Определение мотивации – Мотивация — это… Что такое Мотивация?

Содержание

Понятие мотива и мотивации

.
Мотивы — это то, ради чего выполняется
деятельность (например, ради самоутверждения,
денег и т. п.).

Понятие
«мотив» (от лат. movere — двигать, толкать)
означает побуждение к деятельности,
побудительную причину действий и
поступков. Мотивы могут быть различные:
интерес к содержанию и процессу
деятельности, долг перед обществом,
самоутверждение и т.п.

Если
человек стремится к выполнению
определенной деятельности, можно
сказать, что у него есть мотивация.
Например, если ученик прилежен в учебе
— у него мотивация к учебе; у спортсмена,
который стремится достичь высоких
результатов, высокий уровень мотивации
достижения; желание руководителя всех
подчинять свидетельствует о наличии
высокого уровня мотивации к власти.

Мотивация
— это совокупность побуждающих факторов,
определяющих активность личности; к
ним относятся мотивы, потребности,
стимулы, ситуативные факторы, которые
детерминируют поведение человека.

Мотивы
являются относительно устойчивыми
образованиями личности, однако мотивация
включает в себя не только мотивы, но и
ситуативные факторы (влияние различных
людей, специфика деятельности и ситуации).
Такие ситуативные факторы, как сложность
задания, требования руководства,
установки окружающих людей, сильно
влияют на мотивацию человека в некоторый
промежуток времени. Ситуативные факторы
динамичны, легко меняются, поэтому
существуют возможности влиять на них
и на активность в целом. Интенсивность
актуальной (действующей «здесь и теперь»)
мотивации состоит из силы мотива и
интенсивности ситуативных детерминант
мотивации (требований и влияния других
людей, сложности заданий и т.п.).

В
поведении человека есть две функционально
взаимосвязанные стороны: побудительная
и регуляционная.

Побуждение
обеспечивает активизацию и направленность
поведения, а регуляция отвечает за то,
как оно складывается от начала и до
конца в конкретной ситуации. Психические
процессы, явления и состояния: ощущения,
восприятие, память, воображение, внимание,
мышление, способности, темперамент,
характер, эмоции — все это обеспечивает
в основном регуляцию поведения. Что же
касается его стимуляции, или побуждения,
то оно связано с понятиями мотива и
мотивации. Эти понятия включают в себя
представление о потребностях, интересах,
целях, намерениях, стремлениях,
побуждениях, имеющихся у человека, о
внешних факторах, которые заставляют
его вести себя определенным образом,
об управлении деятельностью в процессе
ее осуществления и о многом другом.
Среди всех понятий, которые используются
в психологии для описания и объяснения
побудительных моментов в поведении
человека, самыми общими, основными
являются понятия мотивации и мотива.

Термин
«мотивация» — более широкое понятие,
чем термин «мотив». Слово «мотивация»
используется в современной психологии
в двояком смыс-ле: как обозначающее
систему факторов, детерминирующих
поведение (сюда входят, в частности,
потребности, мотивы, цели, намерения,
стремления и многое другое), и как
характеристика процесса, который
стимулирует и поддерживает поведенческую
активность на определенном уровне.

Мотивацию,
таким образом, можно определить как
совокупность причин психологического
характера, объясняющих поведение
человека, его начало, направленность и
активность.

Мотивационного
объяснения требуют следующие стороны
поведения: его возникновение,
продолжительность и устойчивость,
направленность и прекращение после
достижения поставленной цели, преднастройка
на будущие события, повышение эффективности,
разумность или смысловая целостность
отдельно взятого поведенческого акта.
Кроме того, на уровне познавательных
процессов мотивационному объяснению
подлежат их избирательность, эмоционально
специфическая окрашенность.

Представление
о мотивации возникает при попытке
объяснения, а не описания поведения.
Обнаружение и описание причин устойчивых
измене-ний поведения — ответ на вопрос
о мотивации содержащих его поступков.

Любая
форма поведения может быть объяснена
как внутренними, так и внешними причинами.
В первом случае в качестве исходного и
конечного пунктов объяснения выступают
психологические свойства субъекта
поведения, а во втором — внешние условия
и обстоятельства его деятельности. В
первом случае говорят о мотивах,
потребностях, целях, намерениях, желаниях,
интересах и т.п., а во втором — о стимулах,
исходящих из сложившейся ситуации.
Иногда все психологические факторы,
которые как бы изнутри, от человека
определяют его поведение, называют
личностными диспозициями. Тогда,
соответственно, говорят о диспозиционной
и ситуационной мотивациях как аналогах
внутренней и внешней детерминации
поведения.

Диспозиционная
и ситуационная мотивации не являются
независимыми. Диспозиции могут
актуализироваться под влиянием
определенной ситуации, и, напротив,
активизация определенных диспозиций
(мотивов, потребностей) приводит к
изменению ситуации, точнее, ее восприятия
субъектом.

Поведение
личности в ситуациях, которые кажутся
одинаковыми, представляется разнообразным,
и это разнообразие трудно объяснить,
апеллируя только к ситуации. Установлено,
например, что даже на одни и те же вопросы
человек отвечает по-разному в зависимости
от того, где и как эти вопросы ему
задаются. В этой связи есть смысл
определить ситуацию не физически, а
психологически, так, как она представляется
субъекту в его восприятии и переживаниях,
т.е. так, как человек понимает и оценивает
ее.

Мотивация
объясняет целенаправленность действия,
организованность и устойчивость
целостной деятельности, направленной
на достижение определенной цели.

Мотив
— это то, что принадлежит самому субъекту
поведения, является его устойчивым
личностным свойством, изнутри побуждающим
к совершению определенных действий.
Мотив также можно определить как понятие,
которое в обобщенном виде представляет
множество диспозиций.

Из
всех возможных диспозиций наиболее
важной является понятие потребности.
Ею называют состояние нужды человека
или животного в определенных условиях,
которых им недостает для нормального
существова-ния и развития. Потребность
как состояние личности всегда связана
с наличием у человека чувства
неудовлетворенности, связанного с
дефицитом того, что требуется (отсюда
название «потребность») организму
(личности).

