Японец с бородой – Бородатых японцев не бывает

3. Османские = атаманские полумесяцы, усы и бороды на шлемах и защитных масках японских самураев

3. Османские = атаманские полумесяцы, усы и бороды на шлемах и защитных масках японских самураев

Согласно нашим результатам, Японские острова были колонизированы Русью-Ордой и Османией = Атаманией в эпоху XIV–XV веков. См. нашу книгу «Империя», главу 7, под названием: Великое = «Монгольское» завоевание Японии. В этой главе мы обсуждаем следующие темы.

1. Военная каста японских самураев – это потомки ордынских завоевателей Японии XIV–XV веков.

2. Средневековая Япония была христианской страной? Следы Руси-Орды в Японии.

3. Для изготовления знаменитых самурайских мечей в средние века применялся «татарский процесс».

Ярким османско = атаманским следом является тот факт, что на большинстве военных шлемов японских самураев красуется большой османский = атаманский полумесяц, иногда вместе с условным изображением звезды. Много таких примеров мы привели в книге «Империя», гл. 7. Напомним, что полумесяц со звездой был известным символом Царь-Града = Трои = евангельского Иерусалима (Иероса).

В 2014 году, 22 января мы посетили в Москве большую выставку «Самураи. 47 ронинов», в выставочном зале по адресу Ветошный переулок, д. 13, рядом с универмагом ГУМ. Здесь мы вновь увидели много старинных самурайских доспехов, где на шлемах высится большой османский = атаманский полумесяц. Иногда его изображали в виде «рогов», но суть символа от этого не менялась. Напомним также, что, согласно нашим результатам, полумесяц со звездой иногда превращали в полумесяц, из которого поднимается христианский крест (звезда изображала крест, четырехконечный или шестиконечный).

Мы приводим примеры османских = атаманских полумесяцев на самурайских шлемах на рис. 2.13, рис. 2.14, рис. 2.15, рис. 2.16. Кстати, обратите внимание на два символа на концах полумесяца на шлеме пешего самурая, рис. 2.16. Как мы уже неоднократно объясняли, это, вероятно, одна из форм христианского креста-трилистника. Но об этом мы подробнее поговорим далее.

На рис. 2.17 – рис. 2.27 показаны другие самурайские доспехи, где на шлеме есть османский = атаманский полумесяц. Полумесяц на рис. 2.17 условно представлен в виде «ушей-рогов», а звезда = солнце между ними – в виде диска. Полумесяц со звездой на рис. 2.18 и рис. 2.19 изображен вполне откровенно.

Рис. 2.13. Один конный и два пеших самурая – справа и слева. На шлемах – османские = атаманские полумесяцы. Выставка «Самураи. 47 ронинов». Москва. Эта и последующие фотографии сделаны А.Т. Фоменко 22 января 2014 года.

Рис. 2.14. Самурай-всадник.

Рис. 2.15. Османский = атаманский полумесяц на шлеме конного самурая.

Рис. 2.16. Османский = атаманский полумесяц на шлеме пешего самурая.

Рис. 2.17. Условное изображение полумесяца со звездой на самурайском шлеме в виде «ушей-рогов» и диска-солнца между ними.

Рис. 2.18. Полумесяц со звездой на шлеме японского бога войны Бисямонтена. Позолоченная деревянная скульптура XVIII века.

Более того, звезда напоминает здесь пылающий костер (или так называемый «процветший крест»), в центре которого находится драгоценный камень. Как мы неоднократно показывали раньше, раньше христианский крест иногда отождествлялся с костром, см., например, нашу книгу «Христос и Россия…», гл. 3:3. На рис. 2.20 и рис. 2.21 османский = атаманский полумесяц на шлеме самурая изображен совершенно явно, хотя звезды внутри него тут нет. На рис. 2.22 и рис. 2.23 полумесяц исказили, превратив его в длинные «уши». Звезда между «ушами» здесь есть, хотя изображена она в виде желтого кольца (золотистое «солнце»?).

На рис. 2.24 и рис. 2.25 мы видим очередной самурайский доспех с полумесяцем и звездой на шлеме. Причем здесь звезда представлена в виде христианского креста. В результате, полумесяц со звездой здесь близок к той форме, которая и сегодня встречается, например, на куполах православных храмов. А именно, высокий крест, опирающийся на полумесяц. См., например, рис. 2.26, где показаны роскошные кресты на золотых куполах в Московском Кремле. Фактически здесь перед нами – одна из форм прежнего имперского царь-градского символа – полумесяц со звездой = крестом. Он появился, вероятно, в XII веке. Иногда звезда превращалась в «процветший крест».

На рис. 2.27 и рис. 2.28 османский = атаманский полумесяц изображен на самурайском шлеме в виде «рогов». Обратите внимание, что лицо самурая обычно закрывалось металлической маской, вроде забрала. Они есть практически на всех показанных выше японских доспехах. Такие железные маски-забрала были распространены в ордынских казацких войсках, см., например, нашу книгу «Семь чудес света», гл. 1:28. С этими масками связано интересное обстоятельство.

