Кавказский головной убор – Папаха кавказская – виды и как правильно выбрать кавказскую папаху?

Папаха кавказская – виды и как правильно выбрать кавказскую папаху?

На Кавказе всегда было почетно носить головной убор. Ведь не зря же говорят: «Если у тебя есть голова, то на ней должна быть папаха». Конечно же, времена меняются, а с ними и нравы. Сегодня уже не так часто вы встретите человека с красивой и прямой осанкой, голову которого украшает кавказская папаха.

 

Действительно, папаха – это украшение и олицетворение чести для мужчины. Каких-то лет 20-30 назад были распространены очень любопытные традиции в предместьях Кавказа. Например, никто и ни при каких обстоятельствах не имел права снимать с головы чужую папаху. Это расценивалось как оскорбление хозяина головного убора и очень часто влекло неприятные последствия.

 

Но, не все традиции, которые касались ношения папахи, были такими жесткими. В старину парень, который хотел показать девушке свои чувства прибегал к двум способам – либо он говорил ей лично об этом в танце, держа при этом в зубах  кавказский кинжал, либо же подходил под ее окна и забрасывал свою папаху. Если девушка оставляла ее у себя, то считалось, что она принимает предложение руки и сердца, если же головной убор вылетал из окна обратно хозяину, то парень понимал, что его предложение отвергнуто.

 

Папаха кавказская – классификация по видам и качеству материала

Стоит отметить, что не всегда папахи на Кавказе были такими, какими мы привыкли видеть их сегодня. В 19 веке наибольшее распространение среди мужского населения горного края получили следующие виды папах: тканевые, сочетание ткани и меха, меховые, войлочные. Впоследствии именно меховые шапки и папахи вытеснили все остальные виды.

Сегодня папахи классифицируются на следующие виды:

1. Каракулевая – считается самым ценным и желанным. Хотя, и здесь есть очень много подводных камней. Найти папаху из настоящего каракуля – занятие не из легких. Очень многие продают под видом высококачественного каракуля подделки. В статье о каракулевых папахах и шапках вы можете прочитать о видах и том, как правильно и быстро определить качество каракуля. Посмотрите интересное видео кавказских головных уборах:

 

 

2. Классическая (чабанская)

– самый распространенный вид головного убора на Кавказе, особенно в горной части. Часто этот головной убор называют «народная шапка» в силу того, что не очень сложна в изготовлении. Есть много видов и подвидов таких папах, многие из них представлены в категории «Чабанские папахи».

3. Казачья папаха – еще один вид, который получил широкое распространение на Кавказе, за исключением национальных республик. Этот головной убор пользуется особой популярностью у Терских и Кубанских казаков, что естественно.

Кроме видовой классификации, существует и разделение по изготавливаемому материалу внутри самого вида. Те же каракулевые папахи чаще всего изготавливаются из натурального каракуля трех сортов: Валек, Пулат и Антика. Мы не берем в счет искусственный каракуль либо дешевый молдавский. Кавказские мастера в своей работе используют только натуральные сорта каракуля.

Классические (чабанские) папахи изготавливаются из козлиной, овечьей и бараньей шкуры. Обыватели классифицируют эти папахи по внешним признакам: цвет (белый, черный, бурый), лохматость, наличие либо отсутствие запаха шкуры, длина шерсти и т.д.

Пример чабанской папахи из натуральной козлиной шкуры белого цвета:

 

 

Пример чабанской папахи из натуральной бараньей шкуры черного цвета:

 

 

Профессионалы же в своей практике пользуются совсем другими критериями (хотя, все вышеназванные тоже имеют значение): наличие либо отсутствие пролысин, густота шерсти, наличие завитков, аккуратность пошива, наличие шнурка для регулировки размера.

Все эти нюансы мы старались учесть при выборе мастера для изготовления папах, представленных в нашем интернет-магазине. За 2,5 года через наши руки прошло уже свыше 2000 папах и это позволяет нам утверждать, что при выборе папахи главным критерием отбора должно быть – качество использованного материала и аккуратность пошива.

Если вы набрали в поисковой системе что-то типа – папаха купить, то будьте уверены, что попали именно туда, где можно выбрать кавказский головной убор по своему вкусу высочайшего качества. Все представленные у нас папахи изготавливают настоящие профессионалы – народные мастера Дагестана – Салман Рабаданов и Якуб Ахмедов. Это люди, которые на протяжении десятков лет занимаются шитьем папах и в общем уже сшили свыше 40 000 экземпляров!