Второе
после потребности по мотивационному
значению понятие — цель. Целью называют
тот непосредственно осознаваемый
результат, на который в данный момент
направлено действие, связанное с
деятельностью, удовлетворяющей
актуализированную потребность.

Мотивационную
сферу человека с точки зрения ее
развитости можно оценивать по следующим
параметрам: широта, гибкость и
иерархизирован-ность. Под широтой
мотивационной сферы понимается
качественное разнообразие мотивационных
факторов — диспозиций (мотивов),
потребностей и целей, представленных
на каждом из уровней.

Кроме
мотивов, потребностей и целей в качестве
побудителей человеческого поведения
рассматриваются также интересы, задачи,
желания и намерения. Интересом называют
особое мотивационное состояние
познавательного характера, которое,
как правило, напрямую не связано с
какой-либо одной, актуальной в данный
момент времени потребностью.

Задача
возникает тогда, когда в ходе выполнения
действия, направленного на достижение
определенной цели, организм наталкивается
на препятствие, которое необходимо
преодолеть, чтобы двигаться дальше.
Желания и намерения — это сиюминутно
возникающие и довольно часто сменяющие
друг друга мотивационные субъективные
состояния, отвечающие изменяющимся
условиям выполнения действия.

Интересы,
задачи, желания и намерения хотя и входят
в систему мотивационных факторов,
участвуют в мотивации поведения, однако
выполняют в ней не столько побудительную,
сколько инструментальную роль. Они
больше ответственны за стиль, а не за
направленность поведения.

Понятие
о мотивации как о сознательном и
бессознательном процессе

Мотивация
поведения человека может быть сознательной
и бессознательной. Это означает, что
одни потребности и цели, управляющие
поведением человека, им осознаются,
другие нет.

Многие
психологические проблемы получают свое
решение, как только мы отказываемся от
представления о том, будто люди всегда
осознают мотивы своих действий, поступков,
мыслей и чувств.

На
самом деле их истинные мотивы не
обязательно таковы, какими они кажутся.

Психологические
теории мотивации

Многочисленные
теории мотивации стали появляться еще
в работах древних философов.

Взгляды
на сущность и происхождение мотивации
человека на протяжении всего времени
исследования этой проблемы неоднократно
менялись, но неизменно располагались
между двумя философскими течениями:
рационализмом и иррационализмом.
Согласно рационалистической позиции,
человек представляет собой уникальное
существо особого рода, не имеющее ничего
общего с животными. Считалось, что он,
и только он, наделен разумом, мышлением
и сознанием, обладает волей и свободой
выбора действий. Мотивационный источник
человеческого поведения усматривается
исключительно в разуме, сознании и воле
человека.

Иррационализм
как учение распространялся в основном
на животных. В нем утверждалось, что
поведение животного в отличие от человека
несвободно, неразумно, управляется
темными, неосознаваемыми силами
биологического плана, имеющими свои
истоки в органических потребностях.

Первыми
собственно мотивационными, психологическими
теориями, вобравшими в себя рационалистические
и иррационалистические идеи, следует
считать возникшие в XVII — XVIII вв. теорию
принятия решений, объясняющую на
рационалистической основе поведение
человека, и теорию автомата, объясняющую
на иррационалистической основе поведение
животного. Первая появилась в экономике
и была связана с внедрением математических
знаний в объяснение поведения человека,
связанного с экономическим выбором.
Затем была перенесена на понимание
человеческих поступков и в других сферах
его деятельности, отличных от экономики.

Развитие
теории автомата, стимулированное
успехами механики в XVII — XVIII вв., далее
соединилось с идеей рефлекса как
механического, автоматического,
врожденного ответа живого организма
на внешние воздействия. Раздельное,
независимое существование двух
мотивационных теорий: одной — для
человека, другой — для животных,
поддержанное теологией и разделением
философий на два противоборствуюших
лагеря — материализм и идеализм, —
продолжалось вплоть до конца XIX в.

Под
влиянием теории эволюции Ч. Дарвина в
психологии началось интенсивное изучение
разумных форм поведения у животных (В.
Келер, Э. Торндайк) и инстинктов у человека
(З.Фрейд, И.П.Павлов и др.). Если раньше
понятие потребности, ассоциированное
с нуждами организма, применялось только
для объяснения поведения животного, то
теперь его стали использовать и для
объяснения поведения человека,
соответственно изменив и расширив
применительно к нему состав самих
потребностей.

В
20-е годы 20 столетия на смену теории
инстинктов пришла концепция, опирающаяся
в объяснении поведения человека на
биологичес-кие потребности. В этой
концепции утверждалось, что у человека
и у живот-ных есть общие органические
потребности, которые оказывают одинаковое
действие на их поведение. Периодически
возникающие органические потребности
вызывают состояние возбуждения и
напряжения в организме, а удовлетворение
потребности ведет к снижению (редукции)
напряжения.

Принципиальных
различий между понятиями инстинкта и
потребности не было, за исключением
того, что инстинкты являются врожденными,
неизменяемыми, а потребности могут
приобретаться и меняться в течение
жизни, особенно у человека.

В
эти же годы (начало XX в.) возникли еще
два новых направления, стимулированные
эволюционным учением Ч.Дарвина, открытиями
И. П. Павлова. Это поведенческая
(бихевиористская) теория мотивации и
теория высшей нервной деятельности.

Исследования,
начатые И. П. Павловым, были продолжены,
углублены и расширены другими физиологами
и психологами. Среди них можно назвать
Н. А. Бернштейна, автора теории
психофизиологической регуляции движений,
П. К. Анохина, предложившего модель
функциональной системы, описывающую и
объясняющую динамику поведенческого
акта, и Е. Н. Соколова, который открыл и
исследовал ориентировочный рефлекс,
имеющий большое значение для понимания
психофизиологических механиз-мов
восприятия, внимания и мотивации.

Теория
органических потребностей животных
развивалась под сильным влиянием прежних
иррационалистических традиций в
понимании поведения животного. Ее
современные представители видят свою
задачу в том, чтобы чисто физиологически
объяснить механизмы работы и
функционирования биологических
потребностей.

