Головной убор русского народного костюма – 18
18 фотографий роскошных женских головных уборов из русского народного костюма
В старину на Руси девушки и женщины любили роскошные наряды не меньше, чем сегодня. Особое внимание уделялось головным уборам. Их делали их лучших тканей, украшали серебряным и золотым шитьём, пайетками, бисером и жемчугом. В нашем обзоре 18 фотографий головных уборов, которые носили женщины пару сотен лет назад.
Русские народные головные уборы.
Русские народные головные уборы.
В русском народном костюме особое место занимал женский головной убор. Глядя на него можно было определить, из какой местности его владелица, сколько ей лет, её общественное и семейное положение.
Русские народные головные уборы.
Русские народные головные уборы.
Традиционно форма русского народного головного убора сочеталась с причёской. Девушки заплетали косу, а их головной убор чаще всего выглядел как перевязка или обруч с открытой макушкой.
Русские народные головные уборы.
Русские народные головные уборы.
Замужние крестьянки заплетали две косы и свёртывали их спереди в пучок. Головной убор должен был полностью скрывать полосы замужней женщины. Традиционные женские головные уборы в русском народном костюме состояли, как правило, из нескольких частей.
Русские народные головные уборы.
Русские народные головные уборы.
Кичка – часть кичкообразного головного убора на твёрдой основе. Кички отличались разнообразием фасонов. Они были рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала – фантазийность решений были безгранична.
Русские народные головные уборы.
Русские народные головные уборы.
В Рязанской, Тульской, Калужской, Орловской губерниях носили, как правило, рогатые кички. В Вологодской и Архангельской — копытообразные кички. Последние исследователи связывают с финно-угорскими предками (X – XIII вв), у которые были аналогичные головные уборы.
Русские народные головные уборы.
Русские народные головные уборы.
Сорока – так называлась верхняя украшенная головного убора. Она изготавливалась из ткани и натягивалась на кичку.
Ещё один элемент кичкообразного головного убора – позатыльник. Он выполнялся из ткани (как правило, из парчи) или был бисерным. Позатыльник подвязывали сзади под сороку, чтобы скрыть сзади кички волосы женщины.
Русские народные головные уборы.
Русские народные головные уборы.
Кокошник в отличие от сороки был только праздничным головным убором, в том числе и свадебным. В северных губерниях его часто украшали жемчугом. Если кичку носили крестьянки, то купчихи и мещанки одевали на голову кокошник.
Русские народные головные уборы.
Кокошники изготавливали в монастырях или мастерицы в больших сёлах и продавали на ярмарках. К концу 19-го века кокошник практически полностью вытеснил кичку, а затем и кокошник ушёл с арены, уступив место платкам. Сначала платки повязывали поверх головного убора, а позже и как отдельный головной убор, заколов или завязав под подбородком.
Русские народные головные уборы.
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
historicaldis.ru
Народные головные уборы. Выбираем кокошник и картуз.
Русский национальный костюм уникальный и особенный. Проследив историю костюма, можно проследить историю всего русского народа. В цикле статей под названием «Русский народный костюм» вы сможете узнать всё о головных уборах, женских и мужских национальных костюмах. О том, из чего состоит и как правильно подобрать народный костюм для любого праздника и гулянья. Начнем с самой главной и важной части костюма – головного убора.
Традиция прикрывать голову пришла к нам из древних времен. Ведь тогда считалось, что именно в волосах спрятана вся человеческая магическая сила. Поэтому на Руси волосы старались прятать подальше от людских глаз, под головные уборы. Кроме того, по шапке в большей степени, чем по других частях костюма, можно было судить о принадлежности человека к определенному сословию, территориальной единице, даже о его возрасте и семейном положении. Также различалась русская «шапка» в зависимости от времени года и церковного календаря. Были головные уборы для праздников и для ежедневного ношения.
Женские головные уборы
Головной убор для женщин был очень важной частью гардероба. Головной убор мог многое сказать о своей обладательнице – ее семейном положении, статусе в обществе, территориальной принадлежности. В детстве девочки носили простые тесемки из материи. Девицы на выданье могли носить головные уборы, которые не закрывали макушку и волосы — повязки. Замужние женщины обязаны были носить головные уборы, которые полностью скрывали волосы. Показывать волосы считалось страшным позором.
Кокошник
Кокошник является народным головным убором, широко известным благодаря русским народным сказкам. История кокошника полна загадок и тайн, но никто так и не знает, когда именно он появился. Известно лишь, что закон Петра Первого положил запрет на ношение кокошника боярскими дамами. Тем не менее, головные уборы выжили в крестьянской и торговой среде (главным образом в северных провинциях) как атрибут праздничного или свадебного платья, в то время как в конце 18 века Екатерина Великая разрешала его только как элемент карнавального платья. Кокошник в отличие от повседневных головных уборов, таких как сорока или платок, сначала использовался исключительно как праздничный головной убор и был богато украшен жемчугом, особенно на Севере. Только замужние женщины носили Кичку и Сороку, в то время как Кокошник носили незамужние.
Кокошник выглядит округлым щитом вокруг головы. Название «кокошник» происходит от старославянского «Кокош», что означало курица или петух. Характерной особенностью кокошника является своего рода гребень, восходящий надо лбом. Его форма изменялась от провинции к провинции. Делался он из толстой твердой бумаги с лентами позади. Кокошники были отделаны парчой, бусами, жемчугом, а у самых богатых женщин — драгоценными камнями.