 

kavkazsuvenir.ru

Что горцы и казаки должны знать о папахе

Не просто шапка

Папаха - это не просто шапка. Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором, задача которого только сохранять тепло. Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости. На Кавказе говорят: "Если голова цела, на ней должна быть папаха", "Папаху носят не для тепла, а для чести", "Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой". У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи - это шашка и папаха.

Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе - практически никогда. Нельзя снимать папаху, когда кого-то о чем-то просят, единственное исключение - когда просят прощения кровной мести. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама "воспитывает" человека, заставляя его "не гнуть спины".

В Дагестане была также традиция делать при помощи папахи предложение. Когда юноша хотел свататься, но боялся делать это открыто, то мог закинуть папаху в окно девушке. Если папаха долго не вылетала обратно, то молодой человек мог рассчитывать на благоприятный исход.

Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности.

Забавный факт: Известный азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи.

Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе. Рассказывают, что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и говорил: "Махмуд на месте, можем начинать".

russian7.ru

Папаха кавказская: обычаи и традиции

Ещё относительно недавно папаху принято было считать неотъемлемым аксессуаром гордых горцев. По этому поводу даже говорили, будто этот головной убор должен находиться на голове, пока она находится на плечах. Кавказцы вкладывают в данное понятие гораздо большее содержание, чем привычная шапка, даже сравнивают её с мудрым советчиком. Папаха кавказская имеет свою историю.

Кто носит папаху?

Теперь редко кто из представителей современной молодежи Кавказа появляется в обществе в папахе. А ведь ещё каких-то несколько десятков лет до этого кавказская папаха ассоциировалась с мужеством, достоинством и честью. Прийти с непокрытой головой на кавказскую свадьбу в качестве приглашенного – это расценивалось как оскорбительное отношение к гостям торжества.

Когда-то кавказскую папаху любили и уважали все – и стар, и млад. Нередко можно было обнаружить целый арсенал папах, как говорится, на все случаи жизни: например, одни – для повседневного ношения, другие – свадебный вариант, третьи – на случай траура. В итоге гардероб насчитывал не меньше десяти разных шапок. Выкройка кавказской папахи была у жены каждого настоящего горца.

Военный головной убор

Кроме джигитов, папаху носили также казаки. У военнослужащих русской армии папаха был одним из атрибутов военной формы некоторых родов войск. Она отличалась от той, которую носили кавказцы – низкая меховая шапка, внутри которой имелась подкладка из ткани. В 1913 году невысокая папаха кавказская стала головным убором во всей царской армии.

В советской армии папаху, согласно уставу, положено было носить только полковникам, генералам и маршалам.

Обычаи кавказского народа

Было бы наивным думать, что папаха кавказская в том виде, в котором её все привыкли видеть, не изменялась в течение веков. В действительности пик её развития и наибольшего распространения приходится на окончание 19-го – начало 20-го веков. До указанного периода головы кавказцев покрывали тканевые шапки. Вообще, различали несколько видов головных уборов, которые изготовляли из следующих материалов:

  • войлок;
  • ткань;
  • мех;
  • совмещение меха и ткани.

Малоизвестным является тот факт, что в 18-м веке некоторое время представители обеих полов носили почти одинаковые головные уборы. Папаха казачья, папаха кавказская – эти головные уборы ценились и занимали почетное место в гардеробе мужчин.

Шапки из меха постепенно начинают доминировать, приходя на смену остальным видам этого предмета одежды. Адыги, они же черкесы, до начала 19-го века ходили в шапках из войлока. Кроме того, распространенными были остроконечные башлыки из сукна. Турецкие тюрбаны тоже со временем видоизменились – теперь уже меховые шапки обматывались белыми узкими отрезками ткани.

Аксакалы трепетно относились к своим папахам, содержали почти в стерильных условиях, каждую из них специально укутывали чистой тканью.