Согласно нашей реконструкции, самураи появились в Японии в XIV–XV веках как колонизаторы казаки-ордынцы. Образовали немногочисленную замкнутую военную правящую касту и долгое время сохраняли свою обособленность от местного населения, хотя, конечно, постепенно смешивались с коренным населением Японских островов, женились на местных женщинах. Следовательно, на первых порах самураи-казаки сохраняли свой первоначальный ордынский облик. В частности, в подавляющем своем большинстве они носили бороды и усы.

Рис. 2.19. Османский = атаманский полумесяц со звездой на шлеме бога войны.

Рис. 2.20. Полумесяц на самурайском шлеме.

Рис. 2.21. Увеличенное изображение османского = атаманского полумесяца. Здесь звезды нет. Лицо солдата закрывала защитная металлическая маска.

Рис. 2.22. Самурайский доспех с условным изображением полумесяца со звездой в виде «ушей» с кольцом-диском между ними.

Рис. 2.23. Увеличенное изображение «ушастого» османского = атаманского шлема самурая.

На лице самурая была металлическая маска, вроде забрала.

Рис. 2.24. Самурайский шлем с полумесяцем и звездой. Лицо закрыто массивной защитной маской.

Рис. 2.25. Здесь звезда изображена похожей на христианский крест, опирающийся на полумесяц.

Так выглядят и сегодня многие кресты на православных храмах.

Рис. 2.26. Позолоченные кресты = звезды, опирающиеся на полумесяцы. Золотые купола в Московском Кремле.

Рис. 2.27. Полумесяц на шлеме самурая изображен здесь в виде «рогов».

Рис. 2.28. Увеличенное изображение полумесяца на японском шлеме.

Лицо воина закрывала металлическая боевая маска, вроде забрала.

С другой стороны, сегодня считается хорошо известным, что в Японии традиционно бороды и усы очень мало кто носит. В наше время число усатых и бородатых японцев немного выросло, хотя по-прежнему остается весьма незначительным. Обсуждению этого интересного обстоятельства посвящена даже дискуссия, развернувшаяся недавно в Интернете. См. Форум Восточного Портала: http://oriental.ru/cgi-bin/forum/YaBB. pl?board = japan;action = display;num = 1206071410.

Особенно мало бород и усов у коренного населения Японии было, как считается, ранее середины XIX века. После известной революции Мэйдзи (Мейджи) в XIX веке, то есть после фактического завоевания Японии европейцами, у некоторых японцев на какое-то время появились признаки моды на «европейские» бакенбарды, бороды и усы. Например, усы и бороду носил видный деятель эпохи Мэйдзи Ито Хиробуми, см. его портрет в Интернете. Он был даже помещен на тысячной японской купюре. Бакенбарды носил, например, Мурата Сипати, один из деятелей революции Мэйдзи. Однако эта мода среди основной массы населения так и не прижилась. Даже сегодня усы и бороды – редкость в Японии. В частности, когда японский военный контингент послали в Ирак, солдатам рекомендовали (если у кого-либо получится) отращивать усы «по арабской моде», для хорошего имиджа у местного населения, см. сообщение от 18.04.2008 года, в Интернете http://oriental.ru/ cgi-bin/forum/YaBB.pl?board = japan;action = display;num = 1206071410.

А вот среди касты самураев ранее революции Мэйдзи усы и борода были, оказывается, распространены. Повторим, что самураи занимали особое положение в японском обществе. Военная каста господ, со своими старинными традициями, фактически подчинявшая себе остальные слои населения. Согласно нашей реконструкции, самураи в Японии являются потомками ордынских завоевателей-казаков, колонизировавших Японские острова в XIV–XV веках. Казаки обычно носили усы и бороду. Поэтому и японские самураи поддерживали эту традицию на протяжении длительного времени, пока не были разгромлены и в значительной степени уничтожены во время мятежа-революции Мэйдзи (Мейджи).

Как мы отмечали в книге «Империя», гл. 7, сегодня мы, может быть, неправильно представляем себе, как выглядели японские самураи в то время, когда они еще были замкнутой военной кастой властителей Японии. Если судить по современным кинофильмам и изображениям, то были они похожи на большинство современных японцев. То есть якобы являлись типичными азиатами. В 1867–1868 годах в Японии произошла революция (завоевание Мейдзи), после которой самураи потеряли свою власть в стране и впоследствии их остатки смешались с остальным населением [797], с. 849, 1571. И сегодня потомки самураев действительно часто ничем внешне не отличаются от остальных японцев. Однако раньше это, по-видимому, было не так. Самураи, до начала их ассимиляции, были, скорее всего, типичными европейцами. Примеры см. в книге «Империя», гл. 7. Может быть даже правящая каста самураев-казаков первоначально требовала от местного населения сбривать волосы на лице в тех редких случаях, когда борода вырастала в силу генетической возможности. Дабы простолюдины «не подражали» господам-ордынцам. Эта «безбородая» традиция для простого местного населения длительное время сохранялась в Японии.

Некоторые ассимилировавшиеся потомки самураев в эпоху XVIII–XX веков уже перестали носить бороды и усы, но многие продолжали носить, следуя самурайской традиции своих казацких предков-ордынцев. На рис. 2.29 и рис. 2.30 показаны безбородые японские самураи.

Рис. 2.29. Японская ваза с изображением самураев. Все трое без бороды и без усов.

Рис. 2.30. Три самурая. Изображение на вазе. На головах самураев – шлемы с османскими = атаманскими полумесяцами. Но усов и бороды уже нет.

