Костюм араба – Фото арабского костюма, одежда в Арабских Эмиратах
Костюмы народов востока
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРАБСКОГО ХАЛИФАТА
В конце VI в. у кочевых и оседлых племен Аравийского полуострова начался распад общинно-родового строя и стал формироваться феодальный строй. В начале VII в. эти племена объединились, создав государство с центром в Мекке.
В течение нескольких десятилетий арабы завоевали огромную территорию от долины Инда до берегов Атлантического океана, от Сырдарьи до долины Нила. Под властью арабов оказались Сирия, Палестина, Египет, Судан, Тунис, Марокко, Испания, Рис, Турция. Так образовался арабский халифат, просуществовавший до IX —X вв.
Период арабского халифата характеризуется высоким развитием культуры, созданной на основе древних культур государств, вошедших в его состав. Из видов искусств наиболее развитыми были архитектура и художественные ремесла: чеканка, филигрань, керамика, резьба по дереву, производство тканей, ковров.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КРАСОТЫ
В глубокой древности изображения арабов встречаются на ассирийских и египетских рельефах. С принятием мусульманской религии ислам изображение человека в искусстве находится под запретом. Средневековый период жизни арабов хорошо отражен в замечательном памятнике культуры — сказках «Тысяча и одна ночь», являющихся настоящей эстетической энциклопедией арабов.
Изящный стан, белое гладкое лицо «подобно луне в четырнадцатую ночь», миндалевидные темные глаза под густыми и длинными черными бровями, родинка на щеке — такой предстает перед нами героиня сказок Шехеразада. Очень интересное описание мавров (арабов, осевших в Испании) дал К. Маркс в письме к своей дочери Женни из Алжира: «Они ростом выше среднего француза, у них продолговатые лица, орлиные носы, большие и сверкающие глаза, черные волосы и борода, а цвет их кожи бывает всех оттенков от почти белого до темно-бронзового.
Их одежда — даже и нищенская — красива и изящна: короткие штаны, покрывало (или мантия, скорее — тога из тонкой белой шерстяной материи) или плащ с капюшоном; для прикрытия головы (в неблагоприятную погоду, при сильной жаре и т. п. для этого служит также и капюшон) употребляют тюрбан или кусок белого муслина, которым они опоясывают свои штаны; обыкновенно они оставляют ноги босыми и не обуваются, а лишь изредка надевают туфли из желтого или красного сафьяна.
Даже самый бедный мавр превзойдет величайшего европейского актера в «искусстве драпироваться» в свой плащ и в умении выглядеть естественным, изящным и полным благородства…».
ТКАНИ, ЦВЕТОВАЯ ГАММА
В древности скудная растительность аравийского полуострова обусловила применение в одежде материалов животного происхождения — кожи, меха, верблюжьей и овечьей шерсти. Лишь в южных, прибрежных областях, где рос хлопчатник, изготовлялись ткани из растительных волокон.
Средневековый период отличается высоким развитием производства тканей, разнообразием их волокнистого состава, цветовой гаммы и орнаментации. Широко применяются шелк высокого качества, шерсть, лен и хлопок.
Сохраняя традиции древних художественных культур, ремесло арабов славилось тем не менее оригинальностью и самобытностью. В более ранние периоды ткани покрывали фантастическими узорами, изображениями птиц и животных. Однако под влиянием религии, запрещавшей изображение живых существ, узоры видоизменяются: появляется тонкий геометрический или растительный узор в виде узких орнаментальных полос с арабскими надписями, прославляющими халифа. Орнаментация ткани осуществлялась в сложной гобеленовой технике, вышивкой и набойкой (рис. 27). Гладкокрашеные ткани поражали разнообразием гаммы цветов: красного, золотисто-желтого, голубого, зеленого, синего, черного, белого.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОДЕЖДЫ
Мужской костюм
В древности житель пустыни — бедуин носил рубаху без рукавов или с рукавами, широкую и длинную (до ступней или икр), состоящую из двух полотнищ, сшиваемых по плечам, и открытую по бокам. Рубаху подпоясывали на талии ремнем, шнурком или цветным кушаком. Верхней одеждой служил плащ аббас (рис. 28) из грубой овечьей или верблюжьей шерсти, часто в желто-черную или желто-голубую полоску. По покрою аббас представлял собой широкий мешок открытым концом вниз, разрезанный спереди, с отверстиями для головы и рук. Туго повязанный головной платок и сандалии на кожаной или деревянной подошве дополняли костюм.
Сухой и знойный климат Аравийской пустыни обусловил появление уже в глубокой древности и у мужчин, и у женщин такого вида одежды, как покрывало. По покрою — это четырехугольный кусок ткани (чаще всего белого или голубого цвета), обшитый по краю бахромой.. Покрывало тесьмой прикрепляли на лбу и перекидывали через голову назад, закрывая спину, плечи, а при необходимости — и всю фигуру. В период завоеваний (VII — IX вв.) арабы заимствовали ту или иную форму одежды покоренных народов, и ассортимент каждой завоеванной области обогащал и разнообразил арабскую национальную одежду. Впоследствии единственной частью одежды, общей для всех арабов, стали штаны (азиатское заимствование).
В Азии и Египте арабы носили штаны, белую рубашку из льна, хлопка или шелка с длинными и широкими рукавами, узорчатый кафтан с такими же рукавами, пояс из пестрой шали и верхний распашной халат с запахивающимися полами, подпоясанный кушаком. Чаще всего костюм дополняла шапка в. форме усеченного конуса из черных смушек или чалма (рис. 29). На ноги надевали одновременно две-три пары башмаков из сафьяна красного, желтого и других цветов с заостренной, загнутой носочной частью.
Из ювелирных украшений широко были распространены перстни, кольца в ушах и носу, ручные и ножные браслеты, богато украшенное инкрустацией, насечкой ручное оружие.
Женский костюм
В ассортимент женской одежды также входили длинная и широкая распашная рубаха, шаровары, головное покрывало, платки и халаты, шарфы-пояса, различные ювелирные украшения (рис. 30).
Женский арабский костюм очень красочен и живописен: белые или цветные очень широкие шаровары из тонкой шелковой или хлопчатобумажной ткани, подвязанные у коленей и спадающие до ступней; рубашка длиной до коленей; сверху — распашной кафтан, прилегающий по талии и груди, с разрезами по бокам; на талии повязан пояс-шаль; как и в мужском костюме, верхней одеждой служит халат. Очень красивы женские покрывала: белые, розовые, черные, украшенные блестками, вышивкой, золотом. Волосы заплетены в косы и перевиты шелком.
Современный женский национальный костюм Арабского Востока во многом сохранил формы исторического костюма. Примерами могут служить костюмы женщин Сирии.
1. Платье друзской женщины состоит из широкой, длинной юбки в складку и стянутого на груди лифа. Белый или цветной передник вышит по низу. На голове конический чепчик из шелка, расшитый золотыми или серебряными нитями, иногда украшенный золотыми монетами. Поверх чепчика надет цветной или белый платок, закрывающий концами нижнюю часть лица (рис. 31).
2. У женщин провинции Хама (рис. 32) — платье из набивной ткани, решенной в красном, желтом, коричневом цветах.
Юбка — широкая, позволяющая ездить верхом на вьючных животных. Талия туго стянута широкими полотняными поясами, выполняющими роль кошельков или сумок. На голове традиционное покрывало.
3. Совсем традиционной выглядит одежда женщин из Хаурана (рис. 33), приспособленная к суровым условиям климата: широкое длинное платье-рубашка черного или синего цвета; из-под тюрбанообразной шапки на спину и грудь ниспадает покрывало, используемое для защиты от пыли во время полевых работ; на шее длинное ожерелье из старинных монет; на запястьях серебряные или золотые браслеты, на левой ноге браслет с двумя колокольчиками; на голове украшение из медных монет, свисающее на лоб.