Повойник
Повойник — старый традиционный головной убор замужних женщин, главным образом крестьянок; это был платок или полотенце, завязанное вокруг другого головного убора. Как правило, носили его в будние дни, в то время как в праздники он был заменен на кокошник. К началу 20 века повойник вытеснили более сложные женские головные уборы, такие как сорока и кичка.
Кичка
Кичка — этот своеобразный русский головной убор имитировал рога коровы, тем самым символизируя плодородие женщины. Рогатую кичку носили молодые замужние женщины, а безрогие кички – состарившиеся. Долгое время славянские замужние женщины хранили обычай завязывать платок таким образом, чтобы его концы стояли на лбу как крошечные рога. Это символизировало плодородие.
Мужские головные уборы
Картуз
Картуз представляет собой русский народный головной убор из шелка или текстиля. В основном он идет в черном цвете, но может быть и красный или синий. Иногда картузы бывают декорированы лакированным козырьком. В качестве украшения к такому головному убору можно прикрепить цветок – искусственный или живой – на ваш выбор.
Колпак
Колпак. Фотографии колпака были найдены на фресках собора Святой Софии в Киеве и древних изображениях 12-го века. Бояре на важных церемониях могли носить высокий колпак в виде цилиндра, отделанный дорогими мехами (только князья и бояре имели привилегию носить такие шапки).
Тафья
Тафья пришла в Россию с Востока и была прообразом известной тюбетейки. Зажиточные люди, особенно князья, в помещении часто носили тафью, которая охватывала только макушку. Эти небольшие колпачки были сшиты в Марокко (из мягкой кожи овец и коз и окрашены в яркие цвета), их украшали бархатом или парчой, золотом, шелком и жемчугом. После того как Иван Грозный решил пойти в церковь в своей тафье, на этой почве у него произошел конфликт с митрополитом Филиппом.
Горлатная шапка
Горлатная шапка — это меховой головной убор русского дворянства в 15-17 вв. Он представлял собой высокий цилиндр, расширенный кверху, и украшался бархатом или парчой. Такие шапки шились из куницы, лисы или меха соболя, который был взят из области горла животных; от этого и пошло название шапки.
Мурмолка
Шапки были широко распространены на Руси, но сначала преобладали среди князей. Первые изображения русских князей, носящих шапки, были обнаружены в 11-м веке. Их форма была всегда одинакова: шаровидная корона с меховой окантовкой. Такие головные уборы в литературе называют «древнерусской меховой шапкой».
Шапки дворян сделаны из бархата или тонкого сукна, в то время как благородные князья хвастались парчовыми шапками, украшенными серебром, золотом и драгоценными камнями. Летом они украшались обрезками шкур лисы, соболя или бобра, а зимой — были полностью на меху внутри. Шапка-ушанка стала существовать в русской деревне в последней трети 19-го века.
Подбираем головной убор к костюму
Национальный русский костюм очень красивый и многообразный. В правильно подобранном костюме вы сможете произвести фурор на любом празднике. Его можно одеть на Новый Год, тематическую вечеринку, массовые народные гуляния на воздухе, типа Масленицы, и даже на Хэллоуин. А вот как правильно подобрать все нужные детали костюма – мы вам и расскажем. Итак, подбираем головной убор.
Несмотря на то, что мужских и женских головных уборов со времен Древней Руси существовало множество, сейчас русский национальный костюм состоит лишь из нескольких их видов.
К женскому костюму можно подобрать головной убор трех видов: повязка, кокошник и кичка
Повязка – один из самых древних головных уборов на лентах. Он представляет собой полоску ткани из бархата, парчи, шерсти или шелка. Одевается лента на лоб и сзади завязывается. Она может быть украшена бисером, вышивкой или тесьмой. Кокошник представляет собой головной убор на твердой основе в форме полумесяца. Декорирован он тесьмой и бусами, планкой из бисера или пайетками. Кокошник может крепиться к голове резинками или завязываться сзади атласными лентами, а может одеваться как ободок. Кстати, кокошник можно использовать не только в русском национальном костюме, но и в качестве головного убора к новогодним костюмам — Снегурочки, Снежной королевы.
Кичка. Иногда в костюмах используют и этот стародавний головной убор. Сделать кичку можно и в домашних условиях. Раньше ее носили так: кичка покрывала волосы и имела твердую часть спереди, сделанную из куска коры или доски, образуя рога или копыта, и тому подобное. Кичка была поставлена на голову, волосы тщательно покрыты тканью, а затем ткань была зафиксирована на голове путем округления копыт или рогов несколько раз кружевом. Состоял этот головной убор из сороки (передняя часть кички, которую использовали и как отдельный головной убор) и позатыльника (покрывал волосы сзади). Современная кичка может лишь отдаленно напоминать настоящую, её можно сделать с помощью большого платка, завязанного сверху на голове в виде рожек.
В следующих статьях серии «Русский народный костюм» вы узнаете о мужских и женских костюмах, о том, как правильно подобрать все их составляющие, а также всё об обуви, гриме и аксессуарах к национальному наряду.
Следующая часть Национальный женский костюм. Создаем образ «Русской Красавицы»
dansezza.ru
Русский народный девичий головной убор
Разделы: Технология
Давно и хорошо всем известно, что при первом знакомстве человека оценивают не столько по уму и характеру, сколько по внешности. Красота и аккуратность одежды, головного убора, прически, подчеркивающие лучшие качества обладателя, – все это с древности являлось визитной карточкой, по которой судили о знатности и богатстве, семейном положении хозяина или хозяйки.