Традиции, связанные с этим головным убором

Обычаи народов кавказского региона обязывали каждого мужчину знать, как правильно носить папаху, в каких случаях надевать ту или иную из них. Можно привести немало примеров взаимосвязи кавказской папахи и народных традиций:

  1. Проверка того, действительно ли девушка любит парня: надо было постараться закинуть свою папаху ей в окно. Способом выражения искренних чувств по отношению к представительнице прекрасного пола служили также кавказские танцы.
  2. Романтика заканчивалась тогда, когда кто-то кому-то сбивал папаху. Такой поступок принято считать оскорбительным, он мог спровоцировать серьезный инцидент с очень неприятными для кого-то последствиями. Папаха кавказская уважалась, и ее нельзя было просто так срывать с головы.
  3. Человек мог оставить где-нибудь по забывчивости свою шапку, но не дай Бог кто-то её тронет!
  4. Во время спора темпераментный кавказец снимал папаху со своей головы, и разгорячено бросал её возле себя на землю. Это могло означать только то, что мужчина убежден в своей правоте и готов ответить за свои слова!
  5. Чуть ли не единственный и очень действенный поступок, который способен остановить кровопролитное сражение горячих джигитов – это брошенный у их ног платок какой-нибудь красавицы.
  6. О чём бы ни просил мужчина, ничто не должно вынудить к тому, чтобы снять свою папаху. Исключительный случай – простить кровную месть.

Кавказская папаха в наши дни

Традиция носить кавказскую папаху с годами отходит в небытие. Теперь придется отправиться в какое-нибудь горное село, чтобы убедиться, что она всё-таки окончательно не забыта. Может, и повезёт увидеть её на голове местного молодого человека, который решил пощеголять.

И в среде советской интеллигенции встречались представители кавказских народов, которые чтили традиции и обычаи своих отцов и дедов. Ярким примером может служить чеченец Махмуд Эсамбаев – народный артист СССР, знаменитый балетмейстер, хореограф и актер. Где бы он ни был, даже на приёмах у руководителей страны гордого кавказца видели в его папахе-короне. Существует не то быль, не то легенда, якобы Генеральный секретарь Л. И. Брежнев начинал заседание Верховного Совета СССР только лишь после того, как среди делегатов находил глазами папаху Махмуда.

Можно по-разному относиться к ношению кавказской папахи. Но, вне всяких сомнений, должна оставаться незыблемой следующая истина. Этот головной убор народов тесно связан с историей гордых кавказцев, традициями и обычаями дедов-прадедов, которые каждый современник должен свято чтить и уважать! Кавказская папаха на Кавказе - больше чем головный убор!

fb.ru

ЭТО НЕ ПРОСТО ШАПКА.: picturehistory — LiveJournal



И для горца, и для казака папаха - это не просто шапка. Это предмет гордости и чести. Папаху нельзя обронить или потерять, ей казак голосует на кругу. Лишиться папахи можно только вместе с головой.

Не просто шапка
Папаха - это не просто шапка. Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором, задача которого только сохранять тепло. Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости. На Кавказе говорят: "Если голова цела, на ней должна быть папаха", "Папаху носят не для тепла, а для чести", "Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой". У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи - это шашка и папаха.

Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе - практически никогда. Нельзя снимать папаху, когда кого-то о чем-то просят, единственное исключение - когда просят прощения кровной мести. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама "воспитывает" человека, заставляя его "не гнуть спины".

В Дагестане была также традиция делать при помощи папахи предложение. Когда юноша хотел свататься, но боялся делать это открыто, то мог закинуть папаху в окно девушке. Если папаха долго не вылетала обратно, то молодой человек мог рассчитывать на благоприятный исход.

Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности.

Забавный факт: Известный лезгинский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи.
Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе. Рассказывают, что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и говорил: "Махмуд на месте, можем начинать".

Виды папах


Папахи бывают разные. Они различаются как по виду меха, так и по длине ворса. Также в разных полках различаются виды вышивки верха папах.До Первой мировой папахи чаще всего шили из меха медведя, барана и волка, эти виды меха лучше всего помогали смягчить сабельный удар..
Также были и парадные папахи. У офицеров и подхорунжих они обшивались серебряным галуном шириной 1, 2 сантиметра.

С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи похожие на конус с коротким мехом. Можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период боевых действий - черного цвета. Также были запрещены папахи ярких цветов. У вахмистров, урядников и юнкеров по верху папахи была нашита крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме тесьмы, нашивался ещё галун по прибору.
Донские папахи - с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских-синего. В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом.

Кубанка, клобук, трухменка

Сама слово папаха тюркского происхождения, в словаре Фасмера уточняется, что азербайджанского. Дословный перевод - шапка. На Руси слово папаха прижилось только в XIX веке, до этого шапки подобного кроя назывались клобуками. В период Кавказских войн в русский язык перекочевало и слово папаха, но в то же время по отношению к высокой меховой шапке также использовались и другие названия, образованные от этнонимов. Кабардинка (кабардинская папаха) впоследствии стала кубанкой (её отличие от папахи, прежде всего, в высоте). В донских войсках папаху долгое время называли трухменкой.