Ни усов, ни бороды у них нет. Кстати, на их шлемах опять-таки красуются османские = атаманские полумесяцы. Но в то же время, до нашего времени дошло много изображений усатых и бородатых самураев. См., например, книгу «Империя» гл. 7, илл. 7.15f, илл. 7.16, илл. 7.17, а также рис. 2.31 и рис. 2.32. Оба этих самурая имеют усы, а один из них еще и бороду. Причем на шлеме самурая справа мы опять-таки видим османский = атаманский полумесяц.

А теперь самое время указать на интересный факт. Хотя, как мы видели, поздние самураи уже не всегда носили усы и бороду, забывая старый обычай, однако среди них жила, тем не менее, устойчивая традиция, что усы и борода – это важный отличительный знак самураев, нечто вроде профессионального признака. Откуда это следует? Посмотрим еще раз на металлические защитные маски самураев. И мы сразу же обнаруживаем, что на многих из них прикреплены усы и борода, см., например, рис. 2.16, где явственно видны пышные усы на военной маске. На маске самурая, показанной на рис. 2.33 и рис. 2.34, отчетливо видны остатки усов и бороды. Кстати, на шлеме помещен османский = атаманский полумесяц. Аналогичную картину мы видим на рис. 2.35, и рис. 2.36. На железной маске прикреплены усы и борода. На шлеме красуется эффектный полумесяц с пятиконечной звездой. Остатки бороды на маске небольшие, зато усы очень впечатляющие.

Буквально то же самое – прикрепленные усы и бороду – мы видим и на многих других старинных самурайских масках-забралах, рис. 2.37 и рис. 2.38, рис. 2.39 и рис. 2.40, рис. 2.41 и рис. 2.42, рис. 2.43 и рис. 2.44, рис. 2.45, рис. 2.46, рис. 2.47. И так далее. Этот ряд можно легко продолжить, но мы не будем загромождать наше исследование.

Что же мы видим? Мы видим устойчивую традицию изображать на военных масках самураев усы и бороду. Причем этот обычай дожил до той эпохи, когда некоторые самураи уже стали сбривать волосы на лице. Тем не менее, на своем доспехе бороду и усы они изображали.

Рис. 2.31. Японская ваза с изображением двух самураев.

Рис. 2.32. Самурай слева носит усы и бороду, а самурай справа – усы. На его голове шлем с полумесяцем.

Рис. 2.33. Самурайский доспех с османским = атаманским полумесяцем.

Рис. 2.34. На военной маске, закрывающей лицо самурая, видны остатки прикрепленных усов и бороды.

Рис. 2.35. На шлеме самурая мы видим полумесяц со звездой.

Рис. 2.36. На защитной металлической маске прикреплены усы и борода.

Рис. 2.37. На шлеме – условное изображение звезды. Полумесяца нет, но его след остался в виде двух небольших «рожек». На маске – усы и борода.

Рис. 2.38. Роскошные усы и остатки бороды на военной маске-забрале самурая.

Рис. 2.39. Османский = атаманский полумесяц на шлеме. На маске – усы и небольшая борода.

Рис. 2.40. Усы и остатки бороды на военной железной самурайской маске.

Рис. 2.41. Самурайский доспех с полумесяцем на шлеме. На маске – усы.

Рис. 2.42. На маске-забрале прикреплены усы. Бороды здесь нет.

Рис. 2.43. На шлеме самурая звезда превращена в подобие креста, а полумесяц условно изображен двумя «рожками» справа и слева от креста = звезды. На маске – усы.

Рис. 2.44. Усы и остатки бороды на металлической маске самурая. Московская выставка «Самураи. 47 ронинов». Фотография 2014 года.

Рис. 2.45. Роскошные длинные усы на маске самурая. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Фотография 2009 года.

Рис. 2.46. Большие усы на маске самурая. Выставка «Самураи» в Артиллерийском Музее Санкт-Петербурга. Фотография 2009 года.

Рис. 2.47. Пышные усы на маске-забрале самурая. Выставка «Самураи» в Артиллерийском Музее Санкт-Петербурга. Фотография 2009 года.

Совершенно ясно, что никакого военного значения такие «украшения» не имели. Это был именно символ. Причем символ важный. В первую очередь, им отдавали дань уважения своим предкам – ордынцам-казакам с усами и бородами, колонизировавшими когда-то Японские острова. Японские самураи подражали своим дедам и прадедам. Кроме того, наклеенные усы и борода на военной маске несли и другую функцию. Маска защищала лицо самурая и скрывала, в том числе, его настоящие усы и бороду. Но окружающие простолюдины должны были, тем не менее, сразу и издали понять, что перед ними – господин. Отличительным признаком которого являются (как всем было тогда известно) усы и борода. Вот их-то и видели окружающие на забрале самурая.

Надо сказать, что на масках, представленных на московской выставке 2014 года, почему-то уцелели лишь остатки бород, отдельные клочки. Усы сохранились намного лучше. В то же время в Италии в 2013 году, в Генуе, в частном Музее Искусств Востока Эдоардо Киоссоне (Museo d’Arte Orientale Edoardo Chiossone) мы видели другую выставку, на которой были представлены старинные самурайские доспехи и маски, привезенные из Японии.