Изучение головных уборов и причесок позволяет нам глубже проникнуть в далекий мир наших предков, изучить особенности российской моды прошлого. Одним из главных элементов костюма с древности являлся головной убор. Кроме своего главного назначения – сохранять голову в тепле, он выполнял ритуальную и различительную функции. Не нарушая традиций общества, человек стремился хоть чем-то выделить себя внешне. На Руси шапка больше, чем какой-либо другой предмет одежды, свидетельствовала о принадлежности человека к тому или иному сословию. Возможно, в те времена и появилась поговорка “По Сеньке и шапка”. По тому, что носила на своей голове женщина, можно было определить ее возраст – совершеннолетняя или нет, замужем или просватана, в какой местности проживает.
Форма головного убора всегда сочеталась с прической. Девушки заплетали волосы в косу, Русские замужние крестьянки плели две косы и укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок спереди. Исследователи признают, что, хотя плетение кос очень старинный обычай, у замужних женщин ему, по-видимому, предшествовало свертывание волос без предварительного их заплетания и ношение распущенных волос у девушек.
Характерным признаком девичьего головного убора была открытая макушка. Женщины полностью прятали волосы под головным убором, т.к. по старинным обычаям показывать их было нельзя.
Все головные уборы и прически условно можно разделить на две части по времени их возникновения в России: до петровской поры и после.
На Руси говорили: “На парне да на мужике все та же шапка; а девка простоволоса, женка покрыта” (из словаря В.И.Даля). Так издревле все женские головные уборы были разделены на девичьи и для замужних женщин. До замужества головной убор не закрывал макушки его обладательницы, оставляя открытыми волосы.
С детства девочки носили на голове простые тесемки, сделанные из материи.
Обруч.
Девичий головной убор выглядел на голове в виде обруча или перевязки. Из древесной коры или картона в виде круга, обшитого тканью, декорированного бисером, цветами, перьями, жемчугом.
Накосник.
“Коса – девичья краса” являлась главной прической для незамужних девушек со времен наших предков славян.
Повязка.
Взрослея, в XVIII веке крестьянская девушка получала и носила так называемую «перевязку» или «повязку (это» широкая полоска ткани с украшенной налобной частью, называемой челкой, почелком и т.п.).
Венок.
Венок из живых искусственных цветов.
Венец.
Другой разновидностью девичьего головного убора был венец (венчик), который вел свое происхождение от венка, составленного из луговых цветов, и по верованиям предков являлся оберегом от нечистой силы. Разновидность обруча.
Итак, проследив историческое развитие женского головного убора, можем прийти к выводу, что его содержательные формы развиваются в культурном пространстве народной жизни, отражая в себе все принципиально возможные ментальные характеристики “национального колорита”. У наших предков моды на одежду не было. Она носилась, что называется, до износу. Праздничная одежда передавалась из поколения в поколение как символ благополучия, ее носило не одно поколение, особенно свадебные наряды.
План конспект урока по технологии
Цель:
- Обучения:
– изучить историю русского народного девичьего головного убора 19 века - Развития:
– способствовать развитию личностной культуре
– развивать интерес к прикладному творчеству, основанного на народных традициях
– развивать умение анализировать, делать выводы
– применять имеющиеся знания на практике - Воспитания:
– воспитывать художественный вкус
– воспитывать терпение
– воспитывать аккуратность в работе
– воспитывать уважение к далеким предкам
Наглядность:
– презентация по данной теме
Тип урока: комбинированный.
Общие методы:
Обучения: показательный;
Преподавания: инструктивный, побуждающий;
Учения: практический, частично-поисковый, исполнительский;
Воспитания: беседа.
План урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Приветствие, настрой на урок |
2. Изучение нового материала | Заслушивание рассказа учителя, выступления учащихся с докладами |
3. Практическая часть урока | Учащиеся разрабатывают эскиз |
4. Подведение итогов | Радость от полученного результата |
1. Приветствие. Настрой на урок.
2. Изучение нового материала
2.1. Доклад учащихся по теме “По одежке встречают”.
Давно и хорошо всем известно, что при первом знакомстве человека оценивают не столько по уму и характеру, сколько по внешности. Красота и аккуратность одежды, головного убора, прически, подчеркивающие лучшие качества обладателя, – все это с древности являлось визитной карточкой, по которой судили о знатности и богатстве, семейном положении хозяина или хозяйки.
Одним из главных элементов костюма с древности являлся головной убор. Кроме своего главного назначения – сохранять голову в тепле, он выполнял ритуальную и различительную функции. Не нарушая традиций общества, человек стремился хоть чем-то выделить себя внешне. На Руси шапка больше, чем какой-либо другой предмет одежды, свидетельствовала о принадлежности человека к тому или иному сословию. Возможно, в те времена и появилась поговорка “По Сеньке и шапка”. По тому, что носила на своей голове женщина, можно было определить ее возраст – совершеннолетняя или нет, замужем или просватана, в какой местности проживает.
2.2. Рассказ учителя по теме “Русский народный девичий головной убор”.
В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. Форма головного убора всегда сочеталась с прической. Девушки заплетали волосы в косу, Русские замужние крестьянки плели две косы и укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок спереди. Исследователи признают, что, хотя плетение кос очень старинный обычай, у замужних женщин ему, по-видимому, предшествовало свертывание волос без предварительного их заплетания и ношение распущенных волос у девушек.
Характерным признаком девичьего головного убора была открытая макушка. Женщины полностью прятали волосы под головным убором, т.к. по старинным обычаям показывать их было нельзя.
Все головные уборы и прически условно можно разделить на две части по времени их возникновения в России: до петровской поры и после.
