатого узла. Венчик Еще одной разновидностью старинного женского головного убора является венец (венчик). Он произошел от венка, который составляли из разных цветов. Согласно верованиям предков, этот убор оберегал от нечистой силы. Делали венчики из тоненькой металлической ленты, ширина которой не превышала 2,5 сантиметра. Также для этого использовались бронза и серебро. По внешнему виду такой головной убор был похож на повязку, но единственным отличием были крючки для ленты или шнурка, чтобы крепко завязывать венчик на затылке. Нередко венец украшали узорами с зубцами наверху. На большие праздники девушки надевали уборы, украшенные нитями жемчуга, свисающими вдоль щек, – так называемые рясочники. Именно такое украшение было на свадьбе у царицы Евдокии Лопухиной.

Теплая шапка

В холодное время года на головах девиц можно было увидеть шапки, которые в те времена именовались столбунцами. Из них на спину выпадала длинная девичья коса, украшенная, в свою очередь, лентой красного цвета.

Убор после замужества

Старинные женские головные уборы выполняли не только эстетическую функцию – они служили своеобразным показателем и статуса, и семейного положения красавицы. Как только девица выходила замуж, этот элемент наряда сразу менялся. Происходило это по той причине, что после замужества вся красота жены принадлежала лишь ее мужу. Иноземцы, посетившие русские земли, описывали свадебный обычай так: во время празднования мужчина набрасывал на голову своей избраннице платок и тем самым демонстрировал, что отныне он становился ее законным мужем. Платок, или убрус Этот старинный женский головной убор особенно нравился девушкам https://sitnik54.ru. В разных регионах его называли по-разному. Среди наиболее распространенных наименований: ширинка, полотенце, подширье, наметка, фата и так далее. Этот платок состоял из достаточно тонкого полотнища прямоугольной формы, длина которого достигала пары метров, а ширина была около 50 сантиметров. Один из концов убруса всегда украшался вышивкой шелковыми нитями, серебром, золотом. Он свисал на плечо и никогда не прятался под одежду. Второй же конец был предназначен для того, чтобы обвязывать им голову и скалывать внизу подбородка. В 10-11 веках было принято поверх такого платка помещать красивый набор ювелирных мелочей – висячие кольца и всевозможные украшения.

Другие интересные статьи

Как сделать французский маникюр в домашних условиях…

Щебень: виды, характеристики, области применения и отзывы…

venalus.ru

Виды старинных головных уборов и правила их ношения (21 фото) . Чёрт побери

Женские головные уборы — важнейшая и обязательная часть повседневной и праздничной русской одежды. Головной убор мог многое рассказать о своей владелице, т.е. он являлся «говорящей» частью национального костюма. Попробуем разобраться в правилах ношения и видах женских головных уборов.

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

По головному убору можно было определить из какой губернии женщина прибыла, каково ее социальное положение, примерный достаток, но самое главное — замужем ли она или девица на выданье.

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Разделения в прическах у молодых незамужних девиц и замужних женщин было очень четким. Девушка всегда носила одну косу и обязательно (в теплое время года) открывала макушку и саму косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и при этом скрывать волосы от посторонних глаз. В те времена даже существовал такой свадебный ритуал — девичью косу распускали и затем переделывали под особую женскую прическу.

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Косы девушки украшали лентами, но основная красота женской прически — длинные, блестящие, здоровые волосы по которым женихи могли судить о здоровье потенциальной невесты. Две косы у замужней женщины символизировали пару — муж и жена. Голова замужней женщины всегда должна была быть покрыта платком или головным убором, не дозволяющим даже пряди выпасть из-под него.

Огромным позором считалось опростоволоситься — т.е. остаться с непокрытой головой. Даже если покров срывался случайно, например во время ссоры, женщина имела право обратиться в суд за наказанием обидчика.

Косы расплетались лишь во время магических обрядов, во время родов или на похоронах родителей.

Старинные головные уборы

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Платок на голове замужней женщины, особенно после Крещения Руси, считался символом женской чистоты и благородства, покорности и смирения перед мужем и Богом.

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Также считалось, что замужняя женщина демонстрировала платком свою зависимость от мужа, и посторонний мужчина не мог ее тронуть или побеспокоить. Платок давал женщине ощущение защищенности, безопасности, принадлежности мужу, а также добавлял женственности, скромности и целомудрия.