>Источник: Каминская Н. М. «История костюма»
www.thingshistory.com
Национальная традиционная одежда населения Объединенных Арабских Эмиратов, мужские и женские платья и головные уборы в ОАЭ
Несомненно, на традиционную одежду местного населения в Объединенных Арабских Эмиратах непосредственное влияние оказывает религия, традиции и климатические особенности.
Эмиратцы-мужчины носят длинное платье белого цвета «кандура». Белый цвет для Арабов – цвет благородного человека, к тому же, особенно в жару, этот цвет очень практичен. Зимой кандура может быть бежевых, песочных и даже светло-зеленоватых цветов.
На голове у арабов-мужчин вязаная кружевная шапочка – «гафия», поверх которой – платок «гутра» (белый, молочный или в красную клеточку), завязанный специальным способом, или просто придерживаемый шерстяным жгутом-ободом «икал».
Иногда на платье местного араба можно увидеть «керкушу» — своеобразное украшение-кисточку, сравнимое с галстуком. Для особых случаев, таких как свадьба, большие праздники или визит к шейху, мужчины используют накидку «бишт».
Под кандурой у мужчин одета «фанила»- нижняя рубашка, вокруг талии завязан пояс – «вузар».
За день мужчина может переодеться 3-4 раза, поэтому на улицах вы никогда не увидите Эмиратца в грязном или сильно измятом наряде. Гардероб мужчин обычно состоит более чем из 50 платьев. Конечно же, местные жители обычно прибегают к услугам химчисток и редко стирают одежду дома, тем более, что химчистки в ОАЭ очень доступны по цене.
Самая популярная обувь у мужчин — кожаные шлепки. В зимнее время можно увидеть мужчин в туфлях и даже в свитерах поверх кандуры.
Лишь в поездках за границу мужчины из ОАЭ могут надеть костюм или другую европейскую одежду.
Женский наряд в ОАЭ более многослойный. Традиционно дамы носят цветные платья с длинными рукавами — «кандуры». Под платье надевают шаровары – «сирваль». Поверх платья одевается накидка черного цвета – «абайя», зачастую расшитая золотом, серебром, украшенная кристаллами или жемчужинами. Часто по дороговизне отделки и ткани можно судить о благосостоянии мужа женщины.
Голову Эмиратской женщины покрывает тонкий черный платок– «шелла», закрывающий голову, но не лицо. Это самый распространенный головной убор в Эмиратах.
Головной убор под названием «хиджаб» реже используется в одежде ОАЭ местными женщинами, его больше носят уроженки соседних стран Персидского залива. Хиджаб состоит из двух частей ткани и прикрывает волосы женщины.
Женщины из глубоко традиционных семей (особенно бедуинского происхождения), могут покрывать голову так называемой «буркой». Она бывает двух видов. Первая – это платок, покрывающий всю голову и лицо кроме глаз. Второй вид бурки – специальная конструкция из металлических пластин, закрывающие часть лба, нос и губы. Но женщины в бурке встречаются в ОАЭ все реже и реже.
Еще один распространенный головной убор для женщин – «гишва». Это тонкий полупрозрачный платок, закрывающий всю голову и лицо. Он достаточно плотный, чтобы скрыть даму от посторонних взглядов, но при этом достаточно прозрачный, чтобы его обладательница могла рассмотреть окружающий ее мир.
Конечно же, выбор головного убора для одежды зачастую обусловлен тем, из какой семьи женщина и насколько демократичен у нее муж.
Часто под абайей вместо традиционного платья может оказаться вполне современный наряд от известного европейского кутюрье. К тому же, следуя мировым трендам, женщины покупают дорогие сумки и обувь известных брендов.
Ходят легенды о том, что большинство платьев с показов высокой моды уходят именно в Эмираты, где женщины демонстрируют их друг перед другом на свадьбах и девичниках, доказывая состоятельность супруга и свой статус в семье.
Помимо этого, в своей одежде женщина ОАЭ традиционно использует большое количество ювелирных украшений, цены на которые иногда соизмеримы со стоимостью жилья или машины. Это своеобразный манифест щедрости мужчины.
Существует несколько версий, почему арабские женщины ходят в черном. По одной из версий женщина – тень мужчины, поэтому и одеяние черное. В некоторых источниках сказано, что черный цвет наилучшим образом скрывает тонкости фигуры женщины, и не будет просвечиваться, если намокнет. По другой версии, белый цвет – рабочий, а черный – праздничный, а, так как Эмиратские женщины не работают, у них всегда праздник. Кроме того считается, что черный цвет у Восточных людей ассоциируется с красотой: черные глаза символизируют возлюбленную женщину, черное сердце – любящее сердце. Как ни странно, цвет траура у арабских женщин – голубой.
Далее: Шоппинг в ОАЭ ›
oae-platinumclub.ru
Национальная одежда арабов, арабский костюм
Традиционная одежда скрывает тело почти полностью, оставляя открытыми лишь лицо, кисти рук и стопы. Хотя первоначальное назначение одежды состояло в защите от солнца, пыли и песка, эти чисто практические аспекты стали традицией ислама, и сейчас полностью закрытая фигура мужчины или женщины является своеобразным символом образа жизни, освящаемого религией. В прошлом многие женщины носили искусно сделанные лицевые маски и головные платки. И хотя теперь эти одеяния выглядят гораздо проще, важность головного убора остаётся прежней, он — неотъемлемая часть традиционного аравийского одеяния как для женщин, так и для мужчин. Платья аравийских женщин почти полностью скрывают фигуру. Их великолепные модели весьма элегантны. Платья, которые носили в прошлом горожанки и жительницы пустыни, представляют собой яркое и незабываемое зрелище. На них шли превосходные цветные хлопковые и шерстяные ткани с красочной аппликацией из шёлка, атласа или шифона, богато расшитые яркими розовыми, оранжевыми и зелёными геометрическими орнаментами. Впоследствии этот яркий наряд обогатился многочисленными колокольчиками из серебра, которые носили на запястьях, а также бирюзовыми, серебряными или золотыми пуговицами. Так же красив мужской костюм. В большей части моделей существуют лишь небольшие различия в традиционной одежде мужчин и женщин. И те, и другие носят многослойную одежду, основой которой является нижняя рубашка. Верхняя накидка, как и другая одежда, меняет своё название в зависимости от района, но образец остаётся единым. Наиболее явно мужская и женская одежды различались по цвету. Основой традиционного аравийского костюма служит кафтан. В чистом виде это туника с длинными рукавами, без швов, застёжек и воротника, доходящая до лодыжек. Тем не менее она имеет сужающуюся форму и подчёркивает фигуру. Цвет ткани и вышивка вносят изменения в этот вид одежды. Кроме того, различия кафтанов достигались посредством модификации его частей. В наше время обычная одежда («соуб»), в которой я привык видеть саудовских арабов, это простая белая рубаха с клиньями с каждой стороны и потайными вертикальными прорезными карманами. Для всех арабов одежда имеет большое значение.
Одежда в ОАЭ и все что с ней связано
С ранних лет арабские девочки учатся шить одежду и в соответствии с обычаем помогают готовить своё приданное. Во время праздников мужчины традиционно раздают набор тканей своим жёнам, близким и слугам. Арабы испытывают огромное удовольствие, приобретая новую одежду. Возможно, этот душевный подъём есть отражение той радости, когда в древние времена долго ожидаемый караван верблюдов наконец прибывал к месту назначения и привозил издалека необыкновенные ткани.