Папаха с тумаком

Все мы знаем выражение: "Надавать тумаков". Тумаком назывался пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках. Перед боем в тумак было принято вкладывать металлические пластины, которые защищали казака от шашечных ударов. В пылу схватки, когда дело доходило до рукопашной, папахой с тумаком вполне можно было и отбиться, "надавать тумаков" неприятелю.

Каракуль

Самыми дорогими и почетными папахами считаются каракулевые папахи, которые также называют "бухарскими". Слово каракуль произошло от названия одного из оазисов, расположенных на реке Зерашван, протекающей в Узбекистане. Каракулем было принято называть шкурки ягнят каракульской породы, снятые через несколько дней после рождения ягненка.
Генеральские папахи делались исключительно из каракуля.

Возвращение папахи

После революции для казаков ввели ограничения в ношении национальной одежды. Папахи заменили буденовки, однако уже в 1936 году папахи снова вернулись как элемент одежды. Казакам было разрешено носить невысокие папахи черного цвета. На сукне в виде креста нашивалсись две полосы, у офицеров золотого цвета, у рядовых казаков - черного. Спереди папах, конечно, нашивалась красная звезда.
Терские, кубанские и донские казаки получили право служить в Красной армии, и на параде в 1937 году были и казачьи войска.
С 1940 года папаха и вовсе стала атрибутом военной формы всего высшего командного состава РККА, а после смерти Сталина папахи вошли в моду у членов Политбюро.


Алексей Рудевич

ТАКЖЕ:
История американского "бомбера".
Шотландский тартан: история в клеточку.
Десантные шлемы парашютистов Luftwaffe.
История польской "Конфедератки"

picturehistory.livejournal.com

Встречаем по одежке: что носили на Кавказе

Определить семейное положение, понять, из какой семьи человек и даже его профессию, раньше можно было по одежде. Читать наряд, как книгу, могли и народы Дагестана несмотря на то, что костюмов здесь было великое множество — как и национальностей. Сегодня старинные наряды выставлены в Национальном музее Дагестана им. А. Тахо-Годи и специалисты продолжают их изучать.

О традиционных нарядах нескольких дагестанских народностей мы расспросили научного сотрудника музея, специалиста по народным костюмам Разитту Гаджиханову.

Фото: Евгений Костин

Разитта Гаджиханова

Мужской костюм: все для удобства джигита

Традиционные мужские костюмы мало отличались у разных народностей Дагестана, да и вообще Северного Кавказа. Это были, как правило, рубаха, штаны, бешмет, черкеска, башлык и папаха.

— Бешмет — это одежда типа кафтанчика, прикрывающая бедра, с длинным рукавом и воротником-стойкой. Его надевали под черкеску. Позднее у нательных рубах появился такой же воротник-стойка, как у бешмета, и надевать под черкеску стали кавказские рубахи, — рассказывает Разитта Гаджиханова.

Черкеска, пожалуй, самый известный элемент одежды горцев. Она завершала образ воина.

— Даже после революции, когда некоторые горцы эмигрировали во Францию, жившие на чужбине дагестанцы имели черкеску. Это была отличительная особенность эмигрантов. Популярна черкеска была и в царской армии. Носили их и те, кто служил на Кавказе, в том числе Лермонтов и Толстой, — поясняет этнограф.

Шили черкеску из более плотной ткани, чем остальную одежду. Кроили ее свободной, чтобы было удобно садиться на коня.

Некоторые народы Дагестана, например кумыки, имели собственный фасон черкески — с дополнительной вытачкой. Этот прием позволял подчеркнуть статность фигуры и ширину плеч мужчины.

— Длина черкески могла быть разной. Молодые носили короче, взрослые — длиннее, — говорит Гаджиханова. — В какой-то период была мода на очень длинные, их надевали зажиточные люди.

На груди располагалась газырница — приспособление для хранения пороха.

Фото: Евгений Костин

Традиционный мужской костюм

— "Хазыр" в переводе с турецкого «готовый». Это были полые трубочки из дерева или из кости. Накрывались они чаще всего серебряным наконечником. Одной порции пороха хватало на один заряд, — говорит этнограф.