На Руси говорили: “На парне да на мужике все та же шапка; а девка простоволоса, женка покрыта” (из словаря В.И.Даля). Так издревле все женские головные уборы были разделены на девичьи и для замужних женщин. До замужества головной убор не закрывал макушки его обладательницы, оставляя открытыми волосы. С детства девочки носили на голове простые тесемки, сделанные из материи.
Кокошник.
Еще одним головным убором наших прабабушек был кокошник (от древнеславянского кокош – курица, наседка, петух). Отличительной особенностью кокошника являлся гребень – его передняя часть. Делался гребень на твердой основе и был высоко поднят надо лбом, сзади кокошник фиксировался с помощью лент. Изначально кокошник был праздничным головным убором замужней женщины. Он был затянут тканью. Высокие и плоские, обтянутые материей или у богатых – кожей, кокошники украшались металлической нитью, жемчугом, бусинками, стеклярусом. К кокошнику прикрепляли покрывало из дорогой узорной ткани, поверх носили фату или платок, сложенный треугольником. У простого народа кокошник появился примерно в XVI–XVII вв., заменив собой кику. Духовенство боролось с “рогатой”, запрещало в ней ходить в церковь и приветствовало замену на более “безопасный” головной убор. Кокошник был сначала только праздничным головным убором, даже свадебным и украшался, особенно на Севере, жемчугом. Позднее кокошники станут носить и незамужние девушки, у них верх убора останется открытым.
Головные уборы.
Одним из главных элементов костюма с древности являлся головной убор. Кроме своего главного назначения – сохранять голову в тепле, он выполнял ритуальную и декоративную функции.
3. Практическая часть
Задание: Разработать эскиз русского девичьего головного убора.
Задачи :
- Разработать модель головного убора
- Определить цветовую гамму
- Декорировать головной убор
4. Подведение итогов.
а) Анализ работы учащихся;
б) Разобрать наиболее характерные недочеты в работах учащихся;
в) Отметить лучших;
д) Сообщение оценки работ каждому учащемуся.
29.06.2012
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Головной убор в русском костюме
В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать не только, из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность.
Форма головного убора всегда сочеталась с прической. Девушки заплетали волосы в косу, Русские замужние крестьянки плели две косы и укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок спереди. Исследователи признают, что, хотя плетение кос очень старинный обычай, у замужних женщин ему, по-видимому, предшествовало свертывание волос без предварительного их заплетания и ношение распущенных волос у девушек.
Характерным признаком девичьего головного убора была открытая макушка. Женщины полностью прятали волосы под головным убором, т.к. по старинным обычаям показывать их было нельзя.
Связь женских головных уборов с возрастными группами, обряды, сопровождающие надевание их впервые, а также связь с древнейшими дохристианскими поверьями заставляют относить происхождение некоторых видов женских головных уборов к глубокой древности.
Девичий головной убор выглядел на голове в виде обруча или перевязки.
Обруч
Из древесной коры или картона в виде круга, обшитого тканью, декорированного бисером, цветами, перьями, жемчугом.
Перевязка
Делалась из полоски ткани — парчи, золотой вышивки и т.п., а концы завязывались, иногда бантом, или из платка, свернутого и повязанного вокруг головы с завязанными и свисающими сзади концами.
Венок
Разновидность обруча. Обруч декорировался как искусственными, так и живыми цветами (в южных славянских губерниях) и приобретал вид венка, ношение которого являлось древней общеславянской традицией.
Основные типы традиционных женских головных уборов — полотенечный, кичкообразный и кокошник. Кичкообразные головные уборы, как правило, делались составными.
Кичка
Нижняя часть кичкообразного головного убора, имевшая твердую основу, которая придавала головному убору форму. Кичка отличалась разнообразием и фантазийностью решения. Только по форме различают кички рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала и т.п. Рогатые кички были главным образом у населения южных регионов, где преобладала понева (в Рязанской, Тульской, Калужской, Орловской и других губерниях). Копытообразные кички имели свой регион распространения — Архангельская и Вологодская губернии. Исследователи относят развитие и распространение кичкообразных головных уборов не к древней общеславянской общности, а к более позднему периоду и связывают их возникновение с финно-угорскими предками (X – XIII вв), у которых имелись некоторые аналогичные виды головных уборов.
Сорока
Верхняя украшенная часть кичкообразного головного убора, формой обычно связанная с формой кички. Сорока изготавливалась из ткани и, будучи натянута сверху на кичку, иногда скрывала ее рогатость. Сороку умела шить каждая крестьянка.
Позатыльник
Необходимый элемент каждого кичкообразного убора выполнялся бисерным или из ткани (часто из парчи), подвязывался сзади под сороку, чтобы закрыть сзади кички волосы женщины.
Кокошник
В отличие от повседневного головного убора (сороки или платка), был сначала только праздничным головным убором, даже свадебным и украшался, особенно на Севере, жемчугом. Но, если кичка была чисто крестьянским головным убором, то в городах и крестьянки, и мещанки, и купчихи носили вскоре кокошник. Изготавливали кокошники специальные мастерицы в городах, в больших селах, в монастырях и продавали на ярмарках. К концу XIX – началу XX в. область распространения кичкообразных головных уборов сократилась. Они вытеснялись кокошником и другими более поздними головными уборами, в том числе разнообразными платками, которые носили, завязав или заколов под подбородком. Платки сначала повязывали поверх головного убора, а позже стали надевать самостоятельно.
www.narodko.ru
Старинный женский головной убор. Как одевались женщины на Руси
Старинный женский головной убор, как и вся одежда тех времен, отображал обычаи и мировоззрение русского народа, а также его отношение к природе и всему миру. Некоторые элементы одежды в старину заимствовались у других народов, хотя в большей степени русские костюмы имели свой, особенный стиль.