..арабских стран 23 штуки… и единого понятия «национальной» одежды арабов нет.. . В Марокко — это накидки с капюшонами… в Ливии — белые одежды с черной жилеткой, расписанной золотом.. и часто красным фезом на голове.. . В Египте это будут галабеи.. . в странах Залива — белые джалабии.. шемаг и гутра. . В Сомалии — африканское влияние. . И это только что касается мужских одежд. . В женских еще больше разнообрания.. особенно в традиционных народных одеждах. . В Йемене, например, это будут платья черно-красной расцветки с разными украшениями… в странах Залива традиционный наряд включает железную маску. . ну, и т. д.. и т. п. . Повеселил отрывок в ответе С. Белова: «С ранних лет арабские девочки учатся шить одежду и в соответствии с обычаем помогают готовить своё приданное. » Да это разве что в деревнях теперь практикуется… 21 век на дворе.. все уже давно одежду в магазинах покупают…:)
Основой особенности арабских костюмов был костюм бедуина-кочевника. Приспособленный к условиям полупустынь и пустынь, он отмечался в первую очередь просторностью, неприталенностью и надежно защищал от жары и ветра. Такой, преимущественно длинный, костюм прикрывал все тело, нередко даже лицо. В просторной и длинной одежде кочевники могли и ночевать.
Позже, развитие земледелия и ремесел в арабских странах, а также распространение роскоши в быту знати и богатых слоев городского населения, способствовали созданию костюмов оседлого населения (в первую очередь городского), которые значительно отличались от одежды кочевников. Следовательно, в течение всего средневековья существовали два варианта арабского костюма — «оседлый» и » кочевой», причем «кочевой» не был совсем вытеснен, поскольку кочевой образ жизни сохранился в части населения стран Арабского Востока не только в средние века, но и до наших дней. Однако даже городской арабский костюм не потерял общие черты своей «кочевой» основы — просторный, неприталенный и длинный. Сохранение кочевого образа жизни обусловило постоянство в арабском костюме, особенно в «кочевом» его варианте, наиболее просторной одежды, которая легко обвертывалась вокруг тела (плащей, покрывал, поясов, платков, и тому подобное).
Социальная дифференциация костюмов в странах Арабского Востока четко не проявлялась, особенно в ранний период: даже духовенство не выделялось среди населения. Кроме отсутствия замкнутых, сурово обособленных, состояний и частичного сохранения родоплеменной организации (какая связывала определенной общностью всех членов, невзирая на существенное имущественное неравенство), действовали и религиозные установки. Магометанство, по крайней мере относительно мужских костюмов, требует простоты в одежде. Отличия в одежде феодалов, купцов, ремесленников и крестьян (как мужчин, так и женщин), сводились преимущественно к качеству материалов, количеству наряда, количеству и драгоценности украшений и иногда, к некоторым деталям костюмов. Эти отличия, правда, часто было очень резкими и подчеркивали глубокую бездну между нищетой крестьянства и городской бедноты, с одной стороны, и утонченной роскошью знати, из другой. Хотя мужской и женский арабские костюмы, как правило, полностью прикрывают тело, однако частичное его обнажение на Востоке никогда не рассматривалось как что-то недопустимое, неприличное. Об этом свидетельствует, например, такая мужская одежда, как набедренная повязка, причем не только у трудового населения во время работы, а даже у паломников (когда они приходят к святыням в Мекке) и у некоторых монахов — дервишей. Арабские женщины носили достаточно глубокие декольте, могли обнажать руки, а танцовщицы нередко открывали даже плечи и живот.
Наряду с этим во всех мусульманских странах издавна существовал обычай, который требовал от женщин при выходе на улицу закрывать лицо и заворачивать плотно всю фигуру.
Одежда времён Арабского халифата
В основном этого обычая, связанного с зависимым положением женщины, строго придерживались, особенно среди городского населения, в отличие от них бедуинки и крестьянки его часто полностью игнорировали.
Ассортимент ткачества для арабских костюмов был чрезвычайно разнообразен, поскольку уровень развития текстильного производства на всем Арабском Востоке и в покоренных арабами странах был очень высок. Особенную известность получили сирийские, персидские, среднеазиатские, египетские, испано-мавританские и сицилийские ткани. Некоторые, существующие и сегодня названия тканей возникли от наименований больших средневековых текстильных центров Востока (например, муслин — от города Мосул, дама — от города Дамаск и т. д.). Самыми распространенными материалами для тканей была шерсть (основной продукт кочевого скотоводства) и хлопок, который выращивали везде на орошаемых землях. Ткани для верхней одежды, особенно плащей кочевников, производились часто из грубой верблюжьей шерсти, а овечью шерсть использовали для изготовления плотных, ворсистых и очень тонких тканей. Хлопковые ткани также имели много сортов, в частности плотные – бязь, миткаль и сатин, тонкий батист — и самые тонкие — муслин. Из шелка шили преимущественно костюмы знати и городской верхушки, особенно в период распространения роскоши (с X в.). Значительную роль играли шелковые ткани в женских костюмах: праздничный наряд из них шили более широкие слои населения. Разнообразие шелковых тканей, производство которых базировалось на быстром развитии шелководства в Средней Азии, Иране, Сирии, Испании, было очень большим.
Костюм арабского востока
Арабские платья
Арабская одежда отличается от европейских нарядов своей закрытостью. Но тем не менее все больше девушек для светских мероприятий выбирают именно арабские платья. Ведь они могут подчеркнуть женственность и придать загадки всему образу.
Модные вечерние платья в арабском стиле
Отличительной особенностью таких платьев является:
- отсутствие глубоких вырезов и декольте;
- мягкие струящиеся материалы;
- использование традиционных узоров на тканях;
- свободный покрой;
- преимущественная длина – в пол.
Чаще всего вечерние платья в арабском стиле выглядят достаточно скромно и закрыто.
Национальная одежда жителей ОАЭ
Даже если некоторые участки тела оголяются, например, руки и шея, то их украшают разнообразными ювелирными украшениями. Либо же на эти места наносят орнаменты из хны.
Такие платья традиционно имеют длину до пола, но не редко встречаются до середины икры и укороченный вариант. Слишком короткое платье в арабском стиле девушки носят со штанами. Такой образ очень актуален в этом году и несомненно придется по душе многим модницам. Особенно, если правильно дополнить его аксессуарами в таком же стиле.
Многие невесты смогут по достоинству оценить свадебные платья в арабском стиле. Такие модели чаще всего выполнены из кружева и выглядят невероятно красиво, загадочно и, в то же время, невинно.
Цветовая гамма для восточных платьев
Скромность наряда компенсируется богатством материала и насыщенностью цвета. Многие восточные красавицы уже давно не носят черные платья, а отдают предпочтения сочным цветам. Это может быть красное, желтое, синее, оранжевое, зеленое или цвета фуксии платье. Также оно может быть не только однотонным, но и украшено растительным орнаментом, принтом или характерным для Востока рисунком. Само платье и материал дополнительно украшают дорогой отделкой, разнообразными украшениями.
ТЕМА 3. Костюм Древнего Востока
План и краткий конспект лекции
1. Общая характеристика ассиро-вавилонской культуры
2. Костюм Ассиро-Вавилонии и знаки социального статуса
3. Персидско-иранский и мидийский костюм
Ассиро-вавилонский период – один из наиболее значительных в истории Месопотамии и всего Ближнего Востока. Фундамент ассиро-вавилонской культуры – достижения народа шумеров. Общая характеристика – синтез достижений Востока и Запада. Развитие древней восточной цивилизации на основе познания иерархического устройства мира, выработки целостной законодательной системы для управления народами. Расцвет Ассирии в IX-VII вв. до н.э. Формирование системы взаимодействия человечества с окружающим миром царств природы, развитие точных наук, медицины и астрономии. Развитие ремесел, ткачество.
Изобразительные и письменные источники о костюме Ассиро-Вавилонии. Кроеная одежда, нарастание сложных форм. Характеристика тканей, появление дорогих прозрачных материалов. Идентичность кроя и формы одежды различных социальных групп и отличия декора. Пурпур, золотая бахрома, вышивка, орнаментация – знаки социального статуса. Облачение ассирийских царей. Отличия качества и цвета тканей в царском облачении и право на ношение нескольких одежд (канди из тонкой шерсти непорочных белых ягнят особой породы, конас). Знак царского отличия – головной убор «кидарис» Одеяния жрецов.