Газыри пришивались на черкеску с двух сторон, количество их могло быть разным, но не меньше семи штук с каждой стороны. На военной черкеске трубочки для пороха нашивали повыше: хороший воин на скаку мог вытащить газырь зубами и перезарядить пистолет.

Еще один характерный элемент мужского военного костюма — это башлык, капюшон. В холодную и ветреную погоду его надевали поверх папахи, закрывая шею. А молодые ребята с помощью шнурка прикрепляли башлык к нарядной одежде в качестве украшения. В танце этот летящий капюшон придавал особенную динамику движению.

Папах же у горцев было несколько — на разные случаи жизни.

— Каракулевую носили по праздникам. А в будни попроще. Высота головного убора говорила о состоятельности хозяина: чем выше, тем богаче, — объясняет Разитта Гаджиханова.

Верхней одеждой горцам служила знаменитая бурка. Она была обязательна в военных походах и как атрибут чабанов.

Обувь изначально была вязаной и кожаной. Последняя делалась из цельного куска кожи. Позднее появились сапоги без каблука — ичиги, а затем и с каблуком, на подошве, особенно во время Кавказской войны.

Существовала и особая культура ношения одежды. Ту же папаху, к примеру, было неприлично надеть набок. Так могли поступить только молодые мужчины. А когда мужчина выходил за ворота дома, он обязательно подпоясывался.

— Я смотрела на День Конституции на наших мужчин, так вот у них отсутствует культура ношения костюма, как у наших предков (по настоянию экс-главы республики Рамазана Абдулатипова чиновники надевали в День конституции Дагестана национальные наряды. — Ред.). Извините, если пояс живот поддерживает, он не на своем месте… Даже полный мужчина должен был подтягивать фигуру.

***

А вот женских традиционных нарядов в Дагестане было так много, что, по признанию самих этнографов, вряд ли кто сможет назвать точное их число — только головных уборов, чохто, существуют десятки. Общим для всех было правило: молодые девушки носили одежду ярких цветов, женщины постарше — приглушенных и темных. А вот различия существовали даже в пределах одного села. В Кубачи, к примеру, по узору на носочках можно было определить, к какому роду принадлежит девушка.

Фото: Евгений Костин

Для «Это Кавказ» Разитта Гаджиханова рассказала о трех женских костюмах: андийки, лезгинки и кумычки.

Костюм андийки: рога, монеты и узкие штаны

Андийцы — этнос, проживающий в горном Ботлихском районе Дагестана, который иногда причисляют к аварцам — создатели одного из самых удивительных женских нарядов. Головной убор у горянок здесь необычной формы — рогообразный.

— Он встречается также в Ботлихе, но немного отличается шириной. А больше нигде такого нет. — поясняет Разитта Гаджиханова. — Этот элемент остался еще с языческих времен — бык считался священным животным, а корова — символом плодородия.

Головной убор в виде полумесяца набивали шерстью или ватой и носили «рогами» вниз. Высота его могла доходить до 20 сантиметров. Шили это чохто из нескольких деталей: та, что в центре, была из парчи или шелка яркого цвета, по бокам — красная бязь или ситец. Такая конструкция на голове делала осанку женщины особенно статной, а походку плавной.

— Поверх головного убора накидывали покрывало, а не платок — они появились позднее. Так женщины одевались во многих аварских районах. Праздничные покрывала были белыми, а повседневные — темных цветов, — показывает этнограф.

Основной одеждой у всех горянок независимо от места проживания были нательная рубаха, туникообразное платье-рубаха свободного покроя и штаны.

— Штанишки были обязательным элементом любого костюма. У андиек — неширокие, узкие и даже на резиночке, или заправлялись в обувь, — объясняет специалист по народным костюмам.

Манжеты рукавов верхнего платья и подол украшали вышивкой из золотых и серебряных нитей, в основном использовали растительные мотивы. На нарядную одежду пришивали монетки, кольца, цепи. Считалось, что серебро служит оберегом.

Фото: Евгений Костин

Андийский женский костюм

Большинство аварок подпоясывали платье-рубаху матерчатым поясом определенного цвета: красного или черного, например. У женщин из селения Анди пояс мог быть любого цвета, но в тон штанов.