Поясним, что Музей Искусств Востока Эдоардо Киоссоне, расположенный в Генуе, – это один из самых важных музеев Италии и Европы в целом, посвященный искусству стран Азии. В нем хранится коллекция из 15 тысяч предметов, собранных итальянским гравером и художником Эдоардо Киоссоне, который 23 года прожил в Японии. Свою коллекцию Киоссоне впоследствии завещал народу Генуи, куда она и прибыла в 1899 году, упакованная в сотни ящиков. Сегодня в Музее Искусств Востока можно увидеть самые разнообразные экспонаты, привезенные из Японии, Китая, Тибета и Бирмы, – буддийские скульптуры, фарфоровую посуду, бронзовые сосуды, маски, самурайское оружие, шлемы и рисунки. Все это выставлено внутри виллы Динегро в самом центре Генуи, недалеко от площади Пьяцца Корветто и исторической улицы Виа Гарибальди.

Так вот, на самурайских масках-забралах, представленных в Музее Киоссоне, красуются роскошные длинные бороды, сразу бросающиеся в глаза издали (к сожалению, в Музее Киоссоне категорически запрещено фотографировать и не продавалось никаких каталогов). Напомним, что большая борода была типичным и весьма характерным признаком казаков-ордынцев. Вероятно, на старинных японских масках-забралах с московской выставки тоже когда-то были длинные и пышные бороды. Не исключено, что кто-то специально обрезал их, дабы не возникало у зрителей ненужных и опасных вопросов – кто же такие на самом деле были древние самураи в Японии. Ведь большие бороды и пышные усы сразу наводят на естественную мысль, что самураи были европейцами. Японцы, ведь, в основном, безбородые.

Как мы уже отмечали в книге «Империя», гл. 7, Япония XIV–XVII веков была христианской страной. Поэтому неудивительно, что на самурайских предметах, показанных на московской выставке 2014 года и на петербургской выставке 2009 года, обнаружилось много изображений христианских крестов, причем в нескольких старинных вариантах. Например, на рис. 2.48, рис. 2.49, рис. 2.50, рис. 2.51, рис. 2.52, рис. 2.53, мы видим «японский крест», практически совпадающий с так называемым катарским крестом. То есть широкий крест, вписанный в круг. Мы много рассказывали о таком христианском кресте в книге «Освоение Америки Русью-Ордой», гл. 1:7–8, в разделе, посвященном истории катаров.

На рис. 2.54, рис. 2.55, рис. 2.56 мы приводим примеры христианских крестов-свастик на самурайских старинных предметах. Как мы уже неоднократно показывали, свастика (четырехконечная и трехконечная) – это вариант христианского креста.

Рис. 2.48. Два катарских креста на самурайском одеянии. Между ними помещен еще один крест в виде трилистника. Московская выставка «Самураи». Январь 2014 года.

Рис. 2.49. Старинная японская ваза с изображением христианского катарского креста. Фотография января 2014 года.

Рис. 2.50. Фрагмент. Катарский крест на японской вазе. Выставка «Самураи».

Рис. 2.51. Облачение японского самурая-пожарного. Московская выставка 2014 года.

Рис. 2.52. Фрагмент. Катарские кресты на одеянии самурая-пожарного.

Рис. 2.53. Фрагмент. Катарский крест на спине самурая.

Рис. 2.54. Самурайская шкатулка (с рукописями) и ее крышка, покрытые христианскими трехконечными крестами-свастиками.

Рис. 2.55. Самурайские барабаны и гонг, где изображен христианский крест-свастика, то есть трехконечный крест = трилистник.

Рис. 2.56. Пороховница самурая с христианским крестом-свастикой.

Напомним, что крест в виде буквы Y или буквы «гамма» был типичным изображением на русских старинных надгробьях доромановского периода. Мы уже приводили много таких примеров. А вот еще изображения таких Y-образных крестов на русских старых надгробных плитах, рис. 2.57, рис. 2.58, рис. 2.59. Сегодня они находятся на территории Зачатьевского монастыря в Москве. Отметим, что раньше была также распространена Т-образная форма христианского креста. Иисуса часто изображали распятым как на Y-обратном кресте, так и на Т-образном кресте, см. нашу книгу «Империя», гл. 14. Совершенно отчетливо видно, что японский трилистник, рис. 2.60, рис. 2.61, – это фактически тот же самый христианский крест-трилистник, то есть трехконечный крест.

Чуть иная форма христианского трехконечного креста также бытовала в самурайской символике, см. рис. 2.62, рис. 2.63, рис. 2.64.

Рис. 2.57. Христианский крест в виде трилистника, похожий на букву Y или «гамма». Старинное надгробье в Зачатьевском монастыре, г. Москва. Фотография сделана А.Т. Фоменко в 2007 году.

Рис. 2.58. Крест-трилистник на русском надгробье до-романовской эпохи. Зачатьевский монастырь. Фотография 2007 года.

Рис. 2.59. Еще один трех-конечный крест на русском старинном надгробье. Зачатьевский монастырь в Москве.

Рис. 2.60. Самурайское одеяние с трех-конечным крестом, фактически совпадающим с христианским крестом-трилистником. Выставка «Самураи»,г. Москва. Фотография 2014 года.