Начиная
с 30-х годов XX в. появляются и выделяются
специальные концепции мотивации,
относимые только к человеку. Одной из
первых таких концепций явилась теория
мотивации, предложенная К. Левином.
Вслед за ней были опубликованы работы
представителей гуманистической
психологии, таких, как А. Маслоу, Г.
Оллпорт, К. Роджерс и др.

Американский
исследователь мотивации Г. Маррей наряду
с перечнем органических, или первичных,
потребностей, идентичных основным
инстинктам, выделенным У. Макдауголлом,
предложил список вторичных (психогенных)
потребностей, возникающих на базе
инстинктоподобных влечений в результате
воспитания и обучения. Это — потребности
достижения успехов, аффилиация, агрессия,
потребности независимости, противодей-ствия,
уважения, унижения, защиты, доминирования,
— привлечения внима-ния, избегания
вредных воздействий, избегания неудач
и др.

Иная
классификация человеческих потребностей
по иерархически построенным группам,
была предложена А. Маслоу. У человека
последовательно появляются и сопровождают
личностное взросление следующие семь
классов потребностей: Потребности
физиологические (органические).
Потребности в безопасности. Потребности
в принадлежности и любви. Потребности
уважения (почитания). Познавательные
потребности. Эстетические потребности.
Потребности в самоактуализации.

Во
второй половине XX в. теории потребностей
человека были дополнены рядом специальных
мотивационных концепций, представленных
в трудах Д. Макклелланда, Д. Аткинсона,
Г. Хекхаузена, Г. Келли, Ю. Роттера. Общими
для всех них являются следующие положения:
Отрицание принципиальной возможности
создания единой универсальной теории
мотивации, одинаково удовлетворительно
объясняющей как поведение животных,
так и человека. Убежденность в том, что
редукция напряжения как основной
мотивационный источник целенаправленной
активности поведения на уровне человека
не работает, во всяком случае не является
для него основным мотивационным
принципом. Утверждение вместо редукции
напряжения принципа активности, согласно
которому человек в своем поведении не
реактивен, а изначально активен, что
источники его имманентной активности
— мотивации — находятся в нем самом, в
его психологии. Признание наряду с
бессознательным существенной роли
сознания человека в детерминации его
поведения. Вывод сознательной регуляции
человеческих поступков на первый план.
Стремление ввести в научный оборот
специфические понятия, отражающие
особенности человеческой мотивации.
Такими понятиями стали, например,
социальные потребности, мотивы (Д.
Макклелланд, Д. Аткинсон, Г. Хекхаузен),
жизненные цели (К. Роджерс, Р. Мей),
когнитивные факторы (Ю. Роттер, Г. Келли
и др.). Отрицание адекватности для
человека таких методов изучения
(порождения) мотивационных состояний,
которые применяются на уровне животных,
в частности, пищевой, биологической
депривации, физических стимулов типа
ударов электрическим током и других
чисто физических наказаний. Поиск
специальных методов изучения мотивации,
подходящих для человека и не повторяющих
недостатки приемов, при помощи которых
исследуется мотивация животных.
Стремление напрямую связать эти методы
с речью и сознанием человека — его
отличительными особенностями.

В
психологии России вплоть до середины
60-х годов, по сложившейся десятилетиями
неоправданной традиции психологические
исследования были в основном ориентированы
на изучение познавательных процессов.

Согласно
концепции А.Н. Леонтьева, мотивационная
сфера человека, как и другие его
психологические особенности, имеет
свои источники в практической деятельности.
В самой деятельности можно обнаружить
те составляющие, которые соответствуют
элементам мотивационной сферы,
функционально и генетически связаны с
ними. Поведению в целом, например,
соответствуют потребности человека;
системе деятельностей, из которых оно
складывается, — разнообразие мотивов;
множеству действий, формирующих
деятельность, — упорядоченный набор
целей. Таким образом, между структурой
деятельности и строением мотивационной
сферы человека существуют отношения
изоморфизма, т.е. взаимного соответствия.

 

studfiles.net

Определение понятия мотивация.

Мотивация
– совокупность внутренних и внешних
движущих сил, побуждающих человека к
деятельности.

В
настоящее время существует множество
теорий мотивации и, сложившихся из них
моделей мотивации.

Теории
мотивации, основанные на изучении
потребностей человека, как основном
факторе, определяющем их поведение и
деятельность:

  • Теория
    Маслоу

  • Теория
    Герцберга

  • Теория
    Макклеланда

Теория
Маслоу.

Абрахам
Маслоу в 1943 году выдвинул на обсуждение
вопрос об иерархии потребностей. На
основании своей книги «Иерархия
потребностей», где он разработал пирамиду
потребностей.

Пирамида
Маслоу: 5 – Соввершенствование,4 –
личностные, 3- социальные, 2 – безопасность,1
– физиологические.ПирамидаМаслоу:
( в учебнике )

•физиологическиепотребности;

•мотивыбезопасности;

•социальныемотивы;

•мотивысамоуважения;

•мотивысамореализации.

Низший
или 1 уровень пирамиды занимают
физиологические потребности. То есть
потребность в пище, одежде, крыше над
головой.

Второй
уровень – потребность в безопасности
и удовлетворенности в будущем. Жить в
постоянной угрозе гибели, краха и прочих
обстоятельств невозможно.

Третий
– социальные. Они отражают необходимость
в социальном окружении, в общении с
людьми, чувство «локтя» и поддержка.

Четвертый
– личностные. Потребность в уважении,
в признании окружающих и стремлении к
личным достижениям.

И
пятый уровень – совершенствование.
Потребность самовыражения, то есть
потребность в собственном росте и в
реализации своих потенциальных
возможностей.

При
этом первые два уровня представляют
основные (первичные) потребности
работника, а вторые три – вторичные.

Абрахам
Маслоу признавал, что люди имеют множество
различных потребностей, но также полагал,
что эти потребности можно разделить на
пять основных категорий:

Физиологические:
голод, жажда, половое влечение и т. д.

Потребности
в безопасности: комфорт, постоянство
условий жизни.