Влияние культуры Малой Азии, Элама, Вавилонии, Финикии, Сирии, Египта на культуру Древней Персии.
Национальный костюм ОАЭ
Естественные условия Иранского плато и создание одежды, схематично повторяющей формы человеческого тела. Основы кроеной одежды, получившей больше чем через тысячу лет дальнейшее развитие в европейском костюме. Меховые штаны «анаксариды» и кожаный кафтан «кандис». Два типа костюма – персидско-иранский и мидийский. Крой, тип, ткани, цвета, декор мидийского костюма. Царское облачение. Обувь, головные уборы и аксессуары. Косметика и прически.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте основные типы одежды ассиро-вавилонского и древнеперсидского костюма
2. Роль тектонических свойств материала в создании формы ассиро-вавилонской одежды
3. Отличительные особенности покроя, пластической композиции и декора одежды Древней Персии
ТЕМА 4. Костюм Древней Греции
План и краткий конспект лекции
1. Античная цивилизация и ее значение в истории мировой культуры
2. Эстетические идеалы в Древней Греции
3. Общая характеристика древнегреческого костюма
Античность в понимании современной науки – история и культура Древней Греции и Древнего Рима от возникновения первых древнегреческих государств (конец III-II тысячелетия до н.э.) и до падения Западной Римской империи и завоевания Рима варварскими племенами (V в. до н.э.). Расцвет образования, науки, литературы, искусства. Гуманистический характер творчества античных авторов и в науке, и в искусстве. Шедевры античных авторов как классические, непревзойденные и достойные подражания образцы. Древнегреческий и латинский языки – база современной научной терминологии. Периодизация истории искусства и костюма Древней Греции: дорический, ионический и эллинский периоды.
Достижение зрелого понимания красоты человеческого тела. Попытки объяснить красоту как форму бытия, сочетание гармонии и соразмерности (Пифагор, Аристотель и др.). Яркое воплощение античного идеала красоты – образы божественных близнецов Аполлона и Артемиды. Мраморная статуя богини любви и красоты Афродиты, найденная на острове Милос как олицетворение эллинских норм красоты и гармонии совершенного женского тела. Естественная красота, телесное совершенство, благородство позы, гармоничность всего облика, цельность натур – общие черты большинства древнегреческих богов, полубогов и мифологических положительных героев.
Особенности костюма Древней Греции в дорический, ионический и эллинский периоды.Отличительные особенности костюма, типы греческой одежды, средства формообразования и гармонизации костюма. Ритм, расположение драпировок костюма в Древней Греции. Искусство ткачества, волокнистый состав греческих тканей. Символическое значение цвета одежды. Хитон и гиматион как основа мужской одежды в классический эллинистический период. Характеристика ассортимента и составных частей мужского и женского костюма, декор, материалы и традиционные колористические решения. Средства и приемы достижения разнообразия в рамках общих тенденций. Обувь, прически, украшения.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте формы древнегреческого костюма
2. Идеал красоты Древней Греции
3. Что такое «драпировочный тип одежды»?
lezgidin.ru
Традиционная арабская одежда.
safia7 — 16.11.2010 — КосметичкаТолько, если у вас есть время!
Национальная одежда с удовольствием носится жителями Аравийского полуострова. Она практична, самобытна, многообразна, иногда просто роскошна, наиболее приспособлена к здешнему климату, является попыткой сохранить свои традиции и представляет яркий пример противодействия космополитическому обезличиванию, принесённому сюда тотальной глобализацией, разгромно победившей здесь во всех иных отраслях и сферах жизнедеятельности! Кроме того , одежда соответствует, конечно, требованиям религии. Первоначально арабская одежда должна была служить защитой от солнца, песка, а потом эти практичные функции совпали с традицией ислама и стали символом образа жизни религиозного человека. Традиционная одежда скрывает тело почти полностью, оставляя открытыми лишь лицо, кисти рук и стопы.
Большинство мужчин носят традиционную одежду, которая представляет собой длинную рубаху, называемую в ОАЭ дишдаша, а чаще всего джалабия (в магазинах только так и называют, кстати). В чистом виде это туника с длинными рукавами, без швов, застёжек и воротника, доходящая до лодыжек. Тем не менее она имеет сужающуюся форму и подчёркивает фигуру. Чаще всего она белого цвета, но в всё чаще встречается также синяя, лавандовая, «цвета опавшей листвы», чёрная и коричневая джалабии. В Эмиратах предпочитают длинную белую дишдашу с манжетами (часто на запонках), нагрудным кармашком и воротничком стойкой (эти детали — результат влияния европейской моды). Традиционный же покрой галабеи: без манжет, кармашка и воротничка. Вне зависимости от фасона одно будет неизменным — это всегда сияющая белизной и чистотой, выглаженная, без единой складочки, приятно пахнущая даже на длительном расстоянии рубаха, свидетельствующая о стремлении к необычайной чистоплотности и создающа
yablor.ru
Одежда арабского востока, частично восприняв культурное наследие античности еллинистично-римського периода, древней иранской цивилизации и других народов Востока, переделав и оплодотворив ее новой струей собственной культуры, источники какой виходят из в давних цивилизаций Аравийского полуострова еще из I тысячелетия до н.э., арабы создали очень высокую культуру, которая в то время значительно превышала западноевропейскую. Экономическим базисом развития этой культуры был прогресс сельскохозяйственного производства (в частности распространение искусственного орошения, хлопководства и шелководства), быстрый рост городов как центров разнообразного ремесленного производства и чрезвычайно широкое развитие торговли, в том числе внешней (с Индией, Китаем, Древней Русью, Европой), что надолго обеспечило арабам приоритет в мировой, торговле. Особенного своеобразия средневековой арабской культуре предоставляли арабские древние традиции кочевого образа жизни, которые в странах Арабского Востока продолжают сохраняться и до наших дней. Кочевники-бедуины всегда оставались одной из существенных фигур арабской общественной жизни: везде в арабских странах с развитыми феодальными отношениями сосуществовала родоплеменная организация кочевников. Не менее характерный, особенный отпечаток на арабскую культуру наложила и религия арабов — Ислам. Подчиняя себе быт, мораль и другие стороны общественного шитья, ислам оказывал Существенное влияние и на направление развития духовной культуры арабов – науки и искуства. При этом, слышав идеи «греховности плоти», далекий от аскетизма более «земной» ислам обещал правоверным материальный, а не духовный рай. Распространение ислама во всех завоеванных арабами (неарабских) странах, способствовало возникновению некоторых общих черт в культуре этих стран и после окончательного распада Арабского халифата и созданию из них самостоятельных государств со своеобразной, уже не арабской, но все же мусульманской культурой (Иран, Турция). Конечно, это касается и костюмов как одного из проявлений общественной жизни, как одного из существенных элементов материальной культуры. Именно в таком понимании можно употреблять понятие «восточный костюм», который встречается в нашей театральной практике. Это арабские в своей основе костюмы, которые сформировались уже в условиях магометанской религии и восприняли некоторые элементы костюмов бывших народов, которые входили в состав халифата, особенно персов и турков. Они распространились в разных вариантах как среди этих народов, так и в арабских странах, особенно среди городского населения и в кругах господствующей верхушки, а также в духовенстве, и иногда сохранились до наших дней. Арабским костюмом далеко не исчерпывается все разнообразие костюмов мусульманских Турции, Ирана, Средней Азии: они хранили и развивали свои костюмы