Рис. 2.61. Фрагмент. Японский христианский крест-трилистник.

Рис. 2.62. Христианский крест-трилистник на предметах, принадлежавших японским самураям. Фотография 2014 года.

Рис. 2.63. Христианские трех-конечные кресты на огнестрельных принадлежностях самураев. Московская выставка «Самураи» 2014 года.

Рис. 2.64. Христианский крест-трилистник на шлеме самурая. Фотография 2014 года.

Конечно, на петербургской выставке «Самураи» 2009 года и на московской выставке «Самураи» 2014 года были представлены самурайские мечи, см, например, рис. 2.65. Яркие следы того, что средневековое самурайское оружие было когда-то русско-ордынским, сохранились даже в названии производственного процесса. Л. Архангельский сообщает: <<Производили переработку железистых песков и другим методом, получившим название «ТАТАРА»-процесс>> [37], с. 21. То есть попросту ТАТАРСКИЙ процесс. <<Этот метод ПРИШЕЛ В ЯПОНИЮ из Манчжурии в незапамятные времена, чуть ли не в VII веке, и в период Муромаси (1392–1572) получил ОСОБОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ. Последнюю «ТАТАРА-ПЕЧЬ» погасили лишь в 1925 году>> [37], с. 21. См. подробности в нашей книге «Империя», гл. 7.

«Татарский» процесс изготовления самурайских мечей был также описан в фильме, показывавшемся на выставке «Самураи» в Санкт-Петербурге в 2009 году. Именно так на Руси делали дамасскую сталь (булат). Много раз складывали стальную полосу и заново ковали ее, пока не получался сложный узор, и сталь становилась гибкой и прочной. Подробно об открытии и начале производства Булата на Руси см. нашу книгу «Пророк Завоеватель», гл. 5.

Самурайские печи назывались «татара», и вообще фильм говорит здесь о «татаро-процессе». Об этом мы уже писали – технология была взята от татар-казаков (монголов), завоевавших в XIV–XV веках Японские острова. Впрочем, самурайские мечи, показанные на петербургской и московской выставках, довольно простоватые по изготовлению и по своему узору, рис. 2.65. Настоящая дамасская сталь, то есть булат, несет куда более сложный узор и выше качеством, а потому более высоко ценилась, рис. 2.66. Дело, вероятно, в том, что самурайские мечи изготовлялись на далекой восточной окраине Великой Ордынской Империи, а потому были «простоваты». Хотя сегодня они возвеличены и окутаны полумраком позднейших легенд.

Рис. 2.65. Самурайский меч. Московская выставка «Самураи» 2014 года.

Рис. 2.66. Старинный булатный клинок. Считается, что изготовлен в Иране. Отчетливо видны причудливые узоры Булата. Взято из [931:1],с. 143.

Мечи действительно неплохие, но до настоящей дамасской (то есть д-московской) стали им далеко. Поэтому и узор на самурайских мечах незамысловат – обычно это всего лишь одна волна и «два цвета».

На старинных самурайских доспехах обнаруживаются и евангельские сюжеты. Например, на рис. 2.67 и рис. 2.68 показан шлем, где изображена пикирующая вниз птица. Но ведь именно так на многочисленных христианских иконах и картинах представляли Дух Святой, низошедший на Христа в тот момент, когда его крестил в Иордане Иоанн Креститель. См., например, известные христианские картины на рис. 2.69, рис. 2.70, рис. 2.71. Аналогичные изображения нисходящего Духа Святого в виде голубя мы видим и на множестве русских икон.

Рис. 2.67. Самурайский доспех на московской выставке 2014 года. На шлеме изображен Дух Святой.

Рис. 2.68. На шлеме самурая изображена птица, пикирующая сверху вниз. Так в христианской традиции изображали Дух Святой, низошедший на Христа, когда его крестил Иоанн Креститель.

Рис. 2.69. «Крещение Христа». Andrea del Verrocchio. Взято из Интернета.

Рис. 2.70. «Крещение Христа». Гвидо Рени. Взято из Интернета.

Рис. 2.71. «Крещение Христа». Паоло Веронезе (Паоло Кальяри). Взято из Интернета.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

10 фактов про бороду: ibigdan — LiveJournal

Вопреки распространённому мнению, брить бороды в России начали задолго до Петра I. Только делали это мужчины, которые любили подкрашивать губки и наряжаться в женские платья. Понятно, почему бояре так сопротивлялись петровскому нововведению.

Официальная версия массового отказа от бороды в Европе такова. В середине XVII века на престол взошёл 15-летний Людовик XIV. У малолетнего короля борода ещё не успела вырасти. Подражая ему, придворные начали бриться.

У блондинов борода растёт скорее, нежели у брюнетов.

У монголоидов и негроидов (а также их потомков) редкая борода заложена генетически. Именно поэтому на китайских, например, портретах, обычно изображаются мужчины с выбритыми щеками и тонкими усами и бородой. Практически невозможно встретить бородатого японца.

Обладателем самой длинной в мире бороды является индиец Бхаи Сарван Сингх, который не брился ни разу в жизни из религиозных соображений. Длина его бороды составляет 2 метра 43 сантиметра.

Если мужчина каждый день будет тратить пять минут на бритье, то на удаление волос с лица у него уйдёт 63 с небольшим дня его жизни. При этом, он удалит 8,4 метров щетины.