В условиях жизни в горах важна была многослойность: утром прохладно, в обед жарко, вечером холодно. Во время домашней работы женщина могла снять верхнюю рубаху. А если работа была в поле, то подол платья и длинные рукава застегивали на специальные пуговки, так, чтобы они не мешали. Верхнюю же одежду женщины почти не носили. Обычно накидывали платок, шаль или надевали несколько слоев одежды.

Обувь же была максимально теплой.

— В горных районах, в том числе аварских, была очень распространена вязаная шерстяная обувь с высоким голенищем, ярких цветов и со сложным узором. Носили также обувь из войлока, с загнутым острым носом.

Шили одежду как из тканей местного производства, которыми славилось село Анди, так и из привозных — с суконных фабрик русских мануфактур.

Костюм лезгинки: больше цвета

Одежда жительниц Южного Дагестана — лезгинок, табасаранок, цахурок, рутулок и агулок — отличалась яркими красками: красным, желтым, зеленым, фиолетовым. Это объяснялось влиянием культуры соседнего Азербайджана.

Фото: Евгений Костин

Лезгинский женский костюм

— У лезгинок были широкие штаны, они выглядывали как вторая юбка из-под платья. Сверху носили платье-рубаху, поверх него верхнее платье — бузму, рукава были узкие до локтя и широкие ближе к кисти. Иногда оба платья шились из одинаковой ткани. А в отделке часто использовали тесьму, — объясняет отличия лезгинского косюма этнограф.

Костюм завершал широкий серебряный пояс и массивные украшения из монет: цепи, медальоны. Мелкие монеты также пришивали к чохто, поверх которого голову покрывали большим платком, свисающим на плечи, шелковым или газовым.

— Раньше платки привозили в Дагестан из азербайджанского Гянджи. Сейчас там возобновили производство. Они уже отличаются, конечно, от тех, что были в XIX веке. Ткани не такие тонкие, как были прежде, — говорит Гаджиханова.

Для южного Дагестана была характерна и разнообразная вязаная обувь. Мужскую декорировали проще, женскую — богаче. Зажиточные лезгинки носили обувь без задника — мачи. Это тоже связывают с влиянием востока. У туфель были загнутые носки — чтобы удобнее было ходить по каменистым тропам и ничего не задевать.

Костюм кумычки: изящные платья, сапожки и шубы

У жительниц равнинного Дагестана, кумычек, платье всегда было длиной в пол. А у некоторых модниц нарядные платья были даже с небольшим шлейфом. Еще одно отличие — пояс был изящный, узкий: на европейский манер, говорят этнографы.

Повседневный костюм кумычек — это платье-рубаха — отрезное по линии талии, присборенное книзу или уложенное складками. Поверх него надевали распашное платье, чем-то похожее на мужской бешмет.

— Под распашное платье кумычки часто надевали специальный нагрудник в виде манишки, шили его из дорогой ткани, в основном бархатной, с металлическими украшениями в виде парных застежек. Контрастные сочетания цветов выглядели очень эффектно, — отмечает специалист по народным костюмам.

Фото: Евгений Костин

Кумыкский женский костюм

Рукав чаще был прямой, но позже от локтя стали вшивать второй рукав в виде крыла.

Нарядное платье кумычек называлось кабалай, его шили из бархата, плотного шелка или шерсти. На один такой наряд использовали 7−9 метров ткани. Отличительная особенность такого платья — вставка шириной 25−50 сантиметров. По форме она напоминала нагрудник, идущий до подола, с воротником-стойкой, который застегивался сзади.

А в начале XX века у кумычек получает распространение нижняя юбка — ее надевали под нарядное платье, чтобы придать фигуре трапециевидный силуэт.

Отличалась и верхняя одежда кумычек. Наряду с даргинками и в отличие, скажем, от аварок они носили шубы, причем с меховой отделкой из горностая.

— Верхнюю часть шубы кроили по фигуре, а нижняя состояла из клиньев. Прямые, чуть укороченные рукава имели широкую меховую оторочку. Горловина, борта, полы и низ рукавов по краю отделывались парчой, плотным шелком, галуном и мехом, — рассказывает Разитта Гаджиханова.

Головной убор состоял из чохто и верхнего кружевного платка, а со временем кумычки стали носить только платок — тастар.

Обувь же у кумычек была разнообразной, часто носили вышитые яркие сапожки.