Как одевались женщины на Руси
Главной составляющей женской одежды являлась рубаха или сорочка. Первая представляла собой своеобразное нательное нижнее белье и делалась исключительно из толстой и грубой ткани. Вторая же всегда шилась из тонких и легких материалов. Сорочки в основном носили богатые женщины, а на остальных всегда были надеты рубахи.
Вместе с этим девушки носили холщовую одежду, именуемую «запоной». По виду она напоминала согнутый вдвое кусок ткани с небольшим вырезом для головы. Запона надевалась поверх рубахи и подпоясывалась.
В холодное время года жительницы Руси носили меховые кожухи. В честь различных празднований они облачались в долгорукавки — специальные рубахи. Вокруг бедер женщины оборачивали ткань из шерсти, перехватывая ее на талии поясом. Такая часть одежды получила название «понева». Чаще всего она была сделана в клетку. Расцветки поневы в разных племенах отличались.
Старинные женские головные уборы на Руси
Во времена Древней Руси мужчины всегда носили одни и те же шапки, а вот женские головные уборы классифицировались на девичьи и предназначенные для замужних дам. Каждая девушка должна была строго соблюдать стиль и правила ношения одежды. Все виды старинных женских головных уборов перечислены и описаны ниже.
Повязки и тесемки
Традиционный девичий головной убор не был предназначен для того, чтобы закрывать макушку обладательницы. Он оставлял достаточно большую часть волос открытой. С самых ранних лет девочки на Руси носили обычные тесемки, сделанные из материи.
В более старшем возрасте им приходилось носить другой девичий головной убор – повязку (перевязку). В отдельных районах ее часто называли увяслом. Этот элемент полностью обхватывал лоб и закреплялся на затылке с помощью узла. Как правило, такие повязки создавались из бересты, шелковых лент, а также парчи. Их владелицы украшали свои головные уборы стеклярусом, вышивкой, драгоценными камнями и золотом.
В переписи имущества дочери одного из русских царей, Алексея Михайловича, была упомянута «перевязочка, низанная жемчугом». Нередко встречались повязки, налобная часть которых отличалась особым украшением, выполненным в виде какой-либо фигуры или узорчатого узла.
Венчик
Еще одной разновидностью старинного женского головного убора является венец (венчик). Он произошел от венка, который составляли из разных цветов. Согласно верованиям предков, этот убор оберегал от нечистой силы.
Делали венчики из тоненькой металлической ленты, ширина которой не превышала 2,5 сантиметра. Также для этого использовались бронза и серебро. По внешнему виду такой головной убор был похож на повязку, но единственным отличием были крючки для ленты или шнурка, чтобы крепко завязывать венчик на затылке.
Нередко венец украшали узорами с зубцами наверху. На большие праздники девушки надевали уборы, украшенные нитями жемчуга, свисающими вдоль щек, – так называемые рясочники. Именно такое украшение было на свадьбе у царицы Евдокии Лопухиной.
Теплая шапка
В холодное время года на головах девиц можно было увидеть шапки, которые в те времена именовались столбунцами. Из них на спину выпадала длинная девичья коса, украшенная, в свою очередь, лентой красного цвета.
Убор после замужества
Старинные женские головные уборы выполняли не только эстетическую функцию – они служили своеобразным показателем и статуса, и семейного положения красавицы. Как только девица выходила замуж, этот элемент наряда сразу менялся. Происходило это по той причине, что после замужества вся красота жены принадлежала лишь ее мужу. Иноземцы, посетившие русские земли, описывали свадебный обычай так: во время празднования мужчина набрасывал на голову своей избраннице платок и тем самым демонстрировал, что отныне он становился ее законным мужем.
Платок, или убрус
Этот старинный женский головной убор особенно нравился девушкам. В разных регионах его называли по-разному. Среди наиболее распространенных наименований: ширинка, полотенце, подширье, наметка, фата и так далее. Этот платок состоял из достаточно тонкого полотнища прямоугольной формы, длина которого достигала пары метров, а ширина была около 50 сантиметров.
Один из концов убруса всегда украшался вышивкой шелковыми нитями, серебром, золотом. Он свисал на плечо и никогда не прятался под одежду. Второй же конец был предназначен для того, чтобы обвязывать им голову и скалывать внизу подбородка. В 10-11 веках было принято поверх такого платка помещать красивый набор ювелирных мелочей – висячие кольца и всевозможные украшения.
Некоторое время спустя убрус стали делать треугольной формы. В таком случае оба конца скалывали под подбородком или же завязывали на макушке фигурным узлом, но для этого требовалось особое умение, которым владела далеко не каждая русская женщина. Также концы могли спускаться на плечи или спину и богато расшивались. Такая мода ношения платков пришла в Россию лишь в 18-19 веках из Германии. Ранее же платок просто обхватывал шею девушки, а узел располагался на самой вершине макушки и затягивался довольно туго. Данный метод называли «головкой». Один из современников 18 века писал, что выразительность платка была необходима для того, чтобы «возвысить красоту и придать еще большую цветность» лицам женщин.