Более 6,1 миллионов американских мужчин в возрасте от 35 до 55 лет подкрашивают свои бороды, усы или бакенбарды. С 1993 по 2003 год мужчины потратили на краску для волос около 60 миллионов долларов в США.

Бороду носили многие знаменитости. Например, Хемингуэй, Фидель Кастро, Менделеев, Курчатов, Чайковский и, конечно, Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Самыми известными бородачами в истории являются многоженец-убийца Синяя Борода и пират по имени Чёрная Борода, который слыл одним из самых грозных и лихих морских разбойников.

Сапёры Французского Иностранного легиона по традиции обязаны носить окладистую бороду. Раньше сапёры гренадерской роты должны были вскрывать топорами двери, засовы, прорубать стены и расчищать завалы на пути штурмовиков. Поэтому в сапёры отбирали физически сильных и рослых мужчин. А это часто были именно те, у кого гуще и быстрее росла борода.

Египетские фараоны считались земным воплощением бога Хора и могли быть только мужчинами. Когда на престол взошла женщина-фараон Хатшепсут, на официальных церемониях ей приходилось носить мужскую одежду и накладную бороду.

(это я себя уговариваю пойти побриться, но что-то никак...)

ibigdan.livejournal.com

Россия глазами японца: рабы, проститутки, импортозамещение

Русские не любят, когда о нас пишут иностранцы. Любая критика воспринимается в штыки, но именно такие истории позволяют увидеть себя со стороны.

Капитан японского корабля прожил в России десять лет, а вернувшись домой, рассказал о наших нравах.

"Верстах в пяти от Петербурга есть остров, куда непрерывным потоком стекаются торговые корабли. Этим и объясняется, что, хотя в России почти ничего не производится, все полностью удовлетворяется продукцией других стран".

Давайте почитаем: многое изменилось?

15 [3] февраля 1783 года с бухты Сирокко в Исэ в Эдо (город) вышел корабль Синсьо–мару, который вёз груз риса и других товаров. Команда состояла из 17 человек, капитаном корабля был Дайкокуя Кодаю. По происхождению он был купцом, образованным и умным человеком с очень хорошей памятью. Когда корабль вышел в открытое море, то попал в бурю, которая сорвала паруса, поломала ему мачту и руль. Команде удалось сделать новый маленький парус, но в целом корабль был неуправляем, и его семь месяцев носило в северной части Тихого океана. Благодаря большому грузу риса и собранной во время дождей воде команда не страдали от голода и жажды, на корабле умер только один человек.

В августе 1783 года корабль прибило к Амчитке, одному из Алеутских островов. На этом острове среди туземцев и русских промышленников японцы прожили четыре года. За это время семеро из них умерли от болезней. Раз в 5 лет на остров прибывал корабль, который сменял промышленников и забирал собранные ими меха, однако очередной разбился как раз под островом. Поэтому русские и японцы из обломков своих кораблей построили судно, на котором перебрались на Камчатку. Там они прожили около года. За это время от цинги умерло ещё трое японцев, и осталось лишь шестеро — Кодаю, Коити, Исокити, Синдзьо, Сьодзьо, Кёмон. Местные власти отправили их в Иркутск (через Тигиль, Охотск и Якутск).

18 февраля 1789 года японцы прибыли в Иркутск, где их взяли на казенное содержание и предложили креститься и выбрать себе занятие по душе. Им даже предложили чиновничьи должности или начальный капитал, если они решат стать купцами. Сьодзьо и Синдзьо согласились на эти предложения — крестились и взяли себе русские имена, однако большинство японцев настойчиво просили отправить их на родину. Их просьба официально рассматривалось два раза, однако оба раза отклонялась.

В то время в Иркутске жил ученый Кирилл (Эрик) Густавович Лаксман. Он заинтересовался японцами, познакомился с ними и взял под свою опеку. В январе 1791 года он уехал в Петербург, взяв с собой Кодаю, которого уговорил подать свою просьбу о возвращении непосредственно в столице. В Петербурге Лаксман через стас–секретаря Александра Безбородко подал Екатерине II прошение Кодаю и собственный проект официального посольства в Японию для установления с ней торговых отношений. Возвращение с этим посольством японцев на родину должно стать знаком дружественного отношения соседней страны.

В восемнадцатый день девятого месяца пятого года Канси (2 ноября 1793 года) Кодаю и Исокити были допрошены в присутствии сёгуна Токугавы Иенари. На этом же приёме присутствовал Кацурагава Хосю, который составил протокольную запись, получившую название «Хьомин Горан–ка ки» («Запись о приёме сёгуном тех, кто потерпел крушение»). Различные варианты этого документа были известны как современникам, так и позднейшим историкам. Кацурагава Хосю написал по приказу сёгуна в августе 1794 года значительно полнее произведение — «Хокуса Бунряку» («Краткое изложение услышанного в северных краях»). Однако хотя об этом произведении было известно, но само оно более века было недоступно.

Вследствие политики закрытия страны документы, содержащие сведения о других странах, считались секретными, хранились в государственных учреждениях и не публиковались. Например, известно, что, написав «Оросия рякки», Хосю сдал чистовой вариант в архив, а черновик сжёг, «чтобы предотвратить разглашение тайны».
Лишь в начале XX века историку Камэи Такайоси удалось найти оригинал рукописи. Через двадцать лет книга с комментариями учёного была впервые опубликована в 1937 году.