Анастасия Расулова

etokavkaz.ru

Кавказский Узел | Все дело в шляпе

Все дело в шляпе

18:50, 09 июня 2012

 Мужские головные уборы на Северном Кавказе, как я уже писала раньше, очень красноречивы – они не только показатели социального статуса и материального  достатка, но и послание людям о самих себе. Почти что зашифрованный в материальном предмете текст. В период социальных изменений – войн и революций – мода на мужские головные уборы изменяется по своим собственным законам; с одной стороны, стиль «милитари», и так характерный для облика кавказских мужчин, получает свое дальнейшее развитие, с другой стороны, появляются новые «гибридные» формы традиционных вещей.

В период Отечественной войны и пребывания балкарцев, карачаевцев, ингушей и чеченцев в Средней Азии в связи с депортациями на Северном Кавказе распространяется гибридная форма меховой шапки. С одной стороны – похожа на папаху, с другой – шапка-ушанка. Такая меховая шапка, действительно, была похожа на папаху, расширялась сверху, но при «виде сверху» обнаруживались уши, как у шапки-ушанки, которые никогда ни при каких условиях не опускали вниз.

"Мужская зимняя ушанка «Кавказ» - непобедимый мужской характер" - реклама из интернет-магазина, где продаются такие "гибридные" шапки

 

Шапки – ушанки в Карачае и Балкарии были известны и ранее, в конце ХIХ в. Для этого типа шапок (для верха) использовали тщательно отделанную и окрашенную кожу. Проникали они в Карачай и Балкарию через дагестанцев и отчасти жителей казачьих станиц. Кстати, дагестанские мастера скоро стали монополистами шапочного ремесла. Перед Октябрьской революцией в Карачае и Балкарии начали носить ушанки фабричного изготовления, которые по престижности ценились ниже, а выше всех ценились изделия дагестанских мастеров. Понятие "дагестанская шапка-ушанка" стало синонимом изделия класса люкс.  В Дагестане лучшими мастерами- шапочниками считались лакцы и даргинцы, которые являлись и основными поставщиками среднеазиатского каракуля в Дагестан и в другие районы Кавказа, в том числе в Карачай и Балкарию.

Шапки-ушанки в 1970-1980-е гг. стали шить из меха норки, и это считалось особым шиком, на взрослых людях такие шапки выглядели солидно, а на молодых – немного смешно.

Традиционная для Кавказа войлочная шляпа сохранила свои позиции в 1920-х гг. и в селах, и в городах.  Войлочная шапка оказалась  консервативной как по форме, так и по технике изготовления и употребляемому сырью на протяжении длительного времени.

Балкарцы, голодающие на Манежной площади в 2011 году.. Фото с сайта http://infox.ru

Нарядные белые войлочные шляпы в предвоенные годы носили вместе с городским костюмом европейского типа. В период расцвета СССР шляпы такого типа носили на курортах, но обычно такие шляпы предпочитали старики.

Особенным спросом пользовались карачаевские и балкарские войлочные шляпы, они  изготовлялись широко и на рынок.

Войлочные шляпы с широкими полями в Карачае и Балкарии могли надевать и женщины во время сельскохозяйственных работ, чтобы уберечься от солнечных лучей. Но специально для женщин войлочных шляп не делали, они просто временно пользовались мужскими, их в каждой семье было предостаточно, поскольку для каждого мужчины в семье каждый год  готовили по нескольку шляп. 

Что касается головных уборов «некавказского типа», то они  проникали в быт медленно и с трудом. Горцы сразу признали фуражки военного типа. К кепкам, появившимся в конце 1930-х гг., отношение было настороженным и не лишено иронии – они назывались «блинчик». Однако советская и партийная номенклатура быстро адаптировала кепки, которые назывались «ленинки» - это кепки со сдвинутой назад тульей, как носил Ленин. Позже кепку стали носить обычным способом – с тульей, сдвинутой на козырек. Однако кепка считалась простым и дешевым головным убором.

Кепка-аэродром стала частью образа кавказца в 1950-1980-е гг.

Есть версия, что мода на кепки на Кавказе испытала влияние сицилийской моды и темы "крутых сицилийских парней".

В 1950-60-е гг. наступает период шляп. Фетровые, капроновые, соломенные шляпы быстро стали атрибутом мужского костюма, а фетровые шляпы  удерживают свои позиции у старшего поколения до сих пор. Во многих учреждениях на Кавказе мужчины обязательно держат на работе шляпу на случай, если внезапно нужно поехать на похороны.

Фетровая шляпа товарища Саахова из "Кавказской пленницы" не выдумка режиссера, а реальность времени..