Социальные:
социальные связи, общение, привязанность,
забота о другом и внимание к себе,
совместная деятельность.

Престижные:
самоуважение, уважение со стороны
других, признание, достижение успеха и
высокой оценки, служебный рост.

Духовные:
познание, самоактуализация, самовыражение,
самоидентификация.
Существует также
более подробная классификация. В системе
выделяется семь основных уровней
(приоритетов):

(низший)
Физиологические потребности: голод,
жажда, половое влечение и т. д.

Потребность
в безопасности: чувство уверенности,
избавление от страха и неудач.

Потребность
в принадлежности и любви.

Потребность
в уважении: достижение успеха, одобрение,
признание.

Познавательные
потребности: знать, уметь, исследовать.

Эстетические
потребности: гармония, порядок, красота.

(высший)
Потребность в самоактуализации:
реализация своих целей, способностей,
развитие собственной личности.

По
мере удовлетворения низлежащих
потребностей, все более актуальными
становятся потребности более высокого
уровня, но это вовсе не означает, что
место предыдущей потребности занимает
новая, только когда прежняя удовлетворена
полностью. Также потребности не находятся
в неразрывной последовательности и не
имеют фиксированных положений, как это
показано на схеме. Такая закономерность
имеет место как наиболее устойчивая,
но у разных людей взаимное расположение
потребностей может варьироваться.

studfiles.net

Мотивация — что это? Какие есть виды мотивации?

Чемпионами становятся не в тренажерных залах.
Чемпиона рождает то, что у человека внутри:
– желания, мечты и цели. (Мухаммед Али)

В начале было слово. Но даже для того, чтобы произнести слова нужна мотивация. Что же это такое? Слово «Мотивация» имеет латинские корни, такие как «Motus» – движение, и «Movere» – двигаться. Таким образом мотивация это сформированное желание действовать. Это может быть как бессознательное, спонтанное желание (например, человек захотел пить и налил стакан воды), так и осознанное желание, ради которого человек будет ежедневно прикладывать усилия (например, человек ежелневно поливает клумбу с цветами, представляя как они вскоре зацветут).

Определения мотивации:

Определение 1: Мотивация это психический процесс
Определение 2: Мотивация это энергия и сила наших желаний
Определение 3: Мотивация это стимул
Определение 4: Мотивация, как сложная система стимулов
Определение 5: Мотивация это представление (картина) будущего
Определение 6: Мотивация это спектр определенных эмоциональных переживаний
Определение 7: Мотивация это набор потребностей
Определение 8: Мотивация это смысл деятельности

Взаимозависимость мотивации и целей:

1. Мотивирующая цель всегда амбициозна
2. Мотивирующая цель должна быть развивающей
3. Мотивирующая цель должна быть достижимой
4. Мотивирующая цель должна быть в зоне ближайшего развития

Виды мотивации: где и какую мотивацию искать

1. «Мотивация Стремления» и «Мотивация Избегания»
2. «Внешняя мотивация» и «Внутренняя мотивация»
3. Инстинктивная и сознательная мотивация
4. Стратегическая и тактическая мотивация
5. Ценностная мотивация

Таким образом суть мотивации заключается в совершении любых действий, которые направлены на получение желаемых результатов. Не менее интересным является вопрос о том, откуда появляются желания, прежде чем возникает мотивация их исполнять, но эта тема заслуживает отдельной статьи. Добавим только, что на латыни есть еще одна фраза, дающая определение мотивации: «Agendi causa», что в переводе означает «Причина действий».

Объективности ради следует отметить, что ученые, философы, и психологи так и не смогли пока договориться между собой относительно единого определения того, что такое мотивация. Для того чтобы ответить на вопрос «Как и где ее найти?» давайте для начала обсудим, что же именно мы ищем, и рассмотрим на наиболее популярные определения понятия «мотивации».

Определение 1: Мотивация это психический процесс

то есть это некоторая последовательность наших мыслительных усилий, направленных на то, что для нас сейчас важно (например, «заработать много денег», «похудеть», «сменить работу», «бросить курить» и т.д.). Фактически процесс обдумывания того, как получить желаемое уже является своего рода мотивацией, которая толкает нас действовать.

Определение 2: Мотивация это энергия и сила наших желаний

которая побуждает нас предпринимать усилия, и стремиться достичь определенных целей. Попробуйте измерить эту энергию по шкале от 1 до 10, когда вы беретесь за какое-то новое дело. Если ваш бал меньше 5-6, то вашей мотивации явно недостаточно!

Определение 3: Мотивация это стимул

который как морковка для кролика манит и влечет нас за собой, помогая мобилизовать для этого все доступные ресурсы. Например, стимул купить новый мобильный телефон, который нам чем-то сильно понравился, и мысли о котором теперь не дают нам покоя.

Определение 4: Мотивация, как сложная система стимулов

каждый из которых нам важен по своему, но именно система взаимосвязанных стимулов, выстроенных в определенной последовательности (иерархии), запускает механизмы нашего ежедневного поведения (например «ходить на работу», «учить иностранный язык», «уделять время своим хобби» и т.д.). Отличие от предыдущего определения в том, что эта точка зрения предполагает, что одного стимула недостаточно, и для любой сильной мотивации нужна система стимулов, набор выгод, которые позволят отказаться от чего то привычного (к примеру курение), и получить множество новых выгод (здоровье, легкость дыхания, белоснежная улыбка, улучшение самочувствия, экономия денег, общение с людьми, ведущими здоровый образ жизни и многое другое).

Определение 5: Мотивация это представление (картина) будущего

которая позволяет нам в ярких красках увидеть / представить / визуализировать желаемый результат. Это может быть представление о вашей будущей физической форме («кубики на животе», «идеально выполненных шпагат»), либо масштабная картина вашей будущей жизни (где и с кем вы живете, чем занимаетесь, что приносит вам наибольшее удовольствие и радость). Многие психологи сходятся во мнении о том, что чем более ясная и привлекательная картина будущего видится человеку, тем сильнее будет его мотивация, и тем активнее и продуктивнее будут его действия. «Тот у кого есть хороший жизненный план, вряд ли будет думать о чем-то другом», пел Виктор Цой в известной всем песне.