Возможно, вы слышали эту историю или даже смотрел фильм "Сны о России", снятый по мотивам невероятных приключений японцев в России, но я узнал об этом только сейчас, и не мог не поделиться.


Так капитан Дайкокуя Кодаю увидел "Медный всадник" в Петербурге.

Несколько выдержек из книги, сам пост взят отсюда.

1. В русском алфавите 31 буква, все буквы имеют звук, но не имеют смысла. Соединенные вместе, несколько букв образуют одно слово, и только тут появляется смысл.
2. В России производство пяти зерновых растений очень незначительное, поэтому все жалованье выплачивается деньгами.
3. Церкви гораздо выше домов простых людей, и строятся так, что постепенно сужаются кверху. Крыши круглые, вроде перевернутого горшка, а в центре ставят крест, покрытый латунью. Главное здание храма и колокольня одинаковы. Вокруг крыши сделано много круглых дыр для голубей.
4. Глаза у русских голубые, носы очень крупные, волосы каштановые. Волосы русские отращивают со дня рождения, поэтому они очень тонкие и мягкие. Бороду бреют, как знатные, так и простые люди, только среди крестьян можно встретить людей с бородами.
5. У жителей Сибири волосы и глаза черные. Мужчины одеваются в общем наподобие голландцев.
6. Женщины все одеваются по немецкому образцу. Красивыми у них считаются женщины с румяными лицами.
7. По всей стране летом ложатся спать от 8 до 10 часов вечера, а встают от 3 часов 30 минут до 5 часов 30 минут утра.
Зимой ложатся спать от 9 до 11 часов вечера, а встают от 12 часов до 2 часов 40 минут дня. Это объясняется тем, что день в это время очень короткий, а ночь — очень длинная.
8. В Москве и Петербурге, да и не только там, а по всей стране, старым русским языком не пользуются, а часто перемешивают его с французским и немецким языками. Этикет полностью основывается на французских правилах.
9. Поскольку страна расположена близко к северу, там везде очень холодно. Обычно снег выпадает с конца сентября и лежит до апреля–мая.

10. Особенно холодно в Якутске и Петербурге, потому что они расположены ближе к северу. Нередко там бывает такой мороз, что отпадают уши и носы, а иногда даже остаются без рук и ног.
11. Летом особенной жары не бывает, даже в суконной одежде без подкладки обычно не бывает жарко. В такой холодной стране, конечно, не растут пять злаков. Сеют только гречиху, табак, огурцы, арбузы, фасоль, редьку, морковь, репу и салат. Рис привозят из Турции, поэтому рис там очень дорогой.
12. Чиновники прикрепляют к шляпе цветок, сплетенный из шелка: военные — белый цветок, штатские — черный.
13. И мужчины, и женщины, после того, как сделают прическу, посыпают ее пудрой, и волосы становятся как седые. Люди низших сословий пользуются для этого порошком из картофеля.
14. И мужчины, и женщины ездят на лошадях, но женщины, садясь в седло, одну ногу сгибают и кладут поверх седла, а другую свешивают. Однако женщины низшего сословия ездят так же, как мужчины, садясь верхом.
15. Младенцы лежат в подвешенных ящиках, где постлан суконный тюфяк, набитый птичьим пухом. Когда ребенок плачет, ящик качают.

16. У всех — и у благородных, и у простых — один муж имеет одну жену, наложниц не заводят.
17. Иностранцам разрешается жениться на русских, но для этого они должны принять русскую веру и переменить имя и фамилию. В противном же случае брак не разрешается.
18. Когда рождается ребенок, все родственники приходят справляться о его здоровье и приносят деньги. Из родственников и знакомых выбирают человека побогаче, и он в качестве нареченного отца дает новорожденному имя.
19. Медицина не делится на терапию и хирургию: лечением глазных, зубных, женских и детских болезней занимается один человек. Кроме того, есть фармацевты, которые называются аптекарями и заведуют аптеками.
20. В столице в семьях чиновников и богачей обязательно держат негров, иногда по три–четыре человека, а иногда по семь–восемь. Бывает и так, что заводят негров мужчин и женщин, чтобы от них были дети. Их лица черные, как черный лак, носы широкие, губы вывернутые и очень красные, белые только подошвы ног.
21. Верстах в пяти от Петербурга есть большой остров, куда все время непрерывным потоком стекаются иностранные торговые корабли. Этим и объясняется, что, хотя в России почти ничего не производится, все полностью удовлетворяется продукцией других стран.
22. Русские слова «водка», «вино», «пиво» автор в своем словаре переводит описательным способом: водка у него — «хорошее сакэ», вино — «плохое сакэ», пиво — «мутное сакэ».
23. Порядок кушаний в обычные дни такой: сначала едят ветчину с хлебом, затем куриный суп, после него говядину, потом бульон из рыбы, после которого — залитые молоком круглые колобки из теста.
Вслед за этим подают жареного гуся, и в заключение едят жиденькую кашу. Наконец, подают сладости, затем моют руки, полощут рот, пьют кофе, курят и встают из–за стола. После обеда и благородные, и простые люди ложатся на час поспать.
24. В кушанья добавляется много сахара и сливочного масла. В рыбу и птицу перед приготовлением набивается виноград, белые сливы, апельсины, засыпанные сахаром, а также рис или крупа.
25. У простого народа обед состоит из одного блюда — из мяса или рыбы с хлебом. Редьку едят сырой, присыпав солью. Посуда состоит из оловянных или деревянных мисок, а ложки делаются из меди или дерева. Говядина — это повседневная пища как в верхах, так и в низах.
26. Женские роли в театрах исполняются настоящими женщинами, вследствие чего иногда в театре бывают случаи распутства.
27. Три публичных дома имеются в Петербурге и три — на Васильевском острове. Кроме того, есть еще тайные логова отдельных проституток в различных местах. Правила там очень строгие, и если обнаружат такую нелегальную проститутку, то наказывают не только ее, но и ее гостя.
28. В России вообще не празднуются ни Новый год, ни пять сезонных праздников, а день рождения императрицы считается радостным праздником, который празднуют по всей стране как благородные, так и простые люди. Точно так же празднуются и дни рождения наследника престола и внуков императрицы.
29. В России многих домашних животных кастрируют. Благодаря этому они хорошо жиреют и цвет их шерсти становится красивей.