Как прятали волосы
При составлении собственного головного убора в обычные дни женщины использовали подубрусник, или волосник (повойник). Он представлял собой маленькую шапочку-сетку, сделанную из тонкого материала. Состоял этот убор из дна, а также околышка, в котором была предусмотрена шнуровка вокруг головы – специально для того, чтобы шапочка завязывалась как можно туже. Повойник, как правило, украшался разнообразными камнями, жемчугом, которые женщины самостоятельно нашивали на зону лба. Такая нашивка была уникальной и особенной, так как каждая мастерица берегла ее и передавала своей дочери, прикрепляя уже на ее головной убор.
Основным предназначением подубрусника было спрятать женские волосы от глаз посторонних. Попадались и такие женщины, которые слишком усердствовали, стягивая убор так, что практически не могли моргать. Сверху повойника в зимнее время обязательно надевалась шапка или же платок. Начиная с 18 века эти головные уборы стали видоизменяться и в итоге приобрели форму чепчика. Иногда его носили вместе с убрусом, надевая поверх него. Завесило это в основном от красоты и степени украшения данного элемента. Каждая женщина относилась к своей одежде и головным уборам с трепетом, ведь именно они говорили о ней как о хозяйке и верной жене.
Что носили замужние женщины: что такое парчовая кичка
После того как женщина выходила замуж, вместе с платком и повойником ей необходимо было носить особый головной убор — кику (кичку). Сейчас мало кто знает, что такое парчовая кичка, но в те времена она была настоящей привилегией замужних дам. Именно по этой причине историк Забелин назвал этот убор «короной замужества».
Кику можно было легко распознать по рогам или лопатке, которые торчали прямо надо лбом и были устремлены четко вверх. Рога имели некоторую связь с верованиями в оберегающую силу, так как посредством их женщину уподобляли корове, которая, как известно, являлась священным животным для наших предков. Основной функцией рогатой кички являлась защита новоиспеченной жены и ее ребенка, а также она способствовала плодородию и продолжению рода.
Головной убор носился поверх повойника и состоял из обруча, который не замыкался сзади и был обшит тканью. Этот обруч по виду был похож на подкову или полумесяц. Высота рогов, прикрепленных к убору, достигала 30 сантиметров, а делались они исключительно из плотно скрученного холста. Помимо передней части большое значение имела и задняя. Она делалась из меха или дорогостоящей материи и именовалась подзатыльником. Украшали этот элемент всегда нарядно, потому как он заменял длинную девичью косу. Сюда вмещалась довольно богатая вышивка, а также широкая декоративная подвеска, на которой были прикреплены длинные цепочки из бляшек. Сверху кички был прикреплен специальный чехол-покрывало, который в старину назывался сорокой.
Именно в таком облачении должна была ходить замужняя женщина. При этом ей следовало держать голову высоко поднятой, а шаги делать красиво и мягко. Благодаря этому появилось выражение «кичиться», что означало «возносить себя над остальными людьми».
По типу кики была создана коруна. Она представляла собой головной убор для персон царского и княжеского рода. Главным отличием коруны являлась ее форма. Это была богато украшенная корона, которую необходимо было надевать поверх убруса. Как правило, к убору добавляли различные украшения в виде рясок, колтов, жемчужной поднизи, а внутрь вкладывали специальные ткани, пропитанные разнообразными запахами.
Кокошник
Многих людей интересует название старинного русского женского головного убора, который можно заметить и на современных девушках. Несмотря на то что носить его довольно тяжело из-за веса, нашим предкам (женщинам) ежедневно держать на голове такое украшение было лишь в радость.
Русский народный кокошник получил свое название от древнеславянского слова «кокош», которое в переводе означало «курица», «петух», «наседка». Его отличительной чертой являлась передняя часть – гребень. Весь русский народный кокошник делался на твердой основе, что позволяло ему лучше удерживаться на голове. Гребень высоко приподнимался надо лбом и был виден с достаточно большого расстояния. Сзади русский народный головной убор фиксировался при помощи ленточек и затягивался тканью.
Несмотря на то что первоначально кокошник был прерогативой одних лишь замужних женщин, спустя некоторое время его стали носить и молодые девицы. Но у них уже верх оставался открытым.
Такой русский народный головной убор обтягивался материей или кожей. Украшать его можно было металлической нитью, бусинами, жемчугом, а также стеклярусом. К убору прикреплялось специальное покрывало, сделанное из дорогостоящей узорной ткани. Сверху, как правило, носилась фата или платок, обязательно сложенный в треугольник.
У обычных людей кокошник получил распространение в 16-17 веках. Он стал отличной заменой кичке. Представители духовенства вели борьбу с «рогатой», категорически запрещали посещать в ней церковь. Они приветствовали более удобный, безопасный и красивый вариант.
Шляпки
Начиная с конца 16 века во время перехода с зимы на весну женщины, «выходя в люди», надевали поверх убруса шляпу. Она создавалась из войлока разных цветов и была довольно схожа с той, что православные люди носят на прогулке.
Меховые шапки
К старинным зимним женским головным уборам также стоит отнести бархатные шапки, отороченные мехом. Сверху они делались из ткани или клееной бумаги. Сама шапка была конусообразной, круглой или цилиндрической формы. От мужских головных уборов она отличалась наличием украшений — жемчуга, шитья, камней.
Поскольку шапки были достаточно высокими, с целью сохранения тепла внутрь них подкладывался легкий мех или атлас. Женщины относились к своим уборам очень бережно. Из некоторых источников известно, что по окончании сезона царские дочери обязательно должны были сдавать шапки на хранение в специальную Мастерскую палату. Там их размещали на болванах и укрывали чехлами.