Определение 6: Мотивация это спектр определенных эмоциональных переживаний

по тому или иному поводу. Иными словами, о чем больше всего переживаете, как в положительном, так и в негативном ключе, то вас больше всего и мотивирует. Тогда для того, чтобы понять как найти мотивацию, стоит подумать о том, что у вас вызывает наибольший эмоциональный отклик. Причем одни люди более склонны к позитивному мышлению, а другие к негативному. Анекдот про негативное мышление: «С чего ты взял что ты меня любишь?» – Я ненавижу тебя меньше всех!» =) Да, бывает и такое))

Определение 7: Мотивация это набор потребностей

если вам что-то нужно, то это и есть мотивация, а если не нужно, то и нет ее. Как известно из пирамиды А.Маслоу, потребности бывают как низшего (безопасность, еда, сон) так и высшего порядка (признание, самореализация, самовыражение). Некоторые считают, что помимо наличия потребностей нужно развивать способность их удовлетворять, и чем сильнее развита эта способность, тем более мотивированным и успешным будет человек.

Определение 8: Мотивация это смысл деятельности

Помните, мы говорили про латинское «Agendi causa»? Как только человек находит для себя смысл / причину он начинает действовать. До тех пор пока он не видит смысла, мотивация не появится. В ряде случаев, человеку может быть очень трудно самому найти для себя смысл, что-то делать. И этим успешно пользуются другие, с удовольствием предлагая ему новые смыслы через рекламу, коммерческие предложения, через систему мотивации на работе и многие другие способы. «Если Вы не знаете в чем смысл вашей жизни, то мы Вам его скажем» :-).

Какое бы из вышеперечисленных определений мотивации вы для себя не выбрали, с ним еще предстоит поработать. Для усиления собственной мотивации очень важна осознанность, т.е. точное понимание своих текущих эмоций, мотивов, переживаний, и причин на которых они основаны. Важность мотивации состоит в том, что только благодаря ей у вас может возникнуть достаточная энергия для достижения ваших целей, и воплощения желаний, но для того чтобы мотивация была достаточной, необходимо разобраться в том, на чем она основана. Почему Вы хотите того, чего Вы хотите? Чем это важно? А может быть оставить все как есть? Что случится, если начав действовать вы вдруг захотите что-то другое? Заранее предусмотрев все варианты того, что может сбить вас с пути Вы будете к этому готовы.

Чем сложнее цель, тем чаще в процессе ее достижения у Вас будет возникать желание все бросить и опустить руки.

Жизнь будет проверять Вас на прочность, а вашу мотивацию на устойчивость, но самые сильные желания, которые Вы искренне и подлинно хотите, смогут помочь Вам преодолеть любые преграды, и не позволят остановиться в середине пути. Всегда следует помнить, что в жизни гораздо больше сдавшихся, чем проигравших, поэтому важно периодически возвращаться к осознанию своей мотивации, работать с ней, укрепляя свои духовные силы, и подзаряжаясь мотивами двигаться вперед не смотря ни на что. Кроме того мотивация необходима для формирования личностных навыков.

Вопросы поиска мотивации часто возникают вследствии того, что мы ставим себе неправильные цели, т.е. цели которые заведомо невозможно достигнуть, которые являются нереалистичными, выходят далеко за рамки нашего текущего уровня развития, и которые обречены на провал. После нескольких таких неудачных попыток, кто-то может вообще перестать предпринимать любые усилия, или решить что «мне это не дано…». В такой ситуации, чтобы все бросить, человеку достаточно придумать какую-то объясняющую себе и/или другим причину неудачи, поверить в нее, и со спокойной совестью перестать двигаться дальше.

Чтобы этого не произошло, важно обращать внимание на следующие критерии, которым должна соответствовать цель, чтобы в ее отношении сохранялся высокий уровень мотивации на длительное время:

1. Мотивирующая цель всегда амбициозна. Подумайте насколько та цель, которую вы ставите вообще значима, насколько вы сможете гордиться тем, чего вы достигли? А что будет если уве

www.justbefirst.org

14. Мотивация деятельности в системе менеджмента. Определение понятия мотивации.

При планировании и организации работы
руководитель определяет, что конкретно
должна выполнять данная организация,
когда, кто и как, по его мнению, должен
это сделать. Если выбор этих решений
сделан эффективно, руководитель получает
возможность координировать усилия
многих людей и сообща реализовывать
потенциальные возможности группы
работников. Менеджеров часто называют
исполнительными руководителями, потому
что главный смысл их деятельности
состоит в том, чтобы обеспечить исполнение
работы данной организации. Руководители
воплощают свои решения в дела,применяя
на практике основные принципы мотивации.

Мотивация— процесс стимулирования
самого себя и других к деятельности,
направленной на достижение индивидуальных
и личных целей организации.

Возможности субъекта управления
управлять коренятся в возможностях и
готовности объекта управления выполнять
управленческие команды. Что же
обусловливает возможность и потребность
объекта управления подчиняться
управленческим командам? Очевидно, на
данный вопрос не может быть однозначного
ответа, так как в зависимости от условий
для отдельных случаев могут быть выделены
соответствующие этим случаям ведущие
причины.

Если объект управления (в нашем
рассмотрении производитель) не является
собственником средств производства,
то его готовность и возможность выполнять
управленческие команды связаны в первую
очередь с тем, насколько его потребности
будут удовлетворены в результате
выполнения управленческих команд, а
также с уровнем квалификации, которым
он обладает, его производительными
возможностями. В этом случае противоречие
между субъектом и объектом управления
находит разрешение в выработке
механизма мотивирования,
в котором
находят отражение потребности субъекта
и объекта управления и который является
формой воплощения и практической
реализации возможностей субъекта
управления. При этом для анализа сущности
управления исключительно важным является
то, что противоречие между субъектом и
объектом управления разрешается с
установлением механизма мотивирования
(вознаграждения) до того, как происходит
процесс реализации управленческих
команд. Поэтому для субъекта управления
исключительно важно найти и применить
такой механизм мотивирования, который
приведет, в конечном счете, к достижению
поставленных целей.