без арабского влияния. Необходимо также прибавить что и само понятие «арабский костюм» в узком понимании тоже достаточно обобщено, потому что на такой большой территории, которую в средние века занимали арабские страны, отличия в костюмах были значительными, ведь эти Страны до арабского завоевания населяли разные народы. Поэтому не удивительно, что арабский костюм в Испании, Северной Африке, Египте, Сирии и Аравии, имел каждый свои специфические особенности. При этом самыми заметными были отличия между Западом (Испания, Северная Африка) и Востоком (Египет, Сирия, Ирак, Аравия). Несомненно, на традиционную одежду местного населения в Объединенных Арабских Эмиратах непосредственное влияние оказывает религия, традиции и климатические особенности. Эмиратцы-мужчины носят длинное платье белого цвета «кандура». Белый цвет для Арабов – цвет благородного человека, к тому же, особенно в жару, этот цвет очень практичен. Зимой кандура может быть бежевых, песочных и даже светло-зеленоватых цветов. На голове у арабов-мужчин вязаная кружевная шапочка – «гафия», поверх которой – платок «гутра» (белый, молочный или в красную клеточку), завязанный специальным способом, или просто придерживаемый шерстяным жгутом-ободом «икал». Иногда на платье местного араба можно увидеть «керкушу» — своеобразное украшение-кисточку, сравнимое с галстуком. Для особых случаев, таких как свадьба, большие праздники или визит к шейху, мужчины используют накидку «бишт». Под кандурой у мужчин одета «фанила»- нижняя рубашка, вокруг талии завязан пояс – «вузар». За день мужчина может переодеться 3-4 раза, поэтому на улицах вы никогда не увидите Эмиратца в грязном или сильно измятом наряде. Гардероб мужчин обычно состоит более чем из 50 платьев. Конечно же, местные жители обычно прибегают к услугам химчисток и редко стирают одежду дома, тем более, что химчистки в ОАЭ очень доступны по цене. Самая популярная обувь у мужчин — кожаные шлепки. В зимнее время можно увидеть мужчин в туфлях и даже в свитерах поверх кандуры. Лишь в поездках за границу мужчины из ОАЭ могут надеть костюм или другую европейскую одежду. Арабская женщина в абайе Женский наряд в ОАЭ более многослойный. Традиционно дамы носят цветные платья с длинными рукавами — «кандуры». Под платье надевают шаровары – «сирваль». Поверх платья одевается накидка черного цвета – «абайя», зачастую расшитая золотом, серебром, украшенная кристаллами или жемчужинами. Часто по дороговизне отделки и ткани можно судить о благосостоянии мужа женщины. Голову Эмиратской женщины покрывает тонкий черный платок– «шелла», закрывающий голову, но не лицо. Это самый распространенный головной убор в Эмиратах. Головной убор под названием «хиджаб» реже используется в одежде ОАЭ местными женщинами, его больше носят уроженки соседних стран Персидского залива. Хиджаб состоит из двух частей ткани и прикрывает волосы женщины. Женщина в бурке Женщины из глубоко традиционных семей (особенно бедуинского происхождения), могут покрывать голову так называемой «буркой». Она бывает двух видов. Первая – это платок, покрывающий всю голову и лицо кроме глаз. Второй вид бурки – специальная конструкция из металлических пластин, закрывающие часть лба, нос и губы. Но женщины в бурке встречаются в ОАЭ все реже и реже. Еще один распространенный головной убор для женщин – «гишва». Это тонкий полупрозрачный платок, закрывающий всю голову и лицо. Он достаточно плотный, чтобы скрыть даму от посторонних взглядов, но при этом достаточно прозрачный, чтобы его обладательница могла рассмотреть окружающий ее мир. Конечно же, выбор головного убора для одежды зачастую обусловлен тем, из какой семьи женщина и насколько демократичен у нее муж. Женщина в кандуре Часто под абайей вместо традиционного платья может оказаться вполне современный наряд от известного европейского кутюрье. К тому же, следуя мировым трендам, женщины покупают дорогие сумки и обувь известных брендов. Ходят легенды о том, что большинство платьев с показов высокой моды уходят именно в Эмираты, где женщины демонстрируют их друг перед другом на свадьбах и девичниках, доказывая состоятельность супруга и свой статус в семье. Помимо этого, в своей одежде женщина ОАЭ традиционно использует большое количество ювелирных украшений, цены на которые иногда соизмеримы со стоимостью жилья или машины. Это своеобразный манифест щедрости мужчины. Существует несколько версий, почему арабские женщины ходят в черном. По одной из версий женщина – тень мужчины, поэтому и одеяние черное. В некоторых источниках сказано, что черный цвет наилучшим образом скрывает тонкости фигуры женщины, и не будет просвечиваться, если намокнет. По другой версии, белый цвет – рабочий, а черный – праздничный, а, так как Эмиратские женщины не работают, у них всегда праздник. Кроме того считается, что черный цвет у Восточных людей ассоциируется с красотой: черные глаза символизируют возлюбленную женщину, черное сердце – любящее сердце. Как ни странно, цвет траура у арабских женщин – голубой. |
olegbaranovskyi.com
что можно носить туристам в ОАЭ
Жители ОАЭ достаточно сдержанны в одежде, это связано с их мусульманской верой и многолетними традициями. Туристы и просто приезжие должны с уважением относиться к культуре этой страны, в противном случае у них (в частности, у женщин) могут появиться проблемы с местными ловеласами и даже полицией.
Одежда туристов в ОАЭ
Туристам, как и местным жителям, следует вести себя скромно и не носить вызывающие наряды. Особенно консервативны в этом плане жители эмирата Шарджа, поэтому отправляясь туда на отдых или по работе, не нужно брать просвечивающиеся платья с глубоким декольте, коротенькие шорты и мини-юбки.
Одежда для отеля
Одежда туристов в ОАЭ, которые планируют не только пребывание в отеле, но и поездки в город, должна соответствовать некоторым критериям. Следует позаботиться, чтобы в гардеробе присутствовали блузки и футболки с длинным рукавом, прикрывающие руки, грудь, живот, плечи. Женщинам не обязательно носить длинные юбки, для прогулок подойдут брюки или длинные (до колен) шорты свободного кроя. Естественно, ткань одежды должна быть непрозрачной. Также можно носить скромные платья и сарафаны.
Для пляжа
Туристам, которые озадачились, какую одежду брать в ОАЭ, не стоит забывать и о головных уборах. Шляпа или панамка нужна для того, чтобы не получить солнечный удар в жаркий день. Женщинам можно брать с собой купальники. В «платьях» там плавают только местные — помните об этом.
Ужин и поход в ресторан
Если запланирован поход на ужин в респектабельный ресторан, необходимо с собой взять вечернее платье (женщине) и деловой костюм (мужчине).
Если планируется постоянное нахождение на территории отеля и пляжа, не обязательно брать с собой много вещей. В таком случае можно обойти любимым легким сарафаном, купальником и парео.
Национальная одежда в ОАЭ
Арабские жители ходят в одежде, которая соответствует их религиозным традициям и надежно защищает от жары, солнечного света. Именно поэтому женщины и мужчины максимально покрывают свое тело, при этом предпочтение отдается изделиям из натуральных тканей, которые пропускают влагу и воздух. В повседневной жизни арабы носят платья, рубахи и штаны из хлопка, праздничная национальная одежда в ОАЭ изготавливается из более дорогостоящего шелка.
Очень часто на улицах небольших селений и даже крупных городов можно встретить девушек с полностью прикрытым лицом. Это связано с тем, что в религиозных семьях женщинам разрешено открывать только глаза. В большей части Эмиратов принято ходить в черном, поэтому женщины облачаются в свободные накидки именно такого цвета.
Одежда женщин в ОАЭ
Местные женщины обычно ходят в кандуре — платье с длинными рукавами. Кандура иногда расшивают золотыми, серебряными или цветными нитками для создания узора. Также представительницы прекрасного пола носят рубашки из тонкого полотна (саруб), их надевают поверх широких штанов (сирваль).