Зимние шапки делались из разного меха — лисьего, бобрового, собольего. Для молодых девушек идеальным вариантом считался беличий или заячий вариант. Одним из немногих сходств с мужскими уборами являлось название. Женские шапки также именовались «горлатными», поэтому и надевались они сразу в несколько слоев.
Треух
Еще один великолепный головной убор, который женщины смогли удачно перенять у мужчин, – треух. Его верх покрывался тканью, а часть в лобной области опушалась, как правило, соболем. Такие шапки украшались кружевами или жемчугом.
Каптур
Не менее интересная зимняя шапка под названием «каптур» пользовалась особой популярностью среди вдов. Она защищала голову своей обладательницы от стужи, потому как по виду представляла собой цилиндр с мехом, который покрывал и голову, и лицо с обеих сторон. Шилась шапка из бобра, но самым бедным приходилось носить уборы из овчины. Сверху обязательно нужно было надевать повязку.
fb.ru
Особенности национального русского костюма | Матроны.RU
Во многих странах сегодня существует прекрасная традиция: надевать национальный костюм не только на какой-либо тематический праздник, но и во время приятного досуга, например, в кругу друзей, после работы. Такую традицию я наблюдала в Швеции, Америке, Германии. Это выглядит очень радостно, ярко, красочно и позитивно. В народных костюмах есть что-то волшебное, завораживающее, стабильное. Любому человеку очень важно знать свои истоки, корни, — принадлежность к вековым традициям даёт ему ощущение защищённости и значимости.
На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа. Национальная одежда подчёркивала возрастные и семейные отличия.
На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.
Наш народ издавна считался народом-земледельцем, и это, безусловно, повлияло и на особенности национального костюма: его орнамент, покрой, детали.
Учёные считают, что русский национальный костюм стал складываться примерно в XII веке. Его носили и крестьяне, и бояре, и цари вплоть до XVIII века, пока по указу Петра I не произошла принудительная смена костюма на европейский. Петр I считал, что для России очень важно культурное и торговое общение с Европой, а русский костюм для этого не слишком подходил. К тому же, для работы он был не очень удобен. Возможно, это был политический шаг, а, может, просто дело вкуса самого Петра I, но так или иначе с тех пор русский национальный костюм сохранился в основной своей массе в крестьянском слое. Указом Петра I было запрещено производить и продавать русское платье, за это были предусмотрены штрафы и даже лишение имущества. Только крестьянам было разрешено ношение национального костюма.
Быть может, из-за петровских нововведений русский народ утерял связь с национальным костюмом, но память предков во многих из нас так или иначе жаждет возвращения к истокам и народному колориту.
Давайте вместе вспомним, чем отличался русский народный костюм. Основным отличием национального костюма была многосоставность/многослойность, богатство отделки и простой, прямой или слегка расклешенный силуэт. Талия не подчёркивалась. Цвета в основном были яркими, радостными.
При всём обилии различной одежды, на Руси выделялись несколько основных комплектов русского женского костюма. Это сарафанный комплект (северно-русский) и понёвный комплект (южнорусский, более древний). При этом издавна рубаха всегда была основой женского наряда. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие — из шёлка.
Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными узорными вставками. Иногда плотный орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи. Узоры, орнамент, детали и цветовая гамма в различных губерниях были особенными. Например, рубахи Воронежской губернии, как правило, были украшены вышивкой чёрного цвета, что добавляло наряду строгость и изысканность. А вот в рубахах центральных и северных губерний можно в основном отметить вышивку золотыми нитями — шёлковыми или хлопчатобумажными. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и чёрный цвета, а также двустороннее шитьё. Для южнорусских рубах (например, Тульская и Курская губернии) были характерны различные узоры и плотная красная вышивка.
Интересно, что на рубахах девушек (в основном Тверской, Архангельской и Вологодской губерний), которые уже были просватаны, встречались различные геометрические узоры: ромбы, круги, кресты. У древних славян такие узоры несли смысловую нагрузку.
Сарафан (от иранского слова sеrāрā — значение этого слова примерно «одетый с головы до ног») был основной одеждой северно-русских областей. Сарафаны были также нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сарафаны, популярные в районах Приуралья, имели трапециевидный силуэт, и отличались тем, что их перед был сшит из двух полотнищ ткани, а не одного (как в глухом сарафане). Полотнища ткани соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек.
Более простым в изготовлении был прямой (круглый) сарафан на лямках. Он появился несколько позднее. Самыми популярными цветами и оттенками для сарафанов были тёмно-синий, зелёный, красный, голубой, тёмно-вишневый. Праздничные и свадебные сарафаны шили в основном из парчи или шелка, а повседневные из грубого сукна или ситца. Выбор ткани зависел от семейного достатка.
Поверх сарафана одевалась короткая душегрея, которая для крестьян была праздничной одеждой, а для знати повседневной. Душегрейка шилась из дорогих, плотных тканей: бархата, парчи. Более древний, южнорусский национальный костюм отличался тем, что состоял из длинной холщовой рубахи и понёвы. Понёва (набедренная одежда, типа юбки) была обязательной принадлежностью костюма замужней женщины. Она состояла из трёх полотнищ, была глухой или распашной; как правило, её длина зависела от длины женской рубахи. Подол понёвы украшался узорами и вышивкой. Сама понёва изготавливалась, как правило, из ткани в клетку, полушерстяной.
Понёва одевалась на рубаху, и оборачивалась вокруг бёдер, а на талии её держал шерстяной шнур (гашник). Спереди часто надевали ещё передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд одевания понёвы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.