Для того чтобы добиться этого, механизм
мотивирования должен отвечать следующим
требованиям. Во- первых,он должен
обладать действенностью на протяжении
всего времени функционирования объекта
управления и не ослабевать по мере
удовлетворения потребностей объекта
управления. Этого можно добиться за
счет комплексного использования рычагов
воздействия, периодического чередования
методов мотивирования ориентации,
стимулирующих воздействий на удовлетворение
стабильных долгосрочных потребностей.Во-вторых,механизм стимулирования
должен увязывать уровень стимулирования
со степенью достижения конечных целей.

В настоящее время в мировой практике
управления разработан и широко применяется
достаточно большой арсенал средств
стимулирования, отвечающих данным
требованиям. В то же время следует
отметить, что отсутствуют универсальные
средства (по видимому, их и не может быть
в принципе), которые могут давать
эффективные результаты во всех случаях
жизни. Поэтому формирование механизма
мотивирования должно строиться
преимущественно на ситуационной основе.

Основопологающими понятиями в
теориях мотивации являются такие понятия
как потребности и вознаграждения.

Потребности-это осознанное отсутствие
чего-либо, вызывающее побуждение к
действию; состояние человека, определяемое
нуждой, необходимостью в чем-либо.
Потребности можно классифицировать
как первичные и вторичные. Первичныепотребности( в пище, воде, потребности
спать, дышать, сексуальные) заложены
генетически.Вторичныепотребности(
в успехе, уважении, привязанности,
власти, принадлежности) по своей природе
психологические и вырабатываются в
ходе познания и обретения жизненого
опыта. Поскольку люди имеют различный
приобретенный опыт, вторичные потребности
людей различаются в большей степени,
чем первичные. Потребности служат
мотивом к действию. Поведенческим
проявлением потребности является
побуждение. Побуждение-это ощущение
недостатка в чем-либо, имеющее определенную
направленность и сконцентрировано на
достижение цели.Цели— нечто, что
осознается как средство удовлетворения
потребности. Потребность может быть
удовлетворена полностью, частично или
не удовлетворена. Степень удовлетворения,
полученная при достижении поставленной
цели, влияет на поведение человека в
сходных обстоятельствах в будущем.
Обычно люди хотят повторить ту линию
поведения, которая асссоциируется у
них с возможностью максимального
удовлетворения потребности. Это
состояние— законрезультата.
Поскольку потребности вызывают у
человека стремление к их удовлетворению,
то менеджеры должны создавать такие
ситуации, которые позволяли бы людям
чувствовать, что они могут удовлетворить
свои потребности посредством типа
поведения, приводящего к достижению
целей организации.

Средством побуждения людей к эффективной
деятельности является вознаграждение
то, что человек считает для себя ценным.
Однако понятия ценности у людей
специфичны, следовательно, различна и
оценка вознаграждения и его относительной
ценности. Руководитель имеет дело с
двумя типами вознаграждения: внутренним
и внешним.Внутреннее вознаграждение-
то, что дает сама работа( чувство
достижения результата, содержательности
и значимости выполняемой работы,
самоуважения; дружба и общение)-
достигается путем создания хороших
условий труда и точной постановки
задачи.Внешнее вознаграждение(
зарплата, продвижение по службе, признание
и похвала, оплата определенных расходов
и страховок и т.д.)дается организацией.

Чтобы определить, как и в каких пропорциях
нужно применять вознаграждения в целях
мотивации, администрация должна
установить, каковы потребности ее
работников. В этом и состоит цель
содержательных теорий мотивации
(Маслоу, Герцберга, МакКлеланда,
Альдерфера), которые основываются на
идентификации тех внутренних побуждений
(потребностей), которые заставляют людей
действовать так, а не иначе.Вторая
категория теорий— процессуальныетеории (Врума, Адаме, Портера-Лоулера,
Скиннера), которые основываются в первую
очередь на том, как ведут себя люди с
учетом их восприятия и познания.

Помощь в понимании сущности мотивирования
руководителю может оказать список
побудительных факторов трудовой
деятельности, расположенных по убыванию
их значения для работников:

1. Стремление достичь высоких результатов,
качественно решить поставленные
проблемы.

2. Потребность всегда хорошо выполнять
свои обязанности.

3. Чувство уважения вследствие хорошо
выполненной работы.

4. Личные профессиональные цели.

5. Интерес к содержанию работы.

6. Возможность продвижения.

7. Возможность получать более высокую
зарплату.

8. Контроль. Регулярная оценка выполненной
работы.

9. Признание и одобрение со стороны
руководителя.

10. Возможность получить самостоятельность.

11. Признание со стороны коллег. Стремление
не подвести своих коллег.

12. Хорошие физические условия труда.

13. Стремление быть полноценным членом
своей группы.

14. Возможность получить премию или
награду.

15. Возможность дисциплинарного
воздействия. Одной из основных проблем
организации

Процесс формирования мотивационных
программ

Цель программы объединение всех
стимулирующих воздействий и использование
их для интенсификации производственной
или коммерческой деятельности организации.

На основе мотивационных программ
совершенствуются методы и формы
стимулирования работников, выполняются
мероприятия, направленные на устранение,
минимизацию и компенсацию дестимулирующих
факторов. При этом задачи стимулирования
рассматриваются в широком плане, включая
совершенствование оплаты труда, целевое
управление, применение форм и методов,
обеспечивающих активизацию трудового
участия работников в деятельности
организации.

Этапы создания программы:

• анализ методов и форм стимулирования
работников и возможностей ихиспользования в конкретных условиях,

• анализ актуальных потребностей и
удовлетворенности работников трудом;

• сопоставление результатов анализа,

• выбор методов и форм стимулирования
на основе проведенного сопоставления
и с учетом индивидуальных особенностей
работников,

• проверка эффективности выбранных
форм и методов стимулирования в
организации в целом или на отдельных
рабочих местах, их коррекция в случае
необходимости,

• внедрение мотивационной
программы и периодическая оценка ее
эффективности и коррекция.