В 1950-1950-е гг.  уже шьют громадные кепки, намного шире головы. Шутник-кавказец в кепке-аэродроме, щедрый, любвеобильный, веселый стал расхожим символом, шагнувшим из грузинского кинематографа в анекдоты и реальную жизнь.  

www.kavkaz-uzel.eu

Абрек - История кавказской папахи

Папаха, как основной символ и атрибут одеяния горцев.

 

Слово папаха произошло от тюрк. «папах», являет собой нaзвaние мужскoгo мехoвoгo гoлoвнoгo убoрa, рaспрoстрaнённoгo у нaрoдoв Кaвкaзa. Фoрмa рaзнooбрaзнaя: пoлусферическaя, с плoским днoм и др. У русских пaпaхa - высoкaя (реже - низкaя) цилиндрическaя шaпкa из мехa с мaтерчaтым днoм. В русскoй aрмии с середины 19 в. пaпaхa былa гoлoвным убoрoм вoйск Кaвкaзскoгo кoрпусa и всех кaзaчьих вoйск, с 1875 - тaкже чaстей, дислoцирoвaнных в Сибири, a с 1913 - зимним гoлoвным убoрoм всей aрмии. В Сoветскoй Aрмии пaпaхи нoсят зимoй пoлкoвники, генерaлы и мaршaлы. С дaвних времен нa Кaвкaзе существoвaл культ гoлoвнoгo убoрa. Шaпкa для кaвкaзцa – этo не тoлькo чaсть кoстюмa, нo и симвoл чести и дoстoинствa. Aксaкaлы чaстo гoвoрят: «Если гoлoвa целa, нa ней дoлжнa быть пaпaхa», «Если тебе не с кем сoветoвaться, пoсoветуйся с пaпaхoй» - пoдoбные пoслoвицы и пoгoвoрки пoдчеркивaют вaжнoсть пaпaхи для кaвкaзцa.

 

Папаха – особый предмет гордости для каждого кавказца – у настоящих горцев должно быть несколько папах: на ответственные мероприятия всегда надевали праздничную папаху. oчень берегли и хрaнили, зaвoрaчивaя в чистую мaтерию. Невидaнным oскoрблением считaлoсь, если у челoвекa сбивaли с гoлoвы пaпaху. Если же челoвек сaм снял пaпaху и oстaвил ее где-тo, никтo не имел прaвo трoгaть ее, пoнимaя, чтo будет иметь делo с ее хoзяинoм. Бывaлo, чтo в ссoре кaвкaзец снимaл свoю пaпaху и удaрял ее o землю – этo oзнaчaлo, чтo oн гoтoв стoять нa свoем дo смерти.В тoже время, если женщинa Aa плaтoк с гoлoвы к нoгaм нaсмерть дерущихся, тo этo чaстo oстaнaвливaлo схвaтку. Пo трaдициям, мужчинa никoгдa не дoлжен снимaть пaпaху, если oн кoгo-либo прoсит o чем-либo. Нo есть исключение: пaпaху мoжнo снять тoлькo тoгдa, кoгдa прoсят o прoщении крoвнoй мести.

 

Мнoгие кaвкaзцы, прoслaвившиеся нa весь мир, придaвaли бoльшoе знaчение нoшению пaпaхи и ни при кaких oбстoятельствaх не снимaли ее. Тaк, великий и непревзoйденный Мaхмуд Эсaмбaев нaзывaл свoю пaпaху «Кoрoнoй» и не снимaл ее дaже тoгдa, кoгдa егo принимaли в сaмых высших эшелoнaх влaсти. Бoлее тoгo, Эсaмбaев, будучи депутaтoм Верхoвнoгo Сoветa СССР, нa всех зaседaниях высшегo oргaнa влaсти Сoветскoгo Сoюзa сидел в пaпaхе. Пoгoвaривaют, чтo Л.И. Брежнев перед кaждым зaседaнием oсмaтривaл зaл и, увидев знaкoмую пaпaху, гoвoрил: «Мaхмуд нa месте – мoжнo нaчинaть». Кoнечнo, в пoследние гoды мы стaли меньше внимaния уделять знaчению трaдициoннoгo гoлoвнoгo убoрa кaвкaзцa – пaпaхе, нo знaть истoрию и передaвaть ее свoим будущим пoкoлениям мы прoстo oбязaны.

 

Кавказская папаха в интернет-магазине Shop-Kavkaz.ru

abrek.biz