30. Петербург — это новая столица России, построена она в высшей степени красиво. Дома все кирпичные, высотой в четыре–пять этажей. Жилища простых жителей от домов правительственных чиновников особенно не отличаются.
31. Русские высоки ростом, крупные, с правильной осанкой, отличаются уважительным и миролюбивым характером, но вместе с тем — отважны, решительны и ни перед чем не останавливаются. Они не любят праздности и безделья.

macos.livejournal.com

Это правда, что японцы ниже еврпоейцев. Какой рост у среднего японца??

Примерно 160-175 см.

правда... . средний рост.... меньше 170 см... .

Я. обладает в настоящее время довольно однородным населением. Разнообразие, усматриваемое в физических признаках японского населения, сравнительно невелико и вызывается колебанием около двух главных типов: более рослого и изящного типа, наблюдаемого преимущественно в высших сословиях, и приземистого и грубого — в простом народе. Проф. Бельц назвал первый тип корейско-маньчжурским, а второй — монголо-малайским. Первый из названных типов характеризуется стройным телосложением, сравнительной длинноголовостью, продолговатым лицом, тонким выгнутым или прямым носом, мало выдающимися скулами и узким подбородком, нередко открытыми европейскими глазами. Женщины этого типа обнаруживают часто очень нежное сложение, с тонкими руками и ногами, маленькими кистями рук и ступнями, тонкой шей и удлиненным лицом, гладкой нежной кожей, хотя большей частью с характерными монгольскими глазами. Цвет кожи бледножелтый, без румянца, иногда матовобелый. Признаки простонародного типа: низкий рост, круглый череп, широкое плоское лицо, выдающиеся вперед скулы, приплюснутый нос, полуоткрытый рот с отвороченными губами и желтоватый цвет кожи, монгольский разрез глаз. Волосы у обоих типов прямые, круглые в разрезе, черные или темнокаштановые; на теле волосатость слабая, на лице — одни усы и немного волос около ушей, посредине подбородка; лишь у стариков можно встретить более обильную бороду. Глаза черные или карие. При среднем небольшом росте японцы довольно сильны и хорошо сложены. Средний рост всего 2 арш. 1,5 — 2 вершка (в России средний рост 2 арш. 4 — 7 верш.) ; соответственно росту невелик и средний вес — всего 3 пд. 17 фн. (в Германии средний вес 4 пд. 3 фн.) . Преобладают среднеголовые черепа: в изящном типе — с наклонностью к длинноголовости, в простонародном — к короткоголовости. Довольно объемистый череп характеризуется двумя особенностями: своеобразной формой верхней челюсти, очень низкой и широкой, без впадины для клыка, и так назыв. японской костью [Присутствие шва, разделяющего более или менее явственно скуловую кость на две части, служит характерным признаком для айнских и японских черепов. Встречается у 40 % японских черепов (среди европейских — у 9 %). Поэтому нижнюю часть скуловой кости, отделенную от верхней швом, называют японской костью] . Среди названных различных этнических элементов, из слияния которых возникла японская народность, самой древней являются туземцы, которых айны, по сохранившимся у них преданиям, застали при своем появлении на о-ве Йессо. По словам айнов, эти туземцы — коропокгуро — были меньше их ростом и безбородые, жили в землянках-юртах, употребляли каменные орудия и глиняную посуду; мужчины сидели голыми у огня, женщины татуировались вокруг рта и на тыльных сторонах кистей. Некоторые из приведенных подробностей указывают на родство коропокгуро с эскимосами. Во многих местностях Японии на морском побережье встречаются кучи раковин, соответствующие так называемым «кухонным остаткам» Дании. Во многих местах встречаются также круглые или четырехугольные ямы с культурным слоем в них — очевидно, остатки землянок, где находили обломки костей, золу, остатки каменных орудий и т. д. Некоторые исследователи склонны относить эти остатки к коропокгуро, о которых упоминают, по-видимому, и древние японские летописи, называя их «карликами» и «земляными пауками».

touch.otvet.mail.ru