Применение мотивационных теорий

При разработке системы мотивирования
персонала необходимо учитывать фазу
экономического цикла, в которой находится
организация. В фазе экономического
роста наиболее адекватны стимулы,
связанные с денежным премированием,
должностным продвижением, повышением
самостоятельности и ответственности,
поощрение увеличения продуктивности
и расширения производства. В период
экономической стабильности следует
сосредоточиться на совершенствовании
управления, увеличении объема продаж,
распознавании творческих находок,
повышающих конкурентоспособность
продукции. Фаза экономического спада
требует стимулирования повышения
качества продукции, снижения ее
себестоимости, повышения эффективности
рекламы.

Предпосылками для обеспечения достаточного
уровня мотивации, по мнению Хайнца
Фенеколда, являются гарантия сохранности
рабочего места, справедливая оплата
труда с учетом его сложности и достигаемой
работником производительности, гласность
решений по кадровым вопросам и привлечение
работников к участию в управлении. Для
формирования мотивации в организации
важно информирование работника с помощью
специальных справочников: о целях
предприятия, принятых методах управления,
структуре организации, функциях, задачах
и ответственности, возлагаемых на лиц,
замещающих те или иные должности.

К основным инструментам мотивации
относят:

1. Четкое и обстоятельное объяснение
подчиненным поставленных перед ними
задач. Освоение цели деятельности.

2. Объяснение сотрудникам степени
важности отдельных выполняемых ими
действий.

3. Делегирование полномочий сотрудникам.

4. Устное одобрение трудовых достижений.

5. Проявление интереса к личности и
личным проблемам подчиненных.

6. Привлечение подчиненных к обсуждению
и принятию решений.

7. Обеспечение беспрепятственных
горизонтальных и вертикальных
коммуникаций.

8. Создание возможностей для продвижения
подчиненных по уровням иерархии.

9. Обеспечение формирования у подчиненных
чувства принадлежности к осуществлению
миссии организации.

10. Поддержка стремления подчиненных к
обучению и развитию.

11. Использование возможностей группы
(формальной или неформальной) для
поощрения желаемого поведения.

studfiles.net

МОТИВАЦИЯ — это… Что такое МОТИВАЦИЯ?

  • МОТИВАЦИЯ — (лат. motivatio) система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного. Разработано множество часто противоречивых теорий для объяснения того, почему индивид действует; почему… …   Философская энциклопедия

  • мотивация — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин «М.», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. По… …   Большая психологическая энциклопедия

  • МОТИВАЦИЯ — (лат.). Изложение мотивов, изъяснение, оправдание. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. мотивация и, мн. нет, ж. (нем. Motivation, фр. motivation …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Мотивация — совокупность идей, увлечений, причин и интересов, которыми руководствуется покупатель, потребитель, принимая решение о предпочтительности товара при его приобретении. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Мотивация — процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общей целей организации …   Словарь терминов антикризисного управления

  • МОТИВАЦИЯ — активные состояния психики, побуждающие человека совершать определенные виды действий. В границах парадигмы деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев) полагается вызываемой направленностью на удовлетворение потребностей под влиянием внешних стимулов …   Новейший философский словарь

  • мотивация — МОТИВИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов., что чем. Привести ( водить) мотивы, доводы в пользу чего н. М. свой отказ болезнью. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • мотивация — сущ., кол во синонимов: 7 • азарт (20) • аффилиация (7) • мотивирование (5) • …   Словарь синонимов

  • МОТИВАЦИЯ — англ. motivation; нем. Motivation. 1. Осмысление индивидом ситуации, выбор и оценка различных моделей поведения, их предполагаемых результатов и формирования на этой основе мотивов. 2. Относительно стабильная система мотивов, определяющая… …   Энциклопедия социологии

  • МОТИВАЦИЯ — (от греч. motif, от лат. moveo двигаю) внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения. Райзберг Б.А.,… …   Экономический словарь

  • dic.academic.ru

    34. Определение мотивации. Три аспекта мотивации.

    Мотивация
    это процесс побуждения себя и других к
    деятельности для достижения личных
    целей или целей организации. Она
    необходима для продуктивного выполнения
    принятых решений и намеченных
    работ.Содержательные
    теории мотивации основываются
    на идентификации тех внутренних
    побуждений (называемых потребностями),
    которые заставляют людей действовать
    так, а не иначе.

    Существует
    три наиболее важных для любой организации
    аспекта 
    мотивации с
    точки зрения их роли в поддержании
    баланса интересов:

    1.Мотивация
    привлечения

    сотрудника в разных ситуациях различна
    и зависит от того, кто в ком больше
    заинтересован: человек ищет работу или
    компания ищет работника. Опытные
    кадровики знают, что поведение кандидатов,
    которые ищут работу сами, отличается
    от поведения тех, кого нашли рекрутеры,
    особенно ярко это заметно в случае
    прямого поиска. Тогда в проекте по
    переманиванию, как правило, учитывают
    все три аспекта мотивации.

    К
    факторам, образующим мотивацию
    привлечения, как правило, относят:

    • размер
      заработной платы, наличие премий,
      бонусы, участие в прибыли и пр.

    • имя,
      размер, рейтинг компании, характер
      бизнеса и пр.

    • уровень
      и наименование должности, размер
      полномочий и ответственности, возможность
      карьерного продвижения и пр.

    • наличие
      корпоративной инфраструктуры (столовая,
      корпоративный транспорт, средства
      связи, рабочая одежда) и т.д.

    • местоположение
      офиса, вид офиса и состояние рабочих
      мест

    • личные
      и деловые качества руководителя

    • корпоративная
      культура, соблюдение КЗОТа, налоговая
      легальность и пр.

    2.Когда
    мотивация привлечения уже не работает,
    на передний план выходит мотивация
    удержания
    .
    Как правило, компания формирует мотивацию
    удержания в виде корпоративных программ
    или в виде определенных индивидуальных
    условий для сотрудника при поступлении
    сигналов о его возможном уходе.Строго
    говоря, индивидуальные программы
    удержания конкретного сотрудника могут
    свидетельствовать о том, что в компании
    нет системы, позволяющей учитывать
    изменение квалификации работников и
    своевременно реагировать на ее рост.
    Несомненно, в ходе работы растет
    компетентность работника: он обогащается
    новыми знаниями, осваивает новые
    технологии, приобретает новый опыт,
    собственно, этим и развивает компанию
    — это закон роста компетентности.