Женская одежда в ОАЭ
На улице одежда женщин в ОАЭ всегда является максимально закрытой и скромной. Женская фигура должна быть полностью с головы до пят покрыта абайей — черным покрывалом. В некоторых сельских и бедуинских селениях женщины вместо абаи носят длинные цветные халаты. Голова вне дома обязательно покрывается черным шарфом или платком, иногда лицо дополнительно скрывается за вуалью (гишуа). Гишуа надежно закрывает лицо от сторонних взглядов. В некоторых деревенских селениях женщины также носят специальные прикрывающие лицо (или часть лица) маски.
Как одеваться в ОАЭ туристам женщинам
Напомним, что ОАЭ является страной мусульманской, что отражается и в пожеланиях от местных властей к одежде в ОАЭ для женщин туристов. Хотя и тут есть парадокс – надеть паранджу(абайю) женщине-туристке тоже запрещено – их имеют право носить только мусульманки. Так что нужно искать идеальный средний вариант, о котором мы расскажем ниже.
В каких эмиратах строже правила к женщинам-туристам
Обратите внимание, что наиболее пристальное внимание к форме одежды могут возникнуть в Абу-Даби и Шардже.
Едешь в Дубай как одеваться женщине туристке – читай!
А вот в Дубай все намного проще, но вас тоже могут не совсем однозначно воспринять, если будете прохаживаться в совсем откровенном одеянии. Кстати, особо раздеться и не всегда получится – высокие температуры днем и палящее солнце не дадут снять с себя всю одежду – слишком велик риск обгореть, даже при использовании защитных кремов. Да и вечером может быть «слегка прохладно» — температура может опуститься до +20, а при перепаде с +35+37 днем это очень сильно ощущается.
А вот загорать топлесс запрещено!
Варианты как одеваться в Дубаи девушкам
Шорты и майки рекомендуем оставить для своего отеля, а блузки с длинным рукавом, джинсы, брюки, не короткие юбки и обувь для выхода «в свет». Естественно все должно быть изготовлено из натуральных тканей – в них жара переносить гораздо легче. Все эти рекомендации актуальны не только для Дубая – такая форма одежды будет вполне уместна для женщин в любом из эмиратов.
Если возникнет желание посетить мечеть, то знайте, что в этом случае законы распространяются на всех одинаково: и на местных и на туристов. Мечеть запрещено посещать женщинам с непокрытой головой, открытыми плечами, руками и ногами. Да и не каждую мечеть можно посетить представителям иных конфессий (не касается мечети шейха Заида и мечети в Джумейре).
Одежда для мужчин в Эмиратах
Мужчины дома носят дишдашахи — рубашки из хлопка достаточной длинны белого цвета и специальные головные уборы грубой вязки (куфия, гафия, такыйя). Поверх гафии надевают гутру платок белого цвета, который фиксируется икалом (черным двойным кнутом).
Традиционная мужская одежда в ОАЭ
Праздничная одежда мужчин в ОАЭ представлена биштом. Бишт — это широкая расписанная галуном из серебра или золота накидка на дишдаку, которая по виду напоминает плащ.
На заметку туристам
Даже если мужчина является приезжим, ему не стоит ходить по мусульманскому городу в резиновых тапочках, коротких шортах, плавках, открытой майке. Это проявление неуважения к местным жителям.
Покупка одежды в ОАЭ
Многие отправляются в Арабские Эмираты не только чтобы отдохнуть на пляже и отведать блюда национальной кухни, но и для шоппинга. Чтобы купить одежду в ОАЭ, можно прогуляться по бесчисленным торговым центрам или отправиться на один из рынков. Обязательно стоит обратить внимание на национальные наряды, женщин может заинтересовать абайя или шайла, мужчины могут подобрать кандуру или хутру.
В качестве оригинального подарка рекомендуется приобрети шаль из шерсти или хлопка, если бюджет позволяет, можно купить более дорогостоящий вариант из кашемира или добавлением шелка.
Цены в ОАЭ на одежду нельзя назвать низкими, но вышитые вручную арабские одеяния из натуральных тканей способны каждого привести в восторг. В свободной продаже имеются как повседневные предметы гардероба, так и торжественные, также при желании можно заказать изготовление костюма на заказ.
11141
Популярные материалы из раздела
Алкоголь и все, что с ним связано
409В каких эмиратах можно употреблять? Где купить алкоголь? Сколько алкоголя можно ввозить в ОАЭ? И за что могут побить палками…
Подробнее »
Особенности отдыха в ОАЭ
255За что в ОАЭ можно запросто получить 7 лет тюрьмы? Читайте о том, что крайне не рекомендуется делать в Эмиратах.
Подробнее »
Бурдж Халифа — самый высокий небоскреб
179Вся правда о само высоком небоскребе мира башне Бурдж Халифа. Или что скрыто под фундаментом 828-ми метрового здания…
Подробнее »
Как отмечают Новый год в ОАЭ
70Ёлки, шампанское, мандарины? — Почти так, но включается местный колорит, о котором мы вам расскажем.
Подробнее »
oae-tut.ru
Арабская одежда — Арабский мир
Большинство жителей Аравийского полуострова до сих пор носят национальные костюмы и лишь за рубежом надевают европейское платье.Традиционная одежда скрывает тело почти полностью, оставляя открытыми лишь лицо, кисти рук и стопы. Хотя первоначальное назначение одежды состояло в защите от солнца, пыли и песка, эти чисто практические аспекты стали традицией ислама, и сейчас полностью закрытая фигура мужчины или женщины является своеобразным символом образа жизни, освящаемого религией. В прошлом многие женщины носили искусно сделанные лицевые маски и головные платки. И хотя теперь эти одеяния выглядят гораздо проще, важность головного убора остаётся прежней, он — неотъемлемая часть традиционного аравийского одеяния как для женщин, так и для мужчин.
Платья аравийских женщин почти полностью скрывают фигуру. Их великолепные модели весьма элегантны. Платья, которые носили в прошлом горожанки и жительницы пустыни, представляют собой яркое и незабываемое зрелище. На них шли превосходные цветные хлопковые и шерстяные ткани с красочной аппликацией из шёлка, атласа или шифона, богато расшитые яркими розовыми, оранжевыми и зелёными геометрическими орнаментами. Впоследствии этот яркий наряд обогатился многочисленными колокольчиками из серебра, которые носили на запястьях, а также бирюзовыми, серебряными или золотыми пуговицами. Так же красив мужской костюм. В большей части моделей существуют лишь небольшие различия в традиционной одежде мужчин и женщин. И те, и другие носят многослойную одежду, основой которой является нижняя рубашка. Верхняя накидка, как и другая одежда, меняет своё название в зависимости от района, но образец остаётся единым. Наиболее явно мужская и женская одежды различались по цвету.
Основой традиционного аравийского костюма служит кафтан. В чистом виде это туника с длинными рукавами, без швов, застёжек и воротника, доходящая до лодыжек. Тем не менее она имеет сужающуюся форму и подчёркивает фигуру. Цвет ткани и вышивка вносят изменения в этот вид одежды. Кроме того, различия кафтанов достигались посредством модификации его частей. В наше время обычная одежда («соуб»), в которой я привык видеть саудовских арабов, это простая белая рубаха с клиньями с каждой стороны и потайными вертикальными прорезными карманами.
Для всех арабов одежда имеет большое значение. С ранних лет арабские девочки учатся шить одежду и в соответствии с обычаем помогают готовить своё приданное. Во время праздников мужчины традиционно раздают набор тканей своим жёнам, близким и слугам. Арабы испытывают огромное удовольствие, приобретая новую одежду. Возможно, этот душевный подъём есть отражение той радости, когда в древние времена долго ожидаемый караван верблюдов наконец прибывал к месту назначения и привозил издалека необыкновенные ткани.