В разных регионах понёвы декорировали по-разному. Они также отличались по цветовой гамме. Например, в Воронежской губернии, понёвы богато украшались оранжевой вышивкой и блёстками.
А в Рязанской и Калужской губерниях понёвы были украшены сложными ткаными узорами. В Тульской губернии в основном была понёва красного цвета, а чёрная клетчатая понёва встречалась в Калужской, Рязанской и Воронежской губерниях.
Понёвы были украшены дополнительными деталями, в зависимости от семейного достатка: бахромой, кистями, бисером, блёстками, металлическим кружевом. Чем моложе была женщина, тем ярче и богаче была украшена её понёва.
Кроме сарафанов и понёв в русском национальном костюме встречались юбка-андарак и платье-кубелёк. Надо отметить, что эти наряды использовались не повсеместно, а лишь в отдельных регионах и сёлах. Например, платье-кубелёк было отличительной одеждой казачества. Его носили донские казачки и казачки Северного Кавказа. Это было платье, которое надевалось поверх рубахи с широкими рукавами. Под это платье часто носили шаровары.
Костюм с юбкой-андарак тоже не был типичным русским костюмом. Он получил распространение в некоторых сёлах Курской, Орловской, Смоленской, Вологодской и Рязанской губерниях.
В русском народном костюме существовало чёткое деление на повседневный и праздничный наряд.
Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения, праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20-ти предметов, а повседневный всего 7. Повседневная одежда шилась обычно из более дешёвых тканей, чем праздничная.
Рабочая одежда была похожа на повседневную, но существовала и специальная одежда, именно для работы. Такая одежда шилась из более прочных тканей. Интересен тот факт, что рабочая рубаха для жатвы (жатвенная) была богато украшена и приравнивалась к праздничной.
Ещё существовала так называемая обрядовая одежда, которую носили на свадьбу, похороны, в церковь.
Женщина в костромском праздничном костюме (г. Галич)
И незамужние девушки, и замужние женщины украшали себя бусами, ожерельями, серьгами. Даже пуговицы принято было украшать особым образом: гравировкой, филигранью, тканью.
Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным.
На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.
А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным убором замужних женщин. По древнерусскому обычаю поверх кики надевали платок (убрус).
Кику носили преимущественно в южных районах (Рязанская, Тульская, Орловская, Калужская губернии). Кика полностью закрывала волосы; впереди у неё была твёрдая часть в формы лопатки или рогов.
Поверх кики надевалась нарядная сорока из вышитой ткани, а сзади кики – позатыльник из бисера. В начале 20 века этот сложный убор сменился платком или повойником.
Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кику и кокошник замужние женщины одевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок
Что касается социальных различий, то знатные женщины в основном носили платья из дорогих тканей поверх шёлковых туник и рубах. Чем богаче была женщина, тем больше слоёв одежды было на ней надето. Одинаково неприличной для всех общественных слоёв была короткая одежда. Нелегко далась перемена костюма русским женщинам, от сдержанной не приталенной одежды к декольтированным платьям и затянутой талии.
www.matrony.ru
Женский русский народный костюм — Щи.ру
Русские национальные костюмы незамужних девушек и замужних женщин сочетают в себе гармоничное сочетание нескольких предметов одежды, выполненных в едином стиле. Благодаря использованию различных техник вышивки и материалов в нём отображено богатство культуры России, красота её природы и глубина художественных связей.
По утверждению учёных традиционный русский костюм начал складываться в XII веке, когда чаще всего для пошива использовали шерсть простого переплетения и домотканый холст. Но уже с XIX века их шили из шелков, ситца, атласа, кумача и цветного кашемира. Большой популярностью пользовалась парча, украшенная различными растительными орнаментами. Народный женский костюм отличался многослойностью, яркостью и богатой отделкой.
Основные детали русского народного костюма красен девиц:
Женский головной убор русского народного костюма
Разнообразие женских головных уборов было ещё одной отличительной чертой традиционного убранства. Именно с его помощью ансамбль смотрелся завершённым и гармоничным.
Замужние женщины и незамужние девушки носили разные головные уборы. Между собой они отличались не только кроем, но также наличием разного количества декоративных элементов и вышивки. Кроме этого незамужняя девушка могла оставить часть волос открытыми, что было запрещено замужним женщинам.
Русский народный платок
Платок был неотъемлемой деталью народного костюма замужней женщины. Именно его надевали поверх кики, которую носили лишь по большим праздникам. Первыми стали носить тканные платки, под которыми носили тёплые шапочки. Пуховые изделия дарили на свадьбу, поскольку после венчания для женщины было огромным позором выйти на улицу с непокрытой головой.
Русская народная женская рубаха
Это основа традиционного наряда. Хлопковые и льняные, а также более дорогие шелковые обеспечивали комфорт во время выполнения повседневной работы. Мастерицы украшали их различной вышивкой, лентами, тесьмой, блёстками, аппликацией. Часто вся нагрудная часть была расшита красивой вышивкой, узоры и цветовая гамма которой отличались в разных губерниях.
Русский народный сарафан
Русские красавицы носили сарафаны прямого кроя, а также распашные и глухие модели. Чаще всего встречались изделия зелёного, красного и тёмно-синего цветов. Также девушки имели свадебные и праздничные сарафаны, для пошива которых использовались шелк или парча.
Русские народные женские сапожки
Туфли без каблука из цветной кожи женщины носили в праздничные дни. Повседневной обувью были сапоги и башмаки, для пошива которых использовали не только натуральную кожу, но также бархат и парчу. С конца XVI века в моду вошла обувь на каблуках.
schci.ru
Добавить комментарий