    Корпоративные
    меры, позволяющие удерживать сотрудников:

    • развитие
      квалификации и карьеры, программы
      дублерства и кадрового резерва

    • кредитование,
      отсрочка выплат, долгосрочные бонусы,
      опционы и пр.

    • компенсационные
      меры в отношении инфляции, налоговых
      потерь и пр.

    • гибкие
      формы формирования социального пакета,
      льготы, привязанные

    • к
      выслуге, квалификации и достижениям

    • активные
      формы корпоративной идеологии и
      корпоративной культуры

    3.Организация
    мотивации
    к эффективному труду

    — наиболее трудная задача для большинства
    компаний. Именно этот аспект в подавляющем
    числе случаев имеется в виду, когда речь
    заходит о мотивации.Наличие в организации
    алгоритмов побуждения к эффективному
    труду разрешает возможные противоречия
    между работником и работодателем, делает
    баланс интересов стабильным.Однако при
    решении именно этой задачи возникает
    больше всего противоречий, конфликтов,
    поскольку результат напрямую влияет
    на справедливость в оценке труда и его
    оплата.

    studfiles.net

    Что такое мотивация и ее компоненты. Примеры мотивации. Теории мотивации

    Определение мотивации

    Мотивацией называют процесс, инициирующий движение и поддерживающий целеустремленное поведение (о роли мотивации). Именно она:

    • заставляет нас взять стакан воды, чтобы утолить жажду;
    • подталкивает к прочтению книги, которая даст новые знания;
    • побуждает отказаться от вредных привычек, избавиться от лишнего веса, чтобы выглядеть лучше и т.д.

    Мотивация затрагивает биологические, эмоциональные, социальные и познавательные силы, которые активизируют поведенческие процессы. В повседневной жизни понятие мотивации применяется для объяснения причин тех или иных человеческих поступков.

    Примеры мотивации

    Вы могли бы сказать, что рабочий мотивирован на исполнение своих обязанностей потому, что желает получить заработную плату. И по этой же причине человек работает с полной самоотдачей.

    Аналогичным образом может быть мотивирован студент, которых хочет сдать экзамены для прохождения курса обучения. С этой целью студент способен не спать ночами, работая с книгами и задачами.

    Точно так же спортсмен может просыпать рано утром, чтобы совершить пробежку и поддержать физическую форму, например, для победы на предстоящих соревнованиях или просто, чтобы лучше выглядеть.

    Таким образом, понятие мотивации прямо связано с причинами, обуславливающими конкретное целенаправленное поведение человека. Несложно заметить, что в слове «мотивация» присутствует корень «мотив», то есть причина, объясняющая те или иные поступки. Мотивация — единственное объяснение всех человеческих действий!

    Теории мотивации

    По теме мотивации в научном мире имеется несколько теорий. Наиболее распространенные из них:

    • теория влечений
    • теория инстинктов
    • гуманистическая теория возбуждения

    А) Инстинкты. Теория инстинктов считает, что влечения человека являются врожденными и неизменными. По данной теории человек стремится раскрыть собственную личность, для чего и преследует определенные цели, которые внешне выглядят надуманными, пришедшими извне.

    Б) Влечения. Теория влечений говорит, что поведением человека управляют потребности, а мотивация лишь отражает их суть. И многие человеческие действия на самом деле вызваны только биологическими факторами. Суть же теории заключается в представлении мотивации в виде набора необходимых установок, которые стремится реализовать человек на протяжении собственной жизни.

    В) Возбудители. Еще одна группа специалистов по психологии уверенна, что мотивация – это стремление человека к возбуждению. Подразумевается, что личность стремится к новым эмоциям и переживаниям, тоскует по острым ощущениям и деятельности, а потому совершает различные поступки, придумывает цели, ставит задачи, достигает результатов, как бы повышая уровень собственного эмоционального возбуждения.

    Компоненты мотивации

    Каждый человек, который хоть единожды задавался целями, прекрасно понимает, что для достижения успеха одного желания мало. В разных ситуация для получения результата может понадобиться:

    • самоконтроль и работа над собою
    • выносливость и сила воли
    • специальные знания и опыт
    • помощь других людей и терпение
    • концентрация и внимательность
    • пересмотр жизненных установок и целей
    • смена распорядка дня и режима
    • целеустремленность и пунктуальность
    • работа над ошибками и прочее.

    Достижение цели (особенно труднодоступной) — это тяжелая работа, подразумевающая активацию всех человеческих ресурсов, а в основе этого всякий раз лежит мотивация!

    Тот же механизм, по сути, может как начать движение, так и прекратить его. В процессе жизни мотивация человека может полностью сменить ориентацию, к примеру, после каких-нибудь важных и неординарных событий, после переосмысления целей. Как бы то ни было, но движение всегда подразумевает затрат сил и энергии, какую-то протяженность во времени.

    Считается, что чем выше мотивация человека, тем больше сил и времени он готов отдать движению к результату, т.е. конкретным действиям и поступкам.

    Так, к примеру, мотивированный рабочий может работать без выходных и с переработками, тогда как лишенный мотива, наоборот, больше времени проходит в отпусках. И это вовсе не значит, что второй человек лишен мотивации вообще. Просто его установки направлены в другое русло. Человек интересуется другими целями, стремится к другим результатам, а работу выполняет только механически, на автомате, без особого рвения.

    Внешняя и внутренняя мотивация

    Считается, что мотивацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю часть. Внутренняя мотивация рождается в мыслях человека, а внешняя – навязывается извне.

    Например, начальник мотивирует рабочего на совершение конкретной операции, которую тот выполняет. Однако человек выполняет поручение начальника лишь потому, что желает испытать собственные силы и возможности, что и является примером одновременного воздействия двух мотивирующих факторов (внешнего и внутреннего).

    todid.ru