Всемирно известный арабский головной убор — платок, опоясанный жгутом, — в наше время фактически сохранился в первозданном виде. Это обусловливается его практичностью применительно к условиям Аравии. Голова и шея защищены от жгучего солнца, а складки платка поглощают горячий воздух и тем самым осуществляют изоляцию, позволяя сохранять влагу и выносить высокую температуру. Этот платок, называемый «шаль» или «ихрам», представляет собой достаточно большой кусок ткани, который позволяет свободно обмотать его вокруг лица или завернуть в тюрбан, когда-то очень популярный в Аравии. Квадратный кусок ихрама обычно складывают по диагонали, чтобы сформировать треугольник, равные стороны которого спадают на плечи.
Когда-то размеры платка были больше, чем сейчас. Из него можно было соорудить очень большой тюрбан. В старые времена мужской головной платок из муслина был вышит и носился в виде тюрбана поверх белой вязаной тюбетейки. Иногда он имел почти белый цвет, но обычным оттенком считался бледно-жёлтый.
В прошлом эти платки применялись только по назначению. В 1914 году английский разведчик Томас Эдуард Лоуренс, известный как Лоуренс Аравийский, отметил, что арабы, проживающие в Хиджазе, иногда используют свои головные платки как подушки и мешки. Другой англичанин, полковник Диксон, работавший в Кувейте, заметил, что бедуин, идущий в бой, почти полностью закрывал лицо платком, завязывая на макушке его концы и оставляя открытыми только глаза, с тем чтобы быть неузнаваемым. Кроме того, такой способ ношения платка предотвращал попадание песка в рот.
Мужской платок удерживает «игаль», головной обруч — обычно двойное нитяное кольцо, обмотанное чёрной козьей или овечьей шерстью. Обруч иногда отделан двумя маленькими кистями, которые обычно спускаются на затылок.
Традиционный головной убор жителя Аравии состоит из трёх частей. О двух я уже рассказал. Последним элементом является тюбетейка («куфийя» или «тааджийя»), которую носят под платком. Иногда тюбетейку не покрывают платком и тогда она становится «молитвенной шапочкой». Мусульмане обязательно закрывают голову во время молитвы. Фактически же это — «потовые шапочки». Их первоначальная цель состояла в том, чтобы предотвратить загрязнение платка. В прошлом тюбетейки делались из хлопка и легко стирались. Иногда их украшали весьма причудливыми вышивками белым шёлком и золотой нитью.
Ихрам и игаль носят преимущественно жители городов и кочевники. У крестьян же и рыбаков некоторых районов Аравии распространены шляпы из пальмовых листьев. Это прежде всего рыбаки побережья Красного моря. От места к месту меняется фасон таких шляп, и знаток по нему может определить место проживания владельца того или иного головного убора.
В прошлом и теперь арабская верхняя одежда считается неполной, если она не имеет верхней накидки, известной в Аравии как «бишт» или «мишлах». Она похожа на то, что носят аравийские женщины поверх платья, но отличается тканью, цветом, украшением и, конечно, тем, как её носят: женщины драпируются в «абаю» от макушки головы, а мужчины носят бишт на плечах. В настоящее время кромка мужского плаща украшается золотой или серебряной тесьмой, оканчивающейся шнурками с кистями. Золотой сутаж проложен по плечам и по краям рукавов. Материал для бишта разнообразен — от верблюжьей шерсти до синтетики. Цвета также могут быть разными, но в основном это чёрный, коричневый, бежевый, кремовый.
Большинство моделей верхней мужской арабской одежды спереди почти полностью открыты. Вероятно, это обусловлено тем, что традиционно араб не только должен иметь при себе оружие, но и оно должно быть на виду. Во всяком случае, это — неотъемлемая часть арабского костюма. Арабское оружие обычно богато украшено и состоит из кинжала с ножнами, больше известного как «джамбия» или «ханжар», и меча в ножнах — «сейф». Когда-то жители города Мекки носили маленький кинжал в ножнах, называемый «сикеена» (буквально «нож»), а мужчины арабских племён — кинжал, нож, меч и даже пику. Впоследствии пику заменило ружьё.
В давние времена кинжалы и мечи изготовлялись на полуострове повсеместно. Старые летописи упоминают арабские племена из Наджрана и Йемена, оружие которых славилось хорошими лезвиями. Там же говорится о том, что несколько городов Омана были известны не только изготовлением, но и отличной отделкой оружия. В прошлом большое количество мечей ввозилось из Дамаска, Басры и Индии, но работы по их украшению выполнялись мусульманскими специалистами-ремесленниками. В наше время большинство мечей, которые носят на полуострове, доставлены из Индии, но они не имеют украшений; местные ремесленники украсили их в соответствии со своими обычаями. Много опытных ювелиров, специалистов по отделке оружия, проживают на острове Бахрейн.
В наше время в городах оружие дополняет костюм только во время различных церемоний. Соуб (белая рубаха) нынче не имеет пояса, поскольку его первоначально носили для того, чтобы держать нож. Со времени появления огнестрельного оружия начали носить перекрещивающийся патронташ с поясом. Этот патронташ тоже стал частью традиционного мужского костюма, который надевают при исполнении церемониального военного танца («арда») и в других особых случаях.
Производство поясов для мечей и патронташей — хорошо развитое на полуострове ремесло. Часто при их изготовлении применяются золотые и серебряные металлические нити, в основном импортируемые из Сирии.
Пояс, то есть «хизам», является важной частью традиционной одежды. Пояса не только держали оружие — в них также прятали деньги и другие предметы. В прошлом хизам изготовлялся из различных материалов. Некоторые путешественники считали, что мужчины западно-аравийских племён носили «хаггу» — «опоясывающую тесьму из кожаных кос». Кроме того, такие пояса надевали под соуб, чтобы поддерживать спину при езде верхом на верблюде на большие расстояния. С запада и юго-запада пришли и плетёные пояса для мужчин, покрытые блестящим серебром.
Традиционно в Аравии мужчины носят палки: горожане в Хиджазе — украшенные палки, называемые «шун»; бедуины — палки для управления верблюдами, сделанные обычно из тростника и известные как «аса», «мишааб» и «баакура». Обычно у кочевников была при себе кожаная сумка — «мизуда». Так же называются сумки из шерсти. Мизуда красочно украшена бусинами, кистями, аппликацией и может содержать всё что угодно — от Корана до небольшого количества кофейных зёрен, фиников или денег.
Из всех частей одежды арабской женщины следует выделить головной убор. Это самая характерная особенность традиционного женского наряда. Европейские путешественники, появившиеся в исламских странах в XVII веке, в своих описаниях часто упоминают вуаль. Традиция носить вуаль идёт от ассирийцев и датируется XV веком до нашей эры. Тоже древним считается обычай ходить с покрытой головой. На Ближнем Востоке долгое время это было для женщин знаком скромности. Считалось, что добродетельная женщина должна носить вуаль и платок. Так или иначе, в пустыне без солнцезащитных очков эти вуали и платки были необходимы. Непереносимый блеск песка может нанести вред глазам и даже вызвать слепоту, а долгое воздействие солнечных лучей — повредить кожу лица. Солнце отрицательно влияет также на волосы, а песок может вызвать раздражение кожи головы.
В прошлом изготовлялись замысловатые и дорогие вуали и платки. Сейчас они гораздо проще. В настоящее время на всём Аравийском полуострове женский головной убор состоит из двух, иногда из трёх частей. Раньше он видоизменялся от провинции к провинции, а порой — и внутри её в соответствии с обычаями племён. Существовало также различие головных уборов, носимых горожанками, сельскими женщинами и бедуинками, проживавшими на территории данного региона. Сейчас эти различия очень поверхностны.