Основной женский головной убор девушек имел единую основу — венок (перевязка, очелья)

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Коруна (коруна, обруч, чильце, почелок, ряска, венец) — славянский девичий головной убор, из того же ряда, что и венок

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Кичка — головной убор на твердой основе, отличалась разнообразием и фантазийностью решения. Только по форме различают кички рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала и пр.

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Борушка (морхатка, моршень, сборник) — головной убор замужних женщин, относящийся к типу кокошников-сборников. Мягкая шапочка, расшитая золотыми и серебряными нитями

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Сорока — старинный русский головной убор замужних женщин

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Намётка (намитка) — старинный традиционный женский головной убор восточных славян. Представляет собой полосу из очень тонкого белого кужельного полотна, завязанного особым образом вокруг головы

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Повойник (повой, повоец от повивать; укр. очіпок; белор. каптур) — старинный головной убор замужних женщин, представлявший собой полотняную шапочку, иногда с твёрдым очельем, украшенным галуном, полностью закрывавший волосы, заплетенные в две косы

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Убрус — часть головного убора замужней женщины — полотенце, прямоугольное полотнище 2 метра в длину и 40-50 см в ширину, богато украшенное вышивкой

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Укладывался вокруг головы поверх подубрусника (мягкой шапочки, закрывавшей волосы) и завязывался или закалывался булавками.

Кокошник — самый известный женский головной убор. Правда, в том виде, каким мы его привыкли видеть ( у Снегурочки, например, с косой наружу) — современная выдумка. Кокошник в своем первоначальном виде — шапочка на голову

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Однорогий кокошник — богатый головной убор для замужней женщины, волос сзади прятались под платок. Вышивка, количество драгоценностей и размер показывал социальное положение женщины

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Основа кокошника делалась из проклеенного или простеганного холста или картона. Сверху основа обтягивалась тканью и украшалась вышивкой, фольгой, бисером, драгоценными камнями, цветами, жемчугом. Часто вышивкой покрывалась затылочная часть кокошника.

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Кокошник представляет собой начельник (полукруг с лицевой стороны) и волосник или донцо (шапочка сзади). Сзади кокошник завязывался лентами. По краям кокошника могли быть жемчужные нити — рясны, а спереди сетка из жемчуга — поднизь.

Двурогий кокошник

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Однорогие кокошники (крайний справа — с шишками — олицетворение плодородия)

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Кокошник — праздничный головной убор и бывает он разных видов: однорогий, двурогий и седлообразный кокошник, а также в виде шапочки с плоским дном и высоким очельем

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Старинные женские праздничные наряды

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

chert-poberi.ru

старинные девичьи головные уборы — Славянская культура

Представляю вам подборки русских праздничных головных уборов девушек и женщин. На эту красоту невозможно смотреть без восторга — золотное шитье, обилие жемчуга и других украшений, потрясающее разнообразие моделей. Девичьи уборы отличались тем, что оставляли голову или хотя бы макушку открытой. 

Женские уборы полностью закрывали волосы, поскольку считалось, что замужним волосы показывать нельзя. Кокошник — убор для замужних женщин, но его часто путают с венцом (короной/коруной), который носили девушки. По фото будет видно, в чем разница. Итак, начнем с девичьей красоты.

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

 Девичья повязка, Архангельская губерния

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Перевязка, Олонецкая губерния

Корона с поднизью, Олонецкая губерния (Государственный Эрмитаж)

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Корона с поднизью и сережки, Олонецкая губерния (Музей изобразительных искусств Республики Карелия)

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Девичья коруна, Русский Север

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Девичий венец, Архангельская губерния

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Девичий венец (собрание Н. Шабельской, США, Институт костюма музея Метрополитен)

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Девичий венец, вид сзади

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Девичий венец, Костромская губерния (Государственный Эрмитаж)

Старинные женские головные уборы на руси – (21 )

Девичий венец, Костромская губерния (собрание Н. Шабельской, США, Музей искусств Бостона)

В следующей подборке я покажу женские головные уборы.

www.livemaster.ru/topic/1097685-rus-prekrasnaya-starinnye-devichi-golovnye-ubory?vr=1&inside=0

Похожие статьи:

Русский народный костюм → Национальная фофудейная идея

История → Почему мы называемся славянами и русскими?

Книги → Мотивы Русской архитектуры – альбом русской архитектуры 19-го века

Русский народный костюм → Чувашский костюм

Русское дело → Русские и русскость

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru