Советы для писателей – Шесть советов для начинающих писателей

Содержание

Шесть советов для начинающих писателей

В интервью успешных писателей можно найти много интересного: они рассказывают, как проходит ежедневный труд, какие привычки полезны, а какие портят стиль и карьеру. Эти советы накапливаются и превращаются в практическое руководство для начинающих авторов.  Если вы решили попробовать свои силы в литературе, то шесть советов и правил от известных писателей помогут вам начать.

1. Лучший способ преодолеть «препятствие пустой страницы»

Я пишу, потому что слова просто выходят из меня, и мне за это ещё и платят.  Иногда я описываю свой труд так: это как переспать с красивой женщиной, которая после этого достает кошелек и платит мне за это. Мне нравится. Чарльз Буковски

В отличие от Чарльза Буковски, для большинства авторов, написание — это серьезный труд. Оно забирает много мысленной энергии, заставляет напрягать свою рабочую память и иногда даже вызывает чувство уязвимости, когда вы пытаетесь быть честным в своей работе.

Заставить себя писать и так трудно, но если к этому ещё добавляется страх, что вам придется представить свою работу на суд мировой общественности, это может поставить крест на карьере писателя — вы просто никогда не начнете.

Чтобы перебороть в себе эти чувства, можно сделать следующее: разрешить себе писать плохо и просто начать.

Энн Лэмот, автор книги «Bird by Bird», написала целый очерк о том, почему авторы должны начинать с ужасных черновиков.

Энн рассказала, что знает много замечательных писателей, чьи книги пользуются большим спросом. И все они не испытывают постоянно энтузиазма и не всегда готовы с радостью писать. Кроме того, их черновики не отличаются особой плавностью речи.

Зная это, гораздо легче начать. Просто начните писать, и не важно, насколько плохо у вас получается. Первые мысли могут вылиться на бумагу кое-как, коряво и неблагозвучно, но может быть это и хорошо? По-крайней мере, многие авторы начинают свой путь к успеху именно с этого.

2. Не используйте клише

Клише — это застывшие формы, избитые выражения, которые часто применяются в литературе. Дополняя свое произведение (часто, неосознанно) клише, вы не взволнуете читателя, не заставите его задуматься, ведь он тоже сотни раз слышал и читал эти фразы.

Конечно, мы сами часто слышим устойчивые выражения и повторяющиеся фразы, как «подавляющее большинство», «стоит отметить», «на сегодняшний день» и другие подобные конструкции, поэтому они просто откладываются в голове и позже выливаются на бумагу почти без вашего участия.

Это сильно влияет на сам способ чтения: чем больше знакомых терминов и мыслей мы встречаем в книге, тем чаще перескакиваем через них. В итоге чтение становится неинтересным.

Лучший способ избавиться от клише — объяснять знакомые понятия разными фразами. Главное, найти золотую середину между запутанным языком, в котором ваши читатели ничего не разберут, и слишком простым и банальным выражением идей.

Другими словами, у ваших читателей должна возникнуть мысль, что они получают что-то новое, но, в то же время, вызывающее доверие.

3.Пишите так, как разговариваете

Только написание, а не мечты об этом, формируют наш собственный стиль.  П.Д. Джеймс

Американский писатель и сценарист Элмор Леонард говорил о первостепенном значении читателя, а не пособий и уроков по написанию «правильного» текста. Никогда не ставьте «хрестоматийное» написание выше, чем интерес читателя и способность захватить его внимание.

Если это звучит, как написанное, я переписываю заново.  Элмор Леонард

Писать так, как вы говорите, труднее, чем кажется, но в итоге текст получается проще и понятнее, без заезженных фраз и витиеватых оборотов. Чтобы понять, можете ли вы так говорить, можно сделать следующее:

Представьте, что перед вами сидит собеседник, и пишите так, как будто вы с ним разговариваете.

4. Используйте короткие слова, предложения и параграфы

Вы можете использовать длинные предложения в разговоре, но когда вы пишете, старайтесь употреблять их реже. Написав текст, вы всегда можете сократить предложения, разбить их и убрать ненужные обороты.

«Отец рекламы» и успешный копирайтер Дэвид Огилви советовал:

Используйте короткие слова, предложения и параграфы. Никогда не пишите больше двух страниц об одном предмете.

Это в большей степени касается не редактирования, а простоты изложения. Подавайте информацию как можно короче и проще, используя короткие слова.

Помните, что два великих мастера, Уильям Шекспир и Джеймс Джойс, писали по-детски простые предложения с глубоким смыслом. «Быть или не быть?», — спрашивает Гамлет. Самое длинное слово в этой фразе из четырех букв. Курт Воннегут (американский писатель-сатирик)

5. Пытайтесь писать меньше, а не больше

Теперь мы подошли к редактированию. Когда вы уже почувствовали себя комфортно, начали писать и создали свой первый черновик, наступает время редактирования. И очень скоро вы понимаете, что этот процесс занимает едва ли не больше времени, чем само написание.

Хорошо, если у вас есть кто-то, чтобы прочитать вашу работу, или вы можете сами прочитать её вслух — так лучше видно все ошибки и промахи.

Во время редактирования важно отстраниться от написания и оценить свой текст объективно, как строгий редактор. Обратите внимание, насколько ясно вы выражаете мысли, есть ли у вас длинные слова, запутанные предложения и ненужные уточнения.

Курт Воннегут использовал для редактирования отличное правило:

Каким бы красивым ни казалось вам предложение, если в нем нет ничего нового или полезного — сотрите его.

6. Продолжайте писать, во что бы то ни стало

Чем больше вы пишете, тем лучше становятся ваши тексты. Вы оттачиваете стиль, больше вникаете в процесс написания. Даже когда у вас дефицит идей, просто продолжайте писать, и это может стать началом гениального произведения.

Не пишите много, пишите чаще.

Если вы хотите делать что-то лучше, тренируйтесь. Вам понадобится дисциплина, чтобы продолжать писать, когда не хочется и держаться, когда с вас уже довольно. Основная мысль полностью выражена на этой инфографике:

Если у вас есть свои секреты, просьба поделиться в комментариях.

Как написать и опубликовать книгу

lifehacker.ru

Как стать хорошим писателем

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте

Создать хорошее произведение может каждый, кто прислушается к советам известных писателей.

Для того, чтобы написать произведение, которое будет иметь широкий круг читателей, нужно иметь большую практику и знать азы писательского мастерства. В этом нам помогут советы великих писателей, которые поделились своими «рецептами» по написанию хорошей книги.

Сегодня, в Международный день писателя, AdMe.ru публикует цитаты, которые может взять на вооружение каждый творческий человек.

Стивен Кинг

Король ужасов издал немало выдающихся бестселлеров. Его творение «Как писать книги» сочетает в себе мемуары, мысли писателя, программу и установку для юных талантов. Книга была написана после того, как Стивена сбил автомобиль. После такого события он пересмотрел многие вещи в своей жизни.

  • Описание начинается в писательском воображении, а заканчивается — в читательском.
  • Все, о чем я вас прошу, — это старайтесь писать получше и помните, что писать наречия — человеческая слабость, писать «он сказал» или «она сказала» — совершенство богов.
  • Начинается все вот с чего: поставьте стол в углу и каждый раз, когда принимаетесь писать, напоминайте себе, почему он не в середине комнаты. Жизнь — это не поддерживающая система для искусства. Все совсем наоборот.
  • Давайте скажу прямо? Если у вас нет времени на чтение хороших книг, то нет времени (и навыков) для письма. Все просто.

Нил Гейман

Английский писатель-фантаст дает своим неопытным коллегам ряд полезных советов, которые дают представление, как научиться писать книги. Вот список этих рекомендаций:

  • Пишите все время.
  • Находитесь в постоянном поиске нужного слова и записывайте его.
  • Всегда доводите ваш труд до конца.
  • Сохраняйте свежий непредвзятый взгляд на вашу литературу. Читайте, будто видите произведение впервые в жизни. Покажите его своим друзьям и знакомым, которые знают толк в книгах такого жанра.
  • Следует учитывать, что если вашему читателю что-то не нравится в тексте, то он в большинстве случаев говорит разумную вещь. Но когда начинает давать совет и уточнять, что именно не так, то зачастую ошибается.
  • Исправляйте свои творения. Знайте, что до того, как ваше произведение будет отшлифовано до идеала, вам придется оставить его и начать писать другое.
  • Наслаждайтесь своим остроумием.
  • Следует помнить, что вера в себя и уверенность в том, что вы все делаете правильно, помогут воплотить в жизнь все что угодно. Пишите ваше произведение максимально искреннее и так хорошо, как вы это можете делать.

Рэй Брэдбери

В книге Брэдбери «Дзен в искусстве писательства» имеются как советы по созданию своего собственного стиля и стратегии поведения с издателями, так и некоторые моменты из биографии самого автора. «Дзен…» поистине можно назвать настольной книгой любого начинающего деятеля литературы, ведь это произведение пронизано невероятной жизненной мудростью.

  • Главный секрет творчества в том, чтобы относиться к своим идеям, как к кошкам — просто заставьте их следовать за вами.
  • Читайте те книги, которые заостряют ваше восприятие цвета, формы и мирового масштаба.

Курт Воннегут

Американский писатель в своем творении «Табакерка Багомбо: Несобранные рассказы» озвучил основные советы писателям для создания коротких рассказов:

  • Не тратьте зря время, которое вам выделил незнакомый читатель.
  • Создайте героя, к которому легко привыкнет ваш читатель.
  • Каждый герой вашего рассказа должен желать чего-либо, пусть это даже всего лишь стакан воды.
  • Предложение должно либо показывать характер героя, либо описывать действие.
  • Пусть начало рассказа будет близким к логическому завершению.
  • Проявляйте садизм по отношению к вашим персонажам. Сделайте так, чтобы с вашими героями случались невероятно ужасные вещи, чтобы читатель смог полностью оценить их.
  • Пишите так, будто делаете это для одного человека, поскольку, стараясь понравиться всем, вы подписываете вашей истории смертный приговор.
  • Не стоит сохранять интригу, давайте информацию всю и сразу. Если тараканы съедят последние страницы вашего произведения, ваш читатель должен быть в состоянии самостоятельно закончить рассказ.

Эрнест Хемингуэй

Хотя писатель и говорил о том, что рассуждать о его ремесле — бесполезное занятие, все же у него есть некоторые мысли по этому поводу в рассказах, интервью, письмах и статьях:

  • Во-первых, нужен талант, большой талант. Такой, как у Киплинга. Потом самодисциплина. Самодисциплина Флобера. Потом нужно ясное представление о том, какой эта проза может быть, и нужно иметь совесть, такую же абсолютно неизменную, как метр-эталон в Париже, для того чтобы уберечься от подделки. Потом от писателя требуется интеллект и бескорыстие, и самое главное — умение выжить. Попробуйте найти все это в одном лице, при том что это лицо сможет преодолеть все те влияния, которые тяготеют над писателем. Самое трудное для него — ведь времени так мало — это выжить и довести работу до конца.
  • Все хорошие книги похожи тем, что они правдоподобнее действительности, и когда ты заканчиваешь читать, остается ощущение, будто все описанное произошло с тобой, а затем — что это принадлежит тебе: добро и зло, восторг, раскаяние, скорбь, люди, места и даже погода. Если ты можешь дать все это людям — значит, ты писатель.
  • Величайший дар хорошего писателя — это встроенный стрессоустойчивый детектор халтуры. Это писательский радар, и он есть у всех хороших авторов.
  • Всю свою жизнь я смотрел на слова так, будто видел их впервые.

www.adme.ru

200 советов для писателей

Как быть писателем? Это главный вопрос, который многих интересует.
Англоязычный блог для начинающих писателей WriteToDone составил список из 201 совета, которые призваны помочь молодому автору, и разбил их на тематические блоки.

КАК БЫТЬ ПИСАТЕЛЕМ: 201 ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ

Блок первый: Как выработать в себе успешный настрой?

1. Будьте открытыми, любопытными, вовлечёнными в жизнь и проживающими каждый её момент.
2. Принимайте все формы критики и научитесь расти, исходя из неё.
3. Живите со страстью.
4. Говорите всем: «Я писатель».
5. Признайте свой страх и преодолейте его.
6. Переосмыслите понятие «нормального».
7. Проверяйте, верны ли ваши умозаключения.
8. Не принимайте оправданий.
9. Вырвитесь из вашей зоны комфорта.
10. Подходите к писательству с благодарностью, нежели как к делу, которое «должно» быть сделано.
11. Рискуйте – не бойтесь шокировать. Вы не тот, кем вы себя считаете.
12. Всегда думайте о своих читателях.
13. Научитесь ЛЮБИТЬ писать и читать.
14. Пишите так, будто вы на первом свидании.
15. Просто позволяйте вещам быть тем, чем они являются.
16. Приобретайте как можно больше нового опыта в как можно более короткий промежуток времени.
17. Любите свои инструменты. Словами известной наклейки на бампер: «Моя перьевая ручка пишет лучше, чем ваш отличник!».
18. Примите вашу теневую сторону. Изучите, какие свои черты и характеристики вы не хотите раскрывать.
19. Пишите, чтобы будоражить ум и нервы.
20. Помните: если вы в чём-то не уверены, значит, вы этого не знаете.
21. Знайте, когда уйти – и когда вернуться.
22. Верьте в то, что вы писатель.
23. Регулярно что-нибудь разрушайте. Пикассо говорил: «Каждый акт создания – это, в первую очередь, акт разрушения».
24. Никогда не воспринимайте рутинный опыт как должное.
25. Поддерживайте себя в хорошей физической форме. Здоровое тело способствует креативности.
26. Будьте собой. Нет нужды искать вдохновения в ком-то другом.
27. Никогда не сдавайтесь.

Блок второй: Как развить мастерство писателя?

28. Используйте простые, повествовательные предложения.
29. Избегайте пассивного залога.
30. Ограничьте использование прилагательных и наречий.
31. Будьте проще.
32. Не лейте воду.
33. Не пишите слишком много.
34. Не переусердствуйте с описаниями (мест, людей и т.д.).
35. Проверяйте каждое длинное слово на предмет того, нельзя ли его заменить более простым аналогом.
36. Если вы примерно представляете себе, как вы хотите закончить часть, которую вы пишите сейчас, попробуйте начать оттуда и посмотреть, чем это обернётся.
37. Избегайте трёх слабых слов, помимо прямой необходимости: «Если», «Но», «Не мочь».
38. Никогда не спасайте своего героя.
39. Практикуйте однозадачность. Установите таймер, чтобы писать, не прерываясь.
40. Работайте над мощными заголовками.
41. Начинайте с метафор и историй.
42. Пишите первое предложение или заголовок последними.
43. Пишите исключительно от всего сердца и избегайте копировать других.
44. Подумайте дважды, прежде чем включить в текст нецензурное слово.
45. Спросите себя: «Можно ли превратить это в список?». Придумайте хотя бы пять вещей, которые вы можете перечислить о том, что пишите.
46. Пользуйтесь правилом мини-юбки: пусть ваша история будет достаточно длинной, чтобы покрыть всё важное, но достаточно короткой, чтобы вызвать интерес.
47. Пишите маленькими параграфами, чтобы быстрее подобраться к делу.
48. Представляйте перед собой человека, к которому обращаетесь: что отражается в его глазах, когда он это читает? Что бы он первым делом сказал вам в ответ?
49. Делайте то, что работает для вас.
50. Всегда называйте лопату лопатой. И ни в коем случае – садовым инструментом с длинным древком!
51. Попробуйте писать неаккуратно. Если вы перестанете волноваться об ошибках (за что ответственно левое полушарие мозга), мысли будут течь легче (правое полушарие).

Блок третий: Как приобрести хорошие писательские привычки?

52. Делайте упражнения или хотя бы разминку в перерывах между писательством.
53. Создайте график работы для вашего проекта и придерживайтесь его.
54. Отмечайте идеи для дальнейшего развития сюжета, прежде чем оставить работу до завтра.
55. Находите время для писательства где угодно, когда угодно.
56. Держите под рукой копию «Странка и Уайта» («Элементы стиля», авторства Уильяма Странка и Элвина Уайта, является одним из самых популярных англоязычных пособий по литературному стилю – прим. пер.).
57. Ведите журнал работы, чтобы иметь возможность анализировать свой прогресс.
58. Пишите на некрасивой бумаге, чтобы обхитрить ваш мозг: так он поверит в то, что не всё должно быть идеально.
59. Пишите, когда устали.
60. Перепишите по памяти какую-нибудь хорошую историю, которую вы когда-то читали, а затем сравните полученное с оригиналом. Оцените разницу и извлеките из неё урок.
61. Практикуйте сжатие. Напишите краткое содержание вашей истории и затем сократите и его тоже. Затем ужмите краткое содержание краткого содержания. Это очень помогает – добраться до остова истории и раскрыть, о чём она рассказывает на самом деле.
62. Сделайте писательство приоритетом в жизни. Если вы утверждаете, что оно так важно для вас, докажите это тем, как вы распределяете своё время.
63. Пишите, когда не чувствуете вдохновения.
64. Небольшой трюк, чтобы заставить себя начать: вам нужно уделить писательству всего 15 минут в день.
65. Используйте колоду из карточек, чтобы начать писать книгу. На каждой напишите предмет или идею. Затем расположите в нужном порядке и опишите каждую, чтобы создать первый набросок.
66. Каждый день заставляйте себя отключиться от внешнего мира хотя бы на время: отключайте телефон, плеер, музыку, электронную почту, твиттер – любые разговоры с другими людьми.
67. Установите лимит на каждую писательскую сессию, а также цель – сколько вы должны успеть сделать за это время.
68. Не бойтесь перерыть словарь в поисках Того Самого Слова, которое подойдёт для предложения лучше, чем то, что стоит там на данный момент.
69. Купите маленький блокнот и ручку, чтобы везде носить их с собой.
70. Хватит переходить по ссылкам – идите писать! Прямо сейчас.
71. Поставьте таймер и заставьте себя (даже если это не станет вашей лучшей работой) написать историю за строго установленный промежуток времени.
72. Читайте хорошую литературу.
73. Пишите на рассвете.
74. Прочитайте «Сол Стейн о писательстве» от корки до корки.
75. Регулярно читайте блог WriteToDone (или же нашу группу =) – прим. пер.).
76. Используйте функцию голосовой записи на телефоне, чтобы фиксировать неожиданно пришедшие в голову идеи или правильные слова – но только не в душе.
77. Пишите в простом текстовом редакторе.
78. Вовлекайте в разговор незнакомцев. Затем пишите о них по памяти, описывая человека, окружающую обстановку и сам разговор.
79. Всегда задавайтесь вопросом: «А что, если…».
80. Ведите диалог со своими персонажами.
81. Вступайте в писательские челленджи.
82. Пишите по 15 минут в день. Каждый день.
83. Пейте больше воды во избежание слабости.
84. Включайте оперную музыку на фоне – или любую другую, которая подходит вашей истории.
85. Начинайте писать заранее – а не за несколько часов до дедлайна.

Блок пятый: Как стать писателем?

101. Устанавливайте для себя лимиты слов и пишите, следуя им.
102. Набросайте контур вашей работы. А затем заполните его.
103. Каждый день открывайте для себя новое слово.
104. Пишите в сотрудничестве с кем-то.
105. Прочитайте «Слова, которые работают» Франка Лунца.
106. Читайте больше о копирайтинге и контент маркетинге.
107. Имейте в виду то, что пишите, и пишите то, что имеете в виду.
108. Напишите о том, о чём уже писал кто-то ещё.
109. Разминайте пальцы при письме.
110. Выучите иностранный язык настолько хорошо, чтобы на нём думать.
111. Напишите историю своей жизни.
112. Спите по ночам столько, сколько вам необходимо.
113. Если мысли путаются, вздремните на 15 минут.
114. Черпайте силу в эмоциях.
115. Пишите так, как будто вам нужно встать и прочитать эту статью перед аудиторией в тысячу человек. Стали бы они её слушать или же ушли домой?
116. Пишите в различных жанрах: посты для блога, короткие истории, эссе.
117. Читайте книги по грамматике.
118. Позвольте себе слабо написанный первый набросок.
119. Старайтесь хорошо питаться. Если вы едите только фастфуд и полуфабрикаты, ваши мыслительные способности также страдают, и вы не способны писать так хорошо, как могли бы.
120. Обязательно прочитайте «Путь художника» Джулии Кэмерон.
121. Если не можете написать книгу, напишите пост в блог.
122. Если не можете написать пост, напишите комментарий.
123. Пишите, не отвлекаясь ни на что.
124. Говорите правду – тогда вам не придётся помнить обо всём, что вы написали.
125. Присматривайтесь внимательно к тому, как успешные писатели строят предложения.
126. Пишите о том, о чём хотите написать, а не о том, что знаете.
127. Смотрите кино. Вы могли бы написать эту историю лучше?
128. Пишите в забитом людьми кафе.
129. Пишите в туалете.
130. Пишите на протяжении 24 часов.
131. Пишите. А затем пишите ещё.
132. Читайте, думайте, читайте, пишите, размышляйте, пишите – и читайте снова.
133. Слушайте, как люди говорят.
134. Читайте много книг. Как хороших, так и плохих.
135. Слушайте подкасты для писателей.
136. Вдохновляйтесь другими формами искусства: музыкой, танцами, скульптурой, живописью.
137. Перечитайте ваше старое творчество и признайте, насколько далеко вы ушли с тех пор – и как далеко ещё зайдёте.
138. Сделайте писательство вашим приоритетным занятием с утра.
139. Продолжайте выдавливать из себя слова, даже если не чувствуете в себе вдохновения.
140. Читайте работы людей, принадлежащих разным культурам. Это поможет вашим работам избежать привкуса застоя.
141. Пишите в то время суток, когда вы наиболее продуктивны.
142. Выделите время на необходимые поиски и исследования.
143. Примите участие в «Нанораймо».
144. Сходите в супермаркет, на футбол, в школу, на стройплощадку. Запишите все детали и ощущения, зафиксируйте атмосферу, людей.
145. Разбирайте и анализируйте книги и статьи, которые вам нравятся.
146. Прочитайте «Читать, как писатель» Франсин Проуз.
147. Найдите свой собственный, уникальный голос.
148. Напишите разные статьи на одну и ту же тему, сначала «за», затем «против» неё. Это поможет тренировать мышление.
149. Пишите о том, о чём отчаянно хотели бы прочитать сами.
150. Читайте так много, как это человечески возможно.
151. Будьте в струе времени: как ваши заголовки отзываются в вашей аудитории?

Блок шестой: Как редактировать то, что вы написали?

152. Перечитывайте то, что вы написали, ещё и ещё раз, до тех пор, пока вашему глазу будет не за что зацепиться.
153. Никогда слепо не доверяйте автоматической проверке правописания в текстовом редакторе.
154. Покажите написанное другу, которому вы доверяете, и попросите дать отзыв.
155. Редактируйте и снова редактируйте.
156. Но не застревайте на этапе редактуры до смерти.
157. Есть время для написания – и есть время для редактирования. Не совмещайте одно с другим, иначе вы будете слишком критично настроены по отношению к тому, что пишите.
158. Если сомневаетесь, вырезайте.
159. Сделайте перерыв между концом написания и началом редактирования.
160. Читайте вслух свою работу всем, кто сможет это вытерпеть, – включая вашего кота.
161. Вырежьте 10% от общего количества слов.
162. Снова сомневаетесь? Вырежьте это тоже.
163. Убивайте все перегруженные предложения.
164. Давайте вашим работам отлежаться и затем возвращайтесь к ним, чтобы посмотреть на них свежим взглядом.
165. Попросите кого-то ещё заняться вычиткой и корректурой.
166. Не бойтесь вырезать предложение, которое кажется вам блестящим, но на самом деле не несёт в себе особого смысла.
167. Больше читайте вслух – так проще выловить ошибки.
168. Любите слова, которые вы пишите, пока вы их пишите – и относитесь к ним с подозрением, когда редактируете.
169. Примерьте на себя роль рецензента и напишите рецензию на собственную книгу, статью или рассказ.

Блок седьмой: Как стать более креативным?

Креативность – это самое важное, когда дело доходит до писательства. Следующие советы помогут вам подхлестнуть вашу творческую энергию.

170. Фискируйте все свои блестящие идеи: они легко забываются.
171. Ведите дневник, чтобы не давать писательской энергии остыть.
172. Используйте этот дневник, чтобы разобраться в своих мыслях и чувствах.
173. Наблюдайте за людьми.
174. Пишите, пробуя уложиться в 101 слово.
175. Начните записывать «поток сознания» и узнайте, куда он вас приведёт.
176. Позволяйте мозгу блуждать.
177. Если других способов подстегнуть вдохновение не осталось, попробуйте найти его на дне стакана…
178. Регулярно медитируйте, чтобы привести в порядок ум.
179. Покосите лужайку, отправьтесь на прогулку или на пробежку – что угодно, на чём сфокусируется ваше сознание, пока подсознание будет витать в творческих облаках.
180. Скопируйте себе этот список на стену, чтобы возвращаться к нему, когда потребуется подпитка вдохновения.
181. Записывайте на телефон все случайные цитаты, идеи для историй, мысли, когда вы находитесь в пути.
182. Группируйте данные по различным признакам, ищите сравнения.
183. Изучайте природу.
184. Пишите, пока пишется. Если что-то подстегнуло вас, не останавливайтесь.
185. Пишите карандашом, а не в лэптопе, для большего вдохновения.
186. Проверяйте новости и ленты в соцсетях, чтобы находить вдохновение в актуальном.
187. Познакомьтесь с кем-то, кто совсем не похож на вас, и используйте его опыт.
188. Пробуйте новое, заводите новые хобби: чем больше в вашей жизни разнообразия, с тем большей вероятностью вы сможете продолжать рождать новые идеи для вашего творчества.
189. Выделите время для размышлений.
190. Пишите там, где происходит действие в вашей сцене. Хотите написать про пляж – берите корзинку с едой и отправляйтесь к морю.
191. Используйте «интеллектуальные карты».
192. Коллекционируйте слова.
193. Записывайте всё. Не доверяйте вашей памяти, особенно с новыми идеями, особенно ночью.
194. Пытаетесь передать какую-то эмоцию, но не уверены в том, как это лучше сделать? Слушайте музыку, которая отражает это чувство, в процессе написания.
195. Лекарство от писательского застоя – прочитайте статью любимого автора или иную любимую публикацию.
196. Попробуйте писать другой рукой. Неудобство и сложность процесса позволят большему количеству мыслей прийти в вашу голову.
197. Когда вы чувствуете, что зашли в тупик, отвлекитесь на что-то, что не требует от вас особенной работы мысли, будь то глажка или пешая прогулка.
198. Пишите на свежем воздухе.
199. Пишите, когда приходит вдохновение.
200. Не ждите идей. Находите их сами.
201. Читайте комментарии в вашем блоге и цените тех, кто нашёл время оставить их для вас.

Будьте писателем!

По материалам группа вконтакте Мастерство писателя

Призвание кз

prizvanie.kz

Советы писателям от писателей | Блог 4brain

Многие писатели утверждают, что начать — самая сложная часть писательского ремесла. Когда Эрнеста Хемингуэя спросили о том, какая самая страшная вещь, которую он когда-либо встречал, он ответил: «Чистый лист бумаги».

Другие писатели считают, что начать легко. Самое же сложное — развить простую идею и выстроить вокруг нее достойное произведение. Как бы там ни было, советы писателей, собранные ниже, помогут справиться со многими сложностями, которые поджидают как начинающих, так и опытных авторов. А учитывая общую творческую подоплеку, они могут быть полезны и в других сферах творчества.

Советы Джона Гришэма

Джон Гришэм — бывший адвокат, известный своими юридическими триллерами, говорит, что прежде, чем стать писателем, любому нужно много чего увидеть, ощутить и пропустить через себя: увидеть мир, пройти через многое — любовь, расставание и так далее. Вам нужно что-то сказать другим людям, а человек без опыта ничем ценным поделиться не может.

Также Джон уверен, что сначала надо относиться к письму как к хобби. Например, писать всего страницу в день в свободное время. Он всегда говорит начинающим писателям, что если они не пишут страницу в день, то ничего не получат. В противном же случае, развивается привычка.

Советы Эрнеста Хемингуэя

Эрнест Хемингуэй, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года, был уверен, что писатель должен прерывать свою работу только тогда, когда четко знает, о чем будет писать завтра. Это помогает ему избежать страха перед чистым листом бумаги с утра — времени, когда лучше всего садиться за свою работу.

Вот интервью Хемингуэя газете «The Paris Review», где он дает еще несколько советов:

Интервьюер. Как часто вы переписываете свои работы?

Хемингуэй. Зависит от обстоятельств. Окончание «Прощай, оружие» я переписал 39 раз, прежде чем остался доволен.

Интервьюер. Там была какая-то техническая проблема?

Хемингуэй. Неправильные слова.

Интервьюер. Кого бы вы указали в качестве своих учителей? У кого вы учились?

Хемингуэй. Твен, Флобер, Стендаль, Чехов, Мопассан, Достоевский, Толстой, Шекспир, Моцарт, Вергилий, Данте, Сезанн, Ван Гог. Я вставил в список художников, потому что у них научился не меньшему, чем у писателей.

Интервьюер. Вы придумываете название до того, как начинаете писать книгу?

Хемингуэй. Нет, я составляю список названий сразу после окончания работы над книгой. Иногда вариантов около 100.

Советы Курта Воннегута

Курт Воннегут был плодовитым американским писателем, известным произведениями, смешивающими сатиру, черную комедию и научную фантастику. Вот его совет начинающим писателям: «Найдите тему, которая вам небезразлична или которая, по вашему мнению, должна быть небезразлична другим. Именно этот неподдельный интерес, а не игра со словами, будет самым убедительным элементом вашего стиля».

В книге «Bagombo Snuff Box», сборнике коротких рассказов, опубликованной  в 1999 году, Воннегут перечисляет восемь правил написания короткой истории:

  1. Используйте время читателя таким образом, чтобы он или она не чувствовали, что время было потрачено впустую.
  2. Дайте читателю хотя бы одного персонажа, с кем он бы мог себя ассоциировать.
  3. Каждый персонаж должен чего-то хотеть, даже если это всего лишь стакан воды.
  4. Каждое предложение должно делать одну из двух вещей — раскрывать характер или продвигать действие.
  5. Начните как можно ближе к концу.
  6. Будьте садистом. Независимо от того, насколько невинны ваши ведущие персонажи, делайте с ними ужасные вещи, чтобы читатель мог понять, из чего они сделаны.
  7. Пишите для одного человека.
  8. Предоставьте своим читателям как можно больше информации и как можно скорее. К черту ожидание. Читатели должны иметь настолько полное представление о том, что, где и почему происходит, чтобы закончить историю самим, если насекомые съедят последние несколько страниц книги.

Советы Энн Ламотт

Однажды Энн Ламотт получила письмо-отказ от редактора, в котором говорилось: «Вы ошиблись, думая, что все, что с вами случилось, интересно».

Но она продолжила писать. Что касается названия ее книги «Bird by bird», она объясняет его такой историей. Когда ее старшему брату было десять лет, он должен был написать репортаж о птицах. За день до сдачи работы он сидел на кухне, заваленный книгами о пернатых и был полностью обескуражен той работой, которую еще только предстояло сделать. К нему, всему в слезах, подошел отец, обнял его за плечи и сказал: «Птица за птицей, приятель. Просто возьми птицу за птицей».

Как можно ожидать от названия книги, Ламотт объясняет в «Bird by Bird», что секрет письма — начать, и для того, чтобы начать, вам нужно разбить сложную, подавляющую задачу на небольшие управляемые задачи. Затем вы просто начнете с выполнения первой.

Она стала автором концепции «ужасного первого черновика». Неважно, насколько отвратительным получится первый набросок — его всегда можно доработать: «Почти любое отличное письмо начинается с катастрофических попыток. Вам нужно просто начать».

Ламотт утверждает, что однажды вы начнете видеть мир иначе и откроете его заново: грязная собака на улице будет вызывать поэтические чувства, а сгоревший дом позволит придумать десятки новых идей.

Советы Сета Година

Сет Годин — маркетинговый гуру и автор бестселлеров, которого назвали «лучшим предпринимателем в информационную эпоху», предлагает девятнадцать советов для начинающих писателей. Вот первые три совета:

  1. Снижайте свои ожидания. Счастливые авторы — те, которые не ждут многого.
  2. Лучше всего начать рекламировать свою книгу за три года до ее выхода. Три года нужны для создания репутации, блога, приобретения последователей, доверия и связей, которые вам понадобятся позже.
  3. Платите за редактуру. Не только для исправления опечаток, но и для того, чтобы сделать ваши ошибки интересными для читателя.

Желаем вам удачи!

 

4brain.ru

10 советов начинающим писателям от Энн Ламотт

Книга Энн Ламотт «Птица за птицей» запомнилась мне многим. Во-первых, у Энн получилось очень интересно рассказать историю своей жизни. Во-вторых, в книге действительно много полезных советов для писателей, которые можно применить на практике. Глупо было бы верить советам писателя, книга которого откровенно не удалась или была бы неинтересной.

Найти советы начинающим писателям совсем не сложно. Только на Лайфхакере таких статей уже гораздо больше, чем несколько. Поэтому я постарался выбрать самые интересные, а главное, ранее неизвестные советы. Пришлось практически второй раз перечитать книгу, но это того стоило.

Вам не всегда будет нравиться то, что вы пишете

В девяти случаях из десяти мне не нравится то, что я пишу. Когда я перечитываю черновики и статьи, которые писались в стол, мне становится немного не по себе. К сожалению, другого способа становиться лучше не существует. Для того чтобы совершенствоваться, вам потребуется очень много писать. И далеко не всегда результат будет вам нравиться. Это нормально.

Публиковаться не так важно, как думают многие

Это примерно как думать, что чайная церемония нужна ради чая. На самом же деле церемония нужна ради церемонии. Так и с писательским делом.

Творчество нужно писателю само по себе — чтобы писать. Не стоит стремиться к тому, чтобы вашу книгу или статью опубликовали.

Публикация явно должна быть в списке ваших приоритетов, но не ставьте её на первое место. Пишите ради того, чтобы писать.

Хорошо писать — значит рассказывать правду

Кажется, что правду писать проще всего. Ведь гораздо сложнее сначала что-то придумать, придать этому форму и написать. На деле всё не так. Написать правду так, чтобы она была интересна и понятна читателю, это так же сложно, как искупать кошку.

Если не знаете, о чём писать, начните с детства

Пишите о самом начале. О том времени, когда вы только начали осознавать себя и мир вокруг. Если ваше детство было плохим — получится мрачный рассказ, если хорошим — получится яркая и красочная история. Однако, независимо от того, каким было ваше детство, поначалу результат вашего труда всё равно будет ужасным, но главное — это начать.

Любой, кто пережил детство, набрал достаточно материала на всю оставшуюся жизнь.

Фланнери О’Коннор

Когда вы начнёте вспоминать о всех подробностях детства, материала может стать настолько много, что вы не поймёте, как вообще можно обо всём написать. В таком случае сужайте рамки и пишите об отдельных событиях, временных периодах или людях.

Садитесь писать в одно время каждый день

Ламотт говорит о том, что такой ритуал приучит подсознание включаться в творческую деятельность. Садитесь за стол в 9 часов утра, или в 7 вечера, или в 2 часа ночи — когда вам больше нравится. Первый час вы наверняка просто будете смотреть на белый лист бумаги или экран компьютера, как идиот. Потом вы начнёте качаться из стороны в сторону. Потом вам захочется поковыряться в носу — не стоит этого избегать. Вы начнёте хрустеть пальцами, потягиваться, гладить кошку, грызть ногти или кусать губу. И лишь потом вы, возможно, сможете начать писать. Дотерпите до этого момента.

Писать лучше маленькими порциями

Если вы задумали невероятный труд, то из-за страха перед его размером вы можете впасть в ступор. Пишите маленькими порциями. Не бойтесь брать паузы и отдыхать.

Писать роман — это как вести машину ночью. Видишь только то, что фары выхватывают из темноты, и всё же так можно проделать весь путь.

Эдгар Доктороу

Вам не обязательно сразу же видеть всю дорогу — достаточно ближайшей пары метров. Так и в писательстве: не старайтесь осилить всё и сразу, а пишите маленькими порциями — так вы не сойдёте с ума.

Не бойтесь отвратительных набросков

Читая книгу Стивена Кинга, Чарльза Буковски или Сэлинджера, вы думаете, что такие истории получаются у них с первого раза. Но это не так. У всех хороших писателей бывают первые отвратительные наброски. А потом вторые, третьи, четвёртые. Затем приходит очередь сносного черновика, и лишь после него получается что-то толковое.

Почти всем, даже великим писателям, творчество даётся нелегко. И единственный способ начать писать — это набросать слабый, отвратительный черновик.

Перфекционизм — враг писателя

Желание сделать идеально будет преследовать вас постоянно. С одной стороны, это хорошо, с другой — перфекционизм убивает в тексте жизнь. Стараясь избавиться от ненужного мусора, вы будете черкать, уменьшать и менять текст до тех пор, пока он не станет сухим и безжизненным. Знайте меру.

Автор должен располагать к себе

Вспомните о своих любимых актёрах. У каждого из вас точно наберётся парочка. Вы наверняка готовы смотреть даже самый ужасный фильм, если там снимается ваш любимчик, верно? Да что уж там, вы бы и прогноз погоды смотрели без остановки, веди его ваш любимый актёр.

С писательством так же. Вы как автор должны располагать к себе.

Если ваш взгляд на жизнь совпадает со взглядами читателя и у вас получается выражать те мысли, которые тоже приходили читателю в голову, то ему уже не так важно, что происходит в вашей книге. Он будет читать её в любом случае.

Опробуйте на ком-то свой материал

Найдите хорошего друга, родственника или коллегу и попросите его беспристрастно оценить то, что вы написали. Им не обязательно тоже быть писателями, ведь вы наверняка пишете для обычных людей. Стороннему глазу гораздо легче увидеть все недостатки и просветы в вашем тексте, а они там есть, не сомневайтесь.

Как написать и опубликовать книгу

lifehacker.ru

60 советов от лучших писателей

Как сказал Томас Манн (Thomas Mann) «Писатель — это тот, кому писать труднее, чем другим людям». А Скотт Фицджеральд (F. Scott Fitzgerald) как-то сказал, что «Автор должен писать для молодых своего поколения, для критиков следующего и преподавателей далёкого будущего». Чтобы стать таким писателем нужно не только посвятить свою жизнь творчеству, но и постоянно развиваться. В этом вам помогут советы великих.  

 

6 правил Джорджа Оруэлла (George Orwell):

Никогда не используйте метафору, сравнение, или другую фигуру речи, которую вы привыкли видеть в печати.

Никогда не используйте длинное слово там, где можно использовать короткое.

Если это возможно — убирайте лишние слова, всегда их убирайте.

Никогда не используйте пассивные конструкции там, где можно использовать активные.

Никогда не используйте иностранные слова, научные термины или жаргон если можете заменить их разговорными эквивалентами.

Нарушьте любое из этих правил раньше, чем употребите нечто совершенно варварское.

 

6 вопросов Оруэлла, которые вы должны задавать себе после каждого написанного предложения:

Что я хочу сказать?

Какими словами это лучше выразить?

Какой образ или идиома передадут эту мысль правильнее?

Достаточно ли свеж этот образ, чтобы подействовать на читателя?

Могу ли я сократить написанное?

Можно ли сказанное передать менее уродливо?

 

Хемингуэй (Ernest Hemingway):

1. Основная проблема писателя неизменна. Он меняется, меняется мир, в котором он живёт, но его проблема остаётся всё той же. Как писать правдиво и, обнаружив истину, передать её таким образом, чтобы она стала личным открытием читателя.

 

2. Бедный Фолкнер (Уильям Фолкнер). Неужели он действительно уверен, что большие эмоции можно передать только большими словами? Он думает, что я не знаю десятидолларовых слов. Я знаю их все. Однако существуют слова значительней, проще и лучше — те слова, которые я использую.

(Хемингуэй так ответил на замечание Фолкнера о том, что «Хемингуэй никогда не был замечен в использовании слов, заставляющих читателя полезть за словарём».)

 

3. Есть ещё секрет. Никакого символизма не существует. Море есть море. Старик есть старик. Мальчик — это мальчик, а рыба — это рыба. Акулы все равны, нет акулы лучше или хуже. Весь символизм, о котором говорят люди — дерьмо собачье. То, что происходит дальше — это то, что ты видишь, когда движешься вперёд.

 

4. Писатель должен писать то, что хочет сказать.

 

5. Самое сложное — это писать честную прямую прозу о человеке. Во-первых, ты должен знать предмет своей повести; во-вторых, ты должен знать как писать. Нужна целая жизнь, чтобы научиться и тому и другому и каждый, кто углубляется в политику, пытаясь найти лёгкий выход — лжец. На самом деле все выходы слишком незамысловаты, но разобраться во всём очень и очень непросто.

 

6. Величайший дар хорошего писателя — это встроенный стрессоустойчивый детектор халтуры.

 

7. Чтобы написать действительно смешную книгу человек должен перенести немало серьёзных страданий.

 

8. Писатель должен писать то, что хочет сказать.

Геттисбергская речь Линкольна не случайно была такой короткой.

 

Советы писателям от Курта Воннегута (Kurt Vonnegut)

В своей книге Табакерка Багомбо: Несобранные рассказы (Bagombo Snuff Box: Uncollected Short Fiction) Воннегут перечислил восемь правил написания коротких историй:

 

1. Используйте время, выделенное вам незнакомым читателем так, чтобы он не считал его потраченным зря.

2. Дайте читателю хотя бы одного героя, к которому он или она могли бы привязаться.

3. Каждый персонаж должен чего-то хотеть, даже если это просто стакан воды.

4. Каждое предложение должно делать что-то из двух: раскрывать характер или продолжать действие.

5. Начинайте как можно ближе к завершению.

6. Будьте садистом. Не важно как милы и невинны ваши главные герои, пусть с ними происходят ужасные вещи. Покажите читателю из чего на самом деле сделаны ваши герои.

7. Пишите, чтобы заслужить одобрение лишь одного человека. Если вы распахиваете окно, чтобы полюбить весь мир, у вашей истории будет воспаление лёгких.

8. Выдавайте вашим читателям как можно больше информации и как можно раньше. К чёрту интригу. Читатель должен обладать настолько глубоким пониманием происходящего, причины и обстоятельств, чтобы самостоятельно закончить историю если тараканы сожрут последние пару страниц.

 

1. Определитесь с предметом вашего интереса.

2. Определяйтесь быстрее, не топчитесь на месте.

3. Будьте проще.

4. Имейте смелость сокращать.

5. Будьте естественны.

6. Говорите то, что имеете ввиду.

7. Пожалейте читателей.

 

10 советов от Элмора Леонарда (Elmore Leonard)

1. Не начинайте с описания погоды.

2. Избегайте прологов.

Они могут быть раздражающими, особенно прологи после введения, которое следует за предисловием. Пролог в романе — это история второго плана, которую вы можете включить в любом месте повествования.

3. В диалогах не используйте других связок кроме «он сказал». Эта связка куда менее отвлекающая, чем «проворчал», «выдохнул», «предостерёг» или «солгал».

4. Не используйте наречия, производные от «сказал»…

5. Держите свои восклицательные знаки под контролем.

6. Не используйте слова «внезапно» и «совершенно неожиданно».

7. С осторожностью используйте различные диалекты и патуа.

8. Избегайте слишком детального описания персонажей.

9. Не углубляйтесь в описания обстановки и предметов.

10. Старайтесь избавляться от частей текста, которые читатели обычно пропускают.

Например больших параграфов скучной прозы.

11. Если текст звучит как писанина, я его переписываю.

 

Правила Роберта Хайнлайна (Robert Heinlein):

Ты должен писать

Заканчивай то, что начал

Ты должен стараться не переписывать ничего, разве что по желанию заказчика

Ты должен довести вывести произведение на рынок

Ты должен держаться на рынке пока всё не будет продано

Начинай работать над чем-то ещё

 

И, наконец, золотые правила Стивена Кинга (Stephen King):

1. Устремляйся сразу к цели

2. Напиши черновик. Дай ему отлежаться.

3. Сокращай свой текст.

4. Будь последовательным и честным.

5. Не заботься слишком сильно о мнении других людей.

6. Много читай.