Головной убор в прошлом иногда представлял собой простое приспособление из мягких тканей. Впоследствии он включал плотную маску с прорезями для глаз — «бурга», замысловато выполненную на тканевой основе из кусочков кожи, серебряных монет, амулетов, жемчуга, бус, раковин и даже маленьких белых пуговиц. Некоторые маски изготавливались из кожи и раскрашивались в яркие цвета. Большинство из них отделывалось свисающими кистями. По длине маски, элементам украшения и материалам, применяемым для её изготовления, можно было определить происхождение её носительницы.
Тот же Диксон, автор книг «Арабы пустыни» и «Кувейт и его соседи», пишет, что, за исключением женщин северо-аравийского племени шаммар и некоторых племён Хиджаза, все бедуинки к югу от линии, проведённой через Аравию от порта Акаба до Кувейта, носят бургу; проживающие к северу от этой линии — просто тонкую чёрную вуаль («милфа»), закрывающую только нижнюю часть лица.
В отличие от жёсткой бурги, имеющей прорези для глаз, есть мягкие вуали, закрывающие глаза. Традиционно маска-бурга была принадлежностью бедуинок и сельских жительниц Аравии, но не горожанок: они носили вуаль. Такая вуаль, наиболее близко напоминающая бургу, обычно называется «вуаль Мекки», поскольку похожа на ту, что носили мекканки в давние времена. Как правило, её делают из расшитого лёгкого белого газа, жёстко накрахмаленного. Фасон её уникален: вуаль часто достигает пола. Некоторые вуали были расшиты серебряными нитями и жемчугом. Их, конечно, носили женщины богатые, и притом в торжественных случаях.
Очень сложные маски носят бедуинки и женщины сельских районов Западной Аравии. Порой для изготовления, а главным образом для отделки одной такой маски женщина затрачивает шесть месяцев. Большинство же масок имеет подвески из кистей, которые делаются из материалов, купленных на рынке.
О благосостоянии арабской женщины часто можно судить по её маске. Некоторые женщины пришивают на неё серебряные или золотые монеты — как правило старинные, имеющие высокую ценность. В большинстве районов Саудовской Аравии белые перламутровые рубашечные пуговицы и металлические галуны уже заменили серебряные амулеты и монеты на масках.
Сейчас, когда девушка выходит замуж и покидает свой дом, она оставляет там и свои маски. Вместо этого она надевает простую чёрную вуаль («тараха»), поскольку она всё ещё хочет сохранить скромный вид на людях. Бугра носится всё реже и реже, а предпочтение отдаётся более удобным «тараха», «маханна» или «шайла». Самые дорогие из них отделаны серебряной нитью. Теперь некоторые из них изготавливают не только из хлопчатобумажного газа, но и из синтетических тканей.
В больших городах сегодня арабские женщины любят носить украшения для волос. На второй вечер свадьбы одной из принцесс королевской семьи Саудовской Аравии, как сообщает уже упоминавшаяся Хизер Росс в своей книге «Искусство арабского костюма», каждая женщина, чья голова была непокрытой, имела в волосах какую-нибудь декоративную булавку, цепочку или пряжку. У наиболее элегантных женщин в волосы были вплетены нитки жемчуга, блестящие броши или изящные шпильки.
На западе Аравийского полуострова, от Хиджаза на севере до Йемена на юге, нельзя назвать необычным появление женщины в шляпе из пальмовых листьев. Красивые фасоны можно видеть в различных областях, где плетение шляп из пальмы стало ремеслом. Обычно эти шляпы надевают поверх прямоугольных хлопчатобумажных головных платков. Крестьянки южных областей носят соломенные шляпы с широкими полями с исключительно высокой тульей. По виду они очень напоминают мексиканские.
Верхнюю чёрную абаю — повсеместно известное женское арабское одеяние — надевают на голову. Абая используется как верхняя накидка, и у многих европейцев создалось впечатление, что женщины в Аравии всегда носят чёрное. Однако аравийские женщины любят живые сочные цвета и для своих платьев выбирают яркие ткани вместо блёклых. Чёрную абаю надевают только при выходе на улицу. Её цвет, по мнению Хизер Росс, идеален потому, что «подходит ко всему».
Задолго до ислама на Ближнем Востоке был обычай носить верхнюю накидку при выходе из дому на улицу, и эта древняя традиция дожила до наших дней. Арабские женщины заворачиваются в абаю, чтобы скрыть красивые наряды, продемонстрировать свою скромность, и иногда случайно на рынке можно увидеть женщину, которая придерживает зубами край накидки в то время как берёт на руки ребёнка или достаёт кошелёк.
Существуют и другие различия в плащах для мужчин и для женщин. Абая для женщины сейчас не имеет других цветов, кроме чёрного — цвета, который был предложен и утверждён исламом как надёжная маскировка для привлекательного женского платья. Напомним, что обычной краской на Ближнем Востоке в прошлом был индиго. Бедные бедуины могли позволить себе погрузить ткань в краску только один раз, и поэтому, высохнув, она становилась голубого цвета; те же, кто был побогаче, проделывали это до трёх раз, получая лучший цвет — сине-чёрный. Вполне вероятно, что сегодняшний чёрный цвет идёт от предпочтения в прошлом тёмной окраски.
Когда-то многие горожанки отделывали чёрную абаю золотым шнуром. Сейчас её обычно украшают только чёрным шнуром по подолу и вдоль плечевых швов. Украшением женской одежды часто является сутаж чёрного цвета и иногда чёрное кружево. Качество ткани сильно варьируется, и один из самых дорогих шелков имеет марку ведущего дома моделей в Париже.
Незамужние девушки вместо абаи носят большие шали — «шмаада». Если во время помолвки невеста драпируется в шмааду, то по крайней мере в течение недели после свадьбы она носит чёрную шаль, называемую «махабди». Обычно через неделю после свадьбы молодожёны переезжают в свой новый дом. В этот день невесту нужно вести, поскольку, как и за день до свадьбы, она полностью закутана в шаршаф. Шаршаф также надевают во время молитвы.
С запада Аравийского полуострова пришёл обычай украшать головные шарфы замысловатыми геометрическими узорами из аппликаций, белых перламутровых пуговиц, раковин каури, серебра и иногда белого стекляруса. Порой в качестве украшения используется мягкая кожа, отделанная серебром. Особое предпочтение отдаётся такому украшению, как кисти.
На всём полуострове аравийские женщины любят наряжаться. Обычное явление среди племён — получение невестой по крайней мере пяти платьев в качестве части приданного: она должна начать свою новую жизнь хорошо одетой. Предполагается, что полученной в приданное одежды хватит по крайней мере на год. У горожанки платьев гораздо больше.
Большинство женских платьев — длинные, до щиколоток; они не имеют пояса. Некоторые из них специально шьются с более длинной спинкой, чтобы она тянулась в виде шлейфа. Королевская одежда была длиннее, чтобы обозначить статус. Бедуинские платья бывают на целый метр длиннее, чем рост его носителя, и тогда подвязываются поясом.
Любовь аравийской женщины к тому или иному цвету выражается в её выборе ткани на платье. Тёмные цвета носят все, но в основном их предпочитают пожилые. Большинство женщин любят ткани с контрастными цветными мотивами, особенно если это нарядное платье. Часто такое платье отделывается люрексом, металлическими нитями, бусами и блёстками. Традиционный цвет для свадебного платья — светло-вишнёвый. «Омаса» — особо украшенное платье вишнёво-красного цвета с индийской золотой вышивкой и блёстками на корсаже и рукавах.
Вышивка бедуинок, выполняемая вручную, весьма многоцветна. Однако качество её с годами ухудшается. Раньше она указывала на принадлежность к исламу, племени, роду, а сейчас старинные образцы стали редкими и малоизвестными. Тем не менее традиционный аравийский костюм представляет собой подлинное произведение искусства, которым не устают любоваться как местные арабы, так и иностранцы.
http://clubs.ya.ru/4611686018427434645/replies.xml?item_no=7
arabian-world.livejournal.com
Добавить комментарий