7. Много пиши.

Надеюсь эта подборка ценных советов вдохновит тебя на подвиги!

 

Оригинал тут — pisatel.clan.su/publ/sovety_dlja_pisatelej/60_sovetov_ot_luchshikh_pisatelej/4-1-0-9

writercenter.ru

Советы писателям: серьезные отношения с литературой

Перекладывание ответственности на других

Мне постоянно приходят письма от начинающих писателей и поэтов с просьбой: “Почитайте мое произведение и скажите, стоит ли мне писать!”

Что мы тут видим? Автор пока несерьезно относится к литературе и к себе в искусстве. Он хочет, чтобы кто-то за него принял решение: надо ли ему тратить годы на образование и практику. Если какая-то малознакомая тетя скажет ему “нет” — он что, перестанет писать? Грош цена такому автору.

Талантлив ли автор, можно сказать не на начальном этапе, когда все пишут плохо, а лет через пять-десять, когда бездари отсеются, не сумев «пробежать марафон». Талант — это немножко способностей и долгие годы обучения и практики. Бездари на это не способны, они сходят с дистанции.

Я не знаю, сможет ли автор пройти этот путь. И никто, кроме самого автора, не знает.

Скажите, тетенька, а мне можно жениться?

Можно ли представить себе страстно влюбленного юношу, который придет к незнакомому человеку и спросит: “Стоит мне или нет жениться на этой девушке?” Если юноша настроен серьезно, если он действительно любит свою избранницу, он горы свернет на пути к счастью — по крайней мере попытается.

Причем нам, писателям, легче, прекрасной девушки на всех не хватит, а литература примет в свои объятия любого, кто искренне ее любит.

Внутренняя пустота

В 1923 году Осип Мандельштам написал статью под названием “Армия поэтов”, где сетовал на то, что в России развелось невероятное количество авторов, осаждающих редакции с просьбами “А напечатайте меня!”, “А посмотрите, что я тут написал!”

Как и сейчас, сто лет назад причина этого явления в том, что человек неудовлетворен своей жизнью, делать ничего не умеет, знаниями не обладает, и в каком-то туманном сне ему пригрезилось, что он сможет обменять свои бурные чувства, выраженные, как ему кажется, «поэзией», на всевозможные “пряники”: признание, связи, славу, деньги и т.п.

Литературой такие люди не интересуются — они интересуются собой. Они пишут исключительно плохо именно потому что несерьезно относятся к своему занятию, не видят в нем искусства, не видят в нем чего-то, заслуживающего тщательного изучения.

Мандельштам пишет:

Попробуйте перевести разговор с так называемой поэзии на другую тему — и вы услышите жалкие и беспомощные ответы, или просто: «Этим я не интересуюсь». Больше того, больной болезнью стихов не интересуется и самой поэзией. […]

Пишущие стихи в большинстве случаев очень плохие и невнимательные читатели стихов; […] крайне непостоянные в своих вкусах, лишенные подготовки, прирожденные не-читатели — они неизменно обижаются на совет научиться читать, прежде чем начать писать.

Искренний ответ

Пишет мне письмо очередной начинающий автор: “Не могли бы вы дать мне конструктивную критику?”

Некоторое время я размышляю, как бы ответить так, чтобы он хоть что-то уловил в моих словах.

Я ему отвечаю только потому, что сама была такой: я ведь тоже в юности бегала с рукописями по всяким “Союзам писателей” и именитым авторам. И тоже была новичком, гораздо больше любившим себя в искусстве, нежели искусство в себе.

И вот какие мысли проносятся у меня в голове:

Парень, ты пришел ко мне и с порога требуешь, чтобы я отдала тебе мое время, мой опыт и мои знания. То есть ты требуешь кусок моей жизни. А что ты готов дать? Свои рассказы? Спасибо, но я знаю, что новички, которым нужна “конструктивная критика”, пишут хуже Бунина. Лучше я пойду Бунина почитаю.

Ты хочешь знаний? На моем сайте опубликовано больше 200 бесплатных статей и видео. Изучай — не хочу. Но ты же не изучаешь, тебе просто не интересно.

Мне самой потребовались несколько значительных ударов судьбы по самолюбию, прежде чем я очнулась и поняла, что литература требует СЛУЖЕНИЯ, а не потребления. Ее нужно искренне любить (то есть читать других авторов, изучать теорию, писать горы черновиков), а не сливать в нее свои комплексы и проблемы, как в канализационную трубу.

И только после этого у меня начало что-то получаться.

А этот молодой человек и к себе относится несерьезно, и ко мне. На самом деле в его глазах мое время и силы ничего не стоят, и именно поэтому он — совершенно без задней мысли — приходит и требует внимания. И не получив, страшно обижается.

Как заинтересовать собой?

Но как-то ведь нужно налаживать связи и общаться с коллегами? Как же быть?

Бета-ридинг

С теми, кто находится на той же карьерной ступени, что и вы, можно обмениваться услугами: вам нужен бета-ридер, и им тоже. Серьезно настроенным новичкам интересно, как пишут их коллеги — это дает бесценные навыки в редактуре и тренирует литературный вкус.

Консультации

С теми, кто дает платные консультации, можно познакомиться, заплатив им за услуги. Тут справедливый обмен: время меняем на деньги.

Небольшие, но полезные услуги

Нет денег? Можно оказывать услуги: научиться что-то делать и помогать тому, чье внимание тебе нужно.

Но тут важно качество: недавно одна дама объявила себя маркетологом и начала навязываться ко мне в подруги. Но вскоре выяснилось, что у нее вообще нет квалификации, она только умными словами умеет бросаться.

Дружба на одном уровне

А если хочется, чтобы кто-то большой и состоявшийся дружил с тобой и оказывал тебе услуги в обмен на радость общения, то тут нужны знания, умения, широкий кругозор и искренность.

С какого конца подступиться?

Если вы чувствуете, что литература — это любовь всей вашей жизни, но не знаете, с какого конца к ней подступиться, берите мою лекцию “Писатель и уверенность в себе”. В ней я расскажу о том, как заложить эмоциональный фундамент под ваше творчество.

Получится у вас или не получится, определяют не высшие силы и не гены, а ваш эмоциональный фон. Сможете вы с уверенностью двигаться вперед, значит, каждый день будете делать что-то полезное для вашей карьеры и в конце концов добьетесь результатов. Не сможете, значит, либо вообще ничего не будете делать, либо будете ходить по кругу — по знакомым и незнакомым людям: «А посмотрите… А оцените…»

www.